Предупреждение эмоциональных нарушений в развитии ребенка

Ольга Вандушева
Предупреждение и преодоление нарушений в эмоциональном развитии детей

Цель: развитие профессионально важных качеств: педагогической рефлексии, эмпатии, позитивной установки по отношению к детям.

Задачи тренинга: сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности и как профессионала, осознания их влияния на собственную профессиональную деятельность; развитие коммуникативных средств общения с детьми, родителями, коллегами по работе;

Ход встречи:

Добрый день уважаемы участники научно – практического семинара. Мы рады приветствовать на нашем семинаре. Сегодня мы с вами поговорим об эмоциональном развитии детей, о методах и приемах взаимодействия.

Семинар будет проходить в виде тренинга. для того что бы начать необходимо написать на бейджеках имя, как к вам в ходе тренинга ведущий и участники будут обращаться, вспомнить и обозначить правила тренинга:

• Конфиденциальность

• Взаимоуважение

• Пунктуальность

«Здесь и теперь»

«Не давать оценок и не критиковать» и др…

Притча о воспитании. Видеоролик

Сегодня мы встретились, чтобы поговорить и посоветоваться по вопросам, без анализа которых невозможно правильно построить воспитательный процесс в образовательной деятельности.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются не лице, в позе, жестах, во всем поведении.

И наша главная задача – формировать у ребенка положительные эмоции, корректировать их недостатки. Стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств ребенка: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. Ему будет значительно легче учиться, если вы поможете ему совершенствовать способность управлять своими эмоциями и чувствами.

Разминка

Игра «Поменяйтесь местами…» Игра проводится для того, чтобы немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию. Меняются местами, например, те кто: -работает всю жизнь в одном учреждении; -любит свою работу; -любит яблоки; -работает педагогом более 10 лет; -мечтал быть педагогом с детства; -кто пришёл в юбке и др. Таким образом, участники «перетасовываются».

Сейчас мы с вами рассмотрим основные методы и приемы, применяемые в работе с детьми

Методы и приемы.

1. Воспитание заинтересованности и уважительного отношения к взрослым. Выступать для ребёнка примером для подражания. Всегда отзываться на проявляемую им инициативу в общении. Давать ребёнку возможность встречаться с широким миром взрослых, которые окружают семью.

2. Воспитыватие умения общаться с взрослыми вне семьи. Знакомить детей с нормами поведения в общественных местах. Требовать исполнения правил обращения к старшим. Учить ребёнка этикету беседы по телефону.

3. Формирование представления о жизни взрослых. Рассказывать о своей работе, об отношениях людей. Брать ребёнка с собой в магазин, на почту и т. п.

4. Закладывание основы доброжелательного отношения к сверстникам. Поддерживать желание ребёнка приглашать домой друзей, играть с ними, ходить в гости к другим детям. Говорить с ребёнком о его друзьях, жизни в коллективе сверстников в детском саду (школе).

5. Вырабатывать навыки общения с равным партнёром. Играть с ребёнком в различные игры с правилами (подвижные, спортивные, настольные, воспитывать умение подчиниться общему правилу, контролировать проявление эмоций и поведение. Формировать психологическую устойчивость к неуспеху.

6. Воспитывать бережное отношение к миру природы. Показывать ребёнку образцы экологически ориентированного поведения.

7. Содействовать формированию индивидуальности и основ личности:

— активность и самостоятельность (обеспечить ребёнку уголок его индивидуального жизненного пространства;

— образ себя (способствовать формированию положительной самооценки и образа себя в будущем);

— моральные устои (читать детям сказки, обсуждать с ребёнком этическую сторону поступков персонажей – хорошо или плохо кто-то из них поступил и почему);

— основы гражданственности (показывать приме патриотического отношения к своей стране).

Давайте с вами не много поразмышляем, применяя данные методы и приемы в работе с детьми, педагог должен быть каким?

Упражнение «Личность педагога» Участникам предлагается разделиться на подгруппы. Подгруппам предлагается на лепестках «ромашки» составить портрет качество присуще хорошему педагогу и качество не преемлемые для педагога

Итогом групповой дискуссии должен стать список качеств идеального педагога, удовлетворяющий всех участников. Выделение трёх наиболее значимых качеств.

Заключительная часть.

«Три настроения» (Итог). Видеоролик

Мы желаю Вам, чтобы вашу жизнь наполняли в большей степени только чистые мысли. От них настроение становится замечательным. А когда хорошее настроение, хочется любить и творить прекрасное.

Источник

Апресян Елена
Консультация «Эмоциональные нарушения у дошкольников»

Нарушения эмоционально-волевой сферы ребёнка

Зачастую забота родителей основным образом сконцентрирована в области физического здоровья детей, тогда, когда достаточного внимания эмоциональному состоянию ребёнка не уделяется, а некоторые ранние тревожные симптомы нарушений в эмоционально-волевой сфере воспринимаются как временные, свойственные возрасту, и потому, неопасные для жизни малыша, и служат индикатором его отношения к родителям и к тому, что его окружает. В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении.

Внешние проявления нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте

Несмотря на то что не стоит самостоятельно ставить не только медицинские диагнозы, но и диагнозы в области психологического здоровья, а лучше доверить это профессионалам, имеется ряд признаков нарушений эмоционально-волевой сферы, наличие которых должно стать причиной обращения к специалистам.

Нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных проявлений. Так, например, если взрослые систематически отмечают у своего малыша в раннем возрасте такие поведенческие характеристики, как чрезмерная агрессивность или пассивность, плаксивость, «застревание» на определённой эмоции, то, возможно, что это раннее проявление эмоциональных расстройств.

В дошкольном возрасте к указанным выше симптомам, могут добавиться неумение следовать нормам и правилам поведения, недостаточное развитие самостоятельности. В школьном возрасте эти отклонения, наряду с перечисленными, могут сочетаться с неуверенностью в себе, нарушением социального взаимодействия, снижением целеустремлённости, неадекватностью самооценки.

Важно понимать, что о существовании нарушений стоит судить не по наличию единичного признака, который может быть реакцией ребёнка на конкретную ситуацию, а по совокупности нескольких характерных симптомов.

Основные внешние проявления выглядят следующим образом:

Эмоциональная напряжённость. При повышенной эмоциональной напряжённости, кроме общеизвестных проявлений также ярко могут быть выражены затруднения в организации умственной деятельности, снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.

• Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.

• Повышенная тревожность. Повышенная тревожность, кроме известных признаков, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.

• Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.

• Отсутствие эмпатии. Эмпатия — способность чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать. При нарушениях эмоционально-волевой сферы этот признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.

• Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых — в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.

• Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.

• Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых.

• Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий.

• Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью и т. п.

Формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка

Проявление эмоций родители наблюдают с самого начала жизни ребёнка, с их помощью происходит общение с родителями, так малыш показывает, что ему хорошо, либо он испытывает неприятные ощущения.

В дальнейшем, в процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной степенью самостоятельности. Отношение к проблеме или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции. Другими словами, если ребёнку приходится проявлять произвольность в осуществлении каких-либо действий, где основополагающим мотивом будет не «хочу», а «надо», то есть для разрешения проблемы потребуется волевое усилие, на деле это и будет означать осуществление волевого акта.

По мере взросления, эмоции также претерпевают определённые изменения, развиваются. Дети в этом возрасте учатся чувствовать и способны демонстрировать уже более сложные проявления эмоций. Основной чертой правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.

Основные причины нарушений эмоционально-волевой сферы ребёнка

Детские психологи особенный акцент делают на утверждении, что развитие личности ребёнка, может гармонично происходить только при достаточном доверительном общении с близкими взрослыми.

Основными причинами нарушений являются:

1. перенесённые стрессы;

2. отставание в интеллектуальном развитии;

3. недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми;

4. социально-бытовые причины;

5. фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста;

6. ряд других причин, вызывающих у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.

Нарушения детской эмоциональной сферы проявляются гораздо чаще и ярче в периоды, так называемых, возрастных кризисов. Ярким примерами таких точек взросления могут быть кризисы «Я сам» в возрасте трёх лет и «Кризис переходного возраста» в подростковом периоде.

Что делать если поведение малыша заставляет предполагать наличие подобного расстройства? Прежде всего, важно понимать, что эти нарушения можно и нужно корректировать. Не стоит уповать только на специалистов, роль родителей в коррекции поведенческих особенностей характера ребёнка очень важна.

Важным моментом, позволяющим заложить фундамент благополучному разрешению данной проблемы, является установка контакта и доверительных отношений родителей с ребёнком. В общении следует избегать критичных оценок, показывать доброжелательное отношение, сохранять спокойствие, больше хвалить адекватные проявления чувств, следует искренне интересоваться его чувствами и сопереживать.

Источник

Наталья Гарань
Собрание для родителей «Профилактика психоэмоциональных нарушений у детей»

Сегодня наша встреча будет посвящена рассказу об особенностях эмоционального развития детей и профилактике эмоциональных нарушений.

Всем известно, что в эмоциях мы отражаем наши желания и их удовлетворение. Очень важно, чтобы эмоциональное состояние наших детей было благополучным.

Но в наше время все больше детей испытывает неблагополучие в эмоциональной сфере. К ним относятся проявления агрессивности, неуправляемости, либо тревожности, неуверенности, склонности к страхам, замкнутости.

Отрицательные эмоции накапливаются, и это может отразиться на соматическом здоровье (тики, заикания, энурез, развиваются страхи, агрессивность как защитная реакция). При длительном напряжении эти состояния могут стать устойчивыми свойствами личности. Существует множество примеров, когда невротическое состояние становится неврозом, с которым обращаются к врачу. Очень важно вовремя заметить необычное эмоциональное состояние малыша и уметь правильно вести себя с таким ребенком.

Агрессивность – целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. Практически все дети ссорятся, обзываются. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают просоциальным формам поведения. Однако у определённой категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируется в устойчивое качество личности. В итоге снижаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие.

Возможные причины агрессивного поведения:

1. неумение играть, отсутствие игровых навыков;

2. особенности семейного воспитания. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия с детства формируются в семье. Если родители ведут себя агрессивно (вербально (словесно, физически, применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребенка, вполне возможно, что эти проявления станут постоянной чертой характера ребенка.

3. образцы агрессивного поведения, которые ребёнок наблюдает на телеэкране или со стороны сверстников;

4. недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков.

Всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.

Формы агрессивного поведения.

Вербальная агрессия Физическая агрессия

а) Агрессивная косвенная вербальная агрессия.

Направлена на обвинения или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях:

жалобы («А Вова меня стукнул…»;

демонстративный крик, направленный на устранение сверстника(«Уходи, надоел!»);

агрессивные фантазии («Если ты не будешь слушаться, то…»). а) Косвенная физическая агрессия.

Направлена на принесение какого-либо ущерба другому через непосредственные физические действия:

разрушения продуктов деятельности другого;

уничтожение или порча чужих вещей.

б)Прямая косвенная агрессия

Оскорбления и вербальные формы унижения другого:

дразнилки («ябеда-корябеда»);

оскорбления («жир-трест»).

б)Прямая физическая агрессия.

Непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения:

символическая агрессия – угрозы и запугивания;

прямая агрессия – физическое нападение (укусы, царапанье, хватание за волосы).

Далее слайд №6,7,8.

Игровой комплекс для агрессивных детей.

«Зайчики»

Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их.

Ход игры: взрослый просит ребёнка представить себя веселым зайчиком в цирке, играющим на воображаемом барабане. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание ребёнка на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений. Например, взрослый говорит: «Как сильно зайчик стучит на барабане! А ты чувствуешь, как напряжены у него лапки? Ощущаешь, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуешь, как напряглись у тебя мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит. А кулачки напряженно стучат. Давай еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения…»

«Разговор с руками»

Цель: установление контакта с агрессивным ребёнком, снятие негативных состояний, обучение контролю над своими действиями.

Ход игры: если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно, но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

«Ласковые лапки»

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.

Ход игры: взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; взрослый объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими. Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

«Я могу»

Цель: развитие способностей видеть положительное в себе и других.

Ребёнку предлагается рассказать о том, что он уже умеет делать и этим может гордиться. Если он затрудняется, ведущий помогает: «Умеешь хорошо застёгивать пуговицы, играть, лепить, рисовать, бегать. Но всё же есть ещё вещи, которые получаются не совсем так, как хочется. Чему бы ты хотел ещё научиться и что тебе для этого нужно?»

«Воздушный шарик»

Цель: Снять напряжение, успокоить ребёнка.

Проведение: Взрослый дает инструкцию: «Представь себе, что сейчас мы с тобой будем надувать шарики. Вдохни воздух, поднеси воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувай его. Следи глазами за тем, как твой шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представил? Дуй осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажи мне шарик». Упражнение можно повторить 3 раза.

«Ёж»

Цель: реализует потребность ребёнка в агрессии, снимает мышечные зажимы.

Ход игры: Ребёнок превращается в ежа, который приготовился встретить опасность, защищается иголками, сильно-сильно сжимаясь в клубочек. Но когда все неприятели разбегутся, ёж остаётся в кругу друзей, медленно вытягивается и греется на солнышке.

Игру повторить 3 раза.

«Волшебный мешочек»

Цель: снятие негативных эмоциональных состояний, вербальной агрессии.

Ход игры: предложите ребёнку перед входом в группу, домой или выходом на улицу отойти в уголок и оставить все «плохие» слова в волшебном мешочке (маленький мешочек с завязочками). В мешочек даже можно покричать. После этого завяжите мешочек и спрячьте.

Приемлемые способы выражения гнева:

1. Громко спеть любимую песню.

2. Пометать дротики в мишень.

3. Попрыгать на скакалке.

4. Используя стаканчик для криков, высказать отрицательные эмоции.

5. Пускать мыльные пузыри.

6. Полить цветы.

7. Поиграть в настольный футбол, баскетбол, хоккей.

8. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.

Техника «Разрывание бумаги».

Данная техника позволяет получить хороший терапевтический эффект, т. к. доставляет детям много положительных эмоций, даёт выход энергии и агрессивным импульсам, раскрепощает излишне скованных детей, учит их выполнять свои обещания, держать слово.

Материалы: старые газеты, журналы.

Описание техники: перед началом игры договариваетесь о том, кто будет убирать комнату после игры, и объясняется, что эта игра позволит им освободиться от неприятных чувств и потребует значительной энергии. Затем обсуждаются разные чувства и вызывающие их ситуации.

После этого разрываете подготовленную бумагу на кусочки и бросаете в кучку в центре комнаты. Можно прыгать на них, обсыпать друг друга или бросать горстками вверх.

Что такое релаксация?

— Это расслабление тела и сознания.

Почему это необходимо?

— Потому что, живя в этом мире космических скоростей и пос- тоянных напряжений, чувствуя себя «зажатыми» и взбудоражен- ными, мы не даём своему организму отдыха. Он работает постоян- но, «на износ».А это, как известно, чревато. Даже во сне человек полностью не может расслабиться. По-видимому, вы тоже не раз замечали, что проспав 7-8 часов, чувствуете себя уставшим и злым.

А во время сеанса релаксации можно добиться максимального рас- слабления, т. е. полностью избавиться от физического или психи- ческого напряжения, при этом релаксация помогает улучшить концентрацию внимания, повысить работоспособность, развивает умение произвольно управлять своим эмоциональным сoстоянием.

Релаксация — это активное расслабление. Ее основная цель восста- новление нервной системы и, в первую очередь, восстановление ее адекватной (нормальной) восприимчивости, без которой не может быть правильного ответа защитных систем на повреждающий фак- тор.

ПЕРЕД СЛАЙДОМ №9.

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому и не располагают. Следует отличать тревогу от тревожности. Если

Тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребёнка, то тревожность является устойчивым состоянием, т. е. ребёнок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов.

Критерии определения тревожного ребёнка:

Постоянное беспокойство;

Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чём-либо.

Мышечное напряжение.

Раздражительность.

Нарушения сна.

Если хотя бы один из этих признаков проявляется постоянно, то можно предположить, что ребёнок тревожен.

ДАЛЕЕ СЛАЙДЫ №9, 10.

Игра «Ласковый мелок».

Цель: снятие мышечных зажимов, развитие тактильных ощущений.

Содержание: Существует хорошее развлечение – рисовать или писать на спине друг у друга разные картинки или буквы, а затем разгадывать, что было изображено. Это модификация данной игры, т. к. тревожные дети могут волноваться, пытаясь разгадать задумку партнёра, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее.

Взрослый говорит ребёнку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг у друга на спине. Что ты хочешь, чтобы я тебе нарисовал? Солнышко? Хорошо».

После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» всё, что он нарисовал, при этом легко массируя спину или другой участок тела.

«Копилка достижений».

(стр. 4, пособие «Во что играть с тревожными детьми»).

Игра в мяч «Я могу».

(стр. 9, пособие «Во что играть с тревожными детьми»).

Перед слайдом №11.

Страх – одно из средств познания окружающей действительности, ведущее к более избирательному и критичному отношению к ней.

Грань между нормальным охранительным страхом и страхом патологическим нередко оказывается размытой, но в любом случае страхи мешают ребёнку жить. Они его тревожат и могут вызвать невротические расстройства, которые проявляются в виде тиков, навязчивых движений, энуреза, заикания, плохого сна, раздражительности и т. д.

Причинами появления страхов могут быть:

гиперопека;

обособленность родителей;

суровые наказания, запреты;

жестокое обращение, физическое насилие;

компьютерные игры;

бесконтрольный просмотр телепрограмм и фильмов;

сильный испуг.

Виды страхов: боязнь сказочных персонажей; уколов; боли; неожиданных звуков; темноты; смерти; смртиродителей4 страшных слов; наказания и т. д.

ДАЛЕЕ СЛАЙДЫ №11,№12.

Упражнения для преодоления страхов у детей.

«Пчёлка в темноте».

Цель: коррекция боязни темноты, замкнутого пространства.

Ход игры: пчёлка перелетала с цветочка на цветок. Когда пчёлка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка. Незаметно наступила ночь, и лепестки стали закрываться (накрываем ребёнка и себя материей). Пчёлка проснулась, открыла глаза и увидела, что кругом темно. Тут она вспомнила, что осталась внутри цветка, и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается, и пчёлка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок. Игру можно повторять, усиливая плотность ткани, тем самым увеличивая степень темноты.

Упражнение «Маленький храбрец».

Цель: коррекция эмоции страха.

Описание: до упр-ия желательно поговорить с ребёнком: «Чего ты боишься? Когда тебе бывает страшно? Было ли так, что ты сильно испугался?» Затем предлагают нарисовать то, чего он боится. Потом порезать или порвать страх на мелкие кусочки, а мелкие – ещё на более мелкие. Когда страх рассыплется на мелкие кусочки, покажите, что теперь его собрать невозможно. Выбросите или сожгите эти кусочки, больше этого страха не будет.

Повторить через 1-2 недели. Посмотрите, что изменилось в изображении (цвет, сюжет, композиция, и делайте до тех пор, пока не увидите недоумённое выражение лица ребёнка в ответ натпросьбу нарисовать свой страх.

«Воспитай свой страх».

Цель: коррекция эмоции страха.

Описание: Так же проводится беседа, и ребёнку предлагают нарисовать страх. После того как рисунок готов, предлагаете перевоспитать страшилку (для этого нужно его сделать добрым). Вместе придумываете, как это сделать. Варианты: пририсовать воздушные шары, исправить злое выражение лица на доброе, улыбчивое и т. д.

Перед слайдом №13.

Застенчивость рождает ряд существенных трудностей в общении людей и в их отношениях. Поведение застенчивых детей отмечается в следующем:

избирательность в контактах с людьми: общение с близкими и отказ или затруднение в общении с посторонними;

заметен страх любых публичных выступлений, даже если это всего-навсего отвечать на вопрос знакомого педагога;

проявление робости и смущения на предложение сделать что-то по просьбе взрослого, дети как будто ждут подвоха («Я не могу, не хочу, не умею»);

заметны смущения при необходимости проявлять себя в игре, а также обострённое восприятие и ожидание оценки.

ДАЛЕЕ СЛАЙДЫ №13, 14,15, 16.

“Что нового».

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях, развитие зрительного внимания.

Условия игры. Ребенок рисует любую несложную картинку (кошку, домик и т. п.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Примечание. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает. Дети должны сказать, какие изменения произошли.

«Клубочек».

Цель: Обучение ребёнка одному из приёмов саморегуляции.

Содержание: Расшалившемуся ребёнку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться всё больше. Сообщаем, что клубок волшебный, и как только его начинают сматывать, то сразу же успокаиваешься.

«Послушай тишину».

Цель: развитие слухового внимания и умения владеть собой.

Условия игры. По первому сигналу колокольчика ребёнок бегает по комнате, кричит, стучит и т. д. По второму сигналу должен быстро сесть и прислушаться к тому, что происходит кругом.

«Мишки и шишки».

Цель: тренировка выдержки, контроль импульсивности.

Условия игры: По полу рассыпают шишки. Ребёнку предлагают собрать их лапами больших игрушечных мишек.

Примечания. Вместо игрушек можно использовать руки других игроков, но, например, повернутые тыльной стороной ладони. Вместо шишек можно использовать другие предметы – мячики, кубики и т. п.

Иногда дети себя плохо ведут. И родители в этих случаях должны как-то реагировать на поведение ребенка. Вопрос этот не простой. Здесь важно уметь не выплескивать свое негативное состояние на ребенка, а найти правильный подход к нему.

Ситуации для анализа.

Как, по вашему мнению, нужно реагировать в следующих ситуациях.

Вы находитесь дома. Вдруг из другой комнаты раздается звон бьющегося стекла. Вы вбегаете в комнату и видите своего ребенка, стоящего у осколков вашей любимой вазы. Он испуган.

Вы ссоритесь с близким человеком. Ребенок все слышит.

Как вы думаете, что он может испытывать при этом? И как отреагировать, если малыш заплачет?

Ваш ребенок вернулся с прогулки грязным.

С чего вы начнете разговор, разбирая плохой поступок ребенка?

Как вы считаете, можно ли наказывать ремнем? В чем вред физических наказаний?

Надо ли объяснять ребенку, почему вы ему что-то запрещаете?

Правила поддержания дисциплины:

при наказании ребенка лучше лишать его хорошего, чем делать ему плохое;

требования родителей не должны противоречить важнейшим потребностям ребенка (бегать, прыгать, рисовать, шумно играть);

должна быть согласованность правил между родителями;

тон предъявления требования или запрета должен быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным;

объяснение должно быть коротким и повторяться один раз.

Влияние установок родителей.

СЛАЙДЫ №17, 18.

— А теперь давайте проверим себя:

Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.

Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.

Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится

верить.

Если ребенка часто подбадривают — он учится уверенности

в себе.

Если с ребенком обычно честны — он учится справедливости.

Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе

относиться.

Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится

быть терпеливым.

Дорогие родители! Очень хотелось бы, чтобы этот разговор как-то повлиял на ваши отношения с детьми. Вы все любите своих детей, научитесь проявлять свою любовь, чтобы ребенок понял, что он любим, почувствовал, что вы его любите не только тогда, когда он этого заслуживает, а всегда, независимо от его поведения

Источник