Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста диссертация
Некоторые тезисы из работы по теме Педагогическое сопровождение познавательного развития старших дошкольников посредством мультимедиа технологий
ВВЕДЕНИЕ
Современная действительность отличается интенсивным использованием информационных технологий, которые становятся неотъемлемой частью жизни каждого человека, средством динамического социокультурного развития, перспективными механизмами проектирования реальности XXI века. Изменения в сфере информационных технологий значительно опережают темпы смены поколений. В результате, общество нуждается в том, чтобы его представители были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому. Это предъявляет существенные требования к образованию, которое должно быть ориентировано на формирование особого типа мышления, характеризующегося открытостью и гибкостью по отношению к новому, рефлексивностью и критичностью, умением видеть мир и объекты всесторонне в их вариативной и сложной взаимосвязи, способностью быстро находить наиболее эффективные варианты решения разных задач и проблем (Апатова Н.В., Башмаков А.И., Гершунский Б.С., Ляудис В.Я., Машбиц Е.И., Осин А.В.).
Дошкольное образование, являясь первым звеном непрерывного образования, требует в данном контексте пересмотра своего содержания, целей и задач, методов и форм работы с детьми, среди которых новые компьютерные технологии должны становиться одним из средств познания и развития (Новоселова С.Л., Пашилите И.Ю.). Познавательное развитие детей дошкольного возраста всегда рассматривалось отечественной наукой в качестве одного из стержневых направлений в системе дошкольного образования. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности (работы Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, А.Р. Лурии и др.)
…………..
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Особенности познавательного развития старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема
Проблема изучения природы и специфики познания, как комплексная научная проблема, является объектом пристального внимания целого ряда дисциплин гуманитарного цикла:
1) гносеологии (теории познания) – фундаментальные труды И. Канта, Р. Декарта, Д. Юма, Э. Маха, Э. Гуссерля, К. Лоренца, М. Полани и др.;
2) психологии – исследования Ж. Пиаже, Дж. Дьюи, Дж. Брунера, А. Бине, А. Маслоу, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, А.Р. Лурии, З.М. Истоминой, В.А. Венгера и т.д.;
3) педагогики – работы К.Д. Ушинского, Л.В. Занкова, Г.И. Щукиной, Н.Г. Морозовой, Е.В. Коротаевой, И.С. Якиманской, Л.П. Аристова, Д.Б. Годовиковой, Т.М. Землянухиной, М.И. Лисиной, Р.А. Низамова, А.Н. Поддъяков, Т.И. Шамовой, Е.И. Щербаковой и др.
В философской науке познание традиционно принято определять как «высшую форму отражения объективной действительности»[7; 446c.]. Ведущее средство получения прочного и полезного знания – это интеллектуальная деятельность, оперирующая логическими понятиями, категориями, моделями; основным инструментом которой является вербальный язык, представляющий собой множество цепочек знаков, обозначающих абстрактные и конкретные понятия.
………
Источник
Альбина Сильченко
Познавательное развитие детей дошкольного возраста
В младшем дошкольном возрасте познание начинается с непосредственного восприятия предметов и явлений окружающего мира. Ребенок при виде незнакомого предмета стремится обследовать его. Он тянется к игрушке, берет в руки, рассматривает. Ребенок пытается знакомиться с разными свойствами предмета, на основе которых складывается первоначальный образ этого предмета, не всегда верный, односторонний, но значимый для него. Обычно при ознакомлении с предметом ребёнок стучит по нему, переворачивает его, ударяет по нему ладонью, облизывает его. У ребёнка формируются представления о внешних свойствах предметов, об их форме, цвете, величине, вкусе, запахе. Это означает, что малыш при помощи сенсорного познания формирует свое представление об окружающем мире, приобретает чувственный опыт. Ребёнок видит, слышит, осязает, различает запахи и вкусовые ощущения, а значит, познаёт.
Иными словами, в младшем дошкольном возрасте доминирует способ познания «вижу—действую», который соответствует наглядно-действенному мышлению.
Познавательная активность трёхлетних детей характеризуется сле-дующими особенностями: активными действиями ребёнка в окружающей среде; желанием малыша подражать близким, любимым взрослым, пере -нимать их опыт, интересы и даже впечатления о мире.
В среднем дошкольном возрасте протекают серьёзные физиологиче-ские изменения в коре головного мозга (начинается процесс миелинизации нервных окончаний). Соответственно качественно изменяются психические (познавательные) процессы. Благодаря этому ребёнок начинает овладевать новым способом познания — освоением информации посредством слова, т. е. не подкреплённым зрительными образами. Теперь, для того чтобы узнать и понять что-либо, ребёнку не обязательно непосредственно видеть новые объекты (предметы, явления) и действовать с ними. У него появляется возможность постигать и перерабатывать информацию, воспринятую через рассказы, комментарии, объяснения взрослых.
Однако новый способ познания не сменяет предыдущий, а дополняет его. Всё это расширяет познавательные возможности ребёнка и усиливает его стремление познавать мир.
В старшем дошкольном возрасте ребёнок активно начинает осваивать большой мир с его непростым содержанием.
Интеллектуальные умения ребёнка 5—7 лет (анализ, сравнение обобщение, классификация, установление закономерностей) помогают ему более осознанно и глубоко воспринимать, постигать и систематизировать поступающие сведения о нашем мире.
Для того, чтобы удовлетворить стремления, желания и потребности в арсенале пятилетнего ребёнка имеются различные способы познания: действия и собственный практический опыт (этим он владеет достаточно хорошо); слово, т. е. рассказы взрослых (этот способ ему уже знаком продолжается процесс его совершенствования). Оба способа познания качественно меняются на протяжении старшего дошкольного возраста. Они становятся более осознанными и целенаправленными, ребёнок все больше проявляет собственную активность и инициативность в познании мира.
Периоды познавательного развития
Основой познавательного развития ребёнка дошкольного возраста — (3-7 лет) является предметное содержание нашего мира, которое в разных возрастных группах имеет свои особенности.
Развитие и обогащение познавательной сферы детей от рождения до 7 лет — сложный путь, который включает в себя накопление информации об окружающем мире; упорядочение и систематизацию представлений о мире; формирование отношения к информации, а значит, к миру. Все составляющие всегда имеют место в развитии ребёнка. Но интенсивность, степень выраженности и содержательная направленность этих процессов на каждом возрастном этапе разные.
В возрастном интервале от 3 до 7 лет можно условно выделить четыре периода: два периода накопления информации — 3—4 года и 5—6 лет и два периода упорядочения информации — 4—5 лет и 6—7 лет. Отличительные особенности периодов накопления и упорядочения информации определяются возрастными особенностями психического и физиологического развития ребёнка, содержательной основой познания ребёнка.
В младшем дошкольном возрасте «территория познания» ребёнка ограничена ближайшим непосредственным окружением. Это связано с его познавательными возможностями, с основным способом познания на данном возрастном этапе («вижу—действую»). Поэтому наилучшим образом малыши постигают и осознают:
реальные предметы и объекты, к которым можно приблизиться, которые можно рассмотреть, подержать в руках, с которыми можно проделать различные манипуляции (действия);
события и явления окружающей действительности, в которых они сами являются активными участниками.
Благодаря этому дети накапливают довольно много представлений и знаний о ближайшем непосредственном окружении. Они хорошо ориентируются в своей группе и на своём участке детского сада, знают наименования окружающих предметов и объектов (кто? что, их различные качества и свойства (какой). Но эти представления ещё непрочно закреплены в сознании детей. Дошкольники пока слабо ориентируются в более сложных и скрытых от непосредственного взгляда характеристиках предметов и явлений (Кому они нужны? Как используются в жизни? Как взаимосвязаны друг с другом).
В поисках новых впечатлений и ответов на волнующие вопросы дети начинают раздвигать рамки той среды, где прожили всю предыдущую жизнь, и всячески расширяют познаваемые горизонты (квартира, группа, участок и т. п.). Однако расширение «территории познания» осуществляется только в рамках физических возможностей детей и прежнему подчинено основному способу познания: «вижу — действую». Иными словами, для расширения кругозора в младшем дошкольном возрасте новые предметы, явления, события дети должны воспринимать непосредственно (видеть, иметь к ним доступ и принимать активное участие (действовать).
В целом возраст 3—4 года можно охарактеризовать как период накопления информации.
Накопление информации происходит благодаря личному участию ребёнка в различных ситуациях, событиях; наблюдениям ребёнка реальными явлениями, предметами; манипулированию ребёнка с реальными предметами и его активным действиям в своём ближайшем окружении.
Постепенно к 4 годам ребёнок постигает (накапливает) огромное количество представлений о предметах и явлениях своего ближайшего окружения. Однако накопленные представления не всегда связаны между собой в сознании детей.
В среднем дошкольном возрасте предметное содержание приобретает значительную широту. Новый способ познания (посредством слова) расширяет «территорию познания» ребёнка, выводит его за пределы непосредственного восприятия (из ближайшего непосредственного окружения в большой мир).
Однако педагогам необходимо помнить, что содержание ближайшего окружения не теряет своей актуальности для ребёнка. Казалось бы, в знакомых объектах, предметах и явлениях он открывает новые грани, постигает их с других, ранее недоступных сторон. Ребёнок начинает осмысливать их внутренние характеристики: целевое назначение, функции. А главное, дети подходят к осознанию того, что собранная информация о конкретных предметах не существует в нашем мире хаотично, разрозненно и обособленно. Всё в этом мире взаимосвязано и взаимозависимо. Осмысление связей и зависимостей становится содержанием познавательного развития ребёнка.
Одна из линий усложнений этого содержания может быть представ- лена как последовательное овладение детьми следующими основные отношениями действительности: «часть — целое», «предмет — предмет», «предмет — система предметов». Отмечено, что приблизительно с 4 лет возможно формирование у детей умений рассматривать предмет в их взаимосвязи и во взаимодействии с целыми совокупностями других предметов, выступающими в качестве систем, внутри которых искомый предмет существует и функционирует. Иначе говоря, объектом познавательной деятельности ребёнка становится фундаментальное отношение «предмет — система предметов».
Открывающиеся перед ребёнком пятого года жизни информационные просторы также имеют свои особенности, которые необходимо учитывать при отборе конкретного содержания для познавательного развития дошкольника. Предлагаемая ребёнку информация должна касаться только тех объектов, предметов, явлений и событий, которые доступны человеческому восприятию, но в момент передачи информации отсутствуют ввиду отдалённости в пространстве и во времени.
На пятом году жизни дети всё чаще демонстрируют индивидуальные предпочтения к различным содержаниям. Это проявляется в избирательном отношении к миру, проявляющемся в более стойком, направленном интересе к отдельным объектам, предметам. Данные проявления в 4 года носят единичный характер. Но относиться к этому явлению надо внимательно и всячески его поддерживать, стимулировать и развивать. Ведь здесь закладывается фундамент последующих познавательных интересов, наличие которых является показателем готовности ребенка к обучению в школе.
В целом возраст от 4 до 5 лет можно охарактеризовать как период упорядочения информации.
Достигнутый к 4 годам уровень психического развития позволяет ребенку сделать очень важный шаг в познавательном развитии: дети 4-5 лет активно стремятся упорядочить накопленные представления об окружающем мире. Это сложное занятие для маленького ребёнка, но очень приятное и интересное.
При помощи взрослых ребёнок начинает находить в окружающей действительности и выстраивать элементарные связи и зависимости между отдельными событиями, явлениями, предметами ближайшего окружения, которые в основном уже есть в его собственном опыте.
В возрасте 4—5 лет можно выделить следующие основные направления познавательной активности детей: знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей; установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящими к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений; удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей; формирование положительного отношения к окружающему миру.
В старшем дошкольном возрасте ребёнок по-прежнему с интересом смотрит на мир. Всё чаще и смелее он бросает свой взор на открывшуюся перспективу познания большого мира. Ведь большой мир — это огромный пласт знаний, которые накопило человечество на пути познания мира. Дети смело «пересекают пространство и время», им всё интересно, их манит и привлекает. Старший дошкольник с одинаковым рвением пытается освоить как то, что поддаётся осмыслению на данном возрастном так и то, что он пока не в состоянии глубоко и правильно осознать.
Именно у детей 5—7 лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу знать!» В содержательную основу познавательного развития старшего дошкольника всё активнее начинают входить социальные понятия.
Старшего дошкольника отличает стремление расширить познаваемые горизонты действительности; желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения; интерес к новым источникам информации (помимо взрослых); потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру, более яркие и чёткие (по сравнению с предшествующими годами) индивидуальные познавательные интересы и предпочтения.
Однако в старшем дошкольном возрасте можно условно выделить две тенденции, которые определяют периоды освоения содержания.
Первая тенденция попадает на возраст 5—6 лет и характеризуется повышенным интересом к отдельным содержаниям, находящимся в информационном поле большого мира. Эти содержания часто базируются на уже имеющихся у ребёнка представлениях о ближайшем непосредственном окружении и являются их информационным продолжением. Например, ребёнок имеет представления о растениях своего окружения. Теперь его интересует: где ещё растут такие растения (цветы, деревья и пр.? Что растёт в Африке? Каков растительный мир воды (рек, озёр, морей? Какие растения были в период динозавров? Когда появился первый цветок? И т. д. Рассуждая, предполагая и получая ответы на свои вопросы, ребёнок достаточно резко расширяет свой кругозор за счёт новых сведений.
В целом возраст от 5 до 6 лет можно охарактеризовать период накопления информации.
При этом в отличие от возрастного периода 3—4 года, где также шло накопление информации, содержания, интересующие детей 5 лет, касаются не ближайшего окружения, а отдалённого, большого мир.
Вторая тенденция попадает на возраст 6—7 лет и характеризуется тем, что познавательные усилия ребёнка нацелены на систематизацию и расширение представлений о предметах, явлениях природы и об общественной жизни, на активизацию самостоятельной поисковой деятельности. В этой возрастной группе более ярко проявляются индивидуальные познавательные интересы, потребности и способности детей. В целом возраст от 6 до 7 лет можно охарактеризовать период упорядочения информации.
Накопленные к 6 годам сведения о мире являются серьёзной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка. Эта база данных о большом мире снова требует от ребёнка определённых умений упорядочения накопленных и поступающих сведений. В этом ему, конечно, помогут взрослые, которые направят процесс познания детей 6—7 лет на установление осмысленных взаимосвязей нашего мира (причинно-следственных, целевых); упорядочение информации по разным основаниям, дальнейшее формирование положительного отношения к миру.
Развивая познавательную сферу детей дошкольного возраста, важно помнить, что собственно информация (сведения, факты, события жизни) ни в коем случае не рассматривается как самоцель, как знания ради знаний. Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо сформировать у ребёнка целостную картину мира, широкий кругозор, развить у него необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.
Источник
Елена Журавская
Познавательное развитие дошкольников
Детство – незабываемая, интересная пора. Пора поисков, исследований, вопросов, экспериментов. Пора «почемучек». Так любя мы называем детей, которые жадно ищут ответы на терзающие их вопросы. Малыш- природный исследователь окружающего мира, а этот мир открывается ребенку через его личные ощущения, действия, переживания, через его, пусть еще такой маленький, но жизненный опыт.
На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и удивляться им.
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая предусматривает самостоятельный поиск знаний или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.
Одним из основных принципом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.
К стадиям познавательного развития относится: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.
В качестве рекомендуемых видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста, выделяют:
– организацию решения познавательных задач;
– применение экспериментирования в работе ДОО;
– использование проектирования.
Экспериментирование — считают актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста. Его рассматривают как практическую деятельность поискового характера, направленную на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.
Дошкольник в экспериментировании берёт, сам того не подразумевая, роль исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.
В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.
После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения, которые могут быть и правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не выдвигают никаких идей, их может выдвинуть сам воспитатель.
К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышлении.
Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность — состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности.
В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из трех компонентов:
1. познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
2. информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мир);
3. отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).
Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой.
Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы. Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично. А у детей все наоборот: отношение первично, информация вторична.
Приступая к планированию познавательного развития детей, мы должны вспоминать возрастные особенности детей, а в процессе работы характерные закономерности познавательного развития детей.
ФГОС ДО выделяет «Основные принципы дошкольного образования», среди которых «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» (п. 1.4.7.).
Познавательные интересы – это стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.
Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка.
Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности. В задачах, которые ставит Стандарт такая формулировка: «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» (п. 1.6. (6).
Во втором разделе ФГОС ДО определяется содержание познавательного развития. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Цель познавательного развития — развивать познавательные интересы, потребности и способности детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Важнейшим показателем развития ребенка — дошкольника является уровень овладения им различными видами детской деятельности, которая, с одной стороны, служит источником и движущей силой развития ребенка, а с другой — именно в них наиболее ярко проявляются все его достижения.
В дошкольном возрасте на первое место по значимости среди видов деятельности, в которых происходит познавательное развитие, выходит игра.
Игра для дошкольника выполняет ту же функцию, что учебник для школьников, она помогает осознать происходящее вокруг.
Коммуникативная деятельность, по сравнению с общением в раннем возрасте, становится более содержательной. Дети способны высказывать свое мнение, задавать «цепочки» вопросов, обсуждать серьезные вопросы, настаивать на чем-то.
Познавательно-исследовательская деятельность, при правильной организации, учит детей видеть проблему, искать способы ее решения, фиксировать результат, анализировать полученные данные.
Приобщение детей к чтению художественной литературы и фольклора позволяет нам не только пополнить литературный багаж детей, но и воспитать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям, отождествлять себя с героями книги.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд заметно усложняются и позволяет детям выделять больше свойств предметов, получать новые знания.
Конструирование, Изобразительная деятельность, Музыкальная деятельность, конечно, главным образом решают задачи художественно — эстетического развития детей, но при этом они много узнают нового о средствах и материалах, с которыми работают, знакомятся с произведениями искусства.
Двигательная деятельность в меньшей степени, но тоже влияет на познавательное развитие детей. Во-первых, она снимает напряжение, а кроме этого и здесь дети получают много информации о собственном теле, его возможностях, в подвижных играх учатся понимать. В рамках Двигательной деятельности мы знакомим детей с различными видами спорта, знаменитыми спортсменами, олимпийскими играми, формируем представления о здоровом образе жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждая из видов деятельности позволяет реализовать содержание познавательного развития, интегрируя его с другими образовательными областями.
В третьем разделе ФГОС ДО определены «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования».
Каких-то особых требований к условиям реализации образовательной области «Познавательное развитие» нет. Мы должны учитывать все требования к психолого-педагогическим условиям организации образовательного процесса.
Конечно, если ребенок чувствует себя значимым человеком, понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе и прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания. Ребенок в этом случае не боится ошибиться, задает вопросы, чтобы правильно решить задачу.
Ребенок стремиться к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. Важно, какую позицию при этом выбрал педагог.
Какой, по-вашему, должна быть эта позиция?
В младшем возрасте воспитатель выступает источником информации, в старшем – воспитатель создает условия и руководит познавательной деятельностью. Поэтому, лучше всего позиция партнера, знающего, умеющего и авторитетного, которому хочется подражать. В этом случае возможно «Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка…» (п. 3.2.1.(3).
Но дети учатся не только от педагога, но и от других детей. Сверстникам подражать легче, особенно если есть «поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействие детей друг с другом в различных видах деятельности» (п. 3.2.1.(4).
Познавательное развитие предполагает какие-то «открытия» ребенка, решение каких-то значимых для него задач самостоятельно. Это становится возможным при «Поддержке инициативы и самостоятельности детей, Возможности выбора детьми материалов, видов активности» (п. 3.2.1.(5,6).
В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС ДО названа «Развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными материалами (в том числе с песком и водой) (п. 3.3.4.(1). Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, т. к. она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности, считал, что благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности.
Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. В такой среде возможно одновременное включение в активную игровую, коммуникативную, исследовательскую, двигательную, трудовую и творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
К концу пребывания в детском саду мы должны помочь ребенку освоить начальные представления в области естествознания, математики, истории. Научить, опираясь на собственные знания, принимать самостоятельные решения в разных видах деятельности.
Таким образом, создавая качественную РППС, используя экспериментирование, познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности: от любопытства до познавательной активности, способствует интеллектуально-нравственному развитию личности дошкольника, приобретению ребенком опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру.
Источник