Презентация педагогика поддержки ребенка в процессе его развития

Презентация педагогика поддержки ребенка в процессе его развития thumbnail

Инфоурок

Директору, завучу
›Презентации›Презентация к педсовету«Педагогика поддержки ребёнка в процессе его развития»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Цель: формирование у педагогов установки на применение технологий педагогики

Описание слайда:

Цель: формирование у педагогов установки на применение технологий педагогики поддержки в учебно-воспитательном процессе. Задачи: Выявить формы и способы педагогической поддержки, наиболее приемлемые для построения учебно-воспитательного процесса. Наметить пути освоения педагогами технологий педагогической поддержки.

2 слайд

В «Толковом словаре» С.И. Ожегова читаем:«Поддержка – помощь, содействие». П

Описание слайда:

В «Толковом словаре» С.И. Ожегова читаем:«Поддержка – помощь, содействие». Происходит от глагола «поддержать», имеющего несколько значений: Придержав, не дать упасть; Оказать помощь, содействие; Выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь; Не дать прекратиться, нарушиться чему-нибудь.

3 слайд

Педагогическая поддержка – это особая технология образования, отличающаяся от

Описание слайда:

Педагогическая поддержка – это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога, взаимодействия ребёнка и взрослого. Предполагает самоопределение ребёнка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы.

4 слайд

Особая деятельность педагога, возможная только при наличии у него гуманистич

Описание слайда:

Особая деятельность педагога, возможная только при наличии у него гуманистической позиции и полного доверия к ребёнку и подростку. Оба условия (самоопределение, самоорганизация ребёнка и гуманистическая позиция педагога) в реальной практике воспитания очень важны, поскольку попытки иного педагога организовать ситуацию педагогической поддержки часто оказывается неудачными и мнимыми. Причину неудачи можно найти именно в шаткости, недостаточности, невыраженности, половинчатости гуманистической позиции.

5 слайд

Это такая организация воспитания, которая полностью основывается на обращени

Описание слайда:

Это такая организация воспитания, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребёнка (подростка) и его САМОпроцессам, проявляемым в действии: САМОпознание,САМОнаблюдение, САМОлюбие,САМОразвитие САМОпожертвование,САМОкритика, САМОпрогноз, САМОорганизация, САМОуправление, САМОактуализаци и другие.

6 слайд

Педагогическая поддержка предполагает полный отказ от авторитарной педагогик

Описание слайда:

Педагогическая поддержка предполагает полный отказ от авторитарной педагогики воздействия с опорой на назидание, наказание, понуждение, прямое принуждение, нетерпимость к недостаткам и ошибкам, внушение, публичной проработке, вызов родителей, манипулирование мнением друзей ребёнка, требование беспрекословного повиновения, разные ухищрения выведать о поступках ребёнка (ябедничество, доносы, чтение записок и дневников).

7 слайд

Перечисленные воздействия приводят к отчуждению детей, замыканию их в своих

Описание слайда:

Перечисленные воздействия приводят к отчуждению детей, замыканию их в своих проблемах, «смысловому барьеру», «аффекту неадекватности»; у них возникают негативные эмоции к школе и дому, вообще ко всему окружающему, вплоть до ненависти и желание навредить.

8 слайд

Особенно необходима тогда, когда надо прийти на помощь ребёнку или подростку

Описание слайда:

Особенно необходима тогда, когда надо прийти на помощь ребёнку или подростку, незащищенному и ранимому, в критических ситуациях. Это физическая либо моральная защита его от неблагоприятных социальных условий или психологического стресса, это создание условий для его самостоятельному противостояния злу.

9 слайд

 Тактика помощи. Тактика содействия. Тактика защиты. Тактика взаимодействия.

Описание слайда:

Тактика помощи. Тактика содействия. Тактика защиты. Тактика взаимодействия.

10 слайд

Презентация педагогика поддержки ребенка в процессе его развития

11 слайд

Кредо тактики "содействия": "Ты всегда можешь совершить выбор - попробуй про

Описание слайда:

Кредо тактики «содействия»: «Ты всегда можешь совершить выбор — попробуй проверить себя!». Главные условия перехода к тактикам «содействия» и «взаимодействия»: — ребёнок объективно и субъективно не является «жертвой обстоятельств»; — у него достаточно стабильное эмоциональное состояние; — его самооценка не занижена. Педагог в тактике «содействия» «не работает на будущее ребёнка», а создаёт условия для того, чтобы тот, поспешая в будущее, в меру осознанности строил и управлял своим настоящим.

12 слайд

Её кредо: "Ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств". Педагог: а)

Описание слайда:

Её кредо: «Ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств». Педагог: а) через позицию «педагогической адвокатуры» защищает ребёнка от негативных обстоятельств, блокирующих его активность и развитие; б) через позицию «буфера» смягчает негативные обстоятельства; в) развивает в ребёнке способности избавляться от страха перед обстоятельствами.

13 слайд

Кредо тактики взаимодействия: "Договор - это испытание свободой и ответствен

Описание слайда:

Кредо тактики взаимодействия: «Договор — это испытание свободой и ответственностью». «Школа — это не просто учреждение, а учреждение Детское» — не раз повторял О. С. Газман: «Детское — значит, соответствующее возрастному восприятию мира — яркому, рискованному, поисковому». Дети уважают умных взрослых, но им очень скучно с теми, кто очень разумен.

14 слайд

 Любой «проблемный ребёнок» — это испытание, выпавшее на долю взрослого.

Описание слайда:

Любой «проблемный ребёнок» — это испытание, выпавшее на долю взрослого.

15 слайд

Если ребёнок растет в терпимости, он учится принимать других. Если ребенка по

Описание слайда:

Если ребёнок растет в терпимости, он учится принимать других. Если ребенка подбадривают, он учится быть благодарным. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым. Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей. Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. Если ребенок растет во вражде, он учится агрессивности. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

16 слайд

В воспитании, инструментованном как педагогическая поддержка, очень важны ат

Описание слайда:

В воспитании, инструментованном как педагогическая поддержка, очень важны атмосфера межличностных отношений, стиль и тон общения, палитра ценностных ориентаций, психологический климат… Но главное – ребенок должен жить и развиваться в «пространстве ЛЮБВИ»

17 слайд

И это пространство имеет как бы две стороны одной медали. Одна в том, чтобы:

Описание слайда:

И это пространство имеет как бы две стороны одной медали. Одна в том, чтобы: «Любили тебя без особых причин: За то, что ты внук, За то, что ты сын За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на маму и папу похож…» В.Берестов

18 слайд

Но есть и вторая сторона. О ней хорошо у Э. Фромма: «Человек обладает способ

Описание слайда:

Но есть и вторая сторона. О ней хорошо у Э. Фромма: «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли». Значит надо дать растущему человеку проявить любовь – к маме, к папе, сестренкам-братишкам, к педагогам и сверстникам, к вещам, книгам, растениям, животным, абстрактным категориям.

19 слайд

1.Любовь к ребёнку и, как следствие, безусловное принятие его как личности и

Описание слайда:

1.Любовь к ребёнку и, как следствие, безусловное принятие его как личности и индивидуальности; душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживание, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать. 2. Приверженность диалоговым формам общения с детьми, умение с ними говорить по-товарищески (без «сюсюканья» и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать. 3. Уважение достоинства и доверие, вера в предназначение каждого ребёнка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений. 4. Ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов.

20 слайд

5. Признание права на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли

Описание слайда:

5. Признание права на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребёнка и его права на собственное волеизъявление (право на «хочу» и «не хочу»). 6. Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребёнка в диалоге и решении собственной проблемы. 7. Умение быть ему товарищем, готовность и способность быть на его стороне (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен. 8. Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку/самооценку.

21 слайд

Полагаться на собственное «Я сам..» (ем, мою руки и уши, делаю зарядку, трени

Описание слайда:

Полагаться на собственное «Я сам..» (ем, мою руки и уши, делаю зарядку, тренирую волю, умею распределить время, решить трудную задачу, отстоять свое мнение..) Учиться думать. Не только над решением школьных задач, но и над решением житейско-обыденных ситуаций, коллизий, совершенными ошибками, своим певедением и жизненной позицией…

22 слайд

Основным критерием должен быть постоянный внутренний вопрос к себе: «Хотим ли

Описание слайда:

Основным критерием должен быть постоянный внутренний вопрос к себе: «Хотим ли мы сами такого же именно действия и реакции по отношению к себе?» Критерием оценки является открытость педагога, исповедующего высокие нравственные принципы.

23 слайд

Таким образом, педагогическая поддержка (как принцип, позиция и способ педаго

Описание слайда:

Таким образом, педагогическая поддержка (как принцип, позиция и способ педагогической деятельности) предполагает совершенно другую педагогику (педагогическую практику и теорию), в которой всё противопоставлено педагогике воздействия. Педагогика поддержки, которая создаётся в настоящее время энтузиастами гуманного, свободного воспитания, не просто «ориентирована» на ребёнка, она вся зависит от него и определяется им. Именно это позволяет говорить об её иной образовательной (педагогической) культуре. Педагогика поддержки — это реальная понимающая педагогика, которая в отличие от педагогики воздействия может эффективно решать задачи изменений личностных качеств и ребёнка, и взрослого, поскольку они оба гибко меняют своё поведение и сообща строят пространство сотрудничества, чего отродясь не было в педагогике воздействия, ставящей сугубо поверхностные социализирующие цели.

24 слайд

Педагогика поддержки — это педагогика глубинного общения, где встречаются не

Описание слайда:

Педагогика поддержки — это педагогика глубинного общения, где встречаются не учитель и ученик, не воспитатель и воспитанник, а два разных человека (маленький и большой), которым есть что сказать друг другу. Суть глубинного общения состоит не столько в том, чтобы задать ребёнку направляющий его самоопределение вопрос, сколько стимулировать философское размышление ребёнка по поводу ситуации, подкрепить рефлексию, в которой он и обретает своё новое «Я», и изменяет свои взгляды. При таком глубинном человеческом (экзистенциальном) общении и взрослый начинает видеть ситуацию и себя в ней как бы в другом измерении (отчасти «здесь и теперь», но одновременно «вчера и завтра»).

25 слайд

Этика поддержки часто формулируется самими педагогами, о чём свидетельствуют

Описание слайда:

Этика поддержки часто формулируется самими педагогами, о чём свидетельствуют их работы (педагогу, начинающему практиковать в мягких технологиях, полезно перечитать «Антологию. гуманной педагогики», издаваемую Ш.А. Амонашвили). Этика поддержки — это перенос общечеловеческих нравственных императивов в практику свободного воспитания, что предполагает систему особых этических норм, обеспечивающих безопасность и чистоту приёмов, применяемых взрослым во взаимоотношениях с ребёнком.

26 слайд

Этика поддержки — это интерпретация с помощью этических понятий единства педа

Описание слайда:

Этика поддержки — это интерпретация с помощью этических понятий единства педагогических и нравственных норм поддержки. Однако речь идёт не только о нравственном смысле общепедагогического требования «Не навреди» (хотя и оно очень важно — если бы все педагоги следовали бы хотя бы одному этому требованию, в наших школах не было бы педагогического брака!), но и о дополнительных этических нормах и принципах, которые должен принять педагог, если он берётся за поддержку. Это необходимо, поскольку даже мягкие его педагогические приёмы не могут, не должны выходить за нравственные барьеры и запреты (приёмы могут стать особенно опасными, потому что мягки и позволяют иному взрослому вкрадчиво залезть в детскую душу).

27 слайд

О.С. Газман охарактеризовал следующие гуманистические максимы (или принципы)

Описание слайда:

О.С. Газман охарактеризовал следующие гуманистические максимы (или принципы) воспитания как наиболее важные: • ребёнок не может быть средством в достижении педагогических целей; • самореализация педагога — в творческой самореализации ребёнка; • всегда принимай ребёнка таким, какой он есть, в его постоянном изменении; • все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами; • не унижай достоинства своей личности и личности ребёнка; • дети — носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание — диалог культур; • не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий; • доверяя — не проверяй! • признавай право на ошибку и не суди за неё; • умей признать свою ошибку; • защищая ребёнка, учи его защищаться.

28 слайд

Конечно, подобные максимы каждый педагог может конкретизировать, основываясь

Описание слайда:

Конечно, подобные максимы каждый педагог может конкретизировать, основываясь на собственном опыте и своём стиле поддержки (поскольку у каждого она индивидуальна). В контексте же того, что сказано выше, хотелось бы добавить одну максиму, которая выступает модификацией категорического императива: «Оказывая поддержку, представь себя на месте ребёнка, не делай и не говори того, что не понравилось бы тебе — ребёнку». В этой максиме содержится суть этики поддержки: её долг — благо ребёнка, забота о Другом.

29 слайд

Презентация педагогика поддержки ребенка в процессе его развития

30 слайд

Считать целесообразным осуществление педагогической деятельности, направленно

Описание слайда:

Считать целесообразным осуществление педагогической деятельности, направленной на овладение и применение педагогической поддержки в практике обучения и воспитания учащихся. Провести заседания м/о по теме»Педагогическая поддержка ребёнка в практике воспитательной деятельности». Совершенствовать проведение индивидуальной работы с обучающимися.

31 слайд

Презентация педагогика поддержки ребенка в процессе его развития

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

ÒЦель: формирование у педагогов установки на применение технологий педагогики поддержки в учебно-воспитательном процессе.
ÒЗадачи:
ÒВыявить формы и способы педагогической поддержки, наиболее приемлемые для  построения учебно-воспитательного процесса.

Наметить пути освоения педагогами технологий педагогической поддержки.

В «Толковом словаре» С.И. Ожегова читаем:«Поддержка – помощь, содействие». Происходит от глагола «поддержать», имеющего несколько значений:

ÒПридержав, не дать упасть;
ÒОказать помощь, содействие;
ÒВыразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь;

ÒНе дать прекратиться, нарушиться чему-нибудь.

Оставьте свой комментарий

Источник

Инфоурок

Дошкольное образование
›Презентации›Презентация на тему «Педагогическая поддержка ребёнка и процесса его развития»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Презентация педагогика поддержки ребенка в процессе его развития

2 слайд

Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны

Описание слайда:

Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом и представлены им в октябре 1995 года на Всероссийской научно-практической конференции в докладе «Потери и обретения в воспитании после десяти лет перестройки». Несколько позже этот доклад был полностью опубликован на страницах газеты «Первое сентября» (№ 119 от 21 ноября 1995 года).

3 слайд

После смерти О.С. Газмана разработку концепции продолжили его ученики и колле

Описание слайда:

После смерти О.С. Газмана разработку концепции продолжили его ученики и коллеги Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков, СМ. Юсфин, которые совместно с работниками Центра «Педагогический поиск» (генеральный директор В.М. Лизинский) подготовили специальный выпуск журнала «Классный руководитель» (2000, № 3) о педагогической поддержке ребенка в образовании. Понятие «воспитание». При разработке концепции педагогической поддержки О.С. Газман исходил из того, что развитие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно различных процессов — социализации и индивидуализации.

4 слайд

Первый процесс способствует усвоению ребенком принятых в обществе ценностей,

Описание слайда:

Первый процесс способствует усвоению ребенком принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности (формирование в растущем человеке социально-типичного), а второй становлению его индивидуальности (развитие индивидуально-неповторимого в конкретном человеке).

5 слайд

Анализируя практику обучения и воспитания, сложившуюся в образовательных учре

Описание слайда:

Анализируя практику обучения и воспитания, сложившуюся в образовательных учреждениях России к концу 80-х и началу 90-х годов, Олег Семенович приходит к выводу, что школы и их педагогические коллективы выполняют лишь социализирующую функцию и крайне слабо обеспечивают процесс индивидуализации.

6 слайд

Не случайно он определяет воспитание как специально организованный процесс пр

Описание слайда:

Не случайно он определяет воспитание как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, а обучение — как передачу и усвоение системы знаний о природе, обществе, человеке и способах человеческой деятельности. Он называет воспитание и обучение процессами приобщения человека к общему и должному. А следовательно, в системе образования, по его мнению, не существует процесса, направленного на развитие индивидуальности и субъектности ребенка. Вот таким процессом и должна стать педагогическая поддержка.

7 слайд

Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную

Описание слайда:

Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).

8 слайд

Продолжая разработку теоретических и технологических основ педагогической под

Описание слайда:

Продолжая разработку теоретических и технологических основ педагогической поддержки, ученики и коллеги этого известного ученого внесли некоторые коррективы концептуального характера. Во-первых, в последних работах педагогическая поддержка не противопоставляется воспитанию. Например, Н.Б. Крылова пишет: «…В целом придерживаясь позиции О.С. Газмана, я все же рассматриваю поддержку в более широком социокультурном контексте как элемент любого сотрудничества и взаимодействия, поскольку она является проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации».

9 слайд

Во-вторых, предлагается рассматривать педагогическую поддержку как важнейший

Описание слайда:

Во-вторых, предлагается рассматривать педагогическую поддержку как важнейший принцип личностно-ориентированной (гуманистической) системы воспитания. Этот принцип и отличает Педагогику свободы от Педагогики необходимости (насильственного формирования). В-третьих, под педагогической поддержкой нередко понимается мягкая педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

10 слайд

Раскрывая сущность явления «педагогическая поддержка», разработчики концепции

Описание слайда:

Раскрывая сущность явления «педагогическая поддержка», разработчики концепции подчеркивают, что семантический и педагогический смысл поддержки заключается в следующем: поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, количестве, качестве. Основными предметами поддержки педагогов являются субъектность («самость», самостоятельность) и индивидуальность, т.е. уникальное сочетание в человеке общих, особенных и единичных черт, отличающее его от других индивидов.

11 слайд

Цель и принципы воспитания. О.С. Газман считал, что в воспитании должны быть

Описание слайда:

Цель и принципы воспитания. О.С. Газман считал, что в воспитании должны быть два вида цели — цель как идеал и реальная цель. Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной цели. «Без представления об идеале, — по его мнению, — невозможно строить воспитательную работу даже в условиях, далеких от идеальных». А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

12 слайд

Будучи приверженцем гуманистических идей, О.С. Газман считал, что воспитатель

Описание слайда:

Будучи приверженцем гуманистических идей, О.С. Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов. Он советовал воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила. 1. Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей. 2. Самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка. 3. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении. 4. Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами. 5. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка. 6. Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — Диалог культур.

13 слайд

7.	Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий. 8.	Дов

Описание слайда:

7. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий. 8. Доверяя — не проверяй! 9. Признавай право на ошибку и не суди за нее. 10. Умей признать свою ошибку. 11. Защищая ребенка, учи его защищаться.

14 слайд

Уточняя и корректируя правила деятельности педагога в контексте педагогическо

Описание слайда:

Уточняя и корректируя правила деятельности педагога в контексте педагогической поддержки, Н.Б. Крылова называет нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции учителя (воспитателя). К ним она относит: • любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать; • приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать; • уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;

15 слайд

•	ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую

Описание слайда:

• ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов; • признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»); • поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собс?