Познавательное развитие ребенка в дидактической игре

Светлана Александровна Александрова
Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры

Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры

Познавательная деятельность — это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, приобретение знаний в процессе разнообразной деятельности детей со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль отводится дидактическим играм.

В ФГОС ДО именно игра позволяет построить адекватную систему обучения, учитывая особенности дошкольников; именно игра обеспечивает особенности и вариативность дошкольного воспитания, связанные с культурным развитием ребенка; именно игра способствует включению семьи в систему дошкольного образования. В условиях игр дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

При систематическом и творческом использовании дидактических игр можно добиться существенного продвижения в развитии познавательной активности. Дидактическая игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций.

Дидактическая игра содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний. Игрыможно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число детей. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи НОД, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста. Игра помогает педагогу донести трудный материал в доступной форме.

Для этого необходимо создать условия для ребенка во всех режимных моментах,а также:

— учитывать индивидуальные особенности;

— использовать всевозможный дидактический материал, в соответствии с уровнем подготовки;

— проводить совместную работу с родителями;

Проблема активизации познавательной деятельности дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, т. к активность является необходимым условием умственного развития личности. Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и разнообразных видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.

Учёными-педагогами выявлены педагогические условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников:

• Создание обогащённой предметно — развивающей среды для начала развития интереса;

• Включение занимательности в содержание НОД;

• Интеграция разнообразной деятельности;

• Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.

Работу по данной теме начала с организации предметно — развивающей среды. Под предметно — развивающей средой понимаю естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности.

Во время планирования предусматриваю следующие пункты:

• переход одного вида деятельности (игры) из совместной в самостоятельную;

• еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;

• учитывание временных рамок.

Таким образом, знания, полученные ребенком на занятиях, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную и уже после этого – в бытовую деятельность.

Организуя работу по развитию познавательной активности, применяю не только специально изготовленные игры, но и обычные предметы, чтобы ребенок увидел, что реальный мир не существуют сам по себе.

Для работы с детьми по выявлению свойств и отношений предметов использую не только занятия, но и прогулки, продуктивную совместную деятельность; для индивидуальной работы — режимные моменты (ситуации одевания и раздевания, гигиенические процедуры, приготовление к обеду, ко сну).

Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа.

Такие игры как “Назови одним словом”, “Назови три предмета” требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий.

Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, главная задача словесных игр. Если ребенку достается роль, гида в играх “Путешествия”, то, он, охотно рассказывая и объясняя — развивает у себя монологическую речь.

Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку. Например, в игре “ Кто построил этот дом?” дети узнают о том, что прежде чем построить дом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом,затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается познавательный интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство, домов, железной дороги и других объектов.

Варианты заданий:

І. Одевание (раздевание) на (с) прогулку.

• предложить детям сравнить туфельки детей и разделить их на большие и маленькие, прикладывая подошвы, друг к другу

• определить, много ли ребят пришло в куртках, в пальто и т. п. (классификация);

II.После сна:

• застилая постель, определить на какую геометрическую форму похоже покрывало, подушка;

• расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные);

III.Прием пищи:

• попросить детей разложить ложки, перед этим они должны определить количество детей, сидящих за столом;

Прогулка:

• собирая осенние листья, выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые; выложить из них шарфики для осени (длинные и короткие);

• во влажном песке аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размеру;

«Найди, что покажу» — искать одинаковые по форме листья, камешки, шишки, куличики;

«Найди, что назову» — искать предметы по описанию;

•постоянно упражнять в счете: считать ведра, формочки, лопатки, листья, цветы;

• наблюдая за транспортом обговаривать геометрическую форму, цвет, направление и скорость движения;

• наблюдая за небом, обговаривать форму солнца, облаков; цвет и направление движения;

• играть в подвижные игры с математическим содержанием, активно использовать пальчиковые упражнения.

В процессе работы использую направления:

-работа с детьми;

— работа с педагогами;

— работа с родителями;

Педагогический процесс немыслим без совместной деятельности детей, воспитателей и родителей. Поэтому считаю важным просвещать родителей в вопросах воспитания и обучения. Не стала исключением и проблема формирования и развития познавательных интересов дошкольников.

Думаю, что основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.

В процессе работы у детей сформировались стремление к самостоятельности и участию в познавательной деятельности; проявление познавательного интереса в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

задавать вопросы поискового характера; контроль собственной деятельность и действия партнера; использование элементов планирования в познавательной деятельности; умение строить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в случаях возникновения конфликтов; самостоятельность в применении полученных знаний для решения новых задач;

испытывать удовольствие от результатов самостоятельной познавательной деятельности; контролировать отрицательные проявления эмоций, радоваться успехам сверстников и т. д.

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций.

Надо добиваться, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

В дальнейшей работе планирую:

— Изготовление новых дидактических игр;

— Создание картотеки дидактических игр для родителей;

— Создание банка видеотеки (с привлечением родителей);

Источник

Кырова ольга
Значение дидактической игры в развитии познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

Значение дидактической игры в развитии познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ, дети создают мир игр. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, времени. Дети — творцы настоящего и будущего. В этом обаяние игры. Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко используется в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них-учёба игра для них — труд, игра — серьезная форма воспитания.

Играми способствующими развитию восприятия, памяти, мышления, развитию творческих способностей, которые направлены на умственное развитие дошкольников, являются дидактические игры.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое,сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, направленной на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитании познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Дидактические игры, как своеобразное средство обучения, отвечающее способностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сам находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, практическую, игровую. Это повышает его умственную активность. В дидактической игре формируется познавательная активность, проявляющая особенности этой деятельности.

Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребят происходит накопление чувственного опыта. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей мыслить, использовать полученные знания в различных условиях, в соответствии с поставленной задачей.

В дидактическихиграх появляется интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносят детям удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию.

Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления, развиваются

сенсорные способности, процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнить признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это может быть лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.

Умственное воспитание в дидактической игре тесно связано с

нравственным. Решение дидактической задачи всегда служит и упражнением воли. Выполнение правил игры требует от детей выдержки, самообладания, дисциплинированности. У детей формируются представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам, о нормах поведения. В работе с детьми младшего дошкольного возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно-гигиенических навыков.

Игры с дидактическим материалом, игрушками, природным материалом, картинками способствуют накоплению чувственного опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспитанию детей. Научившись различать цвета и формы, дети начинают замечать красоту в их сочетании, расположении. Дидактическийматериал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены. Такие игрушки привлекают внимание, вызывают желание играть с ними.

В дидактических играх важным является и физическое воспитание. Игра создает положительный, эмоциональный подъем, хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается и на умственном развитии.

Дидактические игры, особенно в младшем возрасте, рассматриваются, как метод обучения детейсложно-ролевым играм: умение взять на себя определенную роль, выполнить правила игры, развернуть сюжет. Например, в дидактической игре «Уложи куклу спать», учим детей последовательности действий в процессе раздевания куклы — аккуратно складывать одежду на стул, заботливо относиться к кукле, укладывать спать, петь колыбельные песни.

Таких игр в младшей группе проводится несколько — «День рождения куклы Кати», «Оденем Катю на прогулку», «Катя обедает». Игры с куклами являются эффективным обучения детей самым творческим сложно-ролевым играм.

Из понимания значения дидактическихигр вытекают следующие требования к ним:

1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей, к дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А. С.Макаренко: «Игра без усилия, игра без активной деятельности — всегда плохая игра».

3. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизирует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

Содержание дидактических игр определяется «Программой воспитания»,

что связано с содержанием занятий и наблюдениями. Дидактическая игра

опирается на знания, уже имеющиеся у детей, причем, в одной игре они могут использовать знания и представления, полученные на занятиях по разным «предметам», разным программам. Например, в игре «Назови несколько предметов» приходится вспомнить животных, средства передвижения, овощи и фрукты, мебель, посуду.

Некоторые дидактические игры имеют сюжет, требуют разыгрывания ролей. В игре «Узнай по голосу» каждый ребенок изображает какое-то животное. Из дидактических игр с сюжетом следует выделить игры- инсценировки, в которых перед детьми ставится дидактическая задача.

Многие дидактические игры не имеют сюжета и заключаются только в решении определенной задачи. В этих играх содержание черпается из представлений детей об окружающем и связано с задачами воспитания. Иногда в бессюжетные игры вводится образ любой игрушки, игровую задачу ставит перед детьми не воспитатель, а кукла, такие игры детям очень нравятся.

В зависимости от материала, дидактические игрыможно разделить на 3 вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно- печатные игры и словесные игры. Игры с предметами наиболее доступны детям, т. к. они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению детей действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними. Играя с предметами, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие.

Ценность этих игр в том,что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Детям младших групп дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, т. к. малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами. Игра в эти игры с игрушками сопровождается движениями, что способствует особенностям восприятия и мышления ребенка.

Настольно-печатные игры так же, как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Содержание настольно-печатных игр разнообразно. Некоторые виды – лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, с животными, птицами, овощами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы, о различных профессиях. Как и дидактические игрушки, настольно-печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.

Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием оперировать представлениями. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, т. к. в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Словесные игры проводится преимущественно в старших группах, но некоторые словесные игры, в том числе народные, с успехом проводится и в младших группах.

Дидактическая игра– явление сложное, но в ней отчетливо

обнаруживается структура, т. е., основные элементы, характеризующие игру, как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры — дидактическая задача. Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитывающего воздействия. Познавательное содержание черпается из «Программы воспитания». Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности детей, т. к. в играх они должны оперировать уж имеющимися знаниями и представлениями. Задачи дидактических игр разнообразны. Наиболее важны для умственного развития детей следующие: сравнение предметов, отгадывание загадок, определение предмета по его признакам, выделение в предмете основных признаков, обобщение предметов, быстрое припоминание, точное определение независимо от характера задачи. Все дидактические игры развивают у детей произвольное внимание — умение сосредоточиться на представленной цели.

Сравнение — один из важнейших приёмов познания окружающего мира. Умение сравнивать развивается постепенно и нуждается в упражнениях. Процесс сравнения, установление сходства и различия заставляет ребенка внимательно приглядываться, самостоятельно делать выводы. В этом отношении хороши дидактические разборные игрушки. Матрешки, пирамидки, чашки. Чтобы собрать пирамидку, требуется сравнивать кольцо по размеру, цвету. Вначале для сравнения даются предметы, сильно отличающиеся друг от друга по величине, по цвету. Например, перемешиваются кольца двух пирамидок и один ребенок должен выбрать красные, другой — синие.Затем сравнение становится более сложным: от детей требуется выбрать один цвет среди многих. Проводить сравнение требуется и в играх, когда у детей накоплено достаточно представлений о предметах и их признаках, можно проводить игры, в которых требуется обобщение, в «Чудесный мешочек». Умение обобщать требуют и некоторые печатные игры,например: подобрать картинку про лето зиму.

Наиболее интересны для детей и полезны для умственного развития разнообразные игры-загадки. Отгадывание загадки требует рассуждений, умения определять существенные признаки предметов.

Структурным элементом игр является игровая задача, отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи, в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Игровая задача и познавательная направленность предстоящего игрового действия иногда заложены в названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в домике живет» и т. д. Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра

может выполнить функцию обучения и вместе с тем будет развиваться, как игровая деятельность.

Одним из основных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, воспитатель управляет игрой, процессом познавательной деятельности, поведением детей. Правила указывают путь решения задачи. В некоторой степени правила диктуются материалом — дидактической игрушкой, лото, парными картинками. Правила игры имеют обучающий, организующий, дисциплинирующий характер. Обучающие игры помогают раскрыть перед детьми – что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, раскрывают способ действий. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной задачи. Правила игры и должны быть направлены на воспитание игровых отношений и реальны в их взаимосвязи. Нужно помнить, что усвоение и выполнение детьми правил в игре не происходит быстро и легко. Надо детей учить, не перегружая ими игру. Нужно ставить детей в такие условия, при которых они получают радость от выполнения правил, необходимость их выполнения раскрывает воспитатель.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Игровые действия составляют основу дидактической игры — без них невозможна сама игра. Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Они являются как бы рисунком сложения игры. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности, активное желание решить поставленную задачу. По своей сложности они различны и обусловлены сложностью познавательного содержания и игровой задачи. Игровые действия – это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать, это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, умственные действия, выраженные в процессах мышления. В различных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. В играх, в которых участвуют все дети и выполняют одинаковые роли, игровые действия различны. Например, в игре в «Магазин», игровые действия покупателя иные, чему продавца. Игровые действия необязательно следуют одни за другими. В какой-то системе, последовательности, они по-разному взаимодействуют, сочетаются, подкрепляются одни другими в процессе развития игры и усвоения познавательного содержания.Объем бывает различен: в младшем возрасте это чаще всего повторяющиеся одно-два действия. Воспитатель не всегда сам раскрывает игровые действия, после постановки игровой задачи он иногда

предлагает детям подумать, как играть, что после чего делать и т. д.

Дидактические игры проводятся в часы занятий, на прогулке и во время свободной деятельности. Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это подсказывает воспитателю, какие игры полезны ребенку, в чем он силен, в чем отстает.

В дидактическихиграх применяются разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические. Дидактические игры кратковременны (10 — 20 минут). Важно, чтоб все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

При руководстве дидактическими играми в младшем возрасте воспитатель сам играет с детьми, объясняет им правила игры, он сам первый узнает предмет на ощупь, описывает картинку. Руководя игрой, воспитатель осуществляет дидактические задачи, игровые действия, игровые правила.

Руководство дидактической игрой требует большого педагогического мастерства, такта. Решая через игру и в игре дидактические задачи, воспитатель должен сохранять игру — деятельность, интересную, близкую детям, радующую их. Дидактическая игра входит цельный педагогический процесс, она не изолирована от других форм и средств воспитания и обучения.

Руководство дидактическими играми включает:

а) отбор и продумывание воспитателем программного содержания, четкое определение дидактической задачи, определение места и роли игры в системе бучения и воспитания, установление в взаимосвязи и взаимодействия с другими формами обучения;

б) создание самостоятельной игры и определение игровой задачи, игровых действий, игровых правил и результата игры;

в руководство ходом игры и обеспечение активности всех детей, оказание помощи робким, застенчивым детям, поощряя инициативу.

Педагогическая ценность дидактических игр:

1. В дидактических играх перед детьми ставятся те задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности.

2. Они содействуют развитию у детей ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

3. Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала общему развитию ребенка, служила формированию его способностей.

4. Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Источник