Правильные критерии нормального развития ребенка

Правильные критерии нормального развития ребенка thumbnail

(согласно Г.М.
Дульневу и А.Р.Лурия):

1 ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ-«нормальная
работа головного мозга и его коры».
При наличии патологических состояний,
возникающих вследствие различных
патогенных воздействий, нарушается
нормальное соотношение раздражительных
и тормозных процессов, затруднено
осуществление сложных форм анализа
и синтеза поступающей информации;
нарушается взаимодействие между
блоками мозга, отвечающими за различные
аспекты психической деятельности
человека.

2 УСЛОВИЕ-
«нормальное физическое развитие
ребёнка и связанное с ним сохранение
нормальной работоспособности,
нормального тонуса нервных процессов».

3 УСЛОВИЕ
— «сохранность органов чувств, которые
обеспечивают нормальную связь ребёнка
с внешним миром».

4 УСЛОВИЕ-
систематичность и последовательность
обучения ребёнка в семье, в ДОУ и
образовательной школе.

Следует
отметить, что наиболее общие
закономерности,
обнаруживаемые в психическом развитии
нормального ребёнка, прослеживаются
и у детей с различными умственными
и физическими недостатками.

Впервые данное
положение было отмечено врачом и
психологом Г.Я.Трошиным
в его книге «Антропологические основы
воспитания. Сравнительная психология
ненормальных детей», вышедшей в 1915
г. Затем это неоднократно подчёркивал
Л.С.Выготский.

К таким
закономерностям, прежде всего, относятся
определённая последовательность
стадий развития психики, наличие
сензитивных периодов в развитии
психических функций, последовательность
развития всех психических процессов,
роль деятельности в психическом
развитии, роль речи в формировании
ВПФ, ведущая роль обучения в психическом
развитии.

Эти и другие
конкретные проявления общности
нормального и нарушенного развития
были чётко обозначены в исследованиях
Л.В.Занкова, Т.А.Власовой, И.М.Соловьёва,
Т.В.Розановой, Ж.И.Шиф и др., проводившихся
в период с 1930 – 1970-х гг. Эти психологи
и их сотрудники показали, что основные
закономерности развития восприятия,
памяти, представлений, мышления,
деятельности, установленные при
изучении нормально развивающегося
ребёнка, распространяются и на глухого,
и на у/о.

Сравнительные
исследования, охватывающие несколько
типов нарушенного развития, с 1960-х
гг. начали проводиться и в других
странах. В США были исследования
С.Кирка, Х.Фурта; В Великобритании —
Н.О.Коннора и др. Во всех этих
исследованиях были установлены
закономерности, как общие для лиц с
недостатками развития и нормально
развивающимся, так и свойственные
только лицам с отклонениями от
нормального развития.

По мнению
русского физиолога И.П.Павлова,
наблюдается видимое соотношение
патофизиологии и нормальной физиологии:
исследования нарушенных функций
позволяют обнаруживать то, что в
скрытой и усложнённой форме существует
и происходит в условиях нормального
развития.

Одним из
первых ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ применительно
к различным видам психического
дизонтогенеза были сформулированы
В.И.Лубовским. ОСНОВНЫМ ТЕЗИСОМ является
доказательное постулирование наличия

3-х ИЕРАРХИЧЕСКИХ
УРОВНЕЙ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ

ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ
РАЗВИТИЯ:

I
УРОВЕНЬ — закономерности, присущие
всем типам дизонтогенетического
развития.

II
УРОВЕНЬ — закономерности, характерные
для группы дизонтогенетических
расстройств.

III
УРОВЕНЬ — специфические закономерности,
присущие конкретному виду дизонтогенеза.

С позиций
современных исследователей закономерности
или особенности, выделяемые часто
исследователями как специфические
для данного дефекта, не всегда являются
таковыми. Многие из них в действительности
имеют более общий характер и
прослеживаются в развитии детей,
относящихся к нескольким типам
нарушенного развития. Таким образом,
сопоставление особенностей детей,
относящихся к какому-то одному типу
нарушения развития, с нормой явно
не достаточно, т.к. не даёт возможности
выявить специфические признаки
данного дефекта, обнаружить закономерности
развития, только ему присущие.

Л.С.Выготский
рассмотрел такие недостатки как
слепота, глухота, у/о. Он отметил, что
причины их вызывающие ведут к
возникновению основного нарушения в
сфере психической деятельности,
которое определяется как — ПЕРВИЧНОЕ
НАРУШЕНИЕ.
Первичное нарушение, если оно
возникает в раннем детстве, приводит
к своеобразным изменениям всего
психического развития ребёнка, что
проявляется в формировании ВТОРИЧНЫХ
и последующего порядка
в сфере психической деятельности.
Все они обусловлены первичным
нарушением и зависят от его характера
(от типа первичного недостатка),
степени его выраженности и времени
возникновения.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ:

1) ВОЗНИКНОВЕНИЕ
ВТОРИЧНЫХ ДЕФЕКТОВ
в процессе психического развития
ребёнка с недостаточностью того или
иного типа было выделено Л.С.Выготским
в начале 1930-х гг., как общая
закономерность аномального развития.

2) По мнению
Л.С.Выготского, второй закономерностью
являются — ЗАТРУДНЕНИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ
и нарушения
связей с окружающим миром
всех детей, имеющих недостатки
развития.

Ж.И.Шиф
формулирует эту закономерность
следующим образом: общим для всех
случаев аномального развития является
то, что совокупность порождаемых
дефектом следствий проявляется в
изменениях в развитии личности
аномального ребёнка в целом. Так же
автором отмечается, что у детей с
недостатками развития всех категорий
наблюдаются нарушения речевого
общения, хотя проявляются они в разной
мере и форме.

3) НАРУШЕНИЯ
ПРИЁМА, ПЕРЕРАБОТКИ, СОХРАНЕНИЯ

И
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ.

Как показывают
экспериментальные нейрофизиологические
и психологические исследования, при
любой патологии нарушается «расшифровка»
окружающего мира. В зависимости от
специфики отклонения искажаются
разные параметры окружающей
действительности.

4) НАРУШЕНИЕ
РЕЧЕВОГО ОПОСРЕДОВАНИЯ.

Ещё Л.С.Выготским
было выдвинуто положение о том, что
приблизительно с 2-х лет речь начинает
играть ОПРЕДЕЛЯЮЩУЮ РОЛЬ в дальнейшем
развитии всех психических процессов.
Особенно большое значение имеет
СТАНОВЛЕНИЕ РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ
РЕЧИ, что неразрывно связано как с
развитием собственно речевой функции,
так и лобных отделов головного мозга
как МОЗГОВОЙ ОСНОВЫ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ.

Нейрофизиологические
исследования показывают, что ЗАПАЗДЫВАНИЕ
В СОЗРЕВАНИИ ЛОБНЫХ СТРУКТУР является
общей патогенетической характеристикой
ряда дизонтогений, таких как у/о,
ЗПР, РДА и др. При всех отклонениях
психического развития в большей или
в меньшей степени наблюдается
ДИВЕРГЕНЦИЯ НЕВЕРБАЛЬНОГО и ВЕРБАЛЬНОГО
ПОВЕДЕНИЯ, что затрудняет нормальное
развитие ребёнка и требует использования
специальных приёмов его воспитания
и обучения.

5) БОЛЕЕ
ДЛИТЕЛЬНЫЕ СРОКИ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
И ПОНЯТИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

Любой вид
дизонтогенетического развития
характеризуется нарушением нормального
психического отражения действительности,
полным или частичным выпадением
«психического инструментария»: снижены
интеллектуальные способности, или
выявляется социальная неадекватность,
или выпадает какой-либо вид информации
(зрительной, слуховой, зрительно-слуховой,
действенной) об окружающей
действительности.

Для того чтобы
у ребёнка с той или иной патологией
развития сформировались столь же
полные и адекватные представления
о разных сторонах окружающей
действительности, как это происходит
у нормально развивающихся детей,
необходимы, безусловно, более длительные
сроки и специальные методы.

6) РИСК
ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОСТОЯНИЙ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ДЕЗАДАПТИРОВАННОСТИ.

Проблема
взаимодействия личности и среды
является чрезвычайно важной при
анализе процесса психического развития.
Особое место занимает в решении этой
проблемы анализ не только активности
личности, но и особенностей её
адаптации.

Широкая распространённость состояний
психического недоразвития и в
особенности лёгких его форм, является
для общества дополнительным источником
серьёзных проблем, к основным из
которых можно отнести НЕПОЛНОЦЕННУЮ
СОЦИАЛЬНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, с сопутствующими
ей ростом преступности среди
несовершеннолетних.

Разработанная и созданная усилиями
отечественных дефектологов система
специализированной помощи детям с
различными формами психического
недоразвития достигла значительных
успехов в решении задач диагностики
и коррекции нарушений познавательной
деятельности в детском возрасте.
Однако в гораздо меньшей степени
уделялось внимание изучению ГЕНЕЗИСА
И СПЕЦИФИКИ СОБСТВЕННО ЛИЧНОСТНЫХ
ПРОБЛЕМ, неизбежно возникающих у этих
детей В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ. Между
тем именно такого рода проблемы,
фокусируя в себе сложное соединение
органических и социальных факторов
развития ребёнка, оформляются в
различные феномены нарушения поведения,
ОБЩЕЙ ИЛИ ЧАСТИЧНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ,
нередко достигающие уровня клинической
или криминальной выраженности.

Этот параметр
появился в последние годы в связи
с усилением интеграционных процессов
в образовании и со значением, которое
стало придаваться развитию социальной
компетентности людей, независимо от
тяжести и характера имеющихся у них
отклонений.

Данный параметр
означает, что любой дефект затрудняет
достижение человеком оптимального
баланса между возможностью удовлетворения
своих значимых потребностей и
имеющимися для этого условиями,
включая условия как чисто бытовые
(например, наличие пандусов для въезда
на коляске), так и социально-психологические
— готовность ближайшего социального
окружения к общению с такими людьми.

КОНЦЕПЦИЯ
А.Р.ЛУРИЯ
и его последователей
О МОЗГОВЫХ

ОСНОВАХ ОРГАНИЗАЦИИ
ЦЕЛОСТНОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЧЕЛОВЕКА —
является методической основой для
выявления самого факта отклонения
от нормального онтогенеза, структуры
отклонения, определение наиболее
нарушенных и сохранных мозговых
структур, что необходимо учитывать
при организации коррекционно-педагогического
процесса.

ВОЗРАСТНЫЕ
СИМПТОМЫ:

КАЖДЫЙ ВОЗРАСТ
накладывает свой отпечаток на ХАРАКТЕР
РЕАГИРОВАНИЯ В СЛУЧАЕ ПАТОГЕННОГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ:

1)
СОМАТОВЕГЕТАТИВНЫЙ (от 0 –до 3-х лет)
— на фоне незрелости всех систем
организм в этом возрасте на любое
патогенное воздействие реагирует
комплексом соматовегетативных реакций,
таких как общая и вегетативная
возбудимость, повышение температуры
тела, нарушение сна, аппетита,
желудочно-кишечные расстройства.

2) ПСИХОМОТОРНЫЙ
УРОВЕНЬ (4 —
7 лет) — интенсивное формирование
корковых отделов двигательного
анализатора, и в частности лобных
отделов головного мозга, делает данную
систему предрасположенной к
гипердинамическим расстройствам
различного генеза (психомоторная
возбудимость, тики, заикание, страхи).
Возрастает роль психогенных факторов
— неблагоприятных травмирующих
отношений в семье, реакций на привыкание
к детским образовательным учреждениям,
неблагоприятных межличностных
отношений.

3) АФФЕКТИВНЫЙ
УРОВЕНЬ (7 -12 лет)
— на любую вредность ребёнок реагирует
с заметным аффективным компонентом
— от выраженной аутизации до аффективной
возбудимости с явлениями негативизма,
агрессии, невротическими реакциями.

4)
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ИДЕАТОРНЫЙ (12 – 16 лет)
— ведущий в препубертатном и пубертатном
возрасте. Характеризуется патологическим
фантазированием, сверхценными
увлечениями, сверхценными ипохондрическими
идеями, такими, как идеи мнимого
уродства (дисморфофобия, нервная
анорексия), психогенными реакциями
протеста, оппозиции, эмансипации.

Преимущественная
симптоматика каждого возрастного
уровня реагирования не исключает
возникновения симптомов предыдущих
уровней, но они, как правило, занимают
периферическое место в картине
дизонтогений. Преобладание же
патологических форм реагирования,
свойственных более младшему возрасту,
свидетельствует о явлениях ЗПР.

Перечисленные
выше реакции являются обострённой
формой нормального возрастного
реагирования на ту или иную вредность.

В 2.
ОСНОВНЫЕ
МЕХАНИЗМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

НЕДОСТАТКОВ
В ПСИХОФИЗИЧЕСКОМ

РАЗВИТИИ.

В 1927 г. ШВАЛЬБЕ
впервые
ввёл термин «ДИЗОНТОГЕНЕЗ» для
обозначения отклонений во внутриутробном
развитии организма. В.В. Ковалёв
(1985) употребляет понятие «ПСИХИЧЕСКИЙ
ДИЗОНТОГЕНЕЗ»,
применяя его к нарушениям психического
развития в детском и подростковом
возрастах в результате расстройства
и созревания структур и функций
головного мозга.

Термин
ДИЗОНТОГЕНИЯ»
был введён представителями клинической
медицины для обозначения различных
форм нарушения нормального онтогенеза,
возникающих в детском возрасте, когда
морфофункциональные системы организма
ещё не достигли зрелости. В большинстве
своём это так называемые НЕПРОГРЕДИЕНТНЫЕ
БОЛЕЗНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ (непрогредиентный
характер нарушений означает отсутствие
усугубления первичного дефекта,
лежащего в основе психического
недоразвития), своего рода пороки
развития, подчиняющиеся тем же
законам, что и нормальное развитие,
но представляющим собой его
патологическую модификацию, затрудняющую
полноценное психосоциальное развитие
ребёнка без соответствующей специальной
психолого-педагогической, а в некоторых
случаях медицинской помощи.

В работах
психиатров ВЫДЕЛЯЮТСЯ II
ОСНОВНЫХ ТИПА ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА:

1) ретардация,
2)асинхрония.

— Под РЕТАРДАЦИЕЙ
— понимается
запаздывание или приостановку
психического развития. Различают
ОБЩУЮ (ТОТАЛЬНУЮ) и ЧАСТИЧНУЮ
(ПАРЦИАЛЬНУЮ) ПСИХИЧЕСКУЮ РЕТАРДАЦИЮ.

При ЧАСТИЧНОЙ
РЕТАРДАЦИИ
— наблюдается приостановка или
запаздывание в развитии отдельных
психических функций. Нейрофизиологической
основой парциальной ретардации
является нарушение темпов и сроков
созревания отдельных функциональных
систем.

— Характерным
признаком АСИНХРОНИИ
— является выраженное опережение в
развитии одних психических функций
и свойств формирующейся личности и
значительное отставание темпов и
сроков созревания других. Это становится
основой дисгармоничного развития
психики в целом.

Следует отличать
АСИНХРОНИЮ от ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ
ГЕТЕРОХРОНИИ
— т.е. разновремённости созревания
церебральных структур и функций, что
наблюдается при нормальном психическом
развитии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Э. Сыржиштева приводит 10 основных критериев нормальности личности, которые И. Кулка (1993) соотносит с особенностями развития людей с проблемами в развитии:

1) Субъективная удовлетворенность (удовлетворение своих потребностей через действительность и удовлетворенность от действительности).

2) Идентичность (осознание себя идентичным человеческому обществу).

3) Автономность (независимость, самостоятельность).

4) Адекватное восприятие реальности (даже при нарушении анализаторной сферы компенсация со стороны здоровых органов).

5) Адекватное самопознание, саморазвитие, самооценка.

6) Интегральность как целостность личности, равновесие между личностью и окружением.

7) Сильная толерантность к фрустрации («терпение» к «обману», сильным отрицательным переживаниям, т. е. отсутствие реакции на неблагоприятный фактор).

8) Резистентность по отношению к стрессу, повышенная устойчивость к стрессам.

9) Приемлемая социальная адаптация (приспособление к общественной жизни: профессия, семья, друзья).

10) Оптимальное самоутверждение через самораскрытие и самопознание.

Рассматривая человека с позиции интеллектуальных, физических и психических

(душевных) его составляющих, можно выделить норму физического, интеллектуального и психического развития, а следовательно, и критерии нормального развития.

Критерии нормального интеллектуального развития

1) Потребность, стремление к познанию нового.

2) Сформированность мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, обобщение, сравнение.).

3) Развитие психических процессов (внимание, память, воображение, восприятие.).

4) Сформированности всех видов деятельности (игровой, трудовой, учебной, спортивной.).

Критерии нормального физического развития

1) Способность к самостоятельному передвижению в пространстве и физическим действиям.

2) Способность к самостоятельной жизнедеятельности и самообслуживанию.

3) Сформированность трудовой, игровой, учебной и спортивной деятельности.

4) Приемлемая социальная адаптация (работа, семья, друзья).

5) Оптимальное самораскрытие.

Критерии нормального психического развития

Самым существенным критерием душевного здоровья (Л.Пожар, 1996) считается интеграция личности и ее динамичное равновесие. Условия душевного здоровья предста-вляются в трех областях:

1) Норма в отношении к самому себе: человек доволен собой, живет в согласии с самим собой, обладает самоуважением, имеет адекватное представление о своих возможно-стях и способностях, адекватно воспринимает свои недостатки, регулирует свои чувства, умеет воспринимать себя с чувством юмора.

2) Норма в отношении к другим людям: человек чувствует себя комфортно в общении, испытывает любовь, доверие, уважает расовые, культурные и прочие особенности других людей. Принимает людей такими, какие они есть, неагрессивен в общении, чувствует себя членом коллектива, группы, может управлять ею. Дружелюбен, уверен в себе.

3) Норма в отношении к жизни: человек способен выполнять требования жизни, формировать свое окружение, приспосабливаться к нему, планировать жизнь, не бояться будущего, ставить реальные цели, принимать решения, решать все жизненные задачи.

При более подробном анализе всех указанных критериев нормального развития личности выявляется, что они далеко неоднозначны и неабсолютны, поэтому, с одной стороны, у каждого человека существует собственная индивидуальная норма, относительно которой он может отклоняться; а с другой стороны, существует некая общепринятая норма в развитии человека, относительно которой каждый ребенок (человек) имеет свой индивидуальный уровень развития.

Понятие структуры дефекта

Дефект — физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Структуру дефекта составляют первичный и вторичный дефект. Понятие о первичном и вторичном дефектах было введено Л.С. Выготским. Первичный дефект — повреждение биологических систем (отделов центральной нервной системы, анализаторов), которое вызывается биологическими факторами.

Вторичный дефект — недоразвитие высших психических функций (речи и мышления у глухих, восприятия и пространственной ориентации у слепых, опосредованной памяти и логического мышления у дебилов). Вторичный дефект непосредственно не связан с первичным, но обусловлен им — возникает под его влиянием. Сложный дефект — сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребенка. Это не просто сумма дефектов — сложный дефект отличается качественным своеобразием. Сочетание дефектов может быть самым разнообразным, например: умственно отсталые слепые или слабовидящие; слепоглухие или глухие слабовидящие, глухие или слабослышащие с нарушением опорно-двигательного аппарата. Развитие этих детей искажено сочетанием дефектов в гораздо большей степени, чем у аномальных детей других категорий. Помимо сложных имеют место и осложненные дефекты, в которых выделяется ведущее (главное) нарушение и осложняющее его расстройство.
Рассмотрим примеры развития вторичного дефекта на основе первичного. У глухих детей первичным дефектом является нарушение слухового восприятия. Вторичный дефект — немота (если глухота возникла до овладения речью). Даже в результате специального обучения сформированная устная речь у глухих отличается некоторой неполноценностью.

Нарушено произношение, т.к. отсутствует слуховой контроль, ограничены словарный запас и грамматический строй. Это оказывает негативное влияние на формирование характера и нравственных качеств.
У слепых детей первичным дефектом является поражение органов зрения, слепота. Вторичные дефекты: недостаточность пространственной ориентации, конкретных предметных представлений, образного мышления, недостаточная выразительность мимики, своеобразие походки.
У умственно отсталых детей первичным дефектом является органическое поражение головного мозга. Вторичный дефект — нарушение таких высших психических функций, как словесно-логическое мышление, произвольная память, активное восприятие, нарушения личности.
При различных первичных дефектах многие вторичные дефекты в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления. Существуют вторичные дефекты, характерные для многих категорий аномальных детей:
• при любом первичном дефекте наблюдается отставание в сроках формирования психических функций и замедленный темп их развития;
• своевременно не формируется ни один вид детской деятельности; например, предметная деятельность у глухих и слабослышащих становится ведущей к пяти годам, у умственно отсталых — к концу дошкольного возраста;
• наблюдаются отклонения в развитии всех познавательных процессов;
• нарушается развитие процесса общения: дети плохо овладевают средствами усвоения общественного опыта — пониманием речи, содержательным подражанием, действиями по образцу и по словесной инструкции;
• у всех аномальных детей наблюдаются дефекты речевого развития.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник