Причины приводящие к дисгармоничному развитию ребенка в семье
Дисгармоничное воспитание возникает когда неверно выбраны детско-родительские отношения, при низком уровне эмоционального принятия ребенка, эмоциональном отвержении, отсутствии взаимопонимания.
Также неверный выбор стиля воспитания получается при слабой сплоченности родителей, разногласии в семье в вопросах воспитания детей. Плохо влияет на воспитание детей выраженная противоречивость и непоследовательность родителей по отношению к ребенку, повышенное ограничительство в различных сферах деятельности детей.
Крайне негативно влияет на ребенка как завышение требований к нему, так и вседозволенность. Отрицательно влияет на воспитание детей и неверно выбранный путь контроля за ребенком, выбор чрезмерности наказания и чрезмерности поощрений, повышенная конфликтность в детско-родительских отношениях, недостаточность или чрезмерность удовлетворения его потребностей.
Выбрать золотую середину, гармоничность в процессе воспитания, верные детско-родительские отношения, является очень сложной задачей для родителей (особенно в неполных или обновленных семьях). Однако родителям необходимо не переусердствовать (например, слишком строгий контроль над ребенком, так же неблаготворно влияет на детей, как и полное попустительство).
Типы дисгармоничного воспитания:
I. Гипопротекция.
Характеризуется недостаточностью заботы и внимания, опеки и контроля, интереса к ребенку и удовлетворения его потребностей.
1. Явное эмоциональное отвержение ребенка выступает как вариант воспитания по типу Золушки. Недостаток интереса, заботы, ответственности и контроля поведения ребенка обусловлен эмоциональным отвержением ребенка и приписыванием его личности негативных черт. Для отвержения характерно неприятие эмоциональных особенностей ребенка, его чувств и переживаний. Родитель предпринимает попытки «улучшить» ребенка, используя для этого
жесткий контроль и санкции, навязывает ребенку определенный тип поведения как единственно правильный и возможный (В.И. Гарбузов).
2. Чистая гипопротекция отличается неудовлетворением потребностей ребенка и отсутствием контроля. Неудовлетворение потребностей может граничить с вариантом безнадзорности, когда не удовлетворяются даже витальные, т.е. жизненно необходимые (еда, одежда, жилье), потребности.
3. Скрытая гипопротекция определяется низким уровнем протекции при формальной заботе о ребенке. Родитель, казалось бы, заинтересован в ребенке, но на самом деле обычно удовлетворяются лишь витальные (еда, одежда, жилье) его потребности. Нет сотрудничества, совместной деятельности, активных содержательных форм общения, нет подлинной заинтересованности и заботы о ребенке. Требования предъявляются, но контроль их выполнения не обеспечивается. Достаточно часто за скрытой гипопротекцией кроется неосознанное эмоциональное отвержение ребенка.
4. Перфекционизм — рационально обосновываемая гипопротекция. Например, ребенок недостоин любви и заботы, поскольку не выполняет какие-то обязательства, а потому должен быть наказан. В основе перфекционизма лежит искажение образа ребенка и эмоциональное его отвержение.
5. Потворствующая гипопротекция характеризуется низким уровнем принятия ребенка на фоне потворствования и вседозволенности, когда родители стремятся удовлетворить любые желания ребенка. Дети в такой семье, как правило, избалованные, но, в отличие от семьи с гиперпротекцией, лишены родительской любви. Там стараются всячески избегать общения с
ребенком, откупаясь материальными благами и подарками, например отправляют его на все лето в дорогой престижный лагерь. Родители по отношению к ребенку ведут себя холодно и отстраненно, избегают физического контакта, стремятся оградить ребенка от установления близких связей с другими людьми, изолировать. В основе потворствующей гипопротекции
лежит чувство вины родителя из-за отсутствия подлинной любви к ребенку. Часто это переходит в другую крайность, и ребенок становится объектом агрессии, что приводит к превращению потворствующей гипопротекции в жестокое обращение.
6. Компенсаторная гиперопека. В ее основе лежит гипоопека (нет подлинной заинтересованности, есть элементы эмоционального отвержения). Если в случае потворствующей гипоопеки компенсация осуществляется за счет выполнения желаний ребенка, то здесь — за счет повышенной опеки. Ребенок постоянно в центре внимания, высок уровень тревожности родителей в связи со здоровьем ребенка или страх, что с ребенком что-то произойдет.
II. Гиперпротекция (гиперопека — сверхзабота).
Характеризуется чрезмерной родительской заботой, завышенным уровнем
протекции. Основой гиперпротекции (сверх заботы, опеки) может стать как любовь к ребенку,
так и амбивалентное (разное) к нему отношение. В некоторых случаях гиперпротекция может сочетаться с эмоциональным отвержением ребенка. Гиперопека может быть обусловленной доминированием (превосходством) мотива эмоционального контакта с ребенком. Тогда преувеличенная забота о нем выражает острую потребность самого родителя в эмоциональных отношениях и страх одиночества. Достаточно часто причиной гиперопеки становится фобия утраты, страх потерять ребенка, тревожное ожидание возможного несчастья.
1. Потворствующая гиперпротекция. Воспитание по типу кумира семьи: безусловное эмоциональное принятие ребенка, симбиотическая связь с ребенком. Ребенок является центром семьи, его интересы приоритетны, удовлетворение любых потребностей ребенка чрезмерно, требования, запреты, контроль и санкции отсутствуют. Наличествуют только поощрения, но, никак не связанные с реальными достижениями ребенка, они теряют свое развивающее продуктивное значение. Культ ребенка зачастую осуществляется в ущерб остальным членам семьи.
2. Доминирующая гиперпротекция. В основе ее может лежать как эмоциональное принятие ребенка, так и его отвержение или амбивалентное (различное) отношение. Авторитаризм (диктат) родителей при данном типе воспитания, достаточно широко распространенном в нашей культуре, обусловливает чрезмерность требований, стремление контролировать и чувства, и мысли ребёнка, попытку структурировать отношения с ребенком по типу «у меня власть». Диктат и превосходство родителя выступают в форме категоричности, директивности и безапелляционности суждений, в стремлении установить неограниченную власть над ребенком, добиться его полного и беспрекословного послушания. Одной из причин родительской доминантности (власти) является недоверие к ребенку, уверенность в том, что сам он не сможет справиться ни с одной из жизненных трудностей, что он неспособен к самостоятельным действиям и нуждается в руководстве и контроле. Доминирующая гиперпротекция характерна для воспитания детей дошкольного и младшего
школьного возраста. Достаточно часто маленького ребенка воспитывают по типу потворствования, а когда он подрастает, гиперопека становится доминирующей (главенствующей) и в подростковом возрасте сменяется гипоопекой (практически отсутствием заботы).
3. Компенсаторная гиперопека, по сути, может быть приравнена к гипоопеке с точки зрения удовлетворения потребностей ребенка в любви, принятии, содержательном сотрудничестве и кооперации. Вместе с тем родитель оберегает ребенка от воспитательных воздействий со стороны социального окружения, стремится компенсировать недостаток любви излишком подарков и материальных ценностей.
4. Нематеринская гиперпротекция (со стороны бабушки) обычно носит потворствующий характер, но иногда может принимать и доминирующую форму.
5. Смешанная гиперопека — это переход от гипер к гипоопеке, принимающей скрытые формы.
III. Противоречивое воспитание.
Такое воспитание может быть обусловлено реализацией разными членами
семьи одновременно различных типов воспитания или сменой образцов воспитания по мере взросления ребенка. Противоречивость выступает как несовместимость и взаимоисключаемость воспитательных стратегий и тактик, используемых в семье в отношении одного ребенка. В некоторых случаях противоречивое воспитание принимает форму конфликтного. Причинами противоречивого воспитания могут стать воспитательная неуверенность родителя, низкая степень его психолого-педагогической компетентности, кризисы семьи, например в связи с рождением в семье еще одного ребенка или разводом. Нередко противоречивость воспитания оказывается обусловлена большим количеством вовлеченных в процесс воспитания ребенка взрослых, не желающих и не умеющих (смотреть на себя со стороны и согласовывать свои воспитательные методы.Неравномерность воспитания может проявляться в дефиците эмоционального общения родителя с ребенком в раннем возрасте и «переизбытке» эмоционального контакта в более старшем. Частным случаем противоречивого воспитания является так называемое «маятникообразное» воспитание, в котором запреты отменяются без должных на то причин и разъяснений и затем вновь столь же неожиданно и необоснованно восстанавливаются. Противоречивое воспитание приводит к формированию у ребенка тревожного типа привязанности, искажению в развитии Я-концепции (понимание себя), росту личностной тревожности, неуверенности в себе и низкому самопринятию.
IV. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности.
Отличается чрезмерностью требований, предъявляемых к ребенку. По разным причинам к ребенку предъявляются требования, не соответствующие его возрасту и индивидуальным особенностям. Этот разрыв благоприятен для рывка в личностном развитии, но если отсутствует содержательная помощь со стороны родителей, то в сочетании с жесткими санкциями такой тип воспитания может стать причиной невротизации ребенка. Дети, воспитывающиеся в атмосфере повышенной моральной ответственности, очень обязательны, гиперсоциальны (слишком ориентированны на общество), но склонны к невротизации (психические проблемы) и соматизации (телесные проблемы) психологических проблем, к высокой тревожности. Причинами такого варианта искажения типа семейного воспитания могут выступать: делегирование (передача); искажение когнитивного образа ребенка (приписывание больших возможностей, чем те, которыми реально обладает ребенок); объективные условия социальной ситуации развития (отец ушел из семьи, мать зарабатывает на жизнь, на старшего ребенка ложится ответственность за младших и домашние заботы).
V. Гиперсоциализирующее воспитание.
Выражается в тревожно-мнительной концентрации родителя на социальном статусе ребенка, его успехах и достижениях, отношении к нему сверстников и месте, занимаемом в группе; на состоянии здоровья ребенка без учета реальных психофизических его особенностей, возможностях и ограничениях. Родитель проявляет в отношениях с ребенком чрезмерную принципиальность, не учитывая его возрастно-психологических и индивидуально-личностных особенностей, во главу угла ставит принцип долга, ответственности, социальных обязанностей, норм и правил. Для этого типа воспитания присущи шаблонность, предопределенность воспитательных схем и методов без учета реальных ситуаций взаимодействия и особенностей ребенка. В отношениях с детьми родитель обнаруживает тревожность, мнительность и неуверенность, что самым прямым образом сказывается на личностных особенностях ребенка.
VI. Жестокое обращение с ребенком.
Воспитание по типу жестокого обращения (начиная от жестоких физических наказаний и заканчивая эмоциональным отвержением ребенка, недостатком тепла, любви, принятия, холодностью и отстраненностью опекуна) характеризуется применением родителем самого широкого спектра наказаний при практически полном отсутствии поощрений, несоразмерностью проступка ребенка и тяжести наказания, импульсивной (не с того, ни с сего) враждебностью родителя. Как правило, ребенок выполняет в семье роль «козла отпущения», «позора семьи». Образ ребенка искажается родителем, ему приписываются всевозможные пороки и недостатки, патологическая агрессивность, лживость, испорченность, эгоизм и т.д.
VII. Воспитание в культе болезни
Представляет собой специфический тип дисгармоничного семейного воспитания, характеризующийся навязыванием ребенку роли «больного члена семьи», созданием особой атмосферы. Отношение к ребенку как к больному, слабому, беспомощному ведет к осознанию им своей исключительности, развитию пассивности, слабости, вседозволенности, к трудностям волевого поведения, эгоизму и демонстративности. Ребенок выполняет в семье патологизирующую роль «больной член семьи».
Источник
«Профилактика дисгармоничных отношений в семье как социально-педагогическая проблема» (как результат работы по проекту «Здоровая семья-здоровые дети»)
Автор: Кривина Ольга Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №18» г.о. Самара
Профилактика(от греч. prophylaktikos — предохранительный) — это совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка. Под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:
— предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;
— сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей;
— содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов
Профилактика — система действий, направленных на предотвращение каких-либо явлений (семейных конфликтов, недостатков в воспитании, материального неблагополучия семьи, неблагополучных сексуальных отношений в семье, алкоголизма и наркомании членов семьи, распада семьи).
Педагогическая энциклопедия определяет профилактику как научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.
Согласно терминологии ВОЗ, выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика является наиболее массовой и эффективной. Мероприятия первичной профилактики направлены на ликвидацию неблагоприятных факторов (социальных и биологических), влияющих на формирование негативных форм поведения, или на повышение устойчивости личности к этим факторам. Главная задача вторичной профилактики — раннее выявление семей с нарушениями семейных отношений и проведение мероприятий, направленных на социально-педагогическую коррекцию поведения их членов. В последние годы не менее актуальной задачей вторичной профилактики стало определение так называемых “групп риска”, т. е. тех смей, у которых нет явных признаков неблагополучных, но они больше других склонны к этому. Третичная профилактика направлена на ликвидацию последствий семейных конфликтов или иных признаков неблагополучия.
В.В.Ковалевым социальная профилактика (предупреждение, превенция) определена как деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин. Профилактика направлена на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и малых групп, в том числе, семейных; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.
Ю.В.Василькова выделяет три уровня социальной профилактики:
1. Общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т. п. Она осуществляется различными органами государственной власти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной.
2. Специальный уровень (социально-педагогическая профилактика) состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем. Устранение или нейтрализация причин этих отклонений осуществляется в процессе деятельности соответствующих субъектов, для которых профилактическая функция является профессиональной.
3. Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонения или проблемности. В зависимости от стадии развития проблемы профилактика бывает нескольких видов: ранняя профилактика, непосредственная профилактика и т.п.
Психолого-педагогическая профилактика – это система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Осуществляется на фоне общей гуманизации педагогического процесса. Успешность системы связана прежде всего со всеми субъектами педагогического процесса.
Однако довольно часто нарушаются элементарные права ребенка, что предусматривает включение в профилактическую работу систем мер по социальной защите детства. Социальная защита детства – это специальные меры по гарантированному обеспечению прав несовершеннолетних, предусмотренных российским законодательством и международной конвенцией о правах ребенка.
Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения. Например, многие родители стремятся развивать активность ребенка, предоставляют ему свободу выбора, поощряют инициативу и самостоятельность, предупреждая тем самым социальный инфантилизм и пассивность.
Другие профилактические меры принимаются непосредственно перед возникновением проблем. Третья группа профилактических мер принимается в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждает возникновение новых.
Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий – к специальной. Специальной профилактикой можно называть систему мер, ориентированных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, семейной дезадаптации. Сутью профилактической деятельности на данном этапе является создание для членов семьи условий, способствующих его благополучному развитию, преодолению кризисных явлений как в его семейной жизни, так и на уровне личностного развития.
В последние годы много внимания уделяется ранней профилактике семейной дисгармонии. Это связано со следующими причинами:
— дисгармоничные отношения в семье способны нарушить социально-личностное развитие ребенка;
— нарушение в семейной системе детстве искажает нравственные ценности и этические эталоны поведения ребенка;
— в этом периоде ребенок зависим от взрослого; а родители – его главные авторитеты. При нарушении семейных отношений ребенок может усвоить стереотипы конфликтного, агрессивного поведения.
Cоциально-педагогическая профилактика, с точки зрения Р.В.Овчаровой, — это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности.
Исходя из понимания социальной ситуации развития, ее объективного (какой она реально является) и субъективного (какой она воспринимается и переживается) аспектов, социально-педагогическая профилактика направлена на изменение различных внешних и внутренних факторов и условий социального воспитания или перестройку их взаимодействия.
Занимаясь этим видом профилактики, социальный педагог может направить свою деятельность на повышение воспитательного потенциала микросоциума ребенка, изменяя характер отношений, воздействующих на ребенка со стороны родителей, сверстников и т.д. Специалист может воздействовать на представления ребенка об окружающих и взаимоотношениях с ними, изменить позиции ребенка по отношению к социуму, что благоприятно отразится на его процессе социализации.
Социально-педагогическая работа с семьей по обеспечению гармоничных внутрисемейных отношений на всех этапах ее жизнедеятельности представляется как помощь семье по восстановлению активного ее функционирования и развитию способности самостоятельно преодолевать и предупреждать последующие трудности.
Для оказания адресной социально-педагогической помощи и поддержки, являющейся основным содержанием профилактики дисгармоничных отношений, недостаточно общего представления о типологии семей, необходим более широкий спектр знаний о социально-педагогических проблемах семьи. В зависимости от типа семьи и присущих ей социально-педагогических проблем определяются приоритетные сферы оказания ей социально-педагогической поддержки, корректируются технологии профилактической работы.
До недавнего времени государство обеспечивало, пусть и недостаточный, но относительно устойчивый уровень социальных гарантий для каждого человека в области образования, здравоохранения, культуры, трудовых отношений, социального обеспечения и т.д. Сегодня, когда многие семьи покидает ощущение привычной «спины» государства, проблемы социальной защищенности (или незащищенности), осознания своих прав, социальных и косвенных последствий экономических преобразований все более влияет на социальное благополучие семье.
Индивидуальная профилактическая работа с семьей направлена на повышение адаптивных возможностей семьи через консультации, беседы (формирование новых знаний, умений и навыков) и воспитание (изменение ценностей, установок). Индивидуальная профилактическая работа с семьей решает проблемы восстановления ее функций, собственного потенциала через оперативное овладение определенной суммой знаний и формирование конкретных умений с целью изменения поведения членов семьи и связанных с ними решений социально-педагогических проблем. Для того, чтобы понять, как проводить индивидуальную профилактику дисгармоничных отношений в семье, необходимо рассмотреть проблемы и особенности дисгармоничной семьи.
Многообразие социальных проблем, сопутствующих преобразованиям в обществе, сегодня в большей мере затронуло семью, нередко дестабилизируя ее жизненные функции и снижая ее способность к адаптации в новых условиях. Во время обострения социальных проблем со всей очевидностью обнажились социально-педагогические проблемы семьи. Трудно решаемые проблемы жилищного обеспечения, материального достатка, трудоустройства создают у семьи чувство непредсказуемости перспектив своего развития, недостаточную информированность в вопросах воспитания детей и социально-педагогический дискомфорт. Семья повседневно ощущает давление той или иной неотложной проблемы.
В современный период специалистами выявлены следующие проблемы семьи, вызванные реалиями российской жизни:
— семья как социальный институт утрачивает главные функции воспроизводства населения и социализации;
— наблюдается рост социального сиротства и неполных семей;
— государство не обладает способностью эффективно поддерживать демографические процессы в семье;
— растет жестокость и насилие в семьях;
— стереотипы мужской и женской роли не соответствует современным реалиям.
Разрушение патриархальных внутрисемейных связей привело к усложнению межличностных отношений между супругами, родителями и детьми, а сама потребность в детях стала занимать невысокое положение в структуре потребностей личности.
Эволюция семейной организации привела к значительным трансформациям социальных ролей супругов, которые связаны с развитием социально-профессиональной структуры общества: резко изменились внутрисемейные функции супругов, произошла утрата патриархальной роли отца и супруга в семье в связи с возрастанием материнского участия в обеспечении и обслуживании семьи. Прямым выражением этого противоречия явилась социальная проблема супружеского неравенства при новых семейных ролях.
Процесс демократизации общественной жизни оказал непосредственное влияние на развитие семейных отношений в сторону быстрого разрушения патриархальных устоев в сфере супружества. В современных условиях моногамия все больше утрачивает свой пожизненный характер, заменяясь правом вступления в повторные браки. В результате этого распадается слитность, целостность брачного, сексуального и репродуктивного поведения; разваливается единство системы «супружество–партнерство–родительство–родство».
Кроме того, можно выделить следующие современные реалии, влияющие на семейную систему, и способные привести к дисгармоничным отношениям:
— недостаточная психолого-педагогическая подготовка родителей;
— изменение семейных ценностей;
— отсутствие полового и сексуального воспитания и образования;
— осложнение процесса взаимодействия образовательных учреждений с родителями и др.
Самой сложной проблемой современной семьи является невозможность родителей достаточно обеспечить жизнь своих детей, вследствие чего происходят конфликты детей и родителей. Существует прямая связь между ухудшением жизненных условий и напряжением семейной атмосферы, что часто приводит к внутрисемейной жестокости, насилию над детьми в семье. Такая ситуация детерминирована как изменяющимися взглядами и установками членов семьи, так и накоплением усталости и негативных психологических реакций, проявляющихся часто в агрессии против слабых, незащищенных членов семьи.
Трудности, с которыми встречается социальный педагог в решении этой проблемы определяются усилением представлений о суверенитете семьи в современном обществе, невмешательстве социума в ее функционирование, распадом прежде существовавших систем социального контроля, а также утратой возможностей надзора за поведением и самочувствием детей и родителей. При отсутствии современной профессиональной помощи проблемной семье конфликт между членами семьи усугубляется, что ведет к семейной дисгармонии, которой социальный педагог и противостоит как профессионал со всем арсеналом знаний и умений.
Профилактическая работа не будет эффективна при проведении разовых мероприятий. Необходимо продумать комплекс мероприятий, рассчитанных на конкретную целевую группу на длительное время. Основной смысл данного направления — не допустить нарушений в отношениях между супругами, между родителями и детьми, в отношениях семьи с социальным окружением, содействие развитию семей.
Таким образом, профилактика — система действий, направленных на предотвращение каких-либо явлений (семейных конфликтов, недостатков в воспитании, материального неблагополучия семьи, неблагополучных сексуальных отношений в семье, алкоголизма и наркомании членов семьи, распада семьи). При отсутствии современной профессиональной помощи проблемной семье конфликт между членами семьи усугубляется, что ведет к семейной дисгармонии, которой социальный педагог и противостоит как профессионал со всем арсеналом знаний и умений.
Индивидуальная профилактическая работа с семьей решает проблемы восстановления ее функций, собственного потенциала через оперативное овладение определенной суммой знаний и формирование конкретных умений с целью изменения поведения членов семьи и связанных с ними решений социально-педагогических проблем. Профилактическая социально-педагогическая работа с семьей по предупреждению дисгармоничных внутрисемейных отношений на всех этапах ее жизнедеятельности представляется как помощь семье по восстановлению активного ее функционирования и развитию способности самостоятельно преодолевать и предупреждать последующие трудности.
Источник