Права на охрану здоровья образования и развития ребенка

Права на охрану здоровья образования и развития ребенка thumbnail

Нормативно-правовое обеспечение образования

Права детей на охрану здоровья

Возникновение  Декларации и Конвенции прав ребенка

Отношение к детям в разных странах и в разные исторические периоды было разным. Однако, уже к середине 50-х годов нашего столетия стало очевидным, что человечеству необходимы единые нормы, в которых бы предусматривались права собственно детей. И в 1959 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В этом международно-правовом документе утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Именно в этом документе получили закрепление такие права детей, как право на имя и гражданство; право пользования благами социального обеспечения и право на здоровый рост и развитие; право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях; право на первоочередную защиту и помощь Принятие Декларациии имело огромное значение в деле защиты детей. Однако, нужно знать, что любая декларация имеет лишь рекомендательный характер, а, следовательно, ее нормы вовсе не обязательны для исполнения.

В этой связи огромное значение для защиты детей во всем мире имело принятие 20 ноября 1989 года Конвенции о правах ребенка. Конвенция была принята Генеральной Ассамблеей ООН и через год ратифицирована нашей страной. Следовательно, Россия взяла на себя обязательство неукоснительно исполнять все положения данной Конвенции, которая является наиболее полным документом о правах ребенка.

В соответствии со статьей 1 Конвенции ребенком является человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Всего же Конвенция содержит 47 статей, которые для удобства изложения можно объединить в отдельные группы по общности рассматриваемых в них вопросов.

  К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право

на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав.

 Ко второй группе относится право ребенка на семейное благополучие.

  К третьей группе относятся права ребенка на свободное развитие его личности (например, ст. 13 Конвенции закрепляет право ребенка свободно выражать свое мнение, а ст. 14 — право ребенка на свободу мысли, совести и религии).

Четвертая группа призвана обеспечить право на здоровье детей (ст. 24 закрепляет право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья).

Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).

И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы и т.п.

В связи с подписанием Россией данной Конвенции, у нее появилась обязанность реализовать положения Конвенции в нормативных актах, регулирующих отношения между детьми и взрослыми в основных сферах их совместной жизнедеятельности. Безусловно, что и в Конституции РФ, и в других федеральных законах, уже нашли свое воплощение многие права ребенка, закрепленные в Конвенции. Однако, процесс приведения в соответствие с положениями Конвенции о правах ребенка Российского законодательства не является завершенным и требует своего продолжения.

Право детей на охрану здоровья

Согласно 41 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов,других поступлений. Дети — граждане России, соответственно они имеют право на бесплатное медицинское обслуживание.

Перечень видов бесплатной медицинской помощи детям:

скорая медицинская помощь, при состояниях, угрожающих жизни или здоровью детей, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями;

амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике, диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому:

первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная;

консультации, диагностика и лечение у специалистов, стоматологическая помощь;

консультации, диагностика и лечение у специалистов детей в возрасте до 18 лет в центрах и кабинетах планирования семьи и репродукции человека;

прививки (согласно национальному календарю прививок и по эпидемиологическим показаниям);

профилактические осмотры детей в возрасте до 18 лет;

целевые медицинские осмотры;

диспансерное наблюдение здоровых детей, занимающихся физической культурой и спортом;

стационарная помощь при:

острых заболеваниях, обострениях хронических заболеваний, травмах, ожогах и отравлениях, требующих госпитального режима, интенсивной терапии и круглосуточного наблюдения;

инфекционных заболеваниях, требующих госпитализации и изоляции по эпидемиологическим показаниям;

плановой госпитализации и реабилитации при заболеваниях, требующих круглосуточного наблюдения и лечения в условиях стационара (в т.ч. в детских и специализированных санаториях);

Читайте также:  Соколова юлия тесты на интеллектуальное развитие ребенка

помещение в дневные стационары при проведении профилактических, диагностических, лечебных мероприятий больным, не требующим госпитального режима и круглосуточного врачебного наблюдения в стационаре и палате интенсивной терапии;

Перечисленные виды медицинской помощи оказываются специалистами профильных отделений (коек) по группам заболеваний и состояний:

•ВИЧ — инфицированные, больные СПИДом при наличии другой патологи получают медицинскую помощь в любом профильном отделении;

•проведение реабилитационного и восстановительного лечения детей и подростков до 18 лет осуществляется в любом профильном отделении на койках восстановительного лечения.

Итак, на протяжении всей истории человечества отношение к детям претерпело значительные изменения. В настоящее время ребенок из полностью бесправного существа, принадлежавшего своим родителям, превратился в субъект права. Но, несмотря на явный прогресс, достигнутый в этой области, дети опять-таки выступают в роли жертв экономических, социальных реформ, несовершенства законодательства. При этом дети практически не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы, а, следовательно, нуждаются в особенной, усиленной защите.

Обязательства государств мира, в том числе России, в области обеспечения и защиты прав ребенка закреплены во многих международных документах, включая Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и др.

Однако ключевым документом в этой области является Конвенция ООН о правах ребенка, закрепляющая различные права ребенка, — гражданские, политические, экономические, социальные и культурные, ранее никогда не объединявшиеся в одном документе. Этот международный договор не только определяет ребенка как лицо, наделенное конкретными правами, но предусматривает для него защиту прав с помощью национальных судебных или административных процедур.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 года. Тем самым она взяла на себя обязательство уважать, обеспечивать и защищать все права ребенка, предусмотренные этим международным договором. Дополнительно, 15 февраля 2001 года, Россия подписала Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, вновь подтвердив свои обязательства в области защиты прав ребенка.

За время, прошедшее с момента ратификации Россией Конвенции, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства, прямо или косвенно относящегося к правам ребенка и их защите, в соответствие с Конвенцией. В развитие положения Конституции РФ о защите государством материнства, детства и семьи (ст. 38), гражданское, уголовное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка. Закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» фактически дублирует все положения Конвенции о правах ребенка ООН.

Источник

В. ЯСЕНОВАЯ

ПРАВО РЕБЕНКА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ:

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации и ст. 6 Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет естественное и неотъемлемое право на охрану здоровья. Здоровье ребенка как состояние полного физического, душевного и социального благополучия представляет собой одну из главных социальных ценностей цивилизованного общества, общественное и личное благо, основу национальной безопасности страны.

Государственным гарантом обеспечения и защиты прав и интересов детей на охрану здоровья является продолжающееся формирование нормативно-правового обеспечения данной сферы. Российское законодательство предусматривает различные меры обеспечения условий охраны здоровья детей. Например, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ст. 10) в целях обеспечения прав детей на охрану здоровья предписывает оказывать бесплатную медицинскую помощь, при помощи медицинской диагностики проводить профилактику заболеваний, лечебно-оздоровительную работу, включающую медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

Закон РФ «Об образовании» (ст. 51) обязывает образовательное учреждение создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Разрешение проблем реализации прав детей на охрану здоровья осуществляется в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье», Федеральных целевых программ «Родовой сертификат», «Дети России» на 2007–2010 годы, а также подпрограмм «Здоровое поколение», «Семья с детьми-инвалидами», «Дети-сироты» и др.

Так, в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» особое внимание уделено улучшению работы службы родовспоможения и детства, оказанию медико-генетической помощи детям и семьям, имеющим детей с наследственными и врожденными заболеваниями. Во всех субъектах Российской Федерации новорожденные обследуются на пять наследственных заболеваний, в том числе на три наследственных заболевания, внедренных в рамках приоритетного национального проекта.

Немаловажное значение имеют положения программы «Родовой сертификат». Средства, полученные от реализации программы, направлялись на повышение заработной платы врачам и медицинскому персоналу, оказывающему медицинскую помощь женщинам в период беременности и родов, проводящему диспансерное наблюдение ребенка первого года жизни; на приобретение лекарственных средств, медицинского оборудования, инструментария, мягкого инвентаря и изделий медицинского назначения, а в стационарных учреждениях – на дополнительное питание беременных женщин и кормящих матерей.

Читайте также:  Диагностика развития ребенка в возрасте 3 лет

Внедрение высокотехнологичных методов диагностики и профилактики наследственных заболеваний и врожденных пороков развития детей, обеспечение безопасного материнства, создание условий для рождения здоровых детей – основные направления подпрограмм «Здоровое поколение», «Семья с детьми-инвалидами», «Дети-сироты». Выполнение задач указанных подпрограмм позволило обеспечить проведение за счет средств федерального бюджета углубленных диспансеризаций детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в стационарных учреждениях системы здравоохранения и образования. В ходе диспансеризации детей-сирот с отклонениями в состоянии здоровья осуществлялась разработка индивидуальных планов лечебно-оздоровительных, реабилитационных мероприятий, включая оформление листа ожидания для оказания высокотехнологичной медицинской помощи и др.

Содействие созданию благоприятных условий охраны здоровья детей оказали такие мероприятия, как увеличение размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; введение материнского (семейного) капитала в размере 250 000 рублей женщинам при рождении второго ребенка или третьего и последующих детей; установление выплат родителям компенсации затрат на содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении; введение дополнительных мер материальной поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот; ежегодная диспансеризация 200 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в стационарных учреждениях (домах ребенка, детских домах, школах интернатах) системы здравоохранения и образования.

Несмотря на положительные меры, предпринятые для обеспечения надлежащей реализации прав детей на охрану здоровья, законодательное регулирование данной сферы отношений еще далеко от совершенства. Как справедливо отмечается в научной литературе, в нормах, касающихся охраны здоровья детей:

—  сохраняется ориентация преимущественно на отраслевые (здравоохраненческие) меры в ущерб общегосударственному и межсекторальному подходу;

—  имеется нечеткая иерархическая структура и, в ряде случаев, противоречивость норм, касающихся охраны здоровья детей, в различных документах;

—  недостаточно определены механизмы практического осуществления ряда нормативных актов, касающихся охраны здоровья детей;

—  недостаточно полно охвачены контингенты детей, обеспечение права которых на охрану здоровья имеет свои особенности (дети – жертвы насилия; дети, работающие на улицах; несовершеннолетние безработные; несовершеннолетние беременные и несовершеннолетние родители; дети из наиболее уязвимых социальных и этнических групп населения и др.)[1].

Данные нормы «рассеяны» в различных нормативных документах, что создает определенные трудности в их практическом применении;

Конечно, изложенные факты носят скорее общий характер и не исчерпывают всех нерешенных вопросов. Например, до настоящего времени остаются законодательно не урегулированными вопросы о правовой защите интересов ребенка до рождения, т. е. установления правосубъективности плода; о получении ребенком любой медицинской помощи «без согласия родителей», в том числе о роли опекунов в указанной ситуации; о праве ребенка-пациента на паллиативное лечение; профилактики детских заболеваний и др.

В области охраны права ребенка на здоровье существует комплекс проблем социально-экономического, финансового, психологического, этического и иного характера. К одной из таких проблем в Российской Федерации относится коммерциализация здравоохранения, что входит в противоречие с требованиями ст. 41 Конституции Российской Федерации, гарантирующей бесплатное оказание медицинской помощи в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях. Постоянное снижение бюджетного финансирования отрасли детского здравоохранения при опережающем росте цен на медицинские услуги и содержание лечебно-профилактических учреждений приводит к отмене льгот на лекарственное обеспечение вплоть до ущемления прав на их получение детьми-инвалидами; делению пациентов на группы (кого лечить бесплатно, а кого – за деньги); платным услугам за прием к врачу, вызов его на дом, сдачу различных анализов, медицинские осмотры и выдачу справок, выписок из истории болезни при поступлении в детские дошкольные и образовательные учреждения. Больные дети принимаются в стационары только при наличии своего постельного белья и одежды, а родителей, кроме того, вынуждают покупать лекарства и кормить своего ребенка.

Несмотря на напряженную обстановку с финансированием здравоохранения, правоохранительные органы выявляют многочисленные факты нецелевого расходования средств, выделяемых на нужды этой сферы. Так, главный врач Зиминской центральной районной больницы Иркутской области из бюджетных денег, отпущенных на лекарственные препараты, изъял 6 млн. руб. и перечислил их в университет за обучение сына начальника центра медицинского страхования.

В Ненецком автономном округе начальник управления здравоохранения использовал более 300 млн. руб. бюджетных средств на приобретение квартиры и другие личные нужды[2].

Приведенные примеры, к сожалению, не единичны. Становится ясно, что одними правовыми средствами (повышение мер ответственности и др.) невозможно предотвратить совершение подобного рода деяний. На наш взгляд, необходимы новые действенные меры в этой области, особенно находящиеся за пределами правового поля (повышение нравственного уровня граждан, соблюдение добросовестности при исполнении обязанностей и др.).

Проблема реализации прав детей на охрану здоровья требует дальнейшей проработки как с точки зрения анализа недостатков, существующих в законодательстве, и определения тенденций его совершенствования, так и с позиции обеспечения полноценной охраны здоровья детей иными не запрещенными законом средствами и способами.

Читайте также:  Таблица занятий с ребенком по развитию речи

[1] , Концепция законопроекта «Об охране здоровья детей в Российской Федерации» // Медицинское право и этика. 2003. № 3. С. 10.

[2] См.: Материалы коллегии на тему: «О мерах по устранению нарушений прав детей на охрану жизни и здоровья, выявленных Генеральной прокуратурой Российской Федерации» // https://www. *****

Источник

1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:

1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

2) организацию питания обучающихся;

3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;

8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;

11) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.

(п. 11 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 313-ФЗ)

2. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта и дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 313-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:

1) наблюдение за состоянием здоровья обучающихся;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 313-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;

3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

6. Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Источник