Предметно развивающая среда как фактор развития личности ребенка
Библиографическое описание:
Мухина А. С. Предметно-развивающая среда как фактор развития личности ребенка // Молодой ученый. 2018. №21. С. 487-489. URL https://moluch.ru/archive/207/50700/ (дата обращения: 29.03.2020).
Предметно-развивающая среда — это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников. Грамотная организация пространства необходима для того, чтобы дети могли гармонично развиваться и знакомились с окружающим миром.
При организации предметно-развивающей среды вгруппе должны быть учтены следующие базовые принципы: возрастной; принцип дистанции при взаимодействии; принцип активности, самостоятельности, творчества; принцип стабильности, динамичности развивающей среды; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; принцип открытости — закрытости;принцип учета половых и возрастных различий детей.
Психологи и педагоги уделяют большое значение роли предметно-развивающей среды процессе образования и воспитания ребенка. В частности, в статье Васьковой А. А. описывается успешный опыт создания предметно-развивающей среды. Для раскрытия и развития творческих способностей ребенка в детском саду «Теремок» функционируют творческие мастерские и кружки [1, 2]. Работа Гостюхиной О. М. посвящена вопросу сохранения и укрепления эмоционального благополучия дошкольников. Педагог обращает внимание на роль эмоциональной составляющей в процессе гармоничного развития личности ребенка. Для этого она предлагает создать в групповом помещении психологический уголок, в который должно входить следующее оборудование: «Азбука настроений», «Коврик дружбы», «Коробка добрых дел», «Подушка примирения» [3].
В рамках данного доклада мы остановимся на организации «Уголка по развитию речи» для воспитанников, посещающих группу компенсирующей направленности детского сада № 44 «Золотой ключик г. Нижневартовска. «Уголок по развитию речи» представляет собой небольшое пространство для организации занятий по развитию речи, для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, стол для логопедических занятий, шкафы, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность детей. Материалы для «Уголка по развитию речи» должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, а также учитывать характер речевых нарушений каждого ребенка. Доступность и системность организации всех составляющих «Уголка» обеспечит эффективную работу в данной области.
Базовым элементом «Уголка по развитию речи» являются игры и дидактический материал, направленные на развитие фонематического слуха, дыхания, артикуляционной моторики, правильного произношения, фразовой речи, мелкой моторики пальцев рук, звукового анализа и синтеза слогов и слов.
Содержание «Уголка» определяется в соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования детей с ТНР. Подбор материала осуществляется воспитателем и логопедом. Поскольку ведущей деятельностью дошкольников является игровая, то основной составляющей «Уголка по развитию речи» должны стать дидактические игры.
Подробно рассмотрим игры по развитию речи Татьяны Барчан. Дидактические пособия Татьяны Барчан — многоплановые, нестандартные, интересные. Игры обладают высоким развивающим потенциалом: они активизируют логическое мышление, воображение, все виды памяти, расширяют кругозор и развивают любознательность детей.
Игровое пособие «Вопрос ребром», которое включает в себя 1 игральный кубик, 2 двусторонних волчка, 12 призовых фишек, 48 игровых карточек и игровое поле с заданиями, позволяет организовать 13 базовых игр по развитию речи: «Красный, желтый, голубой», «Вкусный, свежий и холодный», «Прятки с кубиком», «Логический кроссворд», «Логический окошки», «Слова на карусели», «Раз словечко, два словечко», «Сапожник, портной», «Парочки», «Подсказки на картинках», «Разговор с инопланетянином», «Картинки-подружки», «Мастер пантомим».
Освоение этого огромного игрового репертуара мы начали с двух игр «Слова на карусели» и «Раз словечко, два словечко». Подробно остановимся на них. Для проведения игры понадобятся: игровое поле с цветным шестиугольником, кубик с наклейками, карточки с картинками. Все карточки выкладываются в центре стола картинками вниз. Ведущий бросает кубик и определяет по выпавшему цвету, как надо изменить слова на карточках. Таким образом, одна игра тренирует умение делить слово на слоги, умение согласовывать притяжательное прилагательное с существительным, умение образовывать форму множественного числа, умение называть признаки предметов, умение согласовывать числительное с существительным, умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова.
Рассмотрим еще одну игру «Раз словечко, два словечко». Игра направлена на развитие связной речи ребенка. Задача участников в этой игре — составить предложение, в котором используются два (три) слова, написанные на карточках. Данная дидактическая игра успешно решают следующие задачи в дошкольном воспитании детей: обеспечивает количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса; помогает в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами; улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений; по мере развития познавательных возможностей дидактические игры по развитию речи помогают расширять объективное понятийное содержание слов. Особенность этой игры заключается в том, что ребенку предлагается создать единый текст, в котором необходимо логически соединить два разных предмета или понятия. Такое неординарное задание создает проблему и стимулирует творчески подойти к ее решению. Следовательно, развивается креативное мышление, воображение, память, в занимательной форме обогащается словарь дошкольника, поскольку новые слова активно входят в повседневное общение.
Предлагаем вашему вниманию еще одно дидактическое пособие по развитию речи «Картинный словарь». В словарь включены наиболее употребительные и необходимые для общения слова. Каждое слово представлено цветным рисунком, интересным для ребенка. По сюжетным занимательным картинкам дети в игровой форме могут повторить уже изученные слова. Словарь может быть использован для занятий по развитию речи. Сборник содержит не только слова для запоминания, обозначающие предметы и явления, действия и признаки предметов, но и практические задания. Словарь составлен по ситуативно-тематическому принципу (по темам).
Также в нашем «Уголке по развитию речи» имеется «Картотека опорных картинок исхем для составления связных рассказов». Обучение составлению описательных рассказов очень важно для развития ребенка, т. к. умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией. Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы. Опорная схема поможет развить и активизировать слуховое и зрительное внимание и восприятие, память, логическое мышление. Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения.
Таким образом, в групповом помещении создана предметно-развивающая среда, отвечающая требованиям безопасности, санитарным нормам и другим требованиям. Она организована с учетом психологических и возрастных особенностей группы, линии индивидуального развития ребенка и характера его речевых отклонений.
Литература:
- Васькова А. А. Предметно-развивающая среда современного детского сада // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Воспитание детей младшего возраста» //https://cyberleninka.ru/article/v/predmetno-razvivayuschaya-sreda-sovremennogo-detskogo-sada
- Володина И. А. Предметно-развивающая среда в ДОУ в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 1301–1304. — URL https://moluch.ru/archive/91/19683/ (дата обращения: 20.05.2018).
- Гостюхина О. М. Возможности предметно-пространственной среды детского сада в сохранении и укреплении эмоционального благополучия дошкольников //https://cyberleninka.ru/article/v/vozmozhnosti-predmetno-prostranstvennoy-sredy-detskogo-sada-v-sohranenii-i-ukreplenii-emotsionalnogo-blagopoluchiya-doshkolnikov
Основные термины (генерируются автоматически): развитие речи, предметно-развивающая среда, игра, слово, умение, признак предметов, логическое мышление, детский сад, групповое помещение, развитие ребенка.
Источник
Ольга Нечаева
Предметно-развивающая среда как один из факторов всестороннего развития ребенка
Современная система образования, в соответствии с требованиями времени, находится в состоянии обновления и строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности.
Понятие «развивающая среда» — это организованное педагогическое пространство, в рамках которого существуют благоприятные возможности для развития ребенка в ДОУ.
Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении является мощным стимулом их развития.
Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче — воспитанию и развитию ребенка. Создание такой благоприятной обстановки — большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов
Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Большое разнообразие игр детей в дошкольном учреждении должно быть обеспечено созданием предметно-игровой среды.
Среда развития может и должна служить фоном и посредником в взаимодействии взрослого и детей, где ребенок может поделиться с другими своими переживаниями, строить свою жизнь и себя в группе. Эта среда должна быть вторым домом, куда хочется с радостью ходить и оставаться как можно дольше. Необходимо так построить окружающее пространство, чтобы каждый ребенок чувствовал бы себя в нем комфортно, имел бы возможность реализовать свою индивидуальность, быть личностью среди других личностей в группе.
Согласно ФГОС ДО предметно-развивающая средагруппы подразделяется по следующим видам детской деятельности: игровая; двигательная; познавательно-исследовательская; коммуникативная; продуктивная; музыкально-художественная; трудовая; чтение и художественная литература.
Средадолжна быть наполнена:
— содержанием достижений в знаниях, открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили, присвоили и начинают создавать багаж для следующей ступени развития,
— тем содержанием, которое для некоторых детей еще остается в стадии движения к достижению,
— для отдельных еще и недостижимо.
Стратегия и тактика построения среды определяются особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Еёосновные черты таковы:взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!» Его цель — содействовать становлению ребёнка как личности.
Это предполагаетрешение следующих задач:
— Обеспечить чувство психологической защищённости — доверие ребёнка к миру.
— Радости существования (психологическое здоровье).
Развитие индивидуальности ребенка.
— Способы общения — понимание, признание, принятие личности ребенка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
— Тактика общения — сотрудничество.
Р. Б. Стеркина отмечает, что развивающая среда в ДОУ с точки зрения психолого-педагогических требований должна отвечать заботе о его эмоциональном благополучии и создавать условия для его развития, обязательно строиться с учетом возможностей ребенка общаться не только с детьми единого возраста, но и в разновозрастных сообществах, не только с педагогом, который его ведет, но и с другими взрослыми (поваром, сторожем, родителями и др.
Обстановка в моей группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.
К предметномусодержанию игрового пространство группы относятся:
— игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (например, геометрический конструктор, пазлы и т. д);
— учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги);
— оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (например, материалы для экспериментирования, измерений).
Успешность влияния предметно-развивающей среды на развитие ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Среда должна выступать субъектом этого развития. Способность детей свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться в последствии к особенностям школьной жизни.
В предметно-развивающей средеорганизовываю разные формы детской деятельности дошкольников: образовательную деятельность по различным направлениям, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную деятельность детей. Для этого в группе организованы центры, где размещаются игровые материалы, способствующие речевому, познавательному, художественно-эстетическому, коммуникативному, физическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, узнавание по описанию, ориентировку по схеме, модели, на становление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибку», «Сравни») и др. Для развития логики используются игры с логическими блоками Дьенеша, «Четвертый лишний», «Найди отличия» и др. Полезные игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, а так же направленные на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления).
Предметная средапроектируется в соответствии с образовательной программой нашего образовательного учреждения и выполняет следующие требования:
— обеспечивает полноценное и своевременное развитие ребенка;
— побуждает детей к деятельности;
— способствует развитию самостоятельности и творчества;
— обеспечивает развитие субъектной позиции ребенка.
Повышение детской самостоятельности и познавательных интересов определяет более широкое применение в группе познавательной литературы (детских энциклопедий, рабочих тетрадей.
Материал центров постоянно изменяется и дополняется новым в соответствии с реализуемой программой.
Таким образом, предметно-развивающая среда должна давать ребенку чувство психологической защищенности, помогать развитию у дошкольников творческих способностей и самостоятельности.
Источник
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 5 города Сызрани
городского округа Сызрань Самарской области
структурное подразделение, реализующее образовательные
программы — «Детский сад», расположенное по адресу: ул. Новостроящаяся, 22
Предметно – развивающая среда как фактор
развития активности ребёнка
Составила
воспитатель Агеева Л.В.
Современная система образования, в соответствии с требованиями времени, находится в состоянии обновления и строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности. Процесс обновления сопровождается возникновением новых видов образовательных учреждений, разнообразием педагогических услуг. В новых условиях функционирует и система дошкольного образования. Перед дошкольными образовательными организациями стоит ответственная задача – выбрать такую программу, которая была бы ориентирована на целостное, полноценное развитие детей и могла бы быть успешно реализована педагогическим коллективом.
Государственный стандарт дошкольного образования – документ, обязательный для всех дошкольных организаций, работающих в рамках любой программы. В нём разработаны требования к образовательным программам, одним из которых является требование к организации развивающей предметно-пространственной среды в ОУ, являющейся неотъемлемым компонентом педагогического процесса.
Понятие «развивающая среда» — это организованное педагогическое пространство, в рамках которого существуют благоприятные возможности для развития ребенка в ДОУ. Развивающая среда в дошкольной педагогике рассматривается как предметно-развивающее пространство. В предметном пространстве главным развивающим фактором выступают реальные предметы окружающей среды.
Среда является основным средством развития личности ребенка и источником его знаний и социального опыта. Научные исследования акцентируют внимание на построении предметно-развивающей среды и дают рекомендации к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых.
Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Большое разнообразие игр детей в дошкольном учреждении должно быть обеспечено созданием предметно-игровой среды.
Мой опыт работы показал, что предметно-игровая среда эффективно воздействует на развитие игровой активности ребенка-дошкольника при определенных условиях:
- Когда воспитатель является организатором предметно-игровой среды с точки зрения их безопасности, привлекательности, ценностного потенциала и воспитывающего воздействия на личность ребенка;
- А ребенок проявляет интерес к предметно-игровой среде, активно осваивать ее, преобразовывая и самоутверждается;
- Предметно-игровая среда целенаправленно организована с учетом игровых потребностей ребенка, отвечать соответствующим принципам (активности, стабильности-динамичности, комплексирования и гибкого зонирования, эмоциогености, закрытости-открытости, учета половых и возрастных различий, современности, вариативности, функционального комфорта, надежности, безопасности, обогащенности, наукоемкости) и требованиям (закономерностям развития игровой деятельности и педагогическим задачам воспитания детей различных возрастов, развивающий характер, соответствовать когнитивной сфере ребенка, т.е. неисчерпаема, информативна, удовлетворять потребностям в новизне и преобразовании)
Согласно ФГОС ДО организую предметно-развивающую среду группы по следующим видам детской деятельности: игровая; двигательная; познавательно-исследовательская; коммуникативная; продуктивная; музыкально-художественная; трудовая; чтение и художественная литература. Обновлённая предметно-развивающая среда вовлекает детей в образовательный процесс и обеспечивает максимальный психологический комфорт.
Обстановка в группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. В разных группах наборы центров могут быть различными, однако основные центры, есть практически везде.
Центры активности | Интегративная направленность деятельности центра |
Познавательно-речевое направление развития детей | |
— Центр сенсорного развития — Центр «Мы познаем мир» — Центр конструктивной деятельности — Центр математического развития |
Воспитание стремления к соучастию в деятельности взрослых по защите природных объектов и сохранению качества окружающей среды, заботе о ближайшем природном окружении. |
— Центр «Здравствуй, книжка» |
|
— Центр речевого развития — Центр «Будем говорить правильно» |
|
— Центр физического развития |
|
-Центр «ПДД» — Центр «Пожарная безопасность» — Центр сохранения здоровья ребенка |
|
— Центр изобразительной деятельности |
|
— Центр музыкально-театрализованной деятельности |
|
— Центр сюжетно-ролевых игр — Центр социализации — Мини-музей «Изба» — Мини-музей кукол |
|
— Центр труда |
|
Опыт работы доказывает, что дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.
При этом воспитатели:
-имеют представление о зоне актуального развития и проектируют зону ближайшего развития каждого ребенка;
— формируют обстановку и предоставляют материалы для развития;
— ставят перед каждым ребенком и перед группой в целом цели развивающего характера, учитывая интересы, способности и потребности каждого;
— поддерживают в детях самостоятельность, естественную любознательность, инициативу, активность в освоении окружающей действительности.
На основе такого подхода дети:
- активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и др. видов детской деятельности;
- проходят через закономерные стадии развития;
- обеспечены социальным взаимодействием направленным на эмоциональное и когнитивное развитие;
- неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе.
К предметному содержанию игрового пространство группы относятся:
- игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (например, геометрический конструктор, пазлы и т.д);
- учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги);
- оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (например, материалы для экспериментирования, измерений).
Игры, игровой материал, книги и рабочие тетради в предметно-развивающей среде периодически обновляются, расположены на полочках, в шкафах, доступны детям. В условиях обогащенной предметно-развивающей среды воспитанники самостоятельно выбирают деятельность, используя материал, который привлек их внимание. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.
Успешность влияния предметно-развивающей среды на развитие ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Среда должна выступать субъектом этого развития. Способность детей свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться в последствии к особенностям школьной жизни.
В предметно-развивающей среде организовываю разные формы детской деятельности дошкольников: образовательную деятельность по различным направлениям, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную деятельность детей. Для этого в группе организованы центры — специальное место и оборудование для игротеки, где размещаются игровые материалы, способствующие речевому, познавательному, художественно-эстетическому, коммуникативному, физическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, ориентировку по схеме, модели, на становление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника»), на следование и чередование и др. Для развития логики используются игры с логическими блоками Дьенеша, «Логический поезд», «Четвертый лишний», «Найди отличия» и др. Есть тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников. Полезные игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, а так же направленные на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления). Используются вещественные и графические модели для формирования у детей старшего дошкольного возраста конструктивно-моделирующего способа деятельности, различные виды конструктора.
Повышение детской самостоятельности и познавательных интересов определяет более широкое применение в группе познавательной литературы (детских энциклопедий), рабочих тетрадей. Наряду с художественной литературой представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников различной направленности.
Я использую следующие формы и методы работы с игровым материалом в предметно-развивающей среде:
1) организованную образовательную деятельность (индивидуальные и подгрупповые);
2) самостоятельную деятельность детей;
3) совместные игры воспитателя с ребенком, детей друг с другом;
4) развлечения;
5) отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задач, головоломок;
6) чтение сказок, рассказов и др.
Материал центров постоянно изменяется и дополняется новым в соответствии с реализуемой программой.
К созданию и обогащению предметно-развивающей среды, привлекаю родителей.
Таким образом, одной из основных задач я считаю моделирование игрового пространства в группе в соответствии с содержанием основной программы СП, развития детей дошкольного возраста и обогащение среды такими игровыми элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную и иную активность детей и способствовали развитию каждого ребенка в целом. Построение предметно-развивающей среды должно давать ребенку чувство психологической защищенности, помогать развитию у дошкольников творческих способностей и самостоятельности.
Источник