Познавательное развитие ребенка в период дошкольного детства
Активное включение
ребенка-дошкольника в различные виды
деятельности, расширение круга его
взаимоотношений со взрослыми и
сверстниками способствуют быстрому
развитию и совершенствованию многих
психических познавательных процессов.
(Асеев, С. 68)
Это относится, в
частности, и к сенсорному развитию, т.е.
развитию ощущений, восприятия и образного
представления.
Сенсорное развитие
дошкольника включает две взаимосвязанные
стороны – 1) усвоение представлений о
разнообразных свойствах и отношениях
предметов и явлений и 2) овладение новыми
действиями восприятия, ощущения,
позволяющими все более полно и расчлененно
воспринимать мир. (Мухина, С. 222)
Раскрывая
суть первой стороны сенсорного развития,
необходимо усвоить, что в дошкольном
возрасте происходит переход от применения
собственного сенсорного опыта ребенка
(эта фигура как «домик») к использованию
общепринятых сенсорных
эталонов, —
это выработанные человечеством
представления об основных разновидностях
каждого вида свойств и отношений, —
цвета, формы (эта фигура – треугольник,
а раньше было – «домик»), величины
предметов, их положения в пространстве,
высоты звуков, длительности промежутков
времени и т.п. (Мухина, С. 222)
В 1-ой половине
периода ребенок начинает усваивать
общепринятые средства выполнения
действий восприятия и наглядно-образного
мышления – сенсорные эталоны и наглядные
модели (выделение и отображение в
наглядной форме связей и отношений
между предметами и явлениями).
Так, в 3 года ребенок
знает, что такое «цвет», ориентируется
в звуках (высота, долгота);
4 года – знает
форму, а на 5-м году начинает зрительно
расчленять форму предметов на заданные
части (этому способствует аппликация
и конструирование из кубиков);
5 лет – дети хорошо
владеют представлениями о цветах,
геометрических формах, отношениях 3-4
величин (большой, маленький, самый
большой, самый маленький).
Однако, самое
трудное для детей – усвоение эталонов
величины, т.к. они не владеют хорошо
системой мер. Вместе с тем, восприятие
в этом возрасте имеет и несовершенства:
1) дети не учитывают ряд свойств предметов
или учитывают их неправильно. Это связано
с тем, что четкие представления
складываются лишь об основных
разновидностях свойств, из-за чего
малоизвестные свойства приравниваются
ребенком к известным. Например, имея
представление о квадрате, ребенок
неизвестные ему трапеции, ромбы может
воспринимать как квадраты; 2) дети
затрудняются последовательно обследовать
(например, осмотреть) предметы, объекты
и беспорядочно перескакивают с одной
фигуры на другую.
Но к 6 годам, ребенок
уже умеет планомерно и последовательно
обследовать объекты, может описывать
их свойства, руководствуясь сенсорными
эталонами, пользуясь при этом только
одним зрительным восприятием.
Итак, усвоение
сенсорных эталонов – это только одна
из сторон развития ориентировки ребенка
в свойствах предметов.
Вторая сторона,
которая неразрывно связана с первой, –
это усвоение новых и совершенствование
имеющихся действий восприятия, или
перцептивных действий.
Развитие перцептивных
действий проходит в 3 этапа:
1
этап, когда
процесс их формирования начинается с
практических, материальных действий,
выполняемых с незнакомыми предметами.
Для более успешного и быстрого прохождения
этого этапа целесообразно предлагать
для сравнения сенсорные эталоны. Это
этап внешних перцептивных действий;
2
этап —
перцептивными действиями становятся
сами сенсорные процессы, перестроившиеся
под влиянием практической деятельности.
Эти действия теперь осуществляются при
помощи соответствующих движений
рецепторных аппаратов и предвосхищают
выполнение практических действий с
воспринимаемыми предметами;
3
этап наступает,
когда перцептивные действия становятся
еще более скрытыми, свернутыми,
сокращенными, их внешние звенья исчезают,
а восприятие извне начинает казаться
пассивным процессом. На самом деле этот
процесс активен, протекает в сознании
и в подсознании ребенка. В результате
внешнее перцептивное действие превращается
во внутреннее умственное действие.
(Немов, С. 84)
Усвоение перцептивных
действий ведет за собой развитие других
способностей.
Таким
образом, возникают внутренние
действия восприятия,
но если появляются задачи, которые
ребенок не может решить только с помощью
внутренних действий восприятия, то
ребенок возвращается к внешним действиям.
В старшем дошкольном
возрасте развивается ориентировка в
пространстве и времени, и на протяжении
всего дошкольного возраста здесь
действует общая закономерность:
представления о предметах и их свойствах
формируются раньше, чем представления
о пространстве, а ориентировка в
пространстве предшествует ориентировке
во времени (и легче дается ребенку). Под
руководством взрослого дошкольник
формирует понятия: -лево/право- (по своей
правой руке ребенок определяет
местоположение других объектов: например,
узнать, где находится правый глаз,
ребенок может ориентируясь на свою
правую руку); -между-, -перед-, -возле-,
-над, под, внутри, около- и т.п. Важно,
чтобы парные отношения (например,
-над/под-) усваивались одновременно,
т.к. это легче для понимания ребенком.
Определенные сложности в усвоении этих
отношений связаны с эгоцентрической
позицией дошкольника.
Внимание.
За дошкольный период внимание в связи
с усложнением деятельности детей и их
продвижением в общем умственном развитии
приобретает большую сосредоточенность
и устойчивость.
Основное
изменение внимания в дошкольном возрасте
состоит в том, что дети впервые начинают
управлять своим вниманием, сознательно
направлять его на них, т.е. внимание
становится произвольным. Важно знать,
что само по себе произвольное внимание
развиться не может, а формируется оно
благодаря включению ребенка взрослым
в новые виды деятельности (рисование,
конструирование, чтение ребенку).
На
первых порах овладения произвольным
вниманием детям трудно управлять им.
Поэтому в развитии способности
произвольности внимания помогают
рассуждения вслух. Это доказано
экспериментально. Если ребенка попросить
постоянно говорить о том, что он должен
держать в сфере внимания, то он сможет
значительно дольше произвольно управлять
вниманием, чем без речи вслух.
Таким
образом, произвольное внимание формируется
в связи с общим возрастанием роли речи
в регуляции поведения ребенка. (Мухина,
С. 254)
Однако,
необходимо иметь в виду, что непроизвольное
внимание остается преобладающим на
всем протяжении дошкольного возраста.
Развитие
памяти. Дошкольный возраст
характеризуется интенсивным развитием
способности к запоминанию и воспроизведению.
Память
дошкольника носит в основном непроизвольный
характер, запоминание и припоминание
происходит независимо от воли и сознания
ребенка. Ребенок запоминает то, на что
он обратил внимание в деятельности, что
произвело на него впечатление, что ему
было интересно. Следовательно, у младших
дошкольников доминирует непроизвольная
зрительно-эмоциональная память.
У
нормально развивающихся детей младшего
и среднего дошкольного возраста неплохо
развиты непосредственная и механическая
память. Эти дети легко воспроизводят
виденное, слышанное, но при условии, что
оно вызвало у них интерес, и дети были
заинтересованы, чтобы запомнить это.
Благодаря этой памяти хорошо
совершенствуется речь, дети научаются
пользоваться названиями предметов
домашнего обихода и т.п. (Немов, С. 87)
В среднем
дошкольном возрасте начинают складываться,
а в старшем дошкольном возрасте
совершенствоваться произвольные формы
запоминания. Наиболее успешно этот
процесс происходит в игровой деятельности,
когда запоминание является залогом
успешного выполнения взятой на себя
роли.
Овладение
произвольной памятью проходит 2 этапа:
на первом ребенок
выделяет только саму задачу запомнить
и припомнить, еще не владея приемами.
При этом задача припомнить выделяется
раньше, т.к. окружающие часто требуют
от ребенка воспроизведения того, что
он делал раньше; 2) задача запомнить
возникает в результате опыта припоминания,
когда ребенок осознает, что не запомнив,
он не припомнит.
Приемам
произвольной памяти ребенка учат
взрослые, например, задавая ему вопросы:
«А что было потом?», «Что ты узнал еще?».
Следует
отметить, что хотя произвольная память
у дошкольников уже и развита, но
по-прежнему непроизвольное запоминание,
связанное с активной умственной работой
детей над определенным материалом,
остается значительно более продуктивным,
чем произвольное запоминание того же
материала.
В
дошкольном возрасте у некоторых детей
встречается особый вид зрительной
памяти – эйдетическая память – это
очень яркая и отчетливая по воспроизведенным
образам память, которая проявляется в
том, что ребенок как бы снова видит перед
собой то, о чем рассказывает. Однако,
эйдетическая память – возрастное
явление и в дальнейшем утрачивается.
Память
дошкольника, несмотря на ее несовершенство,
в действительности становится ведущей
функцией, заняв центральное место среди
других психических процессов. (Мухина,
С. 254-257)
Воображениеребенка связано в своих истоках с
зарождающейся в раннем детстве знаковой
функцией сознания, т.е. символической
функцией. Дальнейшее развитие символическая
функция получает в игровой деятельности,
где символизация – одна из структур
игры. (Немов, С. 88)
В первой
половине дошкольного детства у ребенка
преобладает репродуктивное воображение,
механически воспроизводящее полученные
ранее впечатления в виде образов.
Например, ребенок скачет верхом на
палочке, и в этот момент он всадник, а
палка – лошадь. Но он не может вообразить
лошадь при отсутствии предмета, похожего
на лошадь и пригодного для «скакания»,
и не может преобразовать палку в лошадь,
пока непосредственно не скачет на ней.
Постепенно
происходит интериоризация – переход
к игровому действию с предметом, которого
в действительности нет, а представлен
в уме (палка, как лошадь уже не нужна,
т.к. она в сознании представлена). Этот
момент и есть зарождение процесса
воображения как психического процесса.
(Мухина, С. 258)
В старшем
дошкольном возрасте воображение из
репродуктивного превращается в творчески
преобразующее. Оно соединяется с
мышлением, начиная выполнять
познавательно-интеллектуальную функцию,
становится управляемым.
Кроме
этой функции, воображение имеет и
аффективно-защитную роль. Благодаря
познавательной функции воображения
ребенок лучше узнает окружающий мир,
легче и успешнее решает возникающие
перед ним задачи. Аффективно-защитная
роль воображения состоит в том, что
через воображаемую ситуацию может
происходить разрядка возникающего
напряжения и своеобразное, символическое
разрешение конфликтов, которое трудно
обеспечить при помощи реальных
практических действий. Эта функция
является основой для снятия тревожности,
страхов ребенка при помощи тренинговых
занятий. (Немов, С. 89)
Мышление.
Сюжетно-ролевые игры стимулируют
развитие еще одного важного процесса
– мышления, в первую очередь
наглядно-образного, на уровень развития
которого влияет степень развитости
воображения.
В
дошкольном детстве выделяют такие
главные линии развития мышления, как:
1) дальнейшее совершенствование
наглядно-действенного мышления на базе
развивающегося воображения; 2) улучшение
наглядно-образного мышления на основе
произвольной и опосредованной памяти;
3) начало активного формирования
словесно-логического мышления путем
использования речи как средства
постановки и решения интеллектуальных
задач; 4) еще одной яркой особенностью
мышления дошкольника является то, что
именно в этом возрасте впервые возникает
познавательная направленность мышления.
Эта особенность проявляется в бесконечных
вопросах ребенка к взрослому.
Однако,
нужно помнить, что основной вид мышления
дошкольника – образное мышление
(результат получают в уме).
Словесно-логическое
мышление ребенка, которое начинает
развиваться в конце дошкольного возраста,
предполагает уже умение оперировать
словами и понимать логику рассуждений.
Развитие
словесно-логического мышления у детей
проходит 2 этапа:
ребенок усваивает
значения слов, относящихся к предметам
и действиям, научается пользоваться
ими при решении задач;ребенок познает
систему понятий, обозначающих отношения,
и усваивает правила логики рассуждения.
Последнее относится уже к школьному
периоду.
Развитие
внутреннего плана действий, характерного
для логического мышления, проходит в 6
этапов (Н.Н. Подьяков. Хрестоматия по
возрастной и педагогической психологии.
Ч. 2, 1981 г.) от младшего дошкольного
возраста до старшего:
Ребенок с помощью
рук, манипулируя вещами, решает задачи
в наглядно-действенном плане.В решение задачи
ребенок включает речь, не только для
называния предметов, с которыми он
манипулирует в наглядно-действенном
плане. Основной результат получается
еще руками.Задача решается
в образном плане через манипулирование
представлениями объектов. Возникает
элементарная форма рассуждения вслух,
не отделенного еще от выполнения
реального практического действия.Задача решается
ребенком по заранее составленному,
продуманному и внутренне представленному
плану. В его основе (плана) память и
опыт.Задача решается
в плане действий в уме с последующим
выполнением той же задачи в
наглядно-действенном плане, дабы
подкрепить ответ, полученный в уме и
далее сформулировать его словами.Решение задачи и
выдача конечного результата происходит
целиком во внутреннем плане, без
обращения к реальным действиям.
Подводя
вывод из описанной выше схемы, следует
указать на то, что у детей пройденные
этапы мыслительных действий и операций
не исчезают полностью, а, преобразуясь,
заменяются новыми. В детском интеллекте
представлены и при необходимости
одновременно включаются в работу все
3 вида мышления.
У
дошкольников происходит также процесс
развития понятий, особенно интенсивно,
когда мышление и речь соединяются друг
с другом.
Чтобы
понять динамику развития понятий, наряду
со знанием о развитии мышления, необходимо
знать особенности развития речи в
дошкольном возрасте.
Речь.
Основная линия развития речи в том, что
она становится более связной и приобретает
форму диалога. Такжеситуативность
речи, характерная для раннего возраста,
заменяетсяконтекстной речью.
Ситуативная речь отличается тем, что
для нее типично выпадениями
подразумевающегося подлежащего. Оно
заменяется местоимением. Речь так и
пестрит словами «он», «она», «они»,
«там». Например: «Там был флаг. Там была
вода далеко на улице. Там мокро. Там мы
шли с мамой» и т.п.
Затем,
по мере расширения круга общения и с
ростом познавательных интересов ребенок
овладевает контекстной речью, которая
может полно описывать ситуацию. Однако,
ситуативная речь не исчезает, а
используется только в тесном кругу, где
все понимают о чем идет речь.
Следующей
особенностью речевого развития является
самостоятельная форма речи – монологическое
высказывание.
Еще
одна особенность состоит в том, что в
дошкольном возрасте отличается развитие
речи «про себя» (эгоцентрической) и
внутренней речи.
Особый
интерес представляет внутренняя речь,
поскольку она является носителем
понятий. Внутренняя речь развивается
из эгоцентрической, когда речевое
высказывание ребенка перестает
сопровождать его действия, а переносится
во внутренний план (конец дошкольного
детства).
Интересен
тот факт, что, хотя дети знают и умеют
пользоваться уже многими словами (до
8000 слов), но они еще не совсем понимают
его как слово, что-то обозначающее, т.е.
не осознают его функцию, не разделяя
глаголов, прилагательных. Поэтому на
вопрос «Сколько слов в предложении?» —
ребенок ответит «Одно», т.е. все
предложение. Это происходит к 5-6 летнему
возрасту, и дети овладевают правилами
грамматики родного языка.
К 3 годам
ребенок употребляет до 500 слов, а понимает
около 1500; в 6 лет ребенок знает 3-7 тысяч
слов, а употребляет около 2000 слов. Словарь
ребенка содержит все части речи, умеет
правильно склонять и спрягать. К 5-6 годам
при условии обучения ребенок справляется
с фонематическим (звуковым) анализом
слова.
Появляется
объяснительная речь – способность,
например, передать содержание и правило
игры, разъяснить что-либо
В
дошкольном возрасте начинает формироваться
и письменная речь.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
ИРИНА АБАКШИНА
Консультация «Познавательное развитие дошкольников»
На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и удивляться им.
Познавательная активность является одной из самых важных процессов жизнедеятельности детей, она воспитывает и развивает. Познавательная активность имеет большое значения для интеллектуального развития ребёнка, для уточнения его знаний об окружающем мире. Особое внимание уделяется развитию у детей поисково — познавательной деятельности детей, путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия в процессе игровой экспериментальной деятельности.
Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.
Задачи познавательного развития:
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
На протяжении всего дошкольного детства, а особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте, наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая предусматривает самостоятельный поиск знаний или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.
В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из трех компонентов:
1. познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
2. информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира);
3. отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).
Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой. Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы.
Экспериментирование — считают актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста. Его рассматривают как практическую деятельность поискового характера, направленную на познание
свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.
Дошкольник в экспериментировании берёт, сам того не подразумевая, роль исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.
Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир — отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой) и внутренние характеристики (Для чего? Как). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может.
Дети второй младшей группы начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета, осознавать роль и значение предметов в жизни человека.
Во второй младшей группе как минимум один раз в месяц проводятся экскурсии (по детскому саду, знакомят детей со строением собственного тела, аквариумом и его обитателями, предметами (игрушки, мебель, птицами, комнатными растениями. Дети любят подарки, в первой младшей группе в основном это были подарки воспитателей, теперь — это подарки осени, зимы, весны (осень — красивые листья, ягоды рябины, семена растений, зарисовки осеннего дождя и т. п., зима — снежинки, голые деревья и зеленые елочки, зарисовки детских зимних забав и т. д., весна — ласковое солнышко, первые листья и цветы и т. д.). Все сотрудники детского сада своим собственным примером должны показывать внимательное отношение друг к другу, к детям, к предметам, природе. Вводится традиция » исправляем — помогаем (кто-то расстроился — утешаем, что-то сломалось — ремонтируем, что-то требуется — делаем). Необходимо помнить, что познавательное развитие невозможно осуществлять только на занятиях, колоссальное значение в развитии познавательной активности детей имеют правильно спланированные и проведенные мероприятия в повседневной жизни: коллективные и индивидуальные беседы, наблюдения, загадки движения «сокровищницы» детей, уход за комнатными растениями.
В четыре года в развитии ребенка происходят большие изменения, которые вызваны: физиологическими изменениями в коре головного мозга, совершенствованием психических процессов, высокой степенью овладения речью, накоплением определенного запаса представлений о ближайшем окружении. Поэтому познавательное развитие ребенка переходит на другую, более высокую и качественно отличную от предыдущей ступень.
Ребенок 4-х лет получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова. Подобные изменения в познавательном развитии ребенка позволяют ему переходить границы ближайшего окружения. Ребенок вступил на путь больших знаний и открытий, но его надо подготовить его к восприятию информации на словесном уровне. Здесь выделяется два этапа: 1 этап — педагог рассказывает о каком-либо интересном объекте или явлении; 2 этап — педагог показывает детям объект или явление с одновременным повторным рассказом о нем. Информацию, полученную на первом этапе, можно подтвердить экскурсией.
Появляющийся у детей 4-х лет новый способ познания — восприятие сведений на уровне слов — позволяет им постигать и усваивать разнообразные знания о нашем мире. Содержание, которое вы предлагаете детям, может быть самым разнообразным, вы вправе отбирать его самостоятельно, но необходимо учитывать некоторые условия: — предлагаемая детям информация должна основываться на их опыте и имеющихся представлениях об окружающем мире; — детям предлагать только то содержание, о котором вы сами имеете глубокие и разносторонние знания; — отдавать предпочтение тому содержанию, которое интересно вам самим, вызывает у вас положительные эмоции; — рассказывать в первую очередь о тех представителях природы, которые живут в непосредственной близости от нас. В средней группе как можно чаще должны предлагаться детям познавательные сказки и рассказы из опыта воспитателя. В средней группе вводится и закрепляется понятие «последовательность». показывается необходимость и важность соблюдения последовательности в жизни. Как и во 2 мл. гр. проводятся экскурсии, но делается это целенаправленно (знакомство с различной трудовой деятельностью). С этой же целью проводятся встречи с интересными людьми. Детей знакомят не только с предметами, но и со свойствами и качествами разных рукотворных материалов (бумага, ткань, стекло и т. д.). Этому способствует создание коллажей и макетов («Лес», «Улица», «Река», «Озеро» и т. п.). Работа над ними включает 3 этапа: 1 этап — воссоздание общего вида земной поверхности конкретного места (почва, горы, вода, снег, лед.) + некоторые существенные связи и зависимости (низкие температуры, лед и снег); 2 этап — заселяем воссозданный ландшафт характерными представителями флоры и фауны + некоторые существенные связи и зависимости; 3 этап — включаем в данную систему человека и определяем его взаимоотношения с окружающей средой. к людям, природе, планирование хороших дел, создание альбома, где записываются, зарисовываются добрые дела. В этом возрасте формируются избирательные интересы детей, поэтому открывается выставка «Моя коллекция», в которой участвуют сотрудники д/с, родители и дети, а в группе создаются условия для работы детей с коллекциями, собранными по личным интересам: фантики, вкладыши, календари, пуговицы и т. п.
Мир ближайшего окружения ребенка 5 лет прочен и ясен, в его сознании накоплен значительный информационный багаж, который необходимо постоянно пополнять. У детей 5-6 лет наблюдается стремление расширить познаваемые горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру. Средства и способы познания мира: — через действия, через собственный практический опыт; — посредством слова, т. е. через рассказы взрослых; — благодаря книгам и телепередачам с познавательным содержанием.
В старшей группе одна из основных задач педагогов состоит в организации предметно-развивающей среды для познавательного развития. Некоторые предметы уже ждут детей в начале учебного года, другие появляются постепенно в процессе знакомства с ними. Как же отобрать познавательное содержание для старшей группы? Уровень психического и интеллектуального развития детей пяти лет позволяет им приступить к первичному элементарному постижению таких понятий, как «знак», «символ», «знаковые системы», «время». Эти понятия начинают вводится с ознакомления детей с картами, глобусом, различными символами и знаками, продолжается созданием портретов месяцев, символов группы, каждого ребенка, месяца, макетов «Улицы, по которым мы ходим», климатических зон, определенного континента с разными ландшафтами и зонами («Удивительное место на земле»). Очень серьезная тема «время», т. к. это сложное понятие, которому до сих пор нет определения. Дети в старшей группе учатся фиксировать время по часам, разным календарям, вместе с воспитателем делают календарь жизни группы, изучают прошлое на примере динозавров, воссоздают (в макете) уголок далекого прошлого. Необходимо углублять и расширять представления детей о живой и неживой природе, накопленную информацию дети классифицируют по блокам [Живая природа: царство растений и царство животных: царство растений — дикие растения, культурные растения, растения, связанные с историей и культурой; царство животных — дикие и домашние животные, интересные факты (исторические, познавательные). Сведения о неживой природе воспитатель дает не вразброс, а крупными блоками: «Атмосферные явления», «Климатические зоны», «Времена года», «Солнечная система», «Камни». В арсенал педагогического руководства педагогической активностью детей входят: — беседы с детьми на познавательные темы; — разбор, обсуждение проблемных ситуаций и рассказов, загадок; — просмотр, обсуждение картинок, диафильмов, видеофильмов, телепередач; — своевременные, грамотные ответы взрослых на детские вопросы познавательного характера. В 6 лет у детей накоплено много сведений о большом мире. Взрослые должны направить процесс познания на содержательное упорядочивание информации, установление осмысленных взаимосвязей (причинно-следственных) нашего мира, дальнейшее формирование положительного отношения к миру. Содержательное упорядочивание — это дифференциация накопленных и получаемых сведений о мире по познавательным блокам, каждый из которых ориентирован на какую-то область знаний (историческая, географическая, естественнонаучная
Источник