Презентация по росту и развитию ребенка

Инфоурок
›
Биология
›Презентации›Презентация по биологии к уроку «Рост и развитие ребенка после рождения»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
2 слайд
3 слайд
Описание слайда:
«…они, наверное, заклюют меня насмерть за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним. Но пусть!..» И он поплыл навстречу прекрасным лебедям… «Убейте меня!» — сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти. Но что же увидел он в чистой, как зеркало, воде?
4 слайд
Описание слайда:
Quantum mutatus ab illo! Vergilius
5 слайд
6 слайд
Описание слайда:
Этимологическая справка Превратиться – принять иной вид, перейти в другое качество, стать чем-нибудь иным. Толковый словарь русского языка Метаморфоза (греч.): meta – промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-нибудь другому, morphe – относится к виду, форме; преобразование, перемена Словарь иностранных слов и выражений
7 слайд
Описание слайда:
Тема урока: Рост и развитие ребенка после рождения Цель урока: Проследить этапы развития ребенка после рождения, выяснить причины, их определяющие.
8 слайд
Описание слайда:
Практическая работа Цель: определить изменения пропорций человеческого тела по мере роста организма ВЫВОД: Возраст Длина тела Д т Длина головы Д г Д г / Д т 3 года 6 лет 13 лет 16 лет
9 слайд
10 слайд
11 слайд
Описание слайда:
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ Новорожденный (в течение первого месяца жизни) Грудной возраст (первый год жизни) Раннее детство (1 – 3 года) Дошкольный возраст (3 – 6 лет) Школьный возраст (7 – 16 лет)
12 слайд
Описание слайда:
Задание: С помощью учебника дать характеристику этапов развития человека после рождения Этапы развития человека Характеристика этапов развития
13 слайд
Описание слайда:
Новорожденный Грудной возраст
14 слайд
15 слайд
Описание слайда:
Раннее детство Дошкольный возраст
16 слайд
Описание слайда:
Филиппинский тест
17 слайд
Описание слайда:
Школьный возраст
18 слайд
Описание слайда:
Причины изменений: Генетическая программа Влияние условий внешней среды Возрастные гормональные сдвиги
19 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание Параграф 57 учебника Словарь Рабочая тетрадь №№ 1-5
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-932093
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Презентации / Разное / Основные закономерности роста и развития детского организма
Текст этой презентации
Слайд 1
Основные закономерности роста и развития детского организма.
Автор: Н. А. Пилипенко преподаватель КГБ ПОУ «Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского СоюзаЛ.В.Калараша»
Слайд 2
Понятие об онтогенезе
Слайд 3
Онтогенез (индивидуальное развитие организма) – совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен немецким биологом Э. Геккелем (1866). Онтогенез (греч. ontos — сущее и genesis — происхождение) — процесс индивидуального развития организма.
В онтогенезе выделяют два этапа развития: Пренатальный — начинается с момента зачатия и продолжается до рождения ребенка, в среднем длится 280 дней.
Постнатальный — от момента рождения до смерти человека, продолжительность для всех людей различна.
Слайд 4
Закономерности онтогенеза.
Слайд 5
— объективное разделение онтогенеза на этапы, которые различаются задачами, решаемые организмом, и свойствами физиологических систем (возрастная периодизация).
1. Целостность и фазность онтогенеза
Слайд 6
Общепринятой классификации возрастных периодов нет.
Принципы классификации:
созревание половых желез, скорость роста и дифференцировки тканей и органов, уровень созревания костей или степень развития ЦНС
отражение системы детских образовательных учреждений
Распространена также схема возрастной периодизации, рекомендованная Симпозиумом по проблеме возрастной периодизации в Москве (1965 г.) Данная классификация возрастных периодов основана на половых особенностях развития человека, а также связи календарного возраста с биологическим.
Календарный (паспортный) возраст — это возраст, измеряемый по стандартному календарю. Биологический возраст отражает степень биологического и социального развития человека на каждом возрастном этапе.
Слайд 7
Критерием биологического возраста являются определенные пропорции тела: (ОГ/L)х100 где ОГ — окружность головы, L — длина тела
У детей 11-17 лет показателем биологического возраста является степень полового созревания (формирование вторичных половых признаков в определенной последовательности).
Возраст (лет) Средние темпы развития Средние темпы развития
Возраст (лет) мальчики девочки
5 49,4-45 48,1-44,5
5,5 47,9-44,3 46,7-43,2
6 46,6-43,1 45,7-42,1
6,5 45,4-41,9 44,9-41,6
7 44,7-41,3 43,9-39,7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Косвенным показателем биологической зрелости детей дошкольного возраста (5-6 лет) считается филиппинский тест.
Слайд 12
В настоящее время более распространено понятие индивидуальной нормы, т. е. то оптимальное функционирование организма, которое формирует гомеостаз с учетом возраста, пола, биологического (конституционального) типа, климатогеографической зоны проживания, экологических факторов среды.
Например, нормальным считается: кровяное давление 110-130/70-80 мм рт. ст.;
частота сердечных сокращений — 60-80 уд./мин;
концентрация Na в плазме крови — 130-140 ммоль/л и т. д.
Слайд 13
рост ребенка = (рост матери + рост отца) / 2 (+10 см для мальчиков, -10 см для девочек)
Слайд 14
Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
Грудной период — от 4-ёх недель до 1 года
Раннее детство — 1-3 года
Дошкольный возраст — 3 года — 6-7 лет
Младший школьный возраст — 6-7 — 10-12 лет
Подростковый период — 10-12 — 17-18 лет
Юношеский период
юноши: 17—21 год
девушки: 16—20 лет
Зрелый возраст (1 период)
мужчины 21—35 лет
женщины 20-35 лет
Зрелый возраст (2 период)
мужчины 35-60 лет
женщины 35-55 лет
Пожилой возраст — 55—60 — 75 лет
Старческий возраст — 75-90 лет
Долгожители — 90 лет и более
Слайд 15
Возраст (лет) Количество постоянных зубов Количество постоянных зубов
Возраст (лет) мальчики девочки
5 0-1 0-2
5,5 0-3 0-4
6 1-4 1-5
6,5 2-8 3-9
7 6-10 6-11
Средние темпы прорезывания постоянных зубов
Слайд 16
Слайд 17
— рост и развитие организма человека протекает непрерывно с чередованием периодов ускоренного роста или интенсивного развития.
2. Непрерывность и неравномерность роста и развития
Слайд 18
Рост — количественные изменения длины, объема имассы тела организма, связанные с увеличением числа клеток и количества составляющих их органических молекул. Развитие — качественные изменения в организме, заключающиеся в усложнении строения и функций всех тканей и органов организма, процессов регуляции.
Рост и развитие — две составляющие единого процесса.
Слайд 19
— разновременное созревание отдельных функциональных систем организма, т. е. в процессе онтогенеза в первую очередь созревают те системы, которые необходимы для решения задач очередного этапа развития организма (системогенез).
3. Гетерохронность роста и развития
Слайд 20
Выделяют три периода интенсивного роста: от рождения до 1 года — длина тела ребенка увеличивается на 50 %, a масса тела утраивается.
с 6 до 8 лет — ростовой скачок — за 1 год длина тела может увеличиться на 7 – 8 см.
с 11 до 13 лет — увеличение длины тела за 1 год составляет 10-12 см.
Периоды интенсивного роста сменяются периодами усиленного развития: 1-4 года, 8-10 лет, 14-20 лет.
Слайд 21
В организме ребенка наиболее быстро развиваются и совершенствуются те органы, интенсивное функционирование которых в данный период жизненно необходимо. Гетерохрония может выражаться в аксеперации- усиленном развитии организма — (лат. acceleration — ускорение), ретардация (лат.- retardation — замедление)- замедленном развитии.
Эпохальная акселерация представляет собой ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. 30-50 лет назад. Длина тела новорожденных увеличилась на 2-2,5 см, а масса — на 0,5 кг;
у 15-летних— на 6-10 см и 3-10 кг Сократилась продолжительность роста: в настоящее время рост девушек и юношей в среднем заканчивается к 16-19 годам, а 50 лет назад люди достигали максимального роста в возрасте 25-26 лет. Акселерация стимулирует и психическое развитие детей. Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах.
Слайд 22
Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Существуют различные гипотезы о причинах ее возникновения:
широкая миграция современного населения и, как следствие, увеличение количества смешанных браков;
урбанизация населения (увеличение городского населения) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития;
увеличение уровня радиации на Земле;
улучшение социальных условий жизни населения промышленно развитых стран.
Явления акселерации и ретардации требуют пересмотра методов обучения, изменения форм полового, физического и эстетического воспитания.
Слайд 23
— различная чувствительность (восприимчивость) развивающихся систем организма к внешним воздействиям на отдельных этапах онтогенеза.
4. Гетеросенситивность
Переход от одного возрастного периода к последующему является переломным этапом индивидуального развития, или критическим периодом. Периоды наибольшей чувствительности к воздействию факторов внешней среды — сенситивные периоды. Они могут совпадать и не совпадать с критическими периодами. Чувствительность организма к воздействию экологических факторов — экосенситивность — различна в зависимости от периода онтогенеза.
Слайд 24
Наиболее подвержены экосенситивности эмбриональный, грудной и подростковый периоды. Организм подростков повышенно чувствителен к вредным факторам, в особенности к токсическим веществам. В критические периоды у детей недостаточно энергетических ресурсов для обеспечения адаптационных процессов, вследствие чего увеличивается риск возникновения различных заболеваний.
Слайд 25
В постнатальном развитии организма выделяют три критических периода. Первый критический период наблюдается в возрасте от 1 до 3,5 лет, т. е. в то время, когда ребенок начинает активно двигаться, больше общаться с внешним миром.
интенсивно формируются речь и сознание ребенка
повышаются и воспитательные требования к нему, что в совокупности приводит к напряженной работе физиологических систем организма
в результате перенапряжения нервной системы может нарушиться психическое развитие ребенка, проявиться различные психические заболевания.
Слайд 26
Второй критический период совпадает с началом школьного обучения и приходится на возраст 6-8 лет. в жизнь ребенка входят новые люди: учителя, школьные друзья
меняется его образ жизни, появляются новые обязанности, падает двигательная активность и пр. приходится наибольшее количество транспортных несчастных случаев, и разъяснение детям правил дорожного движения — важный фактор предупреждения транспортных трагедий.
Слайд 27
Третий критический период (10-15 лет) связан с половым созреванием, перестройкой работы желез внутренней секреции и изменением в организме гормонального баланса.
Нервная система подростков особенно ранима, поэтому возможно возникновение нервных расстройств и психических заболеваний.
Слайд 28
— усложнение организации всех систем организма за счет специализации элементов, т. е. увеличение неоднородности клеток и повышение специфичности их функционирования.
5. Нарастающая гетерогенность
Слайд 29
— по мере созревания периферических структур организма происходит передача контроля функций от центра на периферию и местный уровень. С возрастом увеличивается роль и вклад местных (тканевых и клеточных) процессов в регуляции функционирования организма.
6. Дифференциация
Слайд 30
— свойство организма, характеризующееся оптимальным запасом функциональных возможностей, способных обеспечивать устойчивость и жизнеспособность при значительных внешних воздействиях.
7. Биологическая надежность организма
Слайд 31
Важной особенностью биологической надежности является то, что в нормальных условиях организм и все его системы функционируют не на пределе своих возможностей, а сохраняют определенный резерв, который может быть использован в экстремальных ситуациях. Биологическая надежность наследственно закреплена и позволяет расширять или снижать границы жизненных возможностей человека в зависимости от условий жизни.
Биологическая надежность одних систем обеспечивается дублированием органов (парные почки, легкие, глаза и т. д.); других — взаимозаменяемостью (потеря зрения приводит к обострению слуха и тактильной чувствительности).
Слайд 32
— уменьшение функционального ответа биологической системы на внешние воздействия. С возрастом у человека понижается уровень функциональной активности организма в условиях покоя, за счет чего возрастает объем резервных его возможностей при напряжении функций.
8. Экономизация функций
Слайд 33
— согласованность возрастных особенностей строения и функционирования организма с параметрами среды обитания. В адекватных условиях даже незрелый организм успешно справляется с задачей адаптации (приспособления) к внешним условиям.
9. Адаптивность
Слайд 34
Адаптация — свойство организма приспосабливаться к действию факторов окружающей среды.
Физиологическая адаптация — совокупность функциональных реакций организма на неблагоприятные воздействия внешней среды, направленных на сохранение свойственного организму уровня гомеостаза (относительное физико-химическое постоянство внутренней среды организма).
Существует пассивная адаптация, которая заключается в избегании от воздействия факторов среды или подчинении им. Такое проявление адаптации неблагоприятно для дальнейшего развития ребенка и свидетельствует о необходимости коррекции условий его жизни.
Слайд 35
Адаптация первоклассников к школьной нагрузке протекает в три фазы.
Фаза ориентировочного приспособления — длится 2 недели и характеризуется повышением возбудимости детей, увеличением реактивности всех систем. Учителю необходимо реализовать эту активность посредством проведения физкультминуток и организации перемен с максимальным пребыванием на свежем воздухе.
Слайд 36
Фаза относительно устойчивого приспособления — длится до 6 недель. В эту фазу происходит постепенное привыкание детей к новым условиям, режиму. Однако это привыкание неустойчиво, шитому любые перегрузки могут привести к истощению организма, нарушению психики ребенка, агрессии, различным формам неврозов (боязнь школы, учителя, плохих отметок и т. д.).
Слайд 37
Фаза неполного приспособления длится от 16 до 20 недель. Происходит тренировка всех систем организма, у ученика улучшается работоспособность, он овладевает навыками письма, чтения, счета. Развитие и длительность этой фазы зависят от условий, создаваемых педагогами и родителями.
Слайд 38
— при действии внешних факторов показатели гомеостаза изменяются в меньшей степени у взрослых, чем у детей. Поэтому при любых воздействиях на организм его жизнеспособность выше у взрослых, чем в раннем возрасте.
10.Увеличение жесткости (стабильности) гомеостатических констант в онтогенезе
Слайд 39
Гомеостаз — совокупность скоординированных реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление постоянства внутренней среды организма. Большая роль в обеспечении гомеостаза принадлежит ЦНС и эндокринной системе.
В организме существуют жесткие и пластичные константы. Жесткими константами являются те параметры внутренней среды, которые изменяются в узких пределах. Пластичные константы обладают широким диапазонов изменчивости.
Слайд 40
Подведение итогов
Слайд 41
Ответьте на предложенные вопросы:
сегодня я узнала…
было интересно…
было трудно…
я поняла, что…
теперь я могу…
я почувствовала, что…
я приобрела…
я научилась…
у меня получилось …
я смогла…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Источник
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Касатикова Н.В.
Слайд 2
Описание слайда:
План лекции
1. Оценка физического развития ребёнка
2. Биологическая акселерация
3. Вариабельность физического развития
Слайд 3
Описание слайда:
Физическое развитие
это динамический процесс роста и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства
Слайд 4
Описание слайда:
Критерии физического развития
масса тела;
длина тела (рост);
окружность головы;
окружность грудной клетки;
пропорциональность этих показателей.
Слайд 5
Описание слайда:
Физические показатели новорождённого
При рождении доношенного ребенка масса тела в среднем составляет у мальчиков 3500 г, у девочек 3300 г. Допустимые нормативные колебания массы тела от 2500 г до 4000 г. Если масса тела при рождении превышает 4000 г, ребенок считается крупным.
Длина тела у новорожденного в среднем равна 50 см. Допустимые колебания 46-56 см.
Окружность головы у ребенка при рождении равна 34-36 см, окружность грудной клетки 32-34 см.
Слайд 6
Описание слайда:
Физиологическая потеря (убыль) массы тела
В первые дни жизни ребенка вес тела несколько уменьшается, что называется физиологическая потеря (убыль) массы тела. Максимально допустимое уменьшение веса на 6-8% от массы тела при рождении. Этот процесс продолжается до третьего дня жизни, а до 7-8 дня вес новорожденного восстанавливается.
Слайд 7
Описание слайда:
Динамика массы тела
В 1 месяц она увеличивается на 600 г, во 2 и 3 увеличивается на 800 г. А в каждый последующий месяц ребенок прибавляет на 50 г меньше, чем в предыдущий (т.е. в 4 месяца – 750 г, в 5 месяцев – 700 и т.д.). К 4,5 месяцам масса удваивается, а к 1 году утраивается.
1 полугодие: М = М р + 800 х n , где n – число месяцев; М р – масса ребенка при рождении.
2 полугодие: М = М р + (800 х 6) + 400 (n-6), где n – возраст старше 6 месяцев.
Слайд 8
Описание слайда:
Длина тела
1 квартал – по 3 см (9 см); 2 квартал – по 2,5 см (7,5 см); 3 квартал – по 1,5 см (4,5 см); 4 квартал – по 1 см (3 см). Примерно 24-25 см за 1 год жизни.
Окружность головы и грудной клетки
Окружность головы увеличивается на 1 см в месяц, а окружность грудной клетки на 1,3 см в месяц.
Слайд 9
Описание слайда:
Динамика физических показателей после первого года жизни
Масса тела в 1 год составляет 10 кг. От 1 года до 5 лет: m = 10+n , где n – число лет ребенка. От 5 лет до 10 лет: m= 20 + 3х(n-5), где n – число лет ребенка.
Длина тела в 1 год составляет 75 см. От 1 года до 5 лет = 75+5n , где n – число лет ребенка. В 5 лет длина тела составляет 110 см. От 5 до 10 лет = 110+6х(n-5).
Окружность головы до 5 лет увеличивается по 1 см в год. В 5 лет = 50 см, потом по 0,5 см в год.
Окружность груди от 1 года до 10 лет увеличивается на 1,5 см в год, в 10 лет = 63 см, после 10 лет увеличивается на 3 см в год.
Слайд 10
Описание слайда:
Изменение пропорций тела
Слайд 11
Описание слайда:
Варианты оценки физического развития по центильным таблицам
Рост и вес ребёнка соответствуют возрасту, физическое развитие среднее, гармоничное.
Рост и (или) вес ребёнка не соответствуют возрасту, физическое развитие ниже (или выше) среднего, дисгармоничное (или резко дисгармоничное).
Слайд 12
Описание слайда:
Биологическая акселерация
ускоренный рост и созревание детей по сравнению с прежними временами.
Со стороны физического развития это проявляется в первую очередь более быстрым увеличением длины тела ребенка и впоследствии большим ростом взрослых лиц.
Кроме рассмотренного ускоренного роста, развития костной ткани, у детей отмечается раннее умственное, эндокринное, половое, эмоциональное созревание.
Слайд 13
Описание слайда:
Основные причины
значительная миграция (территориальное передвижение) населения планеты и бракосочетания лиц разных рас
более рациональное питание
часто перекармливание ребенка, особенно белками и жирами, повышающими рост через эндокринную систему;
экологические факторы:
— влияние космической радиации;
— действие магнитного поля;
— повышенный радиационный фон;
— химические вещества (лекарственные средства, консерванты, пестициды, углекислый газ и т.п.)
влияние повышенной солнечной радиации, а также прием витамина Д) с целью профилактики и лечения рахита (особенно его передозировка) это ускоряет процесс окостенения.
Слайд 14
Описание слайда:
Гипостатура
это одинаковое отставание роста и массы тела у детей первого года жизни по сравнению со средними нормативными показателями соответствующего возраста.
При этом фактическая масса тела хоть и меньше средних показателей, однако отвечает росту ребенка. Проявлений гипотрофии здесь нет. По центильным таблицам физическое развитие часто оценивается как низкое гармоничное.
Слайд 15
Описание слайда:
Причины гипостатуры
недостаточное количество белка и витаминов, начиная с внутриутробного периода и на первом году жизни.
Чаще всего задержка роста развивается в случае:
— продолжительной гипотрофии (больше 6 месяцев);
— продолжительных заболеваний.
Слайд 16
Описание слайда:
Паратрофия
результат хронического нарушения вскармливания детей первого года жизни, которое характеризуется увеличением массы тела по сравнению с нормативными данными на 10% и больше.
I степень — 11-20%
II степень — 21-30%
III степень — 31% и больше
Слайд 17