При диагностике развития личности ребенка показателями могут быть

При диагностике развития личности ребенка показателями могут быть thumbnail

Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития.  Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения, психологические тренинги, деловые игры, анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа и др.). В любом случае такая диагностика предполагает проявления учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Всё это достаточно интимная сфера, поэтому работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.

        Диагностика личностного развития учащихся.

Оценка личностного развития учащихся начальной школы проводится в трех направлениях:

  • определение уровня и структуры мотивации;

  • диагностика самооценки в плане общего отношения к себе, а также отношение к различным сторонам своей личности (например, оценка волевых качеств);

  • отношение к другим и характер взаимоотношений с окружающими.

  1. Диагностика мотивации учебной деятельности (методика Н.Г. Лускановой ) важна для понимания причин реализации или не реализации потенциальных возможностей (способностей) в успешности. При низкой общей мотивации к учению важна вероятность того, что успешность также будет невысока, или будет иметь тенденцию к снижению в будущем (к среднему звену). 
    Важно также по результатам диагностики выяснить причину негативного отношения к школе. 
    Это может быть:

    • высокая сложность материала при невысоком интеллектуальном потенциале учащихся;

    • высокий темп освоения программы при замедленном типе восприятия;

    • большой объем информации для осмысления и запоминания, особенно при большой дополнительной нагрузке (внешкольные увлечения);

    • несоответствие типа восприятия и темповых реакций ученика и учителя, а также отсутствие взаимопонимания с учителем;

    • несложившиеся отношения в коллективе, отсутствие друзей;

    • неправильное поведение родителей в плане сопровождения учебного процесса, некорректное отношение к успехам и неудачам.

  2. Диагностика самооценивания и отношения к различным сторонам собственной личности (методика «Лесенка самооценки» ) также важна для понимания развития ребенка. Заниженная самооценка может быть причиной неуверенности в себе, в собственных силах и возможности достижения результатов в какой-либо области. Результаты оценивания личностных качеств могут служить дополнительной информацией для учителя в плане взаимопонимания с учащимся.

  3. Характер взаимоотношений с окружающими, наличие у ребенка друзей (или их отсутствие) также может быть причиной общего снижения мотивации и изменения отношения к школе (социометрия).

Показатели тревожности, эмоциональный фон и энергетика ребенка, а также данные по проективным рисуночным тестам снимаются при наличии личностных проблем и при индивидуальной работе с ребенком по запросу родителей или классного руководителя (тест Тэммл, Дорки, Амен; цветовой тест Люшера; проектировочные рисуночные тесты).

 3

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Диагности-

ческие исследования

Достижение воспитатель-

ного результата

 1-го уровня

1 раз в  конце учебного года

Смыслоообразование.

 Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

1. «Анкета по оценке уровня школьной мотивации» (Н. Лускановой)

Не подлежат итоговой оценке

(неперсонифицированные)

Самоопределение

Развитие доброжелательности  и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам  других людей.

1. « Выявление уровня развития самооценки» методика  В.Г. Щур

Не подлежат итоговой оценке

(неперсонифицированные)

Морально-этическая ориентация.       

 Формирование установки на безопасный  здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

1. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» Решение предложенных ситуаций  с целью оценки  собственного поведения и поведения других с точки зрения нравственных, культурных норм.

2. Тест. Выявление удовлетворённости учащихся образованием.

3. Тест. Выявление отношения родителей  к образовательному процессу.

Не подлежат итоговой оценке

(неперсонифицированные)

Сводная характеристика

 достижений и положительных качеств обучающихся класса

Накопительная    оценка:     портфель   достижений

Диагностика действия  смыслообразования использовалась

Анкета по оценке уровня школьной мотивации” (Н. Лускановой)

Цель: анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности.

Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.

Форма: анкета с выбором ответа.

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

  1. Тебе нравится в школе?

    • не очень

    • нравится

    • не нравится

  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

    • чаще хочется остаться дома

    • бывает по-разному

    • иду с радостью

  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

    • не знаю

    • остался бы дома

    • пошел бы в школу

  4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

    • не нравится

    • бывает по-разному

    • нравится

  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

    • хотел бы

    • не хотел бы

    • не знаю

  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

    • не знаю

    • не хотел бы

    • хотел бы

  7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

    • часто

    • редко

    • не рассказываю

  8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

    • точно не знаю

    • хотел бы

    • не хотел бы

  9. У тебя в классе много друзей?

    • мало

    • много

    • нет друзей

  10. Тебе нравятся твои одноклассники?

    • нравятся

    • не очень

    • не нравятся

Ключ

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

№ вопроса

оценка за 1-й ответ

оценка за 2-й ответ

оценка за 3-й ответ

1

1

3

2

1

3

3

1

3

4

3

1

5

3

1

6

1

3

7

3

1

8

1

3

9

1

3

10

3

1

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Результаты: высокий уровень школьной мотивации  

хорошая школьная мотивация

школа привлекает внеурочной деятельностью

  низкая школьная мотивация

школьная дезадаптация.

Диагностика действия самоопределения была использована методика В.Г. Щур “Лесенка”.

Цель: выявление уровня развития самооценки.

Учащимся предлагается следующая инструкция: Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек. На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть- чуть получше, на третьей – еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят самые лучшие ученики. Оцените сами себя, на какую ступеньку вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа.

Критерии оценивания

  • 1-3 ступени – низкая самооценка – у _учащегося класса

  • 4-7 ступени – адекватная самооценка – у _учащихся класса

  • 8-10 ступени – завышенная самооценка – у _ учащихся

Диагностика морально-этической ориентации детям была предложена методика “Что такое хорошо и что такое плохо”.

Цель: выявить нравственные представления учеников.

Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.

Инструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:

А Нравится

Б Не очень нравится

В Не нравится

2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?

А Сделаю замечание и помогу убрать

Б Сделаю замечание и подожду пока он все уберет

В Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать

3. Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?

А Отремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую

Б Не знаю

В Тихонько отдам, чтобы не заметили

4.Ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.

А Извинюсь и уберу за собой

Б Не знаю

В Ничего делать не буду, есть же уборщица

5. Часто ты приходишь в школу в грязной одежде?

А. Нет

Б. Иногда

В. Да

6. Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее?

А Помогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке

Б Скажу другу, что надо извиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть извиняется сам

В Сделаю вид, что не заметил

7.Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине?

А Часто

Б Иногда

В Почти никогда

8.Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке класса?

А Часто

Б Иногда

В Почти никогда

Обработка данных:

  • За первый ответ (А) – 2 балла,

  • За второй ответ (Б) – 1 балл,

  • За третий ответ (В) – 0 баллов

Анкета для учащихся

Я и ценности моей жизни”(методика Е. Степанова)

Цель: поразмышлять о смысле и ценностях жизни человека.

Продолжи, пожалуйста, следующие предложения:

Хорошая жизнь — это _________________________________________________

Счастливый человек — это тот, кто…____________________________________

Больше всего я ценю в людях…________________________________________

Цель моей жизни заключается в том, что ________________________________

2. Назови самые большие твои желания:

Первое желание_____________________________________________________

Второе желание______________________________________________________

Третье желание ______________________________________________________

3. Ответь, пожалуйста, на следующий вопрос: где ты можешь в наибольшей мере проявить себя и свои способности (подчеркни перечисленные ниже ответы, которые соответствуют твоему мнению)?

— на уроке;

— в общественных делах;

— на занятиях кружка, клуба, секции;

— при проведении досуга;

— нигде;

4. Как ты думаешь, где тебя больше уважают и понимают (подчеркни перечисленные ниже ответы, которые соответствуют твоему мнению)?

— дома;

— в классе;

— в кружке, клубе, секции;

— в компании друзей;

— нигде;

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана А.А. Андреевым)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Процедура проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 — совершенно согласен;

3 — скорее, согласен;

2 — трудно сказать;

1 — скорее, не согласен;

0 — совершенно не согласен.

Утверждения

1. Я иду в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5. У меня есть любимый учитель. 6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8. У меня есть любимые школьные предметы.

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10. На летних каникулах я скучаю по школе

Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащегося школьной жизнью (У) является частное от деления суммы баллов, полученной путем сложения оценок по всем ответам, на общее количество ответов (на 10). Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же У больше 2, но меньше 3 или У меньше 2, то это, соответственно, свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащегося школьной жизнью.

Методика для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения (разработана А.А.Андреевым)

Цель: получение информации об оценке родителями роли образовательного учреждения в воспитании у их детей качеств жизненной компетентности, положительных поведенческих и морально-психологических качеств.

Ход проведения. Родителям предлагается заполнить бланк анкеты: Оцените, пожалуйста, в какой степени образовательное учреждение, которое посещают Ваши дети (Ваш ребенок), воспитывает у них (у него) перечисленные ниже качества.

При оценке воспользуйтесь следующей шкалой:

5 — в полной мере;

4 — в значительной степени;

3 — на достаточном уровне;

2 — в незначительной степени;

1 — практически нет.

Обведите кружком номер ответа, наиболее близкого Вашей точке зрения.

Утверждения 1. Аккуратность (умение содержать в порядке вещи) 5 4 3 2 1

2. Дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах) 5 4 3 2 1

3. Ответственнсть (умение держать слово) 5 4 3 2 1

4. Воля (умение не отступать перед трудностями) 5 4 3 2 1

5. Хорошие манеры поведения 5 4 3 2 1

6. Жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться ей) 5 4 3 2 1

7. Образованность 5 4 3 2 1

8. Ум (способность здраво и логично мыслить) 5 4 3 2 1

9. Высокие жизненные запросы 5 4 3 2 1

10. Самостоятельность (способность самому принимать ответственные решения) 5 4 3 2 1

11. Честность в отношениях с людьми 5 4 3 2 1

12. Доброта в отношениях с людьми 5 4 3 2 1

13. Чуткость в отношениях с людьми 5 4 3 2 1

14. Справедливость в отношениях с людьми 5 4 3 2 1

15. Терпимость к взглядам и мнениям других 5 4 3 2 1

Обработка полученных данных. При обработке результатов следует названные в анкете качества разделить на три группы: а) качества 1-5 образуют блок поведенческих качеств; б) качества 6-10 — блок жизненной компетентности; в) качества 11-15 — блок морально-психологических качеств. Необходимо подсчитать средний показатель оценок родителя по каждому блоку, а также общий средний показатель по всей совокупности предложенных пятнадцати качеств. Полученные показатели надо соотнести с использованной при анкетировании шкалой. Если средний показатель окажется ниже 3 баллов, то это свидетельствует об оценке родителями роли образовательного учреждения в развитии перечисленных качеств личности у ребенка как недостаточной.

Формирование личностных результатов происходит через уроки, классные часы, выставки, экскурсии, родительские собрания:

Уроки нравственности

1.Активность и пассивность

2.Ответственность и безответственность

3.“Тление и горение”

4.Поступок и проступок

5.Разумная и неразумная любовь

6.Красивое и безобразное

7.Зло и добро

8.Творчество – способ преобразования мира

Уроки толерантности

1.Кто я? Мои силы, мои возможности.

2.Что такое идеальное “Я”

3.Расскажи мне о себе

4.Я изменяюсь

5.Смысл жизни

6.Имею право

7.Талант и упорство

8.Мое будущее

Экскурсии и выставки

1. Краеведческий музей: экскурсия “История моего родного села, края.

2.Презентация выставки собственных рисунков.

3.Посещение музея детского творчества.

4. Посещение Детской школы искусств.

Творческий отчет класса

Классные часы:

Правила поведения в школе

Правила поведения в школьном автобусе

Каждой вещи свое место.

Мои обязанности в школе и дома.

Трудовые обязанности ребенка в семье.

О чем может рассказать дневник школьника.

Родительские собрания :

1.Значение творчества в жизни человека

2. Культура речи

3.Преобразование пространства средствами искусства

4.“Посеешь привычку-пожнешь характер, посеешь характер-пожнешь судьбу”

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ключевые понятия: проверка и оценка знаний, функции проверки и оценки, диагностика развития личности.

Тема 1.8. Проверка и оценка усвоения знаний, умений и навыков младшими школьниками

Диагностика развития личности ребенка в образовательном процессе.

Образовательная, воспитательная и развивающая функции проверки и оценки усвоения знаний младшими школьниками. Влияние организационных качеств личности педагога на результативность педагогического процесса.

Цель:Показать роль диагностирования в педагогическом процессе. Рассмотреть разные виды, формы и методы контроля результатов обучения. Познакомить с методами диагностирования обучаемости.

Диагностика – это прояснение всех обстоятельств протекания учебного процесса, определение его результатов.

Различают диагностирование обученности и обучаемости. Обученность рассматривается как достигнутый на момент диагностирования уровень знаний и умений. Цель диагностирования – своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса.

Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, выявление динамики тенденций, прогнозирование дальнейшего развития учебного процесса.

Контролирование, оценивание знаний и умений учащихся включается в диагностирование как необходимые составные части. Это очень древние компоненты педагогического процесса, однако, и на сегодняшний день идут споры о смысле оценивания.

Противоречивый характер школьной оценки отмечал Я.А.Коменский. Он обращал внимание педагогов на необходимость разумного и взвешенного пользования своим правом на оценку.

Критикуя недостатки существующих форм контроля, К.Д.Ушинский отмечал, что они подавляют умственную деятельность, любознательность, инициативу ребенка.

История развития нашей школы помнит безуспешные попытки изменить подходы к школьному контролю. Так, в мае 1918 года Постановлением Народного Комиссариата «Об отмене оценок» вместе с оценками были ликвидированы и экзамены. Их заменили особые тетради учета, фамилии лучших и худших учащихся записывались на так называемых «красных» и «черных» досках, внедрялось «социалистическое соревнование»…. Но обучение без оценок (фактически без контроля) не дало положительных результатов.

Заслуживает внимания система оценки на содержательно-оценочной основе, разработанная Ш.А.Амонашвили. Эта система позволяет управлять обучением и всей школьной жизнью с позиции интересов школьников, постоянно проявлять веру в возможности и перспективы каждого школьника, сотрудничать со школьниками в процессе обучения, быть этичным по отношению к школьнику, уважать и поддерживать его достоинство. Но для этого необходимо сформировать умение содержательной оценки у школьников.

Ш.А.Амонашвили выделяет три основные линии в процессе формирования умения содержательной оценки: оценочную деятельность педагога,суть которой заключается в коррекции и стимулировании учебно-познавательной деятельности школьников, в выражении положительного отношения к ним и веры в их возможности; деятельность, направленная на формирование умения содержательной оценки у школьников в условиях коллективной учебно-познавательной деятельности, суть которой заключается в образовании общественных эталонов, общественного мнения, в установлении и выражении положительно-критических отношений в детском коллективе; деятельность, направленная на формирование оценочного компонента в самостоятельной учебно-познавательной деятельности;тут главное – самооценка, внутренняя (рефлекторная) оценка, регулирование учебно-познавательной деятельности на основе содержательной самооценки.

Функции контроля.Будучи составной частью процесса обучения, контроль выполняет социальную, образовательную, воспитательную, эмоциональную, информационную, управленческую функции.

Социальная функция предполагает установление требований к уровню развития, воспитания, осведомленности школьников, их познавательной, эмоциональной и волевой сфер. Реализация этой функции позволяет установить степень и качество соответствия стандарту. Отметка становится инструментом оповещения общественности (учеников, родителей, учителей) и государства о состоянии и проблемах образования на данном этапе развития общества.

Образовательная функция предполагает сравнение достигнутого результата в усвоении знаний, умений и навыков с ожидаемым эффектом обучения. Учитель констатирует качество усвоения учебного материала по следующим критериям:

— полнота и осознанность знаний;

— умение применять знания в нестандартных ситуациях;

— умение выбирать лучший способ решения учебной задачи. При этом устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), помогает выявить проблемные области в процессе обучения, определить конкретные результаты своей деятельности.

Воспитательная функция способствует формированию положительной учебной мотивации и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки. Но это происходит только при объективной, гласной оценке достижений школьников.

Но главная функция контроля диагностическая.

Различают текущий, периодический и итоговый контроль.

Текущий контроль – это систематическая проверка усвоенных знаний, умений и навыков. Она проводится, как правило, на каждом уроке. Учитель при этом использует разнообразные формы, методы и средства контроля.

Периодический контроль осуществляется после крупных разделов программы, большого периода обучения.

Итоговый контроль проводиться накануне перевода в следующий класс или на следующую ступень обучения. Его задача – зафиксировать тот уровень знаний и умений, который обеспечит дальнейшее обучение.

В целом, функция контроля состоит в установления уровня усвоения знаний на всех этапах обучения, в измерении эффективности учебного процесса. Эта функция конкретизируется в следующих задачах:

— определение пробелов в знаниях,

— коррекция процессов обучения,

— планирование последующего обучения,

— рекомендации по предупреждению неуспеваемости.

Важно для науки и практики содержание контроля. В отечественной педагогике принято считать, что проверке подлежат знания, умения и навыки. Они описываются как общедидактические и на предметном уровне. В западной педагогике проверяемые результаты обучения описываются как когнитивные, социальные и эмоциональные цели обучения. К этому в настоящее время направлены усилия отечественной дидактики. Проблема состоит в том, чтобы цели обучения, они же результаты, подлежащие проверке, формулировать в терминах поведения, в наблюдаемых действиях учеников.

Поскольку, школа не только формирует знания, но воспитывает и развивает, необходима проверка школьных достижений и в этих направлениях. Имеется в виду развитие речи, мышления, памяти, умение использовать знания в нестандартной, новой ситуации, решать проблемы, выполнять практические работы.

Содержанием школьного контроля является также сформированность мотивов учебной деятельности и таких социальных качеств, как чувство ответственности, моральных норм и поведения. Однако эти качества трудно поддаются измерению и потому контроль за их сформированностью для дидактики пока остается проблемой.

Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся являются объективность, систематичность, наглядность (гласность).

Методы контроля – это способы диагностической деятельности, позволяющие осуществить обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Они должны обеспечивать систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе.

Если понимать контроль как педагогическую диагностику, то и методы контроля надо рассматривать как методы научного исследования педагогического процесса. В этом случае они будут более разнообразными и всеобъемлющими. Однако большинство дидактов уделяет преимущественное внимание методам школьного контроля, т.е. способам проверки, которые используют учителя. К ним относятся: методы устного контроля, методы письменного контроля, методы практического контроля, дидактические тесты, наблюдение.

Отдельные ученые выделяют методы графического контроля (Г.И.Щукина), методы программированного и лабораторного контроля (Ю.К.Бабанский), пользование книгой, проблемные ситуации (В.Окунь).

К методам устного контроля относятся беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологические карты, схемы, сообщения об опыте и пр. Основу устного контроля составляет монологический ответ учащегося или беседа учителя с учеником, когда учитель задает вопрос и ждет на него ответа. Индивидуальный опрос учащихся позволяет учителю получить более точные представления о знаниях школьников, однако он оставляет пассивными других учеников класса. Фронтальный опрос занимает всех учеников класса, но дает поверхностные представления об усвоении.

Письменный контроль (контрольная работа, изложение, сочинение, диктант и пр.) обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения, так как он требует комплекса знаний и умений учащихся.

Выполнение практических работ можно считать эффективным, но мало применяемым способом проверки результатов обучения, часто из-за отсутствия необходимого оборудования.

При текущем контроле знаний в школе учитель часто использует наблюдение,систематическое изучение учащихся в процессе обучения.

Методы текущего и периодического контроля позволяет учителю получить достаточно полные данные об ученике: об уровне его знаний и умений по предмету, об отношении к учебе, уровне его познавательной активности, сознательности, умении мыслить, решать самостоятельно различного рода задачи.

Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски необходимых форм контроля и его организация — это важнейшая задача педагога. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить — все это должно быть продумано учителем при подготовке к уроку. Наряду с этим следует продумать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их товарища. У каждого учителя должна быть своя система контроля, она должна включать разнообразные средства и приемы работы, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями.

Формы контроля не должны сводиться только к организации воспроизводящей, репродуктивной деятельности учащихся, чем традиционно страдает процесс обучения в нашей отечественной школе. Необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся при выборе форм контроля.

Особые требования должны предъявляться к итоговым письменным работам, которые необходимо проводить лишь тогда, когда учитель уверен, что большинство учащихся усвоило соответствующий учебный материал. Такие работы должны быть посильными для учащихся, способствующими формированию уверенности в их силах, в противном случае интерес к процессу обучения снижается.

Если говорить о письменных и устных формах проверки знаний, то каждая из них имеет свои специфические стороны и свое значение. Устная форма способствует выработке быстрой реакции на вопрос, развитию памяти учащихся. Письменная проверка эффективнее развивает логическое мышление, приучает к большей точности в ответах.

Одним из сравнительно новых методов проверки результатов обучения являются дидактические тесты.

Дидактический тест (тест достижения) – это набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Самые первые образцы тестов появились в конце 19 века. Широкое распространение они получили в англоязычных странах с 20-х годов нынешнего столетия. Преимущество тестов в их объективности, т.е. независимости проверки и оценки знаний от учителя.

Как устроен тест? В школьной практике чаще используются тесты, в которых задание требует ответа на вопрос. При этом в одних случаях необходимо заполнить промежуток в тексте, в других необходимо выбрать один из предложенных ответов (обычно их 3-5).

Тесты, с помощью которых можно определить обученность школьников, должны удовлетворять ряду требований. Они должны быть:

— краткосрочными, т.е. не требовать больших затрат времени;

— однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования задания;

— правильными, т.е. исключать возможность формулирования многозначных ответов;

— относительно краткими, требующими сжатых ответов;

— стандартными, т.е. пригодными для широкого практического использования.

Тесты различают по видам целей обучения. Имеется четыре таксономических категории целей образования и соответствующие им тесты. Первый тип тестов проверяет знания фактов, понятий, законов, теорий – всех сведений, которые подлежат запоминанию и воспроизведению. Второй тип тестов проверяет умение выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний. В основном – это решение типовых задач. Третий тип заданий предполагает проверку умения давать самостоятельную критическую оценку изучаемого. Четвертая категория целей выделяет задания, проверяющие умения использовать знания в новых ситуациях.

Существуют различные методики обработки результатов тестовых исследований. Чаще разработчик теста присваивает каждому ответу определенный «вес», выраженный баллом или процентом. Различают два подхода к анализу результатов тестирования. В одних случаях результаты тестов сравнивают со средним результатом, который принимается за норму. Это так называемые тесты, ориентированные на норму. Существуют тесты, ориентированные на критерии. В этом случае важно правильно определить критерии. Они должны строиться на анализе учебного материала и определять, что должны знать и уметь учащиеся к концу изучения конкретного курса.

В отечественной дидактике тестирование до недавнего времени считалось вредным, так как на его основе происходит селекция учащихся и ограничение возможностей их развития. Это отчасти верно по отношению к тесту интеллекта. Тесты же школьной успеваемости проверяют только усвоенные знания и потому являются эффективным средством контроля наряду с другими методами.

Как правило, результаты контроля выражаются отметкой. В отечественной педагогике принята 4-х бальная система отметок:

«5» – владеет в полной мере (отлично);

«4» – владеет достаточно (хорошо);

«3» — владеет недостаточно (удовлетворительно);

«2» — не владеет (неудовлетворительно).

Однако отметка не может показать объективные результаты учебной деятельности без оцениваемых показателей владения знаниями, умениями и навыками.

В последние годы в дидактике формируется надпредметный, общедидактический уровень осмысления показателей обученности школьников. Пидкасистый П.И. (66) представляет показатели сформированности знаний, умений и навыков следующим образом:

Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 4979; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомен