Причины и механизмы слабовыраженных отклонений в развитие ребенка
Основной отличительной патогенной характеристикой детей, испытывавших трудности в усвоении знаний и представлений на начальном этапе обучения по общеобразовательным программам, является незрелость эмоционально-волевой сферы по типу инфантилизма.Инфантилизм отчетливо проявляется в условиях, когда ребенок должен выполнять новые для него требования, в частности при переходе от дошкольного детства к школьному. Инфантильные дети двигательно расторможены, непоседливы, движения их порывисты, быстры, недостаточно скоординированны и четки.
В 1966 г. М.С. Певзнербыла предложена классификация задержки психического развития(ЗПР), включающая следующие клинические варианты:
1) психофизический инфантилизм с недоразвитием у детей эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте (неосложненный гармонический инфантилизм);
2) психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности;
3) психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродина-мическими нарушениями;
4) психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции.
В последующие годы при обследовании детей, испытывающих трудности в обучении и обладающих слабовыраженными отклонениями в развитии, клинический диагноз ЗПР все чаще ставился в случаях, когда эмоционально-волевая незрелость сочеталась с недостаточным развитием познавательной сферы неолигофренической природы.
В качестве причин, приводящих к задержкам психического развития, М.С. Певзнери Т.А. Власовавыделили.
Неблагоприятное течение беременности,связанное с: 1) болезнями матери во время беременности; 2) хроническими соматическими заболеваниями матери, начавшимися еще до беременности; 3) токсикозами, особенно во второй половине беременности; 4) токсоплазмозом; 5) интоксикациями организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов; 6) несовместимостью крови матери и младенца по резус-фактору.
Патология родов:1) травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения, таких, как, например, щипцы; 2) асфиксия новорожденных и ее угроза.
Социальные факторы:педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные периоды.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗПР ПО СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ И ЭТИОПАТОГЕНЕТИЧЕСКОМУ ПРИНЦИПУ
ЗПР конституционального происхождения.Речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме (неосложненном психическом и психофизическом инфантилизме, по классификации М.С. Певзнер и Т.А. Власовой),при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Характерны преобладание игровой мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. При переходе к школьному возрасту значимость игровых интересов для детей сохраняется. Гармонический инфантилизм можно считать «ядерной» формой психического инфантилизма, в котором черты эмоционально-волевой незрелости выступают в наиболее чистом виде и часто сочетаются с инфантильным типом телосложения.
ЗПР соматогенного происхождения.Этот тип аномалии развития обусловлен длительной соматической недостаточностью (ослабленностью) различного генеза: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь сердца.
ЗПР психогенного происхождения.Данное отклонение в развитии связано с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка (неполная или неблагополучная семья, психические травмы). Социальный генез этой аномалии развития не исключает ее патологического характера.
ЗПР церебрально-органического происхождения.Этот тип ЗПР занимает основное место в данной полиморфной аномалии развития. Он встречается чаще других вышеописанных типов, нередко обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности. Церебрально-органическая недостаточность прежде всего сказывается на структуре самой ЗПР — как на особенностях эмоционально-волевой незрелости, так и на характере нарушений познавательной деятельности.
Эмоционально-волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. Больные дети характеризуются слабой заинтересованностью в оценке, низким уровнем притязаний. Внушаемость имеет у них более грубый оттенок и нередко отражает органический дефект критики. Игровую деятельность характеризуют бедность воображения и творчества, определенные монотонность и однообразие.
Источник
В ПСИХИЧЕСКОМ
РАЗВИТИИ (С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ — ЗПР)
II.2.7. Предмет и задачи психологии детей
СО СЛАБОВЫРАЖЕННЫМИ
ОТКЛОНЕНИЯМИ
В ПСИХИЧЕСКОМ
РАЗВИТИИ
Психология детей
со слабовыраженными отклонениями в
психическом развитии (задержкой
психического развития) — одно из
направлений специальной психологии,
занимающееся изучением своеобразия
психического развития детей с легкими
нарушениями развития, имеющими характер
дисфункций и легких повреждений. В
центре внимания данного направления —
выявление специфических черт, присущих
онтогенезу детей данной категории,
определение как характерных для них
недостатков, так и ресурсов развития,
обусловливающих компенсаторные
возможности ребенка.
К задачам
первостепенной важности психологии
детей со слабо выраженными отклонениями
можно отнести следующие:
разработка принципов
и методов раннего выявления слабовыраженных
отклонений;
вопросы
дифференциальной диагностики, разработка
принципов и методов психологической
коррекции;
разработка
психологических основ концепции
предупреждения и устранения дисбаланса
между процессами обучения и развития
и индивидуальными возможностями детей
данной категории.
П.2.2. ИСТОРИЧЕСКИЙ
ЭКСКУРС
Проблема
слабовыраженных отклонений в психическом
развитии возникла и приобрела особое
значение как в зарубежной, гак и в
отечественной науке лишь в середине XX
в., когда вследствие бурного развития
различных областей науки и техники и
усложнения программ общеобразовательных
школ появилось большое число детей,
испытывающих трудности в обучении.
Педагоги и психологи придавали большое
значение анализу причин этой неуспеваемости.
Достаточно часто она объяснялась
умственной отсталостью, что сопровождалось
направлением таких детей во вспомогательные
школы, которые появились в России в 1908
— 1910гг.
Однако при
клиническом обследовании все чаще у
многих из детей, которые плохо усваивали
программу общеобразовательной школы,
не удавалось обнаружить специфических
особенностей, присущих умственной
отсталости. В 50—60-х гг. эта проблема
приобрела особую значимость, в результате
чего под руководством М.С.Певзнер,
ученицы Л.С.Выготского, специалиста в
области клиники умственной отсталости,
было начато разностороннее исследование
причин неуспеваемости. Резкое увеличение
неуспеваемости на фоне усложнения
программ обучения заставило ее
предположить существование каких-то
форм психической недостаточности,
проявляющихся в условиях повышенных
учебных требований. Комплексное
клинике-психолого-педагогическое
обследование стойко неуспевающих
учеников из школ различных регионов
страны и анализ огромного массива данных
лег в основу сформулированных представлений
о детях с задержкой психического развития
(ЗПР).
Так появилась
новая категория аномальных детей, не
подлежащих направлению во вспомогательную
школу и составляющих значительную часть
(около 50 %) неуспевающих учеников
общеобразовательной системы обучения.
Работа М.С. Певзнер «Дети с отклонениями
в развитии: отграничение олигофрении
от сходных состояний» (1966) и книга
«Учителю о детях с отклонениями в
развитии», написанная совместно с Т. А.
Власовой (1967), являются первыми в ряду
психолого-педагогических публикаций,
посвященных изучению и коррекции ЗПР.
Таким образом,
проведение комплекса исследований этой
аномалии развития, начатое в НИИ
дефектологии АПН СССР в 1960-х гг. под
руководством Т.А.Власовой и М.С.Певзнер,
было продиктовано насущными потребностями
жизни: с одной стороны, необходимостью
установления причин неуспеваемости в
массовых школах и поисков способов
борьбы с нею, с другой — потребностью
дальнейшей дифференциации умственной
отсталости и других клинических нарушений
познавательной деятельности.
Комплексные
психолого-педагогические исследования
детей с диагностированной ЗПР в течение
последующих 15 лет позволили накопить
большое количество данных, характеризующих
своеобразие психического развития
детей данной категории. По всем изучаемым
показателям психосоциального развития
дети данной категории качественно
отличаются от других дизонтогенетических
расстройств, с одной стороны, и от
«нормального» развития — с другой,
занимая по уровню психического развития
промежуточное положение между умственно
отсталыми и нормально развивающимися
сверстниками. Так, по уровню интеллектуального
развития, диагностируемого с помощью
теста Векслера, дети с ЗПР часто
оказываются в зоне так называемой
пограничной умственной отсталости (IQ
от 70 до 90 условных единиц). По Международной
классификации (см. приложение 1 к разделу
I) ЗПР определяется как «общее расстройство
психологического развития» (F84).
В зарубежной
литературе дети с ЗПР рассматриваются
либо с чисто педагогических позиций и
обычно описываются как дети с трудностями
в обучении (educationally disabled, children with learning
disabilities), либо определяются как
неприспособленные, преимущественно
вследствие неблагоприятных условий
жизни (maladjusted), педагогически запущенные,
подвергнувшиеся социальной и культурной
депривации (socially and culturally deprived), К этой
группе детей относят также детей с
нарушением поведения. Другие авторы,
согласно представлениям о том, что
отставание в развитии, проявляющееся
в трудностях обучения, связано с
резиду-альными (остаточными) органическими
повреждениями мозга, детей данной
категории называют детьми с минимальными
мозговыми повреждениями (minimal brain damage)
или детьми с минимальной (легкой) мозговой
дисфункцией (minimal brain dysfunction). Для описания
детей со специфическими парциальными
трудностями в обучении широко используется
термин «дети с синдромом дефицита
внимания и гилерактивностью» — синдром
СДВГ (iilnldren
with
attention
deficit
hyperactivity
disorders
— syndrom
).
Несмотря на
достаточно большую разнородность детей,
относящихся к данному типу дизонтогенетических
расстройств, им можно дать следующее
определение.
К детям с задержкой
психического развития относятся дети,
не имеющие выраженных отклонений в
развитии (умственной О1сталости, тяжелого
речевого недоразвития, выраженных
первичных недостатков в функционировании
отдельных анализаторных систем — слуха,
зрения, двигательной системы). Дети
данной категории испытывают трудности
адаптации, в том числе школьной, вследствие
различных биосоциальных причин
(остаточных явлений легких повреждений
центральной нервной системы или ее
функциональной незрелости, соматической
ослабленности, церебрастенических
состояний, незрелости эмоционально-волевой
сферы по типу психофизического
инфантилизма, а также педагогической
запущенности в результате неблагоприятных
социально-педагогических условий на
ранних этапах онтогенеза ребенка).
Трудности, которые испытывают дети с
ЗПР, могут быть обусловлены недостатками
как в регуляционном компоненте психической
деятельности (недостаточностью внимания,
незрелостью мотивационной сферы, общей
познавательной пассивностью и сниженным
самоконтролем), так и в ее операциональном
компоненте (сниженным уровнем развития
отдельных психических процессов,
моторными нарушениями, нарушениями
работоспособности). Перечисленные выше
характеристики не препятствуют освоению
детьми общеобразовательных программ
развития, но обусловливают необходимость
определенной их адаптации к психофизическим
особенностям ребенка.
При своевременном
оказании системы коррекционно-педагогической,
а в некоторых случаях и медицинской
помощи возможно частичное, а иногда и
полное преодоление данного отклонения
в развитии.
Источник
К первой группе условий возникновения социально-психологической дезадаптированности относятся общие закономерности дизонтогенетических расстройств (например, возникших вследствие недоразвития анализаторных систем – зрительной, слуховой, кожной, двигательной) или имеющие в своей основе раннее органическое повреждение головного мозга, такие как умственная отсталость, задержка психического развития, церебрально-органического генеза и т.д.
Ко второй группе относятся специфические закономерности, присущие конкретному виду дизонтогенеза (общему стойкому психическому недоразвитию по типу умственной отсталости, искаженному развитию по типу раннего детского аутизма и т.д.).
11. КЛАССИФИКАЦИЯ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ ПО СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ
Умственно отсталые дети – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Классификация детей с общим психическим недоразвитием, предложенная М.С. Певзнер, имеет пять форм.
1. При неосложненной форме ребенок характеризуется уравновешенностью основных нервных процессов. Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально-волевая сфера относительно сохранна. Ребенок способен к целенаправленной деятельности, однако лишь в тех случаях, когда задание ему понятно и доступно. В привычной ситуации его поведение не имеет резких отклонений.
2. При олигофрении, характеризующейся неустойчивостью эмоционально-волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности, присущие ребенку нарушения отчетливо проявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности.
3. У олигофренов с нарушением функций анализаторов диффузное поражение коры сочетается с более глубокими поражениями той или иной мозговой системы. Эти дети дополнительно имеют локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
4. При олигофрении с психопатоподобным поведением у ребенка отмечается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы. Прежде всего у него наблюдается недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности по отношению к себе и окружающим людям, расторможенность влечений, склонность к неоправданным аффектам.
5. При олигофрении с выраженной лобной недостаточностью нарушения познавательной деятельности сочетаются у ребенка с изменениями личности по лобному типу с резкими нарушениями моторики. Эти дети вялы, безынициативны и беспомощны. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Они не способны к психическому напряжению, целенаправленности, активности, слабо учитывают особенности ситуации.
Дети-олигофрены характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, отчетливо обнаруживающимися в снижении активности познавательных процессов, особенно словесно-логического мышления. Причем имеет место не только отставание от норм, но и глубокое своеобразие личностных проявлений и всей познавательной сферы. Таким образом, умственно отсталые дети ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста. Они иные по основным своим проявлениям.
12. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЕНКА
Умственная отсталость влечет за собой неравномерное изменение у ребенка различных сторон психической деятельности. Структура его психики чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений. Нарушения познавательной деятельности и личности ребенка с общим психическим недоразвитием отчетливо обнаруживаются в самых различных его проявлениях. Дети-олигофрены способны к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими, зачастую весьма резкими, отклонениями от нормы.
Развитие умственно отсталого ребенка определяется биологическими и социальными факторами. К первым из них относятся выраженность дефекта, качественное своеобразие его структуры, время возникновения. Ко вторым – ближайшее окружение ребенка: семья, в которой он живет; взрослые и дети, с которыми общается и проводит время; школа.
Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности – это симптомы, непосредственно вытекающие из особенностей нейрофизиологических процессов коры головного мозга умственно отсталых детей.
Существенную роль в познании ребенком окружающего мира играют его ощущения и восприятия. Они создают конкретную базу для знакомства с тем, что находится вокруг него, для формирования мышления, являются необходимыми предпосылками практической деятельности. У умственно отсталых детей чаще, чем у нормально развивающихся, наблюдаются нарушения ощущений различной модальности и соответственно восприятия объектов и ситуаций.
Умственно отсталым ученикам свойственна узость зрительного восприятия, которая уменьшает возможности ознакомления с окружающим миром, а также отрицательно влияет на овладение чтением. Нарушения пространственной ориентировки – один из ярко выраженных дефектов, встречающихся при умственной отсталости. Становление речи умственно отсталого ребенка осуществляется своеобразно и с большим запозданием.
Формирование мыслительной деятельности у умственно отсталых дошкольников отличается особенно большими трудностями. Для них характерно использование наглядно-действенной формы мышления. Причем, решая ту или иную задачу, они прибегают преимущественно к методу проб и ошибок, повторяя пробы в неизменном виде и соответственно получая все время один и тот же неверный результат.
13. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЕНКА
Личность развивается в процессе деятельности и общения с другими людьми, во взаимодействие с которыми она включена социально необходимым образом. Развитие личности в онтогенезе происходит по двум взаимодополняющим линиям: социализации и индивидуализации (приобретение самостоятельности, относительной автономности).
В процессе личностного развития формируются определенные социальные ориентиры по отношению к себе и другим. Самооценка является важной составляющей самосознания, определяющей не только отношение к себе, но и создающей основу для построения отношений с другими. Источником самооценки является обобщенное отношение к себе, не ограниченное рамками какой-либо одной деятельности.
Повышенная самооценка умственно отсталых детей связана с их общим интеллектуальным недоразвитием, общей незрелостью личности. Такая самооценка может возникнуть как псевдокомпенсаторное характерологическое образование в ответ на низкую оценку со стороны окружающих. Именно из-за слабости, из чувства собственной малоценности (часто бессознательного) и возникает псевдокомпенсаторная переоценка своей личности. Специальное исследование Б.И. Пинского о влиянии оценки на выполнение простого двигательного задания показало, что некоторое ухудшение результативности демонстрируют все категории испытуемых: нормально развивающиеся дети, психически здоровые взрослые и умственно отсталые дети. Однако если испытуемые с нормальным уровнем психического развития показывают увеличение темпа выполняемой деятельности, связанное с желанием улучшить ее результаты, то у умственно отсталых не наблюдается подобной заинтересованности, и темп работы остается прежним. При этом наблюдаемая тенденция не должна исключать дифференцированного подхода к использованию оценки при обучении детей данной категории, так как у некоторых из них обнаруживается пониженная и очень хрупкая самооценка, полностью зависящая от внешней оценки. Кажущаяся независимость от внешней оценки может возникнуть у ранимых и низко оценивающих себя детей, но привыкших к неудачам и создавших себе защитный барьер от внешней оценки.
14. ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМЫ СЛАБОВЫРАЖЕННЫХ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
Основной отличительной патогенной характеристикой детей, испытывавших трудности в усвоении знаний и представлений на начальном этапе обучения по общеобразовательным программам, является незрелость эмоционально-волевой сферы по типу инфантилизма. Инфантилизм отчетливо проявляется в условиях, когда ребенок должен выполнять новые для него требования, в частности при переходе от дошкольного детства к школьному. Инфантильные дети двигательно расторможены, непоседливы, движения их порывисты, быстры, недостаточно скоординированны и четки.
Источник