Презентация стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка

Слайд 1
Выполнила: Куриленко Ирина Васильевна Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребёнка.
Слайд 2
Изучению стилей семейного воспитания посвящены работы отечественных и зарубежных исследователей Д. Баумринд , Е.М. Волкова, Т.А. Маркова, Дж. Каган, Д. Конгер , П. Массен , Р.В. Овчарова , Н.А. Розгонова , А. Хьюстон и др.
Слайд 3
Предлагаю рассмотреть направления и стили семейного воспитания, которые выделили Т.А. Макарова и Н.А. Разгонова .
Слайд 4
Т.А. Макарова и Н.А. Разгонова выделяют два основных направления в воспитании детей: АВТОРИТАРНЫЙ Властный, жёсткий, подавляющий стиль. Родители, которые его придерживаются, всегда возлагают на малыша слишком большие надежды, требуют от него жесткой дисциплины, при этом все основные решения принимают без его участия. Зачастую отношения между членами таких семей довольно «холодные». Такой стиль воспитания детей не приемлет компромиссов, поэтому взрослые ждут от ребенка безоговорочного послушания. Они не обосновывают требования к малышу, не обсуждают с ним правила, а также почти не показывают ему свою любовь. В таких отношениях наказания, в том числе и физические, считаются нормой. Родители часто ограничивают свободу ребенка и жестко его контролируют. РЕЗУЛЬТАТ Дети из «авторитарных» семей часто начинают конфликтовать со взрослыми, при этом у них нередко возникает желание быстрее покинуть родительский дом. Более застенчивые и робкие малыши вырастают безвольными и зависимыми личностями, с аномальной потребностью во всем следовать указаниям родителей.
Слайд 5
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ Характерно регулярное общение и теплые, дружественные взаимоотношениями между членами семьи. При этом взрослые требуют от детей дисциплины и соблюдения некоторых правил, возлагая на них реалистичные надежды. Родители заботливы, внимательны, последовательны, справедливы и в меру требовательны. При этом они понимают возрастные возможности своего ребенка и не ждут от него невозможного. Такие родители всегда готовы обосновать свои требования и выслушать аргументы ребенка. Они дают ему право выбора и в то же время возлагают на него ответственность. Для такого воспитательного стиля характерно то, что взрослые всегда активно интересуются жизнью и учебой ребенка, оказывают ему помощь, а также обсуждают с ним важные вопросы. РЕЗУЛЬТАТ Дети из «демократических» семей являются морально устойчивыми, поэтому довольно легко устанавливают дружеские отношения со сверстниками. У них высокий уровень самооценки и чувства собственного достоинства, хорошо развит самоконтроль и ответственность. Такие дети психически уравновешены, не агрессивны и, как правило, многого добиваются в жизни.
Слайд 6
Т.А . Макарова и Н.А. Разгонова выделили следующие стили семейного воспитания: Тревожный стиль Подкупающий стиль Подчиняющий стиль Небрежный стиль Угрожающий стиль Грубый стиль
Слайд 7
ТРЕВОЖНЫЙ Родители постоянно занижают требования к ребёнку, постоянно тревожатся за него, стараются устранить любой физический или психологический дискомфорт, выполнить любое, даже не всегда разумное, желание. РЕЗУЛЬТАТ Такой стиль семейного воспитания парализует самостоятельность ребёнка, лишает его инициативы, делает полностью зависимым от родителей и способствует развитию иждивенчества в будущем.
Слайд 8
ПОДКУПАЮЩИЙ Родители искренне хотят, чтобы ребёнок вырос «хорошим». Они не скупятся на ласку, не жалеют денег. За любой положительный поступок ребёнок ожидает вознаграждение. РЕЗУЛЬТАТ Вначале ребёнок бессознательно ведёт себя соответствующим образом. Он послушен, чтобы получить приятное, достигнуть того, что ему нравится. Постепенно ребёнок начинает пользоваться усвоенной формой сознательно. Формируется такие негативные качества, как лицемерие, приспособленчество.
Слайд 9
ПОДЧИНЯЮЩИЙ Родителям нравится, что ребёнок беспрекословно выполняет любое их требование. Возражения или попытки привести доводы пресекаются родителями. РЕЗУЛЬТАТ Подобный стиль отношений подавляет самостоятельность и вынуждает ребёнка приспосабливаться условиям, чтобы нравиться взрослым. Он избирает определённую тактику: либо полностью соглашается со своей приниженной ролью, либо постоянно протестует против родителей.
Слайд 10
НЕБРЕЖНЫЙ Родители невнимательны к внутреннему миру ребёнка, его психическому состоянию и переживаниям. Как правило, ребёнок предоставлен самому себе. Воспитание ведётся без обдумывания форм выражения требований и последствий укоренившихся привычек. Часто ребёнка незаслуженно наказывают. РЕЗУЛЬТАТ В результате такого отношения к детям из них вырастают люди, лишённые внешней и внутренней культуры.
Слайд 11
УГРОЖАЮЩИЙ Родители готовы прибегать к наказанию за любую детскую провинность. Ребёнок и родители находятся в постоянном напряжении. Дети в подобной ситуации начинают ориентироваться только на наказания. Они слушаются не потому, что осознают требования и правила поведения или уважают родителей, а чтобы избежать упрёков и наказания. РЕЗУЛЬТАТ В последующем такие дети сохраняют сложившиеся стереотип поведения. Они обычно: легко идут на компромисс, легко отказывается от собственной точке зрения.
Слайд 12
Грубый Родители – неуравновешенные, вспыльчивые люди. Для них характерны такие воспитательные воздействия, как: наказание, окрики, грубые и резкие выражения. Родители проявляют полное неуважение к личности ребёнка. РЕЗУЛЬТАТ Ребёнок становится замкнутым, чаше начинает грубить всем, переносит все выражения, слышанные от взрослых, в свой лексикон.
Слайд 13
И в конце хотелось бы сказать ещё о двух моделях воспитания ребёнка в семье: КОНТРОЛИРУЮЩИЙ Дети с таким стилем воспитания: послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны. СМЕШЕННЫЙ Детям присуще: внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность , отсутствие любознательности и оригинальности мышления.
Слайд 14
В.М. Марич и В.С. Собкин выявляют различия в нормативных и реальных моделях взаимодействия. При нормативной модели взаимоотношений родители более ориентированы на « демократические модели » отношения взрослого с ребёнком. Реальные преобладающие модели семейного воспитания.
Слайд 15
Жесткую авторитарную модель как норму общения с ребёнком поддерживают не более 10% родителей. Около 20 % — ориентированы на стиль отношений, основанный на поддержании статусно – ролевых отношений с ребёнком. Однако большинство родителей придерживаются стиля, ориентированного на поддержание статусно – ролевой возрастной вертикали «взрослый — ребёнок» , при этом снижается значимость модели взаимодействия, предлагающей равноправие позиции взрослого и ребёнка
Слайд 16
Ситуация благоприятного развития детей в семье связанна с гармоничными этико-психологическими отношениями, где родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают тёплые взаимоотношения. Любовь, отзывчивость, понимание возрастных и психологических особенностей детей, их потребностей, запросов и интересов, единство воспитательных позиций всех членов семьи – необходимые условия реализации воспитательного потенциала, который, по мнению исследователей, заложен в семье.
Слайд 17
Спасибо за внимание!
Источник
Инфоурок
›
Школьному психологу
›Презентации›Презентация для родительского собрания «Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребёнка»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА Подготовила: Сыромятникова Анастасия Валерьевна Педагог-психолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8»
2 слайд
3 слайд
Описание слайда:
Детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период
4 слайд
Описание слайда:
это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение детей и взрослых.
5 слайд
Описание слайда:
КОМПОНЕНТЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
6 слайд
Описание слайда:
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ УБЕЖДЕНИЕ ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР ПООЩРЕНИЕ НАКАЗАНИЕ
7 слайд
Описание слайда:
Анкетирование родителей «Мой стиль воспитания»
8 слайд
9 слайд
Описание слайда:
Низкий уровень контроля и холодные отношения Проблемы воспитания не являются первостепенными, поскольку у родителей другие заботы. Не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к собственным детям. Закрыты для общения с детьми, безразличие родителей сочетается с враждебностью. Свои проблемы ребёнку приходится решать самому. Ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к правонарушающему поведению.
10 слайд
Описание слайда:
ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВОСПИТАНИЯ Ребёнок не умеет сочувствовать и сопереживать Любит хвастаться Склонен к лени Ищет выгодные формы отношения с окружающими Высока вероятность соматических заболеваний Возможно развитие зависимого поведения
11 слайд
Описание слайда:
РЕКОМЕНДАЦИИ Ребёнку необходимо удовлетворение потребности в любви и принятии Необходимо создание безопасной и тёплой атмосферы Выделение и поощрение сильных сторон ребёнка Установление тёплых, доверительных отношений
12 слайд
Описание слайда:
Дети в такой семье слабо или совсем не регламентируют поведение. Предоставлен избыток свободы или руководство родителей незначительно. Преобладает безусловная родительская любовь. Родители слишком высоко ценят своего ребёнка, считают простительным его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во всём. Не склонны к запретам и ограничениям. Открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации – от ребёнка к родителям.
13 слайд
Описание слайда:
ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВОСПИТАНИЯ Ребёнок не умеет устанавливать прочные эмоциональные связи Не готов к ограничениям и ответственности Не способен учитывать интересы других людей Не имеет собственного мнения Чувствует страх и неуверенность Есть вероятность вступления в асоциальные группы
14 слайд
Описание слайда:
РЕКОМЕНДАЦИИ Необходимо выработать семейный правила и обязанности, которые упорядочат жизнь ребёнка Необходимо проявление искреннего интереса к жизни ребёнка Прививать чувство ответственности за своё поведение и свою жизнь в целом Необходимо обучать ребёнка правилам поведения Выявлять сильные стороны личности, развивать интересы
15 слайд
Описание слайда:
Родители знают, каким должен вырасти их ребёнок. Они категоричны, и неуступчивы. В общении с ребёнком отдают приказы, устанавливают жёсткие правила, не допускают их обсуждения. Закрыты для постоянного общения с детьми. Взрослые члены семьи подавляют младших Активно используются методы наказания, в том числе и физические Свобода ребёнка резко регламентируется и контролируется родителями
16 слайд
Описание слайда:
ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВОСПИТАНИЯ Ребёнок замкнут, боязлив, угрюм и зависим Формируется пассивность, инициатива отсутствует, ребёнок зажат и робок Неуверен в себе Возможен и другой вариант: развитие упрямства и своеволия, вспышки грубости и агрессии Повышенное стремление к самоутверждению
17 слайд
Описание слайда:
РЕКОМЕНДАЦИИ Необходимо отказаться от излишнего контроля во всех сферах жизни ребёнка Развивать у ребёнка самостоятельность Обсуждать семейные правила вместе с ребёнком и предоставлять ему право выбора Создать атмосферу принятия ребёнка
18 слайд
Описание слайда:
Родители не только осознают свою важную роль в становлении личности ребёнка, но и признают право на саморазвитие. Понимают, какие требования – диктовать, какие обсуждать. Признают и поощряют автономию своих детей. Отношения строятся на взаимном уважении и доверии.
19 слайд
Описание слайда:
ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВОСПИТАНИЯ У ребёнка формируется гармоничный тип личности Хорошо адаптирован и уверен в себе Развиты чувство самоконтроля и волевые качества Как правило, хорошо учится Развиты социальные навыки и чувство ответственности
20 слайд
Описание слайда:
Отсутствует единый подход к воспитанию Нет чётких, конкретных требований к ребёнку Между родителями наблюдаются разногласия в выборе воспитательных методов и средств Часты конфликты в семье Стратегия воспитания зависит от текущей ситуации или настроения родителя
21 слайд
Описание слайда:
ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВОСПИТАНИЯ Ребёнок импульсивен, не уверен в себе Формируется повышенная тревожность Снижена социальная адаптация Возможны проблемы в отношениях со взрослыми и сверстниками Нет чувства ответственности за своё поведение, снижен самоконтроль В сложных ситуациях может проявиться агрессия
22 слайд
Описание слайда:
РЕКОМЕНДАЦИИ Необходимо создавать атмосферу стабильности, устойчивости Выработать ясные и конкретные требования к ребёнку у обоих родителей Содействовать развитию самоконтроля
23 слайд
Описание слайда:
КАК ПРОИСХОДИТ ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ РАССМОТРЕЛИ ПОД СВОИМ УГЛОМ — ХОРОШО ЛИ РЕБЕНКУ РЯДОМ С НАМИ
24 слайд
Описание слайда:
Дети учатся жить у жизни: Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности. Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.
25 слайд
Описание слайда:
Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать и принимать других. Если ребёнка часто хвалят, он учится быть благородным.
26 слайд
Описание слайда:
Если ребёнок живёт в честности, он учится быть справедливым. Если ребёнок живёт в доверии к миру, он учится верить в людей. Если ребёнок живёт в обстановке принятия, он находит любовь в мире.
27 слайд
28 слайд
29 слайд
Описание слайда:
Желаю, чтобы Ваши семьи были самыми счастливыми!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-психолог
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-397029
Вам будут интересны эти курсы:
Источник
МОУ Больше-Зерентуйская СОШ
Стили семейного воспитания и их влияние на воспитание личности ребёнка
Классный руководитель: Гурбатова Ирина Викторовна
Март 2018 г.
Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда вы сним разговариваете, или поучаете, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.
Гланым основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение.
А.С.Макаренко.
1.Как вы встречаете детей дома?
2.Как дети встречают вас?
3.Как вы хотели бы, чтобы дети встречали вас каждый день?
Ассоциативный тест
Какие ассоциации вызывает слово «семья» у наших детей?
Любовь, забота, уют, радость, ответственность, доброжелательность, поддержка, помощь, верность – самые главные качества, ассоциативные со словом «семья».
Авторитарный
Демократический
Попустительский
Стили семейного воспитания
Хаотический
Опекающий
Авторитарный стиль (в терминологии — «автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
Демократический стиль (в терминологии — «авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
Попустительский стиль (в терминологии — «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались. Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания.
Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.
Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания упускается одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.
Способы влияния на детей в подростковом возрасте: (рекомендации родителям):
1.Побуждение. Поручите ребёнку дело, подчёркивая, что вы уверены в его способностях и силах, поэтому доверяете ему важное и полезное дело.
2.Соблюдение ритма. Давая поручение, вы должны позаботиться о том, чтобы оно не ломало привычного ритма жизни вашего ребёнка. Признайте право юного человека на ошибку. Всегда помните, что что не ошибается только тот, кто ничего не делает.
3.Главным в отношениях между родителями и детьми является принцип двустороннего уважения. «Уважайте детей и требуйте ответного уважения». Родители не должны позволять своему ребёнку безнаказанно говорить с ними или с другими в неуважительном оскорбительном тоне. Постоянно спрашивайте детей, что им больше нравится: уважение по отношению к ним или оскорбительное, унижающее достоинство личности отношение.
4.Воспитывайте объясняя. Воспитание на своём примере важно, но его недостаточно, т.к. дети часто окружены плохими примерами в социуме. Подростки должны не только видеть, что вы ведёте правильную жизнь, но и знать, почему вы это делаете. Родитель не обязан быть совершенством, он может и должен признаваться в ошибках.
5.Учите детей думать. После проступка спрашивайте их: «А что бы ты почувствовал, если бы кто-нибудь также поступил по отношению к тебе?». Надо учить ребёнка анализировать ситуации и ставить себя на место другого человека. Часто дети поступают плохо не потому, что они плохие. В большинстве случаев родитель не объяснили им, что так делать нельзя, не научили уважать себя и других, думать и анализировать.