Познавательное развитие ребенка с нарушением зрения в школе
Леонтьева Н.Е.
учитель-дефектолог
ГБДОУ д/с № 82
компенсирующего вида
Невского района
Познавательная сфера детей с нарушениями зрения: психические функции
Слепота и глубокие нарушения зрения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности.
С точки зрения качественных особенностей развития детей с нарушением зрения следует в первую очередь указать на специфичность формирования психологических систем, их структур и связей внутри системы. Происходят качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов, возникают специфические особенности в процессе формирования образов, понятий, речи, ориентировки в пространстве и т.д. Значительные изменения происходят в физическом развитии: нарушается точность движений, снижается их интенсивность.
Внимание
Практически все качества внимания, его активность, направленность, широта, возможность переключения, интенсивность или сосредоточенность, устойчивость — оказываются под влиянием нарушения зрения, но дети способны к высокому уровню развития этих качеств, достигая, а порой превышая уровень их развития у зрячих. У детей наблюдается:
— замедленность процесса восприятия, осуществляемого с помощью осязания или нарушенного зрительного анализатора, сказывается на темпе переключения внимания и проявляется в неполноте и фрагментарности образов, в снижении объема и устойчивости внимания;
— концентрация внимания на анализе информации, поступающей от всех сохранных и нарушенных анализаторов, получаемой от одного из видов рецепции, не создает адекватного и полного образа, что приводит к снижению точности ориентировочной деятельности.
Ощущение и восприятие
Процесс формирования образов внешнего мира при нарушениях зрения находится в прямой зависимости от состояния сенсорной системы, глубины и характера поражения зрения.
При тотальной слепоте доминирующим в сенсорном отражении предметного мира становится осязание во взаимодействии с другими сенсорными модальностями.
Ограниченность информации, получаемой частично видящими и слабовидящими, обусловливает появление схематизма зрительного образа, его обедненность. Нарушается целостность восприятия объекта, в образе объекта часто отсутствуют не только второстепенные, но и определяющие детали, что ведет к фрагментарности и неточности отражения окружающего мира, страдает скорость и правильность восприятия. При слабовидении изменяется процесс образования образа, нарушается симультанность опознания признаков формы, размера и цвета.
Зрительные системные образы слепых с остаточным зрением формируются на основе сукцессивного процесса.
Качественный анализ возможностей слепых в ориентировке позволил В.А. Кручинину выделить 4 уровня ориентировочной деятельности у детей школьного возраста:
— на первоначальной стадии сформированности пространственной ориентировки находятся дети, не имеющие практики и умений ориентироваться в пространстве класса, школы, школьного участка. Они недостаточно владеют схемой тела, не имеют достаточно четкого словаря, отражающего направления движений, и ясных представлений о направлении движений, у них наблюдаются недостатки в ориентировке при выполнении основных локомоторных действий;
— учащиеся второго уровня ориентировки испытывают трудности при
определении пространственных направлений относительно другого человека, что связано также с недостатками обобщающей функции речи, понимания терминов, означающих направления. Дети уже способны осваивать маршруты на участке школы, используя простейшие системы ориентировок, умеют переключать и распределять внимание, одновременно воспринимать разно модальные ориентиры;
— дети третьего уровня овладевают топографическими представлениями и их использованием в процессе реальной ориентировки, пространственными схемами – моделями микрорайона, учатся на практике умению пользоваться приемами ходьбы с белой тростью;
— наиболее сложные задачи решают учащиеся, которые находятся на четвертом уровне сформированности ориентировки. Они самостоятельно ориентируются в незнакомом пространстве на основе использования схем путей, планов.
Память
Исследование памяти слепых, проведенное А.А. Крогиусом, позволило ему утверждать, что процесс заучивания, как бессмысленных слов, так и слов стихотворений у слепых осуществляется быстрее, чем у зрячих. Объем памяти у слепых по сравнению со зрячими увеличен на 0,7 для слов, обозначающих зрительные образы, и на 0,9 для слов, обозначающих осязательные образы.
Для слепых и слабовидящих характерно недостаточное осмысление запоминаемого материала. Трудности классификации, сравнения, анализа и синтеза, связанные с нечетко воспринимаемыми качествами объектов, трудностями дифференцирования существенных и несущественных качеств, приводят к недостаточности логической памяти.
Зрительные предметные представления скорее, чем у нормально видящих, теряют дифференцированность, становятся схематичными и фрагментарными.
Кратковременный и долговременный объем осязательной памяти оказывается высоким, образы памяти при отсутствии подкрепления имеют тенденцию к угасанию.
Неполнота, фрагментарность восприятия образов и замедленность их формирования характерны также и для воспроизведения. У слепых наблюдается явление реминисценции, когда последующее повторное воспроизведение оказывается более точным, чем первое, следовавшее непосредственно за восприятием, что связано с большей инертностью протекания процессов возбуждения и преобладанием тормозных процессов.
Мышление
Имеются 3 концепции развития мышления лиц с дефектами зрения:
— теория ускоренного развития мышления слепых и слабовидящих основывается в основном на наблюдении, интерпретации и рассуждениях о фактах более высокого развития словесно-логического мышления слепых (С.Ф. Струве, 1810, А.А. Крогиус, 1926, К Брюклен, 1934, Б.И. Коваленко, 1962);
— теория отрицательного влияния нарушения зрения на развитие мышления основывается на исследованиях мышления слепых и слабовидящих, выявивших, что недостатки чувственного познания сказываются на мышлении и образовании обобщений (М.И. Земцова, Ф.Н. Шемякин);
— концепция независимости уровня развития мышления от дефектов зрения связывает уровень развития мыслительной деятельности слепых и слабовидящих с качеством программирования и управления процессом ее формирования (А.И. Земцов и его школа).
Процесс развития наглядно-образного мышления у слепых старших дошкольников находится в стадии формирования. К концу дошкольного возраста разрозненные и неполные представления образуют целостный и дифференцированный образ, в структуре которого выделяют существенные и несущественные, главные и второстепенные признаки.
По сравнению с детьми обычной школы слепые и слабовидящие учащиеся 1-2 классов имеют более низкие средние показатели успешности действий во внутреннем плане, но к концу 4 класса половина учащихся достигает уровня нормы. Этот период является тем временем, когда происходит переход от стадии конкретно-понятийного мышления, свойственного учащимся начальных классов, к абстрактно-понятийному.
Образование новой структуры — формально-логических операций и перестройка интеллектуальной деятельности происходит в течение более длительного времени и завершается лишь к 16-17 годам.
Источник
АВТОР: Дейнекина
Ольга Николаевна
МЕСТО РАБОТЫ:
МДОУ «Детский сад №10» г. Кировск
Мурманской обл.
ДОЛЖНОСТЬ:
воспитатель
Познавательное
развитие детей с нарушением зрения.
Деятельность –
необходимое условие развития ребенка.
В процессе деятельности приобретается
жизненный опыт, познается окружающая
действительность, усваиваются знания,
вырабатываются умения и навыки, благодаря
чему развивается и сама деятельность.
Исследования А. Леонтьева, С. Рубинштейна,
Б. Теплова и др. показали, что в деятельности
развиваются психические процессы,
формируются умственные, эмоциональные
и волевые качества личности, ее способности
и характер.
Познавательная
деятельность – это активная деятельность
ребенка по приобретению и использованию
знаний. В процессе познавательной
деятельности происходит познавательное
развитие ребенка, т.е.
развитие его познавательной сферы
(познавательных процессов): наглядного
и логического мышления, произвольных
внимания, восприятия, памяти, творческого
воображения. В основе познавательной
деятельности всегда лежит проблема,
поэтому ее цель обусловлена решением
возникших затруднений.
Важным компонентом
познавательной деятельности является
познавательный интерес – направленность
на материал (игровой, экологический,
математический и т.д.), связанная с
положительными эмоциями и порождающая
познавательную активность ребенка.
Основной принцип
организации познавательной деятельности
дошкольников – принцип осознанности
и активности в процессе получения
знаний.
Главная задача
познавательного
развития
ребенка – формирование потребности и
способности активно мыслить, преодолевать
трудности при решении разнообразных
умственных задач.
Средства
познавательной деятельности –
способности, способы действия, умения,
характерные для той деятельности,
«внутри» которой находится познавательная
деятельность: игровая, художественная
и т.д.
Полноценное
познавательное развитие детей должно
быть организовано на
3 основных блоках познавательного
процесса:
На специально
организованных познавательных занятиях;В совместной
познавательной деятельности детей с
воспитателем;В самостоятельной
познавательной деятельной деятельности
детей.
Ребенок с патологией
зрения развивается в условиях ограничения,
искажения или полного отсутствия
визуальной информации об окружающем
мире. Нарушение зрения отрицательно
влияет на развитие всех познавательных
процессов (зрительные ощущения,
восприятие, представление, речь, память,
внимание, воображение).
Ребенок имеет
недостаточно представлений о предметах
и явлениях окружающей действительности.
В связи с этим важно в период дошкольного
возраста научить детей, пользуясь
неполноценным зрением, правильно
зрительно выделять важные существенные
признаки и свойства.
Тематикой
ознакомления становится, в первую
очередь, близкое окружение ребенка
дома, в детском саду. Процесс ознакомления
строится по принципу детального изучения
предметов, их свойств и взаимосвязей.
В ходе изучения дети учатся последовательному
зрительному выделению, анализу основных
опознавательных зрительно фиксированных
признаков.
Там, где невозможно,
трудно получить зрительную информацию,
детей учат активно включать в процесс
обследования сохранные анализаторы.
Дополнительную информацию ребенок
получает за счет полисенсорных
взаимосвязей (слухо-двигательных,
тактильно-двигательных, осязательных
и других). Это обеспечивает более полную
и точную информацию.
На 1-м и 2-ом годах
обучения занятия по ознакомлению с
окружающим миром тесно связаны с
развитием речи, так как наряду с
формированием у ребенка чувственного
опыта проводится работа по овладению
детьми словом, что обеспечивает умение
соотносить конкретный признак со
словесным его обозначением.
На 3-ем и 4-ом году
обучения осуществляется работа по
расширению и систематизации представлений
в определенных связях общественноведческих,
природоведческих, математических и
других знаний.
Основными
методами и средствами
в работе с детьми являются: обследования,
экскурсии, наблюдения, дидактические
игры, упражнения, иллюстрации, просмотр
диафильмов, наглядный материал, слушание
записей с голосами птиц, зверей, животных,
звуками окружающего мира.
В работе с детьми
с нарушением зрения следует учитывать,
что наиболее успешно ребенок познает
окружающий мир на основе знакомства с
реальными предметами, а затем уже на
макетах, муляжах и иллюстративном
материале.
Огромное значение
в развитии мыслительных процессов у
детей со зрительной патологией имеет
руководство их деятельностью педагогом,
ее направление и стимуляция. Педагог
руководит зрительным восприятием детей,
учит их выделять в окружающем все
признаки, которые можно познать не
только с помощью зрения, но и всех
сохранных анализаторов (осязания, слуха,
обоняния, вкусовой, тактильной,
температурной чувствительности). Эта
способность необычайно важна для детей
с патологией зрения, она значительно
обогащает их представления об окружающем
мире.
Задача педагога
– сделать восприятие окружающего мира
целенаправленным и осознанным. Ребятам
дают следующие установки: «Посмотри
внимательно», «Послушай…», «Потрогай,
пощупай, попробуй», «Понюхай…»,
«Почувствуй…», «Ощути…» (восприятие
температурных изменений, дождя, снега,
воды и т.д.). Задают следующие вопросы:
«Что ты видишь вокруг?», «Что ты видишь
далеко от себя, близко, рядом с собой?»,
«какие звуки ты слышишь?», «Какие запахи
ощущаешь?» и т.д.
Педагог дает
задания и проводит игры в зависимости
от постановки задачи:
Найди одинаковые
по цвету (форме) листья, плоды, фрукты,
овощи;Подбери одинаковые
по форме по форме предметы (ведерки,
кубики и т.д.);Найди предметы
одинаковой формы , цвета, величины;Найди самое
высокое, низкое дерево;Найди спрятанную
игрушку, свой домик;Бегите вместе,
кто быстрее добежит до домика;Слушай, что звучит;
Расскажи, какая
погода.Опиши признаки
осени, зимы, весны, лета.
Педагог предлагает
детям игры на имитацию движений птиц,
животных, транспорта, сюжетно-ролевые
игры и т.д.
Терпеливое,
доброжелательное, положительное
эмоциональное отношение педагога к
детям способствует устойчивому интересу
к игровой, трудовой, учебной деятельности,
активизирует познавательную деятельность
ребенка, развивает познавательную сферу
— наглядное и логическое мышление,
произвольное внимание и восприятие,
память, творческое воображение.
Литература.
В.П. Ермаков, Г.А.
Якунин «Развитие, обучение и воспитание
детей с нарушением зрения»,
Программа специальных
(коррекционных) образовательных
учреждений ῙV
вида/под ред. Л. И. Плаксиной;
Е. Подколзина
«Пространственная ориентировка
дошкольников с нарушением зрения»;
Игровое обучение
детей 5-7 лет/ под ред. Н. В. Иваковой.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник
алёна дозорова
Консультация для родителей «Особенности познавательной сферы у детей с нарушениями зрения»
Консультация для родителей «Особенности познавательной сферы
у детей с нарушениями зрения»
Развитие познавательной деятельности детей с нарушениями зрения идёт по законам формирования психики детей с нормальным зрением, однако недостатки зрения изменяют его динамику и вносят некоторое своеобразие. Формирование и развитие процесса познания у ребёнка с нарушениями зрения дошкольного возраста зависит от характера педагогического воздействия, значительная роль в котором принадлежит содержанию и организации обучения, направленного на усиление самостоятельности, активного усвоения приёмов и способов познания. Ранняя коррекция недостатков развития познавательной деятельности в условиях специального воспитания и обучения позволяет детям в дальнейшем успешно овладевать знаниями, умениями и навыками, значительно уменьшает их трудности в познании окружающей действительности.
У слабовидящих детей, несмотря на неполноценное зрение, основным средством восприятия мира, как и у нормально видящих, является зрение.
Особенности развития психических процессов у детей с нарушениями зрения
Внимание
-замедленность процесса, снижение объёма и устойчивости;
-неполнота, искажённость, фрагментарность образов;
-ограниченность зрительных впечатлений;
-низкая переключаемость.
Ощущения и восприятие
-ведущее место — зрительное восприятие;
-обыденные, схематичные, часто деформированные, неустойчивые зрительные образы;
-избирательность восприятия;
-нарушение целостности восприятия объекта;
-трудности выделения существенных качеств;
-нарушение бинокулярности зрения, одновременности и дистантности восприятия;
-замедление процесса усвоения сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).
У детей ограничена избирательность зрительного восприятия, что обусловлено сравнительно узким кругом интересов, снижением активности отражательной деятельности, меньшим по сравнению с нормой эмоциональным воздействием внешнего мира; страдают полнота и точность отображаемого, что приводит к затруднениям в осмыслении и сообщении (А. Г. Литвак, 1972). Однако эти затруднения не могут изменить сущности процесса возникновения зрительных образов, и хотя они не могут быть тождественны (по степени полноты, целостности, широте круга отображаемых предметов и явлений) образам зрительного восприятия нормально видящих, всё же в целом они адекватно, правильно отражают объекты в совокупности и в отношениях их свойств и качеств. При опознании геометрических фигур у слабовидящих с такими заболеваниями, как дегенерация сетчатки и частичная атрофия зрительных нервов, обнаружена деформация последовательных образов предъявляемых изображений, снижающая их информационную ёмкость (Т. П. Зинченко, 1980).
На скорость зрительного восприятия предметов и их изображений у слабовидящих, так же как и у нормально видящих,оказывают влияние многообразные факторы: величина, сложность объекта, уровень освещённости, уровень утомления (Е. М. Украинская, 1968). При зрительном восприятии отдельных изображений предметов, рисунков и картин у слабовидящих имеются известные трудности. Мелкие детали изображений или плохо воспринимаются, или не различаются совсем. Вследствие неточного и неполного восприятия рисунков и картин у слабовидящих формируются неправильные представления, что в свою очередь отражается в описаниях изображенного. Осмысление содержания картины вызывает у них затруднения, так как рассматривание её велось по частям.
Все это свидетельствует о том, что восприятие сюжетных картин у слабовидящих детей находится на низком по сравнению с нормой уровне — чаще всего это стадия перечисления или стадия описания.
Память
-снижение объёма кратковременной памяти;
-недостаточное осмысление запоминаемого наглядного материала;
-неподкреплённые образы памяти угасают;
-зрительное узнавание отстаёт в правильности, специфичности, многосторонности уровня анализа и темпа.
Слабовидящим требуется большее количество предъявлений и более длительное время при рассмотрении предъявленных изображений.
Мышление
-затруднение установления причинно-следственных связей между предметами и явлениями.
Речь и общение
-нарушение словарно-семантической стороны речи;
-формализм – накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием;
-системные недоразвития речи – непонимание смысловой стороны слова;
-вербализм знаний, т. е. отсутствие соответствия между словом и образом;
-слабое использование неязыковых средств общения – мимики, пантомимики;
-неумение выяснить и проанализировать главные события;
-трудности в соблюдении логичности связной речи;
-отражение в основном предметного содержания, отсутствие отражения динамики.
Накопление чувственного опыта должно сопровождаться словесным обозначением воспринимаемых предметов. Тщательное изучение, осматривание, ощупывание предметов надо сочетать со сравнением, сопоставлением их с другими предметами. При этом очень важно выделять и называть их признаки, особенности. Рассказывание ребёнком должно сопровождаться описанием предметов, с которыми он, хотя бы в прошлом, знакомился непосредственным образом. Чтение книг вслух может сопровождаться внимательным рассматриванием картинок (иллюстраций, которые должны быть раскрашены, обведены или представлены рельефно.
Источник