Предречевое развитие ребенка младенческого возраста

Предречевое развитие ребенка младенческого возраста thumbnail

Предречевое развитие ребенка младенческого возраста Младенчество рассматривается как подготовительный этап в развитии речи, когда закладываются, во-первых, предпосылки понимания речи взрослых, во-вторых, — активного употребления слов. Причем пассивная речь, т.е. понимание речи взрослых, осваивается ребенком быстрее, чем активная — ее самостоятельное употребление. Ребенок рождается с готовым речевым аппаратом. Неумение его использовать связано с необходимостью:

  • приобретения навыка пользования речевым аппаратом;
  • знакомства со словесными формами;
  • накопления содержания для речи;
  • установления социальных связей с окружающими.

Подчеркнем, что развитие речи ребенка неразрывно связано с возникновением и ростом потребности общения со взрослым.

Младенец еще не понимает значения того, что ему говорят. В первом полугодии первого года жизни он особым образом реагирует на ритмико-мелодические звуки голоса человека, а во втором из всех голосовых воздействий взрослого выделяет звук речи. Младенец особенно чувствителен к интонаций, с которой к нему обращается взрослый, и к мимике, которой сопровождается высказывание. Произнесение слов, демонстрирующих одобрение, со строгой интонацией и одновременно нахмуренным лицом вызывает у малыша отрицательные эмоции.

Реагировать на слова взрослых ребенок начинает очень рано. На третьей неделе он сосредоточивается на голосе взрослого. На 2-м месяце жизни малыш прекращает крик под влиянием «разговора» с ним, сосредоточиваясь на лице взрослого. Во втором полугодии первого года жизни ребенок устанавливает связь между словом и предметом или действием.

Первоначально дети лучше понимают не слова, а жесты взрослого. Так, в 5,5-6 мес. младенец подползает к взрослому при подзывании его жестом. А на чисто словесный призыв малыш приближается к взрослому только после 11,5 мес.

С возрастом усложняются реакции ребенка на речь взрослого. Так, в 7-8 мес. малыш поворачивается к предмету в ответ на вопрос взрослого: «Где?» Однако связь между словом и предметом в этом возрасте очень неустойчива. Если предмет меняет свое местоположение или ракурс, то младенец его не узнает. А в 9 мес. ребенок уже находит несколько знакомых предметов независимо от их местоположения. В возрасте 7-8 мес. младенец выполняет разученные движения при их назывании взрослым: «Встань», «Сядь», «Ладушки», «До свидания» и пр. 9-10-месячный малыш понимает элементарные поручения («Дай маме ложку»), в 10-11 мес. ребенок выбирает предметы по словесному указанию взрослого. Связь между предметом и его названием -важнейшее достижение в развитии речи младенца. В дальнейшем это даст возможность действовать с предметами в их отсутствие, в плане представлений.

На первом году жизни возникают предпосылки слушания. Малыш сосредоточивается не только на разговоре взрослого, подкрепляемого действиями или мимикой, но и на звучании песенок или небольших стихотворений.

Развитие предпосылок освоения активной речи также включено в общение со взрослым. На 3-м месяце жизни малыш реагирует на «разговор» взрослого смехом и звуками. В возрасте 2-4 мес. издает характерные согласные звуки («к-к», «х-х»). Около 4 мес. гукание сменяется гулением. Дети произносят высокие певучие звуки наподобие трели с большим напряжением. На 4-м месяце малыш перекликается со взрослым на расстоянии. Причем, звуки он продолжает произносить и после прекращения общения. Важным приобретением является то, что звуки произносятся под контролем слуха. Их произнесение становится самостоятельной деятельностью. На 5-6-м месяце ребенок произносит звуки и производит разнообразные движения, чтобы обратить на себя внимание взрослого, «выразить» ему свои желания. Возникает адресованность звуков взрослому. Они становятся инициативной формой общения, выделившись из общего состава выразительных движений. Ребенок произносит звуки и в самостоятельной деятельности, и как только увидит взрослого.

После 6 мес. в речи младенца появляется лепет — слоги и звуки, которые перемежаются смехом и сопровождаются движениями. С помощью лепета малыш выражает свои требования, например произносит «дя-дя-дя» и тянется к блюдцу с кашей. После 10 мес. в речи малыша можно услышать слова или обрывки слов, которые сочетаются с соответствующими движениями и мимикой («не», «ам»). Так ребенок отвечает на понимаемое им высказывание взрослого. Такая речь первоначально возникает как ответ на предложение взрослого и состоит из трех компонентов: жестов, мимики и звуков. Это еще не собственно речь, а жестикуляторная, включающая и звуковые элементы. Ребенок много лепечет и вне общения со взрослым.

Лепет — это особая форма его самостоятельной деятельности, доречевое средство общения и способ выражения эмоционального состояния. Произнося звуки, малыш основывается на подражании и самоподражании. Подражание выступает как своеобразная форма общения и механизм развития речи. Ребенок обращает внимание на артикуляцию взрослого, повторяет за ним новые звуки и слова. Возникает отсроченное подражание звукам и словам, произносимым взрослым. К концу первого года жизни в активную речь ребенка включается от 4 до 20 слов, которые обозначают названия лиц и предметов. Важно, что он использует их в осмысленной ситуации. Значение таких слов очень неустойчиво. Ребенок обозначает ими не только сам предмет, но и ситуацию, в которую предмет включен, а также выражает свое отношение к нему, указывает на выполняемое с ним действие. Он легко переносит название с одного предмета на другой, сходный по какому-то несущественному признаку. Но самое главное достижение состоит в том, что слова приобретают предметную отнесенность, создавая основу для освоения ребенком их значений.

Возникновение первых осмысленных слов и понимания речи на основе собственно языковых средств, связанных с определенными фонемами родного языка, свидетельствует о том, что развитие речи переходит в новую стадию — фонемную, начинается усвоение звуковой стороны языка. Ранее, на дофонемной стадии, понимание ребенком речи взрослого строилось на восприятии не фонематического состава, а общей ритмико- мелодической структуры слова или фразы. Слово воспринималось малышом как единый, нерасчлененный звуковой комплекс.

Особенности развития речи в младенческом возрасте:

  • развитие речи включено в общение со взрослым;
  • возникает внимание к речи взрослого, а затем подражание ей превращается в самостоятельную деятельность ребенка;
  • устанавливается связь между названием предмета и самим предметом, что проявляется в поиске и нахождении предмета по слову взрослого и в назывании предметов и лиц;
  • к концу первого года жизни развивается инициативное употребление осмысленных слов.

Источник: 

Урунтаева Г.А., Детская психология

Источник

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrowПсихология arrow Речевое и психическое развитие детей раннего возраста

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ Д0РЕЧЕВ0Г0 И ПРЕДРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

В младенческом возрасте у ребенка закладываются основы языка и речи. Это становление связано, во-первых, с действием врожденных биологических детерминант, которые играют ведущую роль на ранних этапах онтогенеза; во-вторых, оно обусловлено сложным влиянием окружающей среды, активным характером действий взрослого и потребностью ребенка в общении. «Под овладением языком (родным или иностранным) психологи понимают формирование умений и навыков понимания и выражения своих мыслей» (Уфимцева Н.В., 2005, с. 59).

Первый год жизни определяется как доречевой, или «безъязычный», этап развития, в котором преобладают правополушарные и подкорковые механизмы головного мозга (Выготский Л.С., 1956). По мнению Т.Н. Ушаковой, развитие детской речи подчиняется определенным принципам, к которым относятся следующие:

  • — речевой механизм на начальном этапе управляется унаследованной программой, обеспечивающей функцию экспрессии внутренних психологических состояний в виде двигательных и голосовых проявлений и имеющей на начальном этапе негативный характер, а позднее — позитивный;
  • — развитие и продуцирование звуков речи происходит в соответствии с генетической программой и под влиянием поступающих извне речевых сигналов;
  • — усвоение слов из звучащей речи происходит на основе интенци- ональной организации речи окружающих и самого развивающегося малыша;
  • — наследственная программа сохраняет свое значение на этапе формирования грамматики, т.е. в возрасте 3—7 лет. Ее действие направлено на осуществление аналитических и синтезирующих операций в отношении усваиваемого вербального материала, формирования грамматических структур и динамических стереотипов (Ушакова Т.Н., 2005, с. 70-71).

В доречевом периоде выделяют этапы младенческого крика, гуления и первый этап в развитии лепета. Этот этап связан с филогенетической памятью речевой функциональной системы и осуществляется благодаря врожденным программам центральной нервной системы. Этот период еще называют периодом дофонетических униресалий, поскольку крики, спонтанные гуление и лепет не имеют регламентируемых обществом нормативных характеристик и универсальны для детей любой культуры.

О. Г. Приходько выделяет в доречевом развитии детей ряд этапов или периодов:

  • 1- й период ~ новорожденное™, или безусловно-рефлекторный. В нем основную роль играют безусловные пищевые и защитные или оборонительные рефлексы. Основным проявлением являются голосовые реакции, тесно связанные с жизненно важными физиологическими функциями. Кроме этого, в этот период к голосовым реакциям новорожденного относятся кашель, чихание, зевание, кряхтение, звуки при сосании;
  • 2- й период (1—3 месяца) — появление начального гуления, смеха и интонационной выразительности крика;
  • 3- й период (3-6 месяцев) — появление истинного, или певучего, гуления;
  • 4- й период (6—9 месяцев) — начало лепета, который к середине этого периода (7 месяцев) начинает приобретать социализированный характер;
  • 5- й период (9—12 месяцев) — активный лепет, сопровождающийся появлением новых звуков, интонаций, мимики и жестов, лепетных слов и звукоподражаний (Приходько О.Г., 2003).

 

Посмотреть оригинал

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Пред

 

СОДЕРЖАНИЕ

ОРИГИНАЛ

 

След >

  • Доречевой период овладения способами психологического воздействия

    В этот период ребенок, еще полностью зависимый от взрослых, удовлетворяет свои потребности двумя путями: 1) о нем заботятся взрослые, они знают о потребностях ребенка, обеспечивают его жизнь и развитие, организуя уход за ним, режим сна и бодрствования, кормления, прогулок и т.д.; 2) ребенок оказывает…
    (Психология управления)

  • ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДЦП. РАБОТА В ДОРЕЧЕВОМ ПЕРИОДЕ

    На первом этапе в доречевом периоде стимулируют сосательный, хоботковый и поисковый рефлексы. Для этого соской касаются губ, языка, при кормлении помогают ребенку захватывать и удерживать сосок или соску, пассивно вытягивая их и придерживая его губы, особенно с ослабленной стороны, препятствуя…
    (Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье)

  • РАННЯЯ СТИМУЛЯЦИЯ ДОРЕЧЕВОГО И РАННЕГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

    Важное значение в программах домашнего обучения имеет ранняя стимуляция доречевого и начального речевого развития. Она проводится поэтапно. На первом этапе (для нормально развивающегося ребенка (от 1 месяца до 3-х) проводится тактильная стимуляция губ, развитие слухового внимания, стимуляция гуления….
    (Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье)

 

Популярные страницы
  • Доречевой период овладения способами психологического воздействия

    В этот период ребенок, еще полностью зависимый от взрослых, удовлетворяет свои потребности двумя путями: 1) о нем заботятся взрослые, они знают о потребностях…

  • ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДЦП. РАБОТА В ДОРЕЧЕВОМ ПЕРИОДЕ

    На первом этапе в доречевом периоде стимулируют сосательный, хоботковый и поисковый рефлексы. Для этого соской касаются губ, языка, при кормлении…

  • РАННЯЯ СТИМУЛЯЦИЯ ДОРЕЧЕВОГО И РАННЕГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

    Важное значение в программах домашнего обучения имеет ранняя стимуляция доречевого и начального речевого развития. Она проводится поэтапно. На первом этапе…

Источник

Младенческий возраст характеризуется целым рядом специфических черт, позволя­ющих рассматривать его в качестве существенно нового этапа развития человека. Психическое развитие в младенчестве представляет собой реализацию видовых возможностей ребенка на основе природных задатков и генетической программы и по­этому носит естественный характер. Младенчество является началом индивидуально­го пути становления первичных и вторичных свойств индивидной организации чело­века. Этот период характеризуется высокой интенсивностью процессов системогенеза естественных психических форм, создания предпосылок речи и социального развития в условиях непосредственного взаимодействия ребенка со взрослыми. В это время чрезвычайно важное значение имеет среда, активное и в разнообразных фор­мах участие взрослых не только в физическом, но и психическом развитии ребенка (создание обогащенной физической и речевой среды, эмоциональное общение, по­мощь в развитии двигательных структур — акта хватания и локомоции, — создание проблемных ситуаций и т. д.). Существенной чертой психики в младенчестве является многоканальность развития, состоящая в том, что одновременно происходит формирование психики в различных направлениях.

Речь имеет в младенческом возрасте свой естествен­ный путь развития. В этот период в процессе общения со взрослыми происходит тренировка голосового ап­парата и образование связей слухового, зрительного и речедвигательного анализато­ров, развивается интонационная составляющая речи. Такие голосовые формы, как гукание и гуление, лепетпая форма достигает своего расцвета в 11 мес. (встречается только у детей с нормаль­ным слухом). Во второй поло­вине первого года жизни у ребенка начинает формироваться собственно речевая де­ятельность. К концу года ребенок понимает примерно 10-20 слов. Стадии развития речи: поворачивание к предмету в ответ на произнесение взрослым его названия, выполнение заученных движений при назывании их взрослым (7-8 мес.), выполнение поручений по словес­ному указанию (9-10 мес.), выбор предмета из двух-трех, находящихся рядом, по словесному указанию (10-11 мес.), прекращение действия под влиянием словесного запрещения (12 мес.). В конце первого года жизни, а в некоторых случа­ях и с 7-8 мес. ребенок начинает произносить отдельные слова.

С помощью акустичес­кого анализа выявлена синхронность в изменениях частоты и силы голосовой реак­ции новорожденного и интонации взрослого, выраженных в подъеме и последующем спаде кривых этих двух параметров звука. На 2-м мес. жизни различаются звуки не­довольства и спокойного гуления; с 3-го мес. появляются звуки радости и смеха, с 6-го —возникает радость с восклицанием (восторг) и более спокойные звуки; с 7 мес. выде­ляется интонация; с 10 мес. выявляется настойчивая интонация убеждения, повеления; на 2-м году жизни добавляется интонация вопроса.

Процесс становления интона­ции наряду с совершенствованием звукопроизношения у ребенка осуществляется в общении со взрослыми, использующими в речевой коммуникации различные виды интонации (спокойные, радостные и т. п.), которые затем отражаются и закрепляются в голосовых реакциях младенца.

Социальное развитие в младенческом возрасте выступает в двух аспектах: общем и конкретном. Общий аспект выражается в том, что с момента рождения у ребенка существует предрасположенность к социальному развитию, к усвоению многообраз­ных воздействий среды, в том числе и социального окружения. В это время в первичном виде складываются основные естественные фор­мы психической деятельности, предпосылки социального развития психики. Есте­ственный путь своего развития психические функции проходят в социальных усло­виях, в процессе общения со взрослыми.

Конкретные проявления социализации выражены в фор­мировании генетически ранней формы доречевого общения и возникновении действий с предметами на базе неспецифической моторной активности ребенка. «Широкие психические возможности новорожденно­го и младенца необходимы ему для жизненно важного для него налаживания контак­та со взрослым, опосредующим его отношения с остальным миром. Именно поэтому младенец, поражающий наблюдателя крайней беспомощностью и видимой непри­способленностью во всем, что касается сферы самостоятельного удовлетворения своих нужд, оказывается удивительно хорошо вооруженным в другой сфере — в сфе­ре взаимоотношений со взрослыми, а также в некоторых областях доступной ему практической деятельности (например, поведение в ситуации кормления)».

Необходимость связи со взрослыми приводит к появлению разнообразных нере­чевых видов общения в виде голосовых, двигательных и мимических реакций. Раз­нообразные контакты со взрослыми условно можно разделить на две группы: реак­тивную и активную. Ребенок реагирует на воздействие взрослого, выступая в каче­стве объекта общения (реактивная форма — подражательные движения ребенка рта, рук). При активной форме общения ребенок начинает воздействовать на взрослого, являясь субъектом общения. Звуки голоса оказывают более сильное воздействие на ребенка, чем звуки музыкаль­ного инструмента той же частоты и интенсивности. Реагирование ребенка на звуковые раздражители выражается главным об­разом в поисковой, ориентировочной реакции при затормаживании общедвигатель­ной активности.

Время сосредоточения на человеке и предметах увеличивается в период с 4 до 6 мес. с разной скоростью. Появление взрослого в поле зрения ребенка повышает его общую активность. При уве­личении расстояния от игрушки до ребенка с 9 до 60-100 см уменьшалась и исчезала его игровая активность. Он переставал интересоваться игрушкой. Если рядом с игруш­кой оказывался взрослый, то ребенок снова начинал к ней тянуться.

Установление контакта со взрослым осуществляется у ребенка также эмоциональ­ным путем. В конце 1-го и в начале 2-го мес. жизни появляется «комплекс оживле­ния» — эмоционально положительная реакция на поведение взрослых, который, исчезает в 7-8 мес. Его своевременное исчезновение является одним из критериев нормального развития ребенка.

В рамках сотрудничества со взрослыми и в процессе овладения речью начинает скла­дываться субъект познания и деятельности.

Естественный путь развития человек проходит в сравнительно короткий срок, в основном в период младенчества, когда в социальной среде, в процессе взаимодей­ствия со взрослыми у ребенка создаются основные предпосылки социогенеза — есте­ственные формы психического отражения, элементы предметной деятельности, доречевое общение, структура моторной активности, — на основе созревания наследствен­но заданных механизмов, в процессе их функционирования и путем новообразований. Психическое развитие в этот период носит наиболее интенсивный характер, что связа­но со спецификой действия основных законов онтогенеза.

После года жизни и на протяжении всего жизненного цикла человека осуществляется социальное развитие психики, носящее многообразный, многокачественный и многоуровневый характер и включающее как новообразования, так и преобразования и социализацию различных естественных ее форм в процессе их дальнейшего развития.

Дата добавления: 2015-05-27; просмотров: 1975; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность… 11193 — | 7532 — или читать все…

Читайте также:

Источник