Право ребенка на жизнь и здоровое развитие
ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ ГРАЖДАНАМ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЙ РЕСУРС ДЛЯ ДЕТЕЙ |
«РЕБЕНОК – дар любви. | «В В конвенции каждый найдет на важный вопрос ответ: |
Статья 1. Право на жизнь. Право на отдых и досуг Право на защиту |
Право на имя Право на сохранение своей индивидуальности | Право на здравоохранение и медицинское обслуживание. Право на бесплатное образование Статья 18. Родители имеют общую и первичную ответственность за |
Статья 13. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение;
получать и передавать любую информацию.
20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята «Конвенции Дорогой друг! Ты думаешь, только папа и мама за тебя в ответе и должны о тебе заботиться? Нет! 170 правительств разных стран должны помогать тебе и спасать от всяких бедствий. Об этом они 20 ноября 1989 года подписали специальный документ, который называется «Конвенция о правах ребёнка». Теперь эти страны обязаны думать о наилучшем соблюдении твоих прав и прав других детей. Специальная международная организация ЮНИСЕФ — Детский фонд Организации Объединённых наций, помогает детям во всём мире и следит, чтобы их права соблюдались. А 20 ноября теперь ежегодно празднуется как «Всемирный день ребёнка».
«Детство под защитой. Мои права.» читаем книгу |
С момента рождения ребенок взят под охрану -Право на имя, отчество и фамилию Данные права установлены и гарантированы: Конвенцией о правах ребенка от 20 ноября 1989 года |
Права детей в мультиках…
Через игру к знаниям!
Хотите больше узнать о правах ребёнка? Тогда поиграйте в игры
Нарушители прав и свобод Чиполлино и его друзей
Кроссворд по сказке Джанни Родари
Сказочные детки
Кроссворд
(составитель Н.Галушко)
Скачать буклет
Скачать буклет
Наталья Майданик Много праздников на свете, Но сегодня День ребенка Поздравляем! Любим! Верим! | Наталья Майданик Милые дети, Вас мы лелеем, Вы — наша радость Гордость вы наша | Наталья Майданик День осенний в ноябре — Протяни с улыбкой руку Чтобы мирно жить смогли |
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ВНИМАНИЕ!
САЙТ НАХОДИТСЯ В СТАДИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ,
ТЕСТИРОВАНИЯ И ОТЛАДКИ
…но это значит лишь только то, что он ещё совсем юный, и поэтому информация, которую Вы ищете, пока может здесь отсутствовать. Но задавать вопросы, оставлять свои пожелания, советы и комментарии Вы можете уже сейчас, это только приветствуется!
Источник
Конвенция о правах ребенка — это международный закон о правах детей всего мира. Конвенция о правах ребенка одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г., вступила в силу для России в 1990 г.
Краткая редакция Конвенции о правах ребенка.
Статья 1
Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 2
Все дети имеют одинаковые права и равную ценность. Принимаются все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания.
Статья 3
Первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Статья 4
Государства принимают все необходимые меры для осуществления прав ребенка (экономических, социальных и культурных), в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества.
Статья 5
Государства — участники уважают ответственность, права и обязанности родителей.
Статья 6
Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. В максимально возможной степени обеспечивается выживание и здоровое развитие ребенка.
Статья 7
Ребенок с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, право знать своих родителей и право на их заботу.
Статья 8
Право ребенка на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9
Государства обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию. Уважается право ребенка поддерживать прямые контакты с обоими родителями, за исключением случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.
Статья 10
Право ребенка и его родителей покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.
Статья 12-15
Право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам. Ребенок имеет право на свободу мысли, совести, религии, и ассоциации, а также на свободу мирных собраний.
Статья 16
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции и незаконного посягательства на честь и репутацию.
Статья 17
Государства признают важную роль средств массовой информации, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С этой целью государства:
а) поощряют распространение материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях;
б) поощряют выпуск и распространение детской литературы;
в) поощряют СМИ к уделению особого внимания языковым потребностям ребенка;
г) поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.
Статья 18
Признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. В целях гарантии и содействия осуществлению прав, государства оказывают родителям и законным опекунам помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений.
Статья 19
Право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления.
Статья 20 и 21
Ребенок, лишившийся семьи, имеет право на альтернативное попечение. При усыновлении государства обязаны позаботиться об интересах ребенка в соответствии с действующими законами.
Статья 22
Право обеспечить ребенку, желающему получить статус беженца или считающемуся беженцем, надлежащую защиту и гуманитарную помощь в пользовании применимыми правилами.
Статья 23
Любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества.
Статья 24
Право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Все страны обязаны работать над понижением уровня детской смертности, бороться с болезнями и недоеданием, а также над ликвидацией традиционных и опасных для здоровья обычаев.
Беременные женщины и молодые мамы имеют право на медицинское обслуживание.
Статья 26
Право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование.
Статья 27
Право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.
Статья 28
Право ребенка на образование: а) бесплатное и обязательное начальное образование; б) развитие различных форм среднего образования, его доступность для всех детей; введение бесплатного образования; в) доступность высшего образования для всех; г) снижение числа учащихся, покинувших школу. Принимаются меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.
Статья 29
Образование ребенка должно быть направлено: а) на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; б) на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, уважения к родителям ребенка; в) на подготовку ребенка к сознательной жизни; г) на воспитание уважения к окружающей природе.
Статья 31
Право ребенка на отдых и досуг. Право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни.
Статья 32
Право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья.
Статья 33
Государства принимают все необходимые меры, чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ.
Статья 34
Защита ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.
Статья 35
Кража, продажа или торговля детьми обязаны пресекаться.
Статья 36
Защита ребенка от всех других форм эксплуатации.
Статья 37
Государства обеспечивают, чтобы: а) ни один ребенок не был подвергнут пыткам; б) ни один ребенок не был лишен свободы незаконным образом; в) каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.
Статья 38
Лица, не достигшие 15-летнего возраста, не имеют право принимать прямое участие в военных действиях.
Статья 39
Содействие физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления.
Статья 40
Право каждого ребенка, который нарушил уголовное законодательство, на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства достоинства и значимости, укрепляет уважение к правам человека и основным свободам других.
Статья 41
Ничто из данной Конвенции не затрагивает любых положений, которые в большей степени способствуют осуществлению прав ребенка.
Статья 42
Обязанность широко информировать о принципах и положениях Конвенции, как взрослых, так и детей.
Статья 43-45
Постановления о деятельности стран, присоединившихся к Конвенции, по ее претворению в жизнь. Наблюдательный комитет ООН контролирует отчеты стран Конвенции. Органы ООН и добровольные организации также имеют право на участие в информировании ООН.
Статьи 46-54
Правила, касающиеся присоединения государств к Конвенции и сроков начала их действия. Оговорки, которые противоречат целям и задачам Конвенции, не могут быть допущены.
Источник
Ñòàòüÿ 6
Ðåáåíîê èìååò ïðàâî íà èìÿ è íà ïðèîáðåòåíèå ãðàæäàíñòâà.
Ðåáåíîê èìååò ïðàâî çíàòü ñâîèõ ðîäèòåëåé è ïðàâî íà èõ çàáîòó.
Ñòàòüÿ 7
Ðåáåíîê èìååò ïðàâî íà ñîõðàíåíèå ñâîåé èíäèâèäóàëüíîñòè, âêëþ÷àÿ ãðàæäàíñòâî, èìÿ è ñåìåéíûå ñâÿçè.
Ñòàòüÿ 8
Ðåáåíîê, êîòîðûé ðàçëó÷àåòñÿ ñ îäíèì èëè îáîèìè ðîäèòåëÿìè, èìååò ïðàâî ïîääåðæèâàòü íà ðåãóëÿðíîé îñíîâå ëè÷íûå îòíîøåíèÿ è ïðÿìûå êîíòàêòû ñ îáîèìè ðîäèòåëÿìè.
Ñòàòüÿ 9
Ðåáåíîê èìååò ïðàâî ñâîáîäíî âûðàæàòü ñâîè âçãëÿäû ïî âñåì âîïðîñàì, çàòðàãèâàþùèì ðåáåíêà, ïðè÷åì âçãëÿäàì ðåáåíêà óäåëÿåòñÿ äîëæíîå âíèìàíèå â ñîîòâåòñòâèè ñ âîçðàñòîì è çðåëîñòüþ ðåáåíêà.
Ñ ýòîé öåëüþ ðåáåíêó, â ÷àñòíîñòè, ïðåäîñòàâëÿåòñÿ âîçìîæíîñòü áûòü çàñëóøàííûì â õîäå ëþáîãî ñóäåáíîãî èëè àäìèíèñòðàòèâíîãî ðàçáèðàòåëüñòâà, çàòðàãèâàþùåãî ðåáåíêà, ëèáî íåïîñðåäñòâåííî, ëèáî ÷åðåç ïðåäñòàâèòåëÿ.
Ñòàòüÿ 12
Ðåáåíîê èìååò ïðàâî ñâîáîäíî âûðàæàòü ñâîå ìíåíèå; ýòî ïðàâî âêëþ÷àåò ñâîáîäó èñêàòü, ïîëó÷àòü è ïåðåäàâàòü èíôîðìàöèþ è èäåè ëþáîãî ðîäà, íåçàâèñèìî îò ãðàíèö, â óñòíîé, ïèñüìåííîé èëè ïå÷àòíîé ôîðìå, â ôîðìå ïðîèçâåäåíèé èñêóññòâà èëè ñ ïîìîùüþ äðóãèõ ñðåäñòâ ïî âûáîðó ðåáåíêà.
Ñòàòüÿ 13
Íè îäèí ðåáåíîê íå ìîæåò áûòü îáúåêòîì ïðîèçâîëüíîãî èëè íåçàêîííîãî âìåøàòåëüñòâà â îñóùåñòâëåíèå åãî ïðàâà íà ëè÷íóþ æèçíü, ñåìåéíóþ æèçíü, íåïðèêîñíîâåííîñòü æèëèùà èëè òàéíó êîððåñïîíäåíöèè, èëè íåçàêîííîãî ïîñÿãàòåëüñòâà íà åãî ÷åñòü è ðåïóòàöèþ.
Ñòàòüÿ 16
Ðåáåíîê èìååò ïðàâî íà çàùèòó îò âñåõ ôîðì ôèçè÷åñêîãî èëè ïñèõîëîãè÷åñêîãî íàñèëèÿ, îñêîðáëåíèÿ èëè çëîóïîòðåáëåíèÿ, îòñóòñòâèÿ çàáîòû èëè íåáðåæíîãî îáðàùåíèÿ, ãðóáîãî îáðàùåíèÿ èëè ýêñïëóàòàöèè, âêëþ÷àÿ ñåêñóàëüíîå çëîóïîòðåáëåíèå, ñî ñòîðîíû ðîäèòåëåé, çàêîííûõ îïåêóíîâ èëè ëþáîãî äðóãîãî ëèöà, çàáîòÿùåãîñÿ î ðåáåíêå.
Ñòàòüÿ 19
Ðåáåíîê èìååò ïðàâî íà îñîáóþ çàùèòó è ïîìîùü, ïðåäîñòàâëÿåìûå ãîñóäàðñòâîì â ñëó÷àå, åñëè ðåáåíîê âðåìåííî èëè ïîñòîÿííî ëèøåí ñâîåãî ñåìåéíîãî îêðóæåíèÿ èëè êîòîðûé â åãî ñîáñòâåííûõ íàèëó÷øèõ èíòåðåñàõ íå ìîæåò îñòàâàòüñÿ â òàêîì îêðóæåíèè.
Ñòàòüÿ 20
Íåïîëíîöåííûé â óìñòâåííîì èëè ôèçè÷åñêîì îòíîøåíèè ðåáåíîê èìååò ïðàâî íà ïîëíîöåííóþ è äîñòîéíóþ æèçíü â óñëîâèÿõ, êîòîðûå îáåñïå÷èâàþò åãî äîñòîèíñòâî, ñïîñîáñòâóþò åãî óâåðåííîñòè â ñåáå è îáëåã÷àþò åãî àêòèâíîå ó÷àñòèå â æèçíè îáùåñòâà.
Ñòàòüÿ 23
Îáðàçîâàíèå ðåáåíêà äîëæíî áûòü íàïðàâëåíî íà:
a) ðàçâèòèå ëè÷íîñòè, òàëàíòîâ è óìñòâåííûõ è ôèçè÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé ðåáåíêà â èõ ñàìîì ïîëíîì îáúåìå;
b) âîñïèòàíèå óâàæåíèÿ ê ïðàâàì ÷åëîâåêà è îñíîâíûì ñâîáîäàì, à òàêæå ïðèíöèïàì, ïðîâîçãëàøåííûì â Óñòàâå Îðãàíèçàöèè Îáúåäèíåííûõ Íàöèé;
c) âîñïèòàíèå óâàæåíèÿ ê ðîäèòåëÿì ðåáåíêà, åãî êóëüòóðíîé ñàìîáûòíîñòè, ÿçûêó è öåííîñòÿì, ê íàöèîíàëüíûì öåííîñòÿì ñòðàíû, â êîòîðîé ðåáåíîê ïðîæèâàåò, ñòðàíû åãî ïðîèñõîæäåíèÿ è ê öèâèëèçàöèÿì, îòëè÷íûì îò åãî ñîáñòâåííîé;
d) ïîäãîòîâêó ðåáåíêà ê ñîçíàòåëüíîé æèçíè â ñâîáîäíîì îáùåñòâå â äóõå ïîíèìàíèÿ, ìèðà, òåðïèìîñòè, ðàâíîïðàâèÿ ìóæ÷èí è æåíùèí è äðóæáû ìåæäó âñåìè íàðîäàìè, ýòíè÷åñêèìè, íàöèîíàëüíûìè è ðåëèãèîçíûìè ãðóïïàìè, à òàêæå ëèöàìè èç ÷èñëà êîðåííîãî íàñåëåíèÿ;
e) âîñïèòàíèå óâàæåíèÿ ê îêðóæàþùåé ïðèðîäå.
Ñòàòüÿ 29
 òåõ ãîñóäàðñòâàõ, ãäå ñóùåñòâóþò ýòíè÷åñêèå, ðåëèãèîçíûå èëè ÿçûêîâûå ìåíüøèíñòâà èëè ëèöà èç ÷èñëà êîðåííîãî íàñåëåíèÿ, ðåáåíêó, ïðèíàäëåæàùåìó ê òàêèì ìåíüøèíñòâàì èëè êîðåííîìó íàñåëåíèþ, íå ìîæåò áûòü îòêàçàíî â ïðàâå ñîâìåñòíî ñ äðóãèìè ÷ëåíàìè ñâîåé ãðóïïû ïîëüçîâàòüñÿ ñâîåé êóëüòóðîé, èñïîâåäîâàòü ñâîþ ðåëèãèþ è èñïîëíÿòü åå îáðÿäû, à òàêæå ïîëüçîâàòüñÿ ðîäíûì ÿçûêîì.
Ñòàòüÿ 30
Ðåáåíîê èìååò ïðàâî íà çàùèòó îò ýêîíîìè÷åñêîé ýêñïëóàòàöèè è îò âûïîëíåíèÿ ëþáîé ðàáîòû, êîòîðàÿ ìîæåò ïðåäñòàâëÿòü îïàñíîñòü äëÿ åãî çäîðîâüÿ èëè ñëóæèòü ïðåïÿòñòâèåì â ïîëó÷åíèè èì îáðàçîâàíèÿ, ëèáî íàíîñèòü óùåðá åãî çäîðîâüþ è ôèçè÷åñêîìó, óìñòâåííîìó, äóõîâíîìó, ìîðàëüíîìó è ñîöèàëüíîìó ðàçâèòèþ.
Ñòàòüÿ 32
Источник
Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.6), а государства и взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития»
Право ребенка на образование
Статьи 28–29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе.
Право ребенка на сохранение своей индивидуальности «Государства-участники Конвенции обязуются уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности» (ст. 8).
У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою индивидуальность.
Имущественные права.
— право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи (то есть совершеннолетних и трудоспособных братьев и сестер, дедушки, бабушки).
— право собственности на полученные ребенком доходы, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования и на любое другое имущество, приобретенное на средство ребенка.
— право владеть и пользоваться имуществом родителей при совместном с ними проживании (по взаимному согласию ребенка и родителей)
Большинство прав родителей корреспондируютсяс правами ребенка, однако последние шире по объему. Например, право ребенка выражать свое мнение является абсолютным. Данное право может быть реализовано не только в отношениях с родителями, но и с другими родственниками, любыми гражданами иди должностными лицами, в полномочия которых входит разрешение вопросов, затрагивающих права и интересы детей.
В правах родителей гармонично сочетаются интересы родителей и детей. Родительские права не могут противоречить интересам детей. Предметом основной заботы родителей должно быть обеспечение интересов детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. Действующее законодательство напрямую запрещает пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Родительские права предоставляются родителям на равных началах. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за их разрешением в орган опеки и попечительства или в суд. Законодательство представляет гарантии участия в воспитании ребенка и отдельно проживающему родителю.
В родительских правах сочетаются личные и общественные интересы, поэтому родительские права в основном одновременно являются и их обязанностями, исполнение которых гарантируется санкциями, предусмотренными законодательством. Обязанностям родителей корреспондируют права детей. Впервые в отечественном законодательстве выделена отдельная глава «Право несовершеннолетних детей», где предусмотрен достаточно широкий Круг гарантий правильного воспитания детей.
Родительские права и обязанности имеют определенные особенности. Во-первых, родители обладают равными правами и несут равные обязанности в отношении своих детей(п. 1 ст.59 КоБС ПМР). При этом не имеет значения в зарегистрированном браке родился ребенок или нет, отцовство было признано в добровольном порядке или установлено судом. Конвенция о правах ребенка (ч. 1 ст.18) также предписывает всем государствам-участникам обеспечить признание общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка.
Во-вторых, родительские права и обязанности ограничены во времени. По достижении ребенком совершеннолетия или при приобретении полной дееспособности несовершеннолетним родительские права и обязанности прекращаются. С этого момента гражданин становится полноценным членом общества, достигает необходимой степени зрелости, чтобы самому создавать и осуществлять права и обязанности. Если совершеннолетний ребенок нетрудоспособен, то на родителей возлагается обязанность по его содержанию. Однако данные правоотношения являются не родительскими, а отношениями между опекуном и совершеннолетним подопечным.
В-третьих, при осуществлении родительских прав и обязанностей должен соблюдаться приоритет интересов ребенка(п. 1 ст.63 КоБС ПМР). Это положение имеет принципиальное значение, поскольку нередки жизненные ситуации, когда интересы родителя противоречат интересам ребенка. Например, родители не оказывают должного внимания духовному развитию ребенка, ссылаясь на нехватку времени. Не занимаясь воспитанием ребенка, родители ущемляют права несовершеннолетнего. Приоритет прав и интересов ребенка является основополагающим при осуществлении родительских прав и обязанностей, он закреплен во многих нормах КоБС ПМР.
Четвертая особенность родительских прав и обязанностей заключается в том, что родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (п. 3 ст.61 КоБС ПМР). Отступление от этого правила возможно только в случаях, когда нарушаются интересы ребенка.
Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей.
В Приднестровской Конституции установлено, что забота о детях, их воспитании — равное право и обязанность родителей. Данная конституционная норма обеспечивается и конкретизируется семейным законодательством . Кобс гласит, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Как уже отмечалось ранее, родительские права основаны на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке.
Под родительскими правами понимается совокупность прав и обязанностей, которыми наделяются родители, как субъекты родительских правоотношений (родительские правоотношения — это правоотношения между родителями и детьми).
К личным неимущественным правам родителей относятся:
- право на воспитание и образование детей,
- право на защиту прав и интересов детей,
- право на защиту родительских прав.
В состав родительских прав также входят право родителей дать ребенку имя, фамилию, право изменить имя и фамилию ребенка до достижения им возраста четырнадцати лет.
Родители обязаны осуществлять свои права в отношении детей в установленном законом порядке и в соответствии с их интересами. Основополагающим принципом осуществления родительских прав является обеспечение прав и интересов ребенка. Интерес ребенка — это его потребность в создании условий, необходимых для надлежащего воспитания, содержания, образования, подготовке к самостоятельной жизни, благополучного развития.
Родители не вправе принимать по собственному усмотрению произвольные решения о передаче своих родительских прав другим лицам, то есть родительские права являются неотчуждаемыми. Отказ родителей от своих прав в отношении детей и дача ими согласия на усыновление детей иными лицами возможны лишь при исключительных обстоятельствах и при неукоснительном соблюдении установленного законом порядка . Лишение или ограничение родительских прав допускаются также только при наличии установленных законом оснований.
Родительские права носят срочный (временный) характер. Они возникают с момента рождения ребенка. Прекращаются родительские права при наступлении определенных обстоятельств, предусмотренных КоБС, а именно:
а) достижение детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия);
б) вступление несовершеннолетних детей в брак в установленном законом порядке и приобретение ими в связи с этим полной дееспособности;
в) объявление несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным (эмансипация).
Таким образом, родители наделяются законом родительскими правами на тот период времени, когда ребенок нуждается в воспитании и заботе, обеспечении его интересов, защите.
кодекс о браке и семье не только раскрывает содержание родительских прав и обязанностей, тем самым определяя их сущность, но и устанавливает допустимые пределы (границы) осуществления родительских прав.
1. родительские права не могут осуществляться вопреки интересам, детей, так как обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей;
2. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.
Установление факта осуществления родительских прав в ущерб правам и интересам детей может при различных обстоятельствах повлечь для родителей негативные последствия в виде:
а) лишения полномочий по представлению интересов детей;
б) лишения родительских прав;
в) ограничения родительских прав;
г) привлечения к административной или уголовной ответственности по установленным КоАП РФ и УК основаниям.
Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, должны решаться родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей , а учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, — обязателен . Разногласия между родителями по вопросам воспитания и образования детей могут быть разрешены по обращению родителей (или одного из них) в органы опеки и попечительства или в суд.
Рекомендуемые страницы:
Источник