Представления о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей

Представления о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей thumbnail

Инфоурок

Школьному психологу
›Презентации›Презентация школьному психологу на тему «Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях лиц, желающих принять в семью ребенка»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компете

Описание слайда:

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях лиц, желающих принять в семью ребенка

2 слайд

Основные потребности ребенка: безопасность здоровье образование познавательны

Описание слайда:

Основные потребности ребенка: безопасность здоровье образование познавательные привязанность эмоциональное развитие идентичность социальная адаптация стабильные отношения в приемной семье

3 слайд

Потребность ребенка в безопасности: является базовой основана на инстинкте са

Описание слайда:

Потребность ребенка в безопасности: является базовой основана на инстинкте самосохранения Именно, повышенная потребность в безопасности делает многих детей, с точки зрения родителей, такими «невыносимыми» и постоянно требующими внимания.

4 слайд

Потребность ребенка в здоровье подразумевает сохранение телесной и духовной г

Описание слайда:

Потребность ребенка в здоровье подразумевает сохранение телесной и духовной гармонии «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В.А. Сухомлинский

5 слайд

Потребность ребенка в умственном развитии и образовании подразумевает: - необ

Описание слайда:

Потребность ребенка в умственном развитии и образовании подразумевает: — необходимость изучать окружающий мир — формировать о нем определенное представление — получать соответствующее образование

6 слайд

Потребность в привязанности можно определить как «близкую связь между двумя л

Описание слайда:

Потребность в привязанности можно определить как «близкую связь между двумя людьми, не зависящую от их местонахождения, длящуюся во времени и служащую источником их эмоциональной близости»(Вера Фелберг)

7 слайд

Эмоциональные потребности - это потребности ребенка в хорошем отношении, во в

Описание слайда:

Эмоциональные потребности — это потребности ребенка в хорошем отношении, во взаимодействии с окружающими

8 слайд

Потребности в идентичности - это потребность чувствовать свою уникальность, н

Описание слайда:

Потребности в идентичности — это потребность чувствовать свою уникальность, неповторимость и вместе с тем принадлежность к семье. «Я» — «Мы» «Кто я?» = «Чей я?» «Я – их, я нужен, меня любят – Я ЕСТЬ»

9 слайд

Социальная адаптация - это социализация ребенка в обществе, а именно: -усвоен

Описание слайда:

Социальная адаптация — это социализация ребенка в обществе, а именно: -усвоение социальных норм и правил -усвоение социальных ролей -общение со сверстниками и взрослыми -навыки самообслуживания -бытовые навыки

10 слайд

Потребность в устойчивых позитивных отношениях б Взрослые Ближайшее окружение

Описание слайда:

Потребность в устойчивых позитивных отношениях б Взрослые Ближайшее окружение является базовой связана с нормальным развитием психики жизненно необходимой

11 слайд

К чему приводят нереализованные потребности? Неудовлетворенная потребность в

Описание слайда:

К чему приводят нереализованные потребности? Неудовлетворенная потребность в безопасности: неврозы, фобии, ощущение брошенности. Нереализованные эмоциональные потребности: стремление любой ценой заслужить хорошее отношение окружающих (даже с помощью лжи, антисоциального поведения), неразборчивость в знакомствах, во взрослом возрасте – в сексуальных контактах. Неудовлетворенные познавательные потребности: узкий кругозор, примитивность, отсутсвие стремления к личностному росту и развитию.

12 слайд

Компетентный родитель - -это человек, который не испытывает страха за то, что

Описание слайда:

Компетентный родитель — -это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель, и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка -это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и прилагать усилия для того, чтобы ее менять -это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое

13 слайд

Типы родительских компетенций: -инструментальные компетенции -межличностные к

Описание слайда:

Типы родительских компетенций: -инструментальные компетенции -межличностные компетенции -системные компетенции

14 слайд

Инструментальные компетенции - это знания и технологические умения в области

Описание слайда:

Инструментальные компетенции — это знания и технологические умения в области психологии и педагогики замещающей семьи, воспитания приемного ребенка, собственного поведения в семье.

15 слайд

Межличностные компетенции - это индивидуальные способности, связанные с умени

Описание слайда:

Межличностные компетенции — это индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, с критическим осмыслением, способностью к самокритике, а также социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, с умением принимать социальные и этические обязательства.

16 слайд

Системные компетенции - это сочетание понимания, отношения и знания, способн

Описание слайда:

Системные компетенции — это сочетание понимания, отношения и знания, способность планировать изменения с целью совершенствования семейной системы.

17 слайд

Приемные родители должны стараться: сотрудничать со специалистами строить дов

Описание слайда:

Приемные родители должны стараться: сотрудничать со специалистами строить доверительные отношения с ребенком преодолевать конфликтные ситуации эффективно общаться с другими людьми

18 слайд

 Спасибо за внимание!

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Выберите книгу со скидкой:

Представления о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Читайте также:  Роль социальных и биологических факторов в психическом развитии ребенка с нарушением зрения

Представления о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-психолог

Представления о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей

Курс повышения квалификации

Представления о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДВ-069255

Вам будут интересны эти курсы:

Источник

Компетенции приёмного родителя расширяются с течением жизни и совершенствуются в процессе воспитания детей. Однако, перед чиновниками, осуществляющими отбор кандидатов в опекуны и приёмные родители, всегда стоит вопрос: по каким критериям оценивать кандидатов и уже состоявшихся замещающих родителей?

Минобрнауки РФ уже давно предложило список компетенций для патронатных родителей. Позже этот список лёг в основу оценки будущих усыновителей и опекунов, проходящих обучение в Школах приёмных родителей.

Для практического использования в работе служб по устройству детей в семью можно выделить пять областей значимых ценностей, знаний и навыков (компетенций) и в данном деле.

1. РЕБЁНОК: понимание ребёнка и способность обеспечить его потребности, способность обеспечить безопасные условия для его развития и воспитания

— Понимание возрастных особенностей ребёнка, распознавание его потребностей

— Умение понимать чувства ребёнка и оказывать ему эмоциональную поддержку

— Реалистичные представления о ребёнке и о семье, из которой он пришел и готовность принять прошлое ребёнка и его самого таким, какой он есть

— Понимание причин задержки в развитии, распознавание их проявлений, готовность воспитывать ребёнка с возрастными отклонениями, умение справляться с этими отклонениями

— Понимание последствий жестокого обращения и их проявлений. Готовность помочь ребёнку преодолеть эти последствия и умения научить его вести себя в ситуациях, несущих риск жестокого обращения

— Умение заботиться о здоровье, гигиене и питании ребёнка

— Понимание причин трудного поведения ребёнка

— Умение устанавливать границы. Умение управлять поведением ребёнка

— Понимание особенностей сексуального развития ребёнка, умение разговаривать на интимные темы откровенно

2. СЕМЬЯ: понимание особенностей своей семьи и умение приспособить семейную систему к задаче воспитания ребёнка

— Осознание неизбежности изменений в жизни семьи после прихода ребёнка, способность к этим изменениям

— Понимание сильных и слабых сторон своей семьи и ее возможностей, умение их оценить

— Умение справляться с кризисами

— Понимание того, ребёнка из какой семьи и с какими потребностями семья сможет принять

— Предпочтения и возможности семьи для воспитания ребёнка того или иного возраста

— Способность обеспечить безопасность ребёнка и безопасность членов семьи (предотвращение риска жестокого обращения) внутри и вне семьи. Умение научить ребёнка вести себя в ситуациях несущих риск

— Умение сотрудничать между собой в семье в деле воспитания ребёнка

3. ВОСПИТАТЕЛЬ: понимание воспитателем своих личностных особенностей и своих слабых и сильных сторон, как воспитателя; обеспечение заботы, контроля и требований; способность к профессиональному росту

— Осознание своих умений как родителя и воспитателя, готовность их совершенствовать

— Умение отказаться от стереотипов

— Способность понимать и принимать других людей, уважение к различиям

— Предпочтительные методы и приемы воспитания, отношение к физическим наказаниям: умение поощрять;  умение наказывать; ненасильственное воспитание

— Умение справляться со своими чувствами; умение контролировать эмоции (импульсивность); умение справляться с тяжелыми переживаниями

— Умение соблюдать конфиденциальность

— Способность к обучению, саморазвитию

— Умение обращаться к собственному детскому опыту

4. ДРУГИЕ ЛЮДИ: умение строить взаимоотношения с социальным окружением в интересах ребёнка и помогать ребёнку в налаживании социальных связей

— Умение говорить о ребёнке с окружающими

— Умение отстаивать интересы ребёнка и защищать его

— Умение налаживать социальные связи и учить этому ребёнка; наличие друзей, семьи, интенсивность общения, готовность вовлечь ребёнка

5. ПАРТНЕРСТВО: понимание системы семейного устройства и своего места в ней. Умение строить и поддерживать партнерские отношения со службой сопровождения

— Понимание прав и обязанностей принимающих семей при различных формах устройства, а также особенностей патронатного воспитания

— Умение строить партнерские отношения и взаимодействовать с другими людьми

— Готовность при необходимости просить и принимать помощь

Читайте также:  Развитие ребенка на ранних стадиях

— Понимание роли кровных родителей в жизни ребёнка и готовность содействовать поддержанию отношений ребёнка с кровной семьёй

— Понимание неизбежности конфликтов и умение их разрешать

Компетенции приемного родителя

Источник

    Предложенный материал носит ознакомительный характер, предназначен для дополнительной помощи в освоении тем курса.

   Программа разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 августа 2012 г. N 623 г. Москва «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации»

 Наименование раздела, темы 
 Раздел 1. «Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители» 
1.Содержание, цели, этапы, задачи проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители.Открыть
2.Основы законодательства Российской Федерации, касающиеся устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (процедуры выявления, устройство в организации, устройство в семью).Открыть
3.Понятие об обучающе-психологическом тренинге.Открыть
4.Вопросы, связанные с темами раздела 1.Открыть
 Раздел 2. «Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей» 
5.Потребности развития ребенка.Открыть
6.Социальные нормы, правила поведения, социальные роли.Открыть
7.Проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка и наличие компетенций по воспитанию ребенка, имеющихся у них.Открыть
 Раздел 3. «Этапы развития ребенка» 
8.Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка.Открыть
9.Роль психологических потребностей в личностном развитии.Открыть
10.Вопросы, связанные с темами раздела 3.Открыть
 Раздел 4. «Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка» 
11.Виды жестокого обращения и их последствия для развития ребенка.Открыть
12.Диспропорции развития ребенка.Открыть
13.Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.
Проведение оценки кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Открыть
 Раздел 5. «Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)» 
14.Основа благополучного развития ребенка. Депривации. Открыть
15.Типы «нарушенной привязанности».Открыть
16.Понятие «горе и потери» в жизни ребенка. Последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.Открыть
 Раздел 6. «Адаптация приемного ребенка и приемной семьи» 
17.Особенности ожидания приемных семей.Открыть
18.Этапы адаптационного периода.Открыть
19.Тайна усыновления. Способы сказать ребенку, что он приемный.Открыть
20.Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.Открыть
21.Вопросы, связанные с темами раздела 6.Открыть
 Раздел 7. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка» 
22.Формы «трудного» поведения приемного ребенка. Способы работы с ними.Открыть
23.Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм.Открыть
24.Влияние собственного опыта приемных родителей на отношение к детям с «трудным» поведением.Открыть
 Раздел 8. «Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка» 
25.Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и обществе.Открыть
26.Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.Открыть
27.Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком.Открыть
28.Медицинские аспекты ухода за ребенком.Открыть
 Раздел 9. «Особенности полового воспитания приемного ребенка» 
29.Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.Открыть
30.Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности.Открыть
31.Способы защиты ребенка от сексуального насилия.Открыть
 Раздел 10. «Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка» 
32.Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка. Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители.Открыть
33.Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации.Открыть
34.Социальные связи семьи кандидата в приемные родители. Система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.Открыть
35.Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции.
Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Открыть
 Раздел 11. «Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан» 
36.Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства.Открыть
37.Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители.
Порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.
Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.
Открыть
38.Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изме-нения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.
Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье.
Открыть
39.Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.
Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.
Открыть
40.Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.
Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.
Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.
Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Открыть
41.Правовые последствия усыновления, установления опеки (по-печительства) — личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.
Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку.
Открыть
 Раздел 12. «Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям» 
42.Родительские и профессиональные функции приемной семьи.
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия.
Открыть
43.Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи.
Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
Открыть
 Раздел 13. «Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители» 
44.Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий. Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.Открыть
45.Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание. Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).Открыть
46.Итоговая аттестация (собеседование).Открыть
Читайте также:  Центр развития ребенка в минске вакансии

Источник