Практические рекомендации для родителей для развития ребенка

Практические рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений.

Кроме совместных детско-родительских игр, специалистам часто приходиться разъяснять индивидуальные особенности детей, а также типичные возрастные закономерности в развитии личности. В таких беседах родителей знакомят с психолого-педагогическими приёмами, играми, занятиями, пригодными для домашнего пользования. Информация предлагается родителям в рекомендательной форме. Родители могут сами выбрать, что для них приемлемо. Такой демократичный стиль общения дефектолога с родителями позволяет эффективней осуществлять деловое сотрудничество в воспитании и развитии ребёнка. Целью таких бесед может являться смягчение негативного эмоционального опыта; уменьшение доминантности, излишней концентрации на ребёнке; повышение эмоционального принятия ребёнка; изменение восприятия ребёнка в сторону более позитивного; освоение матерью эффективных воспитательных стратегий.

 Развитие умения общения с детьми.

  1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
  • Стройте общение на взаимопонимании и доверии; контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жестких правил; избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребёнку; не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»; повторяйте свою просьбу пока ребенок не «услышит» вас; помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными; выслушайте, что хочет сказать ребёнок;  не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязано принёс извинения за поступок.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

  • уделяйте ребёнку достаточно внимания; радуйтесь любым успехам всей семьёй; подключайте ребенка в различные бытовые процессы; не допускайте ссор в присутствии ребёнка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

  • установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи; снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения занятий — это способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

4. Специальная поведенческая программа:

  • не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определенном месте после совершения поступка; чаще хвалите ребёнка. Постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком; не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время; не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям; помогайте ребёнку приступить к выполнению, так как это самый трудный этап; не давайте одновременно несколько заданий. Задание, которое даётся ребёнку, не должно иметь сложной инструкции и состоять из нескольких звеньев.

Помните, что вслед за наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребёнка роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребёнка и игнорировании нежелательного.

5. Поведение родителей с детьми в процессе игр и общения

  • помните, нужно дать понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый», «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».
  • помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребёнку сообщение о его само ценности. Стремитесь создать у вашего ребёнка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь».
  • помните, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.
  • помните, прежде чем начать общаться с вашим ребёнком, нужно занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам нужно будет садиться на корточки.
  • помните, что выражать своё отношение к поведению ребёнка нужно без лишних объяснений и нравоучений. Выберите правильное, своевременное обращение к нему, например: «Паша, Пашенька, сын, сынок…».
  • помните, что необходимо проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушайте его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нём всё внимание. Предоставляйте ребенку время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.
  • помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяют их поведение. Не говорите своему ребёнку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.
  • помните, что в общении с детьми следует использовать разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности). Не забывайте утром приветствовать ребёнка, а вечером пожелать ему «спокойной ночи». Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребёнком, не забывайте поблагодарить его.
  • помните, нужно адекватно реагировать на проступки детей: спросите ребенка о том, что произошло, попытайтесь вникнуть в его переживания, выяснить, что явилось побудительным мотивом для его действий, и понять своего ребенка; не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
  • помните, организовывая взаимоотношения с детьми в процессе общения, игр, необходимо преодолевать: барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами); барьер взрослости (вы не учитываете переживания ребёнка, не понимаете потребности); барьер «воспитательных традиций» (вы не учитываете  изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребёнка, пытаясь дублировать  педагогические  воздействия  собственных родителей); барьер «дидактизма» (вы постоянно пытаетесь поучать детей).

Источник

Основой основ в воспитании является – любовь к ребенку. Никакой совет психолога, никакая рекомендация в отношении воспитания ребенка не действует, если в отношениях нет любви. Роль родителей, их воспитание детей – самый важный механизм в становлении любой личности. В семье формируются первые взгляды на жизнь, развитие, определяется выбор профессии, форма отношений и социальная активность. Молодые мамы и папы не всегда понимают своего ребенка, могут объяснить его поведение и действия. Вот основные рекомендации родителям, которые помогут в воспитании молодого поколения.

Ответственность родителей за воспитание детей

Ни одна деятельность в жизни не может сравниться по сложности с воспитанием ребенка. Оно не знает отпусков, выходных, не смотрит на ваше настроение или самочувствие. Процесс воспитания требует огромного понимания и терпения. Отлично, если ребенок растет в полной семье. В этом случае он получает необходимый опыт не только проживания в социуме, но и учится общению между полами. К тому же ребенку легче переживать конфликтные ситуации с одним из родителей, зная, что он сможет найти поддержку у второго. В традиционном воспитании обычно за проступки наказывает папа, он проявляет строгость. Мама всегда пожалеет и утешит.

Рекомендации родителям по воспитанию включают в себя такой пункт, что воздействие на ребенка мамы и папы различаются. Отец формирует у дочери или сына стойкость характера, учит достигать целей и отстаивать свое мнение. На своем примере он демонстрирует, как нужно преодолевать различные жизненные препятствия и защищать себя в окружающем мире. Мать учит адаптации в жизненных условиях. Именно мама прививает основы гигиены, самообслуживания, учит правилам общения и самостоятельности.

При воспитании ребенка стоит учитывать и астрологию. Уже доказано, что год рождения влияет на характер малыша. Например, рекомендации родителям детей года Тигра говорят о том, что необходимо учитывать, что Тигр – истинный идеалист. Он полон воодушевления, одарен, проявляет интерес ко всему новому, пытлив и любознателен. Родителям не нужно будет разгадывать причины его обид, он все выложит сам. Ребенок-Бык очень ярок, нужно всячески его поощрять и поддерживать, чтобы его таланты раскрывались. А вот Лошадь никого не слушает, очень непростой знак. Но в то же время дети этого знака очень умны и быстро усваивают материал. Воспитывая малышей, прислушивайтесь к рекомендациям астрологов, это облегчит процесс.

Рекомендации по здоровью дошкольников

Рекомендации родителям по воспитанию указывают на то, что нужно уже с раннего детства прививать ребенку желание быть сильным и здоровым. Необходимо культивировать основы здорового образа жизни. Ребенок должен усвоить, что сила и здоровье неразрывно связаны, он должен научиться беречь свое здоровье, относиться к нему серьезно. В этом вопросе рекомендации детям и родителям просты: пусть малыш ваш знает, что здоровье как физическое, так и психическое – это бесценный дар и богатство, которое нужно укреплять. Родители должны обращать особое внимание в дошкольном возрасте на следующее:

  • Психическое здоровье (в семье должна быть благоприятная обстановка, полностью исключены стрессовые ситуации).
  • Обязательно установите режим дошкольника. В школьном возрасте ему трудно будет привыкать к режиму, если до этого он жил без какого-либо распорядка.
  • В дошкольном возрасте нельзя долго находиться в статической позе из-за слабо развитых мышц. Малыш должен постоянно быть активным, в движении. Иначе диагноз «гиподинамия» неизбежен.
  • Приучите ребенка с раннего возраста, что гигиена – это главная основа здоровья. Он всегда должен соблюдать ее правила.

Главным преимуществом дошкольников является возраст. Именно в этот период можно легко обучиться тому, что труднее освоить в более позднем возрасте. Например, если до шести лет человек не научился разговаривать, то с каждым годом шансы на это уменьшаются. Чем взрослее ребенок, тем сложнее его будет обучить каким-то элементарным навыкам. Используйте дошкольный период активнее, в эти годы малыш впитывает все, как губка. Вкладывайте в него как можно больше инструментов, которыми он в будущем сможет воспользоваться для дальнейшего обучения в школе.

Основные рекомендации в воспитании

Родители очень часто сталкиваются с проблемами в отношениях со своими взрослеющими детьми, не стоит этого бояться. В таких случаях стоит прислушиваться к тому, какие рекомендации родителям дают опытные педагоги и психологи. Приведем некоторые из них:

  • Не стоит впадать в крайности при воспитании. В некоторых семьях существует авторитарный метод воспитания, когда малыш буквально окружен различными табу и запретами. В других случаях, наоборот, родители (чаще женщины) сквозь пальцы смотрят на капризы, шалости ребенка. Оба эти варианта отношений – грубая ошибка. Уважайте ребенка, чувствуйте его потребности, но одновременно устанавливайте четкие ограничения, что можно, а что нельзя.
  • Меньше ругайте детей. Если что-то у них не получается, не нужно этому удивляться, ведь малыш только учится всему. Рекомендации родителям развития различных навыков таковы: не заостряйте внимание на ошибках, не повторяйте такие фразы, как «Все у тебя не так…», «Вечно ты не можешь…» и тому подобное. Такие высказывания могут стать причиной возникновения различных комплексов в будущем. Чаще поощряйте малыша, хвалите его за достигнутые успехи, побуждайте к новым действиям.
  • Выслушивайте своего ребенка. Часто занятая мама на кухне не находит 10-15 минут, чтобы выслушать возбужденные речи своего малыша, и отправляет его поиграть. Так вот знайте, что с каждым разом ваш ребенок будет все реже к вам прибегать, чтобы чем-то поделиться. Взрослея, он и вовсе замкнется в себе, и тогда вы не узнаете от него даже того, чего хотелось бы.
  • Воспитывайте уверенность с ранних лет. Не пугайте высотой, водой, пауками. Ребенок должен быть уверен в своих силах и характере с раннего возраста. Так он сможет быстрее адаптироваться в обществе и будет достигать невероятных успехов, идя по жизни. Подчеркивайте лучшие черты своего ребенка, это касается не только внешнего вида, но и характера.

Рекомендации родителям дошкольников

Наиважнейший возраст в развитии ребенка – это дошкольный период. Малыш в это время учится больше, чем за всю остальную жизнь. Знания, приобретенные в этот период – основа всей дальнейшей жизни. Чтобы подготовить ребенка к школе, полезны будут следующие рекомендации родителям дошкольников.

Обучать малыша лучше всего в игровой форме. В этом возрасте необходимо развивать логику, речевые навыки, мышление. Использовать для этого можно развивающие игры: лепку, пазлы, раскраски, музыку, рисование. В будущем все эти навыки пригодятся ребенку. Конечно же, в детском саду ребенок научится многому. Но знайте, что образование и воспитание – процесс двусторонний, в нем родители и воспитатели действуют сообща. Не стоит сваливать воспитательную функцию на плечи педагогов, больше сами занимайтесь с детьми.

Методы обучения и познания чего-то нового должны иметь игровую форму. Проводите обучение так, словно играете с малышом. Не говорите ему фраз «должен», «надо». Пусть к обучению он привыкает с позиции «интересно». Прививайте тягу к обучению, найдите такую форму игры, чтобы малыш сам постоянно стремился в нее поиграть.

Рекомендации на каждый день

Приведенные ниже рекомендации родителям по развитию детей пригодятся на каждый день:

  • Если вдруг приходится отчитывать ребенка за какой-то проступок, никогда не употребляйте таких выражений, как «Ты вообще», «Вечно ты», «Всегда ты». Скажите ему, что он всегда хорош, но вот именно сегодня он сделал что-то не то и не так.
  • Никогда не расставайтесь в ссоре, не помирившись после конфликта. Сначала помиритесь, а потом уже отправляйтесь по своим делам.
  • Прививайте у ребенка любовь к дому. Пусть он всегда с радостью возвращается домой. Не забывайте говорить, прийдя откуда-нибудь: «Как же у нас хорошо, тепло и уютно».
  • Для обогащения духовного чаще читайте вместе с детьми книги вслух, даже с подростками. Хорошая книга сблизит вас еще больше.
  • В спорах с детьми иногда уступайте им. Ребенок должен знать, что иногда и он бывает прав. Так в будущем он научится уступать и другим людям, принимать поражения и ошибки.
  • Не забывайте всегда восхищаться и подбадривать. Уверенность рождается в тех случаях, когда тебе часто говорят «Я в тебя верю», «У тебя получится» «Потрясающе! Ты этого достиг». Но не забывайте и о критике. Иногда ее необходимо сочетать с похвалами.
  • Самые главные жизненные качества, которые родители просто обязаны привить ребенку, это находчивость, ответственность, уважение.

Сильную, выносливую личность помогут воспитать все упомянутые рекомендации родителям. Школе малыш будет отдавать много сил, и поддержка, помощь родителей будут ему просто необходимы. Напоследок приведем еще несколько основных советов по воспитанию:

  • Когда общаетесь с ребенком, не подрывайте тех авторитетов, в которые он верит. Это его выбор.
  • Будьте всегда последовательны в своих решениях. Не стоит запрещать делать то, что ранее разрешалось.
  • Не требуйте того, чего малыш не может выполнить. Если в каком-то школьном предмете возникают затруднения, помогите разобраться, а при малейших достижениях не забудьте похвалить.
  • Чаще используйте телесный ласковый контакт, обнимайте, целуйте своего ребенка.
  • Будьте во всем ему примером.
  • Как можно меньше делайте замечаний.
  • Не унижайте ребенка наказаниями, используйте это только в крайних случаях.

Источник

Наталья Реент
Практические рекомендации для родителей

«Как помочь своему ребенку строить межличностные отношения с окружающими?»

Многие родители воспитывают своих детей добрыми и отзывчивыми, чуткими и внимательными по отношению к окружающим. Но, к сажелению, очень часто, встречаются семьи, которые не замечают, или не могут найти подходящие методы воспитания, и их ребенок растет эгоистом, замкнутым и чёрствым. Предложенные ниже игры, этические беседы и просто игровые ситуации помогут таким родителям по-новому взглянуть на казалось бы, незначительные жизненные ситуации.

«Я не хочу ни с кем дружить»

Ключевая характеристика — «игнорирование», т. е. ребенок игнорирует сверстников, не хочет вступать с ними в позитивные контакты.Здесь возможны два варианта развития:

В первом, ребенок игнорирует сверстников,проявляя негативное отношение к ним: ябедничает, дерется и т. д.

Во втором, ребенок хочет взаимодействовать со сверстниками, но они его игнорируют, и в результате, не найдя способов установления контакта, ребенок обособляется. Причинами этого могут быть заниженная или завышенная самооценка, капризность, которая поощряется родителями и другими родственниками, неаргументированная требовательность, неуверенность в себе, боязнь контактов со сверстниками, коммуникативные барьеры.

Воздействие родителей на проявления ребенком негативного отношения к сверстникам

1. Этическая беседа «Одному плохо».

Ребенку можно прочитать сказку В. Катаева «Цветик-семицветик», обращая внимание на то, что, использовав почти все волшебные лепестки для удовлетворения своих желаний, девочка не испытала от этого радости. Наоборот, она почувствовала себя одинокой.

И только сделав добро для другого, она и сама по-настоящему обрадовалась.Вместе с папой и мамой ребенок приходит к выводу: одному быть плохо, даже имея все, что хочешь. И наоборот, делая добро другим, и сам становишься счастливее.В завершение беседы можно спросить ребенка: «А если бы у тебя был хоть один такой волшебный лепесток, что бы ты пожелал?».

«Немедленно дайте то, что я хочу!»

Ключевая характеристика позиции ребенка — «получение желаемого». Нередко целью отношений со сверстниками является выгода, немедленное исполнение желаний — ребенок дружит с теми, кто готов исполнять его требования, поэтому часто меняет друзей. Если кто-то не хочет делиться игрушками, конфетами, ребенок «завязывает» дружбу с другим. Если в игре он не побеждает, он отказывается от игры. Такая позиция чаще всего характерна для избалованных детей, привыкших немедленно получать желаемое. За таким типом поведения могут стоять каприз, плохо осознаваемый диктат. (Во многом возникновению подобного сценария способствует увлечение ребенка компьютерными играми,в которых нажатие клавиши исполняет любое желание: можно разрушить замок, убить монстра и т. д.)

Родителям таких детей следует задуматься о формирующимся характере ребенка. Основой воспитания должны стать терпение («Сначала подумай, нужно ли тебе это, а потом получи, взаимопомощь, умение согласовывать свои желания с желаниями других.

1. Игра «Я хочу — ты хочешь». Все члены семьи садятся в игру, и по очереди исполняют желания друг друга. Если желание одного причиняет другому неудобство или является трудновыполнимым, последний отказывается его выполнять и объясняет причину отказа. Игрок, который придумал такое желание, выходит из игры. Побеждает тот, кто дольше всех остался в игре.

2. Этическая беседа «Мои желания». Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».Вопросы к ребенку: «Всегда ли ты бываешь доволен, когда исполняются твои желания? Вспомни случаи, когда исполнение желаний не принесло тебе радости. Почему так случилось? Когда исполнение желаемого доставило тебе самое большое удовольствие? Почему так произошло? Зависят ли твои желания от других людей? Чего нельзя желать? Нужно ли согласовывать свои желания с желаниями другого?». Вместе с родителямидети приходят к выводу: «Прежде чем что-нибудь пожелать и добиваться выполнения желаемого,надо хорошо подумать: что исполнение моего желания принесет другим людям? Если же все наши желания только «для себя», то мы хотим все большего, но получение желаемого не приносит радости. Если исполнение наших желаний кого-то огорчает, обижает, это также не приносит радости». В качестве иллюстрации можно прочитать «Сказку о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина и русскую народную сказку «Морозко».

«Я заставлю вас со мной дружить!»

Ключевая характеристика поведения — «агрессия». Ребенок стремится к взаимодействию с детьми, но не желает следовать групповым нормам, поэтому сверстники игнорируют его, не принимают в игру, не хотят общаться. В результате целью межличностных взаимоотношений становится получение признания неадекватными способами.

Например, ребенок разрушает построенный другими детьми домик, дергает девочек за косички, ломает чужие игрушки, затевает драки, «обзывается», употребляет ненормативную лексику, нарушает дисциплину, чтобы показать, какой он смелый. Причинами чаще всего являются неумение получить признание адекватными способами, жесткое отношение к ребенку в семье, завышенная или заниженная самооценка.

Такому ребенку необходимо показать важность и рациональность принятых норм поведения. Родители заостряют его внимание на негативных последствиях нарушений поведенческих норм. В качестве воспитательного средства можно использовать ведение дневников. Ребенок ведет дневник,в котором отмечает свое поведение: рисует дождик, если он кого-нибудь обидел, побил, обозвал и т. д., и солнышко, если кому-нибудь помог, сделал добро. Каждую педелю подводятся результаты. Если по сравнению с предыдущей неделей количество солнышек увеличилось, а дождиков уменьшилось, ребенок получает приз.

Игра «Мы все нужны друг другу». Мама или папа предлагают ребенку спеть вместе песню «Вместе весело шагать».Затем говорит: «Вижу, у тебя хорошее настроение. Сегодня мы вместе играли, гуляли, помогали друг другу — и от этого всем радостно. Когда у всех может быть хорошее настроение? (Когда всем вместе хорошо.) А сегодня всем хорошо? Посмотрим, как поживают наши игрушки? Какое настроение у них (Игрушки отвернулись друг от друга.) Давай узнаем, что случилось?».

Заяц. Я любил хвастаться, драться, и теперь со мной никто не дружит.

Мама. Скажите Зайцу, каким нужно быть, чтобы с ним все хотели играть. (Не хвастать, уступать другим, играть дружно). Вот мы их и помирили, изменилось ли настроение у зайца? Почему? А какое у нас настроение? Да, мы помогли помириться игрушкам, сделали доброе дело. Мы им нужны, и они нам нужны. Нам хорошо вместе, а если мы будем обижать друг друга, то будет плохо всем. Давайте пообещаем — не обижать друг друга никогда.

«Быть как все»

Ключевая характеристика- «подражание».Ребенок реализует конформную модель поведения: дружит только с теми, с кем дружит большинство»; если многие (во дворе, среди знакомых) смеются над одним из детей, он поддерживает их и т. д. Причинами этого являются характерные для дошкольников стремление подражать, а также боязнь остаться и одиночестве.Для старших дошкольников характерно отношение к сверстнику на основе его внешних данных: «Я поделилась с Сережей конфетой, потому что он мой друг, у него красивая рубашка»; «Я хотела бы играть с Дашей, она ходит в красивом платье». При этом внутренние качества (доброта, честность, справедливость и др.) не выделяются и не оцениваются.

Взрослым следует создать ситуации нравственного выбора и вместе с детьми анализировать его последствия.Они предлагают детям послушать историю: «Петя дружил с Кириллом. В детский сад пришла новая девочка, с ней никто не играл. А однажды на прогулке Кирилл кинул девочке в лицо снежок и разбил очки. Пете стало стыдно за друга. Он стал помогать девочке, а с Кириллом дружба прекратилась».Затем дети отвечают на вопросы: «Почему Пете не хотелось больше играть с Кириллом? Как вы думаете, Петя — хороший друг? А Кирилл? Как бы вы поступили на месте Пети?».

Кроме игровых ситуаций, можно читать детям сказки Ш. Перро «Фея», Г. -Х. Андерсена «Гадкий утенок», Б. Заходера «Серая звездочка». В сказке «Фея» рассказывается о матери, которая любила старшую дочь за то, что та была такая же некрасивая, как и она, а младшую не любила за ее красоту. В рассказе Б. Заходера «Серая звездочка» злой мальчишка хочет убить жабу-уродину,а цветы любят ее: она помогает им жить, расцветать. В сказке «Гадкий утенок» маленького птенца гонят за то, что он не похож на других и потому кажется всем гадким, хотя он никому не сделал зла.Давайте подумаем: может ли красивый человек быть плохим, а некрасивый — хорошим? Справедливо ли обижать человека за то, что он красив или некрасив, беден или богат? Может ли некрасивый человек быть хорошим другом?Что такое внутренняя красота: красота души?».

«Слушайте меня!»

Ключевая характеристика — «диктатура». Целью отношений со сверстниками является возможность командовать, управлять ими. В играх ребенок не слушает других детей, навязывает свои правила игры, хочет быть главным, ведущим, хочет обязательно побеждать, Друг ему нужен для подтверждения собственной значимости. Ребенок требует,чтобы друг постоянно доказывал свою дружбу: отдавал любимые вещи («Ты же мне друг, тебе жалко для друга любимой игрушки?») и др. Если друг «не слушается», ребенок перестает с ним дружить.

Таких детей следует учить подчиняться, формировать умения согласовывать свои желания с желаниями других. В играх ребенку отводятся не только роли лидера, ведущего, но и роли, требующие четкого выполнения указаний других участников игры.

«Смотрите, какой я!»

Ключевая характеристика — «получение признания». Если один ребенок восхищается достоинствами другого (одежда, игрушки, умение быстро бегать, красиво рисовать и т. д., то последний будет с ним дружить. Если же сверстник не хочет восхищаться, критикует, говорит, что он лучше умеет что-либо делать, дружба прекращается. Если в вы заметили у своего ребенка такую черту, старайтесь сформировать у него умения замечать хорошие качества сверстников. Например у ребенка день рождения. Гости говорят имениннику приятные слова, выделяют его самые хорошие качества, отмечают положительные поступки.

Игра «Радость передать прикосновением». Кто-нибудь с взрослых прикасается к ребенку и называет качество, которое ему в нем нравится (например, храбрый). Затем ребенок по очереди подходит другим членам семьи и называет другие присущие им качества, тем самым, передавая радость прикосновения.

Также можно организовать игру «Котенок». Ребенок представляет, мама принесла домой котенка, которому страшно, грустно и безрадостно. Каждый по очереди Игрушку, исполняющую роль котенка, все гладят и говорят добрые слова.

«Ты — мне, я — тебе»

Ключевая характеристика — «взаимная выгода»

Ребенок проявляет дружеские чувства только в ответ на проявление таких же чувств другим ребенком. Бескорыстной помощи, заботы о другом от него не дождешься. Отношения носят формальный характер. («Он со мной не поделился карандашами (конфетой, жвачкой, я тоже ему не дам!», «Он первый меня ударил!» и др.

Таких детей следует учить бескорыстно, помогать другу; получать удовольствие от своих добрых дел. Очень важно читать художественные произведения, приводить примеры из своей жизни.

Например, при обсуждении басни С. Михалкова «Друзья в походе»предложите следующие вопросы для обсуждения: куда пошли Лиса, Бобр и Кабан? Что они встретили на пути? Почему Лиса и Кабан не стали помогать Бобру выбраться из реки? Как он в конце концов выбрался из реки? Правильно ли поступили Лиса и Кабан? Почему Бобр не пошел с ними дальше? Как поступили бы вы, если бы с вашим другом случилась беда? Как должны поступать настоящие друзья?

Вместе с ребенком подойдите к выводу — настоящий друг старается прийти на помощь в трудную минуту и делает это бескорыстно.

Можно также организовать игру «Когда мои друзья со мной».

На выходные мы отправимся в путешествие на автомобиле. Поедем те, кто сделал что-то доброе. На протяжении недели все члены семьи опускают билетик в корзинку и говорят, что доброго они сделали.

«Кто первый?»

Ключевая характеристика сценария — «соперничество».Межличностные отношения складываются на основе конкурентной борьбы: ребенок стремится во всем быть лучше друга. Возможны два варианта развития. В первом каждый стремится быть первым, во втором один признает первенство друга.

Контрсценарий «Учимся помогать друг другу». Можно провести этическую беседу «О заботливом отношении к сверстникам». Воспитатель, читая рассказ Б. Емельянова «Случай», акцентирует внимание на том, что рядом с ними находятся дети, которые также нуждаются в заботе, отзывчивости, взаимопомощи. «Как вы думаете, почему нужно заботиться о сверстнике?» Как нужно проявлять эту заботу? Можно ли смеяться, если видишь, что у друга что-то не получается? Как вы думаете, какого человека называют равнодушным, черствым?».В конце педагог подводит детей к выводу: «Равнодушный человек — тот, кому нет дела до других, кто думает только о себе. Заботливый, отзывчивый человек всегда поддержит товарища, выручит, поможет».

«Мне с тобой интересно!»

Ключевая характеристика — «сотрудничество», совместная деятельность, чаще игровая, так как избирательная дружба и объединения детей 5-6 лет строятся на основе игровых интересов. Воспитывая своих детей нужно стремиться не только к сотрудничеству, но и к взаимопомощи; к сотрудничеству не только в игре, но и в учебной, трудовой деятельности. Например, друзья вместе играют в шашки. У одного получается лучше. Взрослый просит его научить друга играть лучше.

«Давай поговорим!»

В этом сценарии ребенок дружит ради того, чтобы поделиться переживаниями, узнать что-то новое, обменяться впечатлениями и т. д. В данном случае воспитателю необходим развивающий сценарий. «Услышь друга!». Задача — направить процесс общения детей не только на себя,но и на другого: не только поделиться переживаниями, по и выслушать рассказ о переживаниях друга, постараться помочь ему; не только рассказать, но и узнать что-то новое и т. д. Важным является умение понять настроение друга, его эмоциональное состояние. С этой целью можно использовать беседы и игры.

Игра «Что я знаю о своем друге?». Ведущий выбирает одного ребенка и просит его назвать своего друга и перечислить как можно больше его хороших качеств. Побеждает тот, кто назовет наибольшее количество хороших качеств своего друга.

Игра «Угадай-ка» Ведущий выбирает ребенка и просит его догадаться о предпочтениях друга, его желаниях.Например: «Что больше любит твой друг — конфеты или ананасы?* и т. д. Побеждает тот, кто допустил меньше всего ошибок.

Беседа «Мое настроение». Воспитатель говорит о том, что настроение человека можно определить по его походке, выражению лица, голосу.С детьми обсуждаются ситуации: «Девочка Лена пришла утром в детский сад. Зайдя в группу, она улыбнулась. Как вы думаете, какое у нее настроение9». «Сережа играл в кубики. К нему подошел Саша и попросился играть с ним. «Уходи, я не буду с тобой играть», — громко закричал Сережа. Почему Сережа закричал? Какое у него было в тот момент настроение? Можно ли кричать на друга, даже если у тебя плохое настроение?».

Затем детям предлагают репродукции портретов кисти известных художников. Педагог объясняет, как художники передали настроение людей, изображенных на картинах. Детям предлагают составить по ним короткие рассказы.

«Я хочу тебе помочь!»

Ключевая характеристика сценария — «взаимопомощь». Ребенку правится помогать другу, он искренне заинтересован в том, чтобы у того было хорошее настроение, стремится понять, когда и какая именно помощь ему нужна. Этот сценарий межличностных отношений является наиболее продуктивным и требует закрепления. Воспитатель реализует закрепляющий сценарий «Давайте помогать друг другу», в котором использует следующие формы воспитательной работы.

1. Этические беседы, например «Что значит хорошо дружить».

Воспитатель. Подумайте и скажите, что такое дружба. Расскажите, как каждый из вас дружит в детском саду; что делает, чтобы дружба была «хорошая».

Правильные ответы поощряет и подводит итог: «Многие сказали, что дружить — это помогать друг другу, стараться сделать для друга что-то

хорошее. Это правильно. Когда дети дружат, они обязательно заметят, что кто-то заплакал или загрустил, и развеселят его. Каждый из вас должен стараться делать другу что-нибудь приятное. Сегодня я предлагаю сделать из бумаги открытку для друга. Мы напишем в ней пожелание другу и подарим».

2. Нравственные ситуации, например «Если заболел друг». Заболел один из мальчиков группы.Воспитатель предлагает детям сделать для него подарки: рисунки, поделки. Когда мальчик приходит, воспитатель предлагает детям поделиться впечатлениями, рассказать о том, что произошло в группе за время его болезни.

Источник