При общении в психическом развитии ребенка происходит
Светлана Морозова
Значение общения в психическом развитии ребенка
Значение общения в психическом развитии детей дошкольного возраста
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение, благодаря широким возможностям к научению, ребенок приобретает все свои высшие познавательные способности и качества и превращается в полноценную личность.
Личность людей складывается и функционирует только в их отношениях с окружающими людьми. Согласно Л. С. Выготскому все высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, т. е. такие, в реализации которых участвует не один, а минимум два субъекта. И лишь постепенно посредством присвоения они становятся внутренними.
Разработка взглядов Л. С. Выготского привела к созданию отечественными психологами (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) концепции детского развития, в рамках которой развитие ребенка понимается как процесс присвоения общественно-исторического опыта в процессе взаимодействия с его носителями — взрослыми.
Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими. Потребность общения ребенка со взрослыми, возникает вначале как биологическая потребность в первые два месяца жизни на основе первичных органических нужд, затем возникают социальные потребности в новых впечатлениях. Общаясь со взрослыми, ребенок оказывается в пределах «зоны ближайшего развития», где сотрудничество с превосходящими его по опыту и знаниям партнерами помогает ему реализовать свои потенциальные возможности. Именно в ходе общения ребенок совершает первые вылазки в новые области; благодаря общению подготавливается смена предыдущей деятельности последующей, более высокой по своему развитию. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение. Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» добытое людьми ранее. Для ребенка общение со взрослым выступает определяющим фактором психического развития: 1) взрослый задает ребенку образцы для подражания; 2) передает информацию; 3) развивает речь и все познавательные процессы; 4) формирует личностные качества, самооценку, эмоции; 5) способствует усвоению различных видов деятельности;
6) формирует отношение к другим людям. Три группы фактов доказывают решающую роль общения в общем психическом развитии ребенка:
• изучение «детей-маугли»;
• исследование природы и причин «госпитализма»;
• прямое выявление влияния общения на психическое развитие в формирующих экспериментах.
Результаты психологического исследования «детей-маугли», выросших в изоляции от общества, обнаруживают у них глубокое, и необратимое недоразвитие. Сегодня никто не сомневается, что приспособление к жизни среди животных вызывает у маленького ребенка, попавшего в их среду, отклонение от пути, по которому обычно идут человеческие дети. Без поддержки взрослых он не использует свою природную способность стать «человеком разумным», а затем, по-видимому, и вовсе ее теряет. Это передвигающиеся на четвереньках существа, полностью зависящие от вскормивших их животных. Явление «госпитализма» обнаружилось при первых попытках наладить внесемейное воспитание оставшихся без родителей маленьких детей. В конце прошлого и начале нынешнего века появились частные и государственные приюты, которые вскоре превратились в «фабрики ангелов» — так велика была смертность, особенно в первые месяцы и годы жизни детей. Дети, которые оставались жить, резко отставали в общем физическом, и особенно в психическом развитии: к 3 годам они не владели простейшими навыками самообслуживания, не соблюдали опрятность, почти не говорили, плохо поддавались воспитательным воздействиям, проявляли поразительную пассивность или, напротив, суетливость и агрессивность. Описанный комплекс и получил название «госпитализма». Полная изоляция детей от взрослых, не позволяет им стать людьми и оставляет на положении «полуживотных». Недостаточность контактов со взрослыми («дефицит общения») тоже драматическим образом влияет на психическое развитие ребенка, снижая его сопротивляемость болезням, темп психического развития и его уровень, достигнутый в младенческом и раннем возрасте. Не менее значимыми, чем взаимоотношения со взрослым, для ребенка дошкольного возраста становятся взаимоотношения со сверстниками. Характерными чертами общения дошкольников со сверстниками являются: разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон; большое разнообразие коммуникативных задач; яркая эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность контактов; а также преобладание инициативных действий над ответными. Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте проходит ряд этапов. На третьем году жизни взаимоотношения между детьми возникают в основном на основе их действий с предметами, игрушками. Сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит в основном себя. Эти действия приобретают совместный, взаимозависимый характер. К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности ребята приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения. Стремление к руководству у дошкольника определяется эмоциональным отношением к самой деятельности, а не к позиции руководителя. У дошкольников нет еще осознанной борьбы за руководство. В дошкольном возрасте продолжают развиваться способы общения. Генетически наиболее ранней формой общения является подражание. А. В. Запорожец отмечает, что произвольное подражание малыша — один из путей овладения общественным опытом. На протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. Если в младшем дошкольном возрасте он подражает отдельным формам поведения взрослых и сверстников, то в среднем дошкольном возрасте ребенок уже не слепо подражает, а сознательно усваивает образцы норм поведения. Деятельность дошкольника разнообразна: игра, рисование, конструирование, элементы труда и учения, в чем и проявляется активность ребенка. Усложнение видов деятельности и общения, расширение круга общения приводят к формированию самосознания. Ребенок осознает себя, прежде всего, на уровне субъекта действия. У него складывается устойчивое положительное отношение к себе, определяемое потребностью в признании со стороны окружающих. Ребенок осознает себя как носителя индивидных характеристик — физического облика и пола, как человека, изменяющегося во времени, имеющего свое прошлое, настоящее и будущее. Самооценка дошкольника появляется в особых ситуациях, требующих от ребенка оценить себя, но по содержанию она ситуативна и отражает оценку, даваемую ребенку взрослым. К концу дошкольного возраста формируется конкретная самооценка, ребенок может внеситуативно и обоснованно оценить себя. Согласно B.C. Мухиной, психическое развитие детей в общении с другими людьми будет неполным, если ребенком не движет потребность быть признанным. Потребность в признании в дошкольном возрасте выражается в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах, в желании того, чтобы окружающие были ему благодарны и признавали его хорошие поступки. На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе: одни дети становятся популярными, другие отвергаемыми. По данным Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной, на положение ребенка в группе сверстников влияет множество факторов, главным из которых является способность к сопереживанию и помощи сверстникам. Социальная ситуация развития, специфическая для дошкольного возраста, определяет весь образ жизни ребенка и особенности его психического развития. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с сюжетно-ролевой игрой как ведущей деятельностью дошкольника, в которой складываются главные психические новообразования этого возраста, формируется опыт межличностных отношений. Навыки общения и совместной деятельности заключаются в развитии навыков социальной перцепции, согласование детьми своих мыслей и действий, разработки общего плана, прежде всего, в игре; способности выражать сочувствие, оказывать взаимную поддержку, делать взаимооценки, распределять игрушки, отстаивать свою точку зрения, поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. Если ребенок не готов или не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не считается с условиями игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении со сверстниками, в их эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. Общение по поводу игры выступает в действительности как школа социальных отношений. Именно в игровых ситуациях ребенок учится быть человеком. Для каждого ребенка старшего дошкольного возраста значимо быть принятым сверстниками, поэтому он старается соответствовать ожиданиям играющих. Игра полностью захватывает ребенка, заставляет его глубоко переживать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи, — симпатию, сочувствие, уважение. Игровые отношения – суровые отношения по правилам, только опрятный, смышленый и хороший ребенок не будет раздражать других детей, будет нравиться, и будет ими принят. Слабый ребенок с физическими недостатками также вызывает у детей неприязнь. Тихий и плаксивый может вызвать желание не принимать его в игру. Развитие личности будет неполным, если ребенком не движет потребность быть признанным.
Таким образом, общение с взрослым выступает решающим, но недостаточным фактором полноценного, гармоничного развития личности дошкольника. Общение со сверстниками является необходимым условием формирования готовности к обучению в школе. Вклад общения и совместной деятельности со сверстником в развитие дошкольника наиболее заметен в этической, познавательной сферах личности, в развитии самосознания, творческих способностей, способности к сотрудничеству.
Используемая литература:
1. Лисина М. И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни || Проблемы общей возрастной и педагогической психологии (Под редакцией Давыдова В. В.) М. 1978
2. Лисина М. И., Формирование личности ребенка в общении. — электронная книга
3. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960.
Источник
Общение
имеет огромное значение в формировании
человеческой психики, ее развитии и
становлении разумного, культурного
поведения. Через общение, благодаря
широким возможностям к научению, ребенок
приобретает все свои высшие познавательные
способности и качества и превращается
в полноценную личность. Многочисленные
описанные факты показывают, что, будучи
лишенным общения, что человек лишенный
общения получает изменения в своем
психическом развитии (феномен Маугли,
или будучи взрослыми, в результате
несчастного случая оказались в
одиночестве, например, после
кораблекрушения).
Особенно
большое значение для психического
развития ребенка имеет его общение со
взрослыми на ранних этапах онтогенеза.
В это время все свои человеческие,
психические и поведенческие качества
он приобретает почти исключительно
через общение, т.к. вплоть до начала
обучения в школе, а еще более определенно
– до наступления подросткового возраста,
он лишен способности к самообразованию
и самовоспитанию.
Психическое
развитие ребенка начинается с общения.
Это первый вид социальной активности,
который возникает в онтогенезе и
благодаря которому младенец получает
необходимую для его индивидуального
развития информацию. Что же касается
предметной деятельности, которая также
выступает как условие и средство
психического развития, то она появляется
гораздо позже – на втором, третьем году
жизни.
В
общении сначала через прямое подражание
(викарное научение), а затем через
словесные инструкции (вербальное
научение) приобретается основной
жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми
он общается, являются для ребенка
носителями этого опыта, и никаким другим
путем, кроме общения с ними, этот опыт
не может быть приобретен. Интенсивность
общения, разнообразие его содержания,
целей и средств являются важнейшими
факторами, определяющими развитие
детей. Выделенные выше виды общения
служат развитию различных сторон
психологии и поведения человека.
Личностное
общение формирует человека как личность,
дает ему возможность приобрести
определенные черты характера, интересы,
привычки, склонности, усвоить нормы и
формы нравственного поведения, определить
цели жизни и выбрать средства их
реализации.
Разнообразное
по содержанию, целям и средствам общение
также выполняет специфическую функцию
в психическом развитии индивида.
Материальное общение позволяет человеку
получать необходимые для нормальной
жизни предметы материальной и духовной
культуры, которые, выступают в качестве
условия индивидуального развития.
Когнитивное общение непосредственно
выступает как фактор интеллектуального
развития, так как общающиеся индивиды
обмениваются и, следовательно, взаимно
обогащаются знаниями.
Кондиционное
общение создает состояние готовности
к научению, формулирует установки,
необходимые для оптимизации других
видов общения. Тем самым оно косвенно
способствует индивидуальному
интеллектуальному и личностному развитию
человека. В процессе мотивационного
общения, ребенок приобретает новые
интересы, мотивы и цели деятельности и
увеличивает свой развивающий потенциал.
Деятельностное общение, которое
определяется как межличностный обмен
действиями, операциями, умениями и
навыками, имеет для индивида прямой
развивающий эффект, так как совершенствует
и обогащает его собственную деятельность.
Социальное общение обслуживает
общественные потребности людей и
является фактором, способствующим
развитию форм общественной жизни: групп,
коллективов, организаций, наций,
государств, человеческого мира в целом.
Непосредственное
общение необходимо человеку для того,
чтобы обучаться и воспитываться в
результате широкого использования на
практике данных ему с рождения, самых
простых и эффективных средств и способов
научения условно-рефлекторного, викарного
и вербального. Опосредствованное общение
помогает усвоению средств общения и
совершенствованию на базе их способности
к самообразованию и самовоспитанию
человека, а также к сознательному
управлению самим общением.
Благодаря
невербальному общению человек получает
возможность психологически развиваться
еще до того, как он усвоил и научился
пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме
того, само по себе невербальное общение
способствует развитию и совершенствованию
коммуникативных возможностей человека,
вследствие чего он становится более
способным к межличностным контактам и
открывает для себя более широкие
возможности для развития. Что же касается
вербального общения и его роли в
психическом развитии индивида, то ее
трудно переоценить. Оно связано с
усвоением речи, а она лежит в основе
всего развития человека, как
интеллектуального, так и собственно
личностного.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Социальная
среда — понятие широкое. Это общество,
в котором растет ребенок, его культурные
традиции, преобладающая идеология,
уровень развития науки и искусства,
основные религиозные течения. От
особенностей социального и культурного
развития общества зависит принятая в
нем система воспитания и обучения детей,
начиная с государственных и частных
учебных заведений (детских садов, школ,
домов творчества и т.д.) и кончая спецификой
семейного воспитания.
Социальная
среда — это и ближайшее социальное
окружение, непосредственно влияющее
на развитие психики ребенка: родители
и другие члены семьи, позже воспитатели
детского сада и школьные учителя (иногда
друзья семьи или священник). Следует
отметить, что с возрастом социальное
окружение расширяется: с конца дошкольного
детства на развитие ребенка начинают
оказывать влияние сверстники, а в
подростковом и старшем школьном возрастах
могут существенно воздействовать
некоторые социальные группы — через
средства массовой информации, организацию
митингов, проповеди в религиозных
общинах и т.п.
Вне
социальной среды ребенок развиваться
не может — не может стать полноценной
личностью. Известны случаи, когда в
лесах обнаруживали детей, потерянных
совсем маленькими и выросших среди
зверей. Такие «Маугли» бегали на
четвереньках и издавали такие же звуки,
как и их приемные родители. Например,
две индийские девочки, жившие у волков,
выли по ночам. Человеческий детеныш со
своей необычайно пластичной психикой
усваивает то, что дается ему ближайшим
окружением, и если он лишен человеческого
общества, ничто человеческое в нем не
появляется.
Когда
«одичавшие» дети попадали к людям, они
крайне слабо развивались интеллектуально,
несмотря на напряженный труд
воспитателей; если ребенку было больше
трех лет, он не мог освоить-человеческую
речь и научался произносить лишь
небольшое количество слов. В конце XIX
в. была описана история развития Виктора
из Авейрона: «Я с горьким сочувствием
думал об этом несчастном, которого
трагичная судьба поставила перед
альтернативой либо быть сосланным в
какое-нибудь из наших заведений для
умственно отсталых, либо ценой
несказанных усилий приобрести лишь
малую толику образования, что не смогло
бы дать ему счастья»
В том
же описании отмечалось, что наибольшие
успехи были достигнуты в плане
эмоционального развития мальчика.
Его воспитательница, мадам Герин, своим
материнским отношением вызвала
ответные чувства, и только на этой основе
ребенок, иногда напоминавший «нежного
сына», мог в какой-то мере овладеть
языком и пытаться познавать окружающий
его мир
Почему
же дети, лишенные социальной среды в
начале своейжизни, потом не смогли
быстро и эффективно развиваться в
благоприятных условиях? В психологии
есть понятие «сензитивные
периоды развития»
— периоды наибольшей чувствительности
к определенного рода воздействиям. Так,
например, сензитивный период развития
речи — от года до 3 лет, и если этот этап
упущен, компенсировать потери в
дальнейшем, как мы видели, практически
невозможно.
Приведенный
пример с речью — крайний. От своего
ближайшего социального окружения любой
ребенок получает хотя бы минимум
необходимых ему знаний, умений, общения.
Но взрослые должны учитывать, что легче
всего он что-то усвоит в конкретном
возрасте: этические представления
и нормы — в дошкольном, основы наук —
в младшем школьном и т.д. Важно не
пропустить сензитивный период, дать
ребенку то, что нужно для его развития
в это время.
Как
считал Л.С. Выготский, в этот период
определенные влияния сказываются
на всем процессе развития, вызывая
в нем глубокие изменения. В другие
периоды те же самые условия могут
оказаться нейтральными; может проявиться
даже их обратное влияние на ход развития.
Сензитивный период совпадает поэтому
с оптимальными сроками
обучения.
В
процессе обучения ребенку передается
общественно-исторический опыт. Проблема
обучения детей (или, шире, воспитания)
— не только педагогическая. Вопрос о
том, влияет ли обучение на развитие
ребенка, и если влияет, то как, — один
из основных в возрастной психологии.
Биологизаторы не придают большого
значения обучению. Для них процесс
психического развития — спонтанный
процесс, протекающий
по своим особым внутренним законам, и
внешние воздействия не могут коренным
образом изменить это течение:
Для
психологов, признающих социальный
фактор развития, обучение становится
принципиально важным моментом.
Социологизаторы отождествляют
развитие и обучение.
Л.С.
Выготский выдвинул положение о ведущей
роли обучения в психическом развитии.
Основываясь на идее К. Маркса и Ф.
Энгельса о социальной сущности человека,
он считал истинно человеческие, высшие
психические функции продуктом
культурно- исторического развития.
Развитие человека (в отличие от животных)
происходит благодаря овладению им
различными средствами — орудиями
труда, преобразующими природу, и
знаками, перестраивающими его психику.
Овладеть знаками (главным образом
словом, а также цифрами и т.д.)
и, следовательно»
опытом предшествующих поколений, ребенок
может только в процессе обучения.
Поэтому развитие психики не может
рассматриваться вне социальной
среды, в которой происходит усвоение
знаковых средств, и не может быть понято
вне обучения.
Высшие
психические функции сначала формируются
в совместной деятельности, сотрудничестве,
общении с другими людьми и постепенно
переходят во внутренний план, становятся
внутренними психическими процессами
ребенка. Как пишет Л.С. Выготский, «всякая
функция в культурном развитии ребенка
появляется на сцене дважды, в двух
планах, сперва — социальном, потом
— психологическом, сперва между людьми…
затем внутри ребенка». Речь ребенка,
например, первоначально — только
средство общения с окружающими, и лишь
пройдя длительный путь развития, она
становится средством мышления, внутренней
речью, речью для себя.
Когда
высшая психическая функция формируется
в процессе обучения, совместной
деятельности ребенка со взрослым
человеком, она находится в «зоне
ближайшего разви-тия».
Это понятие вводится Л.С. Выготским для
обозначения области еще не созревших,
а только созревающих психических
процессов. Когда эти процессы будут
сформированы и окажутся «вчерашним
днем развития», их можно будет
диагностировать с помощью тестовых
заданий. Фиксируя, насколько успешно
ребенок самостоятельно справляется
с этими задачами, мы определяем актуальный
уровень развития.
Потенциальные возможности ребенка,
т.е.. зону его ближайшего развития, можно
определить в совместной деятельности
— помогая ему выполнить задание, с
которым он еще не может справиться сам
(задавая наводящие вопросы; объясняя
принцип решения; начиная решать
задачу и предлагая продолжить и т.п.).
У детей
с одинаковым актуальным уровнем развития
могут быть разные потенциальные
возможности. Один ребенок легко
принимает помощь и затем решает самостоя
тельно все похожие задачи. Другому
трудно выполнить за дание даже с помощью
взрослого Поэтому, оценивая развитие
конкретного ребенка, важно учитывать
не только его актуальный уровень
(результаты тестирования),но и «завтрашиий день»
—зону ближайшего развития.
Обучение
должно ориентироваться на «зону
ближайшего развития». Обучение, ноЛ.С.
Выготскому, ведет за собой развитие.
Но оно не должно в то же время отрываться
от развития ребенка. Значительный
отрыв, искусственное забегание вперед
без учета возможностей ребенка приведет
в лучшем случае к натаскиванию, но не
будет иметь развивающего эффекта.
СЛ. Рубинштейн, уточняя позицию Л.С.
Выготского, предлагает говорить о
единстве развития и
обучения.
Обучение
должно соответствовать возможностям
ребенка на определенном уровне его
развития. Реализация этих возможностей
в ходе обучения порождает новые
возможности сяедующето, более высокого
уровня. «Ребенок не развивается и
воспитывается, а развивается, воспитываясь
и обучаясь», — писал С.Л. Рубинштейн.
Это положение совпадает с положением
о развитии ребенка в процессе его
деятельности.
Чрезвычайно
важен вопрос о соотношении
биологического и социального факторов
развития. Вильям Штерн выдвинул принцип
конвергенции двух
факторов. По его
мнению, оба фактора в равной мере
значимы для психического развития
ребенка и определяют две его яннии.
Эти линии развития (одна — созревание
наследственно данных способностей и
черт характера, другая — развитие
под влиянием ближайшего окружения
ребенка) пересекаются, т.е. происходит
конвергенция. Современные представяениа
о соотаюшении биологического и
социального, принятые в отечественной
психологии, в основном базируются
на положениях Л.С. Выготского.
Л.С.
Выготский подчеркивал единство
наследственных и социальных моментов
в процессе развития. Наследственность
присутствует в развитии всех психических
функций ребенка, но имеет как бы
разный удельный вес. Элементарные
функции (начиная с ощущении и восприятия)
больше обусловлены наследственно,
чем высшие (произвольная память,
логическое мышление, речь). Высшие
функции — продукт культурно-исторического
развития человека, и наследственные
задатки здесь играют, роль предпосылок,
а не момен-юв, определяющих психическое
развитие. Чем сложнее функция, чем
длиннее путь ее онтогенетического
развития, тем меньше сказывается на ней
влияние наследственности. В то же время
в развития всегда «участвует» среда.
Никогда никакой признак детского
развития, в том числе базовые психические
функции, не является чисто наследственным.
Каждый
признак, развиваясь, приобретает что-то
новое, чего не было в наследственных
задатках, и благодаря этому удельный
вес наследственных влияний то усиливается,
то ослабляется и отодвигается на задний
план. Роль каждого фактора в развитии
одного и того же признака оказывается
различной на разных возрастных этапах.
Например, в развитии речи значение
наследственных предпосылок рано и
резко уменьшается, и речь ребенка
развивается под непосредственным
влиянием социального окружения, а в
развитии психосексуальности роль
наследственных моментов возрастает
в подростковом возрасте.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник