Познавательное развитие ребенка в игровой деятельности
Анна Шарипова
Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игровой деятельности в свете ФГОС
Живость детского воображения и вера детей в реальность собственных представлений и созданных образов является психологической основой детской игры. «В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В игре малыш, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями», К. Д.Ушинский подчеркивал влияние на содержание детской игры: она дает материал для игровой деятельности детей. Игры изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства взрослых. Переживание детей в игре не пропадают бесследно, а находят свое проявление в будущем в общественном поведении человека.
Игра – это ведущая деятельность дошкольника, оказывающая существенное влияние на развитие всех сторон его психики. В игре формируется произвольности поведения. Подчинение требованию «надо», а не «хочу», снимается познавательный эгоцентризм, когда ребенок начинает учитывать наличие других точек зрения на события и предметы действительности. В игре изменяются и познавательные процессы.
К. Д. Ушинский возражал против излишнего вмешательства воспитательницы в детскую игру. Он считал игру самостоятельной, свободной детской деятельностью, имеющей важное значение в развитии личности: «Игра есть свободная деятельность дитяти. В ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля». Воспитательница должна доставлять материал для игры, заботиться о том, чтобы этот материал содействовал выполнению поставленных задач воспитания.Время для детских игр в детском саду должно отводиться сообразно возрасту: чем меньше ребенок, тем больше времени должен он проводить в игре. И в дошкольном возрасте надо стремиться к тому, чтобы ребенок никогда не пресыщался в игре и мог легко прервать ее для работы. Дошкольники тоже должны трудиться.
Познавательное развитие ребенка раннего возраста связано, прежде всего, с органами чувств и совершаемыми ими движениями. Малыш воспринимает как реально существующие объекты и явления только то, что можно потрогать, увидеть или идентифицировать с помощью других органов чувств. Именно поэтому маленькие дети очень любят бросать вещи, ударять ими о стену, высыпать что-то из банок, ощупывать предметы или пробовать их на вкус.
Познавательное развитие ребенка раннего возраста включает в себя развитие двух важных факторов – восприятия и памяти. Восприятие обеспечивается при помощи органов чувств, важнейшими из которых на тот момент становятся осязание, слух и зрение. По мнению психологов, познавательное развитие ребенка раннего возраста предусматривает восприятие малышом объектов в целом, в виде обобщенных образов, а не в виде разрозненной мозаики.
Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении – дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, не сформированности произвольности поведения ребёнок часто переключает свое внимание, оставляет одно дело ради другого.
У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребёнка гарантом психологического комфорта и защищённости. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребёнок берёт на себя определённые роли и подчиняет им своё поведение.
В этом проявляется интерес ребёнка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребёнка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.
Содержание познавательных занятий зависит, с одной стороны, от программных образовательных задач, а с другой стороны — от содержательной структуры самой познавательной деятельности.
Поскольку игровая мотивация в познавательной деятельности является ведущей на протяжении дошкольного возраста, рекомендуется игровая форма познавательных занятий и активное использование игровых приемов в ходе занятия,
Организационная структура игрового познавательного занятия.
Во вводной части происходит постановка познавательной задачи перед детьми или создание познавательно-игровой проблемной ситуации, провоцирующей постановку познавательной задачи Мотивация может быть игровой или практической (помочь герою открыть сундук, сшить платье, организовать путешествие в космос и т. д.).
В основной части происходит решение поставленной задачи, Может быть организовано «пошаговое» решение, т. е. дробление основной задачи на ряд более мелких взаимосвязанных задач в русле познавательно-игровой ситуации.
Например: ребенку необходимо построить домик для зайчика. Он должен будет подумать какой он будет по форме и размеру; подобрать строительный материал. В процессе выполнения цепочки задач ребенок приобретает новые знания и умения (математические, конструктивные, систематизирует ранее полученные представления, учится применять их и новых игровых проблемных ситуациях.
В заключительной части дети анализируют полученные результаты, ход познавательной деятельности, способы выполнения, акцентируя внимание на эффективности решения познавательно-игровой ситуации.
Гибкая тактика руководства детской игровой деятельностью является одним из основных условий, способствующих успешному и полному раскрытию её богатого воспитательного, развивающего, социализирующего и адаптирующего потенциала.
Главными педагогическими задачами являются:
• оказание детям помощи в приобретении игровых умений, обогащение их игрового опыта;
• расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;
• поощрение инициативы детей при развёртывании индивидуальных, парных и коллективных игр;
• создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня и др.
Виды игр; игровая тактика педагога
Детей 3–4 лет интересуют и увлекают разнообразные игры «экспериментирования» со специально предназначенными для этого игрушками, несложные сюжетные самодеятельные игры. Взрослый предлагает разнообразные обучающие (автодидактические предметные, сюжетно-дидактические, подвижные, музыкальные) и досуговые игры (игры-забавы, развлечения, отдельные празднично-карнавальные игры). С его помощью дети осваивают некоторые народные игры обрядового, тренингового и досугового характера.
Под руководством взрослого и самостоятельно дети учатся отражать в играх несложный сюжет, представленный рядом последовательных действий. Постепенно игра становится не столько сюжетно — отобразительной, сколько сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевые игры помогают детям усвоить назначение и свойства предметов, понять логику простых жизненных ситуаций (кормим куклу обедом, купаем медвежонка, идём в гости и т. д.). В таких играх ребёнок выражает свои эмоции и чувства, что в определённой мере позволяет ему в реальной жизни справляться с трудными ситуациями.
Важно учить детей вступать в игровые диалоги сначала в парной игре с воспитателем, а затем со сверстниками, поощрять проявления доброжелательности в отношении партнёра по игре. Если ребёнок испытывает затруднения в общении с другими детьми по ходу игры,воспитатель включает его в игру постепенно: сначала играет с ребёнком сам, а затем уже предлагает играть с другими детьми, учитывая при этом симпатии ребёнка, его индивидуальные особенности и игровые интересы.
Воспитатель привлекает детей к участию в совместных с ним играх по сюжетам на темы окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте, а также по сюжетам литературных произведений (сказки «Теремок», «Репка», «Машенька обедает» С. Капутикян, «Мой Мишка» З. Александровой, «Айболит» К. Чуковского). Педагог формирует умения принимать игровую роль, выполнять игровые действия в соответствии с принятой ролью; поощряет игровую самостоятельность и инициативу, попытки подбирать атрибуты для роли и недостающий игровой материал, обозначать словом игровые действия, связанные с ролью. Взрослый поощряет использование предметов-заместителей (палочка – градусник, кубик – мыло, их поиск и применение в самодеятельных детских играх. К концу четвёртого года жизни появляются режиссёрские игры, которые представляют собой разыгрывание тех или иных ситуаций в воображаемом плане с помощью игрушек и овладение «речью» от их имени.
Накопление и обогащение игрового опыта дошкольников при поддержке воспитателя происходит в разных видах игр. Так, с помощью обучающих (дидактических) игр дети осваивают систему сенсорных эталонов, решают соответствующие возрасту мыслительные задачи, связанные со сравнением и анализом формы, величины, цвета предметов, их расположения в пространстве и т. д. В играх с дидактическими материалами они учатся действовать в соответствии с простыми игровыми правилами, подчиняться очерёдности их выполнения при играх в парах и в подгруппе.
Взрослый поощряет самостоятельные игры с элементарными правилами. Существенное значение в воспитании начальных волевых проявлений и навыков произвольного поведения приобретают подвижные игры.
Они помогают дозировать двигательную активность детей в течение дня
и включаются как в регламентированную (специально организованные занятия, так и свободную детскую деятельность (прогулки, развлечения и праздники, досуг).Такие игры носят несложный характер: дети пока ещё не обладают способностью удерживать «в уме» большое количество правил и последовательность их выполнения. Поэтому педагог организует игры на основе 1–2 правил, требующих одновременных и поочерёдных действий (по сигналу воспитателя): «Догоните меня», «Наседка и цыплята» и др.Предлагаются игры на выполнение разнообразных общих движений: ходьба, бег, подпрыгивание и т. д., а также игры для развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук (пальчиковый игротренинг). Общей целью подвижных игр является не только укрепление здоровья и правильное физическое развитие детей, но и развитие положительных эмоций, получаемых от выполнения различных движений, совместной игры со сверстниками.
Вторая половина дня пребывания ребёнка в детском саду наполняется досуговой деятельностью игрового характера – играми-забавами, играми-развлечениями и празднично-карнавальными играми.
В такие игры часто включаются образные, народные и музыкальные игрушки, персонажи кукольного театра и герои литературных произведений. Объединение выразительного движения, художественного слова, музыки, пения и элементов игры помогает постепенно приобщить дошкольников к музыкально-ритмическим и театрализованным играм, простым играм-драматизациям с понятным и интересным для них сюжетом.
Рациональная организация и динамичное изменение предметно-игровой среды в группе является основой для детского игрового творчества. Воспитатель подбирает соответствующие возрасту и потребностям детей данного возраста игрушки и игры, заботится о регулярном обновлении игровой атрибутики, наличии полифункциональных игровых материалов, дозирует меру и характер своего влияния на самодеятельные детские игры, создаёт условия и «настрой» на игру в течение всего дня пребывания детей в детском саду.
Полученные позитивные впечатления являются стимулом для самостоятельного воспроизведения малышом доброжелательного поведения, проявления гуманных чувств и внимания к окружающим его взрослым и сверстникам.
Источник
Познавательное развитие через игровую
деятельность детей дошкольного возраста
Одно из важнейших направлений работы педагога – развитие познавательной активности ребенка, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые интересы. Познавательное развитие в раннем возрасте проходит преимущественно во время игры.
Игра– самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Цель воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть дошкольникам многообразие мира игры.
Игра сопровождает младших дошкольников в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении.
Веселые хороводные игры, игры с сюжетными и заводными игрушками в утренние часы поднимают настроение, сближают детей, помогают забыть минуты расставания с родителями.
В свободной игровой деятельности ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, своего рода открытия.
Для познавательного развития детей полезны игры с изобразительными материалами. Они могут не иметь изобразительных целей, а носить чисто исследовательский характер. Дети с интересом смешивают краски, делают пальчиками, кистью, печатками мазки на бумаге, чиркают карандашом, фломастером, мелком.
При этом дети не только знакомятся со свойствами различных веществ и материалов, но и получают быстрый видимый эффект от собственных преобразующих действий, что вызывает у них особую радость.
Огромный простор для детского экспериментирования открывают игры с водой, красками, песком, бумагой. Они чрезвычайно увлекательны для малышей, и полезны для установления физических закономерностей, овладения представлениями об объеме, форме, изменениях веществ и для познания свойств и возможностей того или иного материала.
На прогулке игры с песком, снегом, водой, с предметами и игрушками обогащают представления детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира, об их назначении, использовании, пробуждают познавательную активность и интерес к экспериментированию.
Игры с водой
Одна из любимых забав детей. И не удивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. Вода буквально притягивает к себе маленького ребенка. Стоит только наполнить ведерко или тазик водой, как его руки сами туда тянутся.Удивляет и радует многообразие игр с водой.
В своей практике я стараюсь найти, разработать, придумать как можно больше вариантов и способов работы с этим материалом. Моя задача сделать игры разнообразными, интересными и насыщенными новым и познавательным материалом.
Вот некоторые из любимых игр малышей:
«Плывет, плывет кораблик».
Бумажный кораблик малыш подгоняет при помощи соломинки, в которую он дует. Игра знакомит со свойством воды, формирует у детей умение чередовать длительный, плавный и сильный выдохи.
«Плавает или тонет»
Знакомит детей со свойствами различных материалов камешки, орешки, ракушки, небольшие шишки и т. д. Нужно поочередно бросает в воду различные предметы и с помощью взрослого выясняет, какие предметы плавают, а какие тонут.
Затем ребенку можно предложить достать из ванны предметы, которые тонут, и предметы, которые плавают, и разложить их по разным мискам (в одну — камешки, в другую — орешки).
«Уточки на волнах»
Предлагаю детям самостоятельно запустить игрушек-утят в емкость стола-ванной, наполненную водой, осуществляя руками сильные и слабые волновые движения одной и двумя руками.
«Веселые пузыри»
Дети опускают в воду соломинки для коктейлей и дуют в них. В воде появляются веселые пузырьки.
«Дождик»
С помощью лейки, наполненные водой, я предлагаю ребенку сделать дождик, выливая из нее воду. Если ребенок затрудняется поднять и наклонить лейку, то я помогаю ему.
«Теплая – холодная»
Перед ребенком двухсекционный стол-ванна: в одной емкости вода теплая, а в другой холодная. Ребенок опускают кисти рук попеременно: то в холодную, то в теплую воду, параллельно комментируя свои ощущения.
Игры с песком.
Песок – это удивительный, богатый своими возможностями материал, податливый и способный принимать любые формы. Недаром он был выбран психологами для такой замечательной техники – как песочная психотерапия, это значит – что «общение» с песком полезно не только детям – но и взрослым.Сухой или влажный – он обладает разными свойствами, познавая их, малыш открывает для себя новые горизонты развития.
«Отпечатки наших рук»
Знакомят детей сосвойствам влажного песка, сохранять форму предмета.Если приложить ладошку, или любой другой предмет к песку и немного надавить — то на песке останется четкий след.
«Поиски сокровища»
Ребенка прошу отвернуться и прячу в песке несколько небольших игрушек. Не следует прятать слишком глубоко, чтобы игрушки не остались сокровищами в песочнице навсегда. А затем прошу начать поиски сокровищ.
«Куличики из песка»
Делать куличики из песка любят все малыши. Эта простая игра в песок развивает координацию движения, внимательность и приносит детям много радости.
Игры с матрешкой
С помощью матрешки можно научить детей выделять разные признаки предметов, сравнивать их по высоте, ширине, цвету, объему. Для детей, незнакомых с матрешкой, очень важен момент первой встречи с ней, открытие ее секрета.
Игры с пирамидкой
Пирамидка — очень полезная игрушка для малышей. Разбирая и собирая пирамидку, ребенок не только овладевает определенными практическими навыками, но и учится сравнивать и классифицировать ее элементы по цвету и размеру, выстраивать их в порядке убывания или возрастания величины. Участие ребенка в преобразовании пирамидки способствует формированию представлений об изменяемости внешнего вида одного и того же предмета и его обратимости.
Прятки с игрушками
Прятать и искать игрушки, увлекательное занятие, которое не только забавляет детей, но и способствует развитию у них внимания, памяти, ориентировки в пространстве. В таких играх могут участвовать несколько детей.
«Найди зайчика»
Я показываю малышам зайчика, предлагаю рассмотреть его. Обращаю их внимание на длинные ушки, мягкие лапки зайчика, показываю, как он может прыгать и кувыркаться. Всё это важно для того, чтобы у ребенка сложился отчетливый образ предмета, который нужно будет искать. Рассказываю, что зайчик любит быстро бегать и прятаться. Потом прошу детей отвернуться и закрыть глаза. Незаметно кладу зайчика на видное место и предлагаю детям его найти. Если дети легко справляются с этой задачей, то в следующий раз можно спрятать зайчика более «надежно», чтобы видны были только ушки, или совсем закрыть его платочком. Впоследствии можно организовать игру так, чтобы одни дети прятали игрушку, а другие — искали.
Игры с кубиками
В группе есть наборы кубиков из дерева, пластмассы, кубики с предметными и сюжетными картинками. Прежде чем организовывать игры-занятия с кубиками, я даю малышам возможность свободно поиграть с ними. Дети берут их в руки, передвигают, бросают, постукивают, ставят друг на друга. Малыши часто стремятся разрушить постройки, не следует, расценивайте эти действия как простое баловство: совершая их, ребенок получает возможность легко преобразовывать объекты, видеть результат своего действия. Я стараюсь обыграть эти действия, соорудить башню вновь и позволить ее опять разрушить. Со временем можно перейти к целенаправленным играм с кубиками.
Дидактическая игра«Волшебное поле»
Показываю ребятам круг с изображением основных цветов. Поясняя при этом, что это волшебное поле, на котором живут цвета. Далее детям раздаются карточки соответствующих цветов. Поворачиваю волшебное поле, стрелка находящаяся на нем указывает на какой либо цвет, а дети в свою очередь должны поднять карту этого цвета.
Дидактическая игра «Перекладывание цветных шариков»
Формирует умениеразличать и называть основные цвета. Для игры используются красные и зеленые шарики, красная и зеленая корзинка. Детям даю каждому по шарику и спрашиваю, какого он цвета. Затем предлагаю положить свой шарики в корзинку такого же цвета, как и шарик. В дальнейшем можно добавлять другие цвета.
Дидактическая игра «Узнавание игрушки на ощупь»
Формирует умение на ощупь узнать предмет и назвать его. Для игры используется мешочек с игрушками по количеству детей. Игрушки знакомые детям. Детям предлагаю на ощупь отгадать, что это за игрушка. Ребенок должен, ощупывая двумя руками, назвать игрушку. После этого он вынимает ее и показывает детям.
Дидактическая игра «Подбери чашку с блюдцем»
Формирует умение детей различать и называть цвета.Для игры используется: чашки красные, желтые, зеленые и блюдца тех же цветов. Предлагаю детям подобрать чашки к блюдцам, красной чашке–красные, желтой – желтые, зеленой- зеленые. Усложнять, игру можно добавляя большее количество цветов.
Дидактическая игра «Куда что положить?»
Формирует умение группировать знакомые предметы по общему признаку (большой- маленький). Для игры потребуются две коробки (большая и маленькая), большие игрушки: кубик, шарик, кукла, машинка, тарелка и т.д. такие же предметы маленького размера. Предлагаю сложить большие игрушки в большую коробку, маленькие – в маленькую.
Дидактическая игра «Поварята»
Формирует умение группировать овощи и фрукты, закрепить их названия.
Показываю детям овощи и фрукты. Вместе рассматриваем их. Затем рассказываю детям, что из фруктов можно приготовить вкусные варенье или компот, а из овощей варят вкусный суп и предлагаю приготовить эти блюда. Для этого нужно фрукты поместить в одну кастрюлю, а овощи – в другую.
При поддержке и помощи воспитателя дети учатся вступать в игровое общение со сверстниками, самостоятельно договариваться о выполнении знакомых игровых действий в общем игровом сюжете.В игре ребенок развивается, познает мир, общается. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступаем в мир детской игры, мы многому можем научить детей.
Воспитатель дошкольного образования:
Денисенко С.В.
Литертура:
1. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. — 2е изд. — Минск : Нац. инт образования; Аверсэв, 2014. — 416 с.
2. Игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского,
Е. А. Панько. — Мозырь : Белый Ветер, 2014. — 184 с.
3. Интернет ресурсы
Источник