Представления о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей

Инфоурок
›
Школьному психологу
›Презентации›Презентация школьному психологу на тему «Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях лиц, желающих принять в семью ребенка»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях лиц, желающих принять в семью ребенка
2 слайд
Описание слайда:
Основные потребности ребенка: безопасность здоровье образование познавательные привязанность эмоциональное развитие идентичность социальная адаптация стабильные отношения в приемной семье
3 слайд
Описание слайда:
Потребность ребенка в безопасности: является базовой основана на инстинкте самосохранения Именно, повышенная потребность в безопасности делает многих детей, с точки зрения родителей, такими «невыносимыми» и постоянно требующими внимания.
4 слайд
Описание слайда:
Потребность ребенка в здоровье подразумевает сохранение телесной и духовной гармонии «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В.А. Сухомлинский
5 слайд
Описание слайда:
Потребность ребенка в умственном развитии и образовании подразумевает: — необходимость изучать окружающий мир — формировать о нем определенное представление — получать соответствующее образование
6 слайд
Описание слайда:
Потребность в привязанности можно определить как «близкую связь между двумя людьми, не зависящую от их местонахождения, длящуюся во времени и служащую источником их эмоциональной близости»(Вера Фелберг)
7 слайд
Описание слайда:
Эмоциональные потребности — это потребности ребенка в хорошем отношении, во взаимодействии с окружающими
8 слайд
Описание слайда:
Потребности в идентичности — это потребность чувствовать свою уникальность, неповторимость и вместе с тем принадлежность к семье. «Я» — «Мы» «Кто я?» = «Чей я?» «Я – их, я нужен, меня любят – Я ЕСТЬ»
9 слайд
Описание слайда:
Социальная адаптация — это социализация ребенка в обществе, а именно: -усвоение социальных норм и правил -усвоение социальных ролей -общение со сверстниками и взрослыми -навыки самообслуживания -бытовые навыки
10 слайд
Описание слайда:
Потребность в устойчивых позитивных отношениях б Взрослые Ближайшее окружение является базовой связана с нормальным развитием психики жизненно необходимой
11 слайд
Описание слайда:
К чему приводят нереализованные потребности? Неудовлетворенная потребность в безопасности: неврозы, фобии, ощущение брошенности. Нереализованные эмоциональные потребности: стремление любой ценой заслужить хорошее отношение окружающих (даже с помощью лжи, антисоциального поведения), неразборчивость в знакомствах, во взрослом возрасте – в сексуальных контактах. Неудовлетворенные познавательные потребности: узкий кругозор, примитивность, отсутсвие стремления к личностному росту и развитию.
12 слайд
Описание слайда:
Компетентный родитель — -это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель, и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка -это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и прилагать усилия для того, чтобы ее менять -это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое
13 слайд
Описание слайда:
Типы родительских компетенций: -инструментальные компетенции -межличностные компетенции -системные компетенции
14 слайд
Описание слайда:
Инструментальные компетенции — это знания и технологические умения в области психологии и педагогики замещающей семьи, воспитания приемного ребенка, собственного поведения в семье.
15 слайд
Описание слайда:
Межличностные компетенции — это индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, с критическим осмыслением, способностью к самокритике, а также социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, с умением принимать социальные и этические обязательства.
16 слайд
Описание слайда:
Системные компетенции — это сочетание понимания, отношения и знания, способность планировать изменения с целью совершенствования семейной системы.
17 слайд
Описание слайда:
Приемные родители должны стараться: сотрудничать со специалистами строить доверительные отношения с ребенком преодолевать конфликтные ситуации эффективно общаться с другими людьми
18 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-психолог
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-069255
Вам будут интересны эти курсы:
Источник
Компетенции приёмного родителя расширяются с течением жизни и совершенствуются в процессе воспитания детей. Однако, перед чиновниками, осуществляющими отбор кандидатов в опекуны и приёмные родители, всегда стоит вопрос: по каким критериям оценивать кандидатов и уже состоявшихся замещающих родителей?
Минобрнауки РФ уже давно предложило список компетенций для патронатных родителей. Позже этот список лёг в основу оценки будущих усыновителей и опекунов, проходящих обучение в Школах приёмных родителей.
Для практического использования в работе служб по устройству детей в семью можно выделить пять областей значимых ценностей, знаний и навыков (компетенций) и в данном деле.
1. РЕБЁНОК: понимание ребёнка и способность обеспечить его потребности, способность обеспечить безопасные условия для его развития и воспитания
— Понимание возрастных особенностей ребёнка, распознавание его потребностей
— Умение понимать чувства ребёнка и оказывать ему эмоциональную поддержку
— Реалистичные представления о ребёнке и о семье, из которой он пришел и готовность принять прошлое ребёнка и его самого таким, какой он есть
— Понимание причин задержки в развитии, распознавание их проявлений, готовность воспитывать ребёнка с возрастными отклонениями, умение справляться с этими отклонениями
— Понимание последствий жестокого обращения и их проявлений. Готовность помочь ребёнку преодолеть эти последствия и умения научить его вести себя в ситуациях, несущих риск жестокого обращения
— Умение заботиться о здоровье, гигиене и питании ребёнка
— Понимание причин трудного поведения ребёнка
— Умение устанавливать границы. Умение управлять поведением ребёнка
— Понимание особенностей сексуального развития ребёнка, умение разговаривать на интимные темы откровенно
2. СЕМЬЯ: понимание особенностей своей семьи и умение приспособить семейную систему к задаче воспитания ребёнка
— Осознание неизбежности изменений в жизни семьи после прихода ребёнка, способность к этим изменениям
— Понимание сильных и слабых сторон своей семьи и ее возможностей, умение их оценить
— Умение справляться с кризисами
— Понимание того, ребёнка из какой семьи и с какими потребностями семья сможет принять
— Предпочтения и возможности семьи для воспитания ребёнка того или иного возраста
— Способность обеспечить безопасность ребёнка и безопасность членов семьи (предотвращение риска жестокого обращения) внутри и вне семьи. Умение научить ребёнка вести себя в ситуациях несущих риск
— Умение сотрудничать между собой в семье в деле воспитания ребёнка
3. ВОСПИТАТЕЛЬ: понимание воспитателем своих личностных особенностей и своих слабых и сильных сторон, как воспитателя; обеспечение заботы, контроля и требований; способность к профессиональному росту
— Осознание своих умений как родителя и воспитателя, готовность их совершенствовать
— Умение отказаться от стереотипов
— Способность понимать и принимать других людей, уважение к различиям
— Предпочтительные методы и приемы воспитания, отношение к физическим наказаниям: умение поощрять; умение наказывать; ненасильственное воспитание
— Умение справляться со своими чувствами; умение контролировать эмоции (импульсивность); умение справляться с тяжелыми переживаниями
— Умение соблюдать конфиденциальность
— Способность к обучению, саморазвитию
— Умение обращаться к собственному детскому опыту
4. ДРУГИЕ ЛЮДИ: умение строить взаимоотношения с социальным окружением в интересах ребёнка и помогать ребёнку в налаживании социальных связей
— Умение говорить о ребёнке с окружающими
— Умение отстаивать интересы ребёнка и защищать его
— Умение налаживать социальные связи и учить этому ребёнка; наличие друзей, семьи, интенсивность общения, готовность вовлечь ребёнка
5. ПАРТНЕРСТВО: понимание системы семейного устройства и своего места в ней. Умение строить и поддерживать партнерские отношения со службой сопровождения
— Понимание прав и обязанностей принимающих семей при различных формах устройства, а также особенностей патронатного воспитания
— Умение строить партнерские отношения и взаимодействовать с другими людьми
— Готовность при необходимости просить и принимать помощь
— Понимание роли кровных родителей в жизни ребёнка и готовность содействовать поддержанию отношений ребёнка с кровной семьёй
— Понимание неизбежности конфликтов и умение их разрешать
Источник
Предложенный материал носит ознакомительный характер, предназначен для дополнительной помощи в освоении тем курса.
Программа разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 августа 2012 г. N 623 г. Москва «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации»
№ | Наименование раздела, темы | |
Раздел 1. «Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители» | ||
1. | Содержание, цели, этапы, задачи проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители. | Открыть |
2. | Основы законодательства Российской Федерации, касающиеся устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (процедуры выявления, устройство в организации, устройство в семью). | Открыть |
3. | Понятие об обучающе-психологическом тренинге. | Открыть |
4. | Вопросы, связанные с темами раздела 1. | Открыть |
Раздел 2. «Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей» | ||
5. | Потребности развития ребенка. | Открыть |
6. | Социальные нормы, правила поведения, социальные роли. | Открыть |
7. | Проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка и наличие компетенций по воспитанию ребенка, имеющихся у них. | Открыть |
Раздел 3. «Этапы развития ребенка» | ||
8. | Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка. | Открыть |
9. | Роль психологических потребностей в личностном развитии. | Открыть |
10. | Вопросы, связанные с темами раздела 3. | Открыть |
Раздел 4. «Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка» | ||
11. | Виды жестокого обращения и их последствия для развития ребенка. | Открыть |
12. | Диспропорции развития ребенка. | Открыть |
13. | Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение. Проведение оценки кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение. | Открыть |
Раздел 5. «Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)» | ||
14. | Основа благополучного развития ребенка. Депривации. | Открыть |
15. | Типы «нарушенной привязанности». | Открыть |
16. | Понятие «горе и потери» в жизни ребенка. Последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка. | Открыть |
Раздел 6. «Адаптация приемного ребенка и приемной семьи» | ||
17. | Особенности ожидания приемных семей. | Открыть |
18. | Этапы адаптационного периода. | Открыть |
19. | Тайна усыновления. Способы сказать ребенку, что он приемный. | Открыть |
20. | Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье. | Открыть |
21. | Вопросы, связанные с темами раздела 6. | Открыть |
Раздел 7. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка» | ||
22. | Формы «трудного» поведения приемного ребенка. Способы работы с ними. | Открыть |
23. | Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм. | Открыть |
24. | Влияние собственного опыта приемных родителей на отношение к детям с «трудным» поведением. | Открыть |
Раздел 8. «Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка» | ||
25. | Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и обществе. | Открыть |
26. | Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним. | Открыть |
27. | Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком. | Открыть |
28. | Медицинские аспекты ухода за ребенком. | Открыть |
Раздел 9. «Особенности полового воспитания приемного ребенка» | ||
29. | Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения. | Открыть |
30. | Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. | Открыть |
31. | Способы защиты ребенка от сексуального насилия. | Открыть |
Раздел 10. «Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка» | ||
32. | Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка. Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители. | Открыть |
33. | Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации. | Открыть |
34. | Социальные связи семьи кандидата в приемные родители. Система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи. | Открыть |
35. | Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции. Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон. | Открыть |
Раздел 11. «Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан» | ||
36. | Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства. | Открыть |
37. | Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители. Порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем. Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка. | Открыть |
38. | Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изме-нения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения. Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье. | Открыть |
39. | Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью. Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства. | Открыть |
40. | Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка. Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом. Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства. Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации. | Открыть |
41. | Правовые последствия усыновления, установления опеки (по-печительства) — личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей. Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку. | Открыть |
Раздел 12. «Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям» | ||
42. | Родительские и профессиональные функции приемной семьи. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия. | Открыть |
43. | Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи. Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом. | Открыть |
Раздел 13. «Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители» | ||
44. | Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий. Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители. | Открыть |
45. | Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание. Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию). | Открыть |
46. | Итоговая аттестация (собеседование). | Открыть |
Источник