Презентация закономерности роста и развития организма ребенка
Презентации / Разное / Основные закономерности роста и развития детского организма
Текст этой презентации
Слайд 1
Основные закономерности роста и развития детского организма.
Автор: Н. А. Пилипенко преподаватель КГБ ПОУ «Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского СоюзаЛ.В.Калараша»
Слайд 2
Понятие об онтогенезе
Слайд 3
Онтогенез (индивидуальное развитие организма) – совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен немецким биологом Э. Геккелем (1866). Онтогенез (греч. ontos — сущее и genesis — происхождение) — процесс индивидуального развития организма.
В онтогенезе выделяют два этапа развития: Пренатальный — начинается с момента зачатия и продолжается до рождения ребенка, в среднем длится 280 дней.
Постнатальный — от момента рождения до смерти человека, продолжительность для всех людей различна.
Слайд 4
Закономерности онтогенеза.
Слайд 5
— объективное разделение онтогенеза на этапы, которые различаются задачами, решаемые организмом, и свойствами физиологических систем (возрастная периодизация).
1. Целостность и фазность онтогенеза
Слайд 6
Общепринятой классификации возрастных периодов нет.
Принципы классификации:
созревание половых желез, скорость роста и дифференцировки тканей и органов, уровень созревания костей или степень развития ЦНС
отражение системы детских образовательных учреждений
Распространена также схема возрастной периодизации, рекомендованная Симпозиумом по проблеме возрастной периодизации в Москве (1965 г.) Данная классификация возрастных периодов основана на половых особенностях развития человека, а также связи календарного возраста с биологическим.
Календарный (паспортный) возраст — это возраст, измеряемый по стандартному календарю. Биологический возраст отражает степень биологического и социального развития человека на каждом возрастном этапе.
Слайд 7
Критерием биологического возраста являются определенные пропорции тела: (ОГ/L)х100 где ОГ — окружность головы, L — длина тела
У детей 11-17 лет показателем биологического возраста является степень полового созревания (формирование вторичных половых признаков в определенной последовательности).
Возраст (лет) Средние темпы развития Средние темпы развития
Возраст (лет) мальчики девочки
5 49,4-45 48,1-44,5
5,5 47,9-44,3 46,7-43,2
6 46,6-43,1 45,7-42,1
6,5 45,4-41,9 44,9-41,6
7 44,7-41,3 43,9-39,7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Косвенным показателем биологической зрелости детей дошкольного возраста (5-6 лет) считается филиппинский тест.
Слайд 12
В настоящее время более распространено понятие индивидуальной нормы, т. е. то оптимальное функционирование организма, которое формирует гомеостаз с учетом возраста, пола, биологического (конституционального) типа, климатогеографической зоны проживания, экологических факторов среды.
Например, нормальным считается: кровяное давление 110-130/70-80 мм рт. ст.;
частота сердечных сокращений — 60-80 уд./мин;
концентрация Na в плазме крови — 130-140 ммоль/л и т. д.
Слайд 13
рост ребенка = (рост матери + рост отца) / 2 (+10 см для мальчиков, -10 см для девочек)
Слайд 14
Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
Грудной период — от 4-ёх недель до 1 года
Раннее детство — 1-3 года
Дошкольный возраст — 3 года — 6-7 лет
Младший школьный возраст — 6-7 — 10-12 лет
Подростковый период — 10-12 — 17-18 лет
Юношеский период
юноши: 17—21 год
девушки: 16—20 лет
Зрелый возраст (1 период)
мужчины 21—35 лет
женщины 20-35 лет
Зрелый возраст (2 период)
мужчины 35-60 лет
женщины 35-55 лет
Пожилой возраст — 55—60 — 75 лет
Старческий возраст — 75-90 лет
Долгожители — 90 лет и более
Слайд 15
Возраст (лет) Количество постоянных зубов Количество постоянных зубов
Возраст (лет) мальчики девочки
5 0-1 0-2
5,5 0-3 0-4
6 1-4 1-5
6,5 2-8 3-9
7 6-10 6-11
Средние темпы прорезывания постоянных зубов
Слайд 16
Слайд 17
— рост и развитие организма человека протекает непрерывно с чередованием периодов ускоренного роста или интенсивного развития.
2. Непрерывность и неравномерность роста и развития
Слайд 18
Рост — количественные изменения длины, объема имассы тела организма, связанные с увеличением числа клеток и количества составляющих их органических молекул. Развитие — качественные изменения в организме, заключающиеся в усложнении строения и функций всех тканей и органов организма, процессов регуляции.
Рост и развитие — две составляющие единого процесса.
Слайд 19
— разновременное созревание отдельных функциональных систем организма, т. е. в процессе онтогенеза в первую очередь созревают те системы, которые необходимы для решения задач очередного этапа развития организма (системогенез).
3. Гетерохронность роста и развития
Слайд 20
Выделяют три периода интенсивного роста: от рождения до 1 года — длина тела ребенка увеличивается на 50 %, a масса тела утраивается.
с 6 до 8 лет — ростовой скачок — за 1 год длина тела может увеличиться на 7 – 8 см.
с 11 до 13 лет — увеличение длины тела за 1 год составляет 10-12 см.
Периоды интенсивного роста сменяются периодами усиленного развития: 1-4 года, 8-10 лет, 14-20 лет.
Слайд 21
В организме ребенка наиболее быстро развиваются и совершенствуются те органы, интенсивное функционирование которых в данный период жизненно необходимо. Гетерохрония может выражаться в аксеперации- усиленном развитии организма — (лат. acceleration — ускорение), ретардация (лат.- retardation — замедление)- замедленном развитии.
Эпохальная акселерация представляет собой ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. 30-50 лет назад. Длина тела новорожденных увеличилась на 2-2,5 см, а масса — на 0,5 кг;
у 15-летних— на 6-10 см и 3-10 кг Сократилась продолжительность роста: в настоящее время рост девушек и юношей в среднем заканчивается к 16-19 годам, а 50 лет назад люди достигали максимального роста в возрасте 25-26 лет. Акселерация стимулирует и психическое развитие детей. Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах.
Слайд 22
Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Существуют различные гипотезы о причинах ее возникновения:
широкая миграция современного населения и, как следствие, увеличение количества смешанных браков;
урбанизация населения (увеличение городского населения) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития;
увеличение уровня радиации на Земле;
улучшение социальных условий жизни населения промышленно развитых стран.
Явления акселерации и ретардации требуют пересмотра методов обучения, изменения форм полового, физического и эстетического воспитания.
Слайд 23
— различная чувствительность (восприимчивость) развивающихся систем организма к внешним воздействиям на отдельных этапах онтогенеза.
4. Гетеросенситивность
Переход от одного возрастного периода к последующему является переломным этапом индивидуального развития, или критическим периодом. Периоды наибольшей чувствительности к воздействию факторов внешней среды — сенситивные периоды. Они могут совпадать и не совпадать с критическими периодами. Чувствительность организма к воздействию экологических факторов — экосенситивность — различна в зависимости от периода онтогенеза.
Слайд 24
Наиболее подвержены экосенситивности эмбриональный, грудной и подростковый периоды. Организм подростков повышенно чувствителен к вредным факторам, в особенности к токсическим веществам. В критические периоды у детей недостаточно энергетических ресурсов для обеспечения адаптационных процессов, вследствие чего увеличивается риск возникновения различных заболеваний.
Слайд 25
В постнатальном развитии организма выделяют три критических периода. Первый критический период наблюдается в возрасте от 1 до 3,5 лет, т. е. в то время, когда ребенок начинает активно двигаться, больше общаться с внешним миром.
интенсивно формируются речь и сознание ребенка
повышаются и воспитательные требования к нему, что в совокупности приводит к напряженной работе физиологических систем организма
в результате перенапряжения нервной системы может нарушиться психическое развитие ребенка, проявиться различные психические заболевания.
Слайд 26
Второй критический период совпадает с началом школьного обучения и приходится на возраст 6-8 лет. в жизнь ребенка входят новые люди: учителя, школьные друзья
меняется его образ жизни, появляются новые обязанности, падает двигательная активность и пр. приходится наибольшее количество транспортных несчастных случаев, и разъяснение детям правил дорожного движения — важный фактор предупреждения транспортных трагедий.
Слайд 27
Третий критический период (10-15 лет) связан с половым созреванием, перестройкой работы желез внутренней секреции и изменением в организме гормонального баланса.
Нервная система подростков особенно ранима, поэтому возможно возникновение нервных расстройств и психических заболеваний.
Слайд 28
— усложнение организации всех систем организма за счет специализации элементов, т. е. увеличение неоднородности клеток и повышение специфичности их функционирования.
5. Нарастающая гетерогенность
Слайд 29
— по мере созревания периферических структур организма происходит передача контроля функций от центра на периферию и местный уровень. С возрастом увеличивается роль и вклад местных (тканевых и клеточных) процессов в регуляции функционирования организма.
6. Дифференциация
Слайд 30
— свойство организма, характеризующееся оптимальным запасом функциональных возможностей, способных обеспечивать устойчивость и жизнеспособность при значительных внешних воздействиях.
7. Биологическая надежность организма
Слайд 31
Важной особенностью биологической надежности является то, что в нормальных условиях организм и все его системы функционируют не на пределе своих возможностей, а сохраняют определенный резерв, который может быть использован в экстремальных ситуациях. Биологическая надежность наследственно закреплена и позволяет расширять или снижать границы жизненных возможностей человека в зависимости от условий жизни.
Биологическая надежность одних систем обеспечивается дублированием органов (парные почки, легкие, глаза и т. д.); других — взаимозаменяемостью (потеря зрения приводит к обострению слуха и тактильной чувствительности).
Слайд 32
— уменьшение функционального ответа биологической системы на внешние воздействия. С возрастом у человека понижается уровень функциональной активности организма в условиях покоя, за счет чего возрастает объем резервных его возможностей при напряжении функций.
8. Экономизация функций
Слайд 33
— согласованность возрастных особенностей строения и функционирования организма с параметрами среды обитания. В адекватных условиях даже незрелый организм успешно справляется с задачей адаптации (приспособления) к внешним условиям.
9. Адаптивность
Слайд 34
Адаптация — свойство организма приспосабливаться к действию факторов окружающей среды.
Физиологическая адаптация — совокупность функциональных реакций организма на неблагоприятные воздействия внешней среды, направленных на сохранение свойственного организму уровня гомеостаза (относительное физико-химическое постоянство внутренней среды организма).
Существует пассивная адаптация, которая заключается в избегании от воздействия факторов среды или подчинении им. Такое проявление адаптации неблагоприятно для дальнейшего развития ребенка и свидетельствует о необходимости коррекции условий его жизни.
Слайд 35
Адаптация первоклассников к школьной нагрузке протекает в три фазы.
Фаза ориентировочного приспособления — длится 2 недели и характеризуется повышением возбудимости детей, увеличением реактивности всех систем. Учителю необходимо реализовать эту активность посредством проведения физкультминуток и организации перемен с максимальным пребыванием на свежем воздухе.
Слайд 36
Фаза относительно устойчивого приспособления — длится до 6 недель. В эту фазу происходит постепенное привыкание детей к новым условиям, режиму. Однако это привыкание неустойчиво, шитому любые перегрузки могут привести к истощению организма, нарушению психики ребенка, агрессии, различным формам неврозов (боязнь школы, учителя, плохих отметок и т. д.).
Слайд 37
Фаза неполного приспособления длится от 16 до 20 недель. Происходит тренировка всех систем организма, у ученика улучшается работоспособность, он овладевает навыками письма, чтения, счета. Развитие и длительность этой фазы зависят от условий, создаваемых педагогами и родителями.
Слайд 38
— при действии внешних факторов показатели гомеостаза изменяются в меньшей степени у взрослых, чем у детей. Поэтому при любых воздействиях на организм его жизнеспособность выше у взрослых, чем в раннем возрасте.
10.Увеличение жесткости (стабильности) гомеостатических констант в онтогенезе
Слайд 39
Гомеостаз — совокупность скоординированных реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление постоянства внутренней среды организма. Большая роль в обеспечении гомеостаза принадлежит ЦНС и эндокринной системе.
В организме существуют жесткие и пластичные константы. Жесткими константами являются те параметры внутренней среды, которые изменяются в узких пределах. Пластичные константы обладают широким диапазонов изменчивости.
Слайд 40
Подведение итогов
Слайд 41
Ответьте на предложенные вопросы:
сегодня я узнала…
было интересно…
было трудно…
я поняла, что…
теперь я могу…
я почувствовала, что…
я приобрела…
я научилась…
у меня получилось …
я смогла…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Источник
Презентация «Закономерности роста и развития» состоит из 10 слайдов
Слайд 1
Закономерности роста и развития
Слайд 2
Неравномерность темпа роста и развития
Процессы роста и развития протекают непрерывно и носят поступательный характер, но их темп имеет нелинейную зависимость от возраста. Наиболее интенсивны эти процессы в первые годы.
Это можно рассмотреть на примере длины тела: наибольший темп увеличения длины тела отмечается в раннем детстве (к концу 1 года на 47%). В возрасте 4—7 лет ежегодное увеличение длины тела составляет 5—7%.
Рост и развитие отдельных органов и систем также происходит неравномерно. Например, формирование опорно-двигательного аппарата продолжается на протяжении всего этапа созревания, но наиболее интенсивно — в первые годы жизни.
Следовательно, процесс роста и развития детей идет неравномерно, он имеет поступательный, но неравномерный характер.
Данная закономерность является основанием для правильной группировки детей разного возраста в целях создания научных основ возрастной периодизации.
Слайд 3
Неодновременность (гетерохронность) роста и развития отдельных органов и систем
Следует отметить, что, хотя организм ребенка рассматривается как единое целое, его отдельные органы и системы растут и развиваются неодновременно.
Изучая данную закономерность, известный отечественный физиолог П.К. Анохин выдвинул теорию, суть которой заключается в том, что избирательное и ускоренное созревание на разных этапах развития определенных структурных образований и функций обеспечивает выживаемость организма.
Возьмем в качестве примера развитие отдельных органов во внутриутробном периоде. Мозг плода интенсивно развивается на 2—10 неделях беременности, сердце — на 3—7 неделях, пищеварительные органы — на 4—12 неделях. Если избирательность отсутствует, то плод становится нежизнеспособным.
Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем наблюдается и после рождения ребенка. В первые годы его жизни происходит интенсивное нарастание массы головного мозга. У новорожденного масса мозга равна 360—390 г; к концу первого года жизни она увеличивается в 2—2,5 раза, к концу третьего года — в 3 раза и составляет в среднем 1100 г. Мозг ребенка 7 лет весит 1250 г; в дальнейшем рост его массы происходит очень медленно, достигая примерно 1400 г у взрослого.
Оказывается, что такое избирательное развитие необходимо именно в первые годы жизни, так как только при участии структур головного мозга идет формирование условнорефлекторной деятельности и приспособление организма к окружающей среде. А это обеспечивает выживание в первые годы жизни.
! ОСТАЛЬНЫЕ СЛАЙДЫ ВЫПОЛНЕНЫ В ТОМ ЖЕ СТИЛЕ
Слайд 4
Научные исследования (Н.М. Щелованов, М.Ю. Кистяковская и другие) показали, что формирование двигательных навыков и развитие основных физических качеств (ловкости, быстроты, силы и выносливости) также происходит неодновременно. Ребенок вначале осваивает ходьбу и другие двигательные акты, нужные для самообслуживания, затем — бег и другие движения, необходимые для дальнейшей жизни.
Знание этой закономерности помогает педагогам правильно строить свою работу. Так, в период формирования речедвигательной функции ребенку необходимо речевое общение, для развития моторики — двигательная активность.
Учитывая очередность развития той или иной функциональной системы в онтогенезе, необходимо обеспечить такую же последовательность и при воспитании ребенка.
Последовательность ведущих видов деятельности, обеспечивающая нормальное развитие, следующая:
1) непосредственное эмоциональное общение с младенцем;
2) предметно-манипулятивная деятельность в раннем возрасте;
3) ролевая игра дошкольника;
4) учебная деятельность;
5) общественно-полезная деятельность;
6) учебно-продуктивная деятельность.
Слайд 5
Особенности роста и развития в зависимости от пола
Известно, что мальчики и девочки развиваются по-разному. Увеличение длины тела и его массы у мальчиков и девочек также происходит неодинаково. Мальчики при рождении имеют более высокие морфологические показатели, и это сохраняется до начала периода полового созревания. Затем в 12—14 лет соотношение меняется: девочки обгоняют своих сверстников в показателях роста, массы тела и окружности грудной клетки. В 15 лет интенсивность роста у мальчиков увеличивается, и они по своим морфологическим показателям вновь превосходят девочек.
Развитие некоторых функциональных систем (мышечная сила, жизненная емкость легких) у мальчиков происходит более интенсивно.
Закономерности роста и развития детского организма в зависимости от пола позволили некоторым ученым сделать ряд практических выводов о том, что воспитание мальчиков и девочек (трудовые, физические) должно быть дифференцированным (подгруппами).
Слайд 6
Обеспечение надежности биологических систем организма
Концепция о надежности биологических систем выдвинута профессором А.А. Маркосяном. Суть ее состоит в том, что в процессе роста и развития организма создается избыточность структур, дублирование функций, большой запас резервных возможностей. Этим обеспечивается надежность в работе любой биологической системы. Проиллюстрируем сказанное несколькими примерами: стенка сонной артерии способна выдержать давление в 20 атм., что в 60—70 раз превышает возможное. Передача зрительной информации происходит через 1 млн нервных волокон, а в сетчатке глаза содержится около 100 млн воспринимающих клеток, т. е. в 100 раз больше.
Дублирование структур и функций характерно для многих внутренних органов; два легких, две почки, два полушария головного мозга. Оно рассматривается как биологическая целесообразность, обеспечивающая надежность функционирования систем, т. е организм ребенка обладает огромными потенциальными возможностями.
Правильно организованное физическое воспитание, спортивные занятия, раскрывая колоссальные потенциальные возможности растущего организма, обеспечивают высокий запас его прочности.
Слайд 7
Обусловленность роста и развития генетическими и средовыми факторами
Рост и развитие следует рассматривать как реализацию организмом генетической программы в условиях постоянного его взаимодействия с окружающей средой. Как считают многие ученые, существующая генетическая программа предопределяет темп роста, порядок созревания отдельных органов и систем, их биологическую надежность.
Очень велика роль генетической программы в формировании морфологического типа человека. Именно поэтому у высоких родителей обычно рослые дети, и наоборот, у невысоких — дети низкого роста.
Как считают некоторые ученые, роль наследственности для роста велика, но не фатальна. При неблагоприятных условиях (белковый дефицит в питании, недостаток некоторых микроэлементов и др.) наблюдается задержка роста и генетическая программа реализуется не полностью. Антропологам хорошо известен тот факт, что в период мировых войн антропометрические показатели бывают хуже, чем в мирное время.
Слайд 8
При особенно неблагоприятных, экстремальных условиях окружающей среды генетическая программа роста и развития может быть не реализована (дети растут в неадекватных человеческой жизни условиях). Дело в том, что воспитанию должна предшествовать определенная морфофункциональная зрелость организма. И если этой основы нет, то педагогическое воздействие будет неэффективно.
В то же время воспитательный процесс стимулирует рост и развитие отдельных органов и систем. И хотя у ребенка имеется генетически закодированная программа их развития, она может не реализовываться, если нет стимулирующего влияния среды. Для развития речи, например, или сложнокоординированного движения (эти функции чисто человеческие) ребенку необходимы общение и тренировки в социальной среде.
Таким образом, рост и развитие организма обусловлены генетическими и средовыми факторами. Важно знание возрастных периодов наибольшей зависимости от средовых факторов. Например, масса тела зависит от средового фактора. Тип высшей нервной деятельности от генетического фактора. Как показали исследования А.В. Запорожца развитие моторики (сила, быстрота и др.) всецело зависит от целенаправленного воздействия на организм ребенка.
Слайд 9
Периодичность в изменении ростовых процессов (акселерация, децелерация)
Это еще одна закономерность, оказывающая серьезное влияние на процессы роста и развития детей в последние десятилетия XX столетия.
Акселерация — это ускорение темпов роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями.
У детей и подростков 50—80-х гг. процесс биологического созревания наступал несколько раньше, чем в предшествующий период. Так, масса тела новорожденных в среднем увеличилась на 100—130 г, а длина тела на 12—15 см. Возросло число случаев преждевременных родов, при которых рождались вполне зрелые дети. На год раньше, чем в начале XX в., у детей молочные зубы сменялись на постоянные. Наиболее ярко акселерация проявлялась в подростковом возрасте. В связи с более ранним половым созреванием, окончательное окостенение скелета и прекращение роста тела завершалось у девочек к 16— 17 годам, а юношей — к 18—19 годам (раньше это происходило к 21—23 годам).
Слайд 10
Однако к концу XX столетия отечественные и зарубежные специалисты отмечали снижение темпов акселерации. Более того, ряд ученых (Р.Я. Тонкова-Ямпольская) стали говорить о децелерации. По данным Р.Я. Ямпольской, уже в начале 90-х гг. показатели физического развития детей стали уменьшаться, особенно масса тела. В 1991 г. 9% родителей замечали у своих детей отставание массы тела от нормативных данных; в 1996 г. — 15% и в 1997 г. — 16,9%. Среди школьников дефицит массы тела в 1991 г. наблюдался у 12,4% мальчиков и 13,5% девочек в возрасте 17 лет, в 1997 г. — соответственно 18,8% и 19,8%.
За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых. Таким образом, к концу 90-х гг. появилась тенденция к децелерации, т. е. замедлению темпов роста и развития подрастающего поколения.
Процессы акселерации и децелерации многие физиологи связывают с теорией А.Л. Чижевского о взаимосвязи всех процессов, протекающих в организме, в том числе ростовых, с влиянием на эти процессы космических излучений, которые могут быть более или менее интенсивными.
Презентация «Закономерности роста и развития» подготовлена по материалу авторов
Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Борисова М. М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Источник