Предречевое развитие ребенка 1 года жизни
Доречевой период у детей. Исследование речи у ребенка
Речевые и психические функции ребенка осуществляются интегративной деятельностью мозга. Для своевременного становления этих функций в онтогенезе важцое значение имеют нормальное развитие и функционирование всех отделов центральной нервной системы, особенно коры головного мозга. Речь и психические функции являются сугубо человеческими высшими корковыми функциями, и в их формировании наряду с биологическими факторами большую роль играют социальные (окружение в широком понимании). Оценка развития этих функций очень важна для диагностики заболеваний нервной системы у детей раннего возраста.
В развитии речи ребенка большое значение имеет доречевой период, который длится от рождения до конца 1-го года жизни. В этот период развивается зрительное и слуховое восприятие, формируется первая предметная и игровая деятельность, появляются гуление, лепет, возможность подражания звукам речи, развиваются первые пути довербального общения ребенка с окружающими.
Доречевой период у здорового ребенка условно делится на несколько этапов.
I этап доречевого развития охватывает первые 2 мес жизни. В это время совершенствуются и закрепляются биологические и адаптационные механизмы (функции дыхания, сосания); появляются первые эмоциональные реакции, имеющие приспособительное значение для организма; к концу I этапа крик ребенка начинает приобретать интонационную выразительность, что имеет важнейшее значение для развития общения ребенка со взрослым.
II этап доречевого развития (2,5—3 мес) характеризуется появлением начального гуления. В ответ на положительные эмоциональные раздражители ребенок гулит. Вместе с гулением появляется и первый смех — повизгивание в ответ на эмоциональное общение со взрослым. Звуки гуления уже отличаются определенным многообразием с преобладанием сочетаний гортанных и гласных звуков («гу, ге, ха» и т. д.).
Смена коротких звуков более протяжными происходит одновременно с новой стадией в развитии движений ребенка. Произношение протяжных звуков гуления требует от ребенка более длительного мышечного сокращения. В этот период здоровый ребенок уже хорошо держит голову, поворачивается со спины на бок, тянется к предмету, ощупывает и рассматривает свои руки, У него имеется длительная зрительная фиксация (до 5— 7 мин) и прослеживание предмета во всех направлениях. Звуки гуления произносятся на выдохе, так что в этот период происходит своеобразная тренировка речевого дыхания.
Таким образом, на этом этапе развивается общение при помощи недифференцированных движений тела и головы, сопровождающихся отдельными голосовыми реакциями.
III этап доречевого развития — период «истинного» гуления. При нормальном развитии этот период ребенок проходит в возрасте 3,5—4 мес.
Особенностью истинного гуления является то, что оно не сопровождается общими диффузными движениями ребенка и не является составной частью комплекса оживления. Напротив, в период истинного гуления общие движения ребенка притормаживаются, ребенок как бы сосредоточивается на новом для него ощущении. Это является важным условием для дифференцировки произносимых звуков как по их акустическим, так и кинестетическим признакам. В этот период образуются первые условные связи между слуховыми и артикуляторными образами произносимых звуков. На этой основе у ребенка формируется самоподражание собственным звукам. Это — качественно новый этап в доречевом развитии. В период истинного гуления звуки становятся продолжительным, певучими и более многообразными. Наряду с гортанными и гласными все чаще появляются губные звуки и сочетания гласных с губными.
В этот период интенсивно развивается сенсорное восприятие, которое начинает приобретать активный познавательный характер.
IV этап доречевого развития — это период лепета. Уже в возрасте 5—7 мес, когда здоровый ребенок путем самоподражания произносит сочетания гласных с губными согласными в виде цепочек звуков, намечается переход гуления в лепет. В период лепета наряду с самоподражанием более отчетливьш становится подражание звукам взрослого.
К концу доречевого периода невербальные формы общения ребенка с окружающими усложняются. Общение осуществляется при помощи обеих рук, более дифференцированных мимики и звуков. Пример такого общения: ребенок тянет руки к матери, произносит отдельные звуки, как бы просит «возьми меня».
Затем усложняется мимика. Она становится более выразительной, появляются символические жесты. Ребенок может общаться при помощи одной руки. Появляются разнообразные по интонации лепетные слова.
— Также рекомендуем «Этап первичного освоения языка. Развитие речи ребенка»
Оглавление темы «Вегетативная нервная система. Периоды развития речи.»:
1. Оценка мышечного тонуса детей. Мышечная гипотония
2. Нарушение координации у детей. Непроизвольные движения у ребенка
3. Вегетативная нервная система ребенка. Развитие вегетативной нервной системы
4. Терморегуляция у детей. Исследование терморегуляции и потоотделения
5. Доречевой период у детей. Исследование речи у ребенка
6. Этап первичного освоения языка. Развитие речи ребенка
7. Оценка речевого аппарата. Экспрессивная речь у детей
8. Семиотика речевых расстройств. Нарушения речи в детском возрасте
9. Дизартрия у детей. Алалия у ребенка
10. Задержка речевого развития. Заикание у ребенка
Источник
Развитие речи ребенка в 1–3 месяца
Первые голосовые проявления ребенка – крик и плач. Малыш плачет, чтобы привлечь к себе внимание, выразить ощущение дискомфорта, попросить о помощи. Возможность сообщить о своих потребностях через плач – важное умение ребенка, помогающее ему адаптироваться в изменившихся условиях жизни. В возрасте 1,5 месяца одной из форм выражения чувств и потребностей станет улыбка. Сопровождающие ее радостные вокализации – это предречевое общение ребенка, позволяющее удержать внимание и продлить контакт со взрослыми. Уже к 3 месяцам появляется гуление – процесс произношения протяжных гласных звуков (а, у, ы), а также совмещение гласных и согласных звуков (агу, гу, га, ха, кы, кхы).
Мир эмоций. Склонившись над малышом, с помощью мимики, жестов, интонации попробуйте выразить разнообразные эмоциональные состояния (радость, удивление). Вы заметите, как малыш внимательно рассматривает ваше лицо, прислушивается к интонациям вашего голоса. Возможно, он даже скопирует выражение вашего лица, начнет гулить. Такие передачи эмоций и звуков являются первыми актами общения с крохой, способствуют социально-эмоциональному развитию и формированию речи у ребенка.
Потешки, стишки, песенки. Почитайте ребенку вслух небольшие стишки и потешки, спойте детскую песенку. При этом важно смотреть на малыша, четко произносить слова, варьировать интонации. Обратите внимание: кроха замер, прислушиваясь к вашему голосу, внимательно наблюдает, как вы шевелите губами, произнося фразы. Вот он оживленно задвигал ручками и ножками – обрадовался вашему общению с ним. Такое взаимодействие с ребенком способствует накоплению словарного запаса. Вот, например, потешка:
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.
Поворкуем, погулим. Склонитесь над малышом и начните разговаривать с ним. Кроха будет пытаться вам отвечать на своем языке – гулить. Повторяйте звуки, которые он произносит. Затем отвечайте малышу на его гуление так, будто понимаете, о чем он говорит. Комментируйте «сказанное» им. Такое упражнение формирует ответную реакцию ребенка на словесное воздействие взрослого, побуждает его к гулению и способствует формированию речи у ребенка.
«Я расскажу тебе…». Дети тонко чувствуют оттенки речи и тембр голоса собеседника. Поэтому самое простое, что вы можете делать для развития ребенка, – чаще разговаривать с ним, причем в лицах.
Меняйте интонацию с повествовательной на вопросительную, говорите то тише, то громче. Обращайтесь к нему, когда вы ходите по комнате, а не только находитесь рядом с крохой. Малыш будет поворачивать голову в сторону вашего голоса. Называйте все предметы, которые показываете ему, свои действия и действия других, комментируйте происходящее. Четко произносите слова и повторяйте фразы несколько раз.
Загляните в календарь развития ребенка
Развитие речи ребенка в 3–6 месяцев
В этом возрасте малыш прислушивается к окружающим его звукам, проявляет к ним интерес и повторяет их. При этом кроха понимает, что это издаваемые им звуки. Ваша задача – побуждать ребенка произносить звуки и звуковые сочетания.
«Язычок-проказник». Возьмите ребенка на руки. Смотрите ему в глаза и, высунув язык, издавайте разные смешные звуки. Затем спрячьте язык. Повторите те же действия, издавая уже другие звуки. Дети обычно пытаются подражать взрослому: тоже стараются высунуть язык и произнести несколько услышанных звуков. Так тренируется его артикуляционный аппарат, развивается подвижность губ и языка. В ходе игры пополняется запас звуков, малыш чаще пытается произносить их, начинает вступать в общение со взрослым.
«Эхо». Склонитесь над ребенком или возьмите его на руки, чтобы он видел ваше лицо. Поговорите с ним, стимулируйте голосовую активность крохи и повторяйте за ним звуки, которые он произносит, словно эхо. Малыш начинает гулить в ответ – завязывается своеобразная «беседа». Произнесение разных звуков и звуковых сочетаний способствует улучшению речевых способностей ребенка.
«Идет коза рогатая». Эта игра соединяет в себе несколько функций – речевую, двигательную, тактильную. Сложив пальцы рук определенным способом (сделав «козу»), легко пощекочите кроху, проговаривая при этом стишок:
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто каши не ест, молочка не пьет,
Того забодает, забодает, забодает!
Процесс игры доставляет малышу удовольствие, он может громко засмеяться, когда вы его щекочете. Такое двустороннее общение активизирует речевые центры головного мозга, способствуя речевому развитию.
Развитие речи ребенка в 6–9 месяцев
В этот период в развитии малыша появляется следующая стадия развития речи – лепет. Ребенок воспроизводит цепочки слогов «па-па-па», «ка-ка-ка», «ма-а-а», «ва-а-а» и многократно их повторяет, прислушивается к произносимым звукам. Стадия лепета длится до 11 месяцев. Постепенно лепетная речь усложняется, появляются новые слоги и звуковые сочетания.
Активизация речевых центров головного мозга может происходить через работу рецепторов на кончиках пальцев. Поэтому важно в занятиях с ребенком уделять особое внимание развитию мелкой моторики рук.
В этом возрасте самое время начать читать крохе. Книги нужно подобрать с различными дополнениями, например, с погремушками, липучками, кармашками, пищалками и т. п. Эти игрушки удерживают внимание малыша и способствуют развитию мелкой моторики.
Читаем и играем. Расширяйте понятийный словарь малыша. В этом поможет рассматривание картинок в книгах, чтение небольших рассказов и стихов (например, А. Барто). Для занятий подбирайте книжки с яркими, четкими и понятными иллюстрациями. Приготовьте игрушку, например зайца, и книжку с его изображением. Покажите ребенку игрушку и картинку: «Вот зайчик, и это тоже зайчик». Такие занятия обогащают словарный запас малыша, знакомят его с новыми понятиями, названиями предметов и явлений.
Игры для пальчиков. Уже в этом возрасте можно научить ребенка рисовать красками. Только вместо кисти пусть оставляют следы на бумаге детские ладошки и пальчики.
Лепите с малышом из пластилина: скатывайте из пластичной массы разные по форме и величине фигурки, а малыш пусть пальчиками расплющивает их.
Приобретите крохе развивающие игрушки или центры для развития мелкой моторики – с кнопочками, отверстиями, фактурной поверхностью деталей, музыкальным или голосовым сопровождением.
Новый друг. Для общения с ребенком выберите персонажа – перчаточную куклу, игрушку бибабо или мягкую игрушку. Можно знакомить малыша с предметным миром, новыми словами от лица этого героя. Пусть игрушечный Буратино покажет крохе картинки в книжке, расскажет о новых предметах, задаст вопросы, попросит ребенка повторить какие-либо действия. Ведите с ребенком диалог, обращаясь к нему от лица куклы. Поощряйте голосовую активность малыша, побуждая его отвечать и взаимодействовать с персонажем.
Развитие речи ребенка в 9–12 месяцев
В этом возрасте кроха активно подражает жестам, выражениям лица, разным звукам, которые слышит от взрослых (смех, кашель, щелканье языком). Подражание действиям и звукам переходит в подражание словам по мере того, как ребенок учится не только произносить звуки, но и понимать обращенную к нему речь. В этот период закрепляется лепетное говорение: малыш произносит целые тирады, меняя интонацию.
Время сказок. Можно выбрать русские народные: «Теремок», «Репка», «Колобок», «Три медведя». Малыш уже узнает многих зверей, может по просьбе взрослого показывать пальчиком на изображение названного вами животного. Внимательно рассмотрев картинки, спросите его, например: «А где медведь?» – и кроха покажет пальчиком на нужную картинку. Рассказывая сказку, соблюдайте тембр голоса и интонации каждого героя – мышка говорит тоненьким голоском: «Пи-пи», медведь – грубым: «У-у-у».
Попросите кроху повторять вслед за вами, каким голосом разговаривают животные. Игры на звукоподражание – хорошие артикуляционные упражнения, выполнение которых способствует развитию речи.
Тренировка языка. Это логопедическое упражнение тренирует рот и губы малыша, мышцы артикуляционного аппарата. Стройте малышу смешные рожицы и гримасы, провоцируя его повторять за вами. Покажите крохе язык и попросите его показать свой. Растяните губы в широкой улыбке и предложите ребенку улыбнуться так же. Для тренировки щек, губ и языка подойдут свистульки, игрушечные дудочки. Научите малыша правильно дуть в большой свисток или дудочку – и производимый звуковой эффект приведет его в восторг.
«Повторяй за мамой». Склонитесь над малышом так, чтобы он видел движение ваших губ при произнесении слов. Предложите ребенку повторять звуки вслед за вами:
Ла-ла-ла, ла-ла-ла, наша девочка мала.
Та-та-та, у нас дома чистота.
Му-му-му, молочка налить кому?
Ло-ло-ло, а на улице тепло!
Жа-жа-жа, есть иголки у ежа.
Ба-ба-ба, из окна торчит труба.
За-за-за, уходи домой, коза.
Произносите звуки, которые есть в лепете ребенка, постепенно вводя новые звукосочетания: «та», «да», «ва», которыми он еще не пользуется. Вы заметите, как ребенок чутко реагирует на новые звуки, прислушивается, всматривается в лицо говорящего.
Речевые умения ребенка к 1 году
- Ребенок повторяет за взрослыми звуки, слоги и односложные слова.
- Реагирует на свое имя.
- Активный словарь малыша включает от 10 до 20–25 слов. В основном это упрощенные или звукоподражательные слова.
- Пополняется пассивный словарь: ребенок знает названия многих предметов, понимает и выполняет просьбы взрослых.
- Малыш внимательно слушает взрослого, а потом повторяет цепочки простых слов и звуки.
- Общение между ребенком и взрослым начинает строиться с помощью речи.
Источник
Развитие речи детей раннего возраста как предпосылка последующего речевого развития. Необходимость целенаправленного руководства развития речи детей со стороны взрослых. Развитие у детей зрительного и слухового сосредоточения при общении со взрослыми, способности различения их голосов, интонации, направления звука. Роль эмоционально -положительного общения.
Развитие у детей голосовых реакций (гуканье, гуление, лепет), способности подражать звукам и словам.
Развитие понимания речи окружающих и появление первых осмысленных слов.
Задачи и содержание работы по развитию зрительного и слухового восприятия, голосовых реакций и понимания речи у детей первого года жизни.
Организация целенаправленного речевого общения с детьми с целью развития голосовых реакций и понимания речи в процессе режимных моментов.
Методика проведения занятий по развитию подготовительных этапов речи, их постепенное усложнение. Использование на занятиях разнообразных приемов: эмоциональное общение, молчаливое присутствие взрослого, объектно направленное общение, приемы развития речевого подражания.
Практическое занятие
Особенности развития речи детей раннего возраста. Анализ речи детей по записям студентов и на основе аудио- и видеоматериалов.
Тема 2.2 Методика развития речи детей второго года жизни
Особенности развития речи детей второго года жизни. Постепенное усложнение речевого общения детей со взрослыми и сверстниками.
Дальнейшее развитие понимания речи, формирование у детей функции общения, развитие активной речи детей. Формирование правильного построения предложений на основе подражания речи взрослых, овладение грамматическими элементами речи.
Задачи и содержание работы по развитию понимания и активной речи детей.
Методика проведения занятий по развитию речи детей второго года жизни, их постепенное усложнение, сочетание индивидуальных и групповых занятий. Использование на занятиях разнообразных приемов: показ с называнием, образец речи воспитателя, многократное повторение слов и коротких предложений, вопросы, побуждение к словесным высказываниям, использование инсценировок. Применение на занятиях с малышами эмоционально-игровых приемов. Чтение и рассказывание сказок, потешек, коротких стихотворений, рассказов.
Руководство развитием речи детей второго года жизни в процессе общения воспитателя с детьми в повседневной жизни. Организация общения с детьми старшего дошкольного возраста.
Практическое занятие
Отбор игр, упражнений, песенок, потешек, пестушек, прибауток для развития понимания и активной речи детей от 0 до 2 лет.
Г
Раздел 3 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ
Студент должен
знать:
— сущность словарной работы и ее место в общей системе работы по развитию речи детей в дошкольных образовательных учреждениях;
— основные особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста;
принципы отбора слов в словари-минимумы для детей;
— методы и приемы словарной работы в возрастных группах;
уметь:
объяснять взаимосвязь словарной работы с решением всех задач развития речи;
определять задачи и содержание словарной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей группы;
— развивать словарь в единстве с развитием конкретных представлений и знаний об окружающем мире, освоением видовых и родовых обобщений;
— использовать методы и приемы накопления, закрепления и активизации словаря;
содействовать использованию разнообразного и точного словаря в самостоятельных связных высказываниях;
— осуществлять словарную работу в разных видах деятельности;
— расширять запас антонимов, синонимов, обобщающих, многозначных слов, активизировать образные слова и выражения в речи детей.
Тема 3.1 Сущность, задачи и содержание словарной работы в дошкольном учреждении
Понятие словарной работы в детском саду и ее значение в развитии детей. Учет в словарной работе особенностей лексики родного языка, усвоения значения слов на протяжении дошкольного детства. Взаимосвязь словарной работы с развитием связной речи детей. Задачи и содержание словарной работы. Принципы отбора слов для детей на основе усвоения представлений о природе, материальной культуре, способах деятельности, опыта эмоционально-оценочного отношения к действительности. Тематика
ческие группы слов в содержании словаря детей, критерии отбора в ориентировочные словари-минимумы.
Состав лексических навыков детей: соотнесение слова и реального предмета, понимание различий между словами с обобщенным и конкретным значением, между словами, называющими целое и части, усвоение антонимии, синонимии, многозначности слов, фразеологических оборотов речи. Анализ содержания словарной работы в современных программах развития речи.
Источник