Познавательное развитие ребенка в период дошкольного детства

Познавательное развитие ребенка в период дошкольного детства thumbnail

Активное включение
ребенка-дошкольника в различные виды
деятельности, расширение круга его
взаимоотношений со взрослыми и
сверстниками способствуют быстрому
развитию и совершенствованию многих
психических познавательных процессов.
(Асеев, С. 68)

Это относится, в
частности, и к сенсорному развитию, т.е.
развитию ощущений, восприятия и образного
представления.

Сенсорное развитие
дошкольника включает две взаимосвязанные
стороны – 1) усвоение представлений о
разнообразных свойствах и отношениях
предметов и явлений и 2) овладение новыми
действиями восприятия, ощущения,
позволяющими все более полно и расчлененно
воспринимать мир. (Мухина, С. 222)

Раскрывая
суть первой стороны сенсорного развития,
необходимо усвоить, что в дошкольном
возрасте происходит переход от применения
собственного сенсорного опыта ребенка
(эта фигура как «домик») к использованию
общепринятых сенсорных
эталонов
, —
это выработанные человечеством
представления об основных разновидностях
каждого вида свойств и отношений, —
цвета, формы (эта фигура – треугольник,
а раньше было – «домик»), величины
предметов, их положения в пространстве,
высоты звуков, длительности промежутков
времени и т.п. (Мухина, С. 222)

В 1-ой половине
периода ребенок начинает усваивать
общепринятые средства выполнения
действий восприятия и наглядно-образного
мышления – сенсорные эталоны и наглядные
модели (выделение и отображение в
наглядной форме связей и отношений
между предметами и явлениями).

Так, в 3 года ребенок
знает, что такое «цвет», ориентируется
в звуках (высота, долгота);

4 года – знает
форму, а на 5-м году начинает зрительно
расчленять форму предметов на заданные
части (этому способствует аппликация
и конструирование из кубиков);

5 лет – дети хорошо
владеют представлениями о цветах,
геометрических формах, отношениях 3-4
величин (большой, маленький, самый
большой, самый маленький).

Однако, самое
трудное для детей – усвоение эталонов
величины, т.к. они не владеют хорошо
системой мер. Вместе с тем, восприятие
в этом возрасте имеет и несовершенства:
1) дети не учитывают ряд свойств предметов
или учитывают их неправильно. Это связано
с тем, что четкие представления
складываются лишь об основных
разновидностях свойств, из-за чего
малоизвестные свойства приравниваются
ребенком к известным. Например, имея
представление о квадрате, ребенок
неизвестные ему трапеции, ромбы может
воспринимать как квадраты; 2) дети
затрудняются последовательно обследовать
(например, осмотреть) предметы, объекты
и беспорядочно перескакивают с одной
фигуры на другую.

Но к 6 годам, ребенок
уже умеет планомерно и последовательно
обследовать объекты, может описывать
их свойства, руководствуясь сенсорными
эталонами, пользуясь при этом только
одним зрительным восприятием.

Итак, усвоение
сенсорных эталонов – это только одна
из сторон развития ориентировки ребенка
в свойствах предметов.

Вторая сторона,
которая неразрывно связана с первой, –
это усвоение новых и совершенствование
имеющихся действий восприятия, или
перцептивных действий.

Развитие перцептивных
действий проходит в 3 этапа:

1
этап
, когда
процесс их формирования начинается с
практических, материальных действий,
выполняемых с незнакомыми предметами.
Для более успешного и быстрого прохождения
этого этапа целесообразно предлагать
для сравнения сенсорные эталоны. Это
этап внешних перцептивных действий;

2
этап

перцептивными действиями становятся
сами сенсорные процессы, перестроившиеся
под влиянием практической деятельности.
Эти действия теперь осуществляются при
помощи соответствующих движений
рецепторных аппаратов и предвосхищают
выполнение практических действий с
воспринимаемыми предметами;

3
этап
наступает,
когда перцептивные действия становятся
еще более скрытыми, свернутыми,
сокращенными, их внешние звенья исчезают,
а восприятие извне начинает казаться
пассивным процессом. На самом деле этот
процесс активен, протекает в сознании
и в подсознании ребенка. В результате
внешнее перцептивное действие превращается
во внутреннее умственное действие.
(Немов, С. 84)

Усвоение перцептивных
действий ведет за собой развитие других
способностей.

Таким
образом, возникают внутренние
действия восприятия
,
но если появляются задачи, которые
ребенок не может решить только с помощью
внутренних действий восприятия, то
ребенок возвращается к внешним действиям.

В старшем дошкольном
возрасте развивается ориентировка в
пространстве и времени, и на протяжении
всего дошкольного возраста здесь
действует общая закономерность:
представления о предметах и их свойствах
формируются раньше, чем представления
о пространстве, а ориентировка в
пространстве предшествует ориентировке
во времени (и легче дается ребенку). Под
руководством взрослого дошкольник
формирует понятия: -лево/право- (по своей
правой руке ребенок определяет
местоположение других объектов: например,
узнать, где находится правый глаз,
ребенок может ориентируясь на свою
правую руку); -между-, -перед-, -возле-,
-над, под, внутри, около- и т.п. Важно,
чтобы парные отношения (например,
-над/под-) усваивались одновременно,
т.к. это легче для понимания ребенком.
Определенные сложности в усвоении этих
отношений связаны с эгоцентрической
позицией дошкольника.

Внимание.
За дошкольный период внимание в связи
с усложнением деятельности детей и их
продвижением в общем умственном развитии
приобретает большую сосредоточенность
и устойчивость.

Основное
изменение внимания в дошкольном возрасте
состоит в том, что дети впервые начинают
управлять своим вниманием, сознательно
направлять его на них, т.е. внимание
становится произвольным. Важно знать,
что само по себе произвольное внимание
развиться не может, а формируется оно
благодаря включению ребенка взрослым
в новые виды деятельности (рисование,
конструирование, чтение ребенку).

На
первых порах овладения произвольным
вниманием детям трудно управлять им.
Поэтому в развитии способности
произвольности внимания помогают
рассуждения вслух. Это доказано
экспериментально. Если ребенка попросить
постоянно говорить о том, что он должен
держать в сфере внимания, то он сможет
значительно дольше произвольно управлять
вниманием, чем без речи вслух.

Таким
образом, произвольное внимание формируется
в связи с общим возрастанием роли речи
в регуляции поведения ребенка. (Мухина,
С. 254)

Однако,
необходимо иметь в виду, что непроизвольное
внимание остается преобладающим на
всем протяжении дошкольного возраста.

Развитие
памяти
. Дошкольный возраст
характеризуется интенсивным развитием
способности к запоминанию и воспроизведению.

Память
дошкольника носит в основном непроизвольный
характер, запоминание и припоминание
происходит независимо от воли и сознания
ребенка. Ребенок запоминает то, на что
он обратил внимание в деятельности, что
произвело на него впечатление, что ему
было интересно. Следовательно, у младших
дошкольников доминирует непроизвольная
зрительно-эмоциональная память.

У
нормально развивающихся детей младшего
и среднего дошкольного возраста неплохо
развиты непосредственная и механическая
память. Эти дети легко воспроизводят
виденное, слышанное, но при условии, что
оно вызвало у них интерес, и дети были
заинтересованы, чтобы запомнить это.
Благодаря этой памяти хорошо
совершенствуется речь, дети научаются
пользоваться названиями предметов
домашнего обихода и т.п. (Немов, С. 87)

В среднем
дошкольном возрасте начинают складываться,
а в старшем дошкольном возрасте
совершенствоваться произвольные формы
запоминания. Наиболее успешно этот
процесс происходит в игровой деятельности,
когда запоминание является залогом
успешного выполнения взятой на себя
роли.

Овладение
произвольной памятью проходит 2 этапа:

  1. на первом ребенок
    выделяет только саму задачу запомнить
    и припомнить, еще не владея приемами.
    При этом задача припомнить выделяется
    раньше, т.к. окружающие часто требуют
    от ребенка воспроизведения того, что
    он делал раньше; 2) задача запомнить
    возникает в результате опыта припоминания,
    когда ребенок осознает, что не запомнив,
    он не припомнит.

Приемам
произвольной памяти ребенка учат
взрослые, например, задавая ему вопросы:
«А что было потом?», «Что ты узнал еще?».

Следует
отметить, что хотя произвольная память
у дошкольников уже и развита, но
по-прежнему непроизвольное запоминание,
связанное с активной умственной работой
детей над определенным материалом,
остается значительно более продуктивным,
чем произвольное запоминание того же
материала.

В
дошкольном возрасте у некоторых детей
встречается особый вид зрительной
памяти – эйдетическая память – это
очень яркая и отчетливая по воспроизведенным
образам память, которая проявляется в
том, что ребенок как бы снова видит перед
собой то, о чем рассказывает. Однако,
эйдетическая память – возрастное
явление и в дальнейшем утрачивается.

Память
дошкольника, несмотря на ее несовершенство,
в действительности становится ведущей
функцией, заняв центральное место среди
других психических процессов. (Мухина,
С. 254-257)

Воображениеребенка связано в своих истоках с
зарождающейся в раннем детстве знаковой
функцией сознания, т.е. символической
функцией. Дальнейшее развитие символическая
функция получает в игровой деятельности,
где символизация – одна из структур
игры. (Немов, С. 88)

В первой
половине дошкольного детства у ребенка
преобладает репродуктивное воображение,
механически воспроизводящее полученные
ранее впечатления в виде образов.
Например, ребенок скачет верхом на
палочке, и в этот момент он всадник, а
палка – лошадь. Но он не может вообразить
лошадь при отсутствии предмета, похожего
на лошадь и пригодного для «скакания»,
и не может преобразовать палку в лошадь,
пока непосредственно не скачет на ней.

Постепенно
происходит интериоризация – переход
к игровому действию с предметом, которого
в действительности нет, а представлен
в уме (палка, как лошадь уже не нужна,
т.к. она в сознании представлена). Этот
момент и есть зарождение процесса
воображения как психического процесса.
(Мухина, С. 258)

В старшем
дошкольном возрасте воображение из
репродуктивного превращается в творчески
преобразующее. Оно соединяется с
мышлением, начиная выполнять
познавательно-интеллектуальную функцию,
становится управляемым.

Кроме
этой функции, воображение имеет и
аффективно-защитную роль. Благодаря
познавательной функции воображения
ребенок лучше узнает окружающий мир,
легче и успешнее решает возникающие
перед ним задачи. Аффективно-защитная
роль воображения состоит в том, что
через воображаемую ситуацию может
происходить разрядка возникающего
напряжения и своеобразное, символическое
разрешение конфликтов, которое трудно
обеспечить при помощи реальных
практических действий. Эта функция
является основой для снятия тревожности,
страхов ребенка при помощи тренинговых
занятий. (Немов, С. 89)

Мышление.
Сюжетно-ролевые игры стимулируют
развитие еще одного важного процесса
– мышления, в первую очередь
наглядно-образного, на уровень развития
которого влияет степень развитости
воображения.

В
дошкольном детстве выделяют такие
главные линии развития мышления, как:
1) дальнейшее совершенствование
наглядно-действенного мышления на базе
развивающегося воображения; 2) улучшение
наглядно-образного мышления на основе
произвольной и опосредованной памяти;
3) начало активного формирования
словесно-логического мышления путем
использования речи как средства
постановки и решения интеллектуальных
задач; 4) еще одной яркой особенностью
мышления дошкольника является то, что
именно в этом возрасте впервые возникает
познавательная направленность мышления.
Эта особенность проявляется в бесконечных
вопросах ребенка к взрослому.

Однако,
нужно помнить, что основной вид мышления
дошкольника – образное мышление
(результат получают в уме).

Словесно-логическое
мышление ребенка, которое начинает
развиваться в конце дошкольного возраста,
предполагает уже умение оперировать
словами и понимать логику рассуждений.

Развитие
словесно-логического мышления у детей
проходит 2 этапа:

  1. ребенок усваивает
    значения слов, относящихся к предметам
    и действиям, научается пользоваться
    ими при решении задач;

  2. ребенок познает
    систему понятий, обозначающих отношения,
    и усваивает правила логики рассуждения.
    Последнее относится уже к школьному
    периоду.

Развитие
внутреннего плана действий, характерного
для логического мышления, проходит в 6
этапов (Н.Н. Подьяков. Хрестоматия по
возрастной и педагогической психологии.
Ч. 2, 1981 г.) от младшего дошкольного
возраста до старшего:

  1. Ребенок с помощью
    рук, манипулируя вещами, решает задачи
    в наглядно-действенном плане.

  2. В решение задачи
    ребенок включает речь, не только для
    называния предметов, с которыми он
    манипулирует в наглядно-действенном
    плане. Основной результат получается
    еще руками.

  3. Задача решается
    в образном плане через манипулирование
    представлениями объектов. Возникает
    элементарная форма рассуждения вслух,
    не отделенного еще от выполнения
    реального практического действия.

  4. Задача решается
    ребенком по заранее составленному,
    продуманному и внутренне представленному
    плану. В его основе (плана) память и
    опыт.

  5. Задача решается
    в плане действий в уме с последующим
    выполнением той же задачи в
    наглядно-действенном плане, дабы
    подкрепить ответ, полученный в уме и
    далее сформулировать его словами.

  6. Решение задачи и
    выдача конечного результата происходит
    целиком во внутреннем плане, без
    обращения к реальным действиям.

Подводя
вывод из описанной выше схемы, следует
указать на то, что у детей пройденные
этапы мыслительных действий и операций
не исчезают полностью, а, преобразуясь,
заменяются новыми. В детском интеллекте
представлены и при необходимости
одновременно включаются в работу все
3 вида мышления.

У
дошкольников происходит также процесс
развития понятий, особенно интенсивно,
когда мышление и речь соединяются друг
с другом.

Чтобы
понять динамику развития понятий, наряду
со знанием о развитии мышления, необходимо
знать особенности развития речи в
дошкольном возрасте.

Речь.
Основная линия развития речи в том, что
она становится более связной и приобретает
форму диалога. Такжеситуативность
речи
, характерная для раннего возраста,
заменяетсяконтекстной речью.
Ситуативная речь отличается тем, что
для нее типично выпадениями
подразумевающегося подлежащего. Оно
заменяется местоимением. Речь так и
пестрит словами «он», «она», «они»,
«там». Например: «Там был флаг. Там была
вода далеко на улице. Там мокро. Там мы
шли с мамой» и т.п.

Затем,
по мере расширения круга общения и с
ростом познавательных интересов ребенок
овладевает контекстной речью, которая
может полно описывать ситуацию. Однако,
ситуативная речь не исчезает, а
используется только в тесном кругу, где
все понимают о чем идет речь.

Следующей
особенностью речевого развития является
самостоятельная форма речи – монологическое
высказывание.

Еще
одна особенность состоит в том, что в
дошкольном возрасте отличается развитие
речи «про себя» (эгоцентрической) и
внутренней речи.

Особый
интерес представляет внутренняя речь,
поскольку она является носителем
понятий. Внутренняя речь развивается
из эгоцентрической, когда речевое
высказывание ребенка перестает
сопровождать его действия, а переносится
во внутренний план (конец дошкольного
детства).

Интересен
тот факт, что, хотя дети знают и умеют
пользоваться уже многими словами (до
8000 слов), но они еще не совсем понимают
его как слово, что-то обозначающее, т.е.
не осознают его функцию, не разделяя
глаголов, прилагательных. Поэтому на
вопрос «Сколько слов в предложении?» —
ребенок ответит «Одно», т.е. все
предложение. Это происходит к 5-6 летнему
возрасту, и дети овладевают правилами
грамматики родного языка.

К 3 годам
ребенок употребляет до 500 слов, а понимает
около 1500; в 6 лет ребенок знает 3-7 тысяч
слов, а употребляет около 2000 слов. Словарь
ребенка содержит все части речи, умеет
правильно склонять и спрягать. К 5-6 годам
при условии обучения ребенок справляется
с фонематическим (звуковым) анализом
слова.

Появляется
объяснительная речь – способность,
например, передать содержание и правило
игры, разъяснить что-либо

В
дошкольном возрасте начинает формироваться
и письменная речь.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

ИРИНА АБАКШИНА
Консультация «Познавательное развитие дошкольников»

На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и удивляться им.

Познавательная активность является одной из самых важных процессов жизнедеятельности детей, она воспитывает и развивает. Познавательная активность имеет большое значения для интеллектуального развития ребёнка, для уточнения его знаний об окружающем мире. Особое внимание уделяется развитию у детей поисково — познавательной деятельности детей, путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия в процессе игровой экспериментальной деятельности.

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Задачи познавательного развития:

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

На протяжении всего дошкольного детства, а особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте, наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая предусматривает самостоятельный поиск знаний или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.

В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из трех компонентов:

1. познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);

2. информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира);

3. отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).

Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой. Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы.

Экспериментирование — считают актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста. Его рассматривают как практическую деятельность поискового характера, направленную на познание

свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

Дошкольник в экспериментировании берёт, сам того не подразумевая, роль исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.

Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир — отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой) и внутренние характеристики (Для чего? Как). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может.

Дети второй младшей группы начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета, осознавать роль и значение предметов в жизни человека.

Во второй младшей группе как минимум один раз в месяц проводятся экскурсии (по детскому саду, знакомят детей со строением собственного тела, аквариумом и его обитателями, предметами (игрушки, мебель, птицами, комнатными растениями. Дети любят подарки, в первой младшей группе в основном это были подарки воспитателей, теперь — это подарки осени, зимы, весны (осень — красивые листья, ягоды рябины, семена растений, зарисовки осеннего дождя и т. п., зима — снежинки, голые деревья и зеленые елочки, зарисовки детских зимних забав и т. д., весна — ласковое солнышко, первые листья и цветы и т. д.). Все сотрудники детского сада своим собственным примером должны показывать внимательное отношение друг к другу, к детям, к предметам, природе. Вводится традиция » исправляем — помогаем (кто-то расстроился — утешаем, что-то сломалось — ремонтируем, что-то требуется — делаем). Необходимо помнить, что познавательное развитие невозможно осуществлять только на занятиях, колоссальное значение в развитии познавательной активности детей имеют правильно спланированные и проведенные мероприятия в повседневной жизни: коллективные и индивидуальные беседы, наблюдения, загадки движения «сокровищницы» детей, уход за комнатными растениями.

В четыре года в развитии ребенка происходят большие изменения, которые вызваны: физиологическими изменениями в коре головного мозга, совершенствованием психических процессов, высокой степенью овладения речью, накоплением определенного запаса представлений о ближайшем окружении. Поэтому познавательное развитие ребенка переходит на другую, более высокую и качественно отличную от предыдущей ступень.

Ребенок 4-х лет получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова. Подобные изменения в познавательном развитии ребенка позволяют ему переходить границы ближайшего окружения. Ребенок вступил на путь больших знаний и открытий, но его надо подготовить его к восприятию информации на словесном уровне. Здесь выделяется два этапа: 1 этап — педагог рассказывает о каком-либо интересном объекте или явлении; 2 этап — педагог показывает детям объект или явление с одновременным повторным рассказом о нем. Информацию, полученную на первом этапе, можно подтвердить экскурсией.

Появляющийся у детей 4-х лет новый способ познания — восприятие сведений на уровне слов — позволяет им постигать и усваивать разнообразные знания о нашем мире. Содержание, которое вы предлагаете детям, может быть самым разнообразным, вы вправе отбирать его самостоятельно, но необходимо учитывать некоторые условия: — предлагаемая детям информация должна основываться на их опыте и имеющихся представлениях об окружающем мире; — детям предлагать только то содержание, о котором вы сами имеете глубокие и разносторонние знания; — отдавать предпочтение тому содержанию, которое интересно вам самим, вызывает у вас положительные эмоции; — рассказывать в первую очередь о тех представителях природы, которые живут в непосредственной близости от нас. В средней группе как можно чаще должны предлагаться детям познавательные сказки и рассказы из опыта воспитателя. В средней группе вводится и закрепляется понятие «последовательность». показывается необходимость и важность соблюдения последовательности в жизни. Как и во 2 мл. гр. проводятся экскурсии, но делается это целенаправленно (знакомство с различной трудовой деятельностью). С этой же целью проводятся встречи с интересными людьми. Детей знакомят не только с предметами, но и со свойствами и качествами разных рукотворных материалов (бумага, ткань, стекло и т. д.). Этому способствует создание коллажей и макетов («Лес», «Улица», «Река», «Озеро» и т. п.). Работа над ними включает 3 этапа: 1 этап — воссоздание общего вида земной поверхности конкретного места (почва, горы, вода, снег, лед.) + некоторые существенные связи и зависимости (низкие температуры, лед и снег); 2 этап — заселяем воссозданный ландшафт характерными представителями флоры и фауны + некоторые существенные связи и зависимости; 3 этап — включаем в данную систему человека и определяем его взаимоотношения с окружающей средой. к людям, природе, планирование хороших дел, создание альбома, где записываются, зарисовываются добрые дела. В этом возрасте формируются избирательные интересы детей, поэтому открывается выставка «Моя коллекция», в которой участвуют сотрудники д/с, родители и дети, а в группе создаются условия для работы детей с коллекциями, собранными по личным интересам: фантики, вкладыши, календари, пуговицы и т. п.

Мир ближайшего окружения ребенка 5 лет прочен и ясен, в его сознании накоплен значительный информационный багаж, который необходимо постоянно пополнять. У детей 5-6 лет наблюдается стремление расширить познаваемые горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру. Средства и способы познания мира: — через действия, через собственный практический опыт; — посредством слова, т. е. через рассказы взрослых; — благодаря книгам и телепередачам с познавательным содержанием.

В старшей группе одна из основных задач педагогов состоит в организации предметно-развивающей среды для познавательного развития. Некоторые предметы уже ждут детей в начале учебного года, другие появляются постепенно в процессе знакомства с ними. Как же отобрать познавательное содержание для старшей группы? Уровень психического и интеллектуального развития детей пяти лет позволяет им приступить к первичному элементарному постижению таких понятий, как «знак», «символ», «знаковые системы», «время». Эти понятия начинают вводится с ознакомления детей с картами, глобусом, различными символами и знаками, продолжается созданием портретов месяцев, символов группы, каждого ребенка, месяца, макетов «Улицы, по которым мы ходим», климатических зон, определенного континента с разными ландшафтами и зонами («Удивительное место на земле»). Очень серьезная тема «время», т. к. это сложное понятие, которому до сих пор нет определения. Дети в старшей группе учатся фиксировать время по часам, разным календарям, вместе с воспитателем делают календарь жизни группы, изучают прошлое на примере динозавров, воссоздают (в макете) уголок далекого прошлого. Необходимо углублять и расширять представления детей о живой и неживой природе, накопленную информацию дети классифицируют по блокам [Живая природа: царство растений и царство животных: царство растений — дикие растения, культурные растения, растения, связанные с историей и культурой; царство животных — дикие и домашние животные, интересные факты (исторические, познавательные). Сведения о неживой природе воспитатель дает не вразброс, а крупными блоками: «Атмосферные явления», «Климатические зоны», «Времена года», «Солнечная система», «Камни». В арсенал педагогического руководства педагогической активностью детей входят: — беседы с детьми на познавательные темы; — разбор, обсуждение проблемных ситуаций и рассказов, загадок; — просмотр, обсуждение картинок, диафильмов, видеофильмов, телепередач; — своевременные, грамотные ответы взрослых на детские вопросы познавательного характера. В 6 лет у детей накоплено много сведений о большом мире. Взрослые должны направить процесс познания на содержательное упорядочивание информации, установление осмысленных взаимосвязей (причинно-следственных) нашего мира, дальнейшее формирование положительного отношения к миру. Содержательное упорядочивание — это дифференциация накопленных и получаемых сведений о мире по познавательным блокам, каждый из которых ориентирован на какую-то область знаний (историческая, географическая, естественнонаучная

Источник