При внутричерепном давлении у ребенка из за этого задержка речевого развития
Роды были в срок, естественные, рожала 12 часов без эпидуральной анастезии, был прокол пузыря. Ребенок родился 8/9 по шкале ангар. До года развивался в срок, переворачиваться стал в 2,5 мес., ползать задом в 4,5 мес. Пополз в 5 мес. Ползал быстро, очень любил. Ровно в 6 мес. Сел и встал на ножки, в семь ходил возле опоры, в 11 мес. побежал. Было гуление, все было в срок. В 1,5 пошли первые слова мама, папа, баба, денни. Потом было падение в низ головой с расстояния 0,5 метра. Обратились в т-рам пункт, был сделан ренген головы, узи., все было в норме, отпустили домой. Как то не заметно пропали слова, остался только свой язык, болтал на нем постоянно. В 1,6 где- то обратились к неврологу с жалобой на активность ребенка и отсутствия речи. На что нам сказали, что это регресс в речи, задания невролога ребенок выполнил ( показал, что просили) в развитие не остает, ждите 2х лет. Пришли в 2 года, ждите еще пол года все у вас Ок. Ребенок умный вот, вот заговорит. При этом невролог был не один, позже мы посчитали 25 неврологов обошли) в 2,3 обратились на ночные истерики и так же отсутствие речи. Он просыпался ночью, дико кричал, ни кого к себе не подпускал, забивался в углы. Мы что только с мужем не надумали. Врач успакоила, говорит это связанно с Вашей беременность ( вторая беременность, большой срок был) типа ребенок все чувствует и т.д. В 2,6 пришли по отсутствия речи, предложили посмотреть внутри черепное давление, все у нас хорошо, и отпустили ждать трех лет, ну он точно в три заговорит, мальчики они такие. В 2.11 появились первые слова мама, папа, баба. В три пошли к логопеду это был май, логопед предложила заниматься после лета, так как она уходила в отпуск, а за лето дети обычно разговариваются. Еще с двух лет мы ходили на развивающие занятия, педагог по образованию психолог его очень хвалила, он был лидиров в коллективе, все задания выполнял быстрее но не говорил. Знакомая по советовала в соседнем городе 20км центр речи. Поехали на консультацию в этот центр к нейропсихологу ( хозяйка этого центра) наблюдая за ребенком мин 10 она мне заявляет у нас Моторная Аллалия, внутри черепное давление и еще, что то. Вам надо пройди обследования. Согласились ( просто уже не знали, что делать и куда идти) сделили у них ЭЭГ, проверили внутречерепное давление, слух, зрение, еще, что то уже не помню. Заключение их него невролога, ребенок здоров, но поставили ЗРР, Моторную Алалию невролог опроверг ( славо Богу) выписал танатен и Когитум. пошли на танцевальную гимнастику ( ребенок очень любит танцевать) меня все смущал этот доплер, стала искать по просторах интернета нашла как пост Елены про смещение позвонков, решили с мужем что у нас именно смещение, записалась на конец ноября к Иванову, за день до поездки к нему сын заболевает, гнойный отит. По рекомендации в декабре поехали к нейропсихологу ( считается лучшей в Москве ) она посмотрев ребенка сказала, что у нас тонус воротниковой зоны, надо снимать, направила нас к реабилитологу своему снимать тонус, как снимем тонус к ней на занятия. Стали ездить к реабилитологу, 10 процедур, реабилитолог уверяла, что вот сейчас уже он заговорит, тонус уходит, наш тонус, как она объяснила из- за того что ребенок начал резко рости ( сын высокий, выглядет на 5-6 лет) кости росли, мышцы и сосуды не успевали, пришли в натяжение и т.В январе закончили массаж. Появились пару новых слов, стал повторять за нами буквы и слоги. Пошли на занятия к нейропсихологу, она его хвалит, говорит будем заниматься, уже как до этого ничего не обещая. И я вспоминаю про Иванова, прочитала все комментарию и решила ехать, 2 недели что ждали приема, все искала информацию, читала переживала. На конуне сделали ренген, показал смещение первого позвонка. Поехали к Иванову, он сказал, что ренген сделан не правильно, стоя, а надо было лежа, через рот, зубы весь вид закрывают, ну ладно стал его крутить и пошел хруст, как сказал Иванов у нас было смещение в трех по звонках и таз, вправил. Буквально на следующий день сын начал называть нас по именам ( вот счастья то было) стал по слогам повторять любое слово, но сказать слово целиком не мог. На момент вправления позвонков сыну было 3,8, слов было 20 простых и 30 придуманных, только мы понимали. После вправления через недели 2 было слов 100. Нашли мы логопеда дефектолога, стали заниматься, логопед рассказала мне про нейропсихолога которая занимается в химках, что у её учеников очень хорошие результаты, и я решила менять нейропсихолога, и очень этому рада. С момента вправления прошло 4 месяца, без лекарств, только занятия, логопед и нейропсихолог мой мальчишка говорит ( как я долго этого ждала) конечно нам еще работать и работать но у нас пошла речь понятная, где то коверкает но быстра исправляется, стихи рассказывает только нам и нейропсихологу, песенки поет. За эти 4 месяца он у меня переродился, он слушается, он говорит, пропали истерики на пустом месте, научился котаться на двух колесном велосипеде, да очень многое изменилось, сейчас я знаю мы на правильном пути. И все у нас будет хорошо.
Я надеюсь, что наша не простая история поможет кому то. Я желаю всем деткам крепкого здоровья, больших успехов и достижений.
P.S зато я теперь точно знаю, что ни когда, я не попрошу своего сына помолчать, пусть говорит, постоянно и не переставая, слава Богу мы нашли причину наших проблем.
Благодаря Елене, я поняла, что у нас именно смещение
пониженный/повышенный тонус, спастики(скрещивание ног,» детский онанизм»), задержка развития, задержка речи ,судорожный синдром, дцп — последствия родовой травмы? кривошея?!
Источник
По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.
За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.
Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Но 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если до 6 лет ребенок не заговорил вовсе, то вероятность его излечения — 0,2%, а если речи нет и после 7 лет, то ее уже и не будет.
Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в 2–3 года, — тем больше надежда на полное выздоровление.
Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития
ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.
Признаки задержки психоречевого развития:
-
4 месяца
: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма); -
8–9 месяцев
: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов); -
1 год
: ребенок очень тихий, почти не издает звуков; -
1,5 года
: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать; -
2 года
: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова; -
2,5 года
: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов; -
3 года
: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.
У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.
Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).
В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.
Основные причины задержки речевого и психического развития
Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.
Факторы, провоцирующие ЗПРР:
- Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
- Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
- Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
- Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
- Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
- Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
- Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.
Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:
- врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;
- эпилепсия и другие психические заболевания;
- ишемия головного мозга;
- гидроцефалия;
- повышенное внутричерепное давление;
- ДЦП;
- опухоль головного мозга;
- патологии сосудов головного мозга;
- лейкодистрофии;
- нарушение ликвородинамики.
Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.
ЗПРР с элементами аутизма
В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.
Аутичные черты в поведении ребенка:
- Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
- Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
- Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
- Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
- Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.
Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.
Как лечить ЗПРР
При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.
Основные методы лечения ЗПРР:
Микротоковая рефлексотерапия
— метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью: ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с 6 месяцев.
Занятия с дефектологом и логопедом
. Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.
Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.
Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.
Лекарственная терапия
. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог или невропатолог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Чаще всего неврологи прописывают ноотропные лекарственные средства: «Актовегин», «Кортексин», «Пирацетам» (и содержащие одноименное вещество лекарства), «Энцефабол», «Нейромультивит» и др. К сожалению, в России по причине недостаточной компетентности многих врачей, психотропные средства назначаются не всегда «по адресу», в некоторых случаях можно обойтись и без них, либо не «сидеть» на них постоянно.
Дополнительные способы коррекции ЗПРР:
- Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
- Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
- Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.
Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионала, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.
Не отыскав такого врача в своей стране или не видя заметных результатов от терапии, россияне обычно обращаются за помощью к зарубежным специалистам.
Лечение ЗПРР за границей
Популярными странами, в которые жители России отвозят своих детей на лечение ЗПРР, являются Израиль, Китай, Германия. Лечение во всех случаях недешевое. Например, в сравнительно недорогом Китае один курс лечения вместе с проживанием и трансфером обойдется в 6–10 тыс. долларов, а таких курсов может понадобиться несколько.
К помощи зарубежных специалистов российские родители прибегают обычно в тех случаях, когда отечественная медицина уже разводит руками. За границей же таким детям дают надежду на хотя бы частичное выздоровление.
Зарубежным клиникам доверяют, потому что там — зачастую более профессиональные доктора, новейшие методики, сверхсовременное оборудование, внимательное и вежливое отношение к клиентам.
Курс реабилитации за рубежом может составить несколько месяцев. В Германии, Китае и Израиле с помощью комплексной (лекарственной, мануальной, двигательной, речевой) терапии добиваются действительно высоких результатов. Дети после лечения (если оно начато не слишком поздно) хорошо реабилитированы к обучению в общеобразовательной школе, не испытывают затруднений в общении, в повседневной жизни. В тяжелых случаях (например, когда ЗПРР сочетается с ДЦП или другими серьезными заболеваниями) иностранные доктора прибегают к методикам микрохирургии.
Впрочем, немалое разнообразие подходов к лечению, как традиционных, так и альтернативных, можно увидеть и в московских клиниках.
Где лечить ЗПРР в Москве
В российской столице находится несколько клиник, в которых предлагают разные методики коррекции ЗПРР.
Техники, применяемые в московских медицинских центрах:
- Стимулирующая терапия: воздействие на головной мозг электрическими и магнитными импульсами, стимуляция речевой, слуховой, зрительной активности («Клиника восстановительной неврологии»).
- Психологическая помощь пациентам: развитие познавательных и поведенческих процессов, речи и умения общаться, подготовка к письму, психотерапия и т. д. («Медикор плюс»).
- Патогенетическая технология: аутонейритотерапия — активация речевых центров мозга, введение ноотропов в мозг или лимфу под действием микротоков, иглорефлексотерапия, ЭЭГ-музыкотерапия, логопедия («CORTEX»).
- Малоинвазивная микрохирургическая операция: присоединение дополнительных сосудов к речевым зонам головного мозга («Александрия»).
Мы назвали лишь несколько примеров лечения ЗПРР, предлагаемого в Москве. Согласно отзывам пациентов, лечение у столичных врачей тоже может иметь хорошие результаты.
Источник