Познавательное развитие ребенка в предметной деятельности
Светлана Тарасова
Конспект НОД по развитию предметной деятельности и познавательных способностей «Лесные чудеса»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию предметной деятельности и познавательных способностей
«Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию предметной деятельности и познавательных способностей детей раннего возраста
«Лесные чудеса»
Развитие предметной деятельности и познавательных способностей детей раннего возраста
В раннем возрасте, как известно, ведущей деятельностью является предметная. С предметным миром ребенок знакомится на протяжении всего периода раннего детства.
Важнейшей характеристикой и показателем развития предметной деятельности является познавательная активность ребенка, которая проявляется в любознательности, стремлении к получению новых впечатлений, инициативном поиске новой информации об окружающем мире.
Исследуя новые предметы и игрушки, экспериментируя с песком, водой, красками, пытаясь открыть коробочки с «секретом», малыш решает самые настоящие мыслительные задачи. И хотя решение этих задач неотделимо от практических действий, оно требует значительных умственных усилий, а также настойчивости и целеустремленности.
Основная задача воспитателя состоит не в том, чтобы учить ребенка правильному способу действий, показать или подсказать правильное решение, а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.
Следующим направлением педагогической работы в рамках формирования предметной деятельности является развитие у детей восприятия и мышления. Собирая пирамидку, матрешку, складывая картинку из деталей, играя с разнообразными вкладышами, ребенок учится учитывать свойства предметов, различать и соотносить их по форме, цвету, величине. При этом малыш не только действует, но и думает. В ходе соотносящих действий совершенствуются восприятие, внимание, память и мышление ребенка.
Для решения поставленных задач необходимо организовывать развивающую предметную среду, наладить с детьми совместную деятельность, создать условия для самостоятельной деятельности малышей с предметами, обеспечить их новыми впечатлениями, знакомить с явлениями окружающего мира.
Работа по развитию предметной деятельности и познавательных способностей детей раннего возраста в нашем детском саду ведется не первый год. Работа началась с совершенствования предметно- развивающей среды. Мы составили картотеки игр, направленные на развитие практических и орудийных действий, на развитие познавательной активности детей, игр с песком и водой и другие. Наряду с традиционными игровыми центрами, оборудовали в игровой комнате современные центры: «Центр развивающих игр», «Дидактический стол», для самостоятельных игр – экспериментирования центр «Песок-вода».
Центр «Песок-вода» помогает воспитателю в решении одной из важнейших задач в развитии ребенка 2-3 лет. Речь идет о самодеятельной игре-экспериментировании с различными подходящими для этого предметами и природными материалами.
Организуя игры с водой и песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры.
Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т. д., а потом разрушать и снова строить.
Игры с песком более целенаправленны, чем другие виды игр. Формование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности малыша.
В «Центре развивающих игр» все игрушки и пособия, которые окружают малыша, в той или иной мере оказывают влияние на его развитие. В нем собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи.
Дидактический стол является частью центра развивающих игр. В него входят пирамидки, вкладыши разного типа, разноцветные счеты, горки для катания предметов, набор объемных геометрических форм и т. д.
Наиболее эффективным способом развития у детей предметной деятельности и познавательных способностей является организация совместной предметной деятельности взрослого и ребенка. Воспитатели разумно сочетают совместную деятельность с ребенком и самостоятельные занятия малыша. При этом совместная деятельность не навязывается ребенку. Взрослый предлагает малышу новые интересные занятия, подключается к его игре, откликается на просьбы о помощи, помогает преодолевать затруднения, правильно координирует и распределяет действия, поощряет их, хвалит ребенка.
При этом не выполняет действия за малыша, важно, чтобы он научился сам выделять нужные свойства предметов, например, подбирать и соединять части пирамидки или матрешки в нужном порядке.
Для развития познавательной активности воспитатели обогащают жизнь детей новыми впечатлениями, создают условия для детского экспериментирования. Важно поддерживать природное любопытство детей, поощрять любое проявление интереса к окружающему миру.
Воспитатели не ограничивают познавательную активность малышей, ограничение касается только опасных для их жизни и здоровья объектов и действий.
В течение дня, на прогулке организовывается совместное наблюдение за различными явлениями природы. Цель этих наблюдений — поддерживать или пробуждать интерес детей к окружающему, вызывать удивление, радость открытия нового. Воспитатели привлекают внимание малышей к изменениям в природе.
Наблюдение за явлениями природы сочетается с играми и занятиями, в процессе которых дети знакомятся с различными свойствами объектов живой и неживой природы, получают общее представление об их отличительных признаках. Играя со снегом, дети узнают, что он бывает липким, мокрым, тает в руках и т. п.
В целях ознакомления детей с окружающим миром воспитатели читают им книги, показывают картинки, диафильмы познавательного характера о природном и социальном мире.
В свою работу с детьми педагоги внедряют современные педагогические технологии, такие как проектную и экспериментальную деятельность, интегрированные занятия. Разработали систему работы с детьми младшего возраста по развитию предметной деятельности и познавательных способностей методом экспериментирования. Еженедельно во второй половине дня воспитатели проводят познавательно-экспериментальную деятельность с детьми в форме игр.
Познавательную активность детей эффективно стимулируют новые незнакомые предметы, игрушки с секретами и сюрпризами.
— Игры с водой, такие как «Наливаем-выливаем», «Брызгалки», «Тонущие и плавающие предметы», «Мыльные пузыри», «Снег и вода».
Игры с водой открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и разных предметов (теплый – холодный, тонет – плавает и др.).
— Игры с песком
В играх с песком малыши знакомятся с его свойствами (сухой – мокрый, мягкий – твердый). Они узнают, что сухой песок можно пересыпать, а из мокрого делать различные постройки. Возможность изменять форму и расположение построек открывают простор для детского творчества.
Малыши очень любят насыпать песок в различные емкости, копаться в нем руками, лопаткой, палочкой, топтать его ножками, втыкать в него палочки, веточки, листики, камушки, делать из него куличики.
— Игры с бумагой
Игры с бумагой также открывают широкие возможности для обогащения сенсорного опыта детей раннего возраста.
Экспериментируя с бумагой, малыши сминают, комкают, складывают, разворачивают, разрывают ее, знакомятся с разнообразными свойствами этого материала.
По мнению академика Н. Н. Поддьякова, «… в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».
Процесс познания — творческий процесс, и задача педагогов – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
«Лесные чудеса«
Цель: Развитие предметной деятельности и познавательных способностей детей раннего возраста.
Программное содержание:
1. Образовательные задачи:
формировать у детей представление о диких животных: зайце, медведе, их внешнем виде;
продолжать учить соблюдать простейшую последовательность действий с предметами, т. е., подбирать их по какому-либо принципу, например по форме;
познакомить детей со свойствами и качествами льда;
2. Развивающие задачи:
развивать зрительную память, воображение;
продолжать развивать координацию движений и мелкую моторику пальцев при нанизывании «бусин»;
совершенствовать умение не отвлекаться при выполнении задания;
3. Воспитательные задачи:
воспитывать отзывчивость, доброжелательность, формировать познавательный интерес;
эмоционально обогатить чувства детей, включив в занятие музыкальную игру.
Материалы:
игрушки — заяц, медведь, маленькие зайчики по числу детей;
бусы изо льда;
белые бумажные салфетки;
кубики по количеству детей (на каждого по 3 кубика и крыша);
подносы по количеству детей для конструктора;
шнуры (жёлтые, красные) по количеству детей с жёстким кончиком для нанизывания бус;
деревянные бусины красного и жёлтого цветов для нанизывания детьми на шнуры;
4 одинаковых блюда для бусин;
шишка, в которой лежат конфеты по числу детей (сюрпризный момент).
Ход занятия:
Дети входят в зал, здороваются, воспитатель предлагает детям сесть на стульчики.
Воспитатель. Все садитесь рядком
Поиграем ладком.
Приготовьте, ушки, глазки,
Начинаем нашу сказку.
Я сегодня в лес пошла
Бусы дивные нашла.
Смотрите, какие они красивые, блестящие.
Воспитатель предлагает детям потрогать их, (дети трогают бусы).
Какие бусы? (Холодные, мокрые, гладкие, прозрачные).
Воспитатель с детьми делает вывод: Бусы ледяные, сделаны изо льда. Дети хором и индивидуально повторяют — ледяные.
Кто-же потерял бусы? Пойдёмте все вместе и поищем хозяина. (Блюдце оставляют в корзинке у центральной стены).
По ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки
Через лужу – прыг,
Через ямку – скок
Бух упали, куда же мы попали?
А у кочки, под кусточком
Заинька сидит, хвостик у него дрожит.
Давайте позовём зайчика.
Дети зовут зайчика, сначала, тихо, потом погромче:
Зайчик, иди к нам.
Воспитатель берёт в руки зайчика. Предлагает детям показать, как дрожит у зайчика хвостик. (Артикуляционное упражнение «Зайкин хвостик»)
Воспитатель успокаивает зайчика: Не бойся, зайка, дети у нас хорошие, добрые. Они тебя не обидят.
Воспитатель. Дети, посмотрите, какая у зайки шуба? (белая, пушистая, тёплая) дети гладят зайку. Повторяют за воспитателем (белая, тёплая, пушистая) Какие у зайки ушки? (длинные). Дети, посмотрите, какой у зайчика хвостик (маленький, короткий, пушистый)
Воспитатель. Зайчик, а какая у тебя любимая игра?
Зайчик. Я люблю играть в снежки.
Воспитатель. Но снег уже растаял. Ребята, давайте поможем зайке. Сделаем снежки из белых, бумажных салфеток
Игра в снежки. Воспитатель и дети берут салфетки, сминают их в снежки и подбрасывают их вверх(2-3 раза)
Воспитатель. Спасибо, Зайка, детям понравилась твоя игра. Зайка, а ты не терял бусы?
Зайчик. Нет, не терял.
Воспитатель. Зайка, а почему ты такой грустный? (Воспитатель подносит зайца к уху)
Дети, зайка сказал, что у него нет домика.
Нет у зайчика избушки.
Кто ему построит дом?
Он лежит, прижавши ушки.
Под ореховым кустом.
Дети, давайте, построим зайчику и его друзьям домики.
Дети, стоя у столиков, строят домики из мелкого конструктора (кирпичики, треугольная призма для крыши).
Воспитатель: Зайка, посмотри, сколько домиков построили дети, для тебя и твоих друзей. (Дети обыгрывают домики с зайчиками).
Слышится рычание медведя.
Воспитатель. Ребята, кто так рычит?
Дети. Мишка.
Воспитатель. Давайте позовём мишку.
Дети находят мишку.
Воспитатель с детьми рассматривают мишку.
Воспитатель: Какой мишка? Какая у него шубка? (мягкая, тёплая)
А где у мишки ушки? Какие у него ушки (круглые, маленькие). А где у мишки хвостик? Нет у мишки хвостика.
Мишка плачет-У-у-у.
Воспитатель, обращаясь к детям: Дети, как Мишка, плачет? (Дети показывают). Мишка, а почему, ты плачешь? Воспитатель подносит к уху мишку. Дети, мишка сказал, что он потерял бусы. Это, наверное, те, которые мы нашли. Отдадим мишке бусы. (ДА)
Воспитатель с детьми подходит к корзинке, где должны лежать бусы, но в блюдце вода.
Воспитатель: А где же бусы?
Бусы были ледяные, здесь у нас тепло, они и растаяли.
Мишка, не расстраивайся, дети сделают тебе другие бусы, и ты подаришь их своей маме.
Воспитатель предлагает детям, сидя за столиком, на цветные верёвочки нанизывать бусинки (цветные шарики).
На красные и жёлтые верёвочки нанизывать разноцветные бусинки (красные и жёлтые)
Бусы готовы. Дети дарят мишке для мамы бусы. Какие красивые бусы сделали тебе дети. Мишка. Тебе понравились. (Да)
Мишка в благодарность хочет поиграть с детьми в игру.
Музыкальная игра с мишкой «Мишка на печке». Муз. и слова Шершень Л. А.
Воспитатель: Мишке понравилось играть с ребятками, и он дарит нам волшебную шишку, в ней конфеты.
Дети благодарят Мишку и уходят.
Источник
Елена Комарова
Опыт работы «Познавательное развитие детей раннего возраста»
Опыт работы на тему «Познавательное развитие детей раннего возраста»
АННОТАЦИЯ
Опыт работы по познавательному развитию детей раннего возраста разработан воспитателем Комаровой Е. С., в процессе реализации одной из задач годового плана учреждения.
Воспитатель работает с детьми раннего возраста по программе «Кроха». Основной целью по данному направлению является развитие всех сфер деятельности детей, формирование у детей различных способностей. Совместная деятельность проводится в игровой форме. Умело используются различные виды мотивации детской деятельности. В процессе проведения совместной деятельности и НОД педагог учитывает интеллектуальные возможности обучающихся (организованные формы обучения проводятся по подгруппам). Программные задачи по познавательному развитию детей включаются в другие разделы программы.
Вносимый в совместную деятельность материал дети имеют возможность использовать в процессе свободной самостоятельной деятельности. Все организуемые и проводимые мероприятия дают неплохие результаты.
ВВЕДЕНИЕ
Познавательное развитие детей раннего возраста.
Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребенка дошкольника. Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни ребенка. Одним из важнейших в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы, так как в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется и существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека, которая обеспечивает нормальное и полноценное, интеллектуальное и эмоциональное существование и развитие личности в нашем мире. Результаты многочисленных психофизиологических и психо-педагогических исследований свидетельствуют о том, что в раннем детстве формируется здоровье, закладываются фундаментальные человеческие способности и личностные качества: любознательность, доверие к миру, уверенность в себе, целенаправленность, настойчивость, творческое воображение.
Основой мировосприятия ребенка раннего возраста является предметное содержание действительности. Предметный мир существует для ребенка в контексте его субъективности, значимости этого мира для него лично. Ребенок открывает мир для себя, обозначая тем самым значимость своей субъективности и субъективности в художественном, образном, целостном понимании себя и мира. Освоение предметного мира носит пристрастный характер, у ребенка складывается «картина мира, картина свойств вещей в их отношениях к нему и друг к другу.
Самым важным приобретением на втором году жизни является осознание ребенком себя как личности. Ребенок становится самостоятельным. Повышается его самооценка. В 1 -3 года появляется любознательность. Любознательность является жизнеутверждающим качеством человека. Доверие к миру складывается в раннем детстве. Уверенность в себе формируется в процессе общения со взрослыми, в предметной деятельности. Целенаправленность, или целенаправленная деятельность является особым приобретением в раннем детстве. Настойчивость заключается в умении добиваться поставленной цели. Творческое воображение также впервые проявляется в раннем детстве. Ребенок познает мир, исследуя его и экспериментируя, манипулируя его предметным содержанием, познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю.
ОСНОВНАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Для развития познавательных способностей детей в группе раннего возраста я составила перспективный план «Ребенок познает мир» и определила следующие цели и задачи:
Создать условия, способствующие развитию познавательной сферы ребенка.
Развивать у детей любопытство и заинтересованность ко всему происходящему и наблюдаемому в их окружении.
Поощрять у детей проявления интереса к предметам окружающего мира, называть вещи и типичные действия с предметами.
Учить замечать целесообразность и целенаправленность действий, видеть простейшие причины и следствия собственных действий.
В работе с детьми опиралась на следующие принципы:
интеграция воспитательных задач; обучение детей, организованное и систематическое;
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
требования, предъявляемые к детям – посильны. Малыши следят и подражают действиям взрослого;
поддержка эмоционального тонуса;
Определила основные направления познавательного развития детей раннего возраста:
Расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.
Создать условия для развития самостоятельности, познавательности, активности в центре познавательного развития.
Формировать основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру:
мир человека – все сотрудники детского сада собственным примером демонстрируют внимательное отношение друг к другу, к детям, личным примером демонстрировать детям бережное отношение к предметам;
мир природы – вызвать у детей эмоциональный отклик на различные объекты и явления природы при непосредственном общении сними.
В перспективном плане «Ребенок познает мир» отражены как организованные формы работы, так же совместная деятельность детей и воспитателя. (Приложение 1)
Основными методическими приемами являются игра, речевое общение, поисковая деятельность, использование фольклора. В своем перспективно-тематическом плане я отразила темы по познавательной деятельности, конспекты на тему «Животные и птицы на нашем участке», зимнюю тематику «Следы на снегу», рассказы-пояснения, конспекты комплексных занятий. (Приложение 2, Приложение 3)
Для построения предметно-пространственной среды в группе использовала следующие принципы соответствующие ФГОС ДО:
принцип открытости, доступности, насыщенности;
принцип полифункциональности;
принцип трансформируемости:
принцип вариативности;
принцип индивидуализации;
принцип безопасности.
В группе созданы условия для познавательного развития – центры «Осваиваем окружающий мир», «Учимся говорить», «Играем рядом», «Это я», «Петрушкин театр», «Вместе бегаем, играем». Создание этих центров и организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
В группе раннего возраста происходит знакомство детей с предметным окружением. Дети в этой группе знакомятся с названиями предметов ближайшего окружения. Называют предметы, знакомятся с цветом, формой, величиной, материалом, из которого сделаны предметы. При ознакомлении с материалом, прежде всего у детей обеспечивала его активное восприятие, формировала умение различать знакомые предметы и действия. Для этого в своей работе я использовала дидактические игры и упражнения. В процессе дидактических игр и упражнений происходит успешное усвоение новых слов.
Ребенок имеет возможность сравнивать объекты по указанным признакам. Жизненные ситуации помогают детям в ориентировке на цвет, величину, форму, материал предмета.
На занятиях дети учатся слышать и понимать разные обращения взрослого. Дети упражняются в выполнении простейших заданий. Эффективны в работе с детьми раннего возраста жизни дидактические упражнения с использованием несложных сюжетных картинок. Так же с детьми этого возраста можно рассматривать настенные картины. Это помогает накоплению и уточнению представления об окружающем мире, о его семье, о самом ребенке.
В воспитании эмоциональной отзывчивости я использую дидактические игры, упражнения «Как помочь маме?», «Как помочь бабушке?». Я стараюсь формировать у детей чувство симпатии к другим детям «Улыбнись Кате», «Пожалей Колю». Учу детей пониманию, нельзя драться и обижать других детей. Начинаю побуждать интерес к труду взрослых людей. Например, «Мама дома – повар», «Дворник в детском саду». Полученные детьми знания уточняются и закрепляются в дидактических играх «Узнай и назови».
Таким образом, развивая познавательную сферу ребенка – я стремилась создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать Человеком.
Анализ проведенной работы
Проведенная работа по познавательному развитию:
У детей сформирована и способность к активной познавательной деятельности.
У детей повысился уровень успешности освоения в образовательной области «Познавательное развитие».
Появился интерес к предметам окружающего мира, к называнию вещей и к типичным действиям с предметами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов.
Источник