Права ребенка на жизнь и развитие в семье

Права ребенка на жизнь и развитие в семье thumbnail

В правовом статусе ребенка его права и обязанности представляют собой элемент особой важности. Значение прав, свобод и обязанностей ребенка как элемента его правового статуса состоит в том, что через их совокупность можно определить, рассмотреть весь спектр отношений в сфере детства и установить степень их правовой урегулированности.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Используемые Конституцией Российской Федерации термины «все», «каждый», «гражданин», разумеется, относятся и к детям. Имеется и другое косвенное подтверждение того, что Основной закон стоит на страже прав и законных интересов ребенка, — преамбула Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» гласит о том, что эти права и законные интересы предусмотрены Конституцией Российской Федерации.

В Российской федерации основными нормативно-правовыми документами по правам ребёнка являются:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Семейный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ).
  • Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ).
  • Нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.
  • Уставы дошкольного образовательного учреждения, школы.

Наряду с национальными законодательными актами действуют международные документы, которым, к слову, должны соответствовать нормы российского права. Среди них самыми значимыми являются: 

  • Всеобщая декларация прав человека (1949 год)
  • Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959).
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет. 
Приняв в 1959 г. краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка (1989г.).

Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право.  Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.) 

 Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. 

Основные права детей

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). 

Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна. 

Кроме Конституции права ребенка перечисляются в Семейном кодексе РФ: 

1.    

Право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ). Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).

2.    

Право на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право ребенка знать своих родителей. Происхождение детей от конкретных родителей является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно.

3.    

Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ).

4.    

Право ребенка выражать свое мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 57 СК).

5.    

Право ребенка на имя (ст. 58 СК РФ). Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам.

6.    

Изменение имени и фамилии ребенка. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя (ст. 59 СК РФ).

7.    

Имущественные права ребенка. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного кодекса РФ (ст. 60 СК РФ). Ребенок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов. 

А вот как описаны права ребенка в Конвенции ООН о правах ребенка
«Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры» (ст. 3). 
«Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы» (ст. 18). 
Кроме того, Декларация прав ребенка, провозглашенная Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1959, установила 10 принципов, следовать которым призывались все желающие обеспечить детям счастливое детство.

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный уход и охрана здоровья должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение. Эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума. Ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

В развитие этих принципов 20 ноября 1989 г. и была принята Конвенция о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка примечательна во многих смыслах. Этот международный акт является основным закрепившим права ребенка — человеческого существа в возрасте до 18 лет, — на самом высоком уровне. Конвенция ратифицирована всеми странами — членами ООН (за исключением США и Сомали).

20 ноября — день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, — ежегодно отмечается как День прав ребенка. Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей. Она детализирует индивидуальные права каждого ребенка на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других злоупотреблений. Дано определение понятия «ребенок» и установлен приоритет его интересов перед интересами общества. Провозглашены такие важнейшие права ребенка, как:

право на жизнь и здоровое развитие;

право на имя;

право на гражданство;

право знать своих родителей;

право на заботу родителей и совместное с ними проживание;

права и обязанности родителей по отношению к детям.

Установлены права детей на выражение своих взглядов или убеждений, на свободу ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.

Закреплена ответственность государства в деле защиты прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.

Согласно ст. 8 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

В соответствии со ст. 14 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка (ст. 13 Конвенции).

На основании ст. 19 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения — как со стороны родителей, так и опекунов или вообще любого лица, заботящегося о ребенке.

Статьей 20 Конвенции установлено, что ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В соответствии со ст. 27 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст. 23 Конвенции).

Ребенок имеет право на здравоохранение (ст. 24 Конвенции) и социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст. 26 Конвенции).

Согласно ст. 29 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

По ст. 30 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

Статьей 31 Конвенции о правах ребенка провозглашается его право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

На основании ст. 32 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст. 34 Конвенции).

Государства — участники Конвенции о правах ребенка обеспечивают, чтобы:

ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания;

ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом;

каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Государства-участники обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства-участники принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Таким образом, признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности.

Указанные законодательные акты определяют в качестве приоритетной задачи государственной политики соблюдение прав ребенка, закрепленных Конституцией Российской Федерации, а также защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Современное семейное законодательство, в отличие от прежнего, преимущественно диспозитивно регулирует отношения, возникающие в семье, и исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (ст. 1 СК РФ).

Использованные материалы:

1)   

«Ваш ребенок и его права: закон и мораль» (Тарасенкова А.Н.) («Библиотечка «Российской газеты», 2012);

2)   

Статья Михаила Красильникова с сайта https://www.ya-roditel.ru;

3)   

«Конституционные права ребенка в Российской Федерации: научно-практическое пособие» Бондаренко, О. А.

4)   

Статья: Защита прав несовершеннолетних в семейных правоотношениях (Хомякова М.Е.) («Судья», 2015, N 7)

Источник

На чтение 10 мин. Просмотров 2.5k. Опубликовано 26.06.2018

Детьми называются граждане Российской Федерации, до достижения ими 18-ти летнего возраста. Приоритетная задача демократического общества оберегать права ребенка в семье, содействовать максимальному воплощению в жизнь содержащих их конституционных норм, защищать правоспособность малолетнего от посягательств.

Прогулка с семьей на закате

Права ребенка в семье

Право жить и воспитываться в семье

Нормами права определено преимущество формирования личности детей в семейном кругу. Любой ребенок имеет право на любящую семью. Малыши должны подрастать в ячейке общества, образуемой родившими его людьми. Исключения возможно лишь в обстоятельствах, когда подобное вредит малолетнему, угрожает физиологическому и психологическому здоровью. Не имеющие биологических отца с матерью, или при наличии лишенных прав родителей, малыши распределяются в специальные заведения или отдаются лицам, выразившим желание растить их. Правительство определило приоритет семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Взятие под опеку и усыновление сирот всячески поощряется в Российской Федерации.

Право на получение фамилии, имени и отчества

С минуты появления на свет, новорождённый вправе получить фамилию, имя и отчество. Следуя нормативным документам о семье:

  • родители самостоятельно решают, как будут звать их малыша;
  • вписывается фамилия родивших лиц, или одного из них, по взаимному разрешению;
  • отчество определяется согласно имени папы.

Если родившие малыша не в состоянии определиться по данному вопросу, разногласия решаются представителем органов опеки и попечительства.

При не имении отца имя и отчество дочери или сыну женщина выбирает самостоятельно, а фамилия записывается согласно паспортным данным матери.

В стечении обстоятельств, когда кто-то из родителей:

  • лишен родительских прав;
  • не хочет воспитывать малыша;
  • отбывает срок заключения, по приговору суда;
  • признан неспособным отвечать за свои действия;
  • безвестно отсутствует, умер, или считается таковым согласно определению суда: другой родитель может самостоятельно записать Ф.И.О своего ребенка, без чьего-либо согласия.

Лица, усыновившие малыша, имеют возможность изменить паспортные данные новоиспеченного сына или дочери, обратившись с соответствующим заявлением в судебные органы, или высказав просьбу устно на заседании по факту усыновления. При положительном решении, ранее выданное свидетельство о рождении изымается, а взамен выдается новое, содержащее желаемые изменения.

Кровные сестры и братья могут иметь разные фамилии, присвоенные по взаимному соглашению родителей.

Малыш младше 14-ти лет может переменить свои данные при наличии добровольного согласия отца и матери:

  • имя выбирается по усмотрению малолетнего;
  • фамилия берется у другого родителя;
  • отчество изменению не подлежит.

Достигнув 14-ти, гражданин России, получая паспорт, имеет возможность написать заявление о смене Ф.И.О не интересуясь чьим-либо мнением.

При желании родителей или усыновителей переменить личные сведения своим детям манипуляции осуществляются при согласии 10-ти летних малышей.

Подросток на природе с родителями

Право на общение с родственниками

Малолетние вправе свободно контактировать со своей родней по крови.При разладе семейной жизни, маме или папе, живущему с малышом, не рекомендуется ущемлять его в желании встречаться с другим родителем, бабушкой, дедушкой, сестрой, братом, даже находящимися за пределами Российской Федерации.  При нарушении данной нормы, мать, отец, или другое лицо, права которого ущемляются подобным образом, должен обратиться с жалобой в органы опеки и попечительства или в суд, для установления определенного графика посещения малыша. Виновный, препятствующий данной правоспособности, подвергается мерам административного воздействия.

При нахождении кого-то из родителей в местах лишения свободы, на принудительном лечении, согласно судебному решению, ребенок, при желании, вправе продолжать общаться с ним. Исключению подлежат свидания, в процессе которых малолетний может быть подвергнут психологическим и эмоциональным страданиям.

Такие же правила простираются на несовершеннолетнего, принудительно заключенного в исправительные или медицинские заведения. Ребенку нельзя запрещать общаться со своей родней при любом стечении обстоятельств.

Право на выражение собственного мнения

Следуя ратифицированным международным правовым документам: дети вправе выражать свое мнение, оформив его в любой желаемый ими вид по проблемам, относящимся лично к ним в независимости от возрастных характеристик.

Правовые акты, регулирующие правоотношения семьи постановляют, что малыш должен быть выслушан, а его желания учтены при вынесении судебного определения. В особенности это относиться к процессам, в которых решается судьба ребенка.

С 10-ти лет позиция малолетнего является решающей при вынесении судебного постановления по делам касающимся:

  • усыновления или его отмены;
  • смены имени, отчества, фамилии;
  • заявления усыновителей о перемене личных данных малыша в свидетельстве о рождении;
  • восстановлении родителей в правах;
  • назначении опекунства.

Право на собственные доходы и средства существования

Материальные права детей в семье закреплены в нормативных документах. Согласно букве закона, ребенок способен самостоятельно распоряжаться личными денежными суммами (заработной платой, стипендией), средствами, требуемыми для нормального существования, к которым относятся личные вещи, одежда, игрушки.

Школьник делает расчёты

Имущественные права ребенка

Дети приобретают право собственности на вещи, движимое и недвижимое имущество, получаемое в дар или в наследство. Законные представители ребенка обязаны распоряжаться имуществом несовершеннолетних руководствуясь их интересами.

Одним из основным материальных прав является получение содержания, алиментов, от своих родителей или одного из них. Согласно семейному праву родившие дите должны его содержать до 18-тилетия. Мать или отец, живущие отдельно от малыша должны выплачивать определенную судом или взаимным согласием денежную сумму на его нужды. Родитель, находящийся с малолетним, обязуется тратить получаемые средства в соответствии потребностями ребенка. Лишение родительских прав не прекращает алиментарных обязательств.

По просьбе мамы или папы, суд может вынести определение о переводе половины подлежащей выплачиванию суммы на банковский счет, зарегистрированный на дочь или сына.

Законодательство закрепило наследственные права родителей и детей. Имущество обеих сторон не является общим, кроме вариантов долевого владения, при котором правовые обязанности распределяются взаимным соглашением.

Обязанности ребенка

Обязательства детей основополагаются на этических и моральных нормах, часть которых отражена в Конституции Р.Ф.

До 6-ти летнего возраста у малолетних нет обязанностей. По мере взросления, появляются обязательства:

  1. Получить обязательное среднее образование. Дальнейшее обучение выбирается гражданином самостоятельно по его усмотрению и желанию.
  2. Соблюдать правила, установленные в учебном заведении, к которым относятся:
    •  следование определенному распорядку дня;
    • посещение уроков;
    • уважительное отношение к старшим, независимо от статуса и рода их трудовой деятельности;
    • соблюдение техники безопасности в помещении и на территории школы;
    • бережное отношение к имуществу, принадлежащему учебному заведению;
    • выполнение домашних заданий, внимание словам учителя во время урока;
    • требование не нарушать дисциплину во время учебного часа и перемены.
  3. Выполнять посильные семейные обязанности, установленные родителями или законными представителями.
  4. Слушаться отца с матерью, за исключением моментов, когда послушание нарушает права малолетнего, несет угрозу его здоровью и жизни.
  5. Заботиться о членах семьи.
  6. Вести себя соответственно этическим правилам пребывая в местах общего пользования.
  7. Достигнув 14-ти лет получить паспорт гражданина РФ.
  8. Вовремя встать на воинский учет.
  9. Уважительно относиться к правам и законным интересам других лиц. Не нарушать порядок, закрепленный в законодательных актах государства. При совершении противоправных поступков к несовершеннолетнему должны быть применены меры административной (с 16 лет) и уголовной (с 14-ти лет за совершение тяжких и особо тяжких преступлений) ответственности.
  10. Устроившись работать на предприятие строго соблюдать трудовой распорядок организации, и положения ТК.

Незнание законов не освобождает ребенка от наказания. Правовое и культурное воспитание в семье и учебном заведении проводят родственники, педагоги, законные представители.

Девочка в первом классе

Обязанности родителей по отношению к детям

Правовыми нормами международного и российского законодательства определены:

  1. Обязанность материального содержания, защита благополучия детей, обязательство физиологической и психологической защищенности гарантированная родившими или усыновившими их лицами.
  2. Ответственность родителей за воспитание малолетних. Требование привить понятие морали и нравственности, предоставить возможность получения среднего образования, способствовать культурному и духовному формированию маленькой личности.
  3. Соблюдение мамой и папой определенных в законе прав маленького гражданина, запрет на препятствие осуществления интересов малыша.

Расторжение ячейки общества не освобождает от обязательств по воспитанию и содержанию своих несовершеннолетних детей. Родительский долг соблюдается до:

  • 18-тилетия;
  • заключения несовершеннолетним законного брака;
  • эмансипации.

Защита прав ребенка

СК трактует процедуру сохранения прав детей. По нормативным актам правоотношения малолетних охраняются отцом с матерью или заменяющими их лицами. При обнаружении несоблюдении конституционных норм другими лицами, они должны направиться с жалобой в органы опеки и попечительства или суд. Государственные организации в кратчайшее время изучают прецедент, устраняют нарушение.

Если родители сами причиняют физиологический или психологический вред малышу, пожаловаться на их противозаконные действия может любой человек. В особенности это касается должностных лиц, к которым относятся полицейские, педагоги, медицинские работники. При установлении наличия избиения, морального или психологического давления на малыша со стороны родивших его людей виновные подвергаются принудительному наказанию.

Малолетний вправе самостоятельно пожаловаться на бесправные действия в:

  • органы опеки и попечительства;
  • службу психологической поддержки, по телефону доверия;
  • рассказать о случившемся учителям, психологу, врачу;
  • позвонить по общероссийскому телефону горячей службы 911;
  • с 14-ти лет отнести иск в органы судебной власти.

Девочка обнимает папу

Ответственность за нарушение прав ребенка

Посягнувшие на законные права малолетних подвергаются дисциплинарной, административной, уголовной ответственности.

Родителей, лиц их заменяющих привлекают к наказанию в случае:

  1. Отказа воспитывать и содержать ребенка.
  2. Применения жестоких наказаний.
  3. Систематических нарушений прав малолетнего.
  4. Не желания забрать малыша из родильного дома, больницы.
  5. Пристрастия к алкоголю и психотропным средствам.
  6. Совершения противоправного деяния направленного против жизни и здоровья детей или супруга.

Для нарушений, указанных в п. 1, 3, 4 в начале предназначается административное пресечение в виде денежного взыскания в размере от 100 до 500 рублей. В отсутствии изменений органы опеки и попечительства возбуждают процесс о лишении родителей прав на их детей или прекращении усыновления.

Если мать с отцом, или кто-то из них умышленно мешают реализации ребенком правоспособности на взаимообщение с членами семьи, скрывают прерывание малолетнего, противятся судебному определению о месте проживания малыша, виновные подвергаются пене в размере от 2000 до 3000 рублей. При повторном деянии наказание увеличивается с 4000 до 5000 рублей или заменяется на арест, длительностью в 5 суток.

К ответу по нормам уголовного закона мать с отцом призываются при:

  1. Применении к ребенку мер физического воздействия. Карается:
    • взысканием до 100000 рублей, или суммой заработка в течение года;
    • дисциплинарной повинностью до 400 часов;
    • принудительными работами в течение 2-х лет.
  2. Втягивании малыша в зависимость от алкоголя, наркотиков, психотропных веществ:
    • ограничение свободы от 2 до 4 лет;
    • арест на 4-6 месяцев.
  3. Ввязывании детей в совершение противоправных действий:
    • тюремное заключение на срок до 6 лет, с ограничиванием свободы до 2-х лет или без оного;
    • сопровождаемое насилием и угрозами – лишением свободы от 2-х до 7 лет, с ограничением свободы до 2-х лет или без такового;
    • в преступление, совершаемое несколькими лицами, или носящее тяжкий, или особо тяжкий характер – тюремное заключение от 5 до 8 лет.

При совершении вышеперечисленных поступков возбуждается процесс о лишении родительских прав.

Всякий малыш – самостоятельная личность, основа будущего современного правового общества. Определить какие права имеются у ребенка в семье, защищать их реализацию от любого посягательства – первостепенная задача не только родителей, но государства в целом.

Законодательное регулирование

  1. Декларация прав ребенка 1959 г.
  2. Конвенция ОООН о правах ребенка 1989 г.
  3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г.
  4. Конституция РФ 1993 г.
  5. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
  6. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124 – ФЗ
  7. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159 – ФЗ
  8. Семейный кодекс РФ.
  9. Гражданский кодекс РФ.
  10. Кодекс об административных правонарушениях РФ
  11. Уголовный кодекс РФ.

Источник