Познавательное развитие ребенка в младенчестве
Познавательное
развитие младенца – это непрерывный
процесс, во время которого малыш получает
информацию из окружающего мира и
перерабатывает ее в собственные знания.
По своей сути развитие познавательной
деятельности ребенка начинается
практически с первых дней его жизни –
он попадает в другую среду, где его
окружают люди, предметы, звуки, запахи,
цвета и т.д. Примерно с двух недель он
уже на несколько секунд фиксирует взгляд
на лице или предмете, реагирует на звук,
отвечает легкой улыбкой на голос, в
месяц он уже прекрасно понимает, что
сейчас будут кормить или что пора спать.
Он
с удовольствием двигает ручками и
ножками, пытается схватить ваш палец,
водит носиком, реагируя на запах, а
главное – требует внимания, используя
различные виды плача. Да, именно разные
виды плача. Думаю, любая мамочка прекрасно
знает, когда ее малыш плачет от того,
что хочет есть, а когда – потому что
животик болит, а когда – пытаясь привлечь
маму. А это уже является определенным
опытом, приобретенным благодаря
перерабатыванию информации, полученной
извне.
Для
того чтобы развитие познавательной
сферы ребенка шло в правильном направлении,
следует обращать внимание на двигательное
развитие малыша, поскольку, как мы
говорили выше, физическое и психическое
развитие ребенка очень тесно связаны.
Следует с первых месяцев уделять внимание
развитию моторики, следить за тем, чтобы
малыш получал разнообразные эмоции, не
был постоянно окружен одними и теми же
предметами (смена игрушек по мере их
изучения), хотя вводить что-то новое
нужно достаточно осторожно, так как
неизвестное может вызвать страх.
В
младенческом возрасте крохи могут
ориентироваться во многих параметрах
объектов, например, большой-маленький,
железный-деревянный и т.д.; их очень
привлекают контрасты, движущиеся
предметы, все хочется потрогать, пощупать,
лизнуть и укусить. Очень важно привить
правильные сенсорные эталоны, так как
от того, насколько они будут верными,
зависит полнота и точность восприятия
окружающего мира в дальнейшем.
Возрастные
параметры
Познавательное
развитие младенца начинается с первых
дней его жизни. Самыми первыми элементами,
говорящими о развитии у малыша восприятия
окружающей среды, являются фиксирование
предмета или лица глазами, поворот
головы в сторону звука, полуулыбка,
хватание протянутого пальца. Все это
наблюдать можно уже примерно со второй
недели, максимум первого месяца жизни.
Если над ним наклониться, то малыш
начинает вскидывать руки, теребить
ножками, издавать звуки – эту реакцию
называют «комплекс оживления».
Примерно
к 4 месяцам малыш уже не просто видит и
слышит, а внимательно смотрит и слушает.
А к полугоду уже может различать «своих»
и «чужих», ориентируется в параметрах
предметов, может выполнять простые
команды, типа «дай», замечательно
ползает, что открывает для него новые
возможности в познании мира. К девяти
месяцам его лепет и гуление носят вполне
осмысленный характер – малыш принимается
имитировать интонации, подслушанные у
взрослых, запоминает реакцию и может
даже начать манипулировать взрослыми,
имитируя, например, покашливание, так
как прекрасно помнит, что мама в такие
моменты подбегала и брала на руки.
Таким
образом, развитие познавательных
способностей детей с каждым месяцем
становятся все интенсивнее.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Восприятие. Зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. Становится возможным прослеживание движущихся предметов. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.
Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы. Когда младенцу показывают картинку с изображением широкой черной полосы на белом фоне, его взгляд не блуждает по всему полю картинки, а быстро останавливается на границе белого и черного пространства. Если ему показать одновременно две картинки – однотонную и с вертикальными черными линиями, он Дольше будет смотреть на второе изображение. Младенец проявляет больше внимания к изогнутым элементам, чем к прямолинейным; к фигурам концентрической формы, к изломам – переходам прямой линии в изогнутую.
Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.
К 2-3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше. Но реакция на новизну появляется только в относительно узком диапазоне изменений. Не только хорошо знакомые, но и совершенно новые объекты не привлекают надолго внимания ребенка. Более того, новые, значительно отличающиеся от ранее увиденных предметы могут вызвать тревогу, испуг или плач.
Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. На цвет он может реагировать уже в 3-4 месяца: если его кормить только из красной бутылочки, он безошибочно выберет ее среди бутылочек других цветов. Эта реакция вырабатывается по типу условнорефлекторных связей. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.
Развивается также пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Американские психологи провели красивый эксперимент с «обрывом»: младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две большие доски, прикрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку материей, и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев большинство детей избегают «обрыва» и начинают плакать.
Считается, что младенец имеет целостную картину мира, а не мозаичный набор цветовых пятен, линий и разрозненных элементов. Воспринимая не отдельные свойства объектов, а объекты в целом, он создает обобщенные образы предметов.
Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто живет в разнообразной обстановке и получает больше новых впечатлений.
Движение и действия.Мы уже рассматривали становление общей моторики (табл. 3). Добавим к этому один любопытный факт, показывающий, что движения младенца очень сложны и связаны с целостным восприятием, объединяющим ощущения разных модальностей. Это относительно недавно открытая синхронизация движений ребенка и матери. Под звуки речи или при совместном рассматривании картины и мать, и ребенок движутся синхронно, не осознавая этого. Эти плавные, малозаметные движения настолько гармоничны, что у психологов, их фиксирующих, вызывают ассоциации с вальсом.
Сейчас, поскольку речь идет о познавательном развитии, для нас наиболее важным будет развитие движений руки. Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5-6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координации. Значение этого момента для дальнейшего развития велико: хватание – первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.
Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями.После 7 месяцев встречаются «соотносящие» Действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком.
Интересно то, что эти функциональные действия не становятся еще предметными: они связаны с теми отдельными объектами, с которыми действовал взрослый, показывая ребенку, как укачивать куклу, как кормить ее с ложки и т.п. Переноса действий на другие предметы в этот период еще не происходит. Ребенок как бы не видит в конкретной вещи предмет, в котором фиксируются общественно выработанные способы действий с ним. Поэтому он будет первоначально качать именно ту куклу, с которой они играли вместе с мамой, и не сможет так же действовать с другими, похожими игрушками, например с мишкой.
Тем не менее, к концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».
Мышление. Восприятие и действие – та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышленияв младенческом возрасте. В течение года усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность. Добиваясь успеха, ребенок действует методом проб и ошибок. Скажем, отыскивая спрятанную под подушкой игрушку, он сначала переворачивает все подушки, попадающиеся ему на глаза.
К концу 1 года ребенок включается в достаточно сложные действия-игры. Это дало возможность некоторым психологам говорить, хотя и условно, о приобретении в младенческом возрасте некоторых представлений, в частности, представления о сохранении предмета.
Память.Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. Уже в раннем младенчестве дети способны соотносить новые впечатления с имеющимися у них образами. Если ребенок, получив новую куклу, какое-то время рассматривает ее, на следующий день он может ее узнать. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения. 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.
Если яркую игрушку спрятать под одним из двух одинаковых платков, лишь немногие 8-месячные дети в состоянии вспомнить через 1 секунду, где она лежит. К 1 году все дети находят игрушку через 1-3 секунды после того, как ее спрятали. Большинство из них вспоминает, под каким платком она находится, даже через 7 секунд. Таким образом, после 8 месяцев появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.
Эмоциональное развитие младенца. На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с познавательным, и эмоциональное развитие.Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.
После того как ребенок научился узнавать и бурно радоваться маме (с этого, собственно, и начинается младенчество как возрастной период), он доброжелательно реагирует на любого человека. После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. Однако если тот демонстрирует свое доброе отношение, разговаривает с ребенком и улыбается ему, настороженное внимание сменяется радостью. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Особенно боятся дети остаться наедине с незнакомым человеком. В таких ситуациях одни отползают подальше, отворачиваются, стараются не обращать внимания на нового человека, другие – громко плачут.
Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый «страх расставания» — грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла).
Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям. Он пытается с маминой помощью получить какой-нибудь привлекающий его предмет, дотянуться до шкафа или полки, достать вазочку или кастрюлю, рассмотреть картину и т.д. Облегчают общение жесты, которыми активно пользуется ребенок, показывая, что он хочет получить, куда ему необходимо забраться и т.п.
Развитие речи в период младенчества. Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие. Впервом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением.Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произноситодно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.
Кризис 1 года.Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Поскольку ребенок уже ходит или активно ползает по дому, в это время резко увеличивается круг досягаемых для него предметов. Взрослые вынуждены убирать острые вещи, закрывать электрические розетки, ставить повыше электроприборы, посуду и книги. Не все желания ребенка выполнимы потому, что его действия могут причинить вред ему самому или окружающим. Разумеется, ребенок и раньше был знаком со словом «нельзя», но в кризисный период оно приобретает особую актуальность.
Аффективные реакции при очередном «нельзя» или «нет» могут достигать значительной силы: некоторые дети пронзительно кричат, падают на пол, бьют по нему руками и ногами. Чаще всего появление сильных аффектов у ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье. Это или излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность в требованиях взрослых, когда сегодня можно, а завтра нельзя, или можно при бабушке, а при папе – ни в коем случае. Установление новых отношений с ребенком, предоставление ему некоторой самостоятельности, т.е. большей свободы действий в допустимых пределах, наконец, терпение и выдержка близких взрослых смягчают кризис, помогают ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций.
Источник
— Восприятие ребенка совершенствуется
наиболее стремительными темпами,
интенсивно развиваются сенсорные
системы в 1 полугодие жизни.
— Совершенствуется зрительное
сосредоточение.
— Младенцы различают цвета, формы, объемы
предметов, реагируют на цвет, прослеживают
движущиеся предметы. В 4 месяца они не
просто видят, а активно смотрят, реагируют
на увиденное.
— Складываются особые ориентировочные
действия, направленные на обследование
окружающего пространства и предметов.
— Развивается тактильная чувствительность.
— Ребенок начинает воспринимать предметы
как нечто постоянно существующее в
пространстве к 8-10 месяцам. Впечатления
превращаются в образы восприятия.
Развитие речи
— В первом полугодии формируется речевой
слух, ребенок при радостном оживлении
издает звуки, называемые обычно гулением.
— Во втором полугодии возникает лепет,
в котором можно различить некоторые
повторяющиеся звуковые сочетания,
связанные чаще всего с действиями
ребенка.
— До года речь ребенка – пассивная: он
понимает интонацию, часто повторяющиеся
конструкции, сам не говорит, но в это
время закладываются основы речевых
навыков.
— Около года формируетсяавтономная
речь, которая служит переходной фазой
между пассивной и активной речью.
Особенности автономной речи: не совпадает
с речью взрослых артикуляционно,
фонетически и по значению; общение
возможно только с людьми, посвященными
в шифр детской речи, и в конкретной
ситуации; связь между словами своеобразна,
она напоминает ряд восклицаний,
произносимых в аффекте. Начало и конец
автономной речи знаменует начало и
конец кризиса одного года.
— К концу 1 года ребенок понимает 10-20
слов, произносимых взрослыми, и сам
произносит одно или несколько своих
первых слов сходных по звучанию со
словами взрослой речи.
Умственное развитие
Согласно Ж. Пиаже, ребенок до года
находится в 1 периоде умственного
развития – сенсомоторном.Дети в
это время еще не овладели языком, у них
нет психических образов для слов. Знания
о людях и окружающих предметах складываются
у них на основе информации, полученной
от собственных органов чувств и случайных
движений. Сенсомоторный период проходит
через 6 стадий, из которых 4 – до года:
— Упражнение рефлексов.Дети
«упражняют» все навыки, которыми
обладают в данный период развития
(безусловные рефлексы — сосание, хватание,
плач; умение смотреть и слушать).
— Первичные круговые реакции(1
– 4 месяц жизни). Ребенок начинает
приспосабливаться к своему окружению,
используя аккомодацию (приспособление
старых схем к новой информации).
— Вторичные круговые реакции(4
– 8 месяцев). Дети произвольно повторяют
те формы поведения, которые доставляют
им удовольствие; у них развивается
способность восприятия постоянства
объекта. С этим качеством связано
появление в 7-8 месяцев первых страхов
(страх «чужого»), а также восприятие
постоянства объектов составляет основу
привязанности к значимым для ребенка
людям.
— Координация вторичных схем(8 – 12
месяцев). Происходит дальнейшее развитие
всех упомянутых способностей ребенка.
Малыши проявляют первые признаки умения
предвосхитить события.
Познавательному развитию ребенка
способствуетразнообразие впечатлений,
которые он получает. Взрослые, ухаживающие
за ребенком, должны удовлетворятьего
потребность в новых впечатлениях,
стараясь, чтобы окружающая его обстановка
не была однообразной, неинтересной.
Познавательное развитие (в первую
очередь, развитие восприятия) младенцев,
живущих в однообразной среде, оказывается
несколько замедленным по сравнению с
развитием тех, кто получает много новых
впечатлений.
Базовая потребность возраста–
потребность в безопасности, защищенности,
которая должна быть удовлетворена
взрослым человеком. Ребенок, чувствующий
себя в безопасности, открыт окружающему
миру, доверяет ему и осваивает его
смелее. Э.Эриксон считает, что в
младенческом возрасте у человека
формируется чувство доверия или недоверия
к окружающему миру (людям, вещам,
явлениям), которое человек пронесет
через всю жизнь. Чувство отчужденности
возникает при дефиците внимания, любви,
ласки, при жестоком обращении с детьми.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник