Презентация периодизация психического развития ребенка
Слайд 1
Детская психология Презентация на тему «Периодизация возрастного психического развития» Выполнила Горулева Евгения Николаевна Педагогика и методика дошкольного образования Группа № 3 Ярославль 2014г.
Слайд 2
Периодизация — разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы Непрерывный процесс развития идет не останавливаясь; границ, отделяющих один этап от другого, нет. Периодизация Д.Б.Эльконина Дискретный процесс развития идет неравномерно, то ускоряется, то замедляется и имеет главный ведущий фактор развития. Периодизация Л.С.Выготского
Слайд 3
Основные понятия теории Л.С.Выготского Социальная ситуация развития – специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой Ведущая деятельность – деятельность , с которой связано возникновение важнейших психических новообразований Новообразования – качества или свойства, которых не было раньше в готовом виде Возрастные кризисы – целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов
Слайд 4
Кризис новорожденности 0 — 2 месяца Связан с резким изменением условий жизни, переход от внутриутробного к внеутробному образу жизни Социальная улыбка как начало индивидуальной психической жизни
Слайд 5
Младенчество 2 месяца — 1 год Социальная ситуация развития Ситуация эмоционального единства ребенка и взрослого Ведущая деятельность Эмоциональное общение Психологические новообразования Потребность в общении, х одьба, автономная речь, предметное восприятие, различение близких, базовое доверие к миру
Слайд 6
Кризис 1 года Противоречия между потребностью в новых впечатлениях и возможностью удовлетворения Физическое отделение от матери Расширение пространства, доступного для ребенка Рост самостоятельности Первые акты протеста
Слайд 7
Раннее детство 1 — 3 года Социальная ситуация развития Ребенок и взрослый или «Я и другой» Познание мира человеческих предметов Ведущая деятельность Предметно-манипулятивная деятельность Психологические новообразования Предметная игра, активная речь, жест, наглядно-действенное мышление, отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними, сознание «Я сам»
Слайд 8
Кризис 3 лет Противоречия между потребностью в самостоятельности и возможностью удовлетворения Семь основных симптомов этого возраста : Негативизм Упрямсто Строптивость Своеволие Протест-бунт Обесценивание взрослых Деспотизм Психологическое отделение от взрослого
Слайд 9
Дошкольный возраст 3 – 7 лет Социальная ситуация развития Ребенок и взрослый (общественный, обобщенный) Познание мира человеческих отношений Ведущая деятельность Сюжетно-ролевая игра Психологические новообразования Воображение, наглядно-образное мышление, начало понятийного мышления, картина мира, самосознание, самооценка, новые мотивы поведения, практическое овладение речью
Слайд 10
Кризис 7 лет Противоречия между новыми возможностями и старым образом жизни Возможна потеря детской непосредственности Стремление к общественно-значимой деятельности Возникновение внутренней психической жизни Тенденция к волевой форме поведения
Слайд 11
Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину Сходна с периодизацией Л.С. Выготского , но разделяет возраста на эпохи (более глобальные) и периоды (внутри эпох), при этом кризисы между эпохами считаются более сложными, чем кризисы между периодами Эпоха раннего детства Младенчество (до года) Ранний возраст (1-3 года) Эпоха детства Дошкольный возраст (3-7 лет) Младший школьный возраст (7-11 лет) Эпоха отрочества Подростковый возраст (11-15 лет) Ранняя юность (15-17 лет)
Слайд 12
Список используемой литературы: Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. — Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. Смирнова Е.О. Детская психология. — СПб: Питер, 2009 Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. — 1971. — №4. — С.6-20. Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской . М., 1996. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. Статьи: «Кризис 3 лет», «Младенческий возраст», «Ранний возраст». М., 1992. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства Учебное пособие. -Ярославль, 1998.
Слайд 13
Благодарю за внимание!!!
Источник
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Презентация «Возрастная периодизация в педагогике»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Возрастная периодизация в педагогике Подготовила преподаватель специальных дисциплин Ветошкина Е.В.
2 слайд
Описание слайда:
Лев Семенович Выготский (1896 -1934) Разрабатывал вопросы: Периодизации и динамики развития психики ребенка. 2. Соотношение обучение и развития 3. Развитие житейских и научных понятий 4. Развитие речи и мышления Публикации: «Проблемы психического развития ребенка», «История развития ВПФ»,»Мышление и речь», «Собрание сочинений « в 6 томах
3 слайд
Описание слайда:
Периодизация по Выготскому Процесс развития ребенка является стадиальным и состоит из последовательно сменяющих друг друга возрастов. Определённый возраст (период) в жизни ребёнка – это относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития (каждый возрастной этап неповторим и своеобразен). Каждый возраст характеризуется определённой социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которые вступает ребёнок со взрослыми в данный период; основным или ведущим типом деятельности, а также основными психическими новообразованиями.
4 слайд
Описание слайда:
Периодизация по Л.С. Выготскому
5 слайд
Описание слайда:
Младенчество Социальная ситуация развития в младенчестве, по мнению Л.С. Выготского, состоит в том, что вся жизнь и поведение младенца опосредуются взрослым либо реализуются в сотрудничестве с ним. Ситуацию назвал «Мы».
6 слайд
Описание слайда:
Ранний возраст Социальная ситуация: ребенок становится более самостоятельным в познании окружающей действительности начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого (ситуация «Мы»)
7 слайд
Описание слайда:
Кризис 3 лет Негативизм Строптивость Упрямство Своеволие, своенравие. Обесценивание требований взрослого. Новообразование — «Я сам», эмоциональная завышенная самооценка, осознание себя как активного отдельного субъекта.
8 слайд
Описание слайда:
Дошкольный возраст Изменяется место ребенка в системе отношений.(не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать что он индивидуальность. Центральное новообразование: новая внутренняя позиция; соподчинение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений
9 слайд
Описание слайда:
Кризис 7 лет Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, к перестройке потребностей и побуждений. Кризис личности «Я» (соподчинение мотивов). Все, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается ценным, то , что связано с игрой, — менее важным.
10 слайд
Описание слайда:
Младший школьный возраст Ведущая деятельность – учебная деятельность. Ее характеристики: результативность, обязательность, произвольность.
11 слайд
Описание слайда:
Эльконин Даниил Борисович (1904 – 1984) Советский психолог, создатель концепции периодизации психического развития в онтогенезе, основанной на понятии „ведущая деятельность“. Разрабатывал психологические проблемы игры, формирования личности ребенка.
12 слайд
Описание слайда:
Периодизация по Эльконину Идеи Л. С. Выготского о социально-культурной обусловленности возрастного развития развил Эльконин Д. Б. Он предложил другое понимание детского психического развития. Согласно его концепции смена стадий развития зависит от степени взаимодействия ребёнка и общества. По мысли Эльконина, личность ребёнка формируется внутри систем «ребёнок — общественый предмет» и «ребёнок – общественный взрослый». Ребёнок, знакомясь с окружающим миром, реализует свои определённые потребности, мотивы и задачи (ребёнок-взрослый) и овладевает культурными способами действия с предметным миром (ребёнок – предмет). Рассматривая своеобразие социальной ситуации развития и ведущей деятельности в каждый возрастной период, Д.Б.Эльконин выявил следующую закономерность – сначала ребёнок ориентируется в основных смыслах человеческой деятельности, и только потом осваивает общественно выработанные способы действия с предметами.
13 слайд
Описание слайда:
Периодизация по Эльконину Первый период – младенчество (0-1 год). Ведущая деятельность – непосредственно-эмоциональное общение, личностное общение с взрослым внутри которого ребёнок учится предметным действиям. Мотивационно-потребностная сфера доминирует. Второй период – раннее детство (1 – 3 года).Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, внутри которой ребёнок сотрудничает с взрослым в освоении новых видов деятельности. Преобладает операционно-техническая сфера. Третий период – дошкольное детство (3 – 6 лет). Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра, внутри которой ребёнок ориентируется в самых общих смыслах человеческой деятельности, например, семейной и профессиональной. Мотивационно-потребностная сфера доминирует.
14 слайд
Описание слайда:
Периодизация по Эльконину Четвёртый период – младший школьный возраст (7 – 10 лет). Ведущая деятельность – учёба, дети осваивают правила и способы учебных действий. В процессе усвоения развиваются также и мотивы познавательной деятельности. Но преобладает операционно-техническая сфера. Пятый период – подростковый возраст (10 –15 лет). Ведущая деятельность – общение со сверстниками. Воспроизводя межличностные отношения, которые существуют в мире взрослых людей, подростки принимают или отвергают их. В этом общении оформляются смысловые ориентации подростка на его будущее, на взаимоотношения с людьми, появляются задачи и мотивы дальнейшей деятельности. Мотивационно-потребностная сфера доминирует. Шестой период – ранняя юность (15 – 17 лет). Ведущая деятельность – учебно-профессиональная деятельность. В этот период происходит освоение профессиональных навыков и умений. Операционная деятельность преобладает.
15 слайд
Описание слайда:
Пиаже (Piaget) Жан (1896 – 1980) Швейцарский психолог, основатель женевской школы генетической психологии. В начальный период своей деятельности описал особенности представлений детей о мире. В дальнейшем Ж. Пиаже обратился к исследованию развития интеллекта, в котором видел результат интериоризации внешних действий и выдвинул концепцию стадиального развития психики.
16 слайд
Описание слайда:
Стадии когнитивного развития по Пиаже Примерный возраст С рождения до 2 лет Основные новообразования Младенцы приобретают примитивное чувство «себя» и «других», узнают, что объекты продолжают существовать вне поля зрения (постоянство объекта), и начинают воспроизведение поведенческих схем, ведущих к появлению образов, или ментальных схем Стадия Сенсомоторная
17 слайд
Описание слайда:
Стадии когнитивного развития по Пиаже Примерный возраст 2 – 7 лет Стадия Дооперациональный Основные новообразования В процессе игровой деятельности дети становятся воображающими существами. Они постепенно начинают осознавать, что другие люди не всегда воспринимают мир идентичным с ними образом
18 слайд
Описание слайда:
Стадии когнитивного развития по Пиаже Примерный возраст 7 – 11 лет Стадия Стадия конкретных операций Основные новообразования Дети более не вводятся в заблуждение внешностыо. Опираясь на конкретные операции, они вникают в суть основных свойств каждодневных объектов и событий и связей между ними. Дети становятся гораздо более искусными в умозаключениях по поводу мотивов доступных наблюдению действий других людей и обстоятельств, при которых эти действия происходят
19 слайд
Описание слайда:
Стадии когнитивного развития по Пиаже Примерный возраст 11 лет и старше Стадия Стадия формальных операций Основные новообразования Логическое мышление более не ограничено чем-то конкретным или доступным наблюдению. Подростки получают удовольствие от обдумывания гипотетических вопросов. Они обладают способностью к систематическому, дедуктивному мышлению, позволяющему рассмотреть несколько возможных решений проблемы и выбрать правильный ответ.
20 слайд
Описание слайда:
Эриксон, Эрик Гомбургер (1902-1994) Американский психолог и психотерапевт, один из основателей эго-психологии, автор одной из первых психологических теорий жизненного цикла, создатель психоисторической модели социального познания.
21 слайд
Описание слайда:
Периодизация по Эриксону Он выделил 8 основных этапов в развитии идентичности, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой. Эти стадии являются серией критических периодов, которые должны быть преодолены в течение всей жизни. При этом конкретный этап не только формирует новое, необходимое для социальной жизни качество, но и подготавливает ребенка к следующему жизненному этапу. Каждая стадия дает возможность для формирования противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми он начинает себя идентифицировать.
22 слайд
Описание слайда:
Периодизация по Эриксону Первый этап —младенчество. от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием. Второй этап — раннее детство. от года до трёх, конфликт между автономией и сомнением.
23 слайд
Описание слайда:
Периодизация по Эриксону Третий этап — игровой возраст. от трёх до шести лет, инициативность-вина. Четвёртый этап — школьный возраст. с 6-ти до 12 лет, в течение которого у ребенка развивается либо трудолюбие, либо чувство неполноценности.
24 слайд
Описание слайда:
Периодизация по Эриксону Пятый этап — юность. с 14-ти до 19 лет связан с формированием у подростка чувства ролевой идентичности или неопределенности. Шестой этап-ранняя зрелость. С 20-ти до 25-ти лет связан с развитием близких, интимных отношений с окружающими, особенно с людьми противоположного пола.
25 слайд
Описание слайда:
Периодизация по Эриксону Седьмой этап — средняя зрелость. с 26-ти до 64. Является одной из наиболее значимых, по мнению Эриксона, так как она связана либо со стремлением человека к постоянному развитию, творчеству, либо со стремлением к постоянству, покою и стабильности.
26 слайд
Описание слайда:
Периодизация по Эриксону Последний этап — поздняя зрелость. Наступает после 64. В этот период человек пересматривают свою жизнь, подводя определенные итоги прожитым годам.
27 слайд
Описание слайда:
Литература Дарвиш О.В. Возрастная психология.-М: Владос, 2004. Волков Б.С. Дошкольная психология.- М: Академический проект, 2007 Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.-Спб, 1999.
28 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-библиотекарь
Курс профессиональной переподготовки
Библиотекарь
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Данная презентация посвящена возрастной периодизации в педагогике. Раскрыты основные возрастные периодизации применяемые в педагогике: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Ж.Пиаже, Э.Эриксон, В.В.Зеньковский. Презентацией можно воспользоваться при изучение такой дисциплины как «Возрастная психология и педагогика».
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1291481
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
- Скачать презентацию (0.07 Мб)
- 53 загрузки
- 4.0 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Рецензии
Добавить свою рецензию
Аннотация к презентации
Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме «Периодизация психического развития». pptCloud.ru — каталог презентаций для детей, школьников (уроков) и студентов.
Формат
pptx (powerpoint)
Количество слайдов
21
Слова
Конспект
Отсутствует
Содержание
Слайд 1
Периодизация психического развития
Отечественные и зарубежные традиции
Слайд 2
Что такое психическое развитие
ПР – процесс прогресс-регрессных качественно – количественных изменений, продолжающийся на протяжении всей жизни человека.
Характеризуется стадиальностью, неравномерностью (наличием «стабильных» и «критических» периодов)Слайд 3
Типы развития психики
1) преформированныйтип – это такой тип, когда в самом начале «заданы» стадии, которые явление (организм) пройдёт, так и конечный результат, который будет достигнут (например, эмбриональное развитие)
2) непреформированный тип – это тип развития, который не предопределён заранее. С самого начала, с момента рождения ребёнка не даны ни те стадии, через которые он должен пойти, ни итог, которого он должен достигнуть.
Слайд 4
Основные периодизации психического развития
Периодизации психического развития С.Холла.
Основная идея: в основе развития лежит биогенетический закон — онтогенетическое развитие психики ребёнка кратко повторяет все стадии филогенетического развития психики человека (теория рекапитуляции).Слайд 5
Развитие идеи Холла.
Ученик С.ХоллаК.Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи. Он выделил в психическом развитии детей пять основных фаз, границы которых не были жесткими, так что конец одной фазы не совпадал с началом следующей.
1) стадия рытья и копания (от рождения до 5 лет);
2) стадия охоты и захвата (5 – 11 лет);
3) пастушеская стадия (8 – 12 лет);
4) земледельческая стадия (11 – 15 лет);
5) стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека (14 – 20 лет).Слайд 6
Периодизация психического развития (З.Фрейд).
Основная идея:либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является основой развития личности человека. Впроцессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. Фрейд выделил три больших этапа, разделяющихся на несколько стадий.
1) либидо – объект (ребёнок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо), включает оральную стадию. Этот этап длится до года;
2) либидо – субъект, включает анальную и фаллическую стадии. Этот этап длится до начала полового созревания
3) либидо – объект, включает в себя генитальную стадиюСлайд 7
Периодизация Ж. Пиаже.
Основная идея: критерием деления детства на периоды выступает переход от одного вида мышления к другому. Процесс развития интеллекта, состоит из трёх больших периодов, в течение которых происходит зарождение и становление трёх основных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры, т. е. системы обратных действий, выполняемых материально и последовательно, затем возникают и достигают соответствующего уровня структуры конкретных операций – это системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. После этого открывается возможность для формирования формальных операций.
1) сенсомоторный интеллект (0 – 2 года); 2) репрезентативный интеллект и конкретные операции (2 – 12 лет); 3) репрезентативный интеллект и формальные операции (12-14 лет).Слайд 8
Периодизации психического развития Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина.
Основные идеи: выделение существенных особенностей психического развития. Критерии возрастной классификации определяются прежде всего конкретно-историческими, социально-экономическими условиями воспитания и развития, которые соотносятся с разными видами деятельности. Критерии классификации соотносятся также с возрастной физиологией, с созреванием психических функций, которые определяют само развитие и принципы обучения.
Л.С.Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для каждого этапа развития. Он выделял «стабильные» и «нестабильные» (критические) периоды развития. Определяющие значение он придавал периоду кризиса – времени, когда происходит качественная перестройка функций и отношений ребёнка. В эти периоды отмечаются значительные изменения в развитии личности ребёнка. Согласно Л.С.Выготскому, переход т одного возраста к другому происходит революционным путём.Слайд 9
Периодизация ПР по Л.С. Выготскому
1) кризис новорождённости;
2) младенческий возраст (2 мес. – 1 год);
3) кризис одного года;
4) раннее детство (1 – 3 года);
5) кризис трёх лет;
6) дошкольный возраст (3 – 7 лет);
7) кризис семи лет;
8) школьный возраст (8 – 12 лет);
9) кризис тринадцати лет;
10) пубертатный возраст (14 – 17 лет);
11) кризис семнадцати летСлайд 10
Идея возрастной периодизации (А.Н. Леонтьев)
Критерием возрастной периодизации А.Н.Леонтьева являются ведущие деятельности: общение, предметно-манипулятивная, игра, учение, труд.
Развитие ведущей деятельности обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на данной стадии развития.Слайд 11
Периодизация ПР (Д.Б. Эльконин)
Основная идея:
В основе возрастной периодизации лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психических новообразований на конкретном этапе развитияСлайд 12
Периодизация психического развития (по Эльконину Д.Б.)
Новорожденность (0 – 2 мес.) :поведение на основе безусловных рефлексов
сосательный
оборонительный
хватательный, опорный
Ведущая деятельность – эмоциональное общение с матерью (взрослым)
Социальная ситуация развития – «Мы»
Новообразование (к концу периода) – комплекс оживления, т.е. проявление субъектностиСлайд 13
Периодизация психического развития
Младенчество (2 мес. – 1 год)
Ведущая деятельность: эмоциональное общение с матерью (взрослым)
Социальная ситуация: «Мы»
Новообразования (к концу периода): речь, ходьбаСлайд 14
Раннее детство (1-3 года)
Ведущая деятельность: предметно –манипулятивная (с целью освоения мира)
Социальная ситуация: «Ребенок – предмет – взрослый»
Начальный этап формирования личности – кризис трех лет:
отделяет себя от взрослого,
начинает относиться к себе как к самостоятельному Я
возникают начальные формы самосознания
может появляться агрессия
Новообразование : «Я – концепция»Слайд 15
Дошкольное детство (3-7 лет)
Ведущая деятельность: игра (по правилам, сюжетно –ролевая)
Социализация: усвоение правил, управление своими импульсами ( к концу периода)
Новообразования:
Произвольность , соподчинение мотивов
Воображение (как предтеча мышления)
Выстраиваниемежличн. отношенийсосверстниками (новыйуровеньЯ-концепции)
Самооценка
Понимание новой роли взрослого (учителя) и себя (ученика)Слайд 16
Младший школьник ( 7 – 11 лет)
Ведущая деятельность: учебная
Характеристики:
Активное анатомо-физиологическое созревание организма, в том числе рост массы головного мозга, увеличение лобных долей
Возрастающее функциональное значение «второй сигнальной системы»
Интенсивное развитие когнитивной сферы
Формирование умений управлять своим поведением, протеканием психических процессов
Развитие мышления (абстрактно-логическое мышление)
Внимания (произвольное внимание)Слайд 17
Периодизация психического развития (мл. шк., продолжение)
Новообразования младшего школьного возраста:
— произвольность как характеристика ВСЕХ психических процессов
рефлексия
способность целеполагания, оценки,коррекции
умение действовать во внутреннем плане
Слайд 18
Учебная деятельность младшего школьника
Основные подходы к пониманию УД:
Синоним научения, обучения (устар.)
Вид ведущей деятельности
Деятельность, направленная на формирование компетенций (через усвоение теоретических знаний, навыков, умений) в таких сферах, как наука, искусство, религия, нравственность, право (Эльконин – Давыдов, Асмолов)Слайд 19
Периодизация психического развития
Подростничество(11/12 – 14/15 лет)
Ведущая деятельность: межличностное общение
Кризисы: зависимости и независимости
Реакции: эмансипация, группирование со сверстниками
Особенности: Переходный, переломный, критический возраст
Переход от детства к взрослости
Новый этап физического развития и процесс полового созревания, гетерохронность развития
Расширение жизненного опыта личности,
круга ее общения, групповой принадлежности и
типа людей, на которых она ориентируется
Избирательные отношения со сверстниками
Новообразование: сформированная «Я –концепция»Слайд 20
Периодизация психического развитияЮношеский возраст ( 15- 18 л?