Причина условия деформаций личностные развития ребенка

Причина условия деформаций личностные развития ребенка thumbnail

Главная»Статьи»Причины деформации и условия личностного развития ребенка

Опубликовано: 29 июня 2016 в 23:31

Источники и механизмы развития ребенкаРазвитие человека — процесс неоднозначный, сложный и не всегда поступательный, прогрессирующий и управляемый. Каждый ребенок имеет свою индивидуальную траекторию развития, которая отличает его от сверстников.

Причины отличия одного человека от другого в источниках и механизмах процесса развития.

Источники и механизмы развития ребенка

На процесс развития человека оказывают влияния различные условия.

  • Половые различия. Различия полов не характеризуются только собственно половыми характеристиками. Среди половых различий определены следующие:

— девочки быстрее развиваются и раньше созревают;

— мальчики более чувствительны к воздействиям среды;

— девочки превосходят мальчиков в развитии вербальных способностей;

— мальчики превосходят девочек в развитии пространственного мышления и математических способностей;

— мальчики более агрессивны;

— девочки лучше и быстрее адаптируются к новым условиям.

Перечисленные особенности – это далеко неполный список половых различий. Важно понимать, что мальчики и девочки развиваются совершенно по-разному.  Эти различия обнаруживаются уже с 1,5 – 2 лет и с возрастом проявляются в большей степени.

  • Темперамент. Поведение человека во многом определяется типом его темперамента, который характеризуется несколькими характеристиками:
  1. Активность: энергетический потенциал, определяющий динамику деятельности человека.
  2. Эмоциональность – характеристика возникновения, протекания и прекращения чувств, аффектов и настроений. Это качество проявляется в большей или меньшей степени.
  3. Динамичность нервной системы – скорость образования условных связей.
  4. Подвижность нервной системы – скорость смены торможения возбуждением и наоборот.
  5. Лабильность нервной системы – скорость образования и прекращения нервных процессов.
  • Соматические заболевания и физические дефекты также оказывают влияние на развитие ребенка. Некоторые из них могут активно переживаться, а другие непосредственно влиять на развитие человека.
  • Кризисы развития, которые приводят к переходу на новый этап развития при условии правильной социальной ситуации развития.

Перечисленные факторы одновременно являются источниками и механизмами развития человека. Кроме того, они прогнозируют индивидуальные отличия каждого человека.

Условия развития ребенка

Развитие ребенка во многом определено социальной ситуацией развития – психической жизнью на определенной ступени развития. В свою очередь, социальная ситуация является условием развития ребенка. Важное место в создании условий занимает семья и школа.

  1. Условия развития ребенкаЭмоциональный контакт с близкими – важное условие благоприятного развития ребенка. Любовь, понимание, принятие, сопереживание – главные составляющие эмоционального развития ребенка.
  2. Психологический климат школы – комфортность отношений со сверстниками и педагогами, возможность усвоения материала, адекватная самооценка в процессе обучения определяют процесс ведущего вида деятельности.

Причины отклонений в развитии детей

Проблемы детского развития приводят к проблемам взрослых людей. Современные медики определяют две основные группы причин:

  1. Эндогенные причины (внутренние) – обусловленные генетическими факторами.
  2. Экзогенные причины (внешние) – факторы среды, оказывающие влияние на развитие ребенка.

К эндогенным причинам относят: заболевания, передающиеся по наследству, заболевания, связанные со структурой и численностью хромосом. Заболеваний, обусловленных этими причинами, достаточно много.

Факторы среды (экзогенные причины) вызывают отклонения на разных стадиях развития:

  • Причины отклонений в развитии детейво внутриутробный период развития оказывают влияние заболевания матери, недостаток питания, инфекции, резус-конфликты, травмы, влияние лучевой энергии, лекарственных препаратов, вредных привычек;
  • в родовой период: асфиксия, родовые травмы, удушье, инфекции;
  • постнатальный период: последствия заболеваний, травмы, интоксикации, несоблюдение санитарно-гигиенические норм;
  • отсутствие благоприятных психологических условий воспитания и обучения.

Развитие ребенка зависит от целого ряда внутренних и внешних условий. Люди отличаются не только по внешности, но и по темпу развития и восприимчивости к окружающим воздействиям. То, что не оказывает влияния на одних, может оказывать необратимое воздействие на других людей.

Родителям нужно знать не только физические и психические особенности своего ребенка, но и его восприимчивость к окружающему и генетические особенности. Только в этом случае можно наиболее точно спрогнозировать возможные проблемы и создать благоприятные для развития условия.

Источник

Под термином «деформация личности ребёнка» родители обычно подразумевают ситуации, в которых на чадо оказывается давление со стороны других людей и влияние разных вещей. Отсюда и пошли такие высказывания, как «спорт травмирует ребёнка», «компьютерные игры деформируют личность малыша», «педагог загоняет ребёнка в рамки» и пр. При этом чётко выделяется непричастность родителя к формированию нестабильной психики чада. 

Деформация личности ребёнка

Безусловно, вышеуказанные и многие другие вещи и люди воздействуют на юную психику, внося в неё коррективы. Однако истинную личностную деформацию оказывают на ребёнка «главные взрослые», и в большинстве семей это родители.

Что подразумевается под термином «деформация»

Чаще это понятие применяют к людям-специалистам, профессионалам своего дела. Например, говоря о враче-терапевте, утверждают, что он слишком безучастен к проблемам пациента и чересчур спокоен – кажется, что со временем врач превратился в циничного человека. 

На самом деле, спустя годы работы, человек просто привык ко многим аспектам специальности и стал профессионалом, но уж точно не «потерял чувствительность». Однако пациенты считают, что у врача произошла профессиональная деформация – то есть, развитие одних качеств в ущерб другим.

К сожалению, редко говорят о сильнейшей деформации, оказывающей влияние на всю нашу дальнейшую сознательную жизнь. Это психические изменения, произошедшие в первые семь лет жизни человека. Деформации, пришедшиеся на этот период, принято называть личностными расстройствами, поскольку они носят тяжёлый и постоянный характер.

Деформация личности ребёнка

Детская деформация: жизненный пример

Высказывание «Каждый человек – уникальная личность» не является голословным. Мы рождаемся с определённым набором качеств, впоследствии приобретая и развивая новые. Кто-то от природы медлителен, кто-то – чересчур быстр и постоянно спешит. Один человек любит быть в одиночестве, другой жизни не представляет без шумных посиделок в компании друзей. Именно характер, особенности и привычки делают каждого человека неповторимой личностью.

Для гармоничного роста и развития личности следует (в идеале) найти то, к чему лежит душа, и заниматься этим. Надо сказать, что это повсеместная и распространённая проблема большинства людей в мире – найти занятие по душе, хобби, которое не будет идти в разрез с мнением окружающих людей, особенно – родителей. Именно из детства произрастают корни деформаций, которые в будущем накладывают неизгладимый отпечаток на жизнь уже взрослого человека. Для простоты понимания представим простую и, к сожалению, типичную ситуацию. 

Дано: семья из двух родителей и одного ребёнка 5 лет. Мама и папа – успешные люди, карьеристы с двумя высшими образованиями, точно знающие, чего они хотят от жизни. Ребёнок смотрит на родителей и восхищается ими, хочет им подражать, не может им воспротивиться. В один день родители говорят: переставай играть вечерами в футбол с друзьями на улице, мы записали тебя на уроки фортепиано! Ребёнок, видевший фортепиано, может быть, раз в жизни, и тот – по телевизору, сначала возмущается, но, встретившись глазами с грозным папой, через силу соглашается. Ведь родители успешны, а ребёнок их любит и немного побаивается. 

Какое-то время чадо усердно трудится, а родители одобряют его работу. Однако сам ребёнок не чувствует радости: его поддерживает только одобрение родителей. Малыш хочет играть в футбол: он, возможно, был лучшим голкипером на площадке, но теперь учится игре на фортепиано.

Как правило, через какое-то время «нервы сдают»: ребёнок решает бросить занятия музыкой. Родители в тихом ужасе, пытаются его образумить, в том числе манипуляторскими способами: «Мы отнимем у тебя карманные деньги», «Ты не увидишься с друзьями», «Больше ни в чём не будем тебе помогать» и пр. Но ребёнок, невзирая на это, прекращает занятия на фортепиано. 

Деформация личности ребёнка

Как видно, диалог в этой семье отсутствует. Родители не пытались спросить малыша: «Что тебе нравится?», «Чем бы ты хотел заниматься?», «Расскажи подробно, что у тебя хорошо получается?». Родители навязали свою модель жизни и заставили ребёнка жить именно так. Такое поведение становится настоящим психическим насилием над малышом. Однако родители этого не понимают – ведь с ними в детстве общались точно так же.

Фразы, деформирующие личность ребёнка

Сюда относят несколько категорий высказываний:

  • Фразы-установки в приказной форме: «Ты должен», «Сделай», «Учись», «Не противься», «Ты обязан» и пр.
  • Фразы-условия не в пользу ребёнка по типу «Если, то…»: «Если ты не пойдешь на занятия музыкой, то мы отберём у тебя карманные деньги», «Если ты не станешь учиться хорошо, то я лишу тебя возможности играть в компьютер» и пр.

Итак, вид и сила деформации ребёнка (бесчувственность, зависть, эгоистичность, нарциссизм и пр.) зависит от того, насколько часто, строго и бескомпромиссно родители навязывали свои желания чаду. Помимо классических деформаций, у ребёнка наверняка разовьётся чувство вины – ведь он противится воле родителей, значит, не уважает их.

Деформация личности ребёнка

Возможно ли скорректировать деформации

К сожалению, личностные расстройства, полученные в период от 0 до 7 лет, не подвергаются изменениям. Можно только контролировать их влияние на нашу жизнь: то есть сознательно решить, будем мы поддаваться им или нет. А на это уходит не один час работы над собой.

Поэтому гораздо проще не допускать деформации вовсе, и ответственность за их появление у ребёнка лежит, в первую очередь, на родителях.

Источник

Министерство 
образования и науки Российской
Федерации

Федеральное
государственное образовательное 
учреждение

среднего 
профессионального образования

«Санкт-Петербургский 
государственный колледж

физической 
культуры и спорта, экономики и 
технологии» 
 
 

Курсовая
работа

по дисциплине
«Педагогика»

на тему:
“Причины и условия деформации личностного 
развития ребёнка” 
 
 
 

выполнила 
студентка

3 курса 
333 группы

Осипова
Ирина Николаевна

Проверила:
Леонова О.В.

защищена 
с оценкой:____________ 
 
 
 

Санкт-Петербург-2011

Содержание 

Введение                                                                                                                  
3

Глава
1. Теоретическая часть                                                                          
5

1.1.Эмоциональный
контакт с близкими людьми — источник полноценного
развития ребенка                                                                                                     
5

1.2.Психологический климат
школы как фактор развития личности              
8

1.3.Общение
подростка со взрослыми                                                                  
9

1.4.Формы 
трудностей взросления подростка                                                   
13

1.5. Подростки,
склонные к побегам из дома                                                    
14

Глава
2. Практическая часть                                                                                
16

2.1  Тематический
тренинг для родителей на тему «Влияние
родительских директив на формирование
личности ребенка»                                                 
16

2.2 Упражнение 
«Подкрепление»                                                                       
18

Заключение                                                                                                            
20

Список 
литературы                                                                                               
22 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Из 
всех периодов развития ребенка самым 
головоломным, трудным и даже опасным 
является подростковый. Это тот самый 
период, что приносит самую большую 
головную боль родителям и педагогам,
обывателям и правоохранительным органам.
Это тот самый период, что породил понятия
«проблема отцов и детей» и «конфликт
поколений».

     Без
полноценного проживания этого периода 
многие качества личности, индивидуальные
особенности оказываются неразвитыми
или развитыми недостаточно, многое в
дальнейшем компенсируется или корректируется
с большим трудом.

     В
качестве этапа переходного периода 
подростковый возраст — время 
ломки старых, отживших форм, разрушения
специфически детских образований, которые
могут тормозить полноценное развитие
в дальнейшем. Проявляемое в этот период
противопоставление себя взрослым, активное
завоевание новой позиции являются продуктивными
для формирования самостоятельной личности.
Именно в этом возрасте крайне важным
является правильное взаимодействие с
ребенком, поскольку только оно способно
предупредить дисгармоничное развитие
личности подростка и возникновение проблем
с общением и социальной адаптацией.

     Целью
курсовой работы является изучение причин
и условий деформации личностного развития
ребёнка.

Глава 1.
Теоретическая часть 

1.1.Эмоциональный
контакт с близкими людьми — источник полноценного
развития ребенка 

      
Важнейшим элементом среды, определяющим
характер развития человека, выступает
свобода. Это очень сложное явление, она
является одной из исходных человеческих
потребностей. Свобода предполагает ослабление
управления, контроля и давления и предоставление
ребенку ответственности за свой выбор,
возможности реализовать свою целостность,
творческий потенциал. Обстоятельства,
которые создают для ребенка ощущение
бессилия, пустоты и беспомощности, способствуют
развитию у него жестокости и садизма.
К таким обстоятельствам можно отнести
все, что вызывает страх. Это может быть
«авторитарное» наказание. Это такой
вид наказания, который не имеет строго
фиксированной формы и не связан с тем
или иным проступком, а произвольно определяется
по усмотрению взрослого. В зависимости
от индивидуальных особенностей страх
перед наказанием может стать доминирующим
мотивом в жизни ребенка, что приводит
к утрате чувства собственного достоинства.

     Другое 
важное обстоятельство, приводящее к 
утрате жизненных сил, может быть
связано с ситуацией душевного
обнищания. Когда ребенок живет в безрадостной
атмосфере черствости и душевной глухоты,
он внутренне «замерзает». Отсутствие
эмоционального тепла, участия, любви
вызывает чувство отчаяния и полного бессилия,
которое может стать причиной его жестокости.

     Немаловажным
фактором, вызывающим нарушения личностного
развития, являются характер, ценности,
нормы, ориентиры, смыслы той социальной
группы, частью которой является ребенок.
Семья может усиливать те черты и формы
поведения, которые ей соответствуют,
и ослаблять нежелательные.

     Нарушения
в развитии ребенка связаны с 
неблагоприятными событиями в детстве 
ребенка. Прежде всего – семейные
конфликты, недостаток эмоционального
тепла, любви, отзывчивости, отношений 
привязанности. Отношения в семье 
остаются значимыми не только в детстве,
но и более поздние периоды жизни. Дефицит
общения, нарушение, деформация значимых
отношений личности, образующих целостную
систему, обусловливают развитие личности
по невротическому типу. 
Потребность в эмоциональном признании
окружающими, эмоциональных контактах
с родителями особенно актуально в детстве.
К 4-5 годам эмоциональное развитие ребенка
достигает своего максимума. Нарушение
эмоциональных контактов с родителями,
прежде всего с матерью, вызывает значительные
психологические проблемы в развитии.
Недостаток искренних, доверительно-теплых
и непосредственно-эмоциональных отношений
родителей с детьми становится основой
возникновения невроза. Отсутствие эмоциональной
поддержки, любви и признания в семье вызывает
у ребенка страх одиночества, ощущение
изолированности, забытости и ненужности.
Острая потребность в признании – это
одновременно и потребность в самоутверждении.
Ребенок нуждается в раскрытии своего
Я, поддержке и любящем отношении. Недостаточность
любви и признания может компенсироваться
страхами, капризами. У детей формируется
замкнутость, недоверие к окружающим.

     Важными
являются потребности ребенка в 
позитивном отношении и самоотношении,
которые возникают в результате
научения. Первая из них возникает 
вследствие любви и заботы о ребенка,
вторая формируется при положительном
отношении окружения. Оценки со стороны
окружающих, особенно в детстве, могут
искажать внутренние переживания человека.
Ребенок на основании положительных или
отрицательных оценок его поведения взрослыми
старается быть тем, что от него хотят,
а не тем, кто он есть. Внешние оценки ведут
к искажению самоотношения ребенка. Навязанные
образы, ценности вытесняют и замещают
«истинные» переживания и ценности,
что ведет к саморазрушению Я.

     Такой
ребенок чувствует напряженность,
дискомфорт. Следствием искажения могут
стать агрессивность, конфликтность, замкнутость,
тревожность, враждебность по отношению
к другим людям, нарушение общения.

     Как
этого избежать? Первое условие – 
откровенность, искренность, правдивость 
отношений с ребенком. Второе условие
– безусловное принятие ребенка. Принятие
предполагает не только уважение и теплые
чувства, но и веру в положительные изменения,
в его развитие. Ребенок очень нуждается
в положительном к себе отношении. Взрослые
же стремятся оценивать, одобрять или
не одобрять чувства и поведение ребенка,
делать заявления и пугать лишением любви
и привязанности. Чтобы быть хорошим, ребенок
стремится подстраиваться к оценке родителей,
что приводит к утрате внутренних регуляторов
поведения и к дальнейшей не-зрелости
ребенка, который ориентируется только
на внешние оценки. Безусловное принятие
ребенка не означат отсутствие ограничений,
дисциплины и отрицательного отношения
к его поступку. Однако они должны строиться
так, чтобы ребенок не сомневался в уважении
к нему. Неудовольствие и отрицательные
переживания должны высказываться не
в виде отрицательной оценки личности
ребенка, а в виде субъективного отношения
к данному поступку.  
Необходимо принимать не только ребенка,
но и себя. Если родители не принимают
себя, а ценят только те свои достоинства,
которые одобряются другими, то они испытывают
напряженность и тревогу, что сказывается
и на ребенке.

     Принятие 
внутреннего мира ребенка создает 
для него теплоту и безопасность
в отношениях с взрослыми, а любовь
и уважение вызывают чувство защищенности,
которое необходимо для полноценного
развития человека.

     Третье 
условие – эмпатическое понимание,
без которого принятие может означать
просто благодушное отношение ко
всем. Эмпатическое понимание включает
в себя проникновение в чувства и мысли
ребенка, умение видеть проблему с его
позиции, встать на его место. Очень важны
модели родительского поведения, так как
они становятся основой не только приобретения
привычек, но и выработки способов разрешения
конфликтов, жизненных проблем. Если родители
уходят от трудностей или прибегают к
агрессии при столкновении с ними, то ребенок
с большой вероятностью будет вести себя
в аналогичной ситуации так же.

     То 
же характерно и для межличностных
отношений, дети осваивают те же отношения,
которое они в течение длительного времени
наблюдают в семье. Возможны ситуации,
когда родители учат каким-то правилам
поведения, но сами их не соблюдают, т.е.
говорят одно, а делают другое. В такой
ситуации более вероятным становится
выбор примера родителей. Ребенок может
и расширять модель поведения, так что
его собственное поведение окажется для
них неприемлемым, т.е. он может отвергать
и то, чем родители дорожат. Вместе с тем
дети не всегда принимают модели поведения
своих родителей.

     Причинами
нарушения поведения и даже эмоциональных
расстройств может быть разлука с родителями,
жизнь вдали от семьи, потеря одного из
родителей, ссоры и конфликты в семье. 

     1.2 Психологический климат
школы как фактор развития личности  

     С
поступлением ребенка в школу 
меняется его социальная ситуация развития.
Школа — сложный социальный организм,
отражающий характер, проблемы и противоречия
общества. Разумеется, культурные различия
родителей, культивируемые ими ценности
не могут не повлиять на поведение учащихся
в школе. Ученик не будет учиться ради
учения, если учение не является ценностью
данной культуры. Так, существуют социологические
исследования влияний региона, социального
статуса родителей на частоту нарушений
развития и поведения детей. Важными моментами
являются население района, где расположена
школа, социальная однородность или неоднородность,
социальный статус района по сравнению
с другими. Есть данные, что для детей из
районов с низким социальным статусом
характерны высокий уровень правонарушений,
психических отклонений и трудностей
в учении. В основе этого явления лежит
целый комплекс причин, одна из которых
— низкий социальный статус родителей.
Специальные исследования показали важную
роль различных социально-экономических
показателей для интеллектуального развития
человека. Интеллект в среднем связан
с социальным положением родителей, но
все-таки не жестко им определен. Есть
люди, которые не используют благоприятные
условия развития, но есть и такие, которые
могут преодолеть неблагоприятные условия.
Это могут быть родители, которые компенсируют
ребенку вниманием и правильным воспитанием
то, чего он лишен из-за низкого социально-экономического
статуса семьи. Но могут быть и сами дети,
которые изменяют свой низкий социальный
статус благодаря своим природным задаткам
и личностным особенностям. 

    1. Общение подростка 
      со взрослыми

     В
подростковом возрасте общение с родителями,
учителями и другими взрослыми начинает
складываться под влиянием возникающего
чувства взрослости. Подростки начинают
оказывать сопротивление по отношению
к ранее выполняемым требованиям со стороны
взрослых, активнее отстаивать свои права
на самостоятельность, отождествляемую
в их понимании со взрослостью. Они болезненно
реагируют на реальные или кажущиеся ущемления
своих прав, пытаются ограничить претензии
взрослых по отношению к себе.

Источник