Познавательное развитие ребенка среднего дошкольного возраста
ЮЛИЯ ЦАПЛИНА
Опыт работы «Познавательное развитие детей среднего возраста»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БУДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 20 «РОСИНКА»
Доклад из опыта работы
на тему:
«Познавательное развитие детей среднего возраста»
Подготовила:
Воспитатель
Цаплина Ю. А.
Моршанск,
2018г
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познава-тельных действий, становление сознания; развитие воображения и твор-ческой активности; формирование первичных представлений о себе, дру-гих людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Познавательное развитиевключает в себя 5 видов деятельности:
Формирование элементарных математических представлений.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Ознакомление с предметным окружением.
Ознакомление с социальным миром.
Ознакомление с миром природы.
Формирование элементарных математических представлений:
Количество и счет
Учить считать до 5,пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относит последнее числительное ко всем пересчитанным предметам (один, два, три- всего три кружка). Формировать представления о порядковом счете, учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая один (лишний) предмет. На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов.
Величина
Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего). Устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины, ширины, высоты, толщины.
Форма
Развивать представления детей о геометрических фигурах. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов. Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров.
Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка-круг, платок-квадрат, мяч-шар, дверь-прямоугольник.
Ориентировка в пространстве
Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед-назад, направо- налево, вверх- вниз).
Знакомить с пространственными отношениями далеко-близко.
Ориентироваться во времени
Расширять представления детей о частях суток.
Познавательно-исследовательская деятельность:
Продолжать знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов. Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.
Сенсорное развитие
Знакомить детей с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования. Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств. Знакомить с различными материалами на ощупь.
Проектная деятельность
Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов в создании условий для их презентации сверстникам. Привлекать родителей к участию.
Дидактические игры
Учить детей играм направленных на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать, составлять целое из частей (кубики, мозайка, пазлы). Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей. Развивать наблюдательность и внимание.
Ознакомление с предметным окружением:
Продолжать знакомить детей с признаками предметов. Рассказывать о материалах (стекло, металл, резина, кожа, пластмасса, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах.
Ознакомление с социальным миром:
Расширять знания детей об общественном транспорте и о правилах поведения в нем. Формировать первичные представления о школе. Продолжать знакомить с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем, их атрибутами, людьми работающими в них. Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования, рассказать о самых красивых местах родного города, его достопримечательностях, о государственных праздниках и Российской армии.
Ознакомление с миром природы:
Знакомим детей с домашними животными, декоративными рыбками, птицами, пресмыкающими, некоторыми насекомыми, фруктами, овощами, ягодами, грибами, комнатными растениями, учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев. Расширять представления детей о свойствах песка, глины и камня, учить замечать изменения в природе.
Сезонные наблюдения:
Осень: учить детей замечать изменения в природе (похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг). Устанавливать простейшие связи между живой и неживой природы.
Зима: учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи. Наблюдать за поведением птиц, рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещение тают.
Весна: учить выделять признаки весны. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян. Формировать представление детей о работах, проводимых в весенний период в саду и огороде.
Лето: расширять представления детей о летних изменениях в природе. Расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней, глины. Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды, грибы; у животных подрастают детеныши.
В среднем дошкольном возрасте познавательное развитие является включает развитие восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения. Эти процессы представляют собой разнообразные формы ориентации дошкольника в окружающем мире, в себе самом, регулируют его деятельность. Возрастной период среднего дошкольника важен для развития познавательных потребностей ребёнка, т. к. в этом возрасте заметно нарастают возможности деятельной преобразующей активности. Познавательные потребности находят выражения в форме деятельности, которая направлена на обнаружение нового (поисковой активности, исследовательской).
Основные вопросы этого возраста: «Как?» «Зачем?» «Почему?». Средние дошкольники пытаются сами найти ответ, используя свой небольшой опыт для объяснения непонятного, а порой и провести собственный эксперимент.
Познавательные интересы, внимательное рассматривание, самостоятельный поиск информации, стремление узнать у воспитателя ответы на все интересующие вопросы – типичная особенность этого возрастного периода. Дошкольник среднего возраста проявляет инициативу, наблюдает, стремится разузнать, интересуется явлениями живой и неживой природы.
В своей работе по познавательнойдеятельности выделяю ряд задач:
Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения. Экспериментальную деятельность, речь;
Обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми;
Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности;
Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять;
Создать условия, способствующие их выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательной деятельности;
Поддерживать условия для развития познавательных процессов дошкольников во всех видах деятельности.
В своей работе использую приёмы по познавательного развития:
наглядные наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций;
практические упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность;
словесные рассказы, чтение, вопросы, беседы и использование художественного слова;
Сенсорное воспитание чем выше уровень их развития, тем богаче возможность познания окружающего мира, то есть умение различать и называть качества предметов.
В своей работе большое внимание уделяю игре, которая одна из самых действенных средств познавательного развития дошкольников. Во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться этим знанием с другими.
Я с детьми играя в различные виды игр:
Сюжетно-ролевые игры, которые товарищем, единомышленником по интересам. расширяют представление об окружающем мире.
Игры – драматизации, которые способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений, и активизирует речь.
Строительно-конструктивные игры расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.
Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе. Они являются познавательным содержанием окружающего мира.
Игры – эксперименты. Научат видеть проблему, решать её анализировать, делать выводы и добиваться результата
Для детей дошкольного возраста познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов.
Источник
Новикова Елена
Познавательное развитие дошкольников среднего и старшего возраста
Познавательное развитие детей среднего и старшего возраста.
Познание — сложное образование, в котором можно выделить 2 компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой. Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации.
Включает:
• Что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания.
• Как получает ребенок информацию, то есть речь идет о способах познания и средствах познания.
•Как перерабатывает ребенок информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах – систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и так далее.
Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо развить ребенка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.
Вторым компонентом познания является отношение человека к информации.
Неразрывность и взаимосвязанность компонентов познания очевидна.
Дети всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно.
Эта особенность широко используется педагогами в работе для того, чтобы гарантировать эффективное усвоение детьми определенной информации. Для этого мы сначала создаем у детей положительное отношение к тем сведениям, которые хотим им передать, атмосферу общей привлекательности, являющейся фундаментом, на который легко накладываются знания.
Познавательное развитие детей от 2 до 7 лет.
Представляется, что развитие и обогащение познавательной сферы детей от 2 до 7 лет — сложный путь,который включает в себя:
• Накопление информации об окружающем мире;
• Упорядочивание и систематизация представлений о мире.
И то, и другое всегда имеет место в развитии ребенка. Но интенсивность, степень выраженности и содержательная направленность этих процессов на каждом возрастном этапе разные.
В возрастноминтервале 2-7 лет помещаются два периода:
Периоды «накопления» и «упорядочивания информации ” 2-4 года и 5-6 лет; и два периода “упорядочивания информации ”- 4-5 лет и в 6-7 лет.»
4-5 лет. Второй период – «упорядочение» информации.
В четыре года познавательное развитие ребенка переходит на другую ступень, более высокую и качественно отличную от предыдущей. Это вызвано физиологическими и психологическими изменениями в общем развитии ребенка.
Можно выделить 4 основных направления познавательной активности детей:
• Знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;
• Установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений;
• Удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей;
• Формирование положительного отношения к окружающему миру.
Достигнутый к четырем годам уровень психического развития позволяет ребенку сделать еще один очень важный шаг в познавательном развитии – дети активно стремятся упорядочить накопленные представления об окружающем мире. Это – сложное занятие для маленького ребенка, но очень приятное и интересное. Более того, он испытывает постоянное неосознанное желание разобрать «завалы» полученных сведений о мире, навести в них «смысловой» порядок. В этом ему большую помощь оказывают взрослые. Ребенок начинает находить в окружающей действительности, выстраивать элементарные связи в зависимости между отдельными событиями, явлениями, предметами ближайшего окружения, которые в основном уже находятся в опыте ребенка.
Видны и индивидуальные различия в том, что больше влечет, притягивает ребенка в окружающем мире. Так, например, два малыша с увлечением роются в земле. Один – чтобы пополнить свою «коллекцию» красивыми камешками и стеклышками, а другой – в поисках жучков.
Все говорит о том, что у четырехлетних детей начинает проявляться избирательное отношение к миру, выражающееся в более стойком, направленном интересе к отдельным объектам или явлениям.
5-6 лет. Третий период – «накопление» информации.
В 5-6 лет ребенок смело «пересекает пространство и время», ему все интересно, его все манит и привлекает. Он с одинаковым рвением пытается освоить, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, так и то, что пока не в состоянии глубоко и правильно осознать.
Однако имеющиеся у ребенка старшего дошкольного возраста возможности упорядочивания информации пока еще не позволяют ему полностью переработать поток поступающих сведений о большом мире. Несоответствие между познавательными потребностями ребенка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными фактами и сведениями, многие из которых дети 5-6 лет не в состоянии осмыслить и понять. Это наносит вред процессу создания в сознании ребенка элементарной целостности мира, часто ведет к угасанию познавательных процессов.
У детей 5-6 лет наблюдается:
• Стремление расширить свой кругозор;
• Желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения;
• Потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру;
Для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания, потребности, в арсенале 5-летию ребенка имеются различные средства и способы познания:
• Действия и собственный практический опыт (этим он овладел достаточно хорошо);
• Слово, т. е. рассказы взрослых (этот ему уже знаком, продолжается процесс его совершенствованию);
• Книги, телевизор и пр. как новые источники знаний.
Уровень интеллектуальных умений ребенка 5-6 лет (анализ, сравнение, обобщение, классификация, установление закономерностей) помогают ему более осознанно и глубоко воспринимать, постигать и разбираться в имеющихся и поступающих сведениях о нашем мире.
В отличие от возрастного периода 2-4 года, где так же шло накопление информации, содержания, интересующие детей 5-ти лет, касается не ближайшего окружения, а отдельного, большого мира.
Познавательное развитие детей 6-7 лет.
Накопленные к шести годам сведения о мире требуют от ребенка определенных умений упорядочивания накопленных и поступающих сведений. В этом ему помогут взрослые, которые направят процесс познания детей 6-7 лет на:
• Установление причинно-следственных взаимосвязей нашего мира;
• Содержательное упорядочивание информации.
Причинно-следственные связи.
Важной характеристикой причинно-следственных связей является
временная последовательность: причина всегда во времени наступает
раньше следствия. Всякий объективный процесс развертывается от причины к следствию.
Для работы с детьми 6-7 лет необходимо обратить их внимание на следующую характерную сторону причинно-следственных связей – одно и то же следствие может иметь несколько причин. Например,гибель растущего цветка может быть вызвана:
• Повышением (понижением) температуры воздуха выше (ниже) той, при которой цветок может существовать;
• Отсутствие необходимых питательных веществ в почве;
• Отсутствие необходимого количества влаги для жизни растений (избыток влаги);
• Тем, что цветок кто-то сорвал и т. д.
Переход от следствия к причине невозможен.
Понимание причинно-следственных связей, умение их выделять в потоке событий, явлений, попытки манипулирования или в мысленном плане позволяют развиваться ребенку в нескольких направлениях.
• Обогащение и становление познавательно
• сферы.
• Умственное развитие – овладение понятиями “причина-следствие“ не возможно без умения анализировать явления, события, сопоставлять их, обобщать, рассуждать, делать элементарные умозаключения; умения планировать свои и чужие действия.
• Развитие психических навыков — памяти, внимания, воображения, различных форм мышления.
Источник