Предметом возрастной физиологии физиология развития ребенка

Предметом возрастной физиологии физиология развития ребенка thumbnail

Возрастная
физиология – это наука, изучающая
особенности процесса жизнедеятельности
организма на разных этапах онтогенеза.

Она
является самостоятельной ветвью
физиологии человека и животных, в предмет
которой входит изучение закономерностей
становления и развития физиологических
функций организма на протяжении его
жизненного пути от оплодотворения до
конца жизни.

В
зависимости от того какой возрастной
период изучает возрастная физиология
выделяют: возрастную нейрофизиологию,
возрастную эндокринологию, возрастную
физиологию мышечной деятельности и
двигательной функции; возрастную
физиологию обменных процессов,
сердечно-сосудистой и дыхательной
систем, систем пищеварения и выделения,
физиологию эмбрионального развития,
физиологию детей грудного возраста,
физиологию детей и подростков, физиологию
зрелого возраста, геронтологию (науку
о старении).

Основными
задачами изучения возрастной физиологии
являются следующие:

• изучение
особенностей функционирования различных
органов, систем и организма в целом;

• выявление
экзогенных и эндогенных факторов,
определяющих особенности функционирования
организма в различные возрастные
периоды;

• определение
объективных критериев возраста
(возрастные нормативы);

• установление
закономерностей индивидуального
развития.

Возрастная
физиология тесно связана со многими
разделами физиологической науки и,
широко использует данные из многих
других биологических наук. Так, для
понимания закономерностей формирования
функций в процессе индивидуального
развития человека необходимы данные
таких физиологических наук, как физиология
клетки, сравнительная и эволюционная
физиология, физиология отдельных органов
и систем: сердца, печени, почек, крови,
дыхания, нервной системы и т. д.

В
то же время открываемые возрастной
физиологией закономерности и законы
базируются на данных различных
биологических наук: эмбриологии,
генетики, анатомии, цитологии, гистологии,
биофизики, биохимии и др. Наконец, данные
возрастной физиологии, в свою очередь,
могут быть использованы для развития
различных научных дисциплин. Например,
важное значение имеет возрастная
физиология для развития педиатрии,
детской травматологии и хирургии,
антропологии и геронтологии, гигиены,
возрастной психологии и педагогики.

История и основные этапы развития возрастной физиологии

Научное
изучение возрастных особенностей
детского организма началось сравнительно
недавно – во второй половине XIX в. Вскоре
после открытия закона сохранения энергии
физиологи обнаружили, что ребенок
потребляет в течение суток ненамного
меньше энергии, чем взрослый, хотя
размеры тела ребенка намного меньше.
Этот факт требовал рационального
объяснения. В поисках этого объяснения
немецкий физиолог Макс Рубнер провел
изучение скорости энергетического
обмена у собак разного размера и
обнаружил, что более крупные животные
в расчете на 1 кг массы тела расходуют
энергии значительно меньше, чем мелкие.
Подсчитав площадь поверхности тела,
Рубнер убедился, что отношение количества
потребляемой энергии пропорционально
именно величине поверхности тела – и
это неудивительно: ведь вся потребляемая
организмом энергия должна быть выделена
в окружающую среду в виде тепла, т.е.
поток энергии зависит от поверхности
теплоотдачи. Именно различиями в
соотношении массы и поверхности тела
Рубнер объяснил разницу в интенсивности
энергетического обмена между крупными
и мелкими животными, а заодно – между
взрослыми и детьми. «Правило поверхности»
Рубнера стало одним из первых
фундаментальных обобщений в физиологии
развития и в экологической физиологии.

Этим
правилом объясняли не только различия
в величине теплопродукции, но также в
частоте сердечных сокращений и дыхательных
циклов, легочной вентиляции и объеме
кровотока, а также в других показателях
деятельности вегетативных функций. Во
всех этих случаях интенсивность
физиологических процессов в детском
организме существенно выше, чем в
организме взрослого.

Такой
сугубо количественный подход характерен
для немецкой физиологической школы XIX
в., освященной именами выдающихся
физиологов Э.Ф.Пфлюгера, Г.Л.Гельмгольца
и других. Их трудами физиология была
поднята до уровня естественных наук,
стоящих в одном ряду с физикой и химией.
Однако русская физиологическая школа,
хотя и уходила корнями в немецкую, всегда
отличалась повышенным интересом к
качественным особенностям и закономерностям.

Выдающийся
представитель русской педиатрической
школы доктор Николай Петрович Гундобин
еще в самом начале XX в. утверждал, что
ребенок – не просто маленький, он еще
и во многом не такой, как взрослый. Его
организм устроен и работает иначе,
причем на каждом этапе своего развития
детский организм прекрасно приспособлен
к тем конкретным условиям, с которыми
ему приходится сталкиваться в реальной
жизни.

Эти
идеи разделял и развивал замечательный
русский физиолог, педагог и гигиенист
Петр Францевич Лесгафт, заложивший
основы школьной гигиены и физического
воспитания детей и подростков. Он считал
необходимым глубокое изучение детского
организма, его физиологических
возможностей.

Наиболее
отчетливо центральную проблему физиологии
развития сформулировал в 20-е годы XX в.
немецкий врач и физиолог Э.Гельмрейх.
Он утверждал, что различия между взрослым
и ребенком находятся в двух плоскостях,
которые необходимо рассматривать по
возможности независимо, как два
самостоятельных аспекта: ребенок как
маленький организм и ребенок как
развивающийся организм. В этом смысле
«правило поверхности» Рубнера
рассматривает ребенка только в одном
аспекте – именно как маленький организм.
Значительно более интересными
представляются те особенности ребенка,
которые характеризуют его как организм
развивающийся.

К
одной из таких принципиальных особенностей
относится открытое в конце 30-х годов
Ильей Аркадьевичем Аршавским неравномерное
развитие симпатических и парасимпатических
влияний нервной системы на все важнейшие
функции детского организма. И.А.Аршавский
доказал, что симпатотонические механизмы
созревают значительно раньше, и это
создает важное качественное своеобразие
функционального состояния детского
организма. Симпатический отдел
вегетативной нервной системы стимулирует
активность сердечно-сосудистой и
дыхательной систем, а также обменные
процессы в организме. Такая стимуляция
вполне адекватна для раннего возраста,
когда организм нуждается в повышенной
интенсивности обменных процессов,
необходимой для обеспечения процессов
роста и развития. По мере созревания
организма ребенка усиливаются
парасимпатические, тормозящие влияния.
В результате снижается частота пульса,
частота дыхания, относительная
интенсивность энергопродукции.

Проблема
неравномерности гетерохронности
(разновременности) развития органов и
систем стала центральным объектом
исследования выдающегося физиолога
академика Петра Кузьмича Анохина и его
научной школы. Им была в 40-е годы
сформулирована концепция системогенеза,
согласно которой последовательность
разворачивающихся в организме событий
выстраивается таким образом, чтобы
удовлетворять меняющимся по ходу
развития потребностям организма. При
этом П.К.Анохин впервые перешел от
рассмотрения анатомически целостных
систем к изучению и анализу функциональных
связей в организме.

Другой
выдающийся физиолог Николай Александрович
Бернштейн показал, как постепенно в
онтогенезе формируются и усложняются
алгоритмы управления произвольными
движениями, как механизмы высшего
управления движениями распространяются
с возрастом от наиболее эволюционно
древних подкорковых структур головного
мозга к более новым, достигая все более
высокого уровня «построения движений».
В работах Н.А.Бернштейна впервые было
показано, что направление онтогенетического
прогресса управления физиологическими
функциями отчетливо совпадает с
направлением филогенетического
прогресса. Таким образом, на физиологическом
материале была подтверждена концепция
Э.Геккеля и А.Н.Северцова о том, что
индивидуальное развитие (онтогенез)
представляет собой ускоренное эволюционное
развитие (филогенез).

Крупнейший
специалист в области теории эволюции
академик Иван Иванович Шмальгаузен
также многие годы занимался вопросами
онтогенеза. Материал, на котором
И.И.Шмальгаузен делал свои выводы, редко
имел прямое отношение к физиологии
развития, но выводы из его трудов о
чередовании этапов роста и дифференцировок,
а также методологические работы в
области изучения динамики ростовых
процессов, выполненные в 30-е годы, и до
сих пор имеют огромное значение для
понимания важнейших закономерностей
возрастного развития.

В
60-е годы физиолог Акоп Арташесович
Маркосян выдвинул концепцию биологической
надежности как одного из факторов
онтогенеза. Она опиралась на многочисленные
факты, которые свидетельствовали, что
надежность функциональных систем по
мере взросления организма существенно
увеличивается. Это подтверждалось
данными по развитию системы свертывания
крови, иммунитета, функциональной
организации деятельности мозга. В
последние десятилетия накопилось много
новых фактов, подтверждающих основные
положения концепции биологической
надежности А.А.Маркосяна.

На
современном этапе развития
медико-биологической науки также
продолжаются исследования в области
возрастной физиологии уже с использованием
современных методов исследования.

Таким
образом, физиологическая наука располагает
в настоящее время значительной
многосторонней информацией, касающейся
функциональной деятельности любой
физиологической системы детского
организма и его деятельности как целого.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

384

ВЫСШЕЕ
ОБРАЗОВАНИЕ

М.М.
БЕЗРУКИХ, В.Д.СОНЬКИН, Д.А.ФАРБЕР

(ФИЗИОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА)

Учебное пособие

Для студентов
высших педагогических учебных заведений

Москва

Предметом возрастной физиологии физиология развития ребенка

Авторы:

М.М.Безруких
I
(1, 2), III
(15), IV
(18-23),

В.Д.Сонькин
I
(1, 3), II
(4-10), III
(17), IV
(18-22),

Д.А.Фарбер
I (2), III (11-14, 16), IV (18-23)

Рецензенты:

доктор биологических
наук, зав. кафедрой высшей нервной
деятельности и психофизиологии
Санкт-Петербургского университета,
академик РАО,

профессор
А. С.Батуев; доктор биологических наук,
профессор И.А.Корниенко

Безруких
М. М.
и др.

Возрастная
физиология: (Физиология развития
ребенка): Учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб, заведений / М. М. Безруких, В.
Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. — М.: Издательский
центр «Академия», 2002. — 416 с. ISBN
5-7695-0581-8

В учебном пособии
представлены современные концепции
онтогенеза человека с учетом новейших
достижений антропологии, анатомии,
физиологии, биохимии, нейро- и
психофизиологии и т.п. Рассмотрены
морфофункциональные особенности ребенка
на основных этапах возрастного развития,
их связь с процессами социализации, в
том числе с обучением и воспитанием.
Книга иллюстрирована большим количеством
схем, таблиц, рисунков, облегчающих
усвоение материала, предложены вопросы
для самопроверки.

Оглавление

ВОЗРАСТНАЯ
ФИЗИОЛОГИЯ 1

Учебное пособие 1

ПРЕДИСЛОВИЕ 3

Раздел I ВВЕДЕНИЕ
В ВОЗРАСТНУЮ ФИЗИОЛОГИЮ 7

Глава 1. ПРЕДМЕТ
ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ (ФИЗИОЛОГИИ
РАЗВИТИЯ) 7

Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ 18

(ФИЗИОЛОГИИ
РАЗВИТИЯ) 18

Глава 3. ОБЩИЙ ПЛАН
СТРОЕНИЯ ОРГАНИЗМА 28

Раздел II ОРГАНИЗМ
И СРЕДА 39

Глава 4. РОСТ И
РАЗВИТИЕ 39

Глава 5. ОРГАНИЗМ
И СРЕДА ЕГО ОБИТАНИЯ 67

Глава 6. ВНУТРЕННЯЯ
СРЕДА ОРГАНИЗМА 82

Глава 7. ОБМЕН
ВЕЩЕСТВ (МЕТАБОЛИЗМ) 96

Глава 8. СИСТЕМА
КИСЛОРОДНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНИЗМА 132

Глава 9. ФИЗИОЛОГИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДАПТАЦИИ 162

Глава 10. МЫШЕЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФИЗИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
РЕБЕНКА 184

Раздел III ОРГАНИЗМ
КАК ЦЕЛОЕ 199

Глава 11. НЕРВНАЯ
СИСТЕМА: ЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ 199

Глава 12. СТРОЕНИЕ,
РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
РАЗЛИЧНЫХ ОТДЕЛОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ
СИСТЕМЫ 203

Глава 13. РЕГУЛЯЦИЯ
ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МОЗГА 219

Глава 14. ИНТЕГРАТИВНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЗГА 225

Глава 15. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ
МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ ДВИЖЕНИЙ 248

Глава 16. ВЕГЕТАТИВНАЯ
НЕРВНАЯ СИСТЕМА И РЕГУЛЯЦИЯ ВНУТРЕННЕЙ
СРЕДЫ ОРГАНИЗМА 262

Глава 17. ГУМОРАЛЬНАЯ
РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА 266

Раздел IV ЭТАПЫ
РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 297

Глава 18. МЛАДЕНЧЕСТВО
(от 0 до 1 года) 297

Глава 19. РАННИЙ
ВОЗРАСТ 316

(ОТ 1 ГОДА ДО 3
ЛЕТ) 316

Глава 20. ДОШКОЛЬНЫЙ
ВОЗРАСТ 324

(ОТ 3 ДО 6-7 ЛЕТ) 324

Глава 21. МЛАДШИЙ
ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (С 7 ДО 11-12 ЛЕТ) 338

Глава 22. ПОДРОСТКОВЫЙ
И ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ 353

Глава 23. СОЦИАЛЬНЫЕ
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ
ОНТОГЕНЕЗА 369

ЛИТЕРАТУРА 382

ПРЕДИСЛОВИЕ

Выяснение
закономерностей развития ребенка,
специфики функционирования физиологических
систем на разных этапах онтогенеза и
механизмов, эту специфику определяющих,
является необходимым условием обеспечения
нормального физического и психического
развития подрастающего поколения.

Главные вопросы,
которые должны возникать у родителей,
педагогов и психологов в процессе
воспитания и обучения ребенка дома, в
детском саду или в школе, на консультативном
приеме или индивидуальных занятиях, —
это какой он, каковы его особенности,
какой вариант занятий с ним будет
наиболее эффективным. Ответить на эти
вопросы совсем не просто, ибо для этого
требуются глубокие знания о ребенке,
закономерностях его развития, возрастных
и индивидуальных особенностях. Эти
знания чрезвычайно важны и для разработки
психофизиологических основ организации
учебной работы, выработки у ребенка
механизмов адаптации, определения
влияния на него инновационных технологий
и т. п.

Пожалуй, впервые
значимость комплексного знания физиологии
и психологии для педагога и воспитателя
выделил известный русский педагог
К.Д.Ушинский в своем труде «Человек как
предмет воспитания» (1876). «Искусство
воспитания, — писал К.Д.Ушинский, —
имеет ту особенность, что почти всем
оно кажется делом знакомым и понятным,
а иным даже — делом легким, — и тем
понятнее и легче кажется оно, чем менее
человек с ним знаком теоретически и
практически. Почти все признают, что
воспитание требует терпения; некоторые
думают, что для него нужны врожденная
способность и умение, т.е. навык; но
весьма немногие пришли к убеждению,
что, кроме терпения, врожденной способности
и навыка необходимы еще и специальные
знания, хотя многочисленные блуждания
наши и могли бы всех убедить в этом».
Именно К.Д.Ушинский показал, что физиология
относится к числу тех наук, в которых
«излагаются, сличаются и группируются
факты и те соотношения фактов, в которых
обнаруживаются свойства предмета
воспитания, т. е. человека». Анализируя
физиологические знания, которые были
известны, а это было время становления
возрастной физиологии, К.Д.Ушинский
подчеркивал: «Из этого источника, только
что открывающегося, воспитание почти
еще не черпало». К сожалению, и сейчас
мы не можем говорить о широком использовании
данных возрастной физиологии в
педагогической науке. Единообразие
программ, методик, учебников ушло в
прошлое, но педагог по-прежнему мало
учитывает возрастные и индивидуальные
особенности ребенка в процессе обучения.

В то же время
педагогическая эффективность процесса
обучения во многом зависит от того,
насколько формы и методы педагогического
воздействия адекватны возрастным
физиологическим и психофизиологическим
особенностям школьников, соответствуют
ли условия организации учебного процесса
возможностям детей и подростков,
учитываются ли психофизиологические
закономерности формирования базисных
школьных навыков — письма и чтения, а
также основных двигательных навыков в
процессе занятий.

Физиология и
психофизиология ребенка — необходимый
компонент знаний любого специалиста,
работающего с детьми, — психолога,
воспитателя, учителя, социального
педагога. «Воспитание и обучение имеет
дело с целостным ребенком, с его целостной
деятельностью, — считал известный
российский психолог и педагог В.В.
Давыдов. — Эта деятельность, рассматриваемая
как особый объект изучения, содержит в
своем единстве много аспектов, в том
числе… физиологический (В.В.Давыдов
«Проблемы развивающего обучения». —
М., 1986. — С. 167).

Возрастная
физиология — наука об особенностях
жизнедеятельности организма, о функциях
его отдельных систем, процессах, в них
протекающих, и механизмах их регуляции
на разных этапах индивидуального
развития. Частью ее является изучение
физиологии ребенка в разные возрастные
периоды.

Учебное пособие
по возрастной физиологии для студентов
педагогических вузов содержит знания
о развитии человека на тех этапах, когда
наиболее значимо влияние одного из
ведущих факторов развития — обучения.

Предметом возрастной
физиологии (физиологии развития ребенка)
как учебной дисциплины являются
особенности развития физиологических
функций, их формирования и регуляции,
жизнедеятельности организма и механизмов
его приспособления к внешней среде на
разных этапах онтогенеза.

Основные понятия
возрастной физиологии:

Организм —
сложнейшая, иерархически (соподчиненно)
организованная система органов и
структур, обеспечивающих жизнедеятельность
и взаимодействие с окружающей средой.
Элементарной единицей организма является
клетка. Совокупность клеток, сходных
по происхождению, строению и функции,
образует ткань. Ткани образуют органы,
выполняющие определенные функции.
Функция — специфическая деятельность
органа или системы.

Физиологическая
система — совокупность органов и тканей,
связанных общей функцией.

Функциональная
система — динамическое объединение
различных органов или их элементов,
деятельность которых направлена на
достижение определенной цели (полезного
результата).

Что касается
структуры предлагаемого учебного
пособия, то оно выстроено так, чтобы у
студентов сформировалось четкое
представление о закономерностях развития
организма в процессе онтогенеза, об
особенностях каждого возрастного этапа.

Мы старались не
перегружать изложение анатомическими
данными и в то же время считали необходимым
дать основные представления о структуре
органов и систем на разных этапах
возрастного развития, что необходимо
для понимания физиологических
закономерностей организации и регуляции
физиологических функций.

Книга
состоит из четырех разделов. В разделе
I
— «Введение в физиологию развития» —
раскрывается предмет физиологии развития
как составной части возрастной физиологии,
дается представление о важнейших
современных физиологических теориях
онтогенеза, вводятся базовые понятия,
без которых невозможно понимание
основного содержания учебника. В этом
же разделе дается самое общее представление
об устройстве организма человека и его
функциях.

Раздел
II
— «Организм и среда» — дает представление
об основных этапах и закономерностях
роста и развития, о важнейших функциях
организма, обеспечивающих взаимодействие
организма с окружающей средой и
приспособление его к изменяющимся
условиям, о возрастном развитии организма
и характерных особенностях этапов
индивидуального развития.

В
разделе III
— «Организм как целое» — содержится
описание деятельности систем, интегрирующих
организм в единое целое. В первую очередь
это центральная нервная система, а также
вегетативная нервная система и система
гуморальной регуляции функций. Основные
закономерности возрастного развития
головного мозга и его интегративной
деятельности — ключевой аспект содержания
данного раздела.

Раздел
IV
— «Этапы развития ребенка» — содержит
морфо-физиологическое описание основных
этапов развития ребенка от рождения до
подростково-юношеского возраста. Этот
раздел наиболее важен для практиков,
непосредственно работающих с ребенком,
для которых важно знать и понимать
основные морфофункциональные возрастные
особенности организма ребенка на каждом
из этапов его развития. Чтобы понять
содержание этого раздела, необходимо
освоить весь материал, представленный
в трех предыдущих. Этот раздел завершает
глава, в которой рассматривается влияние
социальных факторов на развитие ребенка.

В конце каждой
главы помещены вопросы для самостоятельной
работы студентов, которые позволяют
освежить в памяти основные положения
изучаемого материала, требующие особого
внимания.

РазделIВВЕДЕНИЕ В
ВОЗРАСТНУЮ ФИЗИОЛОГИЮ

Глава 1. ПРЕДМЕТ ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ
(ФИЗИОЛОГИИ РАЗВИТИЯ)

Взаимосвязь возрастной
физиологии с другими науками

К моменту рождения
организм ребенка еще очень далек от
зрелого состояния. Человеческий детеныш
рождается маленьким, беспомощным, он
не может выжить без ухода и заботы
взрослых. Необходимо много времени,
чтобы он вырос и стал полноценным зрелым
организмом.

Раздел
физиологической науки, изучающий
биологические закономерности и механизмы
роста и развития, называется возрастной
физиологией.

Развитие многоклеточного организма (а
организм человека состоит из нескольких
миллиардов клеток) начинается в момент
оплодотворения. Весь жизненный цикл
организма — от зачатия до смерти —
называется индивидуальное
развитие,

или онтогенез.

Закономерности
и особенности жизнедеятельности
организма на ранних этапах онтогенеза
традиционно являются предметом
исследования возрастной
физиологии

(физиологии развития ребенка).

Физиология
развития ребенка концентрирует свой
интерес на тех этапах, которые представляют
наибольший интерес для воспитателя,
педагога, школьного психолога: от
рождения до морфофункционального и
психосоциального созревания. Более
ранние этапы, относящиеся к внутриутробному
развитию, исследует наука эмбриология.
Более поздние этапы, от достижения
зрелости до старости, изучают нормальная
физиология

и геронтология.

Человек
в своем развитии подчиняется всем
основным законам, установленным Природой
для любого развивающегося многоклеточного
организма, и поэтому физиология развития
представляет собой один из разделов
гораздо более широкой области знания
— биологии развития. В то же время в
динамике роста, развития и созревания
человека имеется немало специфических,
особенных черт, присущих только виду
Homo
sapience
(Человек разумный). В этой плоскости
физиология развития теснейшим образом
переплетается с наукой антропологией,
в задачи которой входит всестороннее
изучение человека.

Человек всегда
живет в конкретных условиях окружающей
среды, с которой он взаимодействует.
Непрерывное взаимодействие и приспособление
к среде обитания — общий закон
существования живого. Человек научился
не только приспосабливаться к среде,
но и изменять окружающий его мир в
необходимом направлении. Однако это не
избавило его от воздействия факторов
окружающей среды, причем на разных
этапах возрастного развития набор, сила
действия и результат воздействия этих
факторов могут быть различны. Это
определяет связь физиологии с экологической
физиологией, которая изучает воздействие
на живой организм разнообразных факторов
внешней среды и способы приспособления
организма к действию этих факторов.

В периоды интенсивного
развития особенно важно знать, как
действуют на человека факторы среды,
как влияют различные факторы риска.
Этому традиционно уделяется повышенное
внимание. И тут физиология развития
тесно взаимодействует с гигиеной,
поскольку именно физиологические
закономерности чаще всего выступают в
качестве теоретических основ гигиенических
требований и рекомендаций.

Роль условий жизни,
причем не только «физических», но и
социальных, психологических, в формировании
здорового и приспособленного к жизни
человека очень велика. Ребенок должен
с раннего детства осознавать ценность
своего здоровья, владеть необходимыми
навыками его сохранения.

Формирование
ценности здоровья и здорового образа
жизни — задачи педагогической валеологии,
которая черпает фактический материал
и основные теоретические положения из
физиологии развития.

И
наконец, физиология развития представляет
собой естественнонаучную основу
педагогики.
При этом физиология развития неразрывно
связана с психологией развития, поскольку
для каждого человека его биологическое
и личностное составляют единое целое.
Недаром любое биологическое повреждение
(болезнь, травма, генетические нарушения
и т. п.) неминуемо сказывается на развитии
личности. Педагог должен одинаково
хорошо ориентироваться в проблемах
возрастной психологии и физиологии
развития: только в этом случае его
деятельность принесет реальную пользу
его ученикам.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник