Причины которые могут привести к сложному нарушению развития ребенка

ПОДХОДЫ К
КЛАССИФИКАЦИИ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ
РАЗВИТИЯ
Для ранней
диагностики сложного нарушения очень
важны знания о причинах, которые могут
привести к поражению сразу нескольких
функций организма. Когда мы имеем дело
с одним первичным дефектом развития у
ребенка, мы рассматриваем вероятность
либо наследственного, либо экзогенного
происхождения. Сложное нарушение
развития может быть вызвано одной или
несколькими причинами, разными или
одинаковыми по происхождению.
Можно рассматривать
несколько вариантов этиологически
сложного нарушения:
• один дефект
имеет генетическое, а второй экзогенное
происхождение и наоборот (например,
ребенок наследует выраженную близорукость
по линии матери, а нарушение двигательной
сферы приобрел в результате родовой
травмы);
• оба дефекта
обусловлены разными генетическими
факторами, действующими независимо
друг от друга (например, нарушение слуха
наследуется по линии отца, а нарушение
зрения полинии матери);
• каждый дефект
обусловлен разными экзогенными фактора
ми, действующими независимо (например,
ребенок приобрел нарушение слуха в
результате перенесенной скарлатины, а
нарушение движений наступило от травмы
позвоночника);
• оба нарушения
представляют собой разные проявления
одного и того же наследственного
синдрома;
• два дефекта
возникли в результате действия одного
и того же экзогенного фактора.
Наиболее изучены
последние два варианта причин сложных
нарушений, когда одно заболевание
(наследственное или экзогенное) может
стать причиной сложного или даже
множественного нарушения развития у
ребенка. В группе множественных нарушений
у детей преобладают врожденные формы
патологии, имеющие в большинстве случаев
генетическое происхождение. Реже
встречаются хромосомные синдромы как
виды сложных нарушений. Классический
пример множественного дефекта хромосомного
происхождения — это синдром Дауна.
Кроме умственной отсталости у детей с
этим синдромом в 70 % случаев имеются
нарушения слуха и в 40% — выраженный
дефект зрения. Почти 30% детей с синдромом
Дауна имеют множественный сенсорный
дефект (нарушение зрения и слуха) в
сочетании с умственной отсталостью.
В настоящее время
описано более 250 наследственных синдромов,
связанных с нарушением слуха. Примерно
одна треть этих наследственных нарушений
слуха у детей сочетается с другими
видами нарушений (заболеваниями
внутренних органов: эндокринной системы,
сердца, почек и т.д.; заболеваниями ЦНС;
нарушениями скелетно-мышечной системы;
зрения и т.д.). Наиболее изучен ряд
наследственных синдромов и заболеваний,
приводящих к комплексному нарушению
зрения и слуха. В ряде случаев симптомы
такого наследственного заболевания
проявляются неодновременно. Например,
при синдроме Ушера нарушение слуха
может возникнуть с рождения, а поражение
зрения в виде дегенерации сетчатки
начинает проявлять себя только в
дошкольном возрасте в виде ночной или
сумеречной («куриной») слепоты, и только
к подростковому или более старшему
возрасту наступает резкое ухудшение
зрения из-за сужения полей зрения до
так называемого «туннельного» зрения.
К экзогенным по
происхождению заболеваниям, приводящим
к сложному и даже множественному
нарушению развития, относятся различные
пренатально (внутриутробно) и постнатально
перенесенные заболевания. Наиболее
известными из таких внутриутробных
заболеваний является краснуха, корь,
туберкулез, токсоплазмоз, цитомегаловирусная
инфекция и др.
Вирус краснухи
проникает от заболевшей матери через
плаценту в плод и может вызвать
множественные пороки развития ребенка.
Наибольший риск множественного поражения
плода возникает на ранних сроках
беременности, когда органы зрения, слуха
и кровообращения развиваются наиболее
интенсивно. Считается, что примерно
треть детей, перенесших краснуху в
утробе матери, появляются на свет со
сложными врожденными нарушениями.
Примерно 87 % пораженных детей имеют
нарушения слуха; 46 % — врожденный порок
сердца; 34% — врожденные нарушения зрения
и 39 % ~~ трудности в обучении. У части
детей все эти пороки развития встречаются
одновременно в виде врожденной катаракты
обоих глаз, глухоты и врожденного порока
сердца. С начала 70-х гг. в развитых странах
мира проводятся профилактические
прививки против краснухи, которые свели
до минимума случаи рождения детей с
синдромом врожденной краснухи. В России
такие прививки проводятся с 1998 г.
Другим известным
внутриутробным хроническим вирусным
заболеванием, которое может привести
к сложному дефекту, является
цитомегаловирусная инфекция (ЦМВ). Вирус
этого заболевания передается при близком
контакте и считается наиболее
распространенным среди всех врожденных
инфекций. Заболевание часто протекает
у детей почти без видимых симптомов и
подтверждается только после лабораторных
исследований. Как следствие этой
врожденной инфекции у детей могут
возникать изолированные нарушения
(врожденная косолапость, глухота,
деформация нёба и микроцефалия) или
комплексные (глухота и нарушения зрения
в виде хориоретинита или атрофии
зрительных нервов, ДЦП и глухота и т.д.).
Поскольку в последние годы успешно
проводится профилактика внутриутробной
краснухи, ЦМВ остается наиболее опасной
инфекцией, последствием которой могут
быть врожденные сложные нарушения у
детей.
Причинами врожденных
нарушений зрения и слуха, нарушений
зрения и умственной отсталости может
стать заболевание матери токсоплазмозом,
сифилисом и пр.
Такие постнатальные
заболевания, как корь или скарлатина,
тяжелый грипп или нейроинфекции,
перенесенные в детском возрасте, также
могут привести к сложному нарушению
развития у ребенка. К сложному нарушению
зрения и слуха с возрастом может привести
тяжелый диабет и ряд других соматических
заболеваний.
В последние годы
специалисты отмечают рост числа детей
с врожденными нарушениями зрения и
слуха, появившихся на свет глубоко
недоношенными и спасенными благодаря
достижениям современной медицины.
Примерно у 11 % недоношенных детей
обнаруживаются аномалии развития глаз,
приводящие к глубоким нарушениям зрения
и даже слепоте. Ретинопатия недоношенных
(поражение сетчатки) развивается у
глубоко недоношенных детей при
неадекватном кислородном режиме во
время искусственного вынашивания в
кювезах. Как следствие глубокой
недоношенности у таких детей могут
наблюдаться и нарушения слуха. Иногда
к би-сенсорному дефекту добавляется
ДЦП или другие нарушения. Иногда глубокая
недоношенность является следствием
внутриутробно перенесенных инфекционных
заболеваний. Но в большинстве случаев
причины глубокой недоношенности остаются
пока неизвестными.
К неясным по природе
причинам множественных, в том числе и
сенсорных, нарушений относят пока и
CHARGE-ассоциацию, которая все чаще
встречается у детей с двойным сенсорным
и множественным нарушениями. Это название
сложилось из сочетания первых латинских
букв шести слов, обозначающих разные
нарушения (нарушение зрения в виде
колобомы радужки или сетчатки; нарушения
сердечной деятельности; трудности
глотания и дыхания из-за сужения или
атрофии носовых отверстий—хоан;
отставание в росте; недоразвитие половых
органов; нарушения органов слуха).
Знание причин и
особенностей заболеваний, которые могут
привести к сложному нарушению развития
у ребенка, может существенно помочь в
диагностике этих нарушений, в выделении
новорожденных детей группы риска и
внимательному наблюдению за их развитием.
Поскольку обучение
слепоглухих детей представляет собой
наиболее разработанную модель подхода
к изучению и воспитанию детей со сложными
нарушениями, рассмотрим подходы к
классификации именно этого вида сложных
нарушений.
Первая классификация
слепоглухих была сделана в 1940-е гг.
А.В.Ярмоленко на основании анализа 220
историй жизни слепо-глухих детей как в
нашей стране, так и за рубежом. В основу
классификации было положено время
наступления дефекта и наличие сочетания
сенсорных нарушений с интеллектуальными:
• слепоглухонемые
от рождения или потерявшие зрение и
слух
в раннем детстве,
до овладения и закрепления словесной
речи
(врожденная
слепоглухота);
• слепоглухие, у
которых потеря зрения и слуха наступила
в
дошкольном возрасте
и позднее, когда у ребенка уже была сфор
мирована речь
(приобретенная слепоглухота);
• слепоглухие
умственно отсталые дети: все предыдущие
вари
анты, осложненные
умственной отсталостью.
Современный уровень
науки и практики оказания помощи детям
со сложными недостатками развития
позволяет выделить следующие варианты
разных сочетанных нарушений.
1. По сочетанности
нарушений можно выделить более 20 видов
сложных и множественных нарушений. Это
могут быть различные сочетания сенсорных,
двигательных, речевых и эмоциональных
нарушений друг с другом (сложное сенсорное
нарушение как со четание нарушений
зрения и слуха, нарушение зрения и
системное нарушение речи; нарушения
слуха и движений; нарушение зрения и
движений), а также сочетание всех видов
этих дефектов с умственной отсталостью
разной степени (глухота и умственная
отсталость, слепота и умственная
отсталость, двигательные нарушения и
умственная отсталость; разные сочетания
умственной отсталости и сложных сенсорных
нарушений при множественном дефекте).
2. По выраженности
сочетанных нарушений зрения и слуха
детей с этим видом сложного нарушения
можно разделить на:
тотально или
практически слепоглухих;
слепых слабослышащих;
слабовидящих глухих; слабовидящих
слабослышащих.
Детей с сочетанными
нарушениями зрения и речи можно разделить
на:
слепых алаликов;
слабовидящих алаликов; слепых детей с
ОНР; слабовидящих детей с ОНР.
Детей с нарушениями
зрения и движений можно разделить на:
непередвигающихся самостоятельно
слепых; непередвигаюшихся самостоятельно
слабовидящих; слепых с нарушениями
движений (остаточные явления ДЦП);
слабовидящих с остаточными нарушениями
ДЦП.
Сочетание нарушений
слуха и движении можно разделить на:
тяжелые формы ДЦП и глухоты; тяжелые
формы ДЦП и тугоухости; легкие формы
ДЦП и глухоты; легкие формы ДЦП и
тугоухости.
Возможно множество
сочетаний, разных по выраженности
сенсорных и двигательных нарушений, с
разной по глубине умственной отсталостью.
Такая классификация
позволяет достаточно адекватно подойти
к решению вопроса о месте обучения
ребенка в определенном типе школы. Но
при этом необходимо учитывать условность
подобного разделения и зависимость
выраженности нарушений от применяемого
лечения.
Например, ребенок,
рожденный слепым или ослепший от раннего
проявления врожденной катаракты обоих
глаз, имеет большой шанс возвращения
зрения после удаления катаракты в раннем
возрасте. Однако при этом необходимо
помнить о большом количестве осложнений
после операций, о возможности вторичных
катаракт и даже потери зрения в юношеском
возрасте из-за отслойки сетчатки у части
детей с внутриутробно перенесенной
краснухой. При хорошо подобранном
лечении и правильном воспитании яркая
положительная динамика может наблюдаться
у детей с тяжелыми формами детского
церебрального паралича, у детей с
кондуктивной тугоухостью и т.д.
Известны
наследственные синдромы, которые дают
прогрессирующее ухудшение движений,
слуха и зрения уже в дошкольном возрасте.
Например, при врожденной атрофии
зрительных нервов обоих глаз и сахарном
диабете у ребенка с нормальным при
рождении слухом может наступить
нейросенсорная глухота.
Известен также
высокий риск тотальной отслойки сетчатки
у детей с врожденной тяжелой близорукостью
и тугоухостью (синдром Маршалла). От 3
до 6% детей с врожденным нарушением слуха
страдают прогрессирующим с возрастом
нарушением зрения в виде необратимого
сужения полей зрения (синдром Ушера).
Таким образом,
разделение детей со сложными нарушениями
по выраженности каждого из имеющихся
дефектов позволяет определить их
основные трудности и построить программу
их обучения и воспитания. При этом
необходимо постоянно следить за
изменением состояния нарушенных функций
и быть готовым не только к их будущему
улучшению, но и к ухудшению или появлению
новых проявлений других нарушений.
3. В случае сложного
нарушения принято выделять детей с
одновременно или разновременно
наступившими нарушениями. Это могут
быть врожденные нарушения зрения и
слуха у ребенка, одновременно наступившие
после заболевания менингоэнцефали-том
в определенном возрасте. Это могут быть
различные случаи разновременной потери
слуха и зрения (одно нарушение врожденное,
другое наступило в результате травмы
или прогрессирующего наследственного
заболевания в более позднем возрасте).
В других случаях это может быть врожденная
слепота и неподвижность после травмы
позвоночника в подростковом возрасте.
Этот подход к
классификации сложного нарушения у
детей дошкольного возраста также
помогает нам понять неоднозначность
течения многих видов сложного дефекта,
возможность перехода этих детей из
одной категории нарушений развития в
другую и т.д. Учет времени наступления
нарушений особенно важен для детей с
сенсорными нарушениями: для оглохших
детей является очень важным степень
сформированности их речи ко времени
заболевания; для ослепших — запас их
зрительных впечатлений, на которые
можно опереться при ориентировке в
окружающем.
4. По времени
наступления сложных нарушений можно
разделить на такие группы:
с врожденным или
ранним сложным дефектом;
со сложным
нарушением, проявившимся или приобретенным
в младшем или старшем дошкольном
возрасте;
с нарушением,
приобретенным в подростковом возрасте;
с нарушением,
приобретенным в зрелом возрасте;
с нарушением,
наступившим в старческом возрасте.
Врожденное или
очень рано наступившее сложное нарушение
чрезвычайно осложняет процесс развития
ребенка и требует самого пристального
внимания со стороны специалистов разного
профиля в течение всей его жизни. Рождение
ребенка с комплексным тяжелым нарушением
в семье почти сразу ставит вопрос о
возможности его семейного воспитания.
Именно эти дети чаще всего попадают в
специальные Дома ребенка и клиники и
прогноз их развития там самый печальный.
Мы не знаем ни одного случая благополучного
развития ребенка со сложными нарушениями,
от воспитания которого с рождения
отказались его родители.
Для всех случаев
приобретенного с возрастом сложного
нарушения чрезвычайно важно установление
особенностей развития ребенка ко времени
заболевания, его знаний и умений,
психологического возраста ко времени
наступления нарушений.
Специалистами
обсуждается вопрос о том, какую роль в
развитии слепоглухого ребенка играет
уровень психического развития, достигнутый
им к моменту наступления дефекта.
Считается, что дошкольник с более поздней
потерей слуха и зрения имеет преимущества
в развитии перед ребенком с врожденной
слепо-глухотой. С другой стороны,
специалисты обращают внимание на
чрезвычайно серьезные психологические
проблемы людей, потерявших слух и зрение
в подростковом и более старшем возрасте.
Главной особенностью
детей, слепоглухота которых наступила
в подростковом возрасте, оказывается
противоречие между уже сложившимися
планами на будущее, уровнем притязаний
и теми препятствиями, которые ставит
на пути их достижения наступивший
дефект. Подросток очень болезненно
переживает нарушение контактов со
сверстниками, невозможность общения с
ними. Наблюдения показывают, что у
подростка в такой ситуации наиболее
ярко в поведении проявляется стремление
к самоутверждению, порой неадекватное.
Если в этот период окружающие взрослые
не понимают причин его вызывающего
поведения, его агрессивности и не
оказывают необходимой помощи, то могут
возникнуть очень тяжелые личностные
изменения и даже психические срывы.
Описанные выше
подходы к классификации сложных нарушений
у детей показывают огромное многообразие
и нестабильность вариантов таких
нарушений в детстве. Это многообразие
проявлений и их динамизм является
главной особенностью категории детей
со сложными нарушениями развития.
Источник
Когда в семье рождаются дети со сложными нарушениями развития, жизнь делится на «до» и «после». И если родители не отказались от ребенка, то им предстоит осознание того, что у их малыша будет не одно, а несколько нарушений. Одни родители после этого стараются найти лучших врачей, обеспечить своим малышам особенное лечение, выезжают за рубеж, идут на многие жертвы и усилия, но могут со временем обнаружить, что результат слишком незначителен. Другие родители просто принимают ребенка со всеми его недугами и радуются каждому его самостоятельному шагу, наблюдая за ним с любовью. И это порой дает большие результаты, чем месяцы, проведенные в зарубежных клиниках.
Что представляют собой сложные нарушения в развитии
Нарушения в развитии детей подразделяются на единичные (изолированные) и множественные (сложные). Единичными называют нарушения одной из систем организма, например, слуха или зрения. Множественные или сложные нарушения в развитии у детей – это повреждение двух и более систем организма, например, слепоглухота, слепота в сочетании с нарушением речи, умственная отсталость вкупе с нарушением слуха и так далее. При этом в нашей стране инвалидность определяется по наиболее выраженному нарушению.
Как правило, у таких детей доминирующее поражение одного органа или функции выявляется еще в роддоме, а второй и даже третий дефект обнаруживаются намного позже из-за трудностей диагностики. К примеру, у ребенка с врожденной глухотой только со временем появляется отставание в развитии речи, или при врожденном нарушении движений могут оказаться упущенными нарушения зрения или слуха, особенно если нарушения являются следствием прогрессирования заболевания.
Причины сложных нарушений в развитии у детей
Нарушения в развитии могут иметь разные причины – биологические или социально-психологические. К биологическим причинам относят глубокую недоношенность, патологии беременности и родов, инфекции, перенесенные как в утробе матери, так и после рождения, наследственные заболевания. Наиболее опасны для плода перенесенные во время беременности краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус, грипп, корь, туберкулез, сифилис. После рождения к тяжелым поражениям могут привести нейроинфекции – менингит и менингоэнцефалит, а также осложненная корь, скарлатина и тяжелый грипп.
К социально-психологичеким причинам появления сложных нарушений относятся плохой уход, отсутствие эмоциональных контактов с близкими людьми, равнодушие и жестокость взрослых, лишение детей необходимых сенсорных и психических факторов развития и так далее.
К причинам врожденных сложных нарушений в развитии в последнее время все чаще относят хромосомные болезни. Многие дети с хромосомными болезнями погибают в утробе матери и при родах, большинство оставшихся умирают в течение первых месяцев или лет после рождения из-за низкой жизнеспособности. Среди хромосомных болезней лидируют синдром Дауна, синдром Маршалла, синдром Вильдерванка, CHARGE синдром, болезнь Норри и другие.
Методы обследования
Дети со сложными нарушениями развития ограничены в восприятии мира. При острых инфекционных заболеваниях признаки поражения проявляются одновременно, при наследственных заболеваниях сенсорные нарушения могут проявляться постепенно в течение нескольких месяцев или лет. Если обнаружить и скорректировать нарушения своевременно, то можно помочь ребенку адаптироваться к этому миру, максимально использовать остатки зрения, слуха, компенсировать отставание в развитии. Поэтому комплексные обследования должны проводиться как можно раньше.
Комплексное обследование сложных нарушений включает медицинскую и психолого-педагогическую диагностику. При медицинском обследовании педиатр, невропатолог, офтальмолог, отоларинголог, генетик, психиатр и представители других медицинских специальностей должны провести ряд исследований и установить характер нарушений физического здоровья и нервной системы. Наиболее тщательно при этом обследуются слух и зрение. При нейрофизиологическом обследовании проводится ЭЭГ и исследования методом стволовых и корковых вызванных потенциалов, которые позволяют судить о нарушениях и поражениях ЦНС.
Поскольку в раннем возрасте дети развиваются особенно интенсивно, то с помощью медиков, педагогов и психологов можно серьезно компенсировать нарушения. Следует помнить, что степень активности детей со сложными нарушениями развития зависит от их образа жизни, которые создают им взрослые и окружение. Если здоровый ребенок легко получает сведения об окружающем мире и исследует его, то при сложном поражении органов восприятия для адаптации в этом мире нужно приложить серьезные усилия. И детям, умственные способности которых серьезно пострадали, сделать это намного сложнее.
Зачастую главным способом восприятия для таких детей являются тактильные ощущения. Поэтому в коррекционной педагогике большое внимание отводится практическим занятиям и наглядным примерам. А лучшее, что могут при этом дать родители – это эмоциональный и физический контакт: объятия, укачивания, и так далее. Дети со сложными нарушениями развития нуждаются в грамотном семейном воспитании и специальном обучении. Если ребенок окружен атмосферой любви и заботы, то и педагоги смогут добиться серьезных успехов.
Есть ли перспективы
Для родителей особенного ребенка важно знать, что они не единственные, кто пережил нелегкий опыт. Другие отцы и матери, которых постигла подобная беда, и которые смогли найти силы и время для грамотной адаптации своих малышей, могли бы стать лучшим примером и поддержкой, чем целый штат опытных психологов.
Существует много семей, в которых воспитывались дети со сложными нарушениями в развитии, и некоторые из таких родителей впоследствии становились авторами книг и статей, в которых делились своими переживаниями и опытом решения проблем. К примеру, таковыми являются работы Нормана Брауна, сын которого после краснухи перенесенной в утробе матери родился с глубокими нарушениями слуха и зрения. Из отечественных авторов проблему освещают Татьяна Басилова и Надежда Александрова.
Важно помнить, что каждый ребенок подвержен обучению в той или иной степени с учетом его уникальных возможностей. Результат при этом во многом будет зависеть от любви, понимания, а также своевременной помощи родителей и тех, кто его окружает.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Источник