Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста в доу

Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста в доу thumbnail

Познавательное развитие в дошкольный период учит ребенка ориентироваться в окружающем пространстве, правильно мыслить, а также четко воспринимать информацию. Благодаря различным видам изобразительной деятельности, маленькие детки учатся сравнивать, обобщать, анализировать простейшие причинно-следственные связи.

Познавательное развитие — что это такое в педагогике

Познавательное развитие дошкольников — это структура, направленная на формирование личностного опыта ребенка. Через обучающий процесс ребенок может получить, а затем анализировать всю информацию. Педагоги грамотно подбирают материал, учитывая возрастные особенности малышей, чтобы упростить процесс восприятия урока.

Методика в педагогике

Любой ребенок, посещающий детский сад, стремится познать окружающий мир. Поэтому познавательный процесс направлен на удовлетворение потребностей деток в освоении нового.

Обратите внимание! Детский дошкольный возраст — благоприятное время для формирования образа мира.

Прежде чем запланировать работы с дошкольниками, педагог учитывает их возрастные особенности. Этот фактор является условием для успешного проведения занятия, а также овладения материала.

Что входит в познавательное развитие

Содержание дошкольного материала предполагает следующее:

  • развитие интересов;
  • познание действий;
  • представление о стране, социокультурных ценностях, традициях и других важных событиях.
  • презентация особенности природы.

В образовательную область может входить следующее:

  • Внедрение элементарных математических представлений.
  • Развитие исследовательских понятий.
  • Знакомство с определенными предметами.

Важно! Познавательное развитие должно предполагать решение самим ребенком значимых для него задач.

Формирование познавательного развития детей дошкольного возраста в ДОУ

Удовлетворяя естественную потребность в познании окружающей среды, у малыша раскрываются разные стороны своей личности. Появляется уникальная возможность продемонстрировать свой талант в определенных видах деятельности. Уже с 2-х лет малыш стремится к самостоятельности, проявляя познавательную активность.

Формирование познавательного развития детей в дошкольном возрасте по ДОУ

Согласно государственному стандарту, специально составленная педагогами программа должна обеспечивать развитие личности будущих школьников с учетом их общих интересов. Переход к школьному возрасту связан с изменением ведущей деятельности ребенка. То есть игры сменяются учебными занятиями. Этот период связан с развитием психических функций. У ребенка меняется мышление, формируется восприятие, внимание, память.

Формирование познавательного развития детей дошкольного возраста в ДОУ направлено на развитие любознательности, активности, выявление таланта. Эта структура формирует первичные представления об объектах окружающего мира. Малышу дается возможность определить или анализировать особенности предметов (форма, цвет, размер, материал, ритм, темп, количество, число, движение).

Важно! Стадии познавательного развития — это совокупность любознательности, развития познавательного интереса, а также активности.

Актуальность, цели и задачи

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей.

Цели и задачи познавательной деятельности:

  • любознательность;
  • формирование сознания;
  • самоанализ по развитию речи;
  • определение первичных представлений об окружающем мире.

Обратите внимание! Основная задача педагога — это создать мотивацию к поиску информации, к жажде знаний. Правильная подача материала обеспечит успешность ребенка на следующей стадии образования.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • обогатить условия, которые будут способствовать развитию познавательной активности при воспитании малышей дошкольного возраста;
  • искать, разрабатывать, а затем внедрять новые методы, обеспечивающие эффективное формирование познавательной активности;
  • повысить компетентность родителей по вопросам, касающимся развития познавательной активности малыша.

К примеру, можно рассмотреть вариант с деревом. Посадив «семя», что нужно сделать, чтобы добиться максимальных результатов? Естественно, правильно ухаживать за ними. Как нужно за ними правильно смотреть? Это делается очень просто. Необходимо создать благоприятные условия (солнечное место, полив из лейки).

Виды деятельности для познавательного развития в детских садах

К основным видам деятельности детей по ДОУ можно отнести следующие:

  • Двигательную — обогащает двигательный опыт детей, формирует у воспитанников потребности в двигательной активности.
  • Игровую — развивает игровую деятельность ребёнка, формирует положительное отношение к себе, приобщает к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения.
  • Продуктивную (когнитивный компонент) — развивает продуктивную деятельность, развивает детское творчество, приобщает ребенка к изобразительному искусству.
  • Коммуникативную — развивает все компоненты устной речи.
  • Трудовую — воспитывает ценностное отношение к собственной деятельности.
  • Познавательно-исследовательскую — развивает сенсорную культуру, формирует целостную картину мира, расширяет кругозор детей.
  • Музыкально-художественную — приобщает к музыкальному искусству.
  • Художественную литературу (чтение) — развивает речевой аппарат ребенка.

Виды деятельности

Игры на развитие познавательных процессов у дошкольников

Изначально воспитатель выбирает занятие, учитывая особенности детей.

  • Какого цвета не стало? (для детей с 3 лет)

Основной целью является цветовосприятие, зрительная память и внимание.

Задача воспитателя: положить на стол цветные карандаши около 10 штук. Ребенок внимательно смотрит и запоминает все оттенки. Затем воспитатель просит закрыть глаза и убирает один цвет. Малыш открывает глаза и отгадывает, какого цвета не стало.

  • Ласковые лапки (для детей с 3 лет)

Обратите внимание! Основная задача — это снять напряжение, снизить агрессивность.

Педагог предлагает выбрать предметы различной фактуры. Это может быть кисть, емкость от краски, вата, ремешок, флакон от духов. Все эти предметы выкладываются на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть. Взрослый объясняет, что по руке будет ходить «зверек», касаться ласковыми лапками.

Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Занятие по познавательному развитию в детском саду в условиях реализации ФГОС

ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей. Таким образом происходит реализация определенных видов деятельности. Федеральный государственный стандарт развивает интеллектуальные качества будущих школьников. Поэтому есть основное условие для реализации данного направления:

  • определение познавательных задач;
  • применение экспериментирования в работе с детьми;
  • осуществление целей.

Занятие в условиях реализации ФГОС

Пример составления конспекта НОД с элементами познавательной деятельности

Большой интерес у детей вызывают такие формы организации, как занятия-путешествия: «Путешествие в страну электроприборов», «Путешествие в гости к….», «Путешествие по реке времени». Каждый дошкольник во время путешествия проходит испытания, преодолевает препятствия, выполняет задания на внимание, память, мышление. Игровая форма будет помогать детям в определении прошлого, настоящего и будущего.

Выбор тем для путешествий в прошлое предметов зависит от возраста и возможности показать тот или иной образец. Педагогика использует методические пособия Дыбина О. В. «Что было до… Игры путешествия», Дыбина О. В, Рахманова Н. П. «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников», «Из чего сделаны предметы: игры — занятия для дошкольников».

Обратите внимание! Повышать познавательный интерес помогают досуги, например, занимательный досуг «Чья потеря, моя находка», веселый досуг «Новая тайна известных предметов», забавный досуг ” Мы — фокусники«, а также другие интересные игры — соревнования, КВНы.

Особенности проведения занятий для детей с задержкой психического развития и нарушениями зрения

Психическое и интеллектуальное познание ребят до пяти лет помогает в определении таких важных понятий, как «знак», «символ», «время». Изначально воспитатель знакомит малыша с глобусом, картой, символами. Ребенок начинает создавать портреты месяцев, символы групп, интересные макеты, климатические зоны с разными ландшафтами.

Особенности проведения занятий для ребят с задержкой психического развития

Воспитатель готовит аттестационный материал, который может включать серьезные темы, например, «Время». У ребенка перестраивается психология. Старший класс в детском саду учится фиксировать время по часам, изучать прошлое на примере динозавров, воссоздавать уголки далекого прошлого, используя макет.

Оформление познавательной зоны в детском саду

В младшей группе детский участок оформляется с учетом правил безопасности. При выполнении активных движений у малышей не хватает координации. Они могут упасть или бросить какой-нибудь рядом находящийся предмет. Чтобы познать окружающий мир, детям будут помогать игры с песком, глиной. Малышей можно приучить рисовать любимых персонажей.

Средний класс выбирает сюжетно-ролевые занятия. Ребята с развитой фантазией осуществляют различные игровые замыслы. Оформляя пространство, они используют интересные предметы, которые помогают в развитии сюжета игры.

Важно! Старшая группа требует особого внимания. В этом случае оформление зоны усложняется. Необходимо использовать различные предметы, которые способны различать дети в этом возрасте. Педагог всегда дополняет материал новыми предметами, например, одеждой.

Как оформляются детские участки

Мониторинг познавательного развития дошкольников

Подготовительный дошкольный год в детском саду прежде всего развивает социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества детей.

Первичный этап — это наблюдение за тем, как выполняет работу учреждение (детский сад). То есть выделяется деятельность по познавательному развитию воспитанников.

Обратите внимание! Познавательное развитие выступает одним из важных критериев общего развития дошкольника.

Основные направления психолого-педагогической работы данной области образования дошкольников связаны с прогрессивными качественными и количественными изменениями таких психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение и мышление.

Мониторинг дошкольников

Процесс познания сферы детей дошкольного возраста по ФГОС имеет особую актуальность, т. к. именно в дошкольном возрасте познавательный потенциал ребенка при благоприятных условиях развивается и становится фундаментом для развития высших психических функций.

Обратите внимание! Важнейшим условием познания всех сфер психики ребенка является развитие в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Развитие познавательного интереса ФЭМП к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшей успешности его обучения в школе.

Источник

milochka mixajlova mail ru
Познавательное развитие детей в ДОУ в соответствии с ФГОС

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию.

Познавательное развитие детей — одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность — состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности. Развитая познавательная деятельность свойственна взрослым людям.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков.

ФГОС ДО выделяет «Основные принципы дошкольного образования», среди которых «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» (п. 1.4.7.).

Разберем основные понятия, встречающиеся во ФГОС ДО и непосредственно связанные с познавательным развитием дошкольников:

-познавательное развитие;

-познавательные интересы;

-познавательная деятельность;

-познавательные действия.

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Основой познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Познавательные интересы – это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения. Интерес — это реальная и особо важная причина любых действий, в том числе и познавательных. Он является одним из постоянных, сильнодействующих мотивов деятельности.

Хотелось бы обратить внимание на главу 3, параграф 3.3 ФГОС ДО, где перечислены конкретные требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ.Цитата: «Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы».

Одним из важных условий при создании развивающей предметно – пространственной среды является соответствие материала возрасту дошкольников. Соответствие возрасту – одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития. В связи с этим можно рекомендовать ориентироваться на такие показатели соответствия среды возрасту детей.

Дети младших групп, развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от среды возможности развития именно этих видов деятельности. В соответствии с закономерностями развития мышления, памяти, внимания, речи и т. д. здесь должна быть мощно представлена среда предметной деятельности и связанных с ней условий сенсорного воспитания и развития детей, здесь же получает питание зарождающаяся игровая деятельность. Таким образом, развивающая среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью. В их содержании должны реализовываться все задачи развития детей этого возраста. Общий вид группы – игровой, яркий, предметный.

В средней группе должно преобладать такое содержание развивающей среды, которое определяет переходный этап от предметной деятельности к более развитой игровой. Этот уровень должен расти, его может обеспечить плавный переход от обеспеченной творческой игры к игре, заставляющей ребенка самого искать комбинации игровой ситуации, обстановки, игрового содержания, правил и действий. Поэтому игровое оборудование в течение года постепенно уступает место академическому содержанию деятельности.

Старшая группа. Здесь идет дальнейшее развитие ведущей деятельности, это период пика развития творческой сюжетно-ролевой игры, и здесь к игре предъявляются особые требования. В старшей группе одна из основных задач педагогов состоит в организации предметно-развивающей среды для познавательного развития. Материалы среды регулярно пополняются.

Подготовительная к школе группа близка по наполнению к старшей группе, но отличается содержанием, в которое укладываются программные задачи, индивидуальные особенности и потребности детей. Здесь те же подходы к формированию среды, может быть, чуть больше объем содержания. Говоря о проектировании развивающей среды детей подготовительной группы, хочется предупредить желание взрослых превратить эту группу в школьный класс с наглядными пособиями, географическими и историческими картами, схемами и пр.

Познавательная деятельность – это деятельность ребенка, направленная на изучение мира и окружающего пространства. В процессе данной деятельности происходит овладение необходимыми способами, умениями и навыками, при помощи которых ребенок получает знания. Познавательная деятельность, предполагает умение сосредоточить свое внимание на предлагаемом материале и действовать в соответствии с указаниями педагога. Ребенок стремиться к получению нового опыта и заинтересован в положительной оценке своей деятельности.

Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

Источник

Развитие
познавательной активности у детей дошкольного возраст

                ФГОС ДО 2013 г. в качестве основ

ного принципа дошкольного образо

вания рассматривает формирование 

познавательных интересов и познава

тельных действий ребёнка в различ

ных видах деятельности. Кроме того 

стандарт направлен на развитие ин

теллектуальных качеств дошкольни

ков. Согласно ему программа должна 

обеспечивать развитие личности де

тей дошкольного возраста в различ

ных видах деятельности.

                Данный документ трактует позна

вательное развитие как образова

тельную область, сущность которой 

раскрывает следующим образом: раз

витие любознательности и познава

тельной мотивации; формирование 

познавательных действий, становле

ние сознания; развитие воображения 

и творческой активности; формиро

вание первичных представлений о 

себе, других людях, объектах окружа

ющего мира, их свойствах и отноше

ниях (форме, цвете, размере, материа

ле, звучании, ритме, темпе, количест

ве, числе, части и целом, пространстве 

и времени, движении и покое, причи

нах и следствиях и др.), о планете 

Земля как общем доме людей, об осо

бенностях её природы, многообразии 

стран и народов мира. 

На наш взгляд, такое понимание 

познавательного развития   дошколь.

ников предполагает рассматривать 

его как процесс постепенного перехо.

да от одной стадии развития познава.

тельной деятельности к другой. 

К стадиям познавательного разви.

тия мы относим: любопытство, лю.

бознательность, развитие познава.

тельного интереса, развитие познава.

                Рассмотрим 

каждый из этапов подробнее.

1. К первой стадии мы относим лю

бопытство. Для неё характерно изби

рательное отношение к любому пред.

мету, обусловленное чисто внешни

ми, часто внезапно открывающимися 

ребёнку сторонами и обстоятельства.

ми. На этой стадии дошкольник до

вольствуется лишь первоначальной 

ориентировкой, связанной с занима

тельностью самого предмета; занима

тельность как фактор обнаружения 

познавательного интереса служит 

обычно его первотолчком. В качестве 

примера проявления любопытства у 

дошкольника можно привести тот 

факт, что в 2–3 года ребёнок сосредо

точивается на яркости объекта, не 

уделяя при этом особого внимания 

2. Вторую стадию познавательного 

развития детей дошкольного возраста 

мы определили как любознатель

ность, которая представляет собой 

ценное состояние личности, активное 

дение мира, характеризующееся

стремлением ребёнка проникнуть за 

пределы первоначально усмотренно

го и воспринятого. На этой стадии ин

тереса, как правило, проявляются 

сильные эмоции удивления, радости 

познания, восторга, удовлетворён

ности деятельностью. Сущность лю

бознательности заключается в обра

зовании и расшифровке разного рода 

3. Новым качеством, или стадией, 

познавательного развития дошколь

ников является познавательный инте

рес, характеризующийся повышенной 

устойчивостью, ясной избирательной 

нацеленностью на познаваемый пред

мет, ценной мотивацией, в которой 

главное место занимают познава

тельные мотивы. Познаватель

ный интерес содействует проникнове

нию дошкольника в сущностные отно

шения, связи, закономерности освое

ния действительности. Проявлением 

познавательного интереса следует счи

тать стремление ребёнка самостоя

тельно отвечать на поставленные 

вопросы, например в ходе эксперимен

тирования, исследования окружа

4. К высокому уровню познаватель

ного развития детей дошкольного воз

раста мы относим познавательную ак

тивность, основой которой служит 

целостный акт познавательной дея

тельности – учебно.познавательная 

               Следует отметить, что ФГОС ДО 

ориентирует конкретное содержание 

образовательных областей на реали

зацию в определённых видах деятель

ности, особое внимание уделяя позна

вательно-исследовательской (иссле

дование объектов окружающего мира 

и экспериментирование с ними).

              В качестве рекомендуемых нами 

видов деятельности, обеспечива

ющих познавательное развитие детей 

дошкольного возраста, мы выделяем:

– организацию решения познава

– применение экспериментирова

– использование проектирования.

Актуальным методом познаватель

ного развития детей дошкольного воз

раста является экспериментирование, 

которое рассматривается как практи

ческая деятельность поискового ха

рактера, направленная на познание 

свойств, качеств предметов и материа

лов, связей и зависимостей явлений. 

В экспериментировании дошкольник 

выступает в роли исследователя, кото

рый самостоятельно и активно позна

ёт окружающий мир, используя раз

нообразные формы воздействия на не.

го. В процессе экспериментирования 

ребёнок осваивает позицию субъекта 

познания и деятельности.   

                 В работе с дошкольниками исполь

зуются познавательные задачи, под 

которыми понимаются учебные зада

ния, предполагающие наличие поис

ковых знаний, способов (умений) и 

стимуляцию активного использова

ния в обучении связей, отношений, 

доказательств. Система познаватель

ных задач сопровождает весь процесс 

обучения, который состоит из после

довательных, постепенно усложня

ющихся по содержанию и способам 

                После принятия детьми познава

тельной задачи под руководством вос

питателя осуществляется её анализ: 

выявление известного и неизвестно.

го. В результате анализа дети выдви

гают предположения о возможном 

течении явления природы и его при.

чинах. Их предположения бывают 

правильными и ошибочными, часто 

противоречивыми. Воспитатель дол.

жен выслушать и учесть все предпо

ложения, обратить внимание на их 

противоречивость. Если дети не вы.

двигают никаких идей, их должен 

выдвинуть сам воспитатель. 

К эффективным методам познава

тельного развития дошкольников от.

носится проектная деятельность,

обеспечивающая развитие познава

тельных интересов детей, умений са

мостоятельно конструировать свои 

знания и ориентироваться в информа

ционном пространстве, развитие кри

           Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Образовательная область «Познавательное развитие»

— Формирование элементарных математических представлений. 

— Развитие познавательно-исследовательской деятельности. 

— Ознакомление с предметным окружением. 

— Ознакомление с социальным миром. 

— Ознакомление с миром природы. 

Источник