Причины нарушений в личностном развитии ребенка

Причины нарушений в личностном развитии ребенка thumbnail

Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья — Учебное пособие (Акатов Л.И.)

Причины нарушений в личностном развитии ребенка

Нарушения в развитии личности могут
проявляться в виде неадекватного поведения, в нарушении иерархии мотивов, по­буждающих
личность к активности, в возникновении отри­цательных черт характера, в виде
вредных привычек поведе­ния, в нарушении межличностых взаимодействий и многих
других формах.

В зависимости от этиологии возникновения они
могут но­сить различный характер. Например, известно, что та или иная
психическая болезнь оставляет определенный след в пси­хике человека, приводит к
существенным изменениям в лич­ностной сфере, к утере сложной организации
человеческой деятельности и подконтрольности поведения. Такие люди
(душевнобольные), как правило, попадают в психиатрическую клинику и ими
занимаются психиатры.

Но кроме них есть люди, которые не считают
себя больны­ми, но в их поведении проявляются определенные странно­сти, у
многих из них имеют место пагубные привычки в виде болезненного пристрастия.
Иначе говоря, аномалии в разви­тии личности могут возникать не только у
душевнобольных людей, но и у лиц, не имеющих психической патологии. По­этому
изучением личностных особенностей в аспекте психи­ческой нормы и патологии
занимаются как психиатры, так и психологи.

Особенно уязвимы в возникновении личностных
отклоне­ний дети, имеющие те или иные жизненные ограничения. Они представляют
особую группу — группу повышенного риска. Объясняется это тем, что, во-первых,
на появление различных отклонений на ранних этапах возрастного развития сущест­венно
влияют биологические факторы (генетические, инфек­ционные, иммунологические,
токсические и др.) Наличие того или иного дефекта затрудняет общее развитие
ребенка, сказы­вается на его познавательной сфере и ведет к значительному
своеобразию формирования личности. Во-вторых, дети с огра­ниченными
возможностями обостренно воспринимают воздей­ствие различных социальных
факторов. В зависимости от ус­ловий воспитания и социального окружения у таких
детей по мере их взросления возникают вторичные нарушения, пред­ставляющие
собой психические и личностные отклонения.

В числе наиболее общих причин возникновения
нарушений в личностном развитии выступают два основных фактора: со­циальный
(условия жизни, негативное влияние микросоци­альной среды, психосоциальные
травмы, алкоголизм, нар­комания и др.) и биологический (наследственность,
травмы головного мозга, инфекционные поражения, некоторые ток-сикации и др.).

Ведущая роль в развитии личности принадлежит
социаль­ному фактору. Личность — продукт социального развития. После появления
ребенка на свет у него при нормально ор­ганизованном обучении и воспитании
начинает интенсивно, формироваться интеллектуальная,
потребностно-мотивацион-ная и эмоционально-волевая сферы, познавательные способ­ности,
вырабатываются нормы и правила поведения, которые впоследствии станут основой
структуры его личности. В случае же ущемления в развитии одной или нескольких
названных сфер происходит задержка психического развития, недоразви­тие
личности (проявления инфантилизма), возникновение пе­дагогической запущенности,
формирование отрицательных черт характера, привычек и отклонений в поведении.

Наиболее распространенными социальными
причинами, вы­зывающими нарушения в личностном развитии, могут быть:

1. Депривация (эмоциональная, социальная,
сенсорная) — состояние недостаточного удовлетворения какой-либо важной
психологической потребности. Ведет к задержке познаватель­ной сферы, к
нарушению процессов мышления, межличност­ного взаимодействия, возникновению
заторможенности, апа­тии, раздражительности.

2.  Влияние окружающей социальной среды,
которая особенно значима для детского, подросткового и юношеско­го возрастов.
Именно в эти периоды происходит интенсив­ное формирование характерологических
свойств личности, потребностей, ценностных ориентации, мотивации поведения.
Например, если подросток или юноша попадает в группу свер­стников с
антисоциальными формами поведения (насилие, тенденции к употреблению алкоголя,
наркотиков), то у него разрушаются нормальные человеческие отношения, изменя­ются
ценностные ориентации, которые и оказывают в даль­нейшем существенное влияние
на его личностное развитие.

3. Образ жизни, преобладание определенных
жизненных норм в статусе поведения ребенка, от которых зависит его сома­тическое
(физическое) и психическое (душевное) здоровье. На­пример, ребенку или
подростку часто объясняют, как он должен себя вести, какими качествами он
должен обладать, но ситуа­ции, когда он мог бы проявить себя в жизни, не
создают. По­добный подход к формированию личности ребенка обуславлива­ет
различные психологические проблемы, в том числе и создает условия для
возникновения отклонений в личностном развитии.

Биологические причины особенно отрицательно
сказываются на развитии личности в период раннего и дошкольного детства. К ним
можно отнести врожденные аномалии (болезнь Дауна), наследственные психические
заболевания, различные формы недоразвития головного мозга, патологии
беременности, родо­вые и послеродовые травмы, интоксикации головного мозга и
другие. Вследствие названных причин такие дети, особенно если с ними не
проводилась специальная реабилитационная ра­бота, обнаруживают различного рода
аномалии в личностном развитии. Поэтому при изучении личности роль
биологических факторов следует рассматривать не обособленно, а с учетом со­циальных
условий, в которых находится индивид.

Источник

Нарушения
личностного роста чрезвычайно
распространены как в детском, так и
взрослом возрасте. Часто оказывается,
что за тем или иным нарушением когнитивных
процессов (отставание в развитии
умственных способностей у ребенка и
пр. ) скрывается нарушение личностного
развития (Г. М. Бреслав, 1990).

Возможно,
это основано на том, что в практической
педагоги­ке большее внимание уделяется
развитию когнитивных процессов, а не
личности. Попытки целенаправленного
формирования лично­сти- зачастую
сводятся к объяснению ребенку, что он
должен совер­шать моральные поступки
и переживать нравственные чувства.
Подобные обстоятельства и обусловливают
различные психологи­ческие проблемы
или даже отклонения в развитии.

Понятие
отклонения в личностном развитии
охватывает боль­шой круг явлений:
формирование антисоциальной мотивации,
появление эмоциональных нарушений
(страхов, агрессивности и пр. )

381

и
нарушений волевой сферы (слабоволие,
капризы, упрямство, негативизм), низкий
уровень социальной компетентности и
т. д.

Нарушения
формирования личности, как в эмоциональной,
так и в других сферах, условно могут
быть разделены на два класса:

— специфические
для определенного возрастного этапа
(например, отсутствие комплекса оживления
в два-три месяца является серьез­ным
препятствием для дальнейшего развития
ребенка, как отсут­ствие этого феномена,
например, в два-три года не может считаться
негативным явлением развития);

— неспецифические
(общие) — такие нарушения в любом возрасте
считаются подлежащими коррекции,
например, отсутствие ситуа­тивности
эмоций и пр.

Условность
такого разделения в том, что оба вида
нарушений являются сторонами одного
процесса. Однако, как любая типоло­гия,
это деление позволяет более аналитично
подойти к исследова­нию нарушений.

Г.
М. Бреслав (1990) описывает ряд специфических
проявлений эмоциональных нарушений в
детском возрасте, которые являются
показателями отклонения в личностном
развитии.

Так,
в младенческом возрасте эмоциональными
нарушениями личности являются:

— отсутствие
«комплекса оживления», определяющего
эмоци­ональное развитие (это нарушение
диагностируется в возрасте четы­рех
месяцев, так как ранее это может быть
обусловлено индивидуальными особенностями
и не свидетельствовать о негатив­ном
развитии ребенка);

— задержка в
появлении разнообразных форм внешнего
выра­жения эмоций, отсутствие четких
мимических реакций, в частно­сти,
улыбки, которая в норме возникает в три
месяца;

— неадекватная
эмоциональная реакция на действие
взрослого (например, плач в ответ на
ухаживающие действия матери, погла­живания
и т. п. );

— апатия и равнодушие
ребенка в ситуации взаимодействия с
другим человеком, в частности, ухаживающей
матерью;

На втором году
жизни эмоциональными нарушениями по
Бреславу, являются:

— отсутствие
эмоционального заражения, которое
появляется еще в младенческом возрасте
и выступает основой общения ребенка со
взрослым. Отсутствие синтонии на втором
году жизни может считаться серьезной
аномалией процесса развития личности;

382


высокая интенсивность
и длительность эмоционального зара­жения,
«застревание» эмоционального процесса,
который в норме у ре­бенка раннего
возраста достаточно быстро возникает
и исчезает;


отсутствие четко
дифференцированной эмоциональной
реакции на различных людей. Так, ребенок
с нормальным разви­тием эмоциональной
сферы испытывает положительные и более
интенсивные эмоции при общении с близкими
людьми — прежде всего, родителями. В
норме, к концу первого и на втором году
жизни важнейшим условием развития
симпатии к другому человеку становится
уровень активности этого человека в
совместной с ребенком деятельности.
Существует достаточно тесная связь
между уровнем активности и симпатией.
Эмоциональные отношения становятся
более дифференцированными и устойчивыми,
хотя общение еще сохраняет ситуативный
характер. Так, ласка одного и того же
симпатичного ребенку человека может в
одном случае радовать, в другом (если,
например, отвлекает от приятного занятия)
вызвать недовольство или противодействие;


отсутствие
положительных эмоций при появлении
новых игрушек;


боязнь безопасных
предметов (не больших, не колких и пр. )
и чрезмерная осторожность. В целом,
осторожность не свойственна маленьким
детям, что и обусловливает необходимость
контроля за действиями ребенка со
стороны взрослых. Появление осторожности
в раннем возрасте свидетельствует не’
о раннем развитии этой характеристики,
но скорее об эмоциональном нарушении,
так как в его основе лежат иные процессы,
нежели в осторожности взрос­лых людей;


эмоциональная
фиксация на каком-либо одном предмете
(например, какой-то игрушке). Положительные
эмоции при мани­пулировании предметом
являются признаком нормального разви­тия
эмоциональной сферы личности ребенка,
но если ребенок испытывает радость лишь
при появлении только одного какого-либо
предмета, то это может считаться
проявлением эмоционально­го нарушения.
Такую эмоциональную фиксацию необходимо
отличать от стремления ребенка к
повторению удавшихся ему дей­ствий,
которое считается вполне нормальным и
даже необходимым в развитии ребенка,
так как является проявлением желания
ребенка к продлению удовольствия.
Достижение ребенком хорошего резуль­тата
ведет к повторным попыткам с тем, чтобы
еще и еще раз повторить приятный результат
активности и пережить положитель­ные
эмоции от своего успеха. Это помогает
закреплению различных полезных навыков;

383


депрессия,
длительность которой не адекватна силе
воз­действия. Так, если небольшое
неприятное событие («шлепок» со сто­роны
родителей и пр. ) повергает ребенка в
длительное эмоционально негативное
состояние, то это свидетельствует о
нарушении эмоцио­нальной саморегуляции,
которая должна помогать избавляться
от ситуативных негатвных эмоциональных
реакций (гнева, апатии и пр. );


амбивалентное
поведение. Оно может наблюдаться в
ран­нем возрасте и позже. Амбивалентное
поведение ребенка считается нормальным,
если оно появляется в ситуациях социальньк
ограни­чений на удовлетворение
потребностей (ситуациях «хочу—нельзя»).
Вне подобных ограничений амбивалентное
поведение является при­знаком нарушений
личностного развития.

В
основе такого поведения лежит борьба
мотивов. В. ИАснин считает, что для детей
раннего и дошкольного возраста такое
явле­ние не свойственно, так как борьбу
мотивов у этих детей можно констатировать
лишь при наличии внешней социальной
стимуля­ции (когда, например, взрослый
предлагает ребенку совершить на выбор
два одинаково приятных, но взаимоисключающих
друг друга действия).

Амбивалентное
поведение имеет место в тех случаях,
когда ребенок «мечется», не знает, что
выбрать, колеблется, брать какой-либо
предмет или нет, проявляя при этом
беспокойство, тревогу и другие подобные
эмоции;

— равнодушие и
апатия ребенка. Чаще всего оно обусловлено
социальной, эмоциональной депривацией.
Устранение депривации восстанавливает
нормальное развитие ребенка.

В дошкольном
возрасте эмоциональными нарушениями
явля­ются следующие феномены:

— отсутствие
эмоциональной децентрации, которая
проявля­ется в неспособности
сопереживать другому человеку ни в
реальной ситуации, ни при прослушивании
сказки. В норме ребенок, слуша­ющий
сказку, идентифицирует себя с главным
героем и переживает вместе с ним все
коллизии. Эти переживания достаточно
четко проявляются в невербальном
поведении. Отсутствие эмоциональ­ной
децентрации — само по себе негативное
явление, но оно еще и негативно влияет
на развитие просоциальной мотивации и
«объе­диняющих» чувств, регулирующих
межличностные отношения.

Отсутствие
эмоциональной децентрации является
более надеж­ным показателем
эмоционального нарушения, чем инертность,
фиксированность эмоциональной окраски
отражаемого содержания уже в силу
значительной индивидуализации
динамических характерис-

384

тик
эмоционального процесса. Естественно,
что ребенок, облада­ющий меньшей
подвижностью процессов возбуждения и
торможе­ния, будет отличаться и
эмоциональным «застреванием».
Соответственно осложняется и диагностика
отклонения, ибо регу­лярная «эмоциональная
неадекватность» может рассматриваться
как аномальная, лишь будучи соотнесенной
с индивидуальными осо­бенностями
нейродинамики психических процессов.

Г.
М. Бреслав считает, что «отсутствие
эмоционального пред­восхищения может
рассматриваться в качестве показателя
отклоне­ния. Без возвращения в прошлое
невозможно возникновение стыда, угрызений
совести и т. п. Без эмоционального
предвосхищения невозможно появление
даже того минимума произвольной
регуля­ции, который требуется в ролевой
игре. Неразвитость внутреннего плана
действий у дошкольников ограничивает
диапазон временного смещения, поэтому
речь может идти не столько о степени
выражен­ности, сколько о самой
возможности эмоционального выделения
будущего (а затем и прошлого) или
возможности понимания ребен­ком
желаний другого человека;


отсутствие синтонии.
Под синтонией понимают способность
откликаться на эмоциональное состояние
другого человека (прежде всего, «близкого»,
симпатичного). Синтония появляется к
концу первого года жизни, но является
признаком нормального развития личности
не только в раннем, но и дошкольном
возрасте;


отсутствие
специфического феномена эмоциональной
само­регуляции для дошкольного
возраста — «чувства вины», связанного
с новым типом самосознания («Это я
сделал») и способностью эмо­ционально
возвращаться в прошлое;

— множество
негативных эмоций и фобий ребенка,
окраши­вающих различные ситуации.

Так, в дошкольном,
как и в любом другом возрасте, помимо
указанных эмоциональных нарушений,
таковыми являются замкну­тость, страхи
и агрессивность.

Соседние файлы в предмете Психология

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Нарушения личностного роста чрезвычайно распространены как в детском,
так и взрослом возрасте. Часто оказывается, что за тем или иным
нарушением когнитивных процессов (отставание в развитии умственных
способностей у ребенка и пр.) скрывается нарушение личностного развития.

Возможно, это основано на том, что в практической педагогике большее
внимание уделяется развитию когнитивных процессов, а не личности.
Попытки целенаправленного формирования личности зачастую сводятся к
объяснению ребенку, что он должен совершать моральные поступки и
переживать нравственные чувства. Подобные обстоятельства и
обусловливают различные психологические проблемы или даже отклонения в
развитии.

Понятие отклонения в личностном развитии охватывает большой круг
явлений:

  • формирование антисоциальной мотивации,
  • появление эмоциональных
    нарушений (страхов, агрессивности и пр.) и нарушений волевой сферы
    (слабоволие, капризы, упрямство, негативизм),
  • низкий уровень социальной компетентности и т.д.
  • Нарушения формирования личности, как в эмоциональной, так и в других
    сферах, условно могут быть разделены на два класса:

    • специфические для определенного возрастного этапа
      (например,
      отсутствие комплекса оживления в два-три месяца является серьезным
      препятствием для дальнейшего развития ребенка, как отсутствие этого
      феномена, например, в два-три года не может считаться негативным
      явлением развития);
    • неспецифические (общие) — такие нарушения
      в любом возрасте считаются подлежащими коррекции, например, отсутствие
      ситуативное эмоций и пр.

    Условность такого разделения в том, что оба вида нарушений являются
    сторонами одного процесса. Однако, как любая типология, это деление
    позволяет более аналитично подойти к исследованию нарушений.

    Вот ряд специфических проявлений эмоциональных
    нарушений в детском возрасте, которые являются показателями отклонения
    в личностном развитии.

    Так, в младенческом
    возрасте эмоциональными нарушениями личности
    являются:

  • отсутствие «комплекса оживления», определяющего
    эмоциональное развитие (это нарушение диагностируется в возрасте
    четырех месяцев, так как ранее это может быть обусловлено
    индивидуальными особенностями и не свидетельствовать о негативном
    развитии ребенка);
  • задержка в появлении разнообразных форм внешнего выражения
    эмоций, отсутствие четких мимических реакций, в частности, улыбки,
    которая в норме возникает в три месяца;
  • неадекватная эмоциональная реакция на действие взрослого
    (например, плач в ответ на ухаживающие действия матери, поглаживания и
    т.п.);
  • апатия и равнодушие ребенка в ситуации
    взаимодействия с другим человеком, в частности, ухаживающей матерью;
  • На втором году жизни
    эмоциональными нарушениями являются:

  • отсутствие эмоционального заражения, которое появляется еще
    в младенческом возрасте и выступает основой общения ребенка со
    взрослым. Отсутствие синтонии на втором году жизни может считаться
    серьезной аномалией процесса развития личности;
  • высокая интенсивность и длительность эмоционального
    заражения, «застревание» эмоционального процесса, который в норме у
    ребенка раннего возраста достаточно быстро возникает и исчезает;
  • отсутствие четко дифференцированной эмоциональной
    реакции на различных людей. Так, ребенок с нормальным развитием
    эмоциональной сферы испытывает положительные и более интенсивные эмоции
    при общении с близкими людьми прежде всего,
    родителями. В норме, к концу первого и на втором году жизни важнейшим
    условием развития симпатии к другому человеку становится уровень
    активности этого человека в совместной с ребенком деятельности.
    Существует достаточно тесная связь между уровнем активности и
    симпатией. Эмоциональные отношения становятся более дифференцированными
    и устойчивыми, хотя общение еще сохраняет ситуативный характер. Так,
    ласка одного и того же симпатичного ребенку человека может в одном
    случае радовать, в другом (если, например, отвлекает от приятного
    занятия) вызвать недовольство или противодействие;
  • отсутствие положительных эмоций при появлении новых игрушек;
  • боязнь безопасных предметов (не больших, не колких и пр.) и
    чрезмерная осторожность. В целом, осторожность не свойственна маленьким
    детям, что и обусловливает необходимость контроля за действиями ребенка
    со стороны взрослых. Появление осторожности в раннем возрасте
    свидетельствует не о раннем развитии этой характеристики, но скорее об
    эмоциональном нарушении, так как в его основе лежат иные процессы,
    нежели в осторожности взрослых людей;
  • эмоциональная фиксация на каком-либо одном
    предмете (например, какой-то игрушке). Положительные эмоции при
    манипулировании предметом являются признаком нормального развития
    эмоциональной сферы личности ребенка, но если ребенок испытывает
    радость лишь при появлении только одного какого-либо предмета, то это
    может считаться проявлением эмоционального нарушения. Такую
    эмоциональную фиксацию необходимо отличать от стремления ребенка к
    повторению удавшихся ему действий, которое считается вполне нормальным
    и даже необходимым в развитии ребенка, так как является проявлением
    желания ребенка к продлению удовольствия. Достижение ребенком хорошего
    результата ведет к повторным попыткам с тем, чтобы еще и еще раз
    повторить приятный результат активности и пережить положительные эмоции
    от своего успеха. Это помогает закреплению различных полезных навыков;
  • депрессия, длительность которой не адекватна силе
    воздействия. Так, если небольшое неприятное событие («шлепок» со
    стороны родителей и пр.) повергает ребенка в длительное эмоционально
    негативное состояние, то это свидетельствует о нарушении эмоциональной
    саморегуляции, которая должна помогать избавляться от ситуативных
    негативных эмоциональных реакций (гнева, апатии и пр.);
  • амбивалентное поведение. Оно может наблюдаться в раннем
    возрасте и позже. Амбивалентное поведение ребенка считается нормальным,
    если оно появляется в ситуациях социальных ограничений на
    удовлетворение потребностей (ситуациях «хочу нельзя»). Вне подобных
    ограничений амбивалентное поведение является признаком нарушений
    личностного развития.
    В основе такого поведения лежит борьба мотивов. Для детей раннего и
    дошкольного возраста такое явление не свойственно,
    так как борьбу мотивов у этих детей можно констатировать лишь при
    наличии внешней социальной стимуляции (когда, например, взрослый
    предлагает ребенку совершить на выбор два одинаково приятных, нр
    взаимоисключающих друг друга действия).
    Амбивалентное поведение имеет место в тех случаях, когда ребенок
    «мечется», не знает, что выбрать, колеблется, брать какой-либо предмет
    или нет, проявляя при этом беспокойство, тревогу и другие подобные
    эмоции;
  • равнодушие и апатия ребенка. Чаще всего оно обусловлено
    социальной, эмоциональной депривацией. Устранение депривации
    восстанавливает нормальное развитие ребенка.
  • В дошкольном возрасте эмоциональными нарушениями
    являются следующие
    феномены:

  • отсутствие эмоциональной децентрации, которая проявляется в
    неспособности сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни
    при прослушивании сказки. В норме ребенок, слушающий сказку,
    идентифицирует себя с главным героем и переживает вместе с ним все
    коллизии. Эти переживания достаточно четко проявляются в невербальном
    поведении. Отсутствие эмоциональной децентрации само по себе негативное
    явление, но оно еще и негативно влияет на
    развитие просоциальной мотивации и «объединяющих» чувств, регулирующих
    межличностные отношения.

    Отсутствие эмоциональной децентрации является более надежным
    показателем эмоционального нарушения, чем инертность, фиксированность
    эмоциональной окраски отражаемого содержания уже в силу значительной
    индивидуализации динамических характеристик эмоционального процесса.
    Естественно, что ребенок, обладающий меньшей подвижностью процессов
    возбуждения и торможения, будет отличаться и эмоциональным
    «застреванием». Соответственно осложняется и диагностика отклонения,
    ибо регулярная «эмоциональная неадекватность» может рассматриваться как
    аномальная, лишь будучи соотнесенной с индивидуальными особенностями
    нейродинамики психических процессов.

    Отсутствие эмоционального предвосхищения
    может рассматриваться в качестве показателя отклонения. Без возвращения
    в прошлое невозможно возникновение стыда, угрызений совести и т.п. Без
    эмоционального предвосхищения невозможно появление даже того минимума
    произвольной регуляции, который требуется в ролевой игре. Неразвитость
    внутреннего плана действий у дошкольников ограничивает диапазон
    временного смещения, поэтому речь может идти не столько о степени
    выраженности, сколько о самой возможности эмоционального выделения
    будущего (а затем и прошлого) или возможности понимания ребенком
    желаний другого человека;

  • отсутствие синтонии. Под синтонией понимают способность
    откликаться на эмоциональное состояние другого человека (прежде всего,
    «близкого», симпатичного). Синтония появляется к концу первого года
    жизни, но является признаком нормального развития личности не только в
    раннем, но и дошкольном возрасте;
  • отсутствие специфического феномена эмоциональной
    саморегуляции для дошкольного возраста «чувства
    вины», связанного с новым типом самосознания («Это я сделал») и
    способностью эмоционально возвращаться в прошлое;
  • множество негативных эмоций и фобий ребенка, окрашивающих
    различные ситуации.
  • Так, в дошкольном, как и в любом другом возрасте, помимо указанных
    эмоциональных нарушений, таковыми являются замкнутость, страхи и
    агрессивность.

    Источник