Причины определяющие фонематическое развитие речи ребенка

Причины определяющие фонематическое развитие речи ребенка thumbnail

Сумцова Татьяна
Роль фонематического восприятия в развитии речи и становлении правильного произношения

Роль фонематического восприятия в развитии речи, становлении правильного произношения.

Роль фонематического восприятия в развитии речи

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Формирование у детей грамматически правильной речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе – одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и в семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопрос, договориться со сверстниками о совместной игре. И, наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6 – 7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Количество детей с речевой патологией год от года растет. По данным Министерства здравоохранения РФ, более чем у 30% детей в раннем возрасте обнаруживаются речевые дефекты различной тяжести. Среди школьников доля страдающих нарушением речи достигает 20 – 30%. Дети с выраженными речевыми дефектами не могут усвоить школьную программу. Часть детей, не имея выраженных недостатков произношения, также испытывают трудности при овладении процессом чтения и письма.

Среди множества причин можно выделить: нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

В этом случае нарушаются базисные («узловые» — по Р. Е. Левиной) образования, влияющие на развитие речевой функции. Нарушение одного из них приводит к задержке и дальнейшему патологическому формированию всей речевой функции в целом, так же как и развитие или планомерная коррекция одного из них положительно влияет на развитие других и всей речевой функции в целом.

Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д. Б. Эльконин, А. Р. Лурия, Д. Б. Богоявленский, Ф. А. Сохин, А. Г. Томбовцева, Г. А. Тумакова и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет на общеречевое развитие ребенка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.

Это подчеркивает значение фонематического восприятия в формировании речи детей.

Рассмотрим более подробно фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Фонематическое восприятиесодержит в себе два компонента:

1. Фонематический слух – это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию.

2. Элементарный звуковой анализ.

Эти компоненты отличают друг от друга следующие факторы:

1 фактор

=Фонематический слух – это процесс узнавания и различения звуков речи. При этом слово воспринимается ребенком целиком (глобально). Оно является наименьшей неделимой единицей, имеющей смысловое содержание. Слово не расчленяется на отдельные звуки и его звуковой состав ребенком не осознается.

=Фонематический анализ и синтез – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы)различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов. При этом ребенок отделяет форму слова от его семантики и выполняет операцию анализа именно звуковой формы данного слова.

2 фактор

=Фонематический слух – это первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой.

= Фонематический анализ и синтез – это вторая ступень, базирующаяся на первой и без нее невозможна.

3 фактор

= Фонематический слух формируется в период от года до четырех лет.

= Фонематический анализ и синтез формируется в более позднем возрасте.

4 фактор

= Фонематический слух – это способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно.

= Фонематический анализ и синтез – это способность различить особенности и порядок звуков, чтобы преобразовать фонемы в графемы и воспроизвести слово в письменной форме.

5 фактор

= Фонематический слух в норме не требует специального обучения (при условии погружения ребенка в речевую среду).

= Фонематический анализ и синтез требует специального обучения и не осваивается ребенком самостоятельно.

В нашем случае, работая с детьми младшего дошкольного возраста, мы не будем разделять фонематическое восприятие на отдельные компоненты. Основываясь на том, что ребенок в этом возрасте уже способен воспринимать и различать не только интонационно – ритмическую структуру слова, но и его звуковое оформление, можно предполагать наличие отдельных элементарных аналитических процессов, которые не могут не являться составной частью фонематического восприятия.

В дальнейшем мы будем пользоваться термином «фонематическое восприятие», учитывая то, что он более полно отражает процессы, необходимые для овладения ребенком речевой функцией. И в практической работе будем заниматься развитием всех сторон фонематического восприятия, тем самым подготавливая детей к формированию высших ступеней его развития.

Формирование фонематического восприятия в онтогенезе

Фонематическое восприятие у детей формируется постепенно, в процессе естественного развития. Исследователь детских речевых нарушений профессор Р,Е,Левина, изучая закономерности формирования речи детей в норме и патологии, выделяет пять этапов, которые проходит ребенок в овладении речью.

I этап – дофонемный

На этом этапе у ребенка полностью отсутствует дифференциация звуков, понимание речи и собственно активная речь. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение (длительность периода – от рождения до 9 – 12 месяцев).

IIэтап

Возникает различение наиболее контрастных или далеких фонем, но отсутствует дифференциация близких фонем. Произношение ребенка неправильное, искаженное. Он не различает правильного и неправильного произношения других людей, не замечает особенностей своего произношения. Ребенок одинаково реагирует на правильно произносимые слова и на те искаженные слова, которые взрослые произносят так, как их произносит сам ребенок.

К концу первого года жизни (по данным Н. Х. Швачкина) слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав) (длительность периода – от 7 – 11 месяцев до 1,5 лет – 1года 8 месяцев).

IIIэтап

На этом этапе происходят решающие сдвиги. Ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова и способен замечать различие между правильным и неправильным произношением. Речь еще остается неправильной. Однако начинает наблюдаться приспособление к новому восприятию, выражающемуся в появлении промежуточных звуков между звуками, произносимыми ребенком и взрослыми.

Фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребенка, что служит основой совершенствования произношения (А. Н. Гвоздев). Н. Х. Швачкин отмечает, что к концу второго года жизни (при понимании речи) ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка (длительность периода – от 1,5 лет до 2 – 2,5 лет).

IVэтап

На этом этапе получают преобладание новые образцы восприятия звуков. Однако у ребенка еще не вытеснена предыдущая форма, и он узнает неправильно сказанные слова. Активная речь достигает почти полной правильности (длительность периода приблизительно – от 2 – 2,5 лет до 3 – 3,5 лет).

Vэтап

Завершается процесс фонематического развития. Ребенок слышит и говорит правильно. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков (в норме процесс фонематического развития заканчивается к 4 годам).

Можно отметить,что:

Фонематическое восприятие в норме не требует специального обучения. Фонематическое восприятие формируется в период от года до четырех лет.

Фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно.

Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой.

Ведущая роль фонематического восприятия в становлении правильного произношения

Основываясь на утверждение А. Н. Гвоздева, что фонематическое восприятие, развиваясь, постоянно опережает артикуляционные возможности ребенка и служит основой для совершенствования звукопроизношения, можно подчеркнуть его ведущую роль в данном процессе.

Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Овладение ребенком языком, как средством общения, происходит через усвоение звуковой системы речи.

В усвоение звуковой системы языка входят два взаимосвязанных процесса:

~ процесс развития призносительной стороны речи (звукопроизношения);

~процесс развития восприятия звуков (фонематическое восприятие).

Для полноценного усвоения звукопроизношения большое значение имеет фонематическое восприятие.

По данным Р. Е. Левиной, Р. М. Боскис, Н. Х. Швачкина, в период от года до четырех лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороной речи.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка.

Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

А. Н. Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится». И действительно, самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно малышу без помощи взрослых. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной,

обоснованной, своевременной. Д. Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании».

А. Н. Гвоздев и Н. И. Красногорский отмечают, что особенностью передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом, а с другой – с собственным произношением. Различение этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребёнком.

Правильное произношение возникает только тогда, когда оба образа совпадают (Д. Б. Эльконин).

Р. Е. Левина замечает, что акт произношения в норме следует рассматривать как завершение акустического процесса, направленного на выделение соответствующего звука и его различия среди других.

В поступательном развитии фонематического восприятия ребёнок начинает со слуховой дифференцировки далёких звуков (например, гласных –согласных, затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких – глухих или мягких – твёрдых согласных). Сходство артикуляции последних побуждает ребёнка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом и только слухом». Итак, ребёнок начинает с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением (Д. Б. Эльконин, Н. Х. Швачкин,С. Н. Ржевкин).

Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним, что чёткие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. По данным С. Бернштейна, «безусловно, правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить».

На сегодняшний момент большая часть детей имеет задержку речевого развития в звене звукоразличения, вредоносно влияющую не только на устную (импрессивную и экспрессивную, но и письменную речь.

Главное, по мнению Л. С. Цветковой,недоразвитие фонематического анализа и синтеза приводит к глубокому изменению семантической структуры языка, и, прежде всего к нарушению значения и предметной отнесенности слова.

Фонематическое восприятие, являясь одним из базовых звеньев речевой деятельности,обеспечивает и другие виды психической активности ребенка: перцептивную, когнитивную, регулятивную деятельность и др. В результате этого, по данным многих авторов, несформированность фонематического восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей дошкольного и школьного возраста, что проявляется в виде стойких фонематических дисграфий, дислексий и дискалькулий (Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, О. Б. Иншакова и др.).

Источник

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями. Логопедическое обследование при ФФН включает изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, навыков словообразования, связной речи. Коррекционная работа при ФФН ведется над нарушенными сторонами речи.

Общие сведения

ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) – несформированность звуковой стороны речи, характеризующаяся фонетическими и фонематическими дефектами. Главным определяющим признаком ФФН является незавершенность формирования процессов произношения и восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционными характеристикам. ФФН представляет серьезное препятствие на пути овладения навыками письма и чтения и является риск-фактором развития дисграфии и дислексии у детей школьного возраста.

Нарушения средств общения (ФФН и ОНР) являются категориями психолого-педагогической классификации речевых нарушений, отражающими уровень сформированности языковых средств и позволяющими в соответствии с этим выстраивать логопедическую работу. ФФН объединяет обширную группу нарушений речи: артикуляторно-фонематическую и акустико-фонематическую дислалию, дизартрию, ринолалию. Дети с ФФН составляют 20-25 % от общего количества детей с речевыми нарушениями.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

Классификация ФФН

По выраженности нарушений звуковой стороны речи выделяют легкую, среднюю и тяжелую степень ФФН:

Легкая степень ФФН характеризуется нарушением дифференциации только дефектно произносимых звуков. В остальном звуко-слоговая структура слова анализируется правильно.

Средняя степень ФФН характеризуется более грубыми нарушениями звукового анализа. Отмечается недостаточная дифференциация значительного числа звуков, входящих в различные фонетические группы. В устной речи их артикуляция сформирована достаточно.

Тяжелая степень ФФН характеризуется глубоким фонематическим недоразвитием, когда ребенок не воспринимает звуки на слух, не различает их, не может выделить их в слове и установить последовательность.

Характеристика ФФН

При ФФН у детей имеет место расстройство произносительной стороны речи и особого фонематического слуха, способствующего различению и узнаванию фонем родного языка. Физиологический слух и интеллект у детей с ФФН сохранны. Структура дефекта при ФФН характеризуется несформированностью звуковой стороны речи, нарушением дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженным лексико-грамматическими нарушениями.

Нарушения звуковой стороны речи у детей с ФФН представлены фонематическими (смешением и заменами звуков) и фонетическими дефектами (искажением звуков) Наиболее часто отмечаются замены артикуляторно сложных звуков более простыми ([р] на [л], [ш] на [ф], [с] на [т] и пр.). Другим вариантом проявления ФФН может быть недифференцированное произношение звуков, когда один звук может служить заменителем целого ряда других звуков (например, [т´] вместо [ с´], [ ч ], [ ш ]). Еще одним дефектом при ФФН может являться смешение звуков, их неустойчивое употребление в речи: в одних случаях нужный звук произносится правильно, в других – заменяется артикуляторно или акустически близкими звуками. В дальнейшем такие нарушения будут сопровождаться однотипными заменами букв на письме (артикуляторно-акустическая дисграфия).

Фонематические нарушения часто сочетаются с фонетическими недостатками – искажением произношения одного или нескольких звуков (ротацизмом, сигматизмом, ламбдацизмом и др.). Общее количество дефектно произносимых звуков при ФФН может достигать 16-20.

Прямым следствием нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФН является неспособность овладеть фонематическим анализом: выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность. Детям с ФФН с трудом дается произнесение слов со стечением согласных и многосложных слов. При проговаривании таких слов отмечаются пропуски слогов, их перестановки и замены, добавления лишнего звука внутри слога и т. д. Кроме перечисленных затруднений, при ФФН может отмечаться нечеткость артикуляции.

Лексический запас и грамматический строй речи при ФФН обычно в пределах нормы, однако при специальном обследовании могут выявляться ошибки в словоизменении, согласовании частей речи, употреблении предлогов.

Наряду с нарушениями вербального характера, детям с ФФН свойственны определенные особенности протекания ВПФ: неустойчивость произвольного внимания, трудности переключения, сужение объема памяти (особенно на речевой материал), трудности в понимании абстрактных понятий, замедленное течение мыслительных процессов и т. д. Все это препятствует успешной учебной деятельности и обусловливает нестойкую успеваемость.

Логопедическое обследование при ФФН

Приступая к диагностическому обследованию речи у ребенка с ФФН, логопед (из медицинской документации или из беседы с родителями) выясняет анамнестические сведения (особенности протекания беременности и родов  у матери, раннего физического, психического развития ребенка). При оформлении речевой карты на ребенка с ФФН следует сделать особые отметки о состоянии слуха (по заключению детского отоларинголога), неврологического статуса (по заключению детского невролога), общего здоровья (по заключению педиатра).

Затем исследуется состояние и подвижность артикуляционного аппарата, оценивается состояние голосовой и дыхательной функции. При обследовании звукопроизношения обращается внимание на характер имеющихся нарушений (замены, смешение, искажение, отсутствие), различение оппозиционных фонем, способность воспроизведения слов различного слогового состава. Крайне важным при ФФН является исследование уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза. Диагностика устной речи завершается изучением количественной и качественной характеристики словарного запаса, сформированности грамматического строя речи и связной речи.

При диагностике письменной речи выявляется наличие специфических ошибок на письме и их характер (замены букв, аграмматизмы и др.), определяется уровень владения чтением, ошибки, понимание прочитанного. В речевой карте обязательно фиксируются образцы детской речи, на основании которых делается заключение о наличии у ребенка ФФН.

Коррекция ФФН

Дети с ФФН подлежат обучению и воспитанию в специальных логопедических группах детских садов, куда зачисляются на 10 месяцев с 5 или 6 лет. Школьники с нарушениями письма и чтения, обусловленными ФФН, занимаются на школьном логопункте. Основные направления логопедической работы при ФФН включают коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических процессов, подготовку к овладению грамотой (в школе – профилактику либо коррекцию нарушений письменной речи).

В процессе логопедических занятий по коррекции ФФН осуществляется работа над произносительной стороной речи (уточнением артикуляции, постановкой, автоматизацией и дифференциацией звуков); формированием фонематического восприятия, анализа и синтеза; обогащением словаря; развитием навыков словообразования и словоизменения, составлением простых и сложных предложений; развитием связной речи; овладением элементарными навыками чтения и письма. На занятиях по коррекции ФФН используется соответствующий возрасту наглядный и речевой материал, различные дидактические приемы, артикуляционная гимнастика, логопедический массаж. Логопедическая работа по коррекции ФФН проводятся в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной форме.

Дети с ФФН нуждаются в занятиях детского психолога: развитии слухового внимания и слуховой памяти, общей и мелкой моторики, памяти, мышления.

Прогноз и профилактика ФФН

Раннее выявление детей с ФФН и проведение целенаправленной логопедической работы позволяет полностью исправить недостатки звукопроизношения и развить фонематическое восприятие. Желательно, чтобы фонетико-фонематическое недоразвитие было устранено до поступления в школу – это является залогом успешного овладения ребенком письменной речью.

Предупреждение ФФН требует профилактики перинатальной патологии плода, заботы об общем здоровье и гармоничном развитии детей, организации правильного речевого окружения, активизации слухового внимания и гнозиса как основы формирования фонематических процессов. Важное значение имеет внимание родителей к речи своего ребенка и своевременное обращение к логопеду для коррекции имеющихся нарушений.

Источник