Презентация социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Социальная ситуация развития. Сенситивные периоды психического развития Подготовила студентка Ш-31 группы Сотниченко Регина Преподаватель: Великановская Л.А. Ейск, 2016 г.
2 слайд
Описание слайда:
В переводе с латинского «sensus» – чувство, особенность человека воспринимать окружающий мир, различать и реагировать на внешние раздражители. Человек может обладать повышенной чувствительностью и пониженной. На формирование этой особенности влияют: воспитание и самовоспитание; окружение; наследственность; заболевания нервной системы; возраст. Все эти факторы будут играть большую роль в развитии. Разный уровень чувствительности, восприятия мира на протяжении жизни человека дает право поделить процесс формирования личности индивида на определенные периоды. У человека выделяют критические и сенситивные периоды развития. Знать о таких моментах и их особенностях – значит помочь преодолеть трудности, возникающие у ребенка в определенное время. Это поможет также не допустить появления отклонений в психическом и физическом развитии.
3 слайд
Описание слайда:
Уровень чувствительности, или сенситивности, меняется с возрастом. Сенситивный период – это определенный этап в жизни, на котором есть все условия для формирования каких-либо качеств и способностей, а также видов деятельности. Например, развитие речевых навыков у ребенка происходит в промежутке между 1,5 и 3 годами. Для формирования той или иной функции необходимо, чтобы были созданы определенные условия, к ним можно отнести: организацию окружающей среды; педагогическое и тренерское влияние. В определенные сенситивные периоды отмечается иной уровень восприятия организмом внешних раздражителей. Они меньше всего контролируются генетически, а человек становится очень восприимчивым к педагогическому, тренерскому влиянию. Сенситивные периоды
4 слайд
Описание слайда:
Существует несколько выводов о периодах развития детей: 1. Каждый ребенок проходит в своем развитии через одинаковые сенситивные периоды. 2. Время, когда проявляется определенный такой период, для каждого малыша индивидуально. Одни дети развиваются быстрее, другие – медленнее. 3. Если за очередной сенситивный период ребенок не смог обрести допустимые навыки, то в следующем промежутке очень сложно будет наверстать упущенное. Взрослым, чтобы не пропустить этих моментов в развитии ребенка, необходимо: знать, какой период за каким следует; наблюдать за яркими проявлениями наступления следующего этапа; своевременно создавать благоприятную среду для развития внутренних способностей ребенка, учитывая сенситивные периоды. Этапы сенситивного развития выделяют следующие: 1. Начало. Если не заниматься с ребенком, можно упустить благоприятный момент. 2. Пик. Это ярко выраженный момент проявления определенных способностей. Его трудно не заметить. 3. Спад. Медленное завершение или спад активности развития тех или иных возможностей. Характеристика сенситивного периода
5 слайд
Описание слайда:
Критические периоды Психологи отмечают, что кроме сенситивных периодов, существуют еще и критические. Это время бурных скачков, резкой смены настроений и излишне эмоционального поведения. В такие моменты наблюдается повышенная чувствительность. В этот период происходят интенсивные морфофункциональные изменения определенных систем. А если отсутствует адекватная среда воздействия, возможны необратимые нарушения функций. Например, при развитии плода в критические периоды будет повышена чувствительность к недостатку кислорода, питательным веществам, а также к влиянию радиации. Все эти факторы могут запустить необратимые процессы в организме. Именно критические периоды переводят человека на новый уровень развития. Преодоление их, таким образом, чрезвычайно важно. Критические и сенситивные периоды развития частично совпадают.
6 слайд
Описание слайда:
Периоды развития по Монтессори В вопросе о том, сколько проходит каждый человек таких периодов в своей жизни, ученые не сошлись еще в едином мнении. Но после долгого изучения детской психики и многочасовых наблюдений Мария Монтессори выделяет шесть этапов. Итак, сенситивные периоды развития ребенка: возникновение речи; период восприятия порядка; этап сенсорного развития; период физического роста; формирование восприятия мелких предметов, микромира; появление социальных навыков. Сенситивные периоды психического развития индивидуальны для каждого отдельного случая. Определить точное время появления и формирования той или иной функции психики практически невозможно. Стоит отметить, что сенситивные периоды развития имеют общие характеристики.
7 слайд
Описание слайда:
Этот сенситивный период начинается еще при развитии в утробе матери, именно там малыш впервые начинает слышать звуки. Поэтому беременным женщинам рекомендуется разговаривать со своим животиком, слушать мелодичную музыку. В этот период (а он длится до шести лет) очень важно стимулировать речевые центры ребенка. Отсутствие общения, недостаточное внимание взрослых, а также негативная конфликтная среда могут отрицательно сказаться на речи малыша. В этом случае вероятно возникновение дефектов в произношении, заикания. Впервые в полтора года ребенок начинает учиться выражать свои желания, эмоции с помощью слов. Но их в запасе еще мало, и язык получается детским. Именно поэтому в таком возрасте не нужно сюсюкать с малышом, говорить надо правильно, четко произнося все слова. Ребенок, как губка, будет впитывать предоставляемые ему нормы общения. Необходимо больше читать книжек, используя при этом разные интонации. Двух- и трехлетние малыши много разговаривают сами с собой. От 3,5 и до четырехлетнего возраста они уже проявляют интерес к буквам, и речь становится осознанной. В 4–4,5 года ребенок пытается писать отдельные слова, при том что этому его никто не учил. В пятилетнем возрасте малыш сам начинает обучаться чтению, и не нужно его заставлять. Он отлично понимает взрослых. Он как бы сам к этому приходит. Если же ребенка обучать чему-то, не учитывая его сенситивные периоды развития, то результата достигнуть будет очень тяжело, или же он будет отрицательным. Развитие речи
8 слайд
Описание слайда:
Этот период начинается с самого рождения и продолжается до 3-х лет. Ребенку очень важно в этот момент находиться в среде, где установлен порядок действий, порядок в отношениях со взрослым миром. На этом основании малыш формирует эти навыки в себе. Особенно в возрасте 2,5 лет ребенок строго соблюдает выработанные правила. Это способствует спокойствию и уверенности в этом большом и неспокойном мире. Очень многое зависит от роли взрослых и от сложившейся окружающей обстановки в это время. Важно соблюдение порядка в режиме дня, стабильности в окружающей среде и в отношениях со взрослыми. Период развития восприятия порядка
9 слайд
Описание слайда:
Этот этап развития заканчивается около 4–5 лет. Ребенок учится различать предметы, любит пробовать на вкус, прислушиваться, чувствовать запахи. В разные отрезки времени он постигает каждое из этих чувств. Необходимо способствовать развитию этих способностей, давать ребенку самостоятельно испытывать то или иное ощущение. Малыш сам и с помощью родителей будет постигать мир ощущений и чувств. Сенсорное развитие
10 слайд
Описание слайда:
В этот сенситивный период малыш увлеченно играет с мелкими предметами. И так же с интересом он наблюдает, как целая кружка разбивается на мелкие осколки. Ему интересно, почему большой мир состоит из маленьких частичек. Необходимо подпитывать этот интерес и давать ребенку, например, проталкивать маленькие шарики в дырочки, тем самым будет развиваться и мелкая моторика, а как известно, это неразрывно связано с формированием речи у малыша. Это происходит в период от 1,5 до 5 лет. Познание мелких предметов
11 слайд
Описание слайда:
Это и есть сенситивные периоды развития способностей. На ранних этапах взросления в ребенке развиваются и генетически заложенные таланты. Однако точно сказать, в какой из периодов проявится то или иное умение у ребенка, невозможно. Все же взрослые могут способствовать такому развитию и создать благоприятные для этого условия. Талант не может возникнуть из ниоткуда. Необходимо дать ребенку возможность попробовать себя в разных сферах и понаблюдать за ним, ведь что-то всегда дается очень легко, а что-то – с трудом.
12 слайд
Описание слайда:
Физическое развитие ребенка Огромное значение имеет физическая активность ребенка. После рождения двигательная функция способствует обогащению крови кислородом и поступлению его в клетки головного мозга. Это благоприятно скажется на развитии психики ребенка. Ограничение малыша в свободе движений отрицательно отразится на его состоянии здоровья. Формирование физических способностей длится от 1 года до 4 лет. В возрасте пяти лет у детей развивается ловкость, формируются координационные и ориентационные способности. Особое внимание уделяется прыжкам и сохранению равновесия. В возрасте шести лет более активно развиваются гибкость, ловкость. Дети активно двигают руками, ногами, прыгают, бегают. Сенситивные периоды физического развития детей в промежутке от семи до десяти лет характеризуются возрастанием нагрузок и большим количеством этапов с ростом темпов активности. Необходимо уделять особое внимание формированию таких качеств, как быстрота, ловкость, сила. Их развитие будет содействовать укреплению психики и эмоциональному равновесию.
13 слайд
Описание слайда:
Развитие социальных навыков Происходит это обычно на отрезке от 2,5 до 6 лет. Ребенок любит копировать действия взрослых, и у него это легко получается. В этот сенситивный период необходимо обучить малыша правильным манерам поведения, культурному общению. Нужно научить ребенка адаптироваться в обществе с разными людьми.
14 слайд
Описание слайда:
Периоды развития по Выготскому Заслуживает внимания и мнение еще одного авторитетного психолога по этому вопросу. Необходимо знать, что сенситивный период – это такой момент, на приход которого невозможно повлиять. О нем необходимо знать и в воспитании использовать максимально. Выготский выделяет следующие сенситивные периоды развития ребенка. 1. От 1,5 до 3 лет. Это этап пополнения словарного запаса ребенка. Существует возможность обучать малыша иностранным языкам. 2. Период от 3 до 4 лет. У ребенка развивается речь. Он воспринимает себя как личность, может сформулировать свои мысли. 3. Этап от 4 до 5 лет. У ребенка появляется интерес к музыке, математике. Это время экспериментов с цветами, формами, размерами. 4. От 5 до 6 лет. Осознаются правила поведения в обществе. Ребенок понимает, что люди неодинаковы, учится адаптироваться в социуме. Возникает интерес к чтению, самостоятельному обучению. 5. От 8 лет до 9 развиваются воображение, фантазия. Наблюдается активность лингвистических способностей. Ребенок начинает интересоваться искусством.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Если Вы считаете, что материал должен быть удален с сайта,
Вы можете оставить жалобу на материалПожаловаться на материал
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Тьютор
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-051277
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Дошкольный возраст от рождения до 7 лет
2 слайд
Описание слайда:
Периодизация детства (Д.Б. Эльконин) Младенческий (от рождения до 1 года) Раннее детство (1-3 года) Дошкольный возраст (3-7 лет) Младший школьный (7-11 лет) Подростковый (11-15 лет) Старший школьный (15-17 ЛЕТ)
3 слайд
Описание слайда:
Закономерности психического развития Неравномерность и гетерохронность Стадиальность. Характеристики стадий: Социальная ситуация развития- соотношение внешних и внутренних условий развития психики Возрастные новообразования – новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в данном возрасте и определяющие преобразования в сознании ребенка Ведущая деятельность
4 слайд
Описание слайда:
Новорожденность 0-2,5 мес Кризис: Переход из биологической в социальную среду Смена условий жизни
5 слайд
Описание слайда:
Новорожденность Социальная ситуация развития: ребенка нельзя рассматривать отдельно от взрослого. Ребенок еще не обладает никакими способностями взаимодействия со взрослыми. Единство матери и ребенка.
6 слайд
Описание слайда:
Ведущий вид деятельности: Непосредственно эмоциональное общение (общение ради общения) Новобразования: Комплекс оживления (замирание, сосредоточение, улыбка, гуление) Зрительно-слуховое сосредоточение Формирование условных рефлексов Появляется потребность в общении
7 слайд
Описание слайда:
Младенчество 2,5мес.-1год Социальная ситуация развития: ребенок живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью. «Мы»
8 слайд
Описание слайда:
Ведущий вид деятельности: Непосредственно-эмоциональное общение (развитие ситуативно-делового общения), манипулятивная деятельность
9 слайд
Описание слайда:
Новобразования Становление прямохождения Развитие голосовых реакций Развитие подражательности Развитие действий с предметами (акт хватания, указательный акт) Развитие сенсорной системы Кризис: способность говорить и ходить
10 слайд
Описание слайда:
Ранний возраст 1-3 года Социальная ситуация развития: ребенок и взрослый отделились, но деятельность их все еще совместная Ребенок-предмет-взрослый Противоречие: образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие Деятельность: предметная
11 слайд
Описание слайда:
Ребенок-предмет-взрослый 1. Неспецифическое употребление орудий Попытки специфического использования орудий при отсутствии сформированного способа его применения Овладение специфическим способом употребления орудия 2. Перенос де действия: С одного предмета на другой Из одной ситуации в другую 3. Возникновение игрового действия Обобщенные действия Совместные действия Частично-совместные Показ Словесное указание Выделение взрослого как носителя образцов действия
12 слайд
Описание слайда:
Новообразования: Появление у ребенка самосознания «Я сам» Развитие восприятия, интеллекта, речи
13 слайд
Описание слайда:
Кризис 3-х лет: Негативизм – отрицательная реакция на предложение взрослых Упрямство – реакция на собственное решение Строптивость – протест против порядков, которые существуют Своеволие – стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать Обесценивание взрослых Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями
14 слайд
Описание слайда:
Дошкольный возраст 3-7 лет Социальная ситуация развития: жизнь ребенка в жизни взрослых. Расширяется круг общения. Противоречие: ребенок стремится жить в окружающем мире, но нет такой реальной ситуации Ведущий вид деятель- ности: ролевая игра
15 слайд
Описание слайда:
Новообразования: Личное самосознание Подчинение мотивам Освоение нравственных норм Новая внутренняя позиция
16 слайд
Описание слайда:
Кризис 7 лет Потеря непосредственности Манерничанье Симптом «горькой конфеты»
17 слайд
Описание слайда:
Развитие внимания
18 слайд
Описание слайда:
компетентность, у–компетентность.
19 слайд
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1223683
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник