Предмет и задачи психологии развития ребенка в раннем возрасте
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Домодедовская средняя общеобразовательная школа №10
Статья
Тема: «Психология развития детей раннего возраста»
Подготовила: учитель начальных классов
Липинская О.О.
2018 г.
Введение
В первые годы жизни ребенка закладываются основы его всестороннего развития, поэтому приобретает особое значение каждый период дошкольного детства. ФГОС ДО, определяет «процесс создания наиболее благоприятных условий детского развития в соответствии с их индивидуальными и возрастными склонностями и особенностями.
Дошкольная педагогика представляет собой довольно специфическую, особую область жизнедеятельности общества, принимая во внимание тот факт, что развитие современного образования сегодня невозможно по традиционной системе, а новая — инновационная, подразумевает активное внедрение и использование передовых технологий, методов и приемов, закономерно возникает вопрос о проблемах, возникающих в педагогической деятельности. Анализируя практику дошкольной работы, можно выделить приоритет необходимости своевременного осуществления системного контроля за психическим развитием ребенка, так как формирование личности происходит именно в период раннего и дошкольного детства, и во многом зависит от условий окружающего социума. Этими факторами обусловлена актуальность темы работы: Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста (1,5-3 года)
Предмет исследования: психолого- педагогическая диагностика
Объект исследования ранний дошкольный возраст.
Цель работы: Исследование уровня психического развития детей раннего возраста (1,5-3 года)
Задачи:
Изучить положения особенности раннего дошкольного возраста
Выделить принципы, формы и методы психолого- педагогической диагностики.
Провести диагностику ребенка раннего дошкольного возраста
Ранний возраст, исследователями рассматривается в виде особого периода в становлении систем, органов и функций мозга. Следует отметить, что функции коры головного мозга наследственно не зафиксированы, их развитие является результатом взаимодействия организма с окружающим социумом. В период раннего возраста, формируются предпосылки, дальнейшего развития организма, чем обусловлена важность своевременного закладывания основ полноценного развития ребенка именно в этот период [1, с.375].
Особенное значение в период раннего детства приобретают эмоции, которые возникают в процессе проведения режимных моментов бодрствовании, кормлении, формировании умений и навыков, поведения с обеспечением всестороннего развития. Согласно Д.Б. Эльконину, социальная ситуация тесной взаимозависимости ребенка и взрослого, по окончании первого года жизни, преобразуется ситуацию их взаимодействия, именно этот факт лежит в основе кризиса первого года [9, с.28].
Следует отметить ограниченность диапазона возможностей ребенка в данный период: автономность речи, которая при этом не имеет постоянных значений; в каждом действии с предметами осуществляемом ребенком, отмечается негласное присутствие взрослого. В процессе манипулирования предметами, с ориентацией на их свойства, ребенок не обладает способностью к самостоятельному открытию способов употребления определенных предметов, в обществе [3, с.78].
Новообразования, возникающие к окончанию первого года жизни, формируют новую социальную ситуацию развития «ребенок — предмет – взрослый», в рамках которой осуществляется совместная деятельность, содержанием которой является усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, открытых ребенку и преобразовавшихся в его мироощущение [8, с.285].
В социальной ситуации совместной деятельности взрослого и ребенка содержится противоречие, обусловленное тем, что способ действия с определенным предметом, принадлежит взрослому, но ребенок должен выполнять свое индивидуальное действие. Данное противоречие решается посредством формирования нового типа деятельности предметной, которая направлена на усвоение выработанных в обществе способов действий с предметами. Одной из ведущих форм организации предметной деятельности при этом становится общение, с перемещением мотива от взрослого на общественный предмет [6].
На начальных этапах, развитие предметного действия, с освоением общественных функций предмета и целевых установок употребления предмета, представляется возможным, только при осуществлении совместной деятельности. Затем, ребенок предпринимает попытки употребления действия в различных ситуациях посредством переноса, с определенного предмета на другой, тождественный ему. К примеру, ребенок научился пить из кружки, затем пьет из стакана, чашки и т.п.; посредством переноса действия ситуативно, то есть действуя с определенным предметом, в различных ситуациях[7, с.126].
Д.Б. Элькониным выделялось, что при овладении предметными действиями, приоритетна роль игрушек. В процессе игровой деятельности, при переносе действия происходит отделение ребенка, со сравнением себя и взрослого, отождествлением себя с ним. Таким образом, начинает распадаться социальная ситуация, и в глазах ребенка увеличивается роль взрослого, который воспринимается носителем образцов действий человека. Наряду с развитием предметного действия, формируется речь. В период раннего возраста слово для ребенка выступает в виде орудия, используемого намного чаще, в сравнении с любым другим орудием [9, с.29].
Л.С. Выготским подчеркивалась роль изображения и игрушек, в процессе развития детской речи, когда посредством восприятия произведений изобразительной деятельности, у ребенка формируется потребность в ее описании при помощи речи. Он отмечал, что все психические функции в этот период развиваются только посредством восприятия. [3, с.71].
Таким образом, все основные новообразования в развитии ребенка раннего возраста взаимосвязаны с развитием ведущего типа деятельности: развитие восприятия, интеллектуальных способностей, речи. При отделении действия от предмета, оно сравнивается с действием взрослого и формируется детская самостоятельность. Период раннего возраста характеризуется совершенствованием функциональных возможностей организма ребенка. В процессе развития ребенка раннего возраста, ведущую роль играет взрослый. Им обеспечиваются условия, которые необходимы для развития ребенка; тепло, еда, информация, защита и т.д. Важным условием, обеспечения нормального развития и хорошего самочувствия детей, в период раннего возраста, является единство педагогических воздействий взрослых. При отсутствии согласованности в действиях, и непостоянстве требований, для ребенка является проблемой, осуществление выбора своей деятельности, в определенной ситуации. При этом, легко возбудимый ребенок перестает выполнять требования взрослых, более сильный, предпринимает попытки приспособиться, посредством изменения своего поведения, что в данный возрастной период достаточно сложно. Неуравновешенность в детском поведении, может быть следствием неправильной организации воспитания со стороны взрослых.
2. Принципы, формы и методы психолого- педагогической диагностики
Психологическая диагностика является важным аспектом адаптации детей в ДОУ, так как дает возможность своевременно выявить наличие проблем, препятствующих процессу адаптации. К принципам организации диагностической работы относятся следующие:
1. Принцип законности – предполагающий, что диагностика должна проводиться с соблюдением: Конституции Российской Федерации; Конвенции о правах ребёнка; Закона Российской Федерации «Об образовании»; Устава образовательного учреждения; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ и субъекта Федерации; Договора с родителями; приказов руководителя ОУ; решений педагогического совета ОУ.
2. Принцип научности – предполагающий, что в ОУ диагностическая работа должна опираться на обосновывающие выбор изучаемых показателей, научные исследования, методы, организацию обследования и сроки.
3. Принцип этичности – предполагающий, что диагностика должна проводиться при соблюдении этических правил и норм.
4. Принцип оптимальности – предполагающий, что минимальными усилиями, должно быть получено достаточное для работы образовательного учреждения количество качественной диагностической информации [5; с.16-18].
Диагностика может быть проведена при использовании различных форм и методов работы: индивидуальные и групповые, проективное рисование, письменное выполнение заданий, устное выполнение заданий на итоговых занятиях, в беседах, тестирование, анкетирование. Следует выделить, что эффективность диагностики тесно взаимосвязана с правильным подбором ее методов и форм, что обусловливает высокие требования к квалификационному уровню специалистов, которые задействованы в ее проведении [4].
Специалистами выделяются следующие виды диагностики воспитанников в ДОУ:
Скрининговая диагностика — направленная на выделение обладающих той или иной группой характеристик детей, с оценкой постоянства определенных свойств у группы детей.
Углубленная психолого — педагогическая диагностика, которая проводится после выделения имеющих особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе детей, т. е. в специальной психолого — педагогической помощи. Проводится преимущественно индивидуально или в малых группах.
Динамическое обследование, при помощи которого выделяется эффективность обучения, динамика развития, коррекционных и развивающих мероприятий.
Итоговая диагностика, основная цель которой представлена оценкой характеристик после завершения определенного этапа работы с ним [2; с.54-57].
В проведении психолого- педагогической диагностики воспитанников в ДОУ, выделяются следующие этапы:
Определение целей и задач, разработка для проведения педагогической диагностики методических рекомендаций.
Разработка критериев оценки.
Отбор и подготовка материала для диагностики.
Разработка задач обследования воспитанников.
Разработка плана проведения диагностической работы.
Издание приказа на базе ОУ «О проведении педагогической диагностики», в котором указаны цели проведения, ответственные, сроки проведения.
Разработка таблицы – матрицы по результатам педагогического обследования
Заполнение схемы динамики, характеризующей развитие определенных характеристик личности воспитанника.
Составление аналитической справки на основе полученных данных.
Издание приказа на базе ОУ «Об итогах педагогической диагностики» по окончанию диагностического обследования и подведения итогов, в нем отражаются результаты исследования, выводы, рекомендации, сроки устранения недостатков, ответственные лица [1; с.77-80].
Таким образом при анализе принципов, форм и методов психолого — педагогической диагностики можно выделить, что непосредственно психолого- педагогическая диагностика представляет одно из важнейших направлений деятельности ОУ, она дает возможность определения эффективности работы учреждения в целом, каждого педагога в частности, уровня развития определенных характеристик личности воспитанников.
Результативность психолого — педагогической диагностики зависит от квалификационного уровня специалиста, который задействован в процессе ее проведения. Психолого- педагогическая диагностика проводится поэтапно на основе положений нормативно — правовой документации, определенных принципов, особенную важность при ее проведении имеет соблюдение принципов личностно- ориентированного подхода и психологии ненасилия, что увеличивает ее качественный уровень и эффективность.
3. Изучения параметров восприятия ребенка раннего дошкольного возраста
ФИ ребенка Ирина Слепченко
Возраст 2.6 месяцев
Дата обследования 16.02.2017
Стимульный материал: цветной набор дидактических игр: «Бабочки и крылья», набор геометрические фигуры, детское лото
Параметры речевого развития
понимание инструкции
быстрота
точность выполнения
адекватность действия
заинтересованность
принятие помощи
установка на результат
обучаемость
реакция на успех.
Цветовой гнозис
выс.
+
+
+
+
ср.
+
+
+
+
+
низк.
Форма
выс.
+
+
+
ср.
+
+
+
+
+
+
низк.
Пространственный гнозис
выс.
+
+
+
+
+
+
ср.
+
+
+
низк.
Заключение об уровне развития восприятия
Фамилия, имя ребенка Ирина Слепченко
Возраст 2.6 месяцев
Дата обследования 16.02.2016
Восприятие ребенка развито на среднем уровне:
— хорошо понимает инструкции, проявляет, заинтересованность, адекватна; настроена на совместную со взрослым деятельность;
— сличает, выбирает по названию цвета, самостоятельно определяет красный, синий, зеленый цвета;
— сличает, частично выбирает по названию геометрические фигуры, самостоятельно определяет круг, квадрат, треугольник;
— называет большинство предметов из групп: игрушки, посуда, одежда, мебель.
Рекомендации:
Продолжить работу по развитию восприятия.
Подпись
Раннее детство — период интенсивного развития ребенка. В период с 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится — предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым становиться формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Для детского развития и воспитания в период раннего возраста важность представляет комплексное системное сопровождение индивидуального развития, которое способствует благоприятной адаптации, с формированием первого социального опыта, основанного на удовлетворении жизненных потребностей.
Педагогический процесс в современном ДОУ должен ориентироваться на обеспечение полноценного развития воспитанников, с сохранением уникальности личности, самобытности, созданием возможностей для раскрытия склонностей, способностей. Информация о потенциале, проблемах и интересах ребенка, представляет залог успешного проектирования образовательного процесса. Психолого- педагогическая диагностика представляет одно из важнейших направлений деятельности ОУ, она дает возможность определения эффективности работы учреждения в целом, каждого педагога в частности, уровня развития определенных характеристик личности воспитанников. Результативность психолого- педагогической диагностики зависит от квалификационного уровня специалиста, который задействован в процессе ее проведения. Психолого- педагогическая диагностика проводится поэтапно на основе положений нормативно- правовой документации, определенных принципов, особенную важность при ее проведении имеет соблюдение принципов личностно- ориентированного подхода, что увеличивает ее качественный уровень и эффективность.
Список использованной литературы
Беляева В.А., Петренко А.А. Деятельность педагога — методиста в системе муниципального образования [Текст]- Москва : Арти, 2004. — 160 с.
Волкова,В.А.,Соколова,Н.Б. Воспитательная система в ДОУ [Текст]- Москва : ТЦ «Сфера», 2007. – 128 с.
Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Академия, 2010. — с.71.
Мижериков В.А. Словарь-справочник по педагогике [Текст]/ ред. Пидкасистый П.И.. — Москва : ТЦ»Сфера», 2004. — 448 с.
Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. [Текст]- Волгоград : Учитель, 2012. — 156 с.
Психологический словарь / Под ред. Давыдова В.В. — М.: Просвещение, 2007. — с.18.
Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности [Текст] / И.С. Сергеев. — СПб.: Питер, 2004. — с.126 — 127.
Смирнова, Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет [Текст] /Е.О. Смирнова. — СПб.: Детство пресс, 2015.
Тихомирова, Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей [Текст] /Л.Ф. Тихомирова. — М.: Академия развития, 1995. — с.13.
Приложение
Исследование восприятия
Цветовой гнозис (4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый).
Нормативы:
сличение — от 1,5-2 лет;
выбор по названию — в 2 — 3 года;
самостоятельность названия — в 2,5 — 3 года.
Стимульный материал: цветные наборы дидактических игр: «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Цветочек и лепесточек», «Носки и варежки», «Листочки» и др.
Пример инструкций:
1) «положи к каждому цветочку (4) подходящий по цвету лепесточек»;
2) «покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек?»;
3) «назови, какого цвета этот цветочек?».
Аналогично предъявляются другие задания.
Форма
Нормативы:
сличение — от 1,5-2 лет;
выбор по названию — 2 года;
самостоятельное название — в 3 года.
Стимульный материал: круг (шарик), квадрат (кубик), прямоугольник (кирпичик), треугольник (крыша) по 2 набора 4-х основных цветов.
Пример инструкции:
1) «дай такую же» (форма и цвет совпадают);
2) «покажи, где кубик?»;
3) «назови форму».
Предметный гнозис
Стимульный материал: 10-12 карточек с изображением знакомых предметов (лото малышам).
Инструкция:
1) покажи, где нарисован..?;
2) что нарисовано? или Что это?
Нормативы:
В 2,5 года называет многие предметы из групп: игрушки, посуда, одежда, мебель.
В 3 года дети знают и называют все предметы, их свойства и качества, в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь.
Источник
Введение в психологию раннего и дошкольного возраста
Тема 1. Предмет и задачи детской психологии, место детской психологии в системе психологических наук
Детство – период наиболее быстрого и интенсивного развития человека. Ни в каком другом возрасте человек не проходит такое множество своеобразных этапов, как в раннем и дошкольном детстве. За первые 5–6 лет жизни он превращается из совершенно беспомощного младенца в достаточно сформированного человека со своими интересами, чертами характера, привычками, взглядами. Именно в эти годы ребенок начинает ходить, действовать с предметами, говорить, думать, общаться, воображать и пр. Этот огромный путь психического развития ребенка и является основным предметом детской психологии.
Все дети проходят в своем развитии определенные стадии или этапы, которые характеризуются специфическими особенностями их психической жизни. Изучение закономерностей психического развития ребенка составляет основной предмет детской психологии. Ее основная задача – описать и объяснить особенности психической жизни ребенка на каждом возрастном этапе.
Скорость появления новых качеств ребенка впечатляет взрослых. Постоянное движение ребенка вперед, возникновение все новых форм его самостоятельности и самодеятельности характеризуется фактами, присущими детскому развитию. Этими фактами и оперирует детская психология.
Детская психология – наука относительно молодая. Она зародилась в конце XIX в., и ее началом принято считать появление книги ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера «Душа ребенка».В ней Прейер приводит записи ежедневных наблюдений за развитием собственного сына. Несмотря на явную биологическую ориентацию этих наблюдений, Прейер впервые осуществил объективное исследование психики ребенка, поэтому он традиционно считается основателем детской психологии. На протяжении XX в. детская психология развивалась достаточно бурно и интенсивно. Однако, выделившись в отдельную область знаний, она имеет прочные связи с другими науками.
Предметом изучения Д. п. являются условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), формирования различных типов деятельности ребенка (игра, труд, учение; см. Деятельность детская), качеств его личности, а также возрастные и индивидуальные особенности детей.
Все дети проходят в своем развитии определенные стадии или этапы, которые характеризуются специфическими особенностями их психической жизни. Изучение закономерностей психического развития ребенка составляет основной предмет детской психологии. Ее основная задача – описать и объяснить особенности психической жизни ребенка на каждом возрастном этапе.
Теоретические задачи детской психологии:
1. изучение движущих сил и источников психического развития ребенка в дошкольном возрасте;
2. построение периодизации психического развития в онтогенезе (Периодизация психического развития — выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней психического развития. В разных моделях задействованы разные стадии, используемые для их выделения критерии также различны. В учении Ст. Холла онтогенез психики рассматривается как процесс, в целом повторяющий процесс исторического развития. У Ж. Пиаже критерием периодизации выступает развитие интеллекта, у З. Фрейда — направленность либидозной энергии, у Э. Эриксона — центральные задачи возраста, у Д.Б. Эльконина — смена ведущих типов деятельности.);
3. характеристика качественного своеобразия развития личности и психических процессов в детском возрасте;
4. контроль хода и динамики психического развития;
5. профилактика, коррекция и оптимизация развития на основе возможностей обучения и воспитания.
Практические задачи детской психологии:
• Определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека.
• Возрастная и клиническая диагностика.
• Контроль за ходом психического развития детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях.
• Психологическое сопровождение, помощь в кризисные периоды жизни ребенка.
Кроме основных методов исследования – наблюдения и эксперимента – в детской психологии используются вспомогательные методы. К ним относятся анализ результатов детской деятельности (рисунков, поделок, сочиненных детьми сказок и пр.) и метод беседы (или интервью).
Особенно широко используется анализ детских рисунков. В детских рисунках отражаются эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими. Однако интерпретация детских рисунков требует высокой квалификации и большого опыта работы с этим материалом. Кроме того, она никогда не может быть определенной и однозначной и всегда предполагает некоторый субъективизм исследователя. Поэтому в серьезных исследованиях этот метод может использоваться только как дополнительный, вспомогательный.
Метод беседы (метод вопросов, или интервью) возможно использовать в работе с детьми, начиная с 4 лет, когда они уже достаточно хорошо владеют речью, но в весьма ограниченных пределах. Дело в том, что дети дошкольного возраста еще не могут выразить в словах свои мысли и переживания, поэтому их ответы обычно бывают краткими, формальными и воспроизводящими слова взрослого. Подбор вопросов для беседы с детьми – большое искусство. Они должны быть понятны и интересны для ребенка и ни в коем случае не должны содержать подсказки. Беседа с ребенком также может быть использована только как вспомогательный, второстепенный метод.
Вывод
Метод – это общая стратегия, общий путь получения фактов, который определяется задачей и предметом исследования, а также теоретическими представлениями исследователя. В отличие от этого, методика – это частный, конкретный способ сбора материалов, зависящий от условий исследования и возможностей исследователя.
Основные методы исследования детской психологии – наблюдение и эксперимент. Наблюдение бывает сплошным или выборочным, скрытым или включенным, одноразовым или пролонгированным (лонгитюдиональным).
В психологическом эксперименте исследователь намеренно создает условия, в которых протекает деятельность ребенка, или ставит перед ним определенные задачи. В детской психологии эксперимент должен быть максимально приближен к естественным условиям жизни детей. Необычные лабораторные условия (например, использование новой аппаратуры, чужие взрослые и пр.) неприменимы в работе с детьми. Они не должны подозревать, что те игры, которые им предлагают, специально организованы для их изучения.
В ходе эксперимента, может использоваться тест – система специально подобранных заданий, которые предлагают детям в строго определенных условиях. За выполнение каждого задания ребенок получает оценку в баллах. Оценка должна быть объективной и не зависеть от личного отношения экспериментатора. Сравнение результатов ребенка с возрастной нормой позволяет определить, нормально ли для своего возраста развит ребенок или его развитие отклоняется от нормы (отстает или опережает). Эту стратегию эксперимента называют стратегией срезов, поскольку здесь снимается уровень возрастного или индивидуального развития какого-либо психического процесса.
Особым видом эксперимента, позволяющим выявить движущие силы и причины развития психических способностей, является генетико-моделирующий, или формирующий, эксперимент, в котором осуществляется экспериментальное формирование той или иной психической способности. Учитывая, что дети дошкольного возраста достаточно быстро развиваются и без всяких экспериментальных воздействий, чтобы оценить эффективность формирующего эксперимента, необходимо сопоставлять те изменения, которые происходят за один и тот же промежуток времени у детей – участников эксперимента и у детей того же возраста, живущих в естественных условиях.
Первая группа детей называется экспериментальной, вторая – контрольной. Сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп показывает ту «прибавку», которую дают организованные в эксперименте условия.
Формирующий эксперимент, так же как и срезовый, может быть лонгитюдным, т. е. продолжаться в течение ряда лет с одними и теми же детьми. Многолетнее экспериментальное обучение детей по новым программам и выяснение влияния этих программ на психическое развитие детей можно рассматривать как лонгитюдный психолого-педагогический формирующий эксперимент.
Экспериментальная стратегия исследования может быть срезовой (одноразовой) и пролонгированной (или длительной, лонгитюдиональной). Обе стратегии могут сочетаться в одном и том же исследовании.
Помимо основных методов (наблюдения и эксперимента) в детской психологии в качестве дополнительных используются анализ результатов детской деятельности и метод беседы. Эти методы могут быть использованы только как вспомогательные.
Социальная ситуация развития. По мнению Л. С. Выготского, это главный компонент структуры возраста, который характеризует своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому, ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным. Социальная ситуация развития определяет то, как ребенок ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит, поэтому, по мнению Л. С. Выготского, характеристику любого возраста следует начинать с выяснения социальной ситуации развития.
В трудах Д. И. Фельдштейна представлена подробная характеристика основных видов ведущей деятельности и определена закономерность их смены, определяющая, по мнению автора, развитие личности в онтогенезе.
Так, в младенчестве, в период от рождения до одного года, возникает непосредственно эмоциональное общение, которое и есть в этом возрасте ведущая деятельность ребенка. Эта основная деятельность младенца обусловливается самой природой человека как общественного существа. Ребенок в этот период ориентирован на установление социальных контактов .
В раннем детстве, с года до 3 лет, когда возникает потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать, тогда на первый план выдвигается и становится ведущей предметно-манипулятивная деятельность, в процессе которой ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но прежде всего общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей.
Усвоив в постоянных контактах со взрослыми оперативно-техническую сторону деятельности, ребенок в следующем, дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет), выходит за пределы непосредственно житейских отношений. Ведущей в этот период становится развитая игровая деятельность. Именно в развитой сюжетно-ролевой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди обладают разнообразными профессиями, включены в сложнейшие отношения, и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Игра выступает, во-первых, как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, функциональных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях. Во-вторых, на основе игровой деятельности у ребенка происходит возникновение и развитие воображения и символической функции.
В младшем школьном возрасте (от 6 до 10 лет) ведущей становится учебная деятельность, т. е. социальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности. При полноценном становлении этой деятельности у детей возникает необходимая произвольность психических процессов, внутренний план действий и рефлексия на собственные действия, на собственное поведение как важнейшие особенности теоретического сознания [7].
Дети подросткового возраста (от 10 до 15 лет) включаются в качественно новую систему отношений, общения с товарищами и со взрослыми в школе. Изменяется и их фактическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни. У ребенка в подростковом возрасте значительно расширяется сфера деятельности, а главное, качественно изменяется характер этой деятельности, значительно усложняются ее виды и формы. Подростки участвуют во многих разнообразных видах деятельности: в учебно-образовательном труде, в общественно-политической, культурно-массовой работе, в физкультурно- спортивной деятельности, в организаторском труде, в хозяйственно-бытовом труде школы, во внешкольной индивидуально-предпринимательской работе, в творческом груде (техническое и художественное творчество, опытничество). Изменение социальной позиции ребенка в подростковом возрасте, его стремление занять определенное место в жизни, обществе, в отношениях со взрослыми находят отражение в резко повышенной потребности подростка оценить самого себя в системе «я и моя полезность для общества», «я и мое участие в жизни общества». Это место подростка в обществе определяется степенью его участия или возможностями его участия в деятельности, имеющей социально признаваемый характер. Именно данная деятельность становится ведущей в этот возрастной период. В развернутой просоциальной деятельности наиболее оптимально удовлетворяется потребность подростков в построении новых взаимоотношений со взрослыми, реализация самостоятельности [7] .
Важнейшая особенность старшего школьного возраста (15—17 лет) состоит в том, что здесь ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, активно сочетаемая с разнообразным трудом, что имеет большое значение, как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентации. Имея учебно-профессиональный характер, эта деятельность, с одной стороны, приобретает элементы исследования, с другой — получает определенную направленность на приобретение профессии, на поиск места в жизни. Основное психологическое новообразование данного возраста — это умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать политические, эстетические, нравственные идеалы, что свидетельствует о росте самосознания. Активно сочетаемая с социально признаваемым трудом, общественно-ориентированная учебно-профессиональная деятельность не только развивает познавательно-профессиональную направленность старших школьников, но и обеспечивает новый уровень их самоопределения, связанный с превращением «внутренней позиции» старшеклассника (осознание своего Я в системе реально существующих отношений) в устойчивую жизненную позицию, в соответствии с которой жизненные планы ориентируются на потребности общества.
Введение в психологию раннего и дошкольного возраста
Рекомендуемые страницы:
Источник