При общении в психическом развитии ребенка тест

При общении в психическом развитии ребенка тест thumbnail

Государственное образовательное автономное учреждение

Амурской области среднего профессионального образования

Амурский педагогический колледж

Методические рекомендации

для самостоятельного изучения темы:

«Роль общения в психическом развитии ребенка»

по междисциплинарному курсу « Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста»

Разработала: Рахимова Н.В.

преподаватель психологии, высшей квалификационной категории

2012

Тема: Роль общения в психическом развитии ребенка

Цель: познакомиться с ролью общения в психическом развитии ребенка, раскрыть основные пути влияния общения на психическое развитие детей, подобрать методики изучения межличностных отношений в процессе общения у дошкольников, изучить понятия: госпитализм, депривация, общение, коммуникация, дефицит общения, социометрия.

План:

1. Влияние общения на общее психическое развитие ребенка

2. Пути влияния общения на психическое развитие детей

3. Методы изучения межличностных отношений в процессе общения у дошкольников

  1. Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» добытое людьми ранее. Вот почему общение – главнейший фактор общего психического развития детей. Важно подчеркнуть, что при этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, определяет опосредствованное строение специфически человеческих психических процессов.

Три группы фактов доказывают решающую роль общения в общем психическом развитии ребенка:

1) изучение «детей–маугли»;

2) исследование природы и причин так называемого госпитализма;

3) прямое выявление влияния общения на психическое развитие в формирующих экспериментах.

Полная изоляция детей от взрослых, по–видимому, не позволяет им стать людьми и оставляет на положении полуживотных. Недостаточность контактов со взрослыми («дефицит общения») тоже драматическим образом влияет на психическое развитие ребенка, снижая его сопротивляемость болезням, темп психического развития и его уровень, достигнутый в младенческом и раннем возрасте.

Основное и, быть может, наиболее яркое позитивное влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей, а также общение может способствовать исправлению дефектов, возникших у детей при неправильном воспитании.

Влияние общения прослеживалось в различных сферах психического развития ребенка:

1) в самой области общения (Х. Т. Бедельбаева, 1978б; Е. О. Смирнова, 1980);

2) в области любознательности детей (Д. Б. Годовикова, 1976; Сарториус Т. Д. // Проблемы общей…, 1979);

3) в сфере их эмоциональных переживаний (С. Ю. Мещерякова // Общение и его влияние., 1974);

4) при формировании любви ко взрослому (С. В. Корницкая, 1973) и дружеских привязанностей к ровесникам (Р. А. Смирнова, 1981);

5) в сфере овладения речью (М. Г. Елагина, 1977а, б; А. Г. Рузская // Общение и его влияние., 1974);

6) в сфере личности и самосознания детей (Н. Н. Авдеева, М. И. Лисина; И. Т. Димитров; А. И. Силвестру // Исследования по проблемам…, 1980).

Влияние общения в форме его положительного воздействия прослеживается во всех сферах психической жизни ребенка – от процессов восприятия до становления личности и самосознания. Общение – действительно решающий фактор общего психического развития ребенка в раннем и дошкольном детстве.

2. Влияние общения на психическое развитие маленького ребенка происходит следующим образом:

1) благодаря благоприятным «объектным» качествам взрослого, сочетающимся с его свойствами как субъекта общения;

2) благодаря обогащению взрослыми опыта детей;

3) путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребенка овладения новыми знаниями, умениями и способностями;

4) на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;

5) благодаря возможности для ребенка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;

6) вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого, самобытного начала при общении их друг с другом.

3. Детское общество оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. Каждый ребенок занимает в группе детского сада определенное положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Развитие межличностных отношений ребенка в дошкольном возрасте интенсивно изменяется.

Изучая взаимоотношения между детьми, психологи используют несколько методов. Одним из важнейших методов изучения личности и межличностных отношений является наблюдение за свободным поведением и общением детей.

Наблюдение – один из основных эмпирических методов исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан.

Экспериментальное исследование межличностных отношений осуществляется социальной психологией с помощью специальных методик: социометрическая методика, референтометрический метод, методы исследования личности.

Сделайте анализ социометрических методик, используемые в дошкольном коллективе. (Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников – диагностика, проблемы, коррекция. М.: ВЛАДОС, 2003.)

Контрольный тест по изученной теме

Выберите правильный ответ:

1. Комплекс оживления – это…

А) Положительная эмоционально-действенная реакция младенца на появление взрослого, особенно на голос матери, прикосновения.

Б) Приспособление органа, организма, личности или группы к измененным внешним условиям.

В) Эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы, и способствует становлению действий, направленных на схватывание и удержание предмета

2. Когда у младенца появляется «комплекс оживления» по исследованиям Н. М. Щелованова:

А) 0-6 месяцев.

Б) 2,5- 4 месяца.

В) 6-12 месяцев.

3. Явление характеризуется изоляцией детей от взрослых и долгим пребыванием ребенка раннего возраста в одиночестве – это…

А) Госпитализм

Б) Социализация

В) Развитие

4. Ведущая деятельность детей в младенчестве

А) Эмоциональное общение со сверстниками

Б) Эмоциональное общение со взрослыми

В) Предметная деятельность

5. Какая форма общения в младенческом возрасте характеризуется: «Общение еще ничем не опосредовано: никаких предметов и никаких содержаний между взрослым и ребенком нет. Поэтому такое общение называют непосредственным. Единственным его содержанием является выражение отношения к другому…»

А) Ситуативно-личностное общение

Б) Ситуативно-деловое общение

В) Внеситуативное общение

6. Кто из ученых изучал синдром патологического психического развития ребенка, в результате отделения младенца от матери, или госпитализм.

А) А.Р. Лурия

Б) Р. Спитц

В) З. Фрейд

7. Межличностные отношения – это…

А) Восприятие, понимание и оценка человека человеком.

Б) Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия

В) Особый вид общественных отношений; реализация безличностных отношений в деятельности, актах общения и взаимодействия индивидов

8. Социометрия – это…

А) Экспериментальный метод, обеспечивающий изучение и регуляцию отношений между людьми и применяемые для оценки межличностных эмоциональных связей в группе.

Б) Система мотивов, образующая психологическую основу индивидуальной предпочтительности.

В) Стремление быть в обществе других людей, потребность в общении, в осуществлении эмоциональных контактов, в проявлениях дружбы и любви.

Правильные ответы: 1. А, 2. Б, 3.А, 4. Б, 5. А, 6. Б, 7. В, 8. А

Список использованных источников:

  1. Галигузова Л.Н., Смиронова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Академия., 2004.

  2. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие; сост. С.В. Велиева. – СПб, 2005.

  3. Ежова, Н.Н. Рабочая книга практического психолога: серия «Психологический практикум»/ Н.Н. Ежова. – Ростов н/Д., 2004.

  4. Краснощёкова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения.-Ростов н/Д.:Феникс, 2006.

  5. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 2010.

  6. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

  7. Павлова, Н. Н. Экспресс-диагностика в детском саду / Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко. – М. : Генезис, 2008. – 42 с.

  8. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой.- М., 2002.

  9. Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника / Г. А. Урунтаева. – М. : Академия, 2009. – 368 с.

  10. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога/ Г.А. Широкова. – Ростов н/Д, 2005.

  11. https://www.ivalex.vistcom.ru/metod60.html

  12. https://nsportal.ru/detskii-sad

  13. https://pedsovet.org/component/option,com_

  14. www.superinf.ru/view_helpstud.php?id

Источник

Сборник итоговых тестов по Детской практической психологии с ответами

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Предметом науки детской психологии являются:

+а) закономерности формирования психики ребенка;

б) механизмы созревания головного мозга в детском возрасте;

в) особенности функционирования центральной нервной системы у детей.

2. К методам детской психологии не относятся:

а) тестирование, анкетирование;

+б) антропометрические методы, рентгеновские и ультразвуковые исследования;

в) эксперимент.

3. Детская психология как наука является ветвью:

а) педиатрии;

+б) общей психологии;

в) психиатрии детского возраста.

4. Возникновение детской психологии как науки произошло:

+а) в середине XIX века;

б) в начале XIX века;

в) в середине XX века.

5. Принципы детской психологии:

а) природосообразности, культуросообразности, гуманизации;

+б) детерминизм, объективизм и развитие, единство сознания и деятельности;

в) истины, конкретности, объективности, системности.

6. Этапы развития детской психологии как науки:

+а) описательный, выделения в самостоятельную науку (в середине XIX века); экспериментальный период (начало ХХ века), современный;

б) предпосылочный (до начала XVIII века), научный (начало XVIII века), текущий;

в) зарождения, современного развития.

7. К областям детской психологии можно отнести:

+а) психологию младенчества, дошкольного детства;

б) психологию зрелого и старческого возраста;

в) педагогическую психологию.

8. Специальная детская психология изучает:

+а) закономерности психического развития с отклонениями;

б) клинику, диагностику и лечение психических заболеваний;

в) принципы наследственной передачи заболеваний.

9. Область детской психологии, включающая тифлопсихологию (психологию незрячих):

+а) коррекционная психология;

б) психология младенчества;

в) психология подростка.

тест 10. Группа методов детской психологии, к которой относится тестирование:

а) проективные методы;

+б) психодиагностические методы;

в) эмпирические методы.

11. К группе проективных методов можно отнести:

а) анкетирование;

+б) тест пятен Роршаха;

в) эксперимент.

12. Три типа обучения: классическое обусловливание, оперантное обусловливание и обучение посредством научения — выделяет:

+а) бихевиористская теория;

б) теория трех ступеней Бюллера;

в) теория бессознательного Фрейда.

13. Фаллическая стадия, по Фрейду, это период:

а) до 1 года;

+б) 3–5 лет;

в) 12–18 лет.

14. Пиаже выделил 4 стадии развития:

а) ребенка;

+б) интеллекта;

в) эмоций.

15. Стадия формальных операций приходится на возраст:

а) 2–8 лет;

+б) 11–15 лет;

в) 8–11 лет.

16. Пять периодов психического развития (дикости и копания, охоты и захвата добычи, пастушества, земледельчества, торгово-промышленный) выделил:

+а) Гетчинсон;

б) Холл;

в) Штерн.

17. Теория, созданная Л.С. Выготским, называется:

+а) культурно-историческая теория развития высших психических функций;

б) бихевиористская теория;

в) психоанализ.

18. Л.С. Выготский выделил __кризисов детского развития:

а) 4;

+б) 6;

в) 3.

19. Как называется процесс перехода внешней речи во внутреннюю:

+а) интериоризация;

б) интимизация;

в) орализация.

тест_20. Термин «зона ближайшего развития» введен:

а) Д.Б. Элькониным;

б) Ж. Пиаже;

+в) Л.С. Выготским.

21. Деятельность, с которой в определенный период развития появляются главные новообразования и в рамках которой развиваются другие виды деятельности, называется:

а) значимой;

+б) ведущей;

в) главной.

22. Создателем теории психоанализа был:

+а) Фрейд;

б) Эриксон;

в) Холл.

23. Законы детского развития (первый — цикличности развития; второй — неравномерности развития; третий — «метаморфозы» в детском развитии; четвертый — сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка) разработал:

+а) Л.С. Выготский;

б) Фрейд;

в) Эльконин.

24. Анальная стадия, по Фрейду, — это период:

+а) 1–3 лет;

б) до 1 года;

в) 12–18 лет.

25. Стадия конкретных операций, по Ж. Пиаже, наступает в возрасте:

а) 12–13 лет;

б) до 2 лет;

+в) 2–12 лет.

26. Теорию формирования и развития интеллектуальных операций предложил:

+а) П.Я. Гальперин;

б) Эриксон;

в) Зигмунд Фрейд.

27. Закон формирования высших психических функций: «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется дважды, сперва в социальном, потом — в психологическом, сперва между людьми, затем внутри ребенка» разработал:

+а) Л.С. Выготский;

б) Макаренко;

в) Эльконин.

28. Какая деятельность является ведущей в младенческий период развития, по Выготскому:

+а) ситуативно-личностное общение со взрослым, затем ситуативно-деловое общение;

б) овладение орудийными действиями;

в) развитие предметных действий.

29. Какое новообразование характерно для периода раннего детства:

+а) становление «Я» и самооценки;

б) выделенность себя;

в) специфически-предметные действия.

тест№ 30. Обособление от окружающих, сравнение себя с другими – новообразования, характерные для кризиса:

+а) трех лет;

б) семи лет;

в) тринадцати лет.

31. Ведущая деятельность в дошкольный период:

+а) сюжетно-ролевая игра;

б) общение со взрослым;

в) предметная деятельность.

32. При осуществлении конструктивной деятельности стремление к созданию совместных построек, сложная их тематика, стремление достигать результатов, длительное сохранение интереса к постройке характерны:

+а) для старшего дошкольника;

б) младшего дошкольника;

в) раннего детства.

33. Функция, связанная с мышлением как средством планирования и регуляции практического поведения ребёнка:

+а) эгоцентрическая речь;

б) диалогическая речь;

в) контекстная речь.

34. Психологическая готовность к школьному обучению складывается из личностной, интеллектуальной и ____________:

+а) волевой;

б) ситуативной;

в) коллективной.

35. Ведущая деятельность подросткового периода:

а) игровая;

+б) интимно-личностное общение со сверстниками;

в) трудовая.

36. По А.В. Петровскому, первая фаза вхождения ребенка в социум называется:

а) интеграция;

б) индивидуализация;

+в) адаптация.

37. Стиль общения в семье, где дети и родители противостоят друг другу, называется:

а) псевдосотрудничеством;

+б) соперничеством;

в) изоляцией.

38. Младшие дошкольники в игре:

а) предварительно планируют игру;

б) включают в игру до 10 человек;

+в) отображают трудовые действия взрослых.

39. Первым компонентом учебной деятельности являются:

а) учебные действия;

б) учебная задача;

+в) учебная мотивация.

40_тест. Запаздывание социальной зрелости ребенка формируется при:

+а) чрезмерном оберегании ребенка родителями;

б) чрезмерной мягкости родителей;

в) отвергающей позиции родителей.

41. Психологический механизм влияния родителей на детей, когда родители чутко улавливают внутренний мир ребенка и стараются откликаться на все его проблемы, называется:

а) идентификацией;

б) подкреплением;

+в) пониманием.

42. Групповая идентичность (по Э. Эриксону) — это:

+а) ориентация ребёнка на включение в конкретную социальную группу, на выработку мироощущения, присущего данной группе;

б) умение ребенка анализировать стоящие перед ним задачи;

в) умение ребенка анализировать последствия своего поведения в группе.

43. Наличие у ребенка багажа конкретных знаний, кругозора в определенных областях характеризует _____________готовность к обучению:

а) социально-психологическую;

+б) интеллектуальную;

в) личностную.

44. Нерасчлененность детского мышления называют:

а) артифициализмом;

+б) синкретизмом;

в) анимизмом.

45. Формирование сенсомоторных структур ребенка происходит в возрасте:

а) 5–7 лет;

б) 2–5 лет;

+в) 0–2 лет.

46. Младший школьный возраст сензитивен:

а) к освоению своего внутреннего мира;

+б) учебной деятельности;

в) игровой деятельности.

47. Четвертый компонент усвоения — это:

+а) процесс запоминания и сохранения полученной и обработанной информации;

б) процесс непосредственного чувственного ознакомления с материалом;

в) положительное отношение учащихся.

48. Сензитивный период развития речи:

а) 5–7 лет;

+б) от 1 года до 3 лет;

в) 3–5 лет.

49. Центральное место в мотивации обучения в средней школе занимает мотив:

+а) самоутверждения;

б) избегания неприятностей;

в) долга.

Источник

материала.

отметку напротив выбранного ответа в правом поле.

1.

Что такое «рост»?

А

Увеличение размеров ребенка.

Б

Увеличение качества психических процессов ребенка.

В

Увеличение количества психических процессов ребенка.

2.

Что такое «развитие»?

А

Накопление жизненного опыта ребенка.

Б

Качественное изменение психических процессов ребенка.

В

Возникновение новых психических явлений у ребенка.

3.

Каковы условия психического развития ребенка?

А

Наличие человеческого головного мозга, полноценное питание, хорошее материальное обеспечение.

Б

Наличие человеческого головного мозга, общение со взрослым, наследование культурно-исторического опыта.

В

Наличие человеческого головного мозга, наличие культурно-исторического наследия, общение со сверстниками.

4.

Что является источником психических явлений?

А

Мысли и чувства человека.

Б

Литература, кино, средства массовой информации.

В

Внешний мир и окружающие взрослые.

5.

Что такое «госпитализм»?

А

Изоляция от других людей.

Б

Лечебное учреждение.

В

Дефицит общения.

6.

Каким путем передаются человеку свойственные ему формы деятельности и психические качества?

А

Путем наследования культурно-исторического опыта.

Б

Через генетическую наследственность.

В

В процессе накопления индивидуального опыта.

7.

Кто является создателем культурно-исторической концепции развития высших психических функций в отечественной психологии?

А

.

Б

К. Маркс и Ф. Энгельс.

В

.

8.

Чему отводится ведущая роль в формировании психики человека согласно концепции ?

А

Обучению.

Б

Воспитанию.

В

Развитию.

9.

Что такое «знак»?

А

Предмет-определитель.

Б

Предмет-заместитель.

В

Предмет-регулятор.

10.

Какова функция знака?

А

Знак является определителем реальности и позволяет перевести идеальные формы в реальность.

Б

Знак является заместителем реальности и позволяет перевести эту реальность в идеальную форму.

В

Знак является регулятором реальности и позволяет регулировать идеальные формы.

11.

Кто является носителем культуры для ребенка?

А

Деятели культуры и искусства.

Б

Учителя и воспитатели.

В

Взрослые.

12.

Какой процесс лежит в основе закона формирования высших психических функций ?

А

Процесс интеграции.

Б

Процесс экстериоризации.

В

Процесс интериоризации.

13.

В чем заключается процесс интериоризации?

А

В переходе внутренних действий во внешнюю среду.

Б

В переходе внешних действий во внутренний план.

В

В объединении внешних и внутренних действий в процессе развития.

14.

Каковы этапы процесса интериоризации?

А

1. Взрослый воздействует на ребенка, сообщает способ действия. 2. Ребенок перенимает способ действия, воздействуя на взрослого. 3. Ребенок воздействует на самого себя во внутреннем плане, используя способ действия взрослого.

Б

1. Взрослый и ребенок воздействуют друг на друга, определяя способ действия. 2. Ребенок усваивает способ действия. 3. Ребенок воздействует на взрослого, используя его способ действия.

В

1. Ребенок воздействует на взрослого, выясняя способ действия. 2. Ребенок усваивает способ действия. 3. Ребенок воздействует на самого себя во внутреннем плане, используя усвоенный способ действия.

15.

Как нужно понимать процесс обучения в психологии?

А

Обучение это взаимодействие ребенка и взрослого с целью развития интеллекта.

Б

Обучение это взаимодействие ребенка с культурным смыслом и значением в их идеальной форме.

В

Обучение это формирование навыков и передача информации от взрослого ребенку.

16.

Что такое «зона ближайшего развития»?

А

Содержание задач, которые ребенок решает самостоятельно без помощи взрослого.

Б

Содержание задач, которые ребенок не может решить самостоятельно, но решает с помощью взрослого в совместной деятельности.

В

Содержание задач, которые ребенок решает самостоятельно или с помощью взрослого.

17.

В чем суть развивающего обучения?

А

Развивающее обучение способствует приобретению и накоплению знаний, умений и навыков.

Б

Развивающее обучение эффективно тогда, когда оно опирается на интеллектуальный уровень ребенка и следует за развитием.

В

Развивающее обучение, учитывая зону ближайшего развития, ведет за собой развитие.

18.

Каковы структурные элементы деятельности?

А

Цель, планирование, действие.

Б

Мотив, действие, цель.

В

Цель, действие, результат.

19.

Как деятельность и психика взаимодействуют друг с другом?

А

Психика влияет на развитие деятельности ребенка.

Б

Психика возникает в деятельности, а деятельность влияет на развитие психических явлений.

В

Деятельность возникает в психических явлениях.

20.

Чем определяется ведущая деятельность?

А

Наличием устойчивого интереса ребенка к определенному виду деятельности.

Б

Формированием психических новообразований на определенной ступени развития ребенка.

В

Сознательно поставленной целью, возникшей в результате появления у ребенка определенной потребности, мотива.

21.

В чем заключается положительное влияние общения?

А

Благоприятно воздействует на развитие психики ребенка, снижает заболеваемость.

Б

Ускоряет ход психического развития, преодолевает неблагоприятные воздействия ситуации, исправляет дефекты.

В

Преодолевает неблагоприятные воздействия ситуации, развивает любознательность, кругозор и речь.

22.

Каковы формы общения ребенка со взрослым?

А

Ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, ситуативно-познавательная, познавательно-практическая.

Б

Ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная.

В

Ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная.

23.

Каковы формы общения со сверстниками?

А

Эмоционально-практическая, ситуативно-деловая, внеситуативно-деловая.

Б

Эмоционально-практическая, ситуативно-деловая, познавательно-практическая.

В

Внеситуативно-познавательная, ситуативно-деловая, внеситуативно-деловая.

24.

Каковы периоды психического развития?

А

Новорожденность, ранний возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский.

Б

Младенчество, ранний возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский.

В

Новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский.

25.

Каковы критерии одного, отдельно взятого, периода психического развития?

А

Возраст ребенка, психические новообразования, ведущий тип деятельности.

Б

Психические новообразования, ведущий тип деятельности, социальная ситуация развития.

В

Возраст ребенка, его знания, умения и навыки, ведущий тип деятельности.

Источник