Предметно практическая деятельность в развитии ребенка
«Формирование предметно – практической деятельности у детей, имеющих отклонения в развитии»
Петушкова Н.Д.
Известно, что предметно-практическая деятельность является одной из ведущих областей в коррекционной работе с особыми детьми. Вместе с совершенствованием и изменением всех видов детской деятельности ребенка изменяются и развиваются психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление и речь. Предметная деятельность играет большую роль в развитии ориентировки на свойства и качества предметов, служит одной из важных основ формирования и развития различных видов детской деятельности (самообслуживание, конструирование, лепка, рисование). Ребенку раннего возраста в процессе действия с предметами впервые открываются назначение и свойства предметов, которые не могут быть выявлены путем простого манипулирования.
Через предметно-игровое общение со взрослым ребёнок с психофизическими нарушениями в развитии знакомится с функциями того или иного предмета. У него формируется не только деятельность отдельных анализаторов, но и складываются межанализаторные системы. Дети действенным путем познают различные свойства предметов и явления: песок сыпучий, сухие листья под ногами шуршат, шерсть котенка мягкая. Играя с различными дидактическими игрушками, они учатся сравнивать, различать качества предметов (их форму, цвет, величину).
Действия с предметами закладывают основу сюжетно-ролевой игры и имеют огромное значение для общего психического развития детей. В процессе самостоятельной деятельности и в результате коррекционного обучения у ребенка формируются первичные представления о предметах, их качествах, накапливаются знания об окружающих явлениях, формируются различные привычки, правила поведения. Под влиянием окружающих условий и в результате непосредственного влияния взрослых начинают формироваться основные черты личности, которые в будущем составят моральный облик человека.
Коррекционно-педагогический подход к работе с детьми с проблемами в развитии предполагает различные виды занятий, каждое из которых имеет большое значение для реабилитации ребенка. Как показывает опыт, занятия по формированию предметно-практической деятельности оказываются достаточно эффективным средством оптимизации развития.
Прежде чем начать заниматься с ребенком, необходимо ответить на вопрос: что получит ребенок в результате обучения предметно-практической деятельности?
Существует несколько вариантов ответа. Например: мы проводим занятия для того, чтобы научить ребенка самообслуживанию, учим рисовать, лепить, конструировать, т.е. даём ему возможность овладеть определенным навыком. Этот ответ кажется особенно правомерным в том случае, если ребенок осознанно и с удовольствием овладевает навыком. Однако если мы представим себе ребенка с тяжелыми нарушениями развития, то данный ответ уже не покажется столь убедительным. Действительно, зачем учить например, рисовать ребёнка, который в силу объективных причин вряд ли сможет сделать это самостоятельно? Зачем такому ребенку нужны занятия по формированию предметно-практической деятельности, если в результате он все равно не сможет пользоваться полученными навыками?
Вероятно, ответ на данный вопрос лежит в другой плоскости анализа. Каждый ребенок, независимо от тяжести его проблем, является человеком, личностью. А для любого человека важно самоуважение, уважение других членов общества, реализация собственного творческого потенциала. И наши занятия направлены именно на то, чтобы помочь ребенку реализовать эти потребности. «Возрастное развитие, в отличие от функционального, заключается не столько в усвоении отдельных знаний и умений, сколько в образовании новых психофизиологических уровней, новых планов отражения действительности, оно связано с перестройками в системе отношений ребенка с предметным миром и окружающими людьми» (Запорожец А. В., с. 58).
Возможность реализовать свой творческий потенциал особенно важна для ребенка с нарушениями развития, и если это удается, ребенок совсем по-другому себя чувствует, что зачастую отражается не только в поведении, но и во внешнем облике. Нередко можно заметить, как преображается ребенок в процессе творчества.
Таким образом, цель предметно – практической деятельности – это создание возможности для особого ребенка реализовать свой творческий потенциал, корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно – двигательной координации, пространственных представлений, наглядно – действенного и наглядно – образного мышления детей, их речи в связи с практической деятельностью. Поскольку это связано с возрастным развитием и становлением личности ребенка, необходимо рассмотреть этапы формирования предметно-практической деятельности в онтогенезе и взаимосвязь этих этапов с возрастным развитием ребенка.
Согласно исследованиям отечественных психологов, можно выделить следующие этапы развития предметно-практической деятельности:
1)Ребенок начинает взаимодействовать с близким взрослым, который становится его «проводником» в этот мир.
2)Ребенок обнаруживает мир окружающих его предметов и учится взаимодействовать с ними.
3)Ребенок осознает, что его действия оставляют результат в предметном мире; он может сначала представить результат, а потом получить его посредством собственного действия (тем самым он начинает осознавать самого себя).
4)Ребенок обнаруживает, что он часть социума – сначала через орудия труда, потом через создание социально значимых изделий. Он может показывать эти изделия взрослым или использовать их в своей деятельности. Другие дети и взрослые, будучи частью того же социума, также создают подобные изделия. Таким образом, ребенок через продукты своей деятельности может осознать свою связь с социумом.
5)Ребенок соединяет свой индивидуальный и социальный опыт и на этом этапе может реализовать свой творческий потенциал.
Перечисленные этапы лишь схематично представляют развитие предметно-практической деятельности в онтогенезе. В действительности все особенности становления этой деятельности не исчерпываются пятью этапами, но тем не менее схему можно использовать в качестве ориентира. При переходе от одного этапа к другому происходит не просто усвоение и накопление отдельных знаний и умений, но и качественное изменение многих психических функций. В ходе возрастного развития ребенка его деятельность меняется от ненаправленной активности к направленной, а затем, по мере становления самосознания, появляется возможность самоорганизации, постановки целей, планирования и контроля собственной деятельности. Важно учитывать эти закономерности развития при коррекционной работе с ребенком. Можно научить ребенка правильно держать карандаш и проводить линии, но эти линии так и не станут ни рисунком, ни тем более письмом. Можно формально научить рисовать человечка по методу «точка, точка, огуречик», но точки так и не станут глазами, а все элементы рисунка вряд ли будут соотноситься между собой. Важно, чтобы за выполнением ребенком отдельных операций стояло определенное содержание, чтобы его деятельность имела ценность как для самого ребенка, так и для его родителей.
Предметная деятельность, как одна из важнейших форм деятельности ребенка, первична по отношению к развитию многих психических процессов. В рамках предметной деятельности происходит интенсивное психическое развитие ребенка по нескольким направлениям, среди которых главными являются наглядно-действенное мышление, речь, начало символической игры, самосознание.
Коррекционная работа, направленная на развитие предметной деятельности, основывается на закономерностях формирования такой деятельности у ребенка в онтогенезе, описанных в работах отечественных психологов (Фрадкина Ф. И., Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Выготский Л. С., Эльконин Д. Б. и др.).
Произвольная предметная деятельность формируется у детей начиная с младенческого возраста при поддержке взрослых, а позднее и в детском коллективе. На основе предметной деятельности формируется орудийная (с применением орудий труда), а затем и продуктивная деятельность.
На основе практического взаимодействия с окружающей действительностью у ребенка появляется возможность «не только предварительно представить отдаленные результаты действия, но и заранее прочувствовать тот смысл, который они будут иметь для самого ребенка и для окружающих его людей» (Запорожец А. В., с. 79). Это необходимо для развития способности контроля собственного поведения. Таким образом, развитие предметно-практической деятельности непосредственным образом связано и с развитием эмоциональной сферы и мотивации деятельности.
Нарушения развития зачастую возникают на ранних этапах формирования действий с предметами (например, из-за резко сниженной или ненаправленной исследовательской активности ребенка), и тогда орудийная и продуктивные виды предметной деятельности могут не сформироваться вообще или обладать существенными изъянами, которые невозможно исправить без коррекционных занятий.
У детей с тяжелыми психическими отклонениями часто нарушается возможность адекватного взаимодействия с взрослыми. В силу этого ребенок не может принимать поставленную задачу и адекватно пользоваться помощью взрослого, что необходимо при овладении орудийной деятельностью.
Проблемы в двигательной, эмоционально-волевой и сенсорной сферах (например, повышенная или пониженная чувствительность) также часто становятся препятствиями при формировании и развитии предметной деятельности.
Можно выделить ряд задач, направленных на формирование предметно – практических действий:
- Формирование положительного отношения ребёнка к занятиям;
- Развитие собственной активности ребёнка;
- Формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
- Формирование и развитие целенаправленных действий;
- Развитие планирования и контроля деятельности;
- Развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Отсюда следуют основные направления развития детей с проблемами в развитии:
- совершенствование общей моторики;
- развитие тонкой ручной моторики, зрительно-двигательной координации;
- формирование произвольного внимания, зрительного восприятия;
- развитие сферы образов-представлений;
- становление ориентировки в пространстве;
- совершенствование наглядно-образного и формирование элементов словесно-логического мышления;
- формирование связной речи и речевого общения;
- формирование элементов трудовой деятельности;
- расширение познавательной активности;
- формирование эстетических качеств ребёнка;
- становление адекватных норм поведения.
Содержание любого занятия должно быть направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое совершенствование, коррекцию нарушений развития, решать оздоровительные, развивающие, обучающие и коррекционные задачи.
Источник
Ольга Удальцова
Роль предметно-практической деятельности в развитии у учащихся с Тмнр
Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное
учреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»
Комитета по социальной политике
Роль предметно-практической деятельности в развитии у учащихся с ТМНР
Сообщение
на методическом объединениивоспитателей. Специализированного структурного образовательного подразделения основного дошкольного и дополнительного общеразвивающего образования детей с ТМНР.
Удальцова О. Н. ,
воспитатель
высшей квалификационной категории
Санкт-Петербург
2017-2018 уч. год
Предметно-практическая деятельность — это практические действия с предметами, лепка, игры с конструктором, игры с природным материалом, игры с мозаикой, рисование, аппликация обеспечивающие ребенку чувственное (сенсорное) познание действительности.
Чтобы предметно-практическая деятельность носила развивающий характер, ее содержание должно находиться в «зоне ближайшего развития«.
Учащийся приобретает ценнейший опыт и знания об окружающем мире просто через анализаторы.
Позднее к ощупываниям, разглядыванию добавляются манипуляции с предметами. Учащийся пытается передвигать, менять их положение относительно друг друга в пространстве, приставлять, прикладывать, присоединять и т. д. При этом он не ставит перед собой какой-либо цели; манипулятивные действия хаотичны и заранее не осмысливаются, но именно они позволяют на данной возрастной ступени значительно расширять и уточнять сенсорный опыт и развивать мышление.
Чтобы предметно-практическая деятельность имела образовательный и развивающий смысл, практические задания для учащихся должны содержать в себе задачи, требующие определенного интеллектуального и эмоционального напряжения. Мышление — это всегда искание и открытие существенно — нового. Следовательно, тот факт, что дети усваивают уже известные человечеству знания и делают это с помощью взрослых, не исключает, а наоборот, предполагает необходимость у детей подлинного, самостоятельного мышления. Иначе усвоение знаний будет чисто формальным, поверхностным, бездумным, механическим.
Аппликация один из видов предметно — практической деятельности учащихся.
Аппликация — способ создания орнаментов или художественных изображений путем наложения на бумагу, ткань и т. д. разнообразного материала. Это очень древний вид деятельности. Аппликация может быть выполнена из травы, листьев, тополиного пуха, семян, плодов и т. д.
Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, солома, засушенные растения, береста, прикрепляются к фону различными клеями; тополиный пух накладывается на бархатную бумагу.
Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании картин, панно, орнаментов и так далее.
Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, локальность больших цветовых пятен.
Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений; сюжетной, отображающей совокупность действий, событий; декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Аппликационная работа с растительным природным материалом оказывает свое воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления и появления элементов творчества.
Аппликационная работа над поделками из бумаги и природного растительного материала требует от ребенка точных действий, и если вначале бывает так, что при изготовлении требуется особенно большая усидчивость, то с появлением определенных навыков развиваются и гибкость пальцев, и хватательные умения, движения мелкой моторики, фантазия. Появляется согласованность в работе зрения и действий руки, совершенствуется координация движений, гибкость и точность в выполнении нужных действий.
Занятия по аппликации способствуют выработке у учащихся умения видеть и передавать красоту действительности, ее естество, формирует художественный вкус, композиционные начала, умение работать с природными материалами, постигать в ходе работы их качества и свойства, умению сочетать цвета, оттенки, составлять узоры, создавать изделия. Удачно подобранный материал способствует закреплению положительных эмоций у детей, стимулирует желание трудиться, творить, обогащает знания о природе.
Упражнение из листьев.
Игра: «Осенний веселый ежик».
Цель:создать условия для развития творческих способностей детей.
Задачи:
Образовательные:- побуждать видеть красоту природы;
Развивающие:- способствовать формированию умения выполнять работы из сухих листьев нетрадиционным способом;
Воспитательные:- развивать творческие способности детей;
Оборудование и материалы:иллюстрация ежа, клей, клеенка, кисть (на каждого ребенка, салфетка).
Ход игры: педагог предлагаетиллюстрация ежа и украсить его иголка листья).
Игра: «Березка».
Цель: закрепить знания детей о прекрасном времени года «Осень»
Задачи:
Образовательные: учить детей наклеивать листочки на шаблон дерева.
Развивающие: развивать воображение, мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, умение видеть прекрасное;
воспитывать аккуратность.
Оборудование и материалы: лист бумаги с нарисованным деревом, сухие листья деревьев, салфетки, клеенка, клей, кисти для клея.
Ход игры: педагог предлагаетиллюстрация с нарисованным деревом и предлагает украсить ствол дерева листочками.
Упражнение из пластилина
Игра: Разноцветный мяч
Цель:закреплять приемы лепки (отщипывание, скатывание).
Задачи:
Образовательные: учить смешивать цвета;
Развивающие:развивать мелкую моторику пальцев рук,
Воспитательные:- воспитывать усидчивость.
Оборудование и материалы:: доска для лепки, классический пластилин, стека, салфетка.
Ход игры. От брусочков пластилина разных цветов с помощью пальчиков отщипнуть маленькие кусочки. Разминать их в руках, соединив вместе, до тех пор, пока пластилин не станет мягким. Затем скатать из этого кусочка шарик. С помощью стека нарисовать на поверхности шарика линии, чтобы он был похож на мяч.
Игра:Волшебные шарики
Цель: закреплять приемы лепки (отщипывание, скатывание);
Задачи:
Образовательные:учитьвидеть цвета.
Развивающие: развивать мелкую моторику пальцев рук,
Воспитательные:воспитывать усидчивость.
Оборудование и материалы: доска для лепки, масса для лепки, счетные палочки, салфетка.
Ход игры. Ребенку предлагаем сделать шарики из массы для лепки разных цветов. Потом в каждый шарик нужно вставить счетные палочки. Из полученных элементов предложить детям сделать разные фигуры.
Игра:Отпечатки
Цель: закреплять приемы лепки (отщипывание, скатывание);
Задачи:
Образовательные:учить пользоваться формочками.
Развивающие: развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:- воспитывать творческое воображение.
Оборудование и материалы:: доска для лепки, тесто для лепки (купленное в магазине, формочки для теста, скалка, разноцветный картон, салфетка.
Ход игры. Ребенку предлагается раскатать тесто для лепки скалкой. Формочками для теста сделать отпечатки на раскатанном тесте. Этими формочками можно вырезать из него фигурки. Придумать сюжет и разложить полученные фигурки на картоне.
Игра:Чьи следы?
Цель: закреплять приемы лепки в технике «пластилинография».
Задачи:
Образовательные: учить выполнять следы различными предметами.
Развивающие: развивать моторику пальцев рук.
Воспитательные:- воспитывать творческое воображение.
Оборудование и материалы: доска для лепки, тесто для лепки, стека, приспособления
длянанесения рисунка – все, что может оставить четкий отпечаток на пластилине
(карандаш, соломка для коктейля, корпус фломастера, крупные пуговицы,
ключи, монеты, ракушки и т. д., салфетка.
Ход игры. Ребенку предлагается раскатать тесто тонким слоем (0,5—1 см).
На поверхности раскатанного теста педагог выдавливает нужное изображение
карандашом, стекой, пустым стержнем шариковой ручки, соломкой для
коктейлей и т. п. Ребенок экспериментирует, изучает, сравнивает различные
отпечатки, старается определить источник («Кто оставил этот след?», «Что это
такое?», «На что похоже?», «Чем еще можно оставить такой «след»?».
Игра:Вкусное яблоко
Цель: закреплять приемы лепки в технике «пластилинография»,
Задачи:
Образовательные: учить пользоваться шаблоном.
Развивающие:развиватьтворческое воображение,
Воспитательные:- развивать мелкую моторику пальцев рук.
Оборудование и материалы:доска для лепки, тесто для лепки, стека, шаблон яблока,
природный материал (фасоль).
Ход игры. Ребенку предлагается раскатать тесто тонким слоем (0,5—1 см, а
затем ребенок прикладывает шаблон яблока на раскатанную пластину,
вырезает стекой, затем выкладывает из темных фасолей контур яблока с
листиком или заполняет фасолью все яблоко.
Игра:Украсим пирог
Цель: закреплять приемы лепки в технике «пластилинография»,
Задачи:
Образовательные: учить украшать используя природный материал.
Развивающие:развивать мелкую моторику пальцев рук
Воспитательные:- воспитывать творческое воображение,
Оборудование и материалы: доска для лепки, тесто для лепки, стека, природный материал (каштаны, фасоль, горох, скорлупа ореха и т. д.).
Ход игры. Ребенку предлагается приплющить комочек теста – пирог.
Украсить такой пирог можно каштанами, фасолью, горохом, скорлупой ореха.
Игра:Елочка
Цель: закреплять приемы объемной лепки.
Задачи:
Образовательные:учить украшать елку различными предметами.
Развивающие: развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:-воспитывать творческое воображение,
Оборудование и материалы: доска для лепки, масса для лепки зеленого цвета, стека, бусины,бисер, пуговицы, ножницы.
Ход игры. Ребенку предлагается массу для лепки размять на доске и придать
ей форму елочки. Ножницами сделать надрезы в виде треугольников (иголки).
Предложить ребенку украсить елочку бисером, бусинками, природным
материалом или маленькими шариками из цветной массы.
Список используемой литературы
1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. – СПб.: НОУ СОЮЗ, 2005.
2. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П. Обучение игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (начальный этап) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. — № 3.
3. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: СОЮЗ, 2001.
4. Бочарова Н. Б., Учимся конструировать Конструирование из бумаги,разного бросового и природного материалов: Практические советы педагога. -М.:Школьная Пресса,2009
5. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду», М., Изд. Просвещение-1991г.
6. Гульц Э. К., Базик И. Я. «Что можно сделать из природного материала» Москва, Изд. «Просвещение»» 1991 г.
7. Докучаева Н. П. «Сказка из даров природы», СПб. ,1998г.
8. Жуковская Р. И. «Воспитание ребенка в игре» Москва, «»Просвещение» 1992 г.
Источник