Причины нарушений развития классификации нарушений развития ребенка
1.2.
Виды нарушений развития и их причины
Содержание
учебного материала
Понятие
«норма» и «отклонения» в психическом
и личностном развитии.
Классификация
и виды отклонений в развитии и поведении
детей.
Нарушения
в соматическом, психическом,
интеллектуальном, речевом, сенсорном
развитии человека (ребенка).
Этиология
нарушений нервно-психического развития.
Эндогенные и экзогенные факторы риска
патологии.
Классификация
причин: по времени воздействия на
организм ребенка (пренатальные, натальные,
постнатальные перинатальные); по
происхождению (органические,
функциональные).
Учение
о психическом дизонтогенезе
(В.В.Лебединский). Классификация
дизонтогенеза.
Взаимоотношения
между первичным и вторичным дефектом.
Основные
понятия:
аномалия, дети с патологией развития,
дети с дефектами развития, дети с
отклонениями в развитии, дети(лица) с
особыми образовательными потребностями,
дефект, дизонтогенез, недоразвитие,
нарушение развития, норма, отклонение,
экзогенные, эндогенные причины.
Ведущие
идеи: Знание
происхождения нарушений, времени и
особенность их возникновения предоставляют
педагогу необходимые исходные данные
для планирования индивидуальной
программы специальной педагогической
деятельности.
1.2.Виды
нарушений развития и их причины
Как
свидетельствует мировой и общественный
опыт, число детей с отклонениями в
развитии велико и неуклонно возрастает.
Этому есть ряд причин: дезадаптация
общества и отдельных семей, отсутствие
в ряде случаев нормальных гигиенических,
экономических, экологических условий
для будущих матерей и детей разных
возрастных групп. У многих детей возникает
психическая , познавательная депривация,
недостаточность удовлетворения сенсорных
и эмоциональных контактов и потребностей.
Это и многие другие патологические
факторы приводят к различным заболеваниям
и отклонениям в развитии.
Норма
– ( лат.
«norma»)
– руководящее начало, правило, образец;
установленная мера, средняя величина
чего-нибудь.
Аномалия
–
( греч. anomaloz-
неправильный) – патологическое отклонение
от нормы в функциях организма и его
частей, отклонение от общих закономерностей
развития.
Понятие
«аномалия развития» входит в круг
понятий,объединяемых термином
дизонтогенез»,
которым обозначают любые формы нарушений
онтогенеза, т.е. развития индивида в
отличие от развития вида (филогенез).
Многочисленными
психолого-педагогическими исследованиями
доказано, что ранняя диагностика и
коррекция отклонений психомоторного
развития детей являются главными
условиями их эффективного обучения и
воспитания, предупреждения у них более
тяжелых нарушений (вплоть до инвалидности)
и социальной депривации.
На
начальных этапах развития проблемного
ребенка главным препятствием к его
обучению и воспитанию является первичный
дефект. При отсутствии коррекционного
воздействия в дальнейшем ведущее
значение начинают приобретать вторичные
наслоения (отклонения), и именно они
мешают социальной адаптации ребенка.
Возникает педагогическая запущенность,
расстройства-волевой сферы и поведения
что обусловлено эмоционально-личностными
особенностями на фоне дефицита общения,
комфортности и ощущениями неуспеха.
Виды
нарушений, их классификация
В
настоящее время единых принципов
классификации в развитии не существует.
Некоторые исследователи выделяют
следующие группы детей с отклонениями
в развитии:
1)
дети с сенсорной неполноценностью ( с
нарушением слуха, зрения, речи, функций
опорно-двигательного аппарата и
сенсомоторики);
2)
дети с задержкой психического развития;
3)
дети с астеническим и реактивным
состоянием и конфликтными переживаниями;
4)
дети с психопатоподобными (психопатическими)
формами поведения (эмоциональные
нарушения поведения);
5)
умственно отсталые дети (олигофренные
в степени дебильности, имбецильности,
идиотии);
6)
дети с начальными проявлениями психических
заболеваний ( шизофрения, эпилепсия,
истерия и др.)
Эта
классификация детей с отклонениями в
развитии представлена в работе М.А.
Власовой и М.С.Певзнер «Учителю о детях
с отклонениями в развитии» (1967).
Возможно
и другое подразделение на группы:
дети
с отклонениями развития в связи с
органическими нарушениями;в
связи с функциональной незрелостью;дети
с отклонениями в развитии на почве
депривации (См.: Усанова О.Н. Дети с
проблемами психического развития.-
М., 1995).
В
монографии В.А.Лапшина и Б.П.Пузанова
«Основы дефектологии» (М., 1990) приводится
следующая классификация детей с
нарушениями развития:
1)
дети с сенсорными нарушениями (нарушения
слуха и зрения);
2)
дети с интеллектуальными нарушениями
( умственно отсталые и дети с задержкой
психического развития);
3)
дети с нарушениями речи;
4)
дети с нарушениями опорно-двигательного
аппарата;
5)
дети с комплексными (комбинированными)
дефектами развития;
6)
дети с искаженным(или дисгармоничным)
развитием.
Этиология
нарушений развития.
Этиология
(греч.
aitia
–причина, logos
– учение) – учение о причинах возникновения
болезни. Причины возникновения болезни
могут быть вызваны эндогенными и
экзогенными факторами.
Эндогенные
факторы (греч.
endon
– внутри, genos
– род, происхождение) – возникший по
причинам, лежавший во
внутренней среде
организма.
Экзогенные
факторы (греч.
exo
– снаружи, genos
– род, происхождение) – возникший по
причинам, лежавший вне
организма (травмы,
инфекции, нарушения питания).
Дизонтогенез
– отклонение
в психическом развитии.
Психомоторное
развитие ребенка – сложный диалектический
процесс, в нем отмечаются последовательность
и неравномерность формирования отдельных
психических процессов и функций. На
каждой из усложняющихся стадий развития
выявляется ее связь с предшествующей
и последующими стадиями, каждый возрастной
этап характеризуется качественным
своеобразием, отличающим его от других
этапов.
Нарушения
развития детей могут быть вызваны
разными факторами.
По
времени воздействия на организм
(пренаталъным, наталъным, постнатальным,
перенатальным). Неблагоприятное
воздействие в
период внутриутробного развития
называется
пренаталъным,в
период родовой
деятельности наталъным,
а после рождения – постнаталъным
воздействием.
Соответственно называются и нарушения.
Сочетание
внутриутробной и природовой патологии
называется
перинатальным
повреждением (например,
перинатальная энцефалопатия).
Вызвать
отклонения в развитии могут различные
патологические факторы, действующие
во внутриутробный период: генетические
отклонения, отягощенная наследственность,
хронические заболевания родителей;
злоупотребление родителей алкоголем,
наркотиками, курением: физические и
психические травмы женщины в период
беременности; инфекционные, вирусные
заболевания, токсоплазмоз; конфликт по
резус-фактору; нефропатия – недостаточность
деятельности почек, токсикозы и
интоксикация (отравления); внешнесредовые
факторы – неблагоприятная экологическая
ситуация, профессиональные вредности
у родителей до рождения ребенка и многие
другие неблагоприятные факторы.
Другая
группа причин – патология родовой
деятельности: быстрые, стремительные
роды, длительные роды со стимуляцией,
использование щипцов, обвитие ребенка
пуповиной, что приводит к рождению в
асфиксии (удушье), неквалифицированное
оказание акушерской помощи и другие
природовые травмы.
Нарушения
развития ребенка могут быть вызваны и
различными прижизненными факторами:
опухали мозга (менингиома), нейроинфекции
(менингиты и энцефалиты), инфекционные
болезни с осложнением на мозг, открытые
и закрытые травмы черепа, сотрясение
мозга, контузии и т.д.
В
ряде случаев отмечается действие не
одного какого-либо патологического
фактора, а их сочетание – полиэтиология.
Проявляется наследственная отягощенность:
через специальные структуры половых
клеток родителей – хромосомы – передается
информация о признаках отклонений
(аномалий) развития. Хромосомные нарушения
(абберации) приводят к умственной
отсталости ребенка, нарушениям слуха,
зрения, речи, опорно-двигательного
аппарата и т.д. По данным современной
науки, на 1000 новорожденных приходится
5-7 детей с хромосомными аномалиями.
Нарушения
психомоторного развития ребенка могут
иметь место при нарушениях питания и
сна детей, при длительных соматических
заболеваниях, вызывающих истощение
ребенка и поражение центральной нервной
системы. Вероятность возникновения
отклонения в развитии повышается у
недоношенных детей, родившихся раньше
срока или с малым весом тела.
Нарушения
развития, связанные с органическим
поражением центральной нервной системы,
называются органическими нарушениями.
Дефекты
развития могут быть вызваны функциональными,
а не органическими причинами, тогда
говорят о дефицитарном развитии. В их
числе: социально-педагогическая
запущенность, эмоциональная депривация
(недостаточность эмоционального
положительного контакта ребенка со
взрослым), двуязычие (или многоязычие)
в семье, нарушение речи окружающих,
ограниченность речевых контактов
ребенка и др.
Установлено,
что благополучное развитие ребенка
бывает только в случаях равновесия
между внутренними и внешними условиями
формирования организма. По словам
И.П.Павлова, болезнь возникает там и
тогда, когда нарушается равновесие
внутренних и внешних условий жизни
организма, когда на неблагоприятное
воздействие окружающей среды ребенок
не может дать соответствующую ответную
реакцию, не может приспособиться к этому
воздействию.
Функциональные
нарушения обычно являются более легкими
по сравнению с органическими, и при
устранении неблагоприятных факторов
развитие интенсифицируется, а при
проведении специальной коррекционной
работы ребенок может догнать в развитии
сверстников. Функциональные нарушения
обратимы и при своевременно проведенных
коррекционных мероприятиях обычно
проходят бесследно.
Л.С.
Выготский выдвинул тезис об общности
закономерностей развития нормального
и аномального ребенка, что было
подтверждено рядом более поздних
исследований. И в норме, и при патологии
психическое развитие имеет поступательный,
поэтапный характер. Каждый этап
завершается формированием новых, более
совершенных по сравнению с предыдущими
качеств, что является основой для
будущего скачка в развитии. Свойства
психики формируются на основе чередования
эволюции признаков с революционным,
скачкообразным формированием новых
качеств. Динамика развития нормального
и аномального ребенка подчинена единым
общим закономерностям, при этом каждый
вид аномального развития характеризуется
своими особенностями. Дети с отклонениями
по всем параметрам отличаются от детей
с нормальным развитием.
Каждый
вид аномального развития характеризуется
системным проявлением, в котором
выделяются первичные и вторичные
отклонения.
При
разных видах отклонений в развитии
доминирующим является нарушение речевого
общения, когда у ребенка нарушена
способность к приему и переработке
информации. Это общая закономерность
всех аномальных детей. При анализе
конкретного вида нарушенного развития
важно учитывать общие для всей группы
проявления нарушений, а также индивидуальные
характерологические особенности каждого
ребенка. Одна категория аномальных
проявлений отличается от другой по ряду
диагностических и прогностических
значимых показателей.
Важной
закономерностью психического развития
аномальных детей является трудность
их социальной адаптации, затруднения
во взаимоотношениях и взаимодействиях
с социальной средой.
Воспитание
детей с отклонениями в развитии отличается
своеобразием, которое проявляется в
коррекционной направленности, в
неразрывной связи коррекционного
воздействия с формированием практических
навыков и умений. Особенности воспитания
конкретного ребенка зависят от характера
имеющегося у него дефекта, от степени
выраженности нарушений отдельных
психических процессов и функций, от
возрастных и компенсаторных возможностей
ребенка, от характера медико-педагогического
воздействия, от условий жизни и воспитания
ребенка и ряду других факторов. Одни
дети нуждаются только в психолого-педагогическом
воздействии, другим требуется и серьезная
лечебно-оздоровительная помощь. Все
это подчеркивает необходимость ранней
диагностической и коррекционной работы,
ибо ранее выявление нарушений – залог
эффективности их преодоления.
Нарушения
развития у детей многоплановы и
многоаспектны. Они выражаются в
интеллектуальной, двигательной, речевой
или сенсорной неполноценности. Отклонения
в развитии бывают разных форм и разной
степени выраженности. Часто они становятся
заметными, и если своевременно не приняты
необходимые лечебно-оздоровительные
и педагогические меры, могут возникнуть
вторичные отклонения в структуре
дефекта. Поэтому очень важно своевременно
обнаружить отклонение в развитии и
оказать ребенку необходимую помощь.
Родители и воспитатели не всегда могут
адекватно оценить состояние ребенка,
обнаружить имеющиеся у него проблемы
и отклонения в развитии, поэтому педагогам
общеобразовательных учреждений
необходимо иметь определенный запас
сведений по специальной психологии и
коррекционной педагогике и владеть
навыками коррекционно-воспитательного
воздействия.
Организм
ребенка, его здоровье, личностные
особенности рассматриваются современной
наукой системно, целостно, многоаспектно.
Педагог
должен иметь четкое представление о
закономерностях формирования индивида,
личности, при этом важно абстрагироваться
от частностей и деталей. У педагога
должно быть сформировано системное
представление, системное мышление и в
целом системная парадигма в изучении,
обучении и воспитании ребенка, в том
числе и ребенка с отклонениями в развитии.
Современный
подход к коррекции и компенсации
отклонений в развитии может быть
охарактеризован как комплексный и
личностно-ориентированный, т.е. при
оценке состояния ребенка должны
учитываться данные разных специалистов,
характеризующие разные стороны
психического и физического состояния
ребенка, и оказываемая ребенку помощь
должна быть многоплановой. При этом
учитываются индивидуально-личностные
особенности каждого ребенка, т.е.
коррекционно-воспитательное воздействие
не может и не должно быть стандартизированным.
Рекомендации
к изучению темы
Семинарское
занятие
Этиология
нарушения развития.
Практическое
занятие
Виды
нарушений, их классификация.
Самостоятельная
работа студентов
Составление
логико-смысловой модели: «Виды нарушений
развития, их классификация».
Вопросы
для самоконтроля
Дайте
определение понятия «аномалия развития»Раскройте
наиболее популярные классификации
отклонений в развитии, представленные
в специальной литературе.Какую
классификацию могли бы предложить Вы?Назовите
причины возникновения отклонений в
развитии?
Литература
для самостоятельной работы
Бородулина,С.Ю.
Коррекционная педагогика.[Текст]- Ростов
н/Д., 2004.-C.27-34.
Гонеев,А.Д.
и др. Основы коррекционной педагогики.[Текст]-
М., 1999.-C.123-128.
Зайцева,
И.А. и др. Коррекционная педагогика.[Текст]-
Ростов н/Д., 2002.-C.17-20.
Коррекционная
педагогика [Текст]/Под ред. Б.П.Пузанова.
– М., 1999.- C.13-18.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Г.Е.
Сухарева (1965) с позиций патогенеза
нарушений развития личности различает
три вида психического дизонтогенеза:
задержанное, поврежденное и искаженное
развитие; Л. Каннер (1955) — недоразвитие
и искаженно развитие.
В.В.
Ковалевым (1979) выделяется два основных
клинических типа психического
дизонтогенеза:
1)
ретардация, т.е. замедление или стойкое
психическое недоразвитие,
2)
асинхрония как неравномерное,
дисгармоническое развитие, включающее
признаки ретардации и акселерации. .
Классификация
нарушений психического развития у
детей, созданная в русле патопсихологической
науки В.В. Лебединским (1985), является
одной из наиболее распространенных.
Она построена на базе теоретических
идей л.с. Вы готского, исследованиях
Г.Е. Сухаревой, Л. Каннера, В.В. Ковалева.
В ее основу были положены представления
отечественных и зарубежных ученых о
следующих направлениях нарушений
психического развития человека:
ретардация
— запаздывание или приостановка всех
сторон психического
развития;
дисфункция
созревания — связана с морфофункциональной
возрастной
незрелостью
ЦНС;
повреждение
развития — изолированное повреждение
начавшей развиваться структуры или
системы;
асинхрония
— диспропорциональность развития.
В
классификации психического дизонтогенеза
В.В. Лебединского выделены:
1.
Недоразвитие, под которым понимается
общее стойкое отставание в развитии
всех функций вследствие раннего
органического поражения мозга (прежде
всего — коры больших полушарий). Поражение
может иметь наследственную природу
(эндогенную) или быть результатом внешних
(экзогенных) факторов, действующих во
внутриутробный, природовый периоды или
в раннем детстве. Наиболее характерным
примером недоразвития является самая
не достраненная форма умственной
отсталости — олигофрения.
Задержанное
развитие — замедление темпа всего
психического развитие ‘возникающее
чаще всего в результате слабо выраженных
органических поражений коры головного
мозга (обычно парциального характера)
или длительных и тяжелых соматических
заболеваний.
3.Поврежденное
психическое развитие, представленное
органической деменцией — нарушением
психического развития в конце раннего
возраста или уже после трех лет вследствие
массивных травм мозга, нейроинфекций
случаях органическая деменция имеет
прогрессирующий характер.
4.
Дефицитарное психическое развитие.
Наиболее ярко его представляют нарушения
психического развития при недостатоности
анализаторных систем — зрения, слуха и
мышечно-кинестетическои системы (т.е.
опорно-двигательного аппарата). .
5.
Искаженное психическое развитие — разные
варианты сложных сочетаний общего
недоразвития, задержанного, ускоренного
и поврежденного развития. Причинами
искаженного развития являются некоторые
процессуальные наследственные
заболевания, например шизофрения,
врожденная недостаточность обменных
процессов. Ранний детский аутизм —
наиболее яркий пример этого типа
нарушенного
6.
Дисгармоническое психическое развитие,
связанное с нарушением формирования
эмоционально-волевой сферы. К нему
относятся психопатии и случаи
патологического развития личности
вследствие крайне неблагоприятных
условий воспитания.
Таким
образом, в классификации психического
дизонтогенеза В.В. Лебединского
представлены три группы дизонтогений,
Первая
группа — отклонения по типу ретардации
(отставания): недоразвитие и задержанное
развитие, что включает умственную
отсталость и задержку психического
развития.
Спецификой
вариантов недостаточного развития
является недостаточность по отношению
к средне нормативному всех (тотальное,
задержанное) или отдельных (парциапьное)
психических функций, их базовых
составляющих.
Вторая
группа — по типу асинхроний
(диспропорциональность): искаженное и
дисгармоническое развитие, что включает
ранний детский аутизм и психопатии.
Асинхронное
развитие характеризуется нарушением
основного принципа развития (гетерохронии),
когда наблюдаются сложные сочетания
недоразвития, ускоренного (акселеративного)
развития, искаженного развития как
(отдельных психических функций, так и
структуры их базовых составляющих с
преимущественным нарушением базовой
аффективной составляющей).
Третья
группа — по типу повреждения (поломка,
выпадение): поврежденное и дефицитарное
развитие, что включает органическую
деменцию и тяжелые нарушения анализаторных
систем: зрения, слуха, опорно- двигательного
аппарата, речи, развитие в условиях
соматических заболеваний
Основанием
выделения группы поврежденного развития
служит наличие повреждающего влияния
на мозг того или иного фактора, искажающего
в первую очередь органические основы
развития, а вторично (в зависимости е
большого количества факторов: локализации,
сроков, объема, выраженного качества
поражения и т. д.) — воздействующего на
всю структуру дальнейшего психического
развития.
На
базе классификации В.В. Лебединского
(1985) свою авторскую трактовку типологии
отклоняющегося развития предлагают
Н.Я. Семаго и ~ М. Семаго (2001). В ней
отражается попытка создать систему
собственных психологических показателей
развития ребенка, которые определяют
и в то же время отграничивают содержательное
поле деятельности психолога ~
направлений
работ других специалистов (логопедов,
дефектологов, психиаторов).
Они
выделяют три основные группы собственно
психологических сидромов: недостаточное,
асинхронное и поврежденное развитие,
определяемых в первую очередь спецификой,
последовательностью и темпом формирования
всей иерархической структуры психического
развития ребенка.
Принципиально
важным для этих исследователей является
то, что квалификация актуального
психического статуса, определение в
ретроспектив (включая и внутриутробный
период) времени и места нарушения,
соотнесение ситуации развития всех ВПФ
должны быть описаны не только на язык
психических процессов, но и на языке
нейропсихологии. Подобный подход
позволяет образовать интегративный
статус, дающий возможность выбрав
адекватные развивающие и коррекционные
программы, соответствующего характеру
онтогенеза ребенка (Семаго Н.Я., Семаго
М.М., 2001). Таким образом предпринимается
попытка соединить патопсихологический
подход критерии нейропсихологии.
Дальнейшая разработка такого подхода
представляется очень перспекгиеной в
силу раскрывающихся возможностей
структурного анализа нарушения с учетом
взаимодействия ВПФ.
С
развитием детской нейропсихологии
наметился еще один подход к классификации
нарушений развития (Л.С.Цветкова,
Н.к.Корсакова, Ю. В. Микадзе, Т. В. Ахутина,
Н. М. Пылаева, А. В. Семенович, О. Н. Усанова
и др). В нем анализируются варианты
онтогенеза психики той части детской
популяции, которую можно определить
как неблагополучную, дезадаптивную
относительно учебной (социальной)
деятельности.
Наиболее
полно нейропсихологический подход к
классификации пред
ставлен
в работах А. В. Семенович (1998, 2000). Ею
выделены и подробно
описаны
синдромы отклоняющегося развития,
которые могут служить осно
вой
для классификации нарушений. Они
дифференцируются на «синдРОА1Ы
несформированности»
(1) и ((синдромы дефичитаркостиь (11).
Методологи’
чески
подобное разделение связано с учетом
степени зрелости мозговых сис
тем
и соответствия этой зрелости возрастному
уровню ребенка.
1.
Синдромы несформированности:
1)
функциональная несформированность
префронтальных (лобных) отделов мозга;
2)
функциональная несформированность
левой Височной области;
3)
функциональная несформированность
межполушарных взаимодействий
транскортикального уровня (мозолистого
тела);
4)
функциональная несформированность
правого полушария мозга.
2.
Синдромы дефицитарности:
1)
функциональная дефицитарность подкорковых
образований (базальных ядер) мозга;
2)
функциональная дефицитарность стволовых
образований мозга, дистегенетический
синдром.
нейропсихологический
подход к классификации нарушений
развития оказался продуктивным, потому
что, во-первых, главное в нем — это знание
того, какие именно составляющие психики,
входящие в разные виды деятельности
связаны с работой известных на сегодняшний
день зон мозга. Во-вторых потому что,
понимая взаимосвязь высших психических
функции и
мозга,
можно правильно определить механизм
нарушения, а также понять, почему и
конкретно как нарушена та или иная
функция. Именно такое понимание является
базисом научно обоснованной программы
помощи ребенку.
Нейропсихологический
подход к изучению отклонений в развитии
в настоящее время широко востребован
также и потому, что его основные принципы
применимы как для изучения нормально
развивающихся детей, так и для детей с
отклонениями в развитии.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник