Причины отставания умственного развития ребенка
Умственная отсталость (задержка умственного развития) — это состояние ребенка у которого задержанное или неполное развитие психики, что в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания ребенка и обеспечивающих общий уровень интеллекта IQ, то есть моторных, специальных способностей, когнитивных, речевых.
Причины умственной отсталости.
Некоторые причины задержки умственной отсталости могут быть предотвращены при надлежащей медицинской помощи. Дети с диагнозом умственной отсталости лечатся наиболее успешно в раннем возрасте. Если вы подозреваете, что ваш ребенок может иметь интеллектуальную инвалидность, обратитесь к врачу.
Обнаружено несколько сотен причин умственной отсталости, но многие до сих пор неизвестны. Наиболее распространенными из них являются:
- Инфекции во время беременности:
- ВИЧ;
- Токсоплазмоз;
- Простой герпес;
- Краснуха;
- Сифилис;
- ЦМВ-инфекция;
- Поведенческие проблемы во время беременности:
- Курение;
- Использование лекарственных средств, потребление наркотиков или алкоголя, которые влияют на развитие плода;
- Недоедание;
- Воздействие некоторых заболеваний или инфекций во время беременности;
- Проблемы при рождении:
- Преждевременные роды или низкий вес при рождении;
- Ребенок не получает достаточное количество кислорода во время родов;
- Травмирование ребенка во время родов;
- Факторы в детстве:
- Дефицит питательных веществ;
- Заболевания или инфекции, которые влияют на мозг — менингит, энцефалит, ветряная оспа, коклюш и корь;
- Воздействие свинца, ртути и других токсинов;
- Травмы головы или утопление;
- Социальные факторы;
- Недостаток образования.
- Факторы риска интеллектуальной инвалидности
- Ребенок может иметь высокий риск интеллектуальной инвалидности по любой из причин, перечисленных выше, или из-за умственной отсталости других членов семьи. Если вы подозреваете, что ваш ребенок в опасности, скажите об этом врачу.
- Травмы головы у ребенка
Слабоумие
Слабоумие — это расстройство интеллекта, в следствии которого у человека снижается способность не только понимать связь между окружающими явлениями, а так же утрачивается способность отделять главное от второстепенного, утрачивается понимание своих же высказываний.
В психиатрии слабоумие относится к интеллектуальным расстройствам (изменениям процесса рационального познания, умозаключений, суждений, критических способностей).
Приобретённое заболевание — Деменция — от лат. de — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз, + mens — ум, разум.
Шизофреническое слабоумие (или апатическое, атактическое слабоумие) — характеризуется интеллектуальной бездеятельностью, безынициативностью, в то время как предпосылки к умственной деятельности ещё длительное время могут сохраняться. Именно поэтому интеллект таких больных сравнивают со шкафом, полным книг, которыми никто не пользуется, или с музыкальным инструментом, закрытым на ключ и никогда не открываемым.
Эпилептическое слабоумие — выражается не только в значительном снижении памяти, но и в своеобразном изменении мышления, когда человек начинает терять способность различать главное и второстепенное, ему всё кажется важным, все мелочи — значительными. Мышление становится вязким, непродуктивным, патологически обстоятельным, больной никак не может выразить свою мысль (недаром эпилептическое мышление называют иногда лабиринтным). Характерно также сужение круга интересов, концентрация внимания исключительно на своём состоянии (концентрическое слабоумие).
Врожденное заболевание — олигофрения (от греч. oligos — малый в смысле количества + phren — дума, ум).
Умственно отсталые дети. Олигофрения.
Соматически ребенок-олигофрен практически здоров. Олигофрения — это не болезнь, но такое состояние ребенка, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей его психики.
Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. Однако это подлинное развитие, в ходе которого происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребенка.
Умственная отсталость, возникающая после того, как речь ребенка уже сформировалась, встречается относительно редко. Одной из ее разновидностей является деменция — слабоумие. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции необратим, так как происходит прогрессирование заболевания, которое иногда может привести к полному распаду психики. Особыми являются случаи, когда имеющаяся у ребенка умственная отсталость сопровождается текущим психическим заболеванием (эпилепсией, шизофренией), что усугубляет основной дефект, и прогноз развития таких детей бывает весьма неблагоприятным.
В отечественной дефектологии умственно отсталых детей обычно делят на три группы: дебилы, имбецилы, идиоты. Дебилы — это дети с легкими степенями умственной отсталости. Они являются основным контингентом специальных детских садов и специальных школ для умственно отсталых учеников. Дети со средней и глубоко выраженной отсталостью (соответственно имбецилы и идиоты) живут и воспитываются в семьях или помещаются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты, где находятся пожизненно.
Дети с органическими поражениями коры головного мозга (олигофрены) растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Многие из них страдают энурезами. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребенка в дошкольном возрасте часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. У умственно отсталых дошкольников ситуативное понимание речи может сохраняться вплоть до поступления в школу.
Для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для наделения и фиксирования ярко обозначенных свойств и простейших отношений между предметами, для понимания важности того ли иного действия умственно отсталому дошкольнику требуется гораздо больше вариативных повторений, чем для нормально развивающегося ребенка.
У умственно отсталых детей — дошкольников, лишенных специального коррекционно-направленного обучения, отмечается существенное недоразвитие специфических для этого возраста видов деятельности — игры, рисования, конструирования, элементарного бытового труда.
Умственно отсталый ребенок проявляет крайне слабый интерес к окружающему, долго не тянется к игрушкам, не приближает их к себе и не пытается ими манипулировать. В возрасте 3—4 лет, когда нормально развивающиеся дети активно и целенаправленно подражают действиям взрослых, умственно отсталые дошкольники только начинают знакомиться с игрушками. Первые предметно-игровые действия появляются у них (без специального обучения) лишь к середине дошкольного возраста.
У большинства умственно отсталых детей, не посещающих специальный детский сад, не имеющих дома контактов со специалистами-дефектологами или заботливыми и разумными родителями, графическая деятельность до конца дошкольного возраста находится на уровне бесцельного, кратковременного, хаотического черкания. У умственно отсталых детей в большой степени страдает произвольное внимание. Невозможным оказывается для них сколько-нибудь длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности.
Сенсорное развитие в предшкольном и школьном возрасте у этих детей значительно отстает по срокам формирования. Они действуют либо хаотически, не учитывая свойства предметов, либо ранее усвоенным способом, не адекватным в новой ситуации. Восприятие олигофренов характеризуется недифференцированностью, узостью. У всех умственно отсталых детей наблюдаются отклонения в речевой деятельности, которые в той или иной мере поддаются коррекции.
Развитие речевого слуха происходит у умственно отсталых детей с большим опозданием и отклонениями. Вследствие этого у них наблюдается отсутствие или позднее появление лепета. Для олигофренов характерна задержка становления речи, которая обнаруживается в более позднем (чем в норме) понимании обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею. У некоторых умственно отсталых детей наблюдается отсутствие речи даже к 4—5 годам.
Большие трудности возникают у умственно отсталого ребенка при решении задач, требующих наглядно-образного мышления, то есть действовать в уме, оперируя образами представлений. Умственно отсталые дошкольники часто воспринимают изображения на картинке как реальную ситуацию, в которой пытаются действовать. Их память характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Умственно отсталые дети обычно пользуются непроизвольным запоминанием, то есть запоминают яркое, необычное, то, что их привлекает. Произвольное запоминание формируется у них значительно позднее — в конце дошкольного, в начале школьного периода жизни.
Отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети часто бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.
Воспитывая умственно отсталого ребенка в семье, родителям следует задуматься о его будущем. Если предполагается, что он всю жизнь пробудет только в семье, нигде не работая, то ему достаточно иметь навыки самообслуживания и элементарного бытового труда. Если возникают другие перспективы, то надо заранее готовить к ним умственно отсталого ребенка.
Интеллектуальная инвалидность.
Задержка интеллектуального развития начинается в детстве. Люди с умственными отклонениями имеют ограничения психического функционирования и интеллект (IQ) ниже среднего, показывают пониженные результаты в тестах на способность к общению и выполнению повседневных задач. Степень задержки интеллектуального развития — инвалидности может варьироваться — легкая, средняя, тяжелая или глубокая.
Симптомы интеллектуальной инвалидности (интеллектуального развития).
Симптомы задержки в области интеллектуального развития появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. Симптомы варьируют в зависимости от степени умственной отсталости. Приведенные симптомы, кроме интеллектуальной инвалидности, могут быть вызваны другими, менее серьезными заболеваниями.
Симптомы задержки интеллектуального развития (интеллектуальной инвалидности) включают в себя:
- Ребенок обучается и развивается медленнее, чем другие дети того же возраста;
- Трудности в общении с другими людьми;
- Средний балл тестов на интеллектуальное развитие ниже среднего;
- Проблемя с обучением в школе;
- Неспособность выполнять повседневные вещи, например, одеваться или пользоваться ванной без посторонней помощи;
- Проблемы со слухом, зрением, движениями или разговором;
- Неспособность логически мыслить.
- Для описания уровня умственной отсталости часто используются следующие категории:
- Мягкий уровень интеллектуальной инвалидности
- IQ 50-70;
- Развитие медленнее, чем у большинства детей;
- Нет необычных физических признаков;
- Может обучиться практическим навыкам;
- Обучается чтению и математическим навыкам до 3-6 класса;
- Нормальные социальные контакты;
- Обучаемость навыкам, необходимым в повседневной жизни.
- Умеренный уровень интеллектуальной инвалидности
- IQ 35-49;
- Заметные задержки развития, особенно речи;
- Может иметь необычные физические признаки;
- Можно обучить простому общению;
- Можно обучить элементарным навыкам гигиены и безопасности;
- Может выполнять простые действия;
- Можно обучить выполнять контролируемые задачи;
- Могут отправляться одни в знакомые места.
- Тяжелый уровень интеллектуальной инвалидности
- IQ 20-34;
- Значительные задержки развития; обычно поздно начинает ходить;
- Незначительные или отсутствуют навыки общения, иногда есть некоторое понимание речи;
- Можно научить выполнять легкие повторяющиеся действия;
- Может быть обучен простым навыкам самопомощи;
- Потребность социального руководства и контроля.
- Глубокий уровень интеллектуальной инвалидности
- IQ <20;
- Значительная задержка развития во всех областях;
- Врожденные аномалии;
- Требует постоянного присмотра;
- Требуется постоянный уход;
- Неспособность к самообслуживанию.
Диагностика интеллектуальной инвалидности.
Если вы подозреваете, что ребенок не развивается нормально и у него есть интеллектуальная задержка развития, скажите об этом врачу как можно скорее. Доктор спросит о симптомах и истории болезни ребенка, а также выполнит медицинский осмотр. Стандартные тесты для выявления задержки развития, применяемые для диагностики могут включать:
Тест на интеллект: IQ тесты измеряют способность ребенка абстрактно мыслить, решать задачи и наконец учиться чему либо. Ребенок может иметь интеллектуальную инвалидность, если результаты IQ теста 70 или ниже;
Адаптивное поведение — изучаются такие навыки которые необходимые для функционирования в повседневной жизни, в том числе: Чтение и письмо;
Социальные навыки, опишем только такие как ответственность и чувство собственного достоинства;
Практические навыки — это способность не только принимать пищу, но и одеваться, пользоваться ванной комнатой.
Дети с ограниченными интеллектуальными возможностями имеют очень высокий риск наличия разных проблем, например нарушения слуха, проблемы со зрением, судороги, синдром дефицита внимания и гиперактивности или ортопедические заболевания. Для проверки наличия других заболеваний могут быть необходимы дополнительные тесты.
Лечение задержки интеллектуальной инвалидности.
Лечение является наиболее полезным, если оно начинается как можно раньше. Методы лечения интеллектуальной инвалидности включают в себя:
Программы раннего вмешательства для младенцев и малышей в возрасте до трех лет;
Консультирование по семейным вопросам;
Программы развития, в том числе эмоциональных навыков и зрительно-моторной координации;
Специальные образовательные программы;
Обучение жизненным навыкам, таким как приготовление пищи, купание;
Работа с тренером;
Обучение социальным навыкам;
Обучение самообслуживанию.
Профилактика интеллектуальной инвалидности
Чтобы уменьшить вероятность умственной отсталости ребенка:
- Во время беременности:
- Если вы курите, нужно бросить;
- Нельзя пить алкоголь или употреблять наркотики;
- Придерживайтесь здоровой диеты, с низким содержанием насыщенных жиров и богатой цельными зернами, фруктами и овощами;
- Дополнительно потребляйте фолиевую кислоту;
- Регулярно посещайте врача;
- После рождения:
- Выполните скрининг новорожденного на заболевания, которые могут стать причиной интеллектуальной инвалидности;
- Вовремя прививайте ребенка;
- Регулярно посещайте педиатра;
- Пользуйтесь детскими автокреслами и велосипедными шлемами;
- Исключите контакт ребенка с красками на основе свинца;
- Держите ядовитые бытовые вещества вне досягаемости ребенка;
- Детям и подросткам с текущей или недавней вирусной инфекцией не рекомендуется принимать аспирин, из-за риска развития синдрома Рейе. Спросите врача, какие другие лекарства безопасны для вашего ребенка.
ВАЖНО СВОЕВРЕМЕННО ПРИСТУПИТЬ К ЛЕЧЕНИЮ Умственной задержки развития.
Более подробную информацию вы можете получить
по телефону 8-800-22-22-602 (звонок по РОССИИ бесплатный)
Микротоковую рефлексотерапию для лечения умственной отсталости проводят только в подразделениях «Реацентра» в городах: Самара, Казань, Волгоград, Оренбург, Тольятти, Саратов, Ульяновск, Набережные Челны, Ижевск, Уфа, Астрахань, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Кемерово, Калининград, Барнаул, Челябинск, Алматы, Ташкент.
НАШИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
Выберите город:
Источник
Задержка умственного развития — это не психическая болезнь. Правильным будет назвать это особым психическим состоянием, которое характеризуется невысоким уровнем развития центральной нервной системы.
Считается, что у детей с диагнозом «задержка умственного развития» нет шансов полностью догнать обычных детей. Малыши могут развиваться, но лишь до определенной границы биологических возможностей.Родным детей с подобным диагнозом крайне сложно принять тот факт, что у их чада диагностировали умственную отсталость.
Для них очень важно сделать все, что только возможно, ради того, чтобы ребенок стал таким же, как все. На самом деле это неправильный путь. Помочь малышу адаптироваться в социальной среде можно только принимая его таким, какой он есть. Лишь в этом случае есть вероятность, что его точно так же смогут принять в социуме.
Признаки умственной задержки
У детей задержка умственного развития может быть как врожденной, так и приобретенной в возрасте до трех лет. Главный признак, указывающий на заболевание — это нарушение работы интеллекта. Как правило, связаны эти нарушения с патологиями мозга и нервной системы.
Кроме нарушений в работе интеллекта, задержка умственного развития может привести детей к социальной дезадаптации. Такие дети страдают нарушением речевых и психомоторных функций, недоразвитием эмоционально-волевой сферы.
Олигофрения: что нужно знать?
Задержки умственного развития также принято называть одним простым словом — «олигофрения», что в переводе с древнегреческого означает «малоумие». Так болезнь называют в том случае, если выявлена причина ее появления. Если же причина неясна, то более уместным считается термин «умственная недостаточность».
Это понятие более широкое, так как в него умещается не только отставание развития, вызванное органическими нарушениями, но и педагогическая либо же социальная запущенность.В психиатрии человека с олигофренией характеризуют как личность, неспособную научиться самостоятельно жить в социальной среде.
Врожденная умственная отсталость, она же олигофрения, накладывает определенные ограничения на развитие малыша, который не может достичь того же уровня, что и здоровые дети. Когда же речь идет и приобретенном слабоумии — деменции, то подразумевают снижение уровня интеллекта по сравнению с показателями возрастных норм.
Степени тяжести умственной отсталости
Степень задержки умственного развития у детей может быть разной. Всего выделают несколько таких степеней умственного отставания:
- легкую;
- умеренную;
- глубокую.
Каждая из степеней характеризуется определенным уровнем IQ. Если у детей с легкой степенью показатель IQ колеблется в пределах 50-69 пунктов, то у ребят с четвертой степенью IQ составляет не более 20 пунктов.
Самая легкая — это первая стадия. Дети с диагнозом «задержка умственного развития первой стадии» обладают основными навыками самообслуживания и домашней работы, могут обучаться в специализированных заведениях по специальной программе, способны будут со временем научиться простому ремеслу для заработка.
Средняя (умеренная) степень олигофрении характеризуется усложненным освоением детьми навыков самообслуживания, задержкой речевого развития. Такие дети часто не могут справиться с освоением даже самых простых движений, не всегда понимают обращенную к ним речь, требуют к себе повышенного внимания как в детском, так и во взрослом возрасте.
Последняя стадия — это глубокая задержка, или идиотизм. Дети с диагнозом «задержка умственного развития глубокой стадии» остаются на уровне ребенка трех лет. Они не понимают правил, не соблюдают инструкции, неспособны слушать и запоминать, имеют проблемы с двигательной активностью, страдают недержанием кала и мочи. Не исключены неврологические нарушения. Как правило, вызывают такую тяжелую степень заболевания органического и генетического характера, не так часто — травмы головного мозга.
Считается, что окончательно вылечить умственную отсталость у детей невозможно. Да, в отдельных случаях применяются стимулирующие лекарства, но эффект будет ровно таким, насколько это возможно в границах биологических возможностей ребенка.
Именно поэтому то, насколько удачным будет внедрение ребенка в социум, во многом зависит от выбранной для его случая системы лечения, обучения, воспитания.
Причины задержки умственного развития
У детей задержка умственного развития может быть вызвана целым рядом причин – как генетического характера, так и связанных с особенностями окружающей социальной среды. В зоне риска дети родителей, родственники которых имели подобный диагноз. Именно на генетическом уровне проблема передается в 50 процентах случаев. Также очень часто выявить причину умственной задержки у ребенка не представляется возможным.
Ниже перечислены основные причины отсталости детей в интеллектуальном развитии:
- заболевания генетического характера;
- внутриутробные поражения;
- интоксикация;
- отравление плода алкоголем;
- воздействие медикаментозных средств;
- радиация и химиотерапия;
- гипоксия;
- недоношенность последней степени;
- родовые травмы;
- инфекции, поражающие центральную нервную систему;
- социальная запущенность на фоне плохого питания и педагогического невнимания.
Диагноз — не приговор!
Как уже упоминалось выше, у детей задержки умственного развития не лечатся. Тем не менее речь идет не обо всех детях с таким диагнозом. Не поддаются лечению только те ребята, причиной отсталости которых является тяжелая генетическая наследственность или социальные причины. А таких на самом деле всего около 30%. Все остальные, а это подавляющее большинство, получили такой диагноз в результате соматических причин, поэтому их можно и нужно лечить.
К сожалению, чаще всего медики ставят диагноз «задержка умственного развития» и вместе с ним крест на маленьком пациенте, считая, что лучшим решением проблемы для него станет обучение в спецшколе для недоразвитых детей. Такой подход в корне неверен и уже успел искалечить жизни многих семей.
На самом деле у большей части детишек, страдающих умственным недоразвитием, эта проблема носит временный характер. Достаточно будет выявить причину задержки, чтобы понять, насколько эффективным сможет стать лечение и введение коррекционной программы.
Если причина в наследственности, когда малыш не может развиваться выше отмеренной метки, это одно. В таком случае он действительно потребует специального ухода и обучения.
Но если задержка умственного развития — это последствия хронической инфекции, аллергии, порока сердца и так далее, то дело поправимо. Ослабленный болезнями организм ребенка действительно снижает активность процесса его развития. Результат — задержка умственного развития, диагноз, лишающий права на нормальную жизнь. Если же обеспечить таким детям правильный подход, укрепляя первым делом иммунитет, создавая комфортные условия в семье, в школе, в детском саду, то можно будет добиться позитивной динамики.
Задержка умственного развития также может стать последствием неблагоприятных социальных условий, в результате чего травмируется психика детей. Например, они могут быть лишены контроля и внимания со стороны взрослых.
Примерно такого же эффекта, часто сами того не понимая, добиваются родители, метод воспитания у которых — это чрезмерная забота и опека малыша. Инфантильные дети растут неприспособленными к жизни, эгоистичными и зависимыми от других. В таких случаях изменить ситуацию можно будет, только поменяв условия воспитания.
Меньше шансов повлиять на процесс умственного развития будет в случаях с детьми, которые перенесли болезни головного мозга, родовые травмы либо были отравлены в утробе матери токсинами, пострадали в результате инфекций или удушья.
Своевременная диагностика — залог успеха
Независимо от типа задержки умственного развития у детей, крайне важно своевременно провести диагностику для выявления его основной причины. Лечение обязательно должно проводиться в комплексе, с привлечением родителей, педагогов, применением лекарственных препаратов и современных методик.
Не рекомендуется по отношению применять к детям не до конца проверенные методики, например фетальную терапию, мануальную терапию, а также электропроцедуры.
Что касается задачи родителей, то главная их миссия — наблюдать за развитием малышей и в случае подозрений на задержку развития не откладывая обратиться к опытному врачу. И, конечно же, в случае подтверждения диагноза не терять надежду и делать все, чтобы помочь детям справиться с проблемой, насколько это будет возможно.
Источник