Практическая работа развитие памяти ребенка

Практическая работа развитие памяти ребенка thumbnail

Марине Саргсян
Семинар–практикум для воспитателей на тему «Развитие памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»

Семинар–практикум для воспитателей на тему «Развитие памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»

Развитие памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»

Воспитатель: Саргсян М. М.

Цель семинара- практикума: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации — методом мнемотехники.

Задачи:

• дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений, рассказывании сказок, загадок, составлении рассказов;

• дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при организации НОД, совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей;

• активизировать деятельность педагогов по использованию компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Организационный момент, сообщение темы мастер — класса

— Добрый день, уважаемые коллеги!

— Я рада вас приветствовать на нашем мастер — классе.

Из беседы с педагогом – психологом нашего ДОУ я выяснила, что анализ интеллектуальной готовности детей к школе за последние годы показывает, что одной из важнейших составляющих данной проблемы является неспособность детей к запоминанию.

Проанализировав полученные результаты, я определила основное направление своей работы с детьми: «Развитие памяти детей через использование мнемотехники».

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по развитию памяти.

Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Развитие памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники».

Актуальность проблемы развития памяти детей дошкольного возраста.

— Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю. Конфуций

Технология использования приемов мнемотехники в работе с детьми.

Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. (Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — запоминание цветов радуги) .

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Большой вклад в развитие памяти дошкольников средствами мнемотехники внесла Т. В. Большева. Основываясь на её методике «Учимся по сказке», я определила цели и задачи своей работы.

Цель работы с мнемотехниками: развивать разные виды памяти у детей дошкольного возраста.

Задачи работы с мнемотехниками: научить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, используя приёмы мнемотехники.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц — схем, в которые заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении. Например, работа с мнемотаблицей по сказке «Маша и медведь».

Этапы работы с мнемотаблицами

1. Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.

2. Осуществляем так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы, например: девочка, Машенька; ёлочка, лес; прямоугольник, кузовок и т. д.

3. После перекодирования пересказываем сказку с опорой на символы, т. е. отрабатываем метод запоминания. Например: «Жила – была девочка и пошла она в лес за шишками, да и заблудилась, и пришла к домику, где жил медведь. Пригласил он Машу погостить у себя в домике. Вот Маша испекла пирожки и просит Мишку отнести их дедушке и бабушке, а сама забралась в короб и молчит. Идёт Мишка по лесу, хочет сесть на пенёк съесть пирожок, а Маша из короба отвечает: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок, неси бабушке и дедушке» Пришёл медведь в деревню, испугался собак, оставил короб, да и в лес убежал, а Маша вернулась к бабушке и дедушке».

При этом пересказывают сказку сами дети, прибегая к незначительной моей помощи (на более поздних этапах, или пересказывают вместе со мной (на более ранних этапах).

4. Каждую таблицу ребёнок воспроизводит самостоятельно, используя приём наложения. При воспроизведении сказки основной упор делаю на изображение главных героев. Детям задаю вопросы: «Какая сказка спряталась в таблице? О ком эта сказка?»

Примечание. Детям младшего и среднего дошкольного возраста даю таблицы цветные, так как у них быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса — рыжая, цыплята — жёлтые, мышка — серая, ёлочка — зелёная, солнышко — жёлтое и т. д.

Что можно изображать в таблице? Схематически изображаю всё то, что считаю нужным отразить в данной таблице. Например, рассказывая сказку «Курочка Ряба», можно изобразить курицу, стрелками показать действие «бил, бил — не разбил», слёзы показать маленькими точками.

На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы

Организовать стихотворение удобнее в виде таблицы.

Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.

Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок.

Описательная загадка: Он коричневый, бывает овальный или круглый. Он маленький, растет на грядке в огороде. Его выкапывают. Его можно варить или жарить. (картофель). Технология составления мнемотаблицы та же.

Детям младшего дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними я работаю через мнемодорожки.

Мнемодорожка также несёт обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка. Работая с мнемодорожкой, использую приёмы наложения и приложения.

Например, поставив перед собой цель — ознакомить детей с характерными особенностями времён года, учу детей рассказывать о временах года с исполь-зованием мнемодорожки.

В работе с мнемодорожками устанавливаю следующие условные обозначения, характерные для каждого времени года: дождь, ветер, снег, тучи, тепло, почки, трава, тает снег, прилетают/улетают птицы, солнце светит мало, деревья без листьев и т. п.

Использование таких условных обозначений признаков времени года позволяет составить мнемодорожку об осени или весне и рассказ по ней.

Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.

В заключение – цитата из книги Е. Н. Водовозовой, изданной ещё в 1901 году, но не потерявшей своей актуальности.

«Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они у вас не будут ни глупыми, ни вялыми, ни безнравственными… Но что значит дать разумное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста? Это означает умение подыскать материал, пригодный для разнообразных занятий ребёнка, для его игр, упражнений и усовершенствования органов внешних чувств, а также для развития его наблюдательности. Этот материал должен быть доступен для его ума и сердца и должен укреплять его здоровье».

Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми! А в заключении прошу выразить своё мнение о сегодняшнем мероприятии.

Практическая работа развитие памяти ребенка

Источник

Ия Иванова
Развитие памяти у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Дидактические игры и упражнения, как средство развития памяти.

О. Голецова под дидактической игрой подразумевает такую деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки. Дидактические игры, следовательно, это игры, предназначенные для обучения.

Дидактические игры по сравнению с другими имеют одну характерную особенность: цель этих игр – учить детей, тренировать и развивать их умственные способности и прививать им положительные черты характера.

Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем. Он высоко ценил игру, считая ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка.

Главная особенность дидактической игры состоит в том, что задание предполагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие – то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Для того чтобы дидактические игры выполняли свои функции и назначение, они должны иметь специальную структуру. Своеобразная структура дидактической игры является одновременно самым типичным признаком, который отличает ее от другой детской деятельности или игры, направленной воспитательницей.

Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений, на разном материале, что немаловажно для развития памяти детей.

Практическая часть.

Цель – продумать и апробировать последовательность дидактических игр и упражнений на развитие памяти у детей среднего дошкольного возраста.

Эксперимент проводился в «МАДОУ №35 Детский сад общеразвивающего вида». Детский сад работает по программе нового поколения для дошкольных образовательных учреждений «Развитие», автор Л. А. Венгер. (список детей группы № 4, см. приложение №1).

Мы проводили эксперимент в средней группе №4 «Подсолнухи», воспитатели данной группы Ия Владимировна и Ольга Евгеньевна. Они являются специалистами своего дела.

Практическая часть состоит из 3 этапов:

1. Констатирующий

2. Формирующий

3. Контрольный.

Констатирующий эксперимент

Цель констатирующего эксперимента – выявить исходный уровень развития памяти у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Выявление уровня развития кратковременной памяти у детей среднего дошкольного возраста.

2. Выявление уровня развития произвольной образной памяти детей среднего дошкольного возраста.

3. Выявление уровня развития долговременной памяти у детей среднего дошкольного возраста.

Перед проведением эксперимента мы определили уровневые показатели развития памяти в среднем дошкольном возрасте.

Для реализации задач мы подобрали методики

1. Йозефа Шванцара. «Диагностика психического развития».

Цель методики — Выявление уровня развития кратковременной памяти у детей среднего дошкольного возраста.

2. Г. А. Урунтаевой «Развитие памяти детей дошкольного возраста».

Цель — выявить уровень развития произвольной памяти ребенка среднего дошкольного возраста.

3. С. А. Банков «Исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности»

Мы выявили, что 10 детей находятся на высоком уровне, 4 человека находятся на среднем уровне, 1 ребенок находится на низком уровне.

Формирующий эксперимент.

Целью нашего исследования на формирующем этапе — апробировать на практике последовательность дидактических игр и упражнений.

Для эффективности формирующего эксперимента мы реализовали следующие условия:

— подобрали дидактические игры и упражнения на развитие кратковременной памяти у детей среднего дошкольного возраста и продумали последовательность их проведения. («Запомни словечко», «Слушай и запоминай», «Непослушные картинки», «Создай целое», «День рожденье куклы Маши»).

— подобрали дидактические игры и упражнения на развитие произвольной образной памяти у детей среднего дошкольного возраста и продумали последовательность их проведения. («Беспорядок на кухне», «Винни Пух, Пятачок и Заяц», «Осенние листья», «Рассеянный крокодил», «Полянка»).

— подобрали дидактические игры и упражнения на развитие долговременной памяти у детей среднего дошкольного возраста и продумали последовательность их проведения. («Снежки», «Найди предмет», «Любимый мультфильм», «У кого сколько»)

— пополнили развивающую среду материалом к дидактическим, сюжетно — ролевым и подвижным играм.

Провели родительское собрание на тему «Значение памяти в интеллектуальном развитии дошкольника».

Контрольный эксперимент.

Для проверки эффективности проделанной работы был проведен контрольный эксперимент, целью которого является – выявить итоговый уровень развития памяти у детей среднего дошкольного возраста после проведенной работы.

Для реализации задач использовались те же методики, что и в констатирующем эксперименте.

Для проверки эффективности проведения последовательности дидактических игр и упражнений, мы решили сравнить результаты. Мы выявили, что по данным констатирующего эксперимента на высоком уровне – 7 человек, что составило 47%, а на контрольном стало 12, что составило 80%. На среднем уровне было – 5 человек, что составило 33%, а на контрольном стало 3 человека, что составило 20%. На низком уровне было – 3 человека, что составило 20%, а на контрольном детей на низком уровне не оказалось

Проведенная нами работа показала, что гипотеза подтвердилась, и дидактические игры и упражнения являются средством повышения уровня развития памяти у детей среднего дошкольного возраста.

Заключение

Изучив весь материал, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день проблема развития памяти является актуальной и социально значимой. Без нее невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, именно она дает богатейшие возможности для развития психики ребенка. Поэтому предметом нашего исследования мы выбрали дидактические игры и упражнения. Для рассмотрения эффективности дидактических игр и упражнений, как средств развития памяти, мы провели практическую работу нашего исследования.

Следовательно, можно сказать, что гипотеза подтвердилась. Уровень развития памяти детей среднего дошкольного возраста можно повысить, если проводить работу систематически и последовательно, используя дидактические игры и упражнения.

Игры и упражнения на развитие кратковременной памяти.

«Запомни словечко»

Цель – развитие кратковременной памяти.

Ход: Каждый из играющих по очереди называет одно слово и прибавляет его к названному до него. Далее играющие по очереди повторяют все названные слова, прибавляя к ним новое слово.

«Слушай и запоминай»

Цель – развитие кратковременной памяти.

Ход: Взрослый зачитывает 10 пар слов, связанных по смыслу. Ребенок должен запомнить их. Затем взрослый произносит одно (первое) слово, а ребенок, вспомнив втрое слово, называет его. Взрослый подтверждает правильность ответа и переходит к следующей паре, называет первое слово из пары – ребенок вспоминает соответствующее слово и называет его и т. д.

Например, зима – снег, ночь – луна, мама – ребенок, елка – праздник, краски – альбом, велосипед — дорога, зоопарк – жираф и т. д.

«Непослушные картинки»

Игра проводится индивидуально с каждым ребенком.

Цель – развитие кратковременной памяти.

Материал: разные предметы для создания сюжетной картины.

Ход: Взрослый из различных предметов строит сюжетную картинку, например, дом с цветником, садом и домашними животными. Ребенок, рассматривая картинку, должен запомнить ее первоначальный вид. Затем малыш на минуту выходит из комнаты (или отворачивается). Взрослый, поменяв расположение предметов, зовет ребенка, предлагая ему догадаться, что изменилось, и вернуть все предметы на прежние места.

«Создай целое»

Цель – развитие кратковременной памяти.

Материал: Цветная картинка, с изображением законченного предмета разрезанная на несколько частей.

Ход: Ребенок должен собрать из этих частей картинку так, чтобы она выглядела целой.

«День рожденье куклы Маши»

Цель – развитие кратковременной памяти.

Материал: 4 – 5 игрушек.

Ход: Сообщаем ребенку, что у куклы Маши наступил день рожденье и скоро придут гости поздравить ее. А как зовут гостей, он узнает позже. Достаем 4 – 5 игрушек и называем ребенку их имена. Затем все гости усаживаются за стол и начинается чаепитие. Ребенок должен всех угощать чаем, обращаясь к каждому по имени.

Игры и упражнения на развитие произвольной образной памяти.

«Беспорядок на кухне»

Цель – развитие произвольной образной памяти.

Материал: Картинка с изображением беспорядка на кухне, листок бумаги, карандаши.

Ход: Показываем ребенку картинку с изображением беспорядка на кухне. Ребенок должен на листе бумаги нарисовать, где все эти предметы расставлены и разложены по своим местам.

«Винни Пух, Пятачок и Заяц»

Цель – развитие произвольной образной памяти.

Материал: Картинка, на которой изображены Винни Пух, Пятачок и Заяц, части тела, у которых перепутаны.

Ход: Показываем ребенку картинку, на которой изображены Винни Пух, Пятачок и Заяц, но части тела у них перепутаны. Объяснить ребенку, что художник, рисуя этих персонажей, сделал много ошибок. Ребенку необходимо перечислить все ошибки, которые допустил художник, не глядя на рисунок.

«Осенние листья»

Игра проводится индивидуально с каждым ребенком.

Цель – развитие произвольной образной памяти.

Материал: Листочки любых деревьев, два одинаковых листочка.

Ход: Показать ребенку лист, попросить запомнить его. Далее этот лист надо закрыть и попросить ребенка отыскать точно такой же среди остальных.

«Рассеянный крокодил»

Цель – развитие произвольной образной памяти.

Материал: Картинка с изображением рассеянного крокодила, листок бумаги, карандаши.

Ход: Попросить ребенка внимательно посмотреть на картинку с изображением «неаккуратного» крокодила. Далее попросить нарисовать то, что ребенок запомнил. Ребенок должен нарисовать точно такой же рисунок. Сравнить рисунок ребенка с картинкой.

«Полянка»

Цель – развитие произвольной образной памяти.

Материал: Картинка с изображением полянки.

Ход: Показать ребенку картинку с изображением полянки, попросить запомнить ее (1 минуту). Попросить рассказать, что было нарисовано на картинке (какие деревья нарисованы на ней, какие цветы, что еще было нарисовано).

Иры и упражнения на развитие долговременной памяти.

«Снежки»

Цель – развитие долговременной памяти.

Ход: В – ль: «Представь снег. Вспомни, какого цвета снег. Всегда ли он белый? Вспомни, как хрустит снег под нашими ногами. Представь, что ты держишь в руках снег. Представь, что ты делаешь из него шарик, что ты чувствуешь?». Ребенок должен рассказать все, что он представил.

«Найди предмет»

Игра проводиться индивидуально с каждым ребенком.

Цель – развитие долговременной памяти.

Материал: Две башенки из спичечных коробков, пуговица.

Ход: Склеить несколько спичечных коробков, сделать из них две башенки. Спрятать в один из них пуговицу так, чтобы ребенок видел, куда вы ее кладете. На следующий день ребенок должен показать, куда вы положили предмет, выбрав башенку и ее отделение.

«Любимый мультфильм»

Игра проводиться индивидуально с каждым ребенком.

Цель – развитие долговременной памяти.

Материал: Запись любимого мультфильма ребенка.

Ход: Суть этой игры состоит в том, чтобы озвучить по памяти знакомый мультфильм. Он должен быть не очень длинным (1 – 2 минуты). Посмотрев его, попросите ребенка пересказать вам содержание этого мультфильма как можно подробнее, желательно с точным цитированием слов основных персонажей. Если он затрудняется, то можно задать ему наводящие вопросы.

«У кого сколько»

Цель – развитие долговременной памяти.

Ход: Попросить ребенка вспомнить и сказать что бывает на 2 ногах; на 3 ногах; на 4 ногах? Можно называть любые варианты.

Примерные варианты:

2 ноги — человек, тележка на 2 колесах, зайчик, когда стоит вертикально, мотоцикл и т. д. ;

3 ноги — человек с тростью, кошка с больной лапкой, тележка на 3 колесах;

4 ноги — машина (ее разновидности тоже считаются, человек с тележкой на 2 колесах, собака, кошка и т. д.

Родительское собрание.

4 группа.

Воспитатель: Иванова Ия Владимировна.

Секретарь: Лаптева Наталья Евгеньевна.

«Значение памяти в интеллектуальном развитии дошкольника«

Без памяти человек не может ничего изобрести,

не может скомбинировать и двух идей.

Вольтер.

Задачи собрания:

1. Показать родителям методы и приемы развития памяти детей.

Ход собрания.

Вступительное слово воспитателя.

— Какое сегодня число? – спрашивает у своего друга товарищ.

— Не знаю, — отвечает тот.

— Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.

— А она – вчерашняя!

Это разговор об очень важном мыслительном процессе – памяти, существование человека как человека, без него невозможно.

I. Память можно и нужно развивать.

Очень часто обращения родителей к психологу или педагогам связаны со сложностями в обучении ребенка, возникающими из – за плохой памяти. Ребенок плохо запоминает учебный материал, быстро забывает все выученное, не может толком воспроизвести то, что выучил, увидел или услышал.

Основу памяти составляет генетически обусловленная способность запечатлевать информацию, говоря научным языком, природная пластичность нервно – мозговой ткани (“мнема”). Такую память называют природной (или механической, непосредственной). В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте. Скорее всего, природная память созревает именно в этот период (до 7 лет) и в дальнейшем может и не развивается.

Психологи утверждают следующее:

Память можно и нужно развивать;

• что может делать каждый человек самостоятельно или под чьим – либо руководством;

• Основу эффективной памяти составляет сильная природная память;

• Природную память можно тренировать;

• Культурную память можно развивать в течение всей жизни, формируя способы запоминания;

Развитая (сильная, эффективная, обширная) память способствует регуляции человеком своего поведения.

II. Способы развития памяти с помощью мнемических приемов.

Необходимость использования мнемических приемов.

Психика человека устроена таким образом, что любая новая информация помимо нашей воли “цепляет”, затрагивает старую, уже известную. Такие процессы, присущие всем людям, называют ассоциациями.

III. Упражнения для тренировки памяти детей дома.

Упражнение 1. Предложите ребенку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и проверит, верно ли были им названы предметы.

Упражнение 2. Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребенок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.

Упражнение 3. Прочитайте текст вслух один раз. Затем прочитайте его, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребенка вас исправить. Пусть он перескажет весь текст без допущенных вами ошибок.

Упражнение 4. Предложите ребенку ряды слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Вы зачитываете пару слов, а ребенок должен запомнить второе слово пары, стараясь при этом установить между словами какую–нибудь смысловую связь.

Через 10 минут после первого прочтения вы читаете слова из первого столбика, а ребенок называет второе слово этой пары. Чем больше слов воспроизводит ребенок, тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи.

Источник