Предметная деятельность в развитии ребенка от 1 до 3 лет
Татьяна Ларькина
Развитие предметной деятельности детей раннего возраста
В раннем возрасте как известно ведущий деятельностью является предметная. Под предметной деятельностью понимается овладение ребенком общественно выработанными действиями с предметами таким способом, который закреплен за ними в человеческом обществе. Усваивая способы действия с предметами ребенок постепенно накапливает индивидуальный опыт деятельности,происходит становление разных видов детской деятельности.
Предметная деятельность оказывает особое воздействие на умственное развитие детей раннего возраста. В процессе действий с предметами у детей формируется умения ориентироваться в различных свойствах предметов (не только в цвете,форме,величине, но и положении в пространстве,количестве,соотношении частей,звуковых свойствах предметов. В процессе овладения целенаправленными действиями с предметами происходит воспитание первых волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи,доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата) .
Содержание предметной деятельности – усвоение ребенком общественно выработанных способов употребления предметов. Эта деятельность удовлетворяет потребность ребенка в познании предметов и способов действия с ними. Данная потребность является доминирующей в раннем возрасте. Предметная деятельность формируется постепенно.
Обучение детейпроводится путем формирования основных способов усвоения общественного опыта: совместных действий со взрослым,разделенных действий,когда взрослый начинает действие, а ребенок заканчивает его; действий –подражаний; действий по показу ; по жестовой инструкции с речевым сопровождением, по речевой инструкции взрослого.
Детей учат выполнять уже усвоенное по показу действие с опорой на образец,а потом по слову взрослого с опорой на память ребенка. При поэтапном усвоении любого действия у ребенка возрастает степень активности. После каждого совместного выполнения действий ему предоставляется возможность выполнить его повторно, но с большей самостоятельностью.
В игровых заданиях и дидактических играх взрослый стимулирует активность ребенка, но ни в коем случае не опережает его инициативу. Важно предоставить малышу возможность постепенно ориентироваться на результат своих действий в процессе поэтапного усвоения манипулятивных и предметных действий.
Предметная деятельность ребенка возникающая на рубеже младенчества и раннего возраста состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Она имеет ведущее значение для развития ребенка третьего года жизни. Отличие предметных действий от простого манипулирования предметами состоит в том, что предметные действия предполагают употребление предметов по их назначению. Усвоение предметных действий начинается с установления связи предмета с его назначением. Такая связь возникает в ходе прямого обучения или подражания примеру взрослого. Дети сначала начинают понимать, для чего нужен предмет,а потом овладевают «техникой» его употребления. Усвоение техники выполнения предметных действий – трудный и длительный процесс. Обучая детей предметным действиям, взрослые обязательно должны показывать не только их результат, но и способ выполнения, причем способ,доступный детям.
Специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребенку впервые открываются функции предметов. Как любой вид деятельности,предметная деятельность осваивается только в условиях общения ребенка со взрослыми людьми. Процесс освоения действий с предметами требует прямого обучения со стороны взрослых,
Психологами определены этапы развития предметного действия : от совместного со взрослым к частичному или совместно – раздельному (начинают вместе со взрослыми,а ребенок заканчивает), затем выполнение действия ребенка на основе показа и,наконец,самостоятельное действие ребенка по речевому указанию взрослого. Поэтому взрослым необходимо процесс обучения строить поэтапно, при этом учитывать наличный уровень освоения действия каждым ребенком и переводить его на более высокий уровень. Так один ребенок нуждается в совместном действии, а другой уже способен выполнить по показу,по образцу. Процесс обучения и освоения ребенком предметных действий, становится преимущественно речевым.
Ребенок продолжается приучаться употреблять по назначению различные предметы одежды, пользоваться ложкой, чашкой, совком, лопаткой, карандашом и т. д. При этом внешние свойства предмета перестают определять собой действие. Теперь действие с предметом определяется его назначением. Что же касается внешних свойств, то они с одной стороны дают возможность узнать данный предмет, а с другой стороны должны быть особым образом учтены при выполнении предметного действия. Важно побуждать детей в различных играх выполнять самые разные действия с разными предметами. Существуют игры, в которые дети с удовольствием будут играть, познавая разные свойства предметов. В процессе таких совместных игр формируются сенсорные ориентировочные способы действия,столь важные для становления предметных действий. Все действия с предметами дети усваивают играя,это увлекает их,создает радостное настроение. Таким образом,при формировании предметной деятельности развитию сенсорной ориентированной основы действий уделяется особое внимание,иначе затрудняется развитие деятельности в целом.
Процесс формирования действий требует от взрослого терпения,умения не торопиться,не спешить действовать за ребенка,предоставлять ему возможность проявлять собственную активность,возможность выбора. Процесс обучения должен быть процессом сотрудничества, только в этом случае формируется активный,самостоятельный,инициативный человек.
По мере упражнения предметное действие становится все более смелым,уверенным,точным. Одним из показателей развития предметного действия является инициатива ребенка в его исполнении,исходя из анализа сложившейся ситуации.
Таким образом,при формировании предметной деятельностивзрослым следует помнить :
-создании условий,при которых круг предметов,интересующих ребенка постоянно расширяется и малыш становится инициатором действий с ним ;
-необходимости поэтапного формирования предметных действий, осуществляя его в сотрудничестве с ребенком ;
-постепенном формировании активности,самостоятельности,инициативы ребенка в данной деятельности.
К концу раннего возраста связь действия с предметомстановится более свободной : ребенок знает для чего служит предмет,но может использовать его и по – другому. Может он и показать,как выполняют действие, без предмета или,пользуясь неподходящим предметом (причесываться палочкой или рукой).Такое «отделение действия от предмета –обязательная предпосылка возникновения игры.
К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована по крайней мере в отношении тех предметов домашнего обихода которыми он пользуется. Со второго года жизни начинает выполнять с игрушками действия,которые они наблюдают у взрослых : куклу малыши укладывают спать. кормят ее. водят на прогулку, везет машину. коляску,моет,чистит предметы домашнего обихода, готовит пищу,стирает и т. Д. В возрасте около трех лет многие дети от полного выполнения действия начинают переходить к его символическому
изображению. Благодаря совершенствованию символической функции, дети не только используют в игре предметы по прямому назначению, но и подчиняют функциональное употребление предмета своим идеям и замыслу игры. Однако в этом возрасте функциональное назначение предмета устанавливается еще с ориентации на его физические свойства и качества. В раннем возрасте получает развитие индивидуальная предметная,в том числе символическая игра. К концу этого периода времени дети много играют с различными предметами, прежде всего с игрушками, причем не просто манипулируют ими, но и строят из них что –то новое.
Все успехи малыша в предметной деятельности проявляются в конечном итоге в нарастающей самостоятельности. Это обстоятельство способствует все большему отделению малыша от взрослого и формированию позиции «Я сам». Взрослый для малыша – образец действия,он хочет действовать,как взрослый. Возникает повышенный интерес к действиям,деятельности взрослых.
Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребенок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем,что ребенок подстраивает свою руку к какому –либо предмету – орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки,чашки, расчески, щеточки, карандаши. Все они требуют совершенно определенных действий,которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями,помимо реальных бытовых предметов,нужны игрушки,предполагающие культурные способы действий.Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов :игрушечный телефон,часы, сумочка и пр. ; кукольная утварь,посуда,одежда, расчески и пр.
В раннем возрасте предметная деятельность малыша может иметь развивающий характер лишь в сотрудничестве с взрослым. Взрослый является для маленького ребенка не только носителем культурных средств и способов действия, но и источником новых смыслов его деятельности. Переход от предметных действий,выполняемых ребенком под руководством взрослого, к самостоятельным является свидетельством того, что предметная деятельность стала выполнять роль ведущей деятельности. Содержание многих видов самостоятельной деятельности ребенка составляют именно предметные действия : так,в дидактических играх детям предлагаем решать самые разнообразные задачи с предметами. Большое место в играх детей занимают также предметные действия с игрушками
,отображающие близкие и понятные ребенку образы людей,животных, предметов обихода. Только при сформированном умении хорошо ориентироваться в предметном мире,окружающем ребенка с детства,возможен постепенный переход к играм и самостоятельным занятиям без опоры на непосредственные действия с предметами. В рамках предметной деятельности зарождается игра. Формированию интереса к предметной деятельности,а в последующем и к игре во многом способствует игровая среда, поэтому регулярное внесение в группу разнообразных игрушек и презентация среды,в которой дети будут жить,вызывает у них интерес к игровой деятельности. Правильная организация развивающей среды является одним из важных условий возникновения и развития предметной деятельности.
Источник
Инфоурок
›
Дошкольное образование
›Презентации›»Предметная деятельность как ведущая деятельность у детей от 1,5 до 3 лет»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Автор: Кушнир Олеся Вячеславовна, Воспитатель 1 категории МБДОУ №4 «Родничок» Г. Майкопа 2017 г. Предметная деятельность как ведущая деятельность у детей от 1,5 до 3 лет.
2 слайд
Описание слайда:
Предметная деятельность – это деятельность по овладению действиями с предметами в соответствии с их общественно выработанными функциями и способами использования.
3 слайд
Описание слайда:
В процессе действий с предметами у детей формируются: умения ориентироваться в различных свойствах предметов первые волевые черты характера предпосылки к появлению других видов деятельности: игровой, продуктивной, трудовой
4 слайд
Описание слайда:
Предметная деятельность формируется постепенно. Психологами определены этапы развития предметного действия: от совместного со взрослым к частичному или совместно – раздельному (начинают вместе со взрослым, а ребенок заканчивает), затем выполнение действия ребенка на основе показа и, наконец, самостоятельное действие ребенка по речевому указанию взрослого. Необходимо в процессе обучения учитывать наличный уровень освоения действия каждым ребенком и переводить его на более высокий уровень. Так один ребенок нуждается в совместном действии, а другой уже способен выполнить по показу, по образцу.
5 слайд
Описание слайда:
Предметная деятельность совершенствование свойств внимания совершенствование процессов памяти первые проявления воображения развивается наглядно-действенное мышление развиваются все стороны речи
6 слайд
Описание слайда:
В любом предметном действии выделяют две стороны: смысловую техническую
7 слайд
Описание слайда:
Среди действий с предметами выделяют: орудийные действия (воздействие одного предмета на другой)
8 слайд
9 слайд
Описание слайда:
соотносящие (действия, предполагающие соотнесение двух или более предметов по их свойствам и приведение их в определенное пространственное соотношение – закрывание коробочки, складывание матрешки и др.)
10 слайд
11 слайд
Описание слайда:
Как же развивать предметную деятельность ребенка? Главная задача взрослого — создать оптимальные условия для обогащения и развития разнообразных действий с предметами. Для ознакомления ребенка с предметами окружающего мира и овладения предметными действиями полезно использовать разнообразные бытовые предметы, игрушки, имитирующие их, и игрушки, специально предназначенные для развития предметных действий (лопаткой, молоточком и др.). Богатая и разнообразная предметная среда стимулирует малыша к различным движениям и действиям, способствует обогащению чувственного опыта, развитию мышления. Важно, чтобы предметы и игрушки можно было использовать для развития различных органов чувств и формирования разнообразных умений. Наиболее эффективно ребенок овладевает предметными действиями, когда они включены в дидактическую или сюжетную игру. Главное — пробудить интерес ребенка к разнообразным действиям и поддержать его желание действовать.
12 слайд
13 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-420782
Вам будут интересны эти курсы:
Источник
Предметно-манипулятивная деятельность
как ведущий вид деятельности у детей 1-3 лет
I. Предметно-манипулятивная деятельность
как ведущий вид деятельности у детей 1-3 лет
Предметно-манипулятивная игра – это ведущий вид деятельности у детей с 1года до 3лет. К 1-му году у ребенка появляются два важнейших новообразования: ходьба и речь – это позволяет приобрести самостоятельность от взрослого, самому обследовать мир предметов. Взрослый нужен не для общения, а для показа, объяснения и демонстрации способов действий с предметами.
Предметно-манипулятивная игра не имеет конкретной цели, в отличие от сюжетно — отобразительной игры не является попыткой воспроизведения чего-либо, имитации. Для ребенка ценны сами по себе действия, т.е. манипуляции с предметами.
Знакомясь с предметом, ребенок выделяет его качества, признаки и свойства, следовательно, развивается восприятие. Он запоминает предметы, действия с ними и их названия, а значит, развивается память и речь.
Предметно-манипулятивная игра обеспечивает развитие мышления и формирование мелкой моторики рук т.к. пытаясь понять, как действовать с предметом, ребенок размышляет и практически действует с ним. Развитие мелких мышц, движений рук, в свою очередь влияет на развитие речи, интеллекта.
Манипулирование и экспериментирование с предметами сопровождается разнообразными эмоциональными проявлениями, значит, наряду с предметным происходит эмоциональное освоение мира (удивление или страх перед неизвестным, радость от получившегося и обида от неудавшегося действия…).
Таким образом, в предметно-манипулятивной игре происходит психическое и физическое развитие ребенка.
Предметно-манипулятивная деятельность – это основа таких видов деятельности как труд, игра, изобразительная деятельность. Как и общение предметно-манипулятивная деятельность не исчезает, а органически включается в другие виды деятельности как отдельные действия: например в труде – действия с орудиями труда.
II Условия успешного развития предметно –
манипулятивной деятельности
1. Создавая условия для развития предметно-манипулятивной деятельности надо учитывать психологические и физические особенности детей раннего возраста:
∼ Восприятие – чувственное. При восприятии органы чувств взаимодействуют, поэтому, завладев предметом, ребенок берет его в рот, стучит им, бросает, трясет его, рассматривает и т.д.
При восприятии формы, величины и пространственных отношений всегда взаимодействуют зрение и осязание.
∼ Внимание – неустойчивое, непроизвольное. Трудно сосредотачиваться длительное время на однообразной деятельности. Но в процессе игры могут достаточно долго удерживать внимание на одном объекте. Поэтому занятия строятся в игровой форме с чередованием видов деятельности и объектов внимания.
∼ Маленький объем внимания: одновременно в поле своего внимания удерживают 1 объект.
Поэтому: 1) начинают обучение с действий, требующих соотнесения по одному свойству (только цвет, форма, размер) далее переходят к соотнесению по двум свойствам;
2) Количество объектов в два года – не более двух: двухместные матрешки, доска с двумя прорезями, разрезные на две части картинки;
3) Если убывающая величина – количество элементов сначала равно трём, постепенно увеличивается, но не превышает пяти (вкладыши — формочки, пирамидки…).
К трем годам количество объектов увеличивается.
∼ Воля – низкий уровень развития воли, поэтому общение с другими детьми кратковременно и конфликтно. Играют, действуют не сообща, а рядом друг с другом.
Так как ребенок зависит от внешних стимулов, определяющих его поведение, то поведение ситуативно.
Дети 1-3 лет эмоционально неустойчивы, быстро переходят из одного эмоционального состояния в другое.
Особенностями волевых качеств, внимания и эмоциональной неустойчивости обусловлены ситуативно-личностное общение (каждому необходимы индивидуальный контакт с педагогом) и кратковременность предметных форм обучения. Обучение строится так, что воспитатель может говорить понемногу с каждым ребенком, и не рассчитано на работу с группой как с единым целым.
∼ Дети 2-3 лет очень активны, они любят много двигаться, бегать, играть в догонялки. Желательно придать таким играм целенаправленный характер, с их помощью ребенок может осваивать пространство и учиться ориентироваться в нем.
2. Еще одно условие для успешного развития предметно-манипулятивной деятельности – постепенное расширение круга предметов, осваиваемых ребенком. В поле зрения ребенка попадают различные предметы, привлекающие его внимание. От взрослого зависит обеспечение богатства, разнообразия и изменчивости предметной среды. Имеются в виду не только специальные дидактические игрушки, но и предметы быта (пр. «Радуга» с.109 – перечень дидактических игрушек).
3. Следующее условие – любое действие осваивается ребенком постепенно. Внешние свойства предмета должны быть особым образом учтены при выполнении действия с ним, иначе не будет результата. Т.к. сенсорные процессы находятся у ребенка в стадии формировании, то ему трудно осваивать любое действие. Об успешном освоении действия говорят следующие показатели:
1) хорошо представляет конечный результат (например, знает как должны располагаться кольца в пирамидке);
2) ориентируется в свойствах предметов, соотносит их между собой (соотносит расстояние между стержнем и кольцом пирамидки, соотносит отверстие в кольце и стержень);
3) владеет движением (с первого раза надевает кольцо на пирамидку);
4) контролирует свои действия на основе сенсорных ориентировок (исправляет допущенную ошибку).
Когда выработался алгоритм выполнения действий малыш гораздо легче осваивает другие, особенно подобные действия: научился есть ложкой – легче насыпать песок в ведерко, научился застегивать крупные пуговицы – учится застегивать мелкие.
4. Четвертое условие – помощь взрослого. Сначала нужно понаблюдать за ребенком и определить какая помощь и в какой мере ему нужна. Т.е. надо учитывать опыт ребенка. Для этого нужно знать этапы развития предметно-манипулятивной деятельности.
I этап – формирование предметного действия (по Эльконину – 4 стадии):
ν 1 стадия — совместное выполнение действия ребенка со взрослым;
ν 2 стадия — совместно-раздельное выполнение (начинают вместе, заканчивает сам);
ν 3 стадия — выполнение действия ребенком на основе показа взрослым;
ν 4 стадия — самостоятельное выполнение на основе вербальных подсказок и указаний взрослого.
Действие проходит путь от неспецифического использования орудий действия к использованию по назначению (манипуляции→результативные действия (перекладывание, передвигание) → собственно предметные действия (в соответствии с назначением предмета)).
II этап – перенос действия: – с одного предмета на другой, – в иную ситуацию.
Перенести в иную ситуацию детям раннего возраста трудно, так как привязаны к определенной ситуации выполнения действия.
III этап – возникновение игровых действий: использование игрушки вместо реальных предметов из мира взрослых и воспроизведение в игре действий.
III. Содержание работы с детьми от 1 года до 3 лет
по предметно-манипулятивной деятельности
1. Выделение признаков объектов.
Цвет – задание вопросы, игры в которых дети упражняются в различении и названии основных цветов: красный, желтый, синий, зеленый и ахроматических цветов: белый, черный. Обсуждаются любые предметы окружающей обстановки – игрушки, одежда кукольная и детская, предметы быта.
С возрастом восприятие цвета совершенствуется : например задание на выбор по образцу без названия цвета – почти не выполняют дети до 2-х лет, выполняют примерно ½ детей к 2г.6мес., а уже к 3 годам большинство детей испытывают потребность знать и называть 5-6 цветовых тонов.
С отвлеченными цветами (эталонами цвета) не знакомятся, только через наблюдение окружающей действительности.
Э.Г. Пилюгина отмечает, что наиболее доступными являются задания на группировку предметов идентичного цвета. Хуже ориентируется на цветовые свойства при выборе по образу. Это связано с избирательным отношением детей к цвету. Ребенок группирует в процессе свободного манипулирования, отбирая предметы предпочитаемого цвета, а затем уже, чаще по прямому указанию взрослого, объединяет оставшиеся предметы.
Задание на выбор по образцу выполняются только теми детьми, которые систематически производят сопоставление цвета объектов и образца. Эта представляет для детей определенные трудности: некоторые продолжают проявлять избирательное отношение к цвету, указывая всякий раз на предмет одного и того же цвета, независимо от образца. Часто после первого правильного выбора малыш «теряет» задачу и переходит к простому манипулированию.
В начале предлагают детям группировать предметы контрастных цветов (красный — синий, желтый — синий, белый — черный), затем переходят к группировке близких цветов (синий — зеленый, желтый — красный, желтый — зеленый).
В начале предлагают задания на выбор одного цвета из двух контрастных, после переходят к заданиям на выбор одного — двух цветов из предлагаемых четырех.
Используют продуктивные задания: рисование в соответствующих тонах, выкладывание мозаики разного цвета по образцу с словесными заданиями. Цель таких заданий – фиксировать вниманием детей на том, что цвет может быть признаком разных предметов и использоваться для их обозначения («Гуси с гусятами», «Одуванчики и жук на лугу», «Елочки и грибочки», «Курочка и цыплята»).
Величина: большой – маленький, высокий – низкий, широкий – узкий, длинный – короткий, тяжелый – легкий.
Любая величина изучается в сопоставлении и сравнении. Объекты сравнивают по размеру: визуально (на глаз), путем накладывания, прикладывания, помещение одного в другой (матрешки, бочонки, ведерки, формочки – вкладыши), по весу – путем взвешивания на руке.
Сюда же относятся ситуации, в которых ребенок учиться характеризовать количество и объем много — мало (например: много воды в банке, мало в чашке; много булочек в тазу, мало – в тарелке).
Форма: одинаковая – разная.
Существует множество заданий типа «найди пару», «найди такой же» – для этого используются детали мозаики, конструктора, детской посудки. Полезно использовать задания типа «найди такой же, но красный», «найди такой же, но большой». Надо следить, чтобы формы были полностью тождественны. Целесообразно использовать при этом геометрические формы (тела) и фигуры, т.к. трудно подобрать, например, изображения животных абсолютно одинаковых по форме, но разных по цвету.
Э.Г. Пилюгина отмечает, что особое значение в практической ориентировке детей раннего возраста имеет овладение способами обследования формы. Сначала ребенок вместе со взрослым обводит контур предмета, затем сам, только после это переходит к чисто зрительному анализу.
2. Выделение количественных характеристик множеств
а) один – много. Характеристика «много» оценивается визуально, но не требует пересчета, «один» — это уже начало обучения отсчитыванию.
Ее встраивают в контекст практических действий (например: на подносе много булочек, а у каждого на блюдце — по одной булочке).
б) один, два – через рассматривание частей тела, парных предметов (рукавички две, а шарф шапочка – одна…).
3. Пространственное расположение предметов
а) Расположение относительно замкнутой линии (внутри — снаружи) – эти характеристики формируются в речи во время игры и различной деятельности детей: кукла в домике, она внутри; пуговицы в коробке, они внутри; дверь закрыли, зайка остался снаружи; что внутри этой матрешки? и т.д.
б) Расположение в пространстве – в играх и речевом общении постоянно используются предлоги и наречия, характеризующие пространственное положение самого ребенка и окружающих предметов. Надо стараться не просто употреблять их, характеризуя готовую организованную ситуацию, а делать малыша главным организатором пространства. Для этого используют «ситуации по заданию»: встань на коврик; спрячь под стол; поставь сандалики под стульчик…
Используют также подвижные картинки.
в) Расположение на линии (между, за, перед, следом) – эти характеристики фиксируются в речи и практической деятельности. Понимание такого расположения предметов (упорядочение) является основой для понимания принципа порядка при построении множества натуральных чисел: кукла перед мишкой; кто следом за куклой?; кто между мишкой и зайкой?
Классический пример упорядочения последовательности – сказка «Репка»: дедка за репку, бабка за дедку…
Используют другие сказки с упорядоченным появлением героев: «Теремок», «Колобок»… Также можно использовать пальчиковые игры с последовательным касанием пальчиков. Например:
«Мыла мышка мылом лапку,
каждый пальчик по порядку.
Вот намылила большой…».
К осознанию необходимости упорядоченности некоторых процессов (например: одевание, раздевание, умывание) подводит разрешение проблемных ситуаций: надели шапку, а как теперь надеть свитер?; обулись, а как надеть колготки?; надели рукавицы – не можем застегнуть шубу.
IV Развитие познавательных процессов в предметно-
манипулятивной деятельности
Познавательные процессы – это основные формы психической деятельности, позволяющие быстро, глубоко и правильно ориентироваться в явлениях окружающей действительности.
- Мышление (практическое, теоретическое и творческое)
Успешность познавательного процесса обеспечивается сформированностью у человека характерных приемов умственной деятельности.
Существует возможность активного включения в процесс математического развития младших дошкольников различных приемов умственных действий на математическом материале.
∼ Сериация – построение упорядоченных, возрастающих и убывающих рядов. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладыши-формочки, мисочки, бочонки. Сериацию можно организовать по признаку размера: длина, высота, ширина. Например: постройка лестницы из трех кубов, цилиндров разного размера.
Если предметы разного типа, например игрушки, то можно предложить расставить их по росту.
∼ Анализ – выделение свойств объекта или выделение объекта из группы по определенному признаку.
∼ Синтез – соединение различных элементов, признаков, свойств в единое целое. Психология анализ и синтез рассматривает как взаимодополняющие процессы (анализ через синтез и наоборот).
Анализ и синтез широко развиваются в конструировании. Задания на формирование умения выделять признаки того или иного предмета, а также на соединение их в единое целое можно предлагать и с первых шагов математического развития ребенка:
– задания на выбор предмета из группы по любому признаку (предлагаются с 2 лет) (возьми красный мяч; принеси большой кубик);
– задания на выбор нескольких предметов по указанному признаку (с 2 лет) (выбери все мячи…);
– задания на выбор одного предмета по нескольким указанным признакам (с 3 лет) (принеси большой синий мяч, маленький красный кирпичик…);
– изучение квадрата, круга, цилиндра, конуса, куба также предполагают действия анализа: например при рассмотрении квадрата выделяют углы и стороны;
– игры с разрезными картинками, пазлами – это тоже упражнение аналитико-синтетического характера.
∼ Классификация – разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называется основанием классификации. В раннем возрасте проводят классификацию по заданному основанию, а задания на поиск самого основа