Представление о ребенке с недостатками в развитии
Современные представления о нарушениях развития
у детей (виды и их особенности).
Наиболее рано сформировавшиеся как в теоретическом смысле, так и в прикладных аспектах были направления специальной психологии, как психологии умственно отсталых (олигофренопсихология), психология глухих (сурдопсихология), психология слепых (тифлопсихология).
В настоящее время наблюдается тенденция к пересмотру Клинико – психологических терминов и их замене психолого – педагогическими терминами (вместо «психология умственно – отсталых» и «олигофренопсихология» всё чаще употребляются термины «психология детей с выраженными (стойкими) отклоненьями в интелекттуальном развитии», «психология детей с недоразвитием познавательной сферы» и др. Помимо названных направлений современная специальная психология в включает в себя: психологию детей с задержкой психического развития, психологию детей с расстройствами эмоционально волевой сферы и поведения, психологию детей с нарушеньями функций опорно – двигательного аппарата, психологию детей со сложными недостатками развития.
Всё чаще в образовательных учреждениях встречаются дети, испытывающие трудности социально – психологической адаптации и обучения вследствие тяжёлых соматических заболеваний, а также в последствии тяжёлых эмоциональных переживаний, превышающие по своей интенсивности или длительности индивидуальные адаптивные возможности ребёнка.
Умственная отсталость.
Умственно отсталым называют ребёнка, у которого имеются стойкие нарушения познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга. Умственно отсталые дети – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся от нормы в своём развитии. Они составляют около 2,5% от общей детской популяции. Понятие умственно отсталый ребёнок включает весьма разнообразную по составу массу детей, которых объединят наличие повреждения коры головного мозга, имеющего диффузный характер. Морфологические изменения, хотя и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга ребёнка, нарушая их строение и функции.
Дети со слабовыраженными отклоненьями в психическом развитии
(с задержкой психического развития – ЗПР).
К детям с задержкой психического развития относятся дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии (умственной отсталости, тяжёлого речевого недоразвития, выраженных первичных недостатков в функционировании отдельных анализаторных систем – слуха, зрения, двигательной системы). Дети данной категории испытывают трудности адаптации, в том числе школьной, вследствие различных биосоциальных причин (остаточных явлений лёгких повреждений центральной нервной системы или её функциональной незрелости, соматической ослабленности, церебрастических состояний, незрелости эмоционально – волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, а также педагогической запущенности в результате неблагоприятных социально – педагогических на ранних этапах онтогенеза ребёнка).
Нарушение слуха (сурдопсихология).
Глухие (неслышащие). К ним относят детей со степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею. Среди них выделяют:
Ранооглохших. В эту группу входят дети, родившиеся с нарушением слухом либо потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних этапах;
Позднооглохших. Это дети, сохранившие в той или иной мере речь, потерявшие слух в том возрасте, когда она была уже сформирована.
Слабослышащие (тугоухие). Это дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но с сохранной способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха.
Нарушение зрения (тифлопсихология).
Слепые – это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение, либо сохранившие способность к светоощущению;
Абсолютно или тотально слепые – дети с полным отсутствием зрительных ощущений;
Частично или парциально слепые – дети, имеющие светоощущения, форменное зрение (способность к выделению фигуры из фона);
Слабовидящие – дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное отличие данной группы детей от слепых: при сниженном остроты восприятия зрительный анализатор остаётся основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо;
Слепорождённые – дети с врождённой тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трёх лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительных систем;
Ослепшие – дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте или позже.
Дети с нарушениями речи.
перифиреского характера:
механическая дисласия (нарушение звукопроизношения связанны с различными нарушениями строениями артикуляционного аппарата);
ринолалия – нарушение произношения и просодической стороны речи;
ринофония – нарушение тембра голоса при нормальной артикуляции звуков речи, обусловленное дискординацией участия ротовой полости в процессе фонации;
дисфония – расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.
центрального характера:
дизартрия – нарушение звуковой системы языка (звукопроизношения, просодики, голоса) в результате органического поражения центральной нервной системы;
алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи (до формирования речи);
афазия – полная или частичная потеря ранее сформированной речи в результате тяжёлых травм коры головного мозга воспалительных процессов и опухолей, затрагивающих речевые зоны;
дисграфия или аграфия – специфическое, соответственно частичное или полное расстройство процесса письма;
дислексия (алексия)– стойкое нарушение чтение, связанное с недоразвитием в основном теменно – височно – затылочной области головного мозга.
Дети с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата.
Понятие «нарушение функций опорно – двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательный расстройства, различные по происхождению и проявлениям.
По степени тяжести нарушений двигательных функций и по степени сформированности двигательных навыков дети делятся на три группы:
дети с тяжёлыми нарушеньями: у некоторых из них не сформированности прямостание и ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с помощью ортопедических приспособлений и навыками самообслуживания владеют частично;
дети со средней степенью выраженности двигательных нарушений (наиболее многочисленная группа): большая часть детей может самостоятельно передвигаться на ограниченное расстояние; они владеют навыками самообслуживания, которые однако, недостаточно автомотизированны;
дети с лёгкими двигательными нарушениями: они ходят самостоятельно, уверено себя чувствуют и в помещение, и на улице; навыки самообслуживания сформированы, но вместе с тем могут наблюдаться патологические позы, нарушения походки, насильственные движения.
Дети с синдромом раннего детского аутизма.
Основной особенностью таких детей является нарушение или задержка в развитии высших социализированных форм поведения, предполагающих взаимодействие с другим человеком, учёт его мыслей, чувств поведенческих реакций. При этом деятельность, неопосредованная социальным взаимодействием (игра, конструирование, фантазирование, решение интеллектуальных задач с одиночеством и т.д.), может протекать на высоком уровне.
Дети с дисгармоническим складом личности.
Когда говорят о различных типах дисгармоничного развития личности развития личности от нормального развития, тип идёт о патологических типах характера.
Выраженность характера может быть различной: это может быть средний или «нормальный» характер, выраженный или акцентуированный и патологический. Последний, являясь причиной серьёзных трудностей социально – психологической адаптации носит название психопатия.
Дети со сложными нарушениями в развитии.
Сложными нарушеньями принято называть наличие двух или более выраженных первичных нарушений у одного ребёнка. Недостатки развития, входящие в состав сложного дефекта, связанны с повреждением разных систем организма. Это могут быть выраженные нарушения зрения и ДЦП; глухота и ДЦП.
Источник
Екатерина Коротина
Примерный образец написания характеристики на воспитанника с нарушением зрения для ПМПК
Характеристика на воспитанницу МБДОУ компенсирующего вида №…
Домашний адрес:
Дата рождения: 12.07.11 г. посещает старшую группу, МБДОУ компенсирующего вида №. Дата поступления в детский сад – 01.08.09г.
Диагноз при поступлении: частичная атрофия зрительного нерва, сходящее содружественное косоглазие.
Мать: ФИО дата рождения:, образование. Место работы:
Отец: ФИО, дата рождения, образование. Место работы:
Семья полная, благополучная. Воспитанием ребенка занимаются оба родителя. У ребенка есть своя комната, уголок для игр. Любимые совместные занятия –активный отдых, настольные игры. В семье присутсвтуют уважительные отношения к каждому члену семьи. Родители выполняют все рекомендации воспитателей и специалистов, участвуют в жизни детского сада.
Внешний вид ребенка: девочка опрятна, аккуратно одета и ухожена. Осанка ребенка соответствует возрастной норме, походка ребенка скоординирована.
Анамнестические данные: Ребенок от 1 беременности, первых родов. Беременность протекала с токсикозом, угрозой прерывания на сроке 22 недели. Мама перенесла герпетическую инфекцию (стац, лечение, пиелонефрит). Роды в срок, оценка по шкале Апгар 8/8 б., вес при рождении 3250, рост 52 см. Перенесенные заболевания до года: ОРЗ, ветряная оспа, двухсторонний отит, ПП ЦНС. Раннее психомоторное развитие в пределах возраста. Сидеть начала в 6 мес., ходить в 1 год, первые слова в 8 мес.
Адаптация к ДОУ протекала тяжело, у ребёнка наблюдалась сильная эмоциональная привязанность к маме. Длительные расставания с мамой, по приходу в детский сад, сопровождались длительным плачем. В течении дня девочка играла обособленно от сверстников.
Данные о состоянии психофизиологического развития ребенка.
Состояние представлений об окружающем: сведения об окружающем сформированы, соответствуют возрастной номе. Ребенок имеет представление о себе, называет себя по имени, имеет представление о животном и растительном мире. Точность представлений об окружающем соответствует возрасту.
Уровень владения программным материалом, навыками и умениями по всем разделам обучения в детском саду: освоение всех разделов программы ребенком происходит на среднем уровне.
Трудности при овладении элементарными математическими представлениями, изобразительной и конструктивной деятельностью, особенности игровой и элементов трудовой деятельности и др., особенности поведения при выполнении различных видов деятельности: Девочка называет и выделяет свойства предметов, сравнивает предметы по определенным признакам, пользуется терминологией (больше, меньше, поровну, может обобщить предметы по определенному признак и т. д. ; навыки изобразительной деятельности сформированы недостаточно. Нажим на карандаш слабый, при проведении линий вертикальных, горизонтальных, параллельных возникают трудности, а также ребенок не может обвести изображение по шаблону и трафарету. Основные цвета и их оттенки знает и определяет. Начатую работу в процессе рисования не всегда доводит до конца, испытывая переутомление. В процессе конструктивной деятельности может правильно собрать матрешку, пирамидку, сложить по образцу простые фигуры из счетных палочек, выполнить не сложные постройки из кубиков. В Игровой деятельности: правила игры понимает и выполняет, иногда прибегая к помощи взрослого, может внести изменения в игровой сюжет. Принимает на себя роли второстепенные. Лидерских задатков не проявляет. Может договориться со сверстниками. Начатый сюжет может закончить на середине. Проявляет интерес к предметам –заместителям и использует их в игре.
Характеристика высших психических функций
Особенности восприятия (зрительного и слухового): Соня знает и называет основные цвета, геометрические фигуры. Соотносит предметы по форме и величине. В пространстве ориентируется. Знает правую и левую руку. Временные представления сформированы по взрасту.
Зрительное восприятие: Уровень зрительного восприятия средний из–за атрофии зрительного нерва.
Слуховое восприятие: Определяет предметы на звук, ориентируется в пространстве на звуковые эффекты.
Уровень развития внимания (непроизвольного и произвольного): внимание непроизвольное.
Характеристика основных свойств внимания (объема, устойчивости, переключаемости, распределения): Объем внимания снижен, отвлекается на внешние раздражители. Устойчивость внимания снижена. Переключаемость с одного вида деятельности на другой развита на среднем уровне. Распределение внимания низкое. Утомляемость наступает в середине занятия.
Особенности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, элементов логического мышления: осуществляет простейшие классификации, подбирает обобщающее слово к ряду предметов (картинок) в рамках программного материала; с помощью взрослого устанавливает простейшие причинно-следственные связи.
Уровень развития эмоционально- волевой сферы
Особенности проявления эмоций и чувств: Эмоциональный фон устойчив. Девочка эмоциональна, подвижна, активна.
Преобладающий тип настроения (подавленное или радостное, устойчивое или неустойчивое, легко изменяющееся от незначительных причин): Преобладающее настроение –жизнерадостное. Эмоциональные реакции на похвалу и порицание адекватные.
Волевые качества (целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, слабость волевого напряжения и др.): Проявляет активность в различных видах деятельности, настойчива, инициативна, может самостоятельно прибегнуть к решению той или иной проблемы, но редко, в основном опирается на помощь взрослого.
Особенности характера и поведения ребенка
Контактность (легко вступает в контакт и смущается в незнакомой обстановке): девочка к контакту доступна. Активно вступает в контакт как со сверстниками так и со взрослыми как знакомыми, так и малознакомыми. В группе сверстников есть товарищи.
Спокойный или беспокойный: Девочка спокойная, уравновешенная.
Конфликтный в поведении, в процессе общения со сверстниками, взрослыми: в конфликтных ситуациях занимает выжидающую позицию. Старается избегать конфликтов со сверстниками и взрослыми. Уступчива во взаимоотношениях с детьми.
Добрый, ласковый: добрая, ласковая, отзывчивая девочка.
Аккуратный или неряшливый: Аккуратная.
Развитие двигательных функций ребенка
Состояние общей и мелкой моторики. Мелкая моторика развита недостаточно. Объем и точность движений рук еще недостаточны. Неаккуратное закрашивание и штрихование фигур. Испытывает затруднения в работе с ножницами. Общая моторика развита по возрасту.
Характеристика ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания и др. В некоторых видах ходьбы, прыжках, беге проявляется неловкость движений. Соня выполняет разнообразные движения с удовольствием, но при этом моторно-неловкая, движения дискоординированы из-за ослабленного зрения.
Тип ведущей руки: Правая.
Развитие двигательных умений, связанных с самообслуживанием (завязывание и развязывание шнурков, застегивание и расстегивание пуговиц и пр.) испытывает трудности в завязывании и развязывании шнурков, прибегает к помощи взрослого к застегиванию пуговиц.
Состояние речи ребенка
Импрессивная сторона речи (понимание диалога, связной речи, предложений, грамматических категорий и форм): Девочка владеет диалогической речью. В своей речи использует прилагательные, существительные, местоимения, предлоги и глаголы. Предложения выстраивает полные, распространённые. Образует существительные во множественном и единственном числе. Слоговая структура не нарушена. Речь понимает в полном объеме.
Экспрессивная сторона речи (общее звучание речи: внятность, темп, ритм, интонационная выразительность, особенности речевого дыхания и характеристика голоса; уровень развития связной речи, объем и типы употребляемых предложений, количественная и качественная характеристика активного словарного запаса, грамматическое оформление речи, особенности звукопроизношения: Речь не быстрая, ритмичная, внятная, эмоционально окрашенная. Ребенок имеет обширный словарный запас. Речевое дыхание в норме. Предложения логически и лексически связанны. Имеются затруднения в составлении рассказа по сюжетной картине. Может выразительно рассказать стихотворение.
Основные направления коррекционной работы
В ходе проделанной работы мы видим, что у ребенка есть нарушения, которые требуют коррекционной работы. Разработать программу занятий по индивидуальному образовательному маршруту. Обратить внимание педагогов на развитие мелкой и общей моторики, развитие глазомера и двигательных умений и навыков. Продолжать развивать высшие психические функции, такие как внимание и восприятие. Обогащать и пополнять знание ребенка об окружающем мире.
Источник