Предшкольная группа с 5 до 7 лет в центре развития ребенка црр
Ответьте письменно на следующие вопросы (короткий ответ, определение либо перечисление)
Какие проблемы возникают в связи с введением предшкольной подготовки детей?
Ответ:Введение предшкольного образования искусственно делит целостный период развития ребенка от рождения до 7 лет. Большинством педагогов и родителей понимается как обязательное целенаправленное обучение детей письму, чтению, математике, то есть школьным предметам. Результаты современных научных исследований неоспоримо свидетельствуют о том, что форсированная выработка у дошкольников школьной готовности, негативно отражается на их психическом и физическом здоровье и развитии, к тому же возводя барьеры для гармоничного включения детей в школьную жизнь.
2. В чем заключается цель и задачи предшкольного образования детей?
Ответ:Цель данной инновации: обеспечение максимального охвата (до 90 %) программами предшкольного обучения детей 5 – 6 лет, в первую очередь детей из малообеспеченных семей путем дальнейшего открытия в районе групп кратковременного пребывания детей дошкольного возраста на базе образовательных учреждений всех видов; обеспечение единого старта детей дошкольного возраста при поступлении в первый класс; сохранение психического, физического здоровья детей; обеспечение преемственности дошкольного и начального образования. Задачи дошкольного возраста заключаются не только и не столько в том, чтобы подготовить ребенка к школе, а, прежде всего, в том, чтобы сформировать важнейшие человеческие качества и способности. Такие, как творчество, воображение, произвольность, гуманное отношение к другим людям и так далее. Все это гораздо ценнее, чем знание букв, цифр и другой учебной информации. Поэтому не надо торопить ребенка усвоить эти знания, а нудно помочь ему полноценно, то есть весело, интересно, активно прожить дошкольные годы
Каковы основные модели организации предшкольной подготовки детей?
Ответ:Используются разные модели организации предшкольной подготовки на базе образовательных учреждений ДОУ и школы. На базе ДОУ это могут быть группы кратковременного пребывания детей. В этом случае дети посещают только необходимый минимум занятий, обеспечивающий готовность к школе. Количество этих занятий в неделю не должно быть строго регламентировано и может зависеть от результатов вводной психолого-педагогической диагностики. Этими же результатами определяется и набор «предметов», которые необходимы конкретному ребенку. На базе дошкольных образовательных учреждений организуются следующие модели предшкольной подготовки: подготовительная к школе группа детского сада; предшкольная группа с 5 до 7 лет в Центре развития ребенка (ЦРР); группы гибкого режима. В неё принимаются дети на определенное количество часов в день. На это время оговариваются услуги, которые представляет детский сад: занятия с педагогами, оздоровление и питание ребенка и дополнительные услуги психолога, социального педагога, логопеда, музыкального работника, специалиста по изобразительной деятельности. адаптационные группы. Они отличаются от групп с гибким режимом пребывания тем, что они функционируют в основном в летний период времени и предназначены для детей, которые готовятся поступать в школу или в детский сад. Коррекционные группы в дошкольных образовательных учреждениях. Данная форма организации предшкольного образования предназначена для подготовки к школе детей 5-7 лет, имеющих отклонения в развитии и состоянии здоровья и не охваченных дошкольным образованием. группа «Особый ребенок». Эта группа принимает детей от 5 до 8 лет со сложными дефектами, дети-инвалиды, которые не подлежат приему в другие специализированные детские сады. Перед педагогом такой группы ставится задача социальной адаптации детей, оказание психолого-педагогической помощи им и их родителям. Предельное пребывание одного ребенка – не более 5 часов в день, при этом на каждого ребенка определен индивидуальный режим посещения. Одновременно в данной группе не могут находиться более 5 детей при общем списочном составе в 20 человек. Перед заключением договора с родителями ребенок проходит адаптационный период в течение месяца. В это время проводится его обследование и составляется индивидуальная карта развития. Отработаны три варианта посещения детьми такой группы: постоянно вместе с родителями; вместе с родителями на период адаптации; без родителей. На базе школы могут быть созданы группы подготовки дошкольников, школы будущего первоклассника и т.п., которые работают, как правило, во второй половине дня или в выходные дни. Чаще всего родителям и детям предлагается определенный педагогом набор обязательных занятий по конкретной программе.
4. Назовите особенности предшкольной подготовки детей на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования (на базе ДОУ и СОШ, на базе дополнительного образования, в условиях семьи) ?
Ответ:На базе учреждений дополнительного образования содержание предшкольного образования часто находится в прямой зависимости от «заказа» родителей. К сожалению, этот заказ нередко определяется субъективными представлениями родителей о том, что должен знать и уметь будущий первоклассник. Отсюда стремление обязательно научить ребенка читать, считать, говорить по-английски, пользоваться компьютером и пр., тогда как готовность к школе определяется его полноценным личностным развитием (социальным, культурным, познавательным). Достоинством же этой формы является возможность привлечения к предшкольному образованию детей самых разных специалистов высокого уровня, владеющих современными дошкольными образовательными технологиями группы предшкольного образования могут быть созданы на базе не только ДОУ и школ, но добровольных родительских сообществ, библиотек, музеев, клубов, домов детского творчества. При предоставлении гувернерских услуг особое внимание уделяется личности гувернера. Это должен быть высококвалифицированный специалист, обладающий разносторонними знаниями и способностями, умеющий работать индивидуально с каждым ребенком. Подготовка детей к школе в домашних условиях под патронажем отдела образования. Данная форма организации предшкольного образования предназначена для подготовки детей 5-7 лет к школе в домашних условиях, не охваченных дошкольным образованием. Консультативные пункты для родителей с привлечением квалифицированных специалистов. Данная форма организации предшкольного образования предназначена для оказания помощи родителям (законным представителям) в подготовке детей 5-7 лет к школе. Консультативные центры могут функционировать на базе дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений
5. Программы предшкольной подготовки детей?
Ответ:программа для подготовки детей, постоянно посещающих детский сад должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии ребенка. Программа «Преемственность» (Н.А.Федосова, Т.С.Комарова и др.), которая создает условия для обеспечения единого старта обучения для детей, поступающих в школу из детского сада и семьи. Оздоровительно — развивающая программа «Здравствуй» (М.Л.Лазарев), основная цель которой — помочь педагогам и родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации здоровья. Программа эстетического воспитания детей «Красота. Радость. Творчество». (Т.С.Комарова, А.В.Антонова, М.Б.Зацепина). Художественно — экологическая программа по изобразительному искусству для детских дошкольных учреждений и учебно — воспитательных комплексов. Содержание программы направлено на приобщение дошкольников к искусству. «Природа и художник». (Т.А.Копцева). Данная программа направлена на формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как живом организме, на приобщение детей к миру искусств. Программа непрерывного образования «Детский сад — школа «Художественный труд». (Н.А.Малышева). Обучение детей направлено на развитие художественно — творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Программа «Радость творчества». (О.А.Соломенникова). Данная программа направлена на развитие художественно — творческих способностей детей 5 — 7 лет средствами народного декоративно — прикладного искусства. Программа «Синтез искусств в эстетическом воспитании». (О.А.Куревина). Программа направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выявление способностей самовыражения через различные формы творчества детей. Программа «Какого цвета мир?». (С.А.Золочевский) Программа направлена на развитие у ребенка способности смотреть на мир глазами художника, на воспитание нравственного отношения к миру путем эстетического развития. Программа по изобразительной деятельности в детском саду. (Г.С.Швайко). Даная программа направлена на развитие художественно — творческих способностей детей средствами изодеятельности и другие. 7.2. Программы для групп обучающихся в школе «Преемственность»- комплект создан в соответствии с концепцией непрерывного образования, позволяет создать единую систему дошкольного и начального обучения. Содержание учебных пособий комплекта учитывает возрастные особенности детей и помогает бережно подготовить ребенка к обучению в школе. Пособия могут использоваться для занятий в семье, образовательных учреждениях типа «детский сад», «детский сад — начальная школа», «дошкольная гимназия», что поможет снизить разноуровневость подготовки детей к школе. Образовательная программа «Школа 2100» (Под научной редакцией А.А. Леонтьева). 7.3. Программы для домашней подготовки с родителями, воспитателями- гувернерами «Скоро в школу» программа для домашней подготовки, где дети знакомятся с буквами и цифрами, с географией и историей России. Программа «Подготовка детей к школе», разработанная на основе программы Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора» и Л. Управителевой «Скоро в школу»: Содержание предшкольного образования нацелено на формирование: фундамента ключевых компетенций, развитие которых должно происходить поэтапно и постепенно на протяжении всего периода школьного образования.
6. В чем заключаются особенности технологии предшкольного образования детей 5-7 лет?
Ответ:Технологии предшкольного образования строится на основе интегративного подхода и включает игру, развивающее обучение (Л.И. Венгер, Л.В.Занков), индивидуализации обучения (индивидуальная траектория развития ребенка), сказкотерапию, проектную деятельность. Организация образовательного процесса в предшкольных группах, учреждениях регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий в строгом соответствии с требованиями СанПиН для детей от 5 до 7 лет; Далеко не последнюю роль играет в обучении и воспитании образовательная среда.
7. Каковы требования к организации предшкольной подготовки детей 5-7 лет?
Ответ:Требования к организации режима дня и учебных занятий (п. 2.12): — максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для детей от 5 лет 6 месяцев до 6 лет составляет 15 занятий (+ 2 занятия плаванием при наличии бассейна), продолжительность 1 занятия — 25 мин., перерывы между занятиями — не менее 10 мин. (но не более 3 занятий в первую половину дня); — максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для детей от 6 до 7 лет составляет 17 занятий в неделю (+ 2 занятия — плавание при наличии бассейна), продолжительность одного занятия — 30 мин., перерыв между занятиями — не менее 10 мин. (не более 3 занятий в первую половину дня). По мнению Н. Ф. Виноградовой, автора программы «Предшкольная пора», независимо от того, в условиях какого социального института (детский сад, школа, семья) будет проходить обучение детей дошкольного возраста, необходимо учитывать психологические особенности и возможности детей старшего дошкольного возраста. Это проявляется в следующем: 1. Нельзя предъявлять детям требований, которые они не могут выполнить, так как это препятствует формированию положительной учебной мотивации ребенка: отношению к деятельности, интереса к ней, и как следствие этого- успешности обучения. 2. Необходимо учитывать, что ведущей деятельностью этого периода развития ребенка является игровая и поэтому именно игра должна стать приоритетной формой организации и методом обучения. 3. Следует создать условия для более разнообразного учебного и внеучебного общения детей. Потребность к общению со сверстниками- особая черта детей этого возраста, именно в процессе этой деятельности происходит развитие многих коммуникативных умений, необходимых для обучения в школе. 4.Педагог должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитывать их в процессе обучения: темп деятельности, особенности внимания, памяти; отношения со сверстниками, индивидуальные эмоциональные проявления.
Источник
Анна Шумилова
Организация работы в группе предшкольной подготовки с детьми 5,5–7 лет
в МАДОУ дскв №10 «Березка»
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой ее ступеньке – дошкольному образованию.
Первоочередная задача на современном этапе – это введение вариотивных организационных форм дошкольного образования. Одна из таких форм – группы кратковременного пребывания детей в детском саду.
Эти группы (ГКП, ГПП) обеспечивают запросы родителей, не имеющих возможности по каким-либо причинам отдавать ребенка в детский сад на полный день, с другой стороны, призваны дать детям дошкольного возраста необходимые условия и равный старт в школьном образовании. Психолого — педагогические исследования показывают, что у большинства «домашних» детей поступающих в школу не развита мелкая моторика, устная речь, не сформировано умение организовывать свою деятельность, отсутствуют навыки работы в группе сверстников.
Главной целью создания групп предшкольной подготовки является всестороннее развитие детей, формирование у них основ готовности к принятию новой социальной позиции — «позиции школьника», имеющего круг определенных обязанностей и прав; создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья детей, воспитание трудолюбия, любви к Родине, семье, окружающей природе; взаимодействие с семьей для обеспечения полного развития ребенка и запросов родителей. Для детей старшего дошкольного возраста группы кратковременного пребывания (в том числе ГПП) выполняют функции включения в широкий мир сверстников и взрослых (социализация, гармоничного личностного развития и общей психологической подготовки к школьному обучению. Образовательный процесс в группах кратковременного пребывания (в том числе и ГПП) организован с учетом этих функций и индивидуальных особенностей поступающих в группы детей и направлен на обеспечение познавательного, эмоционально-эстетического и социально-этического развития, формирование их как эмоционально благополучных, активных субъектов деятельности и отношений со взрослыми и сверстниками.
В МАДОУ №10 «Березка» группы кратковременного пребывания и предшкольной подготовки для детей не посещающих дошкольное учреждение организованы и функционируют с 2006 года. За этот период к школе было успешно подготовлено 9 детей.
Мы считаем, что вариативность в образовании должна рассматриваться в самом широком смысле. В дошкольном учреждении должно быть и многообразие образовательных программ, которые обеспечивают личностно-ориентированное обучение и воспитание детей, и разнообразные формы пребывания детей, соответствующие запросам и возможностям родителей.
Условиями эффективного предшкольного образования являются правильно поставленные цели и задачи, которые реализуются в группе предшкольной подготовки:
• создание плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в образовательном учреждении;
• формирование выраженной внутренней учебной мотивации, всестороннее развитие детей;
• укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия с учетом индивидуальных возможностей детей.
• формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками.
• формирование чувства защищенности, свободы, доверия к окружающему.
• снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение импульсивности, излишней двигательной активности, агрессивности.
• развитие познавательной сферы в соответствии с возрастом, расширение кругозора, усвоение общепринятых норм использования предметов окружающего мира.
• взаимодействие с родителями с целью повышения их уровня компетентности по отношению к собственным детям.
• создание единого стиля воспитания и общения с ребенком в образовательном учреждении и семье.
Для реализации поставленных задач в МАДОУ были созданы необходимые условия для пребывания детей в группе предшкольной подготовки; сформирована нормативно-правовая база (Положение о группах предшкольной подготовки, были заключены договора между МАДОУ и родителями (лицами их заменяющими) ребенка; утвержден график работы специалистов в группах кратковременного пребывания; разработан табель посещаемости детей (Приложение №1); создана и обновляется ежегодно база данных по микрорайону о детях предшкольного возраста неохваченных ДОУ и разработан план мероприятий с населением микрорайона по охвату детей предшкольного возраста дошкольным образованием (Приложение №2). В соответствии с планом нашими педагогами был проведен подворовый обход с целью выявления детей 5,5-7 лет не посещающих дошкольное учреждение, родителям этих детей были розданы пригласительные на собрание, в ходе которого было проведено анкетирование и предложены консультации о важности групп предшкольной подготовки. В течение учебного года родители приглашались на дни открытых дверей, новогодние утренники, педагогические гостиные, родители активно участвовали в конкурсах организованными старшим воспитателем и педагогами группы предшкольной подготовки.
В результате проделанной работы у родителей повысился уровень педагогической компетентности в воспитании детей, а также родители получили представление о деятельности детского сада в этом направлении.
В образовательном процессе наши педагоги сочетают различные виды деятельности (игровой, музыкальной, изобразительной, физкультурной и т. д., каждый из которых способствует развитию определенной готовности ребенка в специально созданных условиях и насыщают процесс подготовки к школе.
Предшкольное образование ориентировано на поддержание природной любознательности ребенка, его желание учиться и достигать значимых целей, приобретение уверенности в своих возможностях и перспективах, готовность работать в коллективе. В процессе обучения в группе предшкольной подготовки у детей формируется учебная мотивация, происходит развитие функций произвольного поведения мыслительной деятельности. Дети овладевают основными компонентами учебной деятельности, осваивают учебно-познавательные и практические умения в разных видах деятельности, направленные в том числе и на решение учебных задач.
Сотрудничество с семьей мы считаем неотъемлемым фактором в процессе воспитания, так как полноценное образование ребенок может получить лишь в том случае, если родители играют и общаются с ним дома, используя при этом рекомендации педагогов. С этой целью наше учреждение проводит работу по педагогическому просвещению родителей,воспитывающих детей в домашних условиях: педагоги консультируют родителей по возникающим вопросам (Приложение №3, проводят анкетирование (Приложение №4,совместные родительские гостиные.
Ежегодно мы обновляем банк данных о дошкольниках, не посещающих дошкольные учреждения, выявляем причины непосещения и образовательные потребности таких семей.
Организация совместной работыс семьей в нашем дошкольном учреждении строится на следующих положениях:
• Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи развития ребенка хорошо понятны не только воспитателем, но и родителями, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами работы в детском саду;
• Систематичность и последовательность работы в соответствии с конкретным планом в течении всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду;
• Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов, способностей и возможностей;
• Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.
Кроме воспитателей к педагогическому процессу привлекаются музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, педагог-психолог. Занятия со специалистами строятся в непринужденной форме, что способствует свободному общению взрослого с детьми. Дети развиваются и воспитываются в режиме игры, свободного творчества, общения.
В нашем детском учреждении сложилась единая система взаимодействия специалистов. Преемственность в работе узких специалистов обеспечивается применением единых комплексных и парциальных программ, заданий специалистов воспитателям по индивидуальной работе с детьми, открытыми мероприятиями и другими формами работы специалистов с воспитателями.
Узкие специалисты собирают необходимую информацию о ребенке, анализируют информацию, намечают пути решения проблемы. Готовятся индивидуальные рекомендации, консультации педагогам и родителям.
Практика показала, что в МАДОУ группы кратковременного пребывания и предшкольной подготовки оправдывают себя в полной мере. В группах создана эмоционально благоприятная атмосфера, что способствует формированию у детей чувства уверенности в окружающем, положительного впечатления о детском саде, дети овладевают средствами и способами познавательной деятельности (развитие восприятия, памяти, мышления, речи, воображения, стремятся познавать новое и интересное.
Готовность ребенка к школьному обучению рассматривается, прежде всего, как общая его готовность, включающая в себя физическую, личностную и интеллектуальную подготовку. Данные мониторинга показали, что у детей группы предшкольной подготовки уровень физической готовности составляет 80%. Дети научились выполнять упражнения более качественно, с результатом, двигательные умения и навыки возросли, стали активными участниками спортивных праздников, научились слаженно действовать в команде, точно выполнять правила подвижных игр и эстафет. У родителей пополнились знания по физическому воспитанию детей, возрос интерес к здоровому образу жизни, физкультуре и спорту. Они научились с пользой для детей организовывать активный отдых в выходные дни.
Личностная готовность детей составила 75%. У детей повысился уровень произвольности поведения, уровень самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной). Дети группы предшкольной подготовки к концу учебного года стали активными, инициативными, самостоятельными. У детей повысилась ответственность за свои поступки и действия, они научились слушать другого и согласовывать с ним свои действия, работать в группе.
Интеллектуальная готовность составила 87%. Дети получили обширные представления о мире людей, вещей, природе, овладели средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование, основными формами речи (диалог, монолог).
К концу дошкольного детства у детей сформировалась мотивационная готовность к новой социальной позиции – «позиции школьника», имеющего круг определенных обязанностей и прав. Это выражается в положительном отношении ребенка к школе, учебной деятельности, взрослым, самому себе.
Источник