Право ребенка на развитие и реализацию этих прав
«О реализации прав ребёнка»
Подготовила: Т.А.Синюгина
Сейчас очень много говорят о защите прав ребёнка, о защите его жизни, здоровья и достоинства. Мы выполняем социальный заказ: нам поручено воспитывать подрастающее поколение, которое в дальнейшем будет определять социально-экономическое, культурно-духовное развитие страны. Поэтому система образования должна создать все условия: правовые, социально-экономические для реализации прав и законных интересов ребёнка.
Безусловно, что современный человек должен знать, как и всемирную историю становления института защиты прав человека, и международные пакты о правах человека, так и свои личные, гражданские, социальные, экономические и трудовые права.«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире.
К основным международным документам, касающимся прав детей относятся:
Декларация прав ребенка
Конвенция ООН о правах ребенка
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей
Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.
Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка. Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
Для создания и развития механизма реализации, прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».
Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ним человек, имеющий право, и его права, как и права любого человека, нужно знать и уважать. Не менее сложной оказывается проблема научить ребёнка пользоваться своими правами, не ущемляя права других.
В арсенале современного педагога существует много методов и приёмов воспитания школьников. Однако не так то просто воспитать в ребёнке чувство независимости, умение отстаивать свою точку зрения, свои права, не вступая в конфликты с оркужающими. Процесс этот длительный и требует педагогической грамотности .
Среди большого количества современных педагогических идей наибольший интерес у нас вызвала разработанная академиком О.С.Газманом концепция педагогической поддержки детей в образовании.
Педагогическая поддержка- процесс индивидуальной работы, базирующаяся на диалоге с ребёнком на равных. Под педагогической поддержкой Газман О.С., который ввёл в научный обиход и отечественную педагогику это понятие, понимал «процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий( проблем), мешающих сохранить своё человеческое достоинство и самостоятельно достигать желанных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни».
Вовремя полученная поддержка освобождает ребёнка от множества нерешённых проблем, которые постоянно накапливаются и не позволяют ему быть самим собой, а значит полноценно жить, учиться и работать.
Суть технологии педагогической поддержки можно выделить следующую:
проблема
защита
самостоятельность
Кредо тактики «защиты»: — ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств.
Педагог, использует тактику » защиты» через:
позицию, педагогической «адвокатуры» защищает ребёнка от негативных обстоятельств, блокирующих его активность и развитие.
через позицию » буфера» смягчает негативные обстоятельства
развитие в ребёнке способности избавиться от страха перед обстоятельствами
Педагог, защищающий ребёнка, занимает позицию «педагогической адвокатуры». Суть данной позиции в том, что » адвокат» согласен с ребёнком в его стремлении быть успешным. «Адвокат» защищает право быть успешным ребёнку: право на защиту своих прав.
Потребность тактики «защиты» появляется только тогда, когда извне ведётся стойкая фиксация неуспешности ребёнка, но извне отсутствует деятельность, целенаправленно помогающая ребёнку преодолеть эту неуспешность.
Функции «адвоката»:
уточняет, выявляет источник угрозы ( причины, вызывающие стойкую негативную ситуацию)
исследует источник появления этих причин
проектирует и осуществляет деятельность по нейтрализации этих источников
при необходимости подключает других людей, помогающих действиям » адвоката»
«Педагогическая адвокатура» действует в строго данном смысловом поле:
защищать право ребёнка на образование
защищать право ребёнка от негативного враждебного отношения к нему других людей, которые настаивают на таком отношении лишь потому, данный ребёнок имеет проблему.
отстаивает позицию невиновности ребёнка, столкнувшегося с проблемой, указывая на то, что образовательный процесс на то и существует, чтобы ребёнок обретал в нём условия, позволяющие ему преодолевать проблемы, укрепляя и развивая собственное достоинство.
квалифицирует, как недопустимое действие навесить на ребёнка ярлык неуспешности.
Действия » адвокатуры рассчитаны на то, что её доводы будут услышаны и верно восприняты теми, к кому они обращены.
» Адвокат» не учит и не порицает своих коллег, он обращается к их профессиональному сознанию, указывая на факты и причины непрофессионального поведения по отношению к проблемам ребёнка.
Типичными проблемами при оказании педагогической поддержки были выявлены следующие проблемы:
1. Педагог принимает за проблему то, что проблемой для ребёнка не является.
2. Часто педагог не видит проблемы в том, что сам ребёнок воспринимает как проблему. Объективно то, что для взрослого не » проблема» для ребёнка – непреодолимая пропасть.
3. Отношения, которые складываются между учениками и педагогами, между специалистами, занимающимися проблемами детей и преподавателями предметов часто носят субъектно-объектный характер.
4. Педагоги лишают ребёнка часто возможности самостоятельно действовать, набирать опыт и тренироваться самостоятельности.
Это происходит потому, что педагог, пытаясь быстрее избавиться от его проблем, решает её за него. Решая за ребёнка его проблему, таким образом, создаёт ему ситуацию успеха, то ребёнок не только испытывает радость избавления от проблем, но и усваивает способ избавления от проблем – » действовать за меня должен кто-то другой». Таким образом, благие намерения педагога могут постепенно сформировать потребительскую установку ребёнку, что является отличной питательной средой для инфантилизма.
В противоположность сложившемуся подходу, когда процесс обучения учащихся в основном базируется на традиционных методах обучения, технология педагогической поддержки предполагает несколько этапов: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный, сопровождающиеся поддержкой самоопределения школьников в познавательной деятельности; поддержкой самореализации школьника; поддержкой самоанализа достигнутых успехов.Успех «потребления » отличается от успеха » преодоления» тем, что тот, кто самостоятельно преодолел свою проблему, обретает чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах, человек служит опорой для самого себя.
В этой точке педагогическая поддержка » встречается» с воспитанием и создаются условия для выхода ребёнка из собственного » Я» в пространство общего с другими» мы»- это поле деятельности гражданского образования, которое нацелено на развитие способности человека выстраивать собственную позицию отличную от других, и способность соединяться с другими людьми, соотносить индивидуальное с общим, выстраивая на этом общие цели, организуя совместную деятельность, где у каждого существуют права и обязанности.
Решение задач, связанных с защитой прав ребёнка достаточно сложный процесс, требующий специальной работы всего педагогического коллектива.
Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция РФ
Конвенция ООН «О правах ребёнка»
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
Семейный кодекс
Закон «Об образовании»
Анохин Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования/ Т.В.Анохин // Классный руководитель-2000-№3
7.Газман О.С.Педагогика свободы: Путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века / О.С.Газман//Классный руководитель-2000-№ 3
8. Михайлова Н.Н.Педагогика поддержки/ Н.Н. Михайлова,
С.М. Юсфин- М.Мирос-2001
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 сентября 2016;
проверки требует 61 правка.
Права ребёнка — это права человека[1] (согласно Конвенции о правах ребёнка и российскому закону[2], это лица, не достигшие 18 лет).
На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.
Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
Права ребёнка в России регламентированы также Семейным кодексом РФ[3].
Декларация прав ребёнка[4], принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, устанавливает следующие принципы:
- Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, C рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.
- Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.
- Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
- Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
- Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режимы, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.
- Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
- Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
- Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
- Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме. Ребёнок не товар.
- Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.
Права ребёнка в России[править | править код]
Российский закон постулирует, что права и свободы человека и гражданина принадлежат ребёнку от рождения и гарантируются государством. Запрещается ограничение прав ребёнка при обучении в семье, детском саду или в школе. Дети старше 8 лет могут беспрепятственно создавать общественные объединения, кроме партийных и религиозных.
Закон называет несколько прав ребёнка, описывая порядок их обеспечения:
- право на охрану здоровья — предусматривает оказание детям бесплатной медицинской помощи, включая оздоровление, профилактику, санаторно-курортное лечение, диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей с хроническими заболеваниями;
- право в сфере профессионального обучения и занятости — предполагает трудовые гарантии для детей от 15 лет (вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск) и разные льготы, для детей от 14 лет обеспечивается профессиональное обучение;
- право на отдых — включает государственный контроль за обеспечением безопасного, качественного и доступного детского отдыха.
Федеральный закон предполагает также несколько мер по защите детей:
- защита от информации, наносящей вред здоровью и нравственному развитию, в том числе от пропаганды неравенства, нетерпимости, насилия и антиобщественного поведения, порнографии, алкоголя, табака и наркомании, в частности предполагается экспертиза игр и игрушек.
- защита социальной инфраструктуры для детей, в частности ликвидация таких объектов только с согласия специальной комиссии;
- противодействие эксплуатации детей и торговле детьми, в том числе поддержка жертв и их родителей;
- защита прав детей, находящихся в трудной ситуации — сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья, жертв насилия, вооруженных конфликтов и катастроф, детей из малоимущих семей или семей беженцев, детей из воспитательных колоний.[5]
Имущественные права ребёнка регламентируются статьей 60 Семейного кодекса РФ[6].
Профильные ведомства[править | править код]
Федеральные власти принимают концептуальные документы, например национальную стратегию действий в интересах детей, и проводят федеральные целевые программы защиты прав ребёнка и поддержки детства, следят за исполнением международных обязательств в этой сфере.
Региональные власти ответственны за социальную поддержку сирот и детей-инвалидов, обеспечение отдыха и оздоровления детей.
Закон предполагает назначение специального федерального уполномоченного по правам ребёнка и детских омбудсменов на региональном уровне.
Примечания[править | править код]
См. также[править | править код]
- Защита детей
- День защиты детей
- Детское избирательное право
- Женевская декларация прав ребёнка
- Детский омбудсмен в России
Литература[править | править код]
- Адвокация: права ребёнка М.: Права человека, 1997 ISBN 978-5-7712-0378-2
Ссылки[править | править код]
- ООН
- Конвенция о правах ребёнка, ООН, 1989
- Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда, МОТ, 1999
- Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу, МОТ, 1973
- Документы о правах ребёнка на русском портале ЮНИСЕФ
- Комитет по правам ребёнка ООН (англ.)
- Документы Комитета на русском языке
- Европейские международные организации
- Европейская конвенция об осуществлении прав детей, Совет Европы, 1996
- Права ребёнка согласно Европейской социальной хартии (англ.)
- Руководство ЕС по защите и поддержке прав ребёнка: пояснительная записка, 2007
- Отдельные страны
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
- Правовой портал для детей (Белоруссия)
- Государственная инспекция по защите прав детей(Латвия)
Источник
Права ребёнка в РФ.
Понятие «ребенок» содержится в статье 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и в Семейном Кодексе Российской Федерации.
Ребенок – это лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).
Исключения.
- В случае эмансипации, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
- Другим случаем, являющимся исключением из правила, является вступление в брак до достижения восемнадцати лет. В этом случае гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.
Категории детей.
Малолетний ребенок – это ребенок в возрасте от рождения до четырнадцати лет, и являющийся одновременно несовершеннолетним
Несовершеннолетний ребенок – это ребенок в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.
До 14 лет ребенок является недееспособным и от его имени действуют его законные представители (один из родителей, опекун, усыновитель), а по достижении 14 лет у человека наступает частичная дееспособность (приобретается право совершать мелкие сделки), с 18 лет — полная дееспособность.
Гражданская дееспособность — способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.
Права детей в семье (по Семейному кодексу РФ).
Два вида прав.
Имущественные права ребёнка:
- Право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;
- Право на получение детских пособий и материнского капитала от государства; алименты, пенсии, пособия поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.
- Право на получение детских пособий и материнского капитала от государства;
- Право собственности на свои доходы, на имущество, приобретённое на средства ребёнка;
- Право владеть и пользоваться имуществом родителей с их согласия при совместном с ними проживании.
Неимущественные права ребёнка:
- Право жить и воспитываться в семье.
- Права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
- При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.
- Право ребенка на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. В случае развода родителей данное право за ребенком сохраняется.
- Право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).
- Право на имя, отчество и фамилию.
- Праве выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен.
- При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок в
- Праве самостоятельно обращаться за защитой своих интересов в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.
Право ребенка на образование.
Данное право гарантировано Конституцией РФ, а также Федеральными законами от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Это право выражается в свободном доступе к образовательным и воспитательным учреждениям: детский сад, школа, вуз и др.
Право ребенка на медицинское обеспечение.
В области охраны здоровья для несовершеннолетних предусмотрен целый ряд льгот и привилегий:
- диспансерное наблюдение и лечение;
- медико-социальная помощь и питание на льготных условиях;
- санитарно-гигиеническое образование, право на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие неблагоприятных факторов;
- получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной форме.
- Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него.
Право на отдых и оздоровление.
Предусмотрено право ребенка на отдых в летних оздоровительных лагерях.
Как правило, государство предоставляет субсидии на оплату (полную или частичную) стоимости:
- путевок для детей в организации отдыха детей и их оздоровления, включающих питание;
- питания детей в организованных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления детских оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей;
- проезда на междугородном транспорте организованных групп детей к местам отдыха и обратно.
Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
Данное право регулируется Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Права ребенка на свободу передвижения в ночное время.
Законом установлен запрет на нахождение детей в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования и т.д.
Ночным временим признается время с 22 до 6 часов. Несовершеннолетние дети не могут находиться в общественных местах ночью без сопровождения взрослых.
Права ребёнка в зависимости от возраста.
С рождения:
- право на имя, отчество, фамилию,
- на гражданство,
- право на защиту прав и законных интересов,
- на охрану здоровья
- право жить и воспитываться в семь
- право знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и интересов,
- право общаться с родителями и другими родственниками,
- с рождения ребёнок обладает правоспособностью – право иметь свои права и нести обязанности.
С 2-х месяцев:
- право на получение дошкольного образования.
С 6-ти лет ребёнок имеет право самостоятельно совершать:
- мелкие бытовые сделки (не небольшую сумму, например, покупать продукты в магазине),
- сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации (например, подарить что-то, обменяться с другом чем-то),
- сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями или сс их согласия для определённой цели или для свободного распоряжения (например, алименты, подаренные деньги)
С 6-ти лет и 6-ти месяцев:
- право на начальное школьное образование.
С 8-ми лет:
- право вступать в детские общественные объединения.
10-ти лет:
- выражать своё мнение при решении в семье вопроса, затрагивающего его интересы,
- право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (Семейный кодекс. Статья 57.)
- право выражать своё мнение, с кем он хотел бы остаться после развода родителей (статьи 57, 65).,
- давать согласие на изменение своего имени, фамилии,
- давать согласие на восстановление родительских прав,
- давать согласие на своё усыновление или передачу в приёмную семью,
- давать согласие о назначение опекуна.
С 14 лет:
- право давать письменное согласие для приобретения или прекращения гражданства,
- выбирать, с согласия родителей, место жительства,
- совершать любые сделки (с письменного согласия родителей),
- право самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами,
- осуществлять права автора результатами своей интеллектуальной деятельности,
- вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими,
- заключать (с согласия одного из родителей) трудовой договор,
- требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе,
- обучаться вождению мотоцикла.
- Вступать в молодёжные общественные объединения.
Обязанности ребёнка с 14-ти лет:
- получить паспорт,
- отвечать за вои действия в виде: имущественной ответственности по заключённым сделкам, за причинение имущественного вреда, уголовной ответственности за тяжкие преступления.
Права ребёнка с 15-ти лет:
- оставить с согласия родителей общеобразовательную организацию до получения основного общего образования.
Права с 16-ти лет:
- может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью (Гражданский кодекс, статья 27),
- может быть членом кооператива,
- право вступить в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин (Семейный кодекс, статья 13),
- право на управление мотоциклом,
- прав самостоятельно заключать трудовой договор (Трудовой кодекс, статья 63).
Обязанности ребёнка с 16-ти лет:
- нести административную ответственность,
- нести уголовную ответственность за любые преступления.
С 17-ти лет:
- право на обучение и сдачу экзамена на управление транспортным средством категорий «В» и «С», но получить права – только с 18 лет.
- обязанность встать на первичный воинский учёт и получить приписное свидетельство.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник