Пренатальное развитие ребенка в педагогике

Пренатальное развитие ребенка в педагогике thumbnail

Пренатальное развитие ребенка в педагогике

Хахлева Наталья Васильевна, воспитатель МБДОУ ДС № 10 «Светлячок» г. Старый Оскол

Совсем недавно в педагогической науке появилось новое направление исследования – пренатальная педагогика. Педагогика – это наука об обучении и воспитании подрастающих поколений. Слово «пренатальний» заимствовано из французского языка и означает «пре» – до, «наталь» – рождение.

Одна из важнейших задач человечества – это продолжение рода. Основное внимание в древности уделяли погружению будущей матери в мир хорошего и прекрасного. В дальнейшем – правильному отдыху и питанию беременной.

В 20 век выявлен интересный факт, который перевернул представления ученых о сущности дородового воспитания и привел к возникновению целой науки – дело в том, что в мозгу новорождённых было обнаружено много атрофированных нейронов. Ученые предположили, что это происходит во время внутриутробного развития из-за их невостребованности, то есть ребенок теряет часть своего интеллекта еще до рождения. В результате дальнейших исследований и экспериментов к концу 70-х – началу 80-х гг. в Европе и Америке утвердились идеи раннего дородового развития ребенка и сформировались пренатальная педагогика и пренатальная психология. Будущие мамы и папы излишне активно включились в процесс дородового воспитания. Дошло до того, что среди беременных было модно один день в неделю отказываться от еды, чтобы ребенок начинал активно двигаться и просить пищу. Увлечение подобными физическими тренировками плода для многих закончилось кесаревым сечением.

В Россию пренатальная педагогика пришла с перестройкой, в середине 90-х годов широко распространилась методика М. Лазарева, направленная на обучение будущей мамы основам общения с еще не родившимся ребенком.

Пренатальная педагогика – молодая наука, поэтому в современном обиходе появились такие понятия, как пренатальная педагогика, пренатальное обучение, пренатальное воспитание. Современная пренатальная педагогика черпает знания из пренатальной и перинатальной психологии (она формируется как отдельная научная дисциплина), акушерства, гинекологии, педиатрии.

Рекламное сообщениеПренатальное развитие ребенка в педагогике

Принято считать, что пренатальный (дородовой) период – это время до рождения ребёнка. В науке в этом периоде выделяет два составляющих её периода:

·Пренатальный период – от принятия решения родителями зачать малыша до 28 недели беременности.

·Перинатальный период – с 28 недели беременности до первых недель жизни малыша. Таким образом, пренатальный период в развитии малыша относится не только к ребёнку, но и его родителям.

Пренатальная педагогика – мода или необходимость?

Пренатальная педагогика – это целенаправленное, осознанное воздействие на еще не родившего ребенка с целью улучшения его интеллекта, формирования определенных качеств личности, укрепления нервной системы и здорового развития ребенка в целом.

Все чаще в книгах и учебниках пишут не «плод», а «внутриутробный ребенок». Еще до рождения ребенок слышит, различает голоса, чувствует ритм и музыку. Еще до рождения начинается формирование личности ребенка, его эмоциональное, интеллектуальное, психическое развитие, и именно пренатальный опыт в будущем станет основой личности человека.

Все это означает, что пренатальная педагогика – это объективная реальность, а не просто очередное модное увлечение, и будущим родителям необходимо ее принять. Есть официальная статистика, подтверждающая эффективность методов пренатальной педагогики, их позитивное влияние на общее психофизиологическое развитие детей и их здоровье.

Простые и доступные методы пренатальной педагогики. Методы пренатальной педагогики – это особые методы и средства самого раннего воздействия на ребенка с целью его развития.В сущности, многие из методов пренатальной педагогики – это простые и доступные действия, которые любящие родители выполняют постоянно.

1. Первый и самый важный метод – физический контакт с ребенком. Это и поглаживания живота, и нежные прикосновения мамы или папы. Любой ребенок ждет этих минут, реагирует на приятные тактильные ощущения, отвечает движениями. Вы, наверное, обращали внимание, что многие будущие мамы часто кладут одну или обе руки на живот – так они поддерживают постоянную связь с ребенком.

2. Физический контакт нужно совмещать с речевым воздействием. Говорите с ребенком, рассказывайте, что видите вокруг, что делаете. После рождения дети узнают голоса родителей. Песни, которые Вы будете петь еще не родившемуся крохе, сказки, которые будете читать, ребенок узнает после рождения. Именно они станут самыми любимыми, помогут успокоить малыша.

3. Музыкальное воспитание ребенка начинается в утробе матери. Моцарт, Вивальди, Шопен и др. классики необычайно благотворно влияют на развитие детей. Существуют и специальные музыкальные сборники для беременных, построенные на принципах пренатальной педагогики. Например, сборник «Музыка рождения» М. Лазарева.

4. Умственные упражнения и творческие занятия будущей мамы (рисование, лепка, пение, игра на музыкальных инструментах, сочинение стихов, рукоделие и т.д.) вовлекают ребенка в процесс познания окружающего мира. Живите полной жизнью, ходите на концерты и выставки, посещайте музеи. Ваши впечатления станут мощным импульсом для развития ребенка, создадут благоприятный эмоциональный фон.

Источник

Пренатальное обучение (англ. prenatal learning, fetal learning)[1] — псевдонаучная теория из области нетрадиционной медицины, утверждающая возможность обучения эмбриона до его рождения и предлагающая методы подобного обучения.

Принципы раннего развития[править | править код]

Основное в методиках раннего обучения то, что они создают активную обучающую среду. Этот принцип не является новым в педагогике. Он используется, например, в педагогике Монтессори.
Обучающую среду и её роль на развитие ребёнка исследовал Б. П. Никитин. Гипотеза Б. П. Никитина о НУВЭРСе и явление пренатального фонетического обучения получили экспериментальное подтверждение.[2][уточнить]
Обучающая среда, по-видимому, и является основным фактором создания динамики в развитии мозга, что и приводит к его ускоренному созреванию в дородовой и послеродовой периоды. Исследования группы учёных США и Канады (2006) показали, что интеллект коррелирует не с количеством серого вещества у взрослых, а с динамикой развития мозга в детстве и юности. Учёные из Стэндфордского университета (США) изучили связь между склонностью к творчеству и аффективными расстройствами. Оказалось, что у женщин, склонных к депрессии, выше шансы рождения ребёнка с творческими способностями.[3]

Недостаток сенсорного притока, прежде всего звукового, в процессе пре- и постнатального развития, оказывает тормозящее влияние на развитие мозга ребёнка. Автор этой идеи в США Брент Лоуган (1986). В России эту идею впервые изложила профессор Т. Н. Маляренко из Тамбова (1998)[4]

Необходимо учитывать возможные отрицательные последствия различных методов обучения ребёнка в утробе матери.
[5][неавторитетный источник?]

История[править | править код]

Ещё две тысячи лет назад в Китае практиковали попытки воздействовать на ребёнка до родов. Беременных женщин помещали в специальные общины, расположенные в красивой местности, где занимались эстетическим и музыкальным образованием матери и, якобы, будущего ребёнка[6][неавторитетный источник?]

Воспитание ребёнка по Торе — основная цель еврейского образования (Хинух) — начинается в утробе матери и даже раньше (до его зачатия).[7][неавторитетный источник?]

В конце 70-х годов XX века начала формироваться концепция перинатального обучения, поскольку была создана новая медицинская аппаратура (ультразвук, волоконная оптика), что позволило проводить наблюдения за поведением и состоянием плода.[8]

К концу 80-х годов беременные женщины начали слушать музыку через аудиоплеер, помещая наушники на живот, чтобы их малыши тоже слышали понравившуюся им музыку. При этом врачи наблюдали за изменением шевелений плода при помощи УЗИ, измеряли его сердечный ритм. Эксперименты в этой области провёл английский учёный Питер Хеппер[9][неавторитетный источник?].

В 1982 году во Франции была создана Национальная ассоциация пренатального обучения (АНЕП). На конгрессе АНЕП в 1988 году А. Бертэн прочитал лекцию «Тело как источник обучения»[10].

См. также[править | править код]

  • Пренатальная и перинатальная психология

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Лазарев М. Л. Здравствуй!: Учеб.-метод. пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений/ М. Л. Лазарев. — М.: Мнемозина , 2004. — 248
  • Лазарев М. Мамалыш, или рождение до рождения: — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
  • Ефимова И. В. Амбидекстры: Нейропсихология индивидуальных различий. — СПб: КАРО, 2007. −160 с. ISBN 5-89815-804-9
  • Амосов Н. М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья.- М.: АСТ, 2002. ISBN 5-17-013203-4
  • Шихова Е. П., Филипповская Т. В. СОЦИОЛОГИЯ ПЕРИНАТАЛЬНЫХ ПРАКТИК: ПРАВО НА АКТУАЛИЗАЦИЮ//Вестник Нижегородского университета, 2009, № 6 (1), с. 276—281
  • Бертин Андрэ. Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях.- СПб: Жизнь, 1992.
  • Брюэр Сара. Суперребенок.- Минск: ООО «Попурри», 2003.
  • Сергеева В. Г. Развиваем до рождения.- М.: АСТ, 2007 ISBN 5-17-031000-5
  • Сирс У., Сирс М. В ожидании малыша. — М: Эксмо, 2006. ISBN 5-699-01639-2
  • An interview with Jack Shonkoff.
  • Handbook of Early Childhood Intervention by Edward F. Zigler, Jack P. Shonkoff, and Samuel J. Meisels, 2000.
  • Shonkoff, J., & Phillips, D. (Eds.).(2000). From Neurons to Neighborhoods: The Science of Early Childhood Development. Washington, D.C.: National Academy Press.
  • Learning Before Birth: Every Child Deserves Giftedness by Brent Logan. Authorhouse, 2003. 217 pp. ISBN 9781588202314
  • Wendy Anne McCarty Welcoming Consciousness: Supporting Babies’ Wholeness from the Beginning of Life: An Integrated Model of Early Development (Wondrous Beginnings Pub., 2009)
  • Case R. Intellectual development. Birth to adulthood. N. Y.: Academic Press, 1985.
  • F. Veldmann 1989: Haptonomie. Science de l’affectivité, PUF Paris, ISBN 2-13-051988-1
  • The Mind of Your Newborn Baby by David Chamberlain ISBN 1-55643-264-X
  • Виноградов, Е. С. Географическая широта и одарённость / Е. С. Виноградов // Вопросы психологии. — 2008 .— № 6 .— С. 138—150 ISSN 0042-8841.
  • Дольто К. На путях рождения: о гаптономическом сопровождении человека. Сборник статей и выступлений. — Ижевск: ERGO, 2008. ISBN 978-5-98904-018-6, 978-5-9890-4031-5

Ссылки[править | править код]

  • https://www.vokrugsveta.ru/telegraph/pulse/490/
  • И. В. Добряков. ПЕРИНАТАЛЬНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
  • Обучение до рождения? Круглый стол по вопросам пренатального воспитания

Источник

Ñîäåðæàíèå

1. Ñèñòåìà ÌÈÐ è îñíîâû ïðåíàòàëüíîé è ïåðèíàòàëüíîé ïåäàãîãèêè — îáó÷åíèÿ áóäóùåãî ðåáåíêà â ïåðèîä áåðåìåííîñòè è â ïåðâûå ìåñÿöû ïîñëå ðîæäåíèÿ

Âîïðîñ 1: Íà ÷åì îñíîâàíà âîçìîæíîñòü ðåàëèçàöèè ìåòîäîâ ïåðèíàòàëüíîé ïåäàãîãèêà, åñëè òàêèå ìåòîäû ñóùåñòâóþò? 

Âîïðîñ 2:  Íå ìîãëè áû Âû ðàññêàçàòü íåìíîãî îá èñòîðèè âîçíèêíîâåíèÿ ïðåíàòàëüíîé ïåäàãîãèêè?  Ïî÷åìó-òî íèêòî îá ýòîì íè÷åãî íå ïèøåò…

Âîïðîñ 3: Êàê âîçíèê èëè âîøåë â óïîòðåáëåíèå òåðìèí ïðåíàòàëüíàÿ ïåäàãîãèêà?  Êàêîâû åãî ñâÿçè ñ ïîíÿòèÿìè ïåðèíàòàëüíàÿ è íåîíàòàëüíàÿ ïåäàãîãèêà? 

Âîïðîñ 4:  Ìîæíî ëè ãîâîðèòü î òîì, ÷òî ñóùåñòâóåò êàêîé-òî äëèòåëüíûé îïûò è ñòàòèñòèêà èñïîëüçîâàíèÿ ïðåíàòàëüíîé ïåäàãîãèêè? 

Âîïðîñ 5:  Êàêîâû îñíîâíûå ðåêîìåíäàöèè èìåþùèåñÿ â Âàøåé «ñèñòåìå ÌÈÐ ðåáåíêà» äëÿ áóäóùåé ìàòåðè â ïåðèîä áåðåìåííîñòè?

2. Ìàòåðèàëû îáñóæäåíèÿ â ÷àòå ðóêîâîäñòâà ÌÈÐ ïðåíàòàëüíîé è ïåðèíàòàëüíîé Ïåäàãîãèêå è ññûëêè íà ðåñóðñû â Èíòåðíåò

Ðàçãîâîðû â ÷àòå î ðåñóðñàõ ïî ïðåíàòàëüíîé ïåäàãîãèêå, ïðîãðàììàõ è ðåçóëüòàòàõ

1. Ñèñòåìà ÌÈÐ è îñíîâû ïðåíàòàëüíîé è ïåðèíàòàëüíîé ïåäàãîãèêè — îáó÷åíèÿ áóäóùåãî ðåáåíêà â ïåðèîä áåðåìåííîñòè è â ïåðâûå ìåñÿöû ïîñëå ðîæäåíèÿ»

Íà âîïðîñû îòâå÷àåò âèöå-ïðåçèäåíò Ðîññèéñêîé íàðîäíîé àêàäåìèè íàóê (ÐÍÀÍ), ïðåçèäåíò Àêàäåìèè îáðàçîâàíèÿ, ñîöèàëüíîãî è ýêîíîìè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ (ÀÎÑÝÐ) Ïàâåë Âèêòîðîâè÷ Òþëåíåâ.

Ïàâåë Âèêòîðîâè÷, êàêóþ ïðîãðàììó Âû ìîãëè áû ïîðåêîìåíäîâàòü íàøèì áåðåìåííûì æåíùèíàì? ×åì èì çàíÿòü ñ ïîëüçîé òî ñâîáîäíîå âðåìÿ, êîòîðûì îíè èíîãäà ðàñïîëàãàþò? Êîãäà è êòî ïðåäëîæèë çàìå÷àòåëüíûé òåðìèí: ïðåíàòàëüíàÿ ïåäàãîãèêà? Âåäü ýòèì ïîíÿòèåì áûë íàíåñåí ñîêðóøèòåëüíûé óäàð ïî «òðàäèöèîííîé ïåäàãîãèêå», êîòîðàÿ ââîäèëà â çàáëóæäåíèå è âíóøàëà âñåì, ÷òî îáó÷àòü ðåáåíêà ìîæíî òîëüêî ñ ñåìè ëåò!

Èòàê, Âîïðîñ 1: Íà ÷åì îñíîâàíà âîçìîæíîñòü ðåàëèçàöèè ìåòîäîâ ïåðèíàòàëüíîé ïåäàãîãèêà, åñëè òàêèå ìåòîäû ñóùåñòâóþò? 

— Ó÷åíûå ñðàâíèòåëüíî íåäàâíî óñòàíîâèëè, ÷òî ê 4 ìåñÿöàì ðàçâèòèÿ ýìáðèîíà ÷åëîâåêà óæå ñôîðìèðîâàí ñëóõîâîé àïïàðàò. Òåïåðü óæå ìíîãèå ïåäèàòðû è àêóøåðû çíàþò, ÷òî ñ 4-õ ìåñÿöåâ áåðåìåííîñòè ìàòåðè ðåáåíîê óæå ñëûøèò çâóêè. Ìîæíî ëè ïîâëèÿòü íà èíòåëëåêòóàëüíîå ðàçâèòèå ðåáåíêà â ïåðèîä áåðåìåííîñòè?
Îòêðûòèå è ïðàêòè÷åñêàÿ ïðîâåðêà òîãî, ÷òî ýòî âîçìîæíî, áûëî ñäåëàíî íàìè â êîíöå 80-õ ãîäîâ.
Ñåãîäíÿ â Èíòåðíåòå è â ëèòåðàòóðå ìîæíî âñòðåòèòü èíôîðìàöèþ î âîñïîìèíàíèÿõ ëþäåé, êîòîðûå ïîìíÿò ñåáÿ åù¸ äî ðîæäåíèÿ, íî äî ñèõ ïîð ýòî âîñïðèíèìàåòñÿ êàê ôàíòàñòèêà, åñëè íå çàïèñêè ñóìàñøåäøèõ. Îãðîìíîå äàâëåíèå ñòåðåîòèïîâ ïîâåäåíèÿ îáùåñòâà è ñåìüè çàñòàâëÿåò ÷åëîâåêà çàáûòü, ÷òî ñ íèì ïðîèñõîäèëî, ÷òî îí ñëûøàë è ÷òî ÷óâñòâîâàë. Ïðåäñòàâüòå, ÷òî áûëî ïîëâåêà òîìó íàçàä!
Ïàìÿòü ÷åëîâåêà óñòðîåíà ïî-ðàçíîìó, íî ïîä ãèïíîçîì óäà¸òñÿ âûÿñíèòü î òîì, ÷òî ïîìíèò ÷åëîâåê î ñâî¸ì ïðåäðîäîâîì ðàçâèòèè, è ýòî óæå íèêòî, êðîìå ñàìûõ çàêîðåíåëûõ ðåòðîãðàäîâ, íå îñïàðèâàåò. Ìåíÿ âñå ãîäû ïîñëå ðîæäåíèÿ áåñïîêîèëè íåêîòîðûå âîñïîìèíàíèÿ â ñâîåì ïðåäðîäîâîì ïåðèîäå, è ïîñòåïåííî â áîëüøèíñòâå èç íèõ ÿ ðàçîáðàëñÿ – îíè ïîìîãëè ìíå ïîíÿòü, ÷òî è êàê íåîáõîäèìî äåëàòü, ÷òîáû ðåáåíêó ýòè âîñïîìèíàíèÿ ïîøëè íà ïîëüçó.
×òî ìîæåò âñïîìíèòü è ðàññêàçàòü ðåáåíîê î ñâî¸ì ïðåäðîäîâîì ðàçâèòèè? Íà ñàìîì äåëå, 9 ìåñÿöå⠖ ýòî ìåíüøå îäíîãî ãîäà. Íå òàêîé óæ áîëüøîé ñðîê äëÿ áîëüøîãî ðàçíîîáðàçèÿ ñîáûòèé: îäíîîáðàçíîå ïèòàíèå, íå òàêîå óæ ðàçíîå ïîâåäåíèå ìàòåðè, íåñêîëüêî ïðàçäíèêîâ, è õîðîøî, åñëè ìàòåðè åñòü ñ êåì ïîãîâîðèòü, ïîîáñóæäàòü èíòåðåñíûå òåìû… Íî ïðåäñòàâüòå ñåáå òàêóþ ñèòóàöèþ: à ÷òî, åñëè ìàìà íà÷í¸ò öåëåíàïðàâëåííî è êâàëèôèöèðîâàííî çàíèìàòüñÿ ñî ñâîèì áóäóùèì ðåáåíêîì òàê, ÷òî îí çàïîìíèò è ïîñëå ðîæäåíèÿ âñïîìíèò ïî÷òè êàæäûé äåíü èç ýòèõ çàíÿòèé! 

Âîïðîñ 2:  Íå ìîãëè áû Âû ðàññêàçàòü íåìíîãî îá èñòîðèè âîçíèêíîâåíèÿ ïðåíàòàëüíîé ïåäàãîãèêè?  Ïî÷åìó-òî íèêòî îá ýòîì íè÷åãî íå ïèøåò…

— Èòàê, íåìíîãî èñòîðèè.  50-60-å ãîäû, êîãäà ìíå — èç-çà áîëåçíè ìàòåðè — ïðèøëîñü çàíÿòüñÿ «æåñòêîé ïðàêòè÷åñêîé ïåäàãîãèêîé» ñî ñâîèìè ìëàäøèìè áðàòüÿìè. Ìíå íàäåÿòüñÿ áûëî íå íà êîãî ÿ ìíîãî ÷èòàë è ðåøàë âñå ïåäàãîãè÷åñêèå âîïðîñû ñàìîñòîÿòåëüíî è ðàäèêàëüíî, àíàëèçèðóÿ âñþ äîñòóïíóþ ìíå èíôîðìàöèþ. Íî òîãäà äàæå òåìà ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ñðàçó ïîñëå ðîæäåíèÿ – ðàííåå ðàçâèòèå äåòåé — áûëà çàïðåòíîé.
Ïî ýòîé æå òåìàòèêå, êàê ÿ âûÿñíèë 12 ëåò ñïóñòÿ ïàðàëëåëüíî íà÷àë ðàáîòàòü è î íåé âî âñåóñëûøàíüå íà÷àë ãîâîðèòü òîëüêî Á.Ï. Íèêèòèí — åìó òåðÿòü áûëî íå÷åãî. Îí ïîðâàë ñ òðàäèöèîííîé ïåäàãîãèêîé ïîñëå òîãî, êàê â 1957 ãîäó Ïåðâûé ñåêðåòàðü ÌÃÊ (Ìîñêîâñêîãî ãîðêîìà) ÊÏÑÑ Ë. Ôóðöåâà è Àêàäåìèÿ ïåäàãîãè÷åñêèõ íàóê (ÀÏÍ) íå ïîçâîëèëè åìó ñ ãðóïïîé äðóãèõ ïåäàãîãîâ-íîâàòîðîâ âîçðîäèòü èçâåñòíûé âî âñ¸ì ìèðå «ïðîåêò À.Ñ. Ìàêàðåíêî». Óâîëåííûé èç ñèñòåìû «òðàäèöèîííîãî îáðàçîâàíèÿ», Á.Ï. Íèêèòèí áóêâàëüíî â òå æå äíè æåíèëñÿ è íà÷àë ñîçäàâàòü íîâóþ, ðîäèòåëüñêóþ ïåäàãîãèêó «ñ íóëÿ è äî ñåìè ëåò»: ñ ñàìîãî ðîæäåíèÿ ñâîèõ ñåìåðûõ äåòåé. Òàê, íåñìîòðÿ íà ðåïðåññèè, çàïðåòû è ãîíåíèÿ, íà÷àëñÿ øòóðì óñòàðåâøèõ è îøèáî÷íûõ äîãì íå òîëüêî «íà÷àëüíîãî îáðàçîâàíèÿ», íî è ïåðèíàòàëüíîãî ïåðèîäà ðàçâèòèÿ äåòåé.  ïåðèîä ñðàçó ïîñëå ðîæäåíèÿ Á.Ï. Íèêèòèí îáðàùàòü âíèìàíèå íà íåîáõîäèìîñòü ðàçâèòèÿ è çàêðåïëåíèÿ õâàòàòåëüíîãî è îïîðíîãî è äðóãèõ «âðîæäåííûõ» ðåôëåêñîâ… Îá ýòîì âû ñìîæåòå ïðî÷èòàòü â êíèãàõ Íèêèòèíà, êîòîðûå ÿ ðåêîìåíäóþ âñåì — äëÿ íà÷àëüíîãî ëèêáåçà.
Ïîñêîëüêó ÿ ðàáîòàë â ñèñòåìå Àêàäåìèè íàóê ÑÑÑÐ, ìåíÿ, êàê íàó÷íîãî ðàáîòíèêà âñåãäà  èíòåðåñîâàëè ôóíäàìåíòàëüíûå âîïðîñû è, â ÷àñòíîñòè, ïðîáëåìà ìàêñèìàëüíî âîçìîæíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà: ÷òî åñòü, íà ñàìîì äåëå ×åëîâåê?  Êàêîâû ïðåäåëû åãî îáó÷àåìîñòè?

Íî äî ïîÿâëåíèÿ ðåçóëüòàòîâ ñèñòåìû ÌÈÐ â êîíöå 80-õ è íà÷àëå 90-õ ãîäîâ íèêòî íå çíàë è íå ãîâîðèë î òîì, ÷òî ìîæíî íà÷èíàòü ðàçâèâàòü, âîñïèòûâàòü è îáó÷àòü äåòåé äî ðîæäåíèÿ! 
Ìåæäó òåì ìíîþ áûëè ïîëó÷åíû êîíêðåòíûå ïðàêòè÷åñêèå ðåçóëüòàòû â 1988 ãîäó è âñêîðå ÿ ñîçäàë Öåíòð «Ñîäåéñòâèå ðàçâèòèþ è âîñïèòàíèþ äåòåé». Ýòîò öåíòð îáîñíîâàëñÿ â íåäðàõ ÃëàâÍÈÂÖà Ìèíèñòåðñòâà ãåîëîãèè è íà÷àë ñ 1991 ãîäà ðåãóëÿðíî ðàññûëàòü ñîîáùåíèå î íà÷àòîì ìíîþ ïðîåêòå «Ðàçâèâàÿ äåòåé – ðàçâèâàåì Ðîññèþ» ÷åðåç ôàêñ-ìîäåìû ïðè ïîìîùè äâóõ êîìïüþòåðîâ. Ñîõðàíèâøèåñÿ ïðîòîêîëû ðàññûëîê ýòîãî ñâîåîáðàçíîãî ôàêñ-ñïàìà ïîêàçûâàþò, ÷òî ñ êàæäîãî èç êîìïüþòåðîâ öåëè äîñòèãàëî äî 500 ôàêññîîáùåíèé åæåíî÷íî.

Ñåãîäíÿ ìîæíî îáíàðóæèòü íåìàëî ñàéòîâ, ãäå â îáùèõ ñëîâàõ è îáòåêàåìî ðàññêàçûâàþò î ïðåíàòàëüíîé ïåäàãîãèêå. Ïðè ýòîì íè ñëîâà íå ãîâîðèòñÿ îá òîì, êòî âïåðâûå ðàñêðûë âîçìîæíîñòè ðàçâèòèÿ è îáó÷åíèÿ â äîðîäîâîé ïåðèîä?  Íà ñàéòàõ êàê-òî ñòðàííî è ïîãîëîâíî óìàë÷èâàþò î òîì,  ýòîò òåðìèí âïåðâûå ïîÿâèëñÿ â ñèñòåìå ÌÈÐ è íàñòîÿùèé áóì íà÷àëñÿ êàê òîëüêî ïî òåëåâèäåíèþ ÿ ðåøèë ïîêàçàòü íàøè ðåçóëüòàòû ïî ðàñøèðåííîé ìîåé ìåòîäèêå «×èòàòü – ðàíüøå, ÷åì õîäèòü: íà÷èíàòü îáó÷åíèå ÷òåíèþ ðàíüøå, ÷åì ðîäèòü». 

Âîïðîñ 3: Êàê âîçíèê èëè âîøåë â óïîòðåáëåíèå òåðìèí ïðåíàòàëüíàÿ ïåäàãîãèêà?  Êàêîâû åãî ñâÿçè ñ ïîíÿòèÿìè ïåðèíàòàëüíàÿ è íåîíàòàëüíàÿ ïåäàãîãèêà? 

 êîíöå 90-õ è íà÷àëå 2000-õ ãîäîâ ïîñëå áåçóñïåøíûõ ïîïûòîê ïðîâåñòè ÷åðåç Àäìèíèñòðàöèþ ïðåçèäåíòà Åëüöèíà, à çàòåì è Â. Ïóòèíà Óêàç î ïåðåõîäå íà íîâîå îïòèìàëüíîå îáðàçîâàíèå, ÿ ñïåöèàëüíî ïðåäïðèíÿë ñâîåîáðàçíóþ èíôîðìàöèîííóþ àòàêó íà íåñêîëüêèõ ôîðóìàõ, ãäå ðàññêàçûâàë îá óäèâèòåëüíûõ ðåçóëüòàòàõ ïðåäëîæåííîé ìíîþ ïðåíàòàëüíîé è ïåðèíàòàëüíîé ïåäàãîãèêå.
Ó ïåäàãîãîâ ýòà àòàêà âûçâàëà øîê, íî çàòî êî ìíå ñòàëè îáðàùàòüñÿ âðà÷è – ïåäèàòðû è ãèíåêîëîãè … Äåëî áûëî ñäåëàíî!

Ýòè òåðìèíû ïîäõâàòèëè êàê-òî ñðàçó.
Çàòåì ïîÿâèëèñü êîíñóëüòàíòû, íà÷àëè ñîçäàâàòüñÿ öåíòðû.  ÷àñòíîñòè, ïîÿâèëñÿ Öåíòð Öàðåãðàäñêîé, êîòîðàÿ äàæå ñòàëà âûïóñêàòü ñîáñòâåííóþ ãàçåòó äëÿ ïîñåòèòåëåé è ïðåíàòàëüíûõ ïåäàãîãîâ. ß ïîáûâàë, ïðîàíàëèçèðîâàë ðàáîòó ýòîãî öåíòðà, è òàê æå, êàê â ñëó÷àå ñ ïðàêòèêîé Ëàçàðåâà ñ åãî ÑÎÍÀÒÀËîì ïðèøåë â óæàñ: íàðóøàëèñü ãëàâíûå çàêîíû è ïðèíöèïû èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ â ðàííåì âîçðàñòå ðåáåíêà!
×òî ìîæíî ñäåëàòü, ÷òîáû èñïðàâèòü ïîëîæåíèå?
ß âñÿ÷åñêè ïðèâåòñòâóþ ïîïûòêè ïåäàãîãîâ è âðà÷åé ðàçîáðàòüñÿ â ðàííåì ðàçâèòèè, äî ðîæäåíèÿ è ïîñëå ðîæäåíèÿ. Íî äëÿ ýòîãî ïîòðåáóåòñÿ ïîòðàòèòü äåñÿòèëåòèÿ èññëåäîâàíèé è ïîëó÷èòü ðåàëüíûå ðåçóëüòàòû, êàê ñäåëàë ýòî ÿ. Ñíà÷àëà íàäî ó÷èòüñÿ, ó÷èòüñÿ è ó÷èòüñÿ â ñèñòåìå ÌÈÐ – ïîñòàðàòüñÿ õîòÿ áû ïîâòîðèòü ðåçóëüòàòû – íó à ïîòîì èìååò ñìûñë äâèãàòüñÿ äàëüøå è ïðîâîäèòü èññëåäîâàíèÿ óæå áóäó÷è îáó÷åííûìè ñïåöèàëèñòàìè â îáëàñòè Èíòåëëåêòèêè. Ýòî íåîáõîäèìî äëÿ òîãî, ÷òîáû íå íàäåëàòü íåïîïðàâèìûõ èëè òðóäíîèñïðàâèìûõ îøèáîê çàíèìàÿñü ñ äåòüìè.   
Êàòåãîðè÷åñêè íå ðåêîìåíäóþ îáðàùàòüñÿ ê «ñïåöèàëèñòàì», êîòîðûå íå îáó÷àëèñü â íàøåì Öåíòðå ÌÈÐ ðåáåíêà è íå èñïîëüçóéòå íå ïðîâåðåííûå íàìè è íà àòòåñòîâàííûå â ñèñòåìå ÌÈÐÐ ìåòîäèêè. Äðóãîé ðåêîìåíäàöèè â íûíåøíþþ ýïîõó àâàíòþðèçìà, ìîøåííèêîâ è øàðëàòàíîâ ÿ íå ìîãó äàòü. Íî ñàìîå ãëàâíîå: ñëåäèòå, ñìîòðèòå çà ðåçóëüòàòàìè. Åñëè ðåçóëüòàòû ó íåçàâèñèìûõ ðîäèòåëåé ïîëó÷àþòñÿ ôåíîìåíàëüíûå, óäèâèòåëüíûå è çàìå÷àòåëüíûå – çíà÷èò è ìåòîäèêà äîëæíà áûòü ýôôåêòèâíàÿ. Íî êîãäà ïîêàçûâàþò ðåçóëüòàòû â 1 %  (îäèí ïðîöåíò) ïðè îøèáêå ñîöèîìåòðè÷åñêèõ èññëåäîâàíèé â 5 – 10 % è áîëåå, òî ýòî âîîáùå ñìåøíî è ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïîïûòêó ïîâåñèòü îáû÷íóþ «ëàïøó íà óøè».

 íàøåé ñèñòåìå Ìåòîäîâ Èíòåëëåêòóàëüíîãî Ðàçâèòèÿ Ðåáåíêà — ÌÈÐ ðåáåíêà – ìû âûäåëÿåì äâà îñíîâíûõ ïåðèîäà: ïðåíàòàëüíûé – äîðîäîâîé, è ïåðèíàòàëüíûé – ïîñëå ðîäîâîé, êîòîðûé äëèòñÿ 2-3 ìåñÿöà ñðàçó ïîñëå ðîæäåíèÿ. Ýòîò ïåðèîä åù¸ íàçûâàþò èíîãäà íåîíàòàëüíûì ïåðèîäîì. Ïî ìîåìó ìíåíèþ ïðåíàòàëüíûé è ïåðèíàòàëüíûé òåðìèíû áîëüøå ïîäõîäÿò äëÿ íàøèõ öåëåé, òàê êàê òóò ñàìè ñëîâà äåìîíñòðèðóþò òó ìàëóþ ãðàíü ìåæäó ýòèìè ïåðèîäàìè è òåñíóþ ìåæäó íèìè ñâÿçü. 

 ñâîþ î÷åðåäü äîðîäîâîé ïåðèîä äåëèòñÿ åù¸ íà äâà îñíîâíûõ ïåðèîäà, êîòîðûå ìû íàçûâàåì ìèðêëàññû: äëÿ íèõ íóæíû ñâîè ïðîãðàììû è êóðñû îáó÷åíèÿ è ðàçâèòèÿ ïëîäà. Íî, íà ñàìîì äåëå, áîëåå äåòàëüíûõ ìèêðîïåðèîäîâ â ïðåíàòàëüíûé ïåðèîä ñóùåñòâóåò ãîðàçäî áîëüøå! Íî íå áóäåì  ðàñïûëÿòüñÿ. Ñêàæåì ëèøü îäíî: â ïðåíàòàëüíûé ïåðèîä ôîðìèðóþòñÿ çàäàòêè áóäóùåãî ðåáåíêà. Ìàòü ôîðìèðóåò ôóíäàìåíòàëüíûå îñíîâû áóäóùåé ëè÷íîñòè.

Âîïðîñ 4:  Ìîæíî ëè ãîâîðèòü î òîì, ÷òî ñóùåñòâóåò êàêîé-òî äëèòåëüíûé îïûò è ñòàòèñòèêà èñïîëüçîâàíèÿ ïðåíàòàëüíîé ïåäàãîãèêè? 

Èíòåðåñíî, ÷òî  ÷åðåç 15 ëåò ïîñëå ïîëó÷åíèÿ èíòåðåñíûõ ðåçóëüòàòîâ ÿ îáíàðóæèë, ÷òî â íåêîòîðûõ ìèðîâûõ ðåëèãèÿõ ñîõðàíèëèñü òðàäèöèè, â êîòîðûõ ñëó÷àéíî èëè ñîçíàòåëüíî èñïîëüçóåòñÿ ýòî êà÷åñòâî ÷åëîâåêà äëÿ åãî èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ â ïåðèîä âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ. Òî åñòü, â ïðèíöèïå ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî ïðåíàòàëüíàÿ ïåäàãîãèêà óæå èìååò òûñÿ÷åëåòíèé îïûò èñïîëüçîâàíèÿ è ìîæíî ïðîàíàëèçèðîâàòü íåêîòîðûå ðåçóëüòàòû å¸ ïðèìåíåíèÿ òåìè èëè èíûìè ñåìüÿìè èëè íàðîäàìè.

 ñèñòåìå ÌÈÐ ðåáåíêà ìåòîäû îáó÷åíèÿ áóäóùåãî ðåáåíêà íà÷àëè öåëåíàïðàâëåííî ðåêîìåíäîâàòüñÿ è  èñïîëüçîâàòüñÿ ñ 1987 ãîäà. Áûëî îáíàðóæåíî, ÷òî ðåáåíîê, êîòîðîãî îáó÷àëè â ïðåíàòàëüíûé ïåðèîä ñòèõàì À.Ñ. Ïóøêèíà, â 2,5 ãîäà ïðåêðàñíî è áåãëî ìîã ÷èòàòü ïîýìó Ðóñëàí è Ëþäìèëà», â ñåìü ëåò îáíàðóæèëîñü, ÷òî îí çíàë íàèçóñòü âñþ ïîýìó «Åâãåíèé Îíåãèí»! Àóäèî- è âèäåîçàïèñè ýòèõ ôàêòîâ Âû ñìîæåòå ïîñëóøàòü è ïîñìîòðåòü â Èíòåðíåòå ïî ññûëêàì ñ ñàéòà www.rebenokh1.narod.ru.

Ðàçóìååòñÿ, åñòü è äðóãèå çíàíèÿ, êîòîðûå ëó÷øå âñåãî äàòü â ïðåíàòàëüíûé è ïåðèíàòàëüíûé ïåðèîäû, ÷òîáû íå òðàòèòü äðàãîöåííîå âðåìÿ íà èõ óñâîåíèå â áóäóùåì.

Âîïðîñ 5:  Êàêîâû îñíîâíûå ðåêîìåíäàöèè èìåþùèåñÿ â Âàøåé «ñèñòåìå ÌÈÐ ðåáåíêà» äëÿ áóäóùåé ìàòåðè â ïåðèîä áåðåìåííîñòè?

—  ýòîò ïåðèîä áóäóùåé ìàìå íàäî âûáðàòü èëè ñîñòàâèòü ñåáå è áóäóùåìó ðåáåíêó êàêóþ-òî ïðîñòóþ ïðîãðàììó äëÿ ïåðèíàòàëüíîãî îáó÷åíèÿ ñîñòàâèòü. 🙂

Ñêàæåì, îçâó÷èòü ïî 10 — 20 ïåðâûõ, îñíîâíûõ ñëîâ ïî íåñêîëüêèì, îò 1 äî 10-òè  ïðîãðàììàì ÌÈÐÐ. Äóìàþ, ÷òî áîëüøå — íå íàäî.  Êðîìå òîãî, ðåêîìåíäóåòñÿ äàâàòü âîçìîæíîñòü áóäóùåìó ðåáåíêó ïðîñëóøèâàòü ðàçëè÷íûå íàáîðû è êîëëåêöèè çâóêîâ ïî îïðåäåëåííîé ñèñòåìå, òàê êàê òóò ìîæíî íàâðåäèòü. ß íå ðåêîìåíäóþ ñëèøêîì ñåðüåçíî ïðèñëóøèâàòüñÿ ê òåì äèëåòàíòñêèì ðåêîìåíäàöèÿì, êîòîðûå èìåþòñÿ ñåé÷àñ âî ìíîãèõ êíèãàõ, âêëþ÷àÿ  êíèãó Ìàñàðó Èáóêà, Ëàçàðåâà è äðóãèõ.  êíèãàõ ïî ñèñòåìå ÌÈÐÐ âû íàéäåòå îáúÿñíåíèÿ, ÷òî êàê è êîãäà íàäî äåëàòü? Óçíàåòå îá îòðèöàòåëüíîì îïûòå, êîòîðûé áûë ïîëó÷åí ðîäèòåëÿìè ïðè ïîïûòêàõ èñïîëüçîâàòü ðåêîìåíäàöèè Ìàñàðó Èáóêà («Ïîñëå òðåõ — óæå ïîçäíî!», Ëàçàðåâà (ÑÎÍÀÒÀË) è äðóãèõ.

Ñïèñêè ðåêîìåíäóåìûõ ñëîâ è çâóêîâ ìîæíî íàéòè íàøåì ðàçâèâàþùåì êîìïëåêòå ÐÊ ÌÈÐ – äëÿ çàðåãèñòðèðîâàííûõ ðîäèòåëåé.

Ïîìíèòå î ãëàâíîì: òå ÷óâñòâà, òå ýìîöèè, êîòîðûå Âû èñïûòûâàåòå, áóäåò èñïûòûâàòü è Âàø áóäóùèé ðåáåíîê: çäåñü è ñåé÷àñ.

Ïîìíèòå, ÷òî Âû ñåãîäíÿ ôîðìèðóåòå ìàòðèöó áóäóùèõ ýìîöèé ðåáåíêà.   

 ïåðèîä áåðåìåííîñòè Âû ñâÿçàíû áèîõèìè÷åñêè, ÷åðåç ïëàöåíòó, ïîýòîìó ìû ýòîò ïåðèîä äåëèì íà äâà ìèðêëàññà è íàçûâàåì — ñíà÷àëà «Õèìóíîê», à çàòåì, ñ 4-ãî ìåñÿöà äîáàâëÿåòñÿ «Ñëûøóíîê».

Îáðàòèì âíèìàíèå íà âòîðîé ìèðêëàññ, êîòîðûé íà÷èíàåòñÿ ñ 4-ãî ìåñÿöà áåðåìåííîñòè è êîòîðûé íàçûâàåòñÿ «Ñëûøóíîê».

Òî åñòü, ñ 4-ãî ìåñÿöà Âàø ïëîä ðàçâèâàåòñÿ ïîä âëèÿíèåì äâóõ èíòåëëåêòîîáðàçóþùèõ ôàêòîðîâ: îí ÷óâñòâóåò Âàøè áèîõèìè÷åñêèå ìîëåêóëû, êîòîðûå îáðàùàþòñÿ â êðîâåíîñíîé ñèñòåìå áóäóùåé ìàòåðè, è ñëûøèò — îäíîâðåìåííî.

Èòàê, åñëè âû ñ ðàäîñòüþ è óäîâîëüñòâèå ïðîãîâàðèâàåòå íàáîðû èç äåñÿòè ñëîâ ïî êàæäîìó «øêîëüíîìó ïðåäìåòó», òî ïðèìåðíî òîæå ñàìîå áóäåò ñëûøàòü è ÷óâñòâîâàòü è âàø áóäóùèé ðåáåíîê.  ñèñòåìå ÌÈÐ óñòàíîâëåíî, ÷òî ðåáåíîê â ýòîì ñîñòîÿíèè ìîæåò çàïîìèíàòü áîëüøèå êóñêè òåêñòà. …

Êàêèå òî÷íî îáú¸ìû è íà êàêèõ ÿçûêàõ âàø ðåáåíîê ìîæåò çàïîìíèòü – ìû ãîâîðèòü ïîêà íå áóäåì. Îá ýòîì âû íàéäåòå èíôîðìàöèþ ïî ðåñóðñàõ ÐÊ ÌÈÐ è ïîñëå ðåãèñòðàöèè.
…
Ïîëíûé òåêñò è ðåêîìåíäàöèè ýòîé ãëàâû, à òàêæå ðåçóëüòàòû ïðåíàòàëüíîãî è ïåðèíàòàëüíîãî îáó÷åíèÿ ðåáåíêà ìîæíî íàéòè íà ñàéòå www.rebenokh1.narod.ru 

2. Ìàòåðèàëû îáñóæäåíèÿ â ÷àòå ðóêîâîäñòâà ÌÈÐ ïðåíàòàëüíîé è ïåðèíàòàëüíîé Ïåäàãîãèêå è ññûëêè íà ðåñóðñû â Èíòåðíåò

https://vk.com/id153333881

https://www.baby.ru/blogs/post/48704104-25392300/
Ïèòàíèå ïðè ïëàíèðîâàíèè è áåðåìåííîñòè! Ñòàòüÿ âñåì ïðåäñòàâèòåëüíèöàì ïðåêðàñíîãî ïîëà!!! ×èòàéòå âñå-âñå èíòåðåñíî

Ïîëíûé òåêñò ìàòåðèàëîâ îáñóæäåíèÿ â ÌÈÐ-÷àòàõ è ññûëêè íà ðàçëè÷íûå ðåñóðñû — ñì. www.rebenokh1.narod.ru/mir0200.htm

Источник