Причины нарушений в личностном развитии ребенка
Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья — Учебное пособие (Акатов Л.И.)
Причины нарушений в личностном развитии ребенка
Нарушения в развитии личности могут
проявляться в виде неадекватного поведения, в нарушении иерархии мотивов, побуждающих
личность к активности, в возникновении отрицательных черт характера, в виде
вредных привычек поведения, в нарушении межличностых взаимодействий и многих
других формах.
В зависимости от этиологии возникновения они
могут носить различный характер. Например, известно, что та или иная
психическая болезнь оставляет определенный след в психике человека, приводит к
существенным изменениям в личностной сфере, к утере сложной организации
человеческой деятельности и подконтрольности поведения. Такие люди
(душевнобольные), как правило, попадают в психиатрическую клинику и ими
занимаются психиатры.
Но кроме них есть люди, которые не считают
себя больными, но в их поведении проявляются определенные странности, у
многих из них имеют место пагубные привычки в виде болезненного пристрастия.
Иначе говоря, аномалии в развитии личности могут возникать не только у
душевнобольных людей, но и у лиц, не имеющих психической патологии. Поэтому
изучением личностных особенностей в аспекте психической нормы и патологии
занимаются как психиатры, так и психологи.
Особенно уязвимы в возникновении личностных
отклонений дети, имеющие те или иные жизненные ограничения. Они представляют
особую группу — группу повышенного риска. Объясняется это тем, что, во-первых,
на появление различных отклонений на ранних этапах возрастного развития существенно
влияют биологические факторы (генетические, инфекционные, иммунологические,
токсические и др.) Наличие того или иного дефекта затрудняет общее развитие
ребенка, сказывается на его познавательной сфере и ведет к значительному
своеобразию формирования личности. Во-вторых, дети с ограниченными
возможностями обостренно воспринимают воздействие различных социальных
факторов. В зависимости от условий воспитания и социального окружения у таких
детей по мере их взросления возникают вторичные нарушения, представляющие
собой психические и личностные отклонения.
В числе наиболее общих причин возникновения
нарушений в личностном развитии выступают два основных фактора: социальный
(условия жизни, негативное влияние микросоциальной среды, психосоциальные
травмы, алкоголизм, наркомания и др.) и биологический (наследственность,
травмы головного мозга, инфекционные поражения, некоторые ток-сикации и др.).
Ведущая роль в развитии личности принадлежит
социальному фактору. Личность — продукт социального развития. После появления
ребенка на свет у него при нормально организованном обучении и воспитании
начинает интенсивно, формироваться интеллектуальная,
потребностно-мотивацион-ная и эмоционально-волевая сферы, познавательные способности,
вырабатываются нормы и правила поведения, которые впоследствии станут основой
структуры его личности. В случае же ущемления в развитии одной или нескольких
названных сфер происходит задержка психического развития, недоразвитие
личности (проявления инфантилизма), возникновение педагогической запущенности,
формирование отрицательных черт характера, привычек и отклонений в поведении.
Наиболее распространенными социальными
причинами, вызывающими нарушения в личностном развитии, могут быть:
1. Депривация (эмоциональная, социальная,
сенсорная) — состояние недостаточного удовлетворения какой-либо важной
психологической потребности. Ведет к задержке познавательной сферы, к
нарушению процессов мышления, межличностного взаимодействия, возникновению
заторможенности, апатии, раздражительности.
2. Влияние окружающей социальной среды,
которая особенно значима для детского, подросткового и юношеского возрастов.
Именно в эти периоды происходит интенсивное формирование характерологических
свойств личности, потребностей, ценностных ориентации, мотивации поведения.
Например, если подросток или юноша попадает в группу сверстников с
антисоциальными формами поведения (насилие, тенденции к употреблению алкоголя,
наркотиков), то у него разрушаются нормальные человеческие отношения, изменяются
ценностные ориентации, которые и оказывают в дальнейшем существенное влияние
на его личностное развитие.
3. Образ жизни, преобладание определенных
жизненных норм в статусе поведения ребенка, от которых зависит его соматическое
(физическое) и психическое (душевное) здоровье. Например, ребенку или
подростку часто объясняют, как он должен себя вести, какими качествами он
должен обладать, но ситуации, когда он мог бы проявить себя в жизни, не
создают. Подобный подход к формированию личности ребенка обуславливает
различные психологические проблемы, в том числе и создает условия для
возникновения отклонений в личностном развитии.
Биологические причины особенно отрицательно
сказываются на развитии личности в период раннего и дошкольного детства. К ним
можно отнести врожденные аномалии (болезнь Дауна), наследственные психические
заболевания, различные формы недоразвития головного мозга, патологии
беременности, родовые и послеродовые травмы, интоксикации головного мозга и
другие. Вследствие названных причин такие дети, особенно если с ними не
проводилась специальная реабилитационная работа, обнаруживают различного рода
аномалии в личностном развитии. Поэтому при изучении личности роль
биологических факторов следует рассматривать не обособленно, а с учетом социальных
условий, в которых находится индивид.
Источник
Нарушения
личностного роста чрезвычайно
распространены как в детском, так и
взрослом возрасте. Часто оказывается,
что за тем или иным нарушением когнитивных
процессов (отставание в развитии
умственных способностей у ребенка и
пр. ) скрывается нарушение личностного
развития (Г. М. Бреслав, 1990).
Возможно,
это основано на том, что в практической
педагогике большее внимание уделяется
развитию когнитивных процессов, а не
личности. Попытки целенаправленного
формирования личности- зачастую
сводятся к объяснению ребенку, что он
должен совершать моральные поступки
и переживать нравственные чувства.
Подобные обстоятельства и обусловливают
различные психологические проблемы
или даже отклонения в развитии.
Понятие
отклонения в личностном развитии
охватывает большой круг явлений:
формирование антисоциальной мотивации,
появление эмоциональных нарушений
(страхов, агрессивности и пр. )
381
и
нарушений волевой сферы (слабоволие,
капризы, упрямство, негативизм), низкий
уровень социальной компетентности и
т. д.
Нарушения
формирования личности, как в эмоциональной,
так и в других сферах, условно могут
быть разделены на два класса:
— специфические
для определенного возрастного этапа
(например, отсутствие комплекса оживления
в два-три месяца является серьезным
препятствием для дальнейшего развития
ребенка, как отсутствие этого феномена,
например, в два-три года не может считаться
негативным явлением развития);
— неспецифические
(общие) — такие нарушения в любом возрасте
считаются подлежащими коррекции,
например, отсутствие ситуативности
эмоций и пр.
Условность
такого разделения в том, что оба вида
нарушений являются сторонами одного
процесса. Однако, как любая типология,
это деление позволяет более аналитично
подойти к исследованию нарушений.
Г.
М. Бреслав (1990) описывает ряд специфических
проявлений эмоциональных нарушений в
детском возрасте, которые являются
показателями отклонения в личностном
развитии.
Так,
в младенческом возрасте эмоциональными
нарушениями личности являются:
— отсутствие
«комплекса оживления», определяющего
эмоциональное развитие (это нарушение
диагностируется в возрасте четырех
месяцев, так как ранее это может быть
обусловлено индивидуальными особенностями
и не свидетельствовать о негативном
развитии ребенка);
— задержка в
появлении разнообразных форм внешнего
выражения эмоций, отсутствие четких
мимических реакций, в частности,
улыбки, которая в норме возникает в три
месяца;
— неадекватная
эмоциональная реакция на действие
взрослого (например, плач в ответ на
ухаживающие действия матери, поглаживания
и т. п. );
— апатия и равнодушие
ребенка в ситуации взаимодействия с
другим человеком, в частности, ухаживающей
матерью;
На втором году
жизни эмоциональными нарушениями по
Бреславу, являются:
— отсутствие
эмоционального заражения, которое
появляется еще в младенческом возрасте
и выступает основой общения ребенка со
взрослым. Отсутствие синтонии на втором
году жизни может считаться серьезной
аномалией процесса развития личности;
382
—
высокая интенсивность
и длительность эмоционального заражения,
«застревание» эмоционального процесса,
который в норме у ребенка раннего
возраста достаточно быстро возникает
и исчезает;
—
отсутствие четко
дифференцированной эмоциональной
реакции на различных людей. Так, ребенок
с нормальным развитием эмоциональной
сферы испытывает положительные и более
интенсивные эмоции при общении с близкими
людьми — прежде всего, родителями. В
норме, к концу первого и на втором году
жизни важнейшим условием развития
симпатии к другому человеку становится
уровень активности этого человека в
совместной с ребенком деятельности.
Существует достаточно тесная связь
между уровнем активности и симпатией.
Эмоциональные отношения становятся
более дифференцированными и устойчивыми,
хотя общение еще сохраняет ситуативный
характер. Так, ласка одного и того же
симпатичного ребенку человека может в
одном случае радовать, в другом (если,
например, отвлекает от приятного занятия)
вызвать недовольство или противодействие;
—
отсутствие
положительных эмоций при появлении
новых игрушек;
—
боязнь безопасных
предметов (не больших, не колких и пр. )
и чрезмерная осторожность. В целом,
осторожность не свойственна маленьким
детям, что и обусловливает необходимость
контроля за действиями ребенка со
стороны взрослых. Появление осторожности
в раннем возрасте свидетельствует не’
о раннем развитии этой характеристики,
но скорее об эмоциональном нарушении,
так как в его основе лежат иные процессы,
нежели в осторожности взрослых людей;
—
эмоциональная
фиксация на каком-либо одном предмете
(например, какой-то игрушке). Положительные
эмоции при манипулировании предметом
являются признаком нормального развития
эмоциональной сферы личности ребенка,
но если ребенок испытывает радость лишь
при появлении только одного какого-либо
предмета, то это может считаться
проявлением эмоционального нарушения.
Такую эмоциональную фиксацию необходимо
отличать от стремления ребенка к
повторению удавшихся ему действий,
которое считается вполне нормальным и
даже необходимым в развитии ребенка,
так как является проявлением желания
ребенка к продлению удовольствия.
Достижение ребенком хорошего результата
ведет к повторным попыткам с тем, чтобы
еще и еще раз повторить приятный результат
активности и пережить положительные
эмоции от своего успеха. Это помогает
закреплению различных полезных навыков;
383
—
депрессия,
длительность которой не адекватна силе
воздействия. Так, если небольшое
неприятное событие («шлепок» со стороны
родителей и пр. ) повергает ребенка в
длительное эмоционально негативное
состояние, то это свидетельствует о
нарушении эмоциональной саморегуляции,
которая должна помогать избавляться
от ситуативных негатвных эмоциональных
реакций (гнева, апатии и пр. );
—
амбивалентное
поведение. Оно может наблюдаться в
раннем возрасте и позже. Амбивалентное
поведение ребенка считается нормальным,
если оно появляется в ситуациях социальньк
ограничений на удовлетворение
потребностей (ситуациях «хочу—нельзя»).
Вне подобных ограничений амбивалентное
поведение является признаком нарушений
личностного развития.
В
основе такого поведения лежит борьба
мотивов. В. ИАснин считает, что для детей
раннего и дошкольного возраста такое
явление не свойственно, так как борьбу
мотивов у этих детей можно констатировать
лишь при наличии внешней социальной
стимуляции (когда, например, взрослый
предлагает ребенку совершить на выбор
два одинаково приятных, но взаимоисключающих
друг друга действия).
Амбивалентное
поведение имеет место в тех случаях,
когда ребенок «мечется», не знает, что
выбрать, колеблется, брать какой-либо
предмет или нет, проявляя при этом
беспокойство, тревогу и другие подобные
эмоции;
— равнодушие и
апатия ребенка. Чаще всего оно обусловлено
социальной, эмоциональной депривацией.
Устранение депривации восстанавливает
нормальное развитие ребенка.
В дошкольном
возрасте эмоциональными нарушениями
являются следующие феномены:
— отсутствие
эмоциональной децентрации, которая
проявляется в неспособности
сопереживать другому человеку ни в
реальной ситуации, ни при прослушивании
сказки. В норме ребенок, слушающий
сказку, идентифицирует себя с главным
героем и переживает вместе с ним все
коллизии. Эти переживания достаточно
четко проявляются в невербальном
поведении. Отсутствие эмоциональной
децентрации — само по себе негативное
явление, но оно еще и негативно влияет
на развитие просоциальной мотивации и
«объединяющих» чувств, регулирующих
межличностные отношения.
Отсутствие
эмоциональной децентрации является
более надежным показателем
эмоционального нарушения, чем инертность,
фиксированность эмоциональной окраски
отражаемого содержания уже в силу
значительной индивидуализации
динамических характерис-
384
тик
эмоционального процесса. Естественно,
что ребенок, обладающий меньшей
подвижностью процессов возбуждения и
торможения, будет отличаться и
эмоциональным «застреванием».
Соответственно осложняется и диагностика
отклонения, ибо регулярная «эмоциональная
неадекватность» может рассматриваться
как аномальная, лишь будучи соотнесенной
с индивидуальными особенностями
нейродинамики психических процессов.
Г.
М. Бреслав считает, что «отсутствие
эмоционального предвосхищения может
рассматриваться в качестве показателя
отклонения. Без возвращения в прошлое
невозможно возникновение стыда, угрызений
совести и т. п. Без эмоционального
предвосхищения невозможно появление
даже того минимума произвольной
регуляции, который требуется в ролевой
игре. Неразвитость внутреннего плана
действий у дошкольников ограничивает
диапазон временного смещения, поэтому
речь может идти не столько о степени
выраженности, сколько о самой
возможности эмоционального выделения
будущего (а затем и прошлого) или
возможности понимания ребенком
желаний другого человека;
—
отсутствие синтонии.
Под синтонией понимают способность
откликаться на эмоциональное состояние
другого человека (прежде всего, «близкого»,
симпатичного). Синтония появляется к
концу первого года жизни, но является
признаком нормального развития личности
не только в раннем, но и дошкольном
возрасте;
—
отсутствие
специфического феномена эмоциональной
саморегуляции для дошкольного
возраста — «чувства вины», связанного
с новым типом самосознания («Это я
сделал») и способностью эмоционально
возвращаться в прошлое;
— множество
негативных эмоций и фобий ребенка,
окрашивающих различные ситуации.
Так, в дошкольном,
как и в любом другом возрасте, помимо
указанных эмоциональных нарушений,
таковыми являются замкнутость, страхи
и агрессивность.
Соседние файлы в предмете Психология
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Нарушения личностного роста чрезвычайно распространены как в детском,
так и взрослом возрасте. Часто оказывается, что за тем или иным
нарушением когнитивных процессов (отставание в развитии умственных
способностей у ребенка и пр.) скрывается нарушение личностного развития.
Возможно, это основано на том, что в практической педагогике большее
внимание уделяется развитию когнитивных процессов, а не личности.
Попытки целенаправленного формирования личности зачастую сводятся к
объяснению ребенку, что он должен совершать моральные поступки и
переживать нравственные чувства. Подобные обстоятельства и
обусловливают различные психологические проблемы или даже отклонения в
развитии.
Понятие отклонения в личностном развитии охватывает большой круг
явлений:
нарушений (страхов, агрессивности и пр.) и нарушений волевой сферы
(слабоволие, капризы, упрямство, негативизм),
Нарушения формирования личности, как в эмоциональной, так и в других
сферах, условно могут быть разделены на два класса:
- специфические для определенного возрастного этапа
(например,
отсутствие комплекса оживления в два-три месяца является серьезным
препятствием для дальнейшего развития ребенка, как отсутствие этого
феномена, например, в два-три года не может считаться негативным
явлением развития); - неспецифические (общие) — такие нарушения
в любом возрасте считаются подлежащими коррекции, например, отсутствие
ситуативное эмоций и пр.
Условность такого разделения в том, что оба вида нарушений являются
сторонами одного процесса. Однако, как любая типология, это деление
позволяет более аналитично подойти к исследованию нарушений.
Вот ряд специфических проявлений эмоциональных
нарушений в детском возрасте, которые являются показателями отклонения
в личностном развитии.
Так, в младенческом
возрасте эмоциональными нарушениями личности
являются:
эмоциональное развитие (это нарушение диагностируется в возрасте
четырех месяцев, так как ранее это может быть обусловлено
индивидуальными особенностями и не свидетельствовать о негативном
развитии ребенка);
эмоций, отсутствие четких мимических реакций, в частности, улыбки,
которая в норме возникает в три месяца;
(например, плач в ответ на ухаживающие действия матери, поглаживания и
т.п.);
взаимодействия с другим человеком, в частности, ухаживающей матерью;
На втором году жизни
эмоциональными нарушениями являются:
в младенческом возрасте и выступает основой общения ребенка со
взрослым. Отсутствие синтонии на втором году жизни может считаться
серьезной аномалией процесса развития личности;
заражения, «застревание» эмоционального процесса, который в норме у
ребенка раннего возраста достаточно быстро возникает и исчезает;
реакции на различных людей. Так, ребенок с нормальным развитием
эмоциональной сферы испытывает положительные и более интенсивные эмоции
при общении с близкими людьми прежде всего,
родителями. В норме, к концу первого и на втором году жизни важнейшим
условием развития симпатии к другому человеку становится уровень
активности этого человека в совместной с ребенком деятельности.
Существует достаточно тесная связь между уровнем активности и
симпатией. Эмоциональные отношения становятся более дифференцированными
и устойчивыми, хотя общение еще сохраняет ситуативный характер. Так,
ласка одного и того же симпатичного ребенку человека может в одном
случае радовать, в другом (если, например, отвлекает от приятного
занятия) вызвать недовольство или противодействие;
чрезмерная осторожность. В целом, осторожность не свойственна маленьким
детям, что и обусловливает необходимость контроля за действиями ребенка
со стороны взрослых. Появление осторожности в раннем возрасте
свидетельствует не о раннем развитии этой характеристики, но скорее об
эмоциональном нарушении, так как в его основе лежат иные процессы,
нежели в осторожности взрослых людей;
предмете (например, какой-то игрушке). Положительные эмоции при
манипулировании предметом являются признаком нормального развития
эмоциональной сферы личности ребенка, но если ребенок испытывает
радость лишь при появлении только одного какого-либо предмета, то это
может считаться проявлением эмоционального нарушения. Такую
эмоциональную фиксацию необходимо отличать от стремления ребенка к
повторению удавшихся ему действий, которое считается вполне нормальным
и даже необходимым в развитии ребенка, так как является проявлением
желания ребенка к продлению удовольствия. Достижение ребенком хорошего
результата ведет к повторным попыткам с тем, чтобы еще и еще раз
повторить приятный результат активности и пережить положительные эмоции
от своего успеха. Это помогает закреплению различных полезных навыков;
воздействия. Так, если небольшое неприятное событие («шлепок» со
стороны родителей и пр.) повергает ребенка в длительное эмоционально
негативное состояние, то это свидетельствует о нарушении эмоциональной
саморегуляции, которая должна помогать избавляться от ситуативных
негативных эмоциональных реакций (гнева, апатии и пр.);
возрасте и позже. Амбивалентное поведение ребенка считается нормальным,
если оно появляется в ситуациях социальных ограничений на
удовлетворение потребностей (ситуациях «хочу нельзя»). Вне подобных
ограничений амбивалентное поведение является признаком нарушений
личностного развития.
В основе такого поведения лежит борьба мотивов. Для детей раннего и
дошкольного возраста такое явление не свойственно,
так как борьбу мотивов у этих детей можно констатировать лишь при
наличии внешней социальной стимуляции (когда, например, взрослый
предлагает ребенку совершить на выбор два одинаково приятных, нр
взаимоисключающих друг друга действия).
Амбивалентное поведение имеет место в тех случаях, когда ребенок
«мечется», не знает, что выбрать, колеблется, брать какой-либо предмет
или нет, проявляя при этом беспокойство, тревогу и другие подобные
эмоции;
социальной, эмоциональной депривацией. Устранение депривации
восстанавливает нормальное развитие ребенка.
В дошкольном возрасте эмоциональными нарушениями
являются следующие
феномены:
неспособности сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни
при прослушивании сказки. В норме ребенок, слушающий сказку,
идентифицирует себя с главным героем и переживает вместе с ним все
коллизии. Эти переживания достаточно четко проявляются в невербальном
поведении. Отсутствие эмоциональной децентрации само по себе негативное
явление, но оно еще и негативно влияет на
развитие просоциальной мотивации и «объединяющих» чувств, регулирующих
межличностные отношения.
Отсутствие эмоциональной децентрации является более надежным
показателем эмоционального нарушения, чем инертность, фиксированность
эмоциональной окраски отражаемого содержания уже в силу значительной
индивидуализации динамических характеристик эмоционального процесса.
Естественно, что ребенок, обладающий меньшей подвижностью процессов
возбуждения и торможения, будет отличаться и эмоциональным
«застреванием». Соответственно осложняется и диагностика отклонения,
ибо регулярная «эмоциональная неадекватность» может рассматриваться как
аномальная, лишь будучи соотнесенной с индивидуальными особенностями
нейродинамики психических процессов.
Отсутствие эмоционального предвосхищения
может рассматриваться в качестве показателя отклонения. Без возвращения
в прошлое невозможно возникновение стыда, угрызений совести и т.п. Без
эмоционального предвосхищения невозможно появление даже того минимума
произвольной регуляции, который требуется в ролевой игре. Неразвитость
внутреннего плана действий у дошкольников ограничивает диапазон
временного смещения, поэтому речь может идти не столько о степени
выраженности, сколько о самой возможности эмоционального выделения
будущего (а затем и прошлого) или возможности понимания ребенком
желаний другого человека;
откликаться на эмоциональное состояние другого человека (прежде всего,
«близкого», симпатичного). Синтония появляется к концу первого года
жизни, но является признаком нормального развития личности не только в
раннем, но и дошкольном возрасте;
саморегуляции для дошкольного возраста «чувства
вины», связанного с новым типом самосознания («Это я сделал») и
способностью эмоционально возвращаться в прошлое;
различные ситуации.
Так, в дошкольном, как и в любом другом возрасте, помимо указанных
эмоциональных нарушений, таковыми являются замкнутость, страхи и
агрессивность.
Источник