Познавательное развитие ребенка младшего возраста

Зыза Екатерина
Познавательное развитие детей младшего возраста

Ребенок с рождения является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает. Познавательно-исследовательская деятельность является одной из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника. В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребёнок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель и наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Большое значение в развитии детей младшего возраста имеет развитие их познавательной активности. (Слайд2)Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованности принятия информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Содержание педагогической работы (Слайд3)

Знакомить детей с обобщёнными способами исследования разных объектов окружающей жизни. Стимулировать любознательность. Включать детей в совместные с взрослым практические познавательные действия экспериментального характера. (Дети 2-3 года)

Учить детей обобщённым способам исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий. Стимулировать использование исследовательских действий. Включать детей в совместные с взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.

Предлагать выполнять действия в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности. С помощью взрослого использовать действия моделирующего характера. Дети (3-4 года)

У детей младшего дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление, поэтому наблюдения играют важную роль в системе подачи материала по познавательной деятельности.

Грамотно проведенная тематическая беседа с использованием иллюстраций, слайдов, макетов также способствует накоплению знаний о законах окружающего мира. (Слайд4)

Опыты – один из интереснейших и любимых детьми вид деятельности, где переплетаются и беседы, и наблюдения. Еще опыты способствуют развитию таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, сравнение.

Использование проектной деятельности играет важную роль в развитии познавательно-исследовательской активности детей.Проектная деятельность подразумевает взаимодействие всех участников образовательного процесса: ребенок, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме исследовательского проекта раскрывает творческие способности детей, вовлекает родителей в воспитательный процесс.

Такой вид детской деятельности, как игра, позволяет в непринужденной форме проводить детскую исследовательскую деятельность.

Таким образом, наблюдения, беседы, опыты, игры и проектная деятельность способствуют развитию познавательно — исследовательской деятельности, любознательности,психических процессов: память, мышление, внимание, речь, восприятие, воображение.

В младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ.Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды, льда, снега, стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки; и др.

)

Источник

Татьяна Быкова
Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста

Слайд №1

Слайд №2

Мы представляю образовательную область «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста». И тема моего доклада «Формирование познавательных действий, становление сознания (представление о ритме, темпе, движении, об особенностях природы, об отечественных традициях и праздниках)».

Слайд №3

Хочу начать нашу презентацию со слов Льва Семеновича Выготского.

«Схема развитиялюбого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребёнка».

(Л. С. Выготский)

Слайд №4

В философии «познание» — это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе. Развитие познавательной деятельности в дошкольном детстве обеспечивает формирование таких умений, как умение учиться, получать образование в течение всей жизнедеятельности.

Слайд №5

Познавательное развитие – это непрерывный процесс.

Ежесекундно человек получает какую-то новую для себя информацию, сравнивает ее с уже известной, анализирует и запоминает.

Каждому возрасту соответствуют свои возможности, а также индивидуальные потребности познания мира. Всё, с чем знакомится малыш на данном жизненном этапе, играет важную роль для него в будущем. И полученная новая информация трансформируется в знания и, следовательно, в опыт.

Слайд №6

Каждый ребенок – уникальное и неповторимое явление. Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир — отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы, как бы с разных сторон, и его интересуют их внешние «Что?», «Кто?», «Какой?», и внутренние характеристики «Для чего?», «Как?». Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может.

Слайд №7

Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область,сущность которой раскрывает следующим образом:

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;

— о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

— о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

— о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Слайд № 8, 9

Воображение– это способность сознания создавать образы, представления, и манипулировать ими. В воображении воспроизводится только то, что оказало на ребенка сильное эмоциональное впечатление и стало для него особенно интересным. Воображение ребенка складывается в игре и постепенно переходит в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании, сочинении сказок, стихов. Воображение имеет воссоздающий характер и возникает оно непроизвольно,в виде образов полученных впечатлений: прослушивание рассказов, сказок, стихов, просмотров фильмов. Малыш трех — четырех лет еще не может удержать воспринятые прежде образы, норебенка можно легко повести за собой в фантастический мир, где присутствуют сказочные персонажи. Возникновение и развитие воображения тесно связано с формированием других познавательных процессов, прежде всего мышления.

Слайд №10

Мышление – высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

Мышлениеиспользуется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Дошкольники прибегают к экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы.

Наглядно-действенное, и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. Речевые высказывания ребенка способствуют осознанию ребенком хода и результата этого действия, помогают поискам путей решения задач.

Образное мышление – основной вид мышления дошкольника. В простейших формах оно появляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий.

Предпосылки для развития логического мышления, усвоения действий со словами, числами как со знаками, замечающими реальные предметы и ситуации, закладываются в конце раннего детства, когда у ребенка начинает формироваться знаковая функция сознания.

В 3-4 года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное, по форме (это все круглое, величине (это все маленькое).

Слайд №11

Восприятие – процесс отражения в сознании человека целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. В младшем дошкольном возрасте восприятие носит предметный характер, т. е. свойства предмета (цвет, вкус, величина) не отделяются ребенком от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. При этом ребенок видит не все свойства, а только наиболее яркие,например: трава – зеленая, лимон – кислый и желтый. От манипуляции с предметом дети переходят к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия, при этом «рука учит глаз» (движение руки по предмету определяет движение глаз). Ребенок, включаясь в разные виды деятельности (общение, игру, конструирование, рисование и др., учится более тонко различать отдельные признаки и свойства предметов.

Слайд №12

Внимание — это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и непринятие лишней.

Внимание детей 3-4 года — непроизвольное. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока не угаснет интерес. Концентрация на ярких, эмоциональных событиях. Появление нового предмета вызывает переключение внимания на него. Младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин.

Слайд №13

Память – это сложный психический процесс, определяющийся как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение индивидом его опыта.

Память младшего дошкольника непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить и не прилагает никаких усилий для запоминания. В его памяти запечатлеваются интересные, эмоциональные, красочные события и образы. Третий и четвертый год жизни становятся годами первых детских воспоминаний.

Ребенок без особых усилий запоминает множество различных слов и словосочетаний, стихотворений и сказок. Материал запоминается в зависимости от деятельности, в которую он включен. В дошкольном возрасте следует особо выделить несколько видов деятельности, в которых развивается память ребенка — это речевое общение, восприятие литературных произведений и сюжетно-ролевая игра.

Слайд №14

Образовательная область «Познавательное развитие»реализуется в 4-ех направлениях они перед вами на слайде.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

— Формирование элементарных математических представлений.

— Ознакомление с миром природы.

— Приобщение к социокультурным ценностям.

Слайд №15

В качестве рекомендуемых видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей во 2 младшей группе можно выделить,они перед вами на слайде:

— Первичные представления об объектах окружающего мира;

— Дидактические игры;

— Сенсорное развитие

Остановимся на каждом из этих направлений немного подробнее.

Слайд № 16

Первичные представления об объектах окружающего мира:

• Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды;

• устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

• Учить определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов; расположение их по отношению к ребенку (далеко, близко, высоко).

• Знакомить с материалами (дерево, бумага, ткань, глина, их свойствами (прочность, твердость, мягкость).

• Поощрять исследовательский интерес, проводить простейшие наблюдения.

• Учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет — не тонет, рвется — не рвется).

• Учить группировать и классифицировать знакомые предметы (обувь — одежда; посуда чайная, столовая, кухонная).

Слайд № 17

Дидактические игры:

• Подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие; 2–3 цветов,

• собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2–3 цвета;

• собирать картинку из 4–6 частей.

• В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.

Слайд № 18

Сенсорное развитие:

• Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.);

развивать умение воспринимать звучание раз- личных музыкальных инструментов, родной речи.

• Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;

•группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

•Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету.

• Подсказывать детям название форм (круглая, треугольная, прямо- угольная и квадратная).

Слайд № 19

«Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания».(Б. Прейер)

Слайд №20

Развитие сенсорной культуры

— Различение цветов спектра — красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый, освоение 2- 4-х слов, обозначающих цвет.

— Узнавание, обследование осязательно-двигательным способом и название некоторых фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест).

— Использование (при поддержке взрослого)простейших способов обследования с использованием разных анализаторов: рассматривание, поглаживание, ощупывание ладонью, пальцами по контуру, прокатывание, бросание и др. Освоение слов, обозначающих признаки предметов и обследовательские действия.

— Сравнение (с помощью взрослого) двух предметов по 1—2-м признакам, выделение сходства и отличия.

— Овладение действием соединения в пары предметов с ярко выраженными признаками сходства, овладение группировкой по заданному предметно образцу и по слову (по цвету, форме, размеру, материалу).

Слайд №21

Формирование первичных представлений о себе, других людях

— Проявление интереса к занятиям детей и взрослых. Различение детей и взрослых в жизни и на картинках по возрасту, полу, особенностям внешности, одежде. Освоение умения находить общее и отличное во внешнем виде взрослых и детей разного возраста. Освоение слов, обозначающих разнообразные действия взрослых.

— Освоение умения узнавать свой детский сад, группу, своих воспитателей, их помощников. Понимание, где в детском саду хранятся игрушки, книги, посуда, чем можно пользоваться.

— Освоение представлений ребенка о себе, имени, фамилии, половой принадлежности, возрасте, любимых игрушках, занятиях. Освоение представлений о составе своей семьи, любимых занятиях близких. Развитие умений узнавать дом, квартиру, в которой ребенок живет, группу детского сада.

Слайд №22

«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели».

(А. Маркушевич)

Слайд №23

Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем.

— Освоение умения пользоваться предэталонами («как кирпичик», «как крыша»,эталонами форм: шар, куб, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

— Проявление интереса к играм и материалам,с которыми можно практически действовать: накладывать, совмещать, раскладывать с целью получения какого-либо образа, изменять полученное.

— Освоение простых связей и отношений: больше (меньше) по размеру, такое же, больше (меньше) по количеству, столько же, одинаковые и разные по цвету и размеру, ближе (дальше, раньше (позже).Овладение умением ориентироваться в небольшом пространстве: впереди (сзади, сверху (снизу, справа (слева).

— Овладение умением воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам (все большие; все квадратные и большие, уравнивать группы предметов (столько же, увеличивать и уменьшать группы предметов (3—5 предметов). Освоение приемов наложения и приложения. Проявление интереса к сосчитыванию небольших групп предметов (3—5 предметов).

— Освоение слов, обозначающих свойства и отношения предметов.

Слайд №24

«Умейте открывать перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги, оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что, он узнал». (В. Н. Сухомлинский)

Слайд № 25

Ребенок открывает мир природы

— Освоение представлений об объектах и явлениях неживой природы (солнце, небо, дождь и т. д., о диких и домашних животных, особенностях их образа жизни. Элементарное понимание, что животные живые.

— Различение растений ближайшего природного окружения по единичным ярким признакам (цвет, размер) их названия. Умение выделять части растения (лист, цветок).

— Знание об элементарных потребностях растений и животных: пища, влага, тепло. Понимание, что человек ухаживает за животными и растениями, проявляет эмоции и чувства. Комментирование обнаруженных признаков живого у животных растений, людей (воробей летает, прыгает, клюет зернышки, я бегаю, прыгаю, ем кашу).

— Накопление впечатлений о ярких сезонных изменениях в природе (осенью становится холоднее, часто идут дожди, листья желтеют и опадают; исчезают насекомые и т. д.).

— Освоение простейших способов экспериментирования с водой, песком.

Следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Для взрослых людей информация первична,а у детей все наоборот: отношение первично, информация вторична. Приступая к планированию познавательного развития детей, мы должны помнить возрастные особенности детей.

Дети второй младшей группы начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета, осознают роль и значение предметов в жизни человека. Самые первые наблюдения мы организуют с детьми 3-4 лет за сенсорными предметами и окружающими игрушками. При этом мы используем различные приемы, чтобы задержать внимание детей на том или ином явлении. Мы обращаем внимание ребенка на яркий цветок, летящую бабочку, красивый листок, пушистые хлопья снега.

Как известно, детям очень интересны предметы и явления окружающего мира. Они всегда рассматривают форму, цвет, величину, следят за их движением, слушают звучание. Зная о том, что внимание у малышей неустойчивое, то на первых порах привлекают 2-3детей. При этом мы ненавязчиво предлагаем своим воспитанникам разнообразные виды деятельности. Игровые занятия в форме игр-путешествий, проблемные ситуации, дидактические игры, опыты, а также игровые задания позволяют ребенку включаться в активную деятельность и открывают ему возможность вступать в непосредственные контакты с предметами, проявляют тогда инициативу и творчество. Их детская любознательность помогает нам зародить искру для новых поисков, проектов, открытий и становится стимулом для заинтересованного изучения предметного мира.

Наблюдение за одним и тем же объектом периодически повторяется. Это дает возможность закрепить образ предмета, уточнить его детали и вызвать к нему интерес. Для формирования познавательного интереса у детеймы осуществляем в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях и в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).

Для развития познавательных действий у детей возможно при наличии развивающей среды. Дети очень восприимчивы к окружающему и поэтому вся обстановка группыимеет большое развивающее значение. Окружающие предметы активно воздействует на детей. В процессе взаимодействия с объектами окружающего мира дети узнают о назначении вещей, сравнивают между собой игрушки, обращают внимание на их форму, размер, цвет, материал, пропорции. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому в работе с детьми дошкольного возрастаследует отдавать практическим и игровым методам обучения и воспитания: игре, экспериментам, проектам, опытам.

С помощью развивающей среды можно изменить активность детей, влиять на их эмоциональное состояние. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы каждый предмет в группе являлся органичной частью развивающего пространства, стимулировал активность детей (игрушки, в том числе полифункциональные, карандаши, бумага…находились в доступных для детей местах). В группе должны быть созданы условия, позволяющие каждому ребенку самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство.

Слайд №26

Постоянная, непрерывная работа способствует познавательному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными.

Развитие ребенка — невероятное путешествие, которое начинается еще до рождения! И это трудный путь, который проходит через горы образовательной информации, социального и эмоционального развития ребенка.

Источник