Познавательное развитие ребенка аутистического спектра

Познавательное развитие ребенка аутистического спектра thumbnail

Инфоурок

Другое
›Презентации›Особенности познавательного развития у детей с расстройствами аутистического спектра

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Особенности познавательного развития у детей с расстройствами аутистического

Описание слайда:

Особенности познавательного развития у детей с расстройствами аутистического спектра

2 слайд

С самого раннего возраста отмечается отсутствие внимания ребенка к предметам

Описание слайда:

С самого раннего возраста отмечается отсутствие внимания ребенка к предметам окружения. Наблюдаются грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания. Однако яркие впечатления могут буквально завораживать детей. Характерной чертой является сильнейшая психическая пресыщаемость. Его внимание устойчиво буквально в течении нескольких минут, иногда и секунд. Можно сделать вывод, что для концентрации внимания ребенка могут быть использованы: звуки, мелодии, блестящие предметы и т.д.

3 слайд

Для детей с РАС характерно своеобразие в реагировании на сенсорные раздражит

Описание слайда:

Для детей с РАС характерно своеобразие в реагировании на сенсорные раздражители. Это выражается в повышенной сенсорной ранимости, и в то же время, как следствие повышенной ранимости, для них характерно игнорирование воздействий, а так же расхождение в характере реакций, вызываемых социальными и физическими стимулами. Если в норме человеческое лицо является самым сильным и привлекательным раздражителем, то аутичные дети отдают предпочтение разнообразным предметам, лицо же вызывает мгновенный уход от контакта.

4 слайд

У части детей реакция на «новизну», например, изменение освещения, необычно

Описание слайда:

У части детей реакция на «новизну», например, изменение освещения, необычно сильная. Многие дети, наоборот, яркими предметами заинтересовались слабо, у них так же не отмечалась реакция испуга или плача на звуковые раздражители, и вместе с тем у них отмечали повышенную чувствительность к слабым раздражителям: дети просыпались от едва слышного шуршания, легко возникали реакции испуга на работающие бытовые приборы.

5 слайд

В восприятии ребенка с РАС также отмечается нарушение ориентировки в простран

Описание слайда:

В восприятии ребенка с РАС также отмечается нарушение ориентировки в пространстве, искажение целостности картины реального предметного мира. Для них важен не предмет в целом, а его отдельные части. У большинства у них наблюдается повышенная любовь к музыке. Они повышенно чувствительны к запахам, окружающие предметы обследуют с помощью облизывания и обнюхивания.

6 слайд

Большое значение имеют для детей тактильные мышечные ощущения, идущие от соб

Описание слайда:

Большое значение имеют для детей тактильные мышечные ощущения, идущие от собственного тела (раскачиваются всем телом, совершают однообразные прыжки, кружатся, пересыпают песок и т.д.). При часто сниженной болевой чувствительности у них наблюдается склонность к нанесению себе различных повреждений.

7 слайд

С самого раннего возраста у аутичных детей наблюдается хорошая механическая

Описание слайда:

С самого раннего возраста у аутичных детей наблюдается хорошая механическая память, что создает условия для сохранения следов эмоциональных переживаний. Именно эмоциональная память, стереотипизирует восприятие окружающего. Дети могут снова и снова повторять одни и те же звуки, без конца задавать один и тот же вопрос. Они легко запоминают стихи. В ритм стиха дети могут начать раскачиваться или сочинять собственный текст.

8 слайд

Развитие мышления у таких детей связано с определением огромных трудностей п

Описание слайда:

Развитие мышления у таких детей связано с определением огромных трудностей произвольного обучения. Многие специалисты указывают на сложности в символизации, переносе навыков из одной ситуации в другую. Такому ребенку трудно понять развитие ситуации во времени, установить причинно — следственные зависимости.

Познавательное развитие ребенка аутистического спектра

Курс повышения квалификации

Познавательное развитие ребенка аутистического спектра

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-библиотекарь

Познавательное развитие ребенка аутистического спектра

Курс профессиональной переподготовки

Библиотекарь

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-126006

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Зобова Л.Г., учитель,

КУ «Нижневартовская

санаторно-лесная школа»

В последние годы наблюдается увеличение числа детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Дети с аутизмом могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития. Вовремя начатая и правильно организованная психолого-педагогическая помощь позволяет поддержать попытки ребенка вступить в более активные и сложные отношения с миром и предотвратить формирование наиболее грубых форм детского аутизма. 

Аутизм предстает все более распространенной и значимой социальной проблемой, касающейся детей с однотипными проблемами развития, но с самыми разными возможностями их преодоления. В связи с этим в настоящее время все чаще говорят не об аутизме как таковом, а о расстройствах аутистического спектра (РАС).

У детей с РАС наблюдаются грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания. Однако яркие впечатления могут буквально завораживать детей. Дети с РАС, как правило, испытывают трудности в организации своего внимания и очень отвлекаемы. Их внимание устойчиво буквально в течение нескольких минут, иногда и секунд. Даже при сформированном адекватном учебном поведении остаются выраженная рассеянность, частые отвлечения. Поведение таких детей стереотипно, однообразно, плохо контролируется, часто они как бы не видят и не слышат учителя, на уроке они могут быть заняты своими играми. Возможны неадекватные реакции – оживление и смех, или испуг и плач, или стереотипное двигательное и речевое возбуждение, стремление, не слушая других, постоянно говорить на какую-то особую тему. Характерны проявления негативизма, резкий отказ от выполнения заданий [4, с.123]. Такие дети с трудом приспосабливаются к переменам — к новым условиям, людям, способу выполнения задания, неожиданному изменению уже освоенного порядка.

Им трудно самостоятельно сопоставлять усвоенные знания, связывать их со своим жизненным опытом. Часто такие дети не способны мыслить символически, для них характерна буквальность понимания сказанного, трудность выделения подтекста [4, с.147].

Моторная неловкость и трудности пространственной организации проявляются при обучении письму. Часто возникает опасность негативизма к обучению письму, отказ ребенка брать ручку и пытаться что-то делать. Поддержка руки ребенка, направление её движения обычно помогают ему постепенно закрепить нужную позу и последовательность действий. Опыт педагогов нашей школы показывает, что такие дети постепенно осваивают навык письма.

Исходя из данной характеристики детей с РАС, для эффективного их обучения важно создать ряд условий. Необходимо формировать у ребенка стереотипное учебное поведение. Место для занятий должно быть таким, чтобы ничто не отвлекало ребёнка, и его зрительное поле было максимально организовано. Поэтому целесообразно, чтобы педагог и ребенок, садясь за стол, оказывались лицом к стене. Предметы, которые могут помешать при выполнении заданий, необходимо удалять из поля зрения учащегося. Во время занятий необходимо сформировать положительную эмоциональную установку по отношению к уроку, закрепить определенную последовательность действий по подготовке, проведению и завершению занятия, т.к. освоение навыков поведения на уроке дается такому ребенку иногда труднее, чем собственно учебные навыки. Таким образом, необходимо создать условия обучения, обеспечивающие сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка, дозировать введение в его жизнь новизны, отрабатывать формы адекватного учебного поведения, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем, установления эмоционального контакта. Ребенок должен привыкнуть, что занятия всегда проводятся в одно и то же время. Необходимо установить четкий распорядок занятия. Все, что происходит на занятии, нужно сопровождать эмоциональными комментариями – учитель должен проговаривать все действия и ситуации, стараясь представлять их неизменно положительными. Обращаться к нему надо короткими, простыми фразами. Предъявлять задания маленькими частями. Задания должны иметь четкое начало и конец, чтобы ребенок имел четкое представление о том, что от него требуется и в каком объеме. Необходимо обучать учащегося понятию «закончено». Построение занятия с аутичными детьми имеет ряд особенностей. Как отмечает Янушко Е.А., в случае, когда нарушена эмоциональная связь ребенка с миром, признанные эффективные приемы обучения не действуют. Работа с аутичным ребенком требует особого подхода. Необходимо активизировать познавательную деятельность данной категории детей[6, с.20].

Одним из эффективных средств развития познавательной активности детей является дидактическая игра, так как игровые моменты делают процесс познания более продуктивным. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности. Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдая правила игры. У детей развивается чувство ответственности, воля, характер. Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей, в том числе и познавательных. Здесь развивается кругозор, сообразительность. Игра даёт возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость.

При подборе игры или задания для коррекционных занятий необходимо учитывать склонности ребенка, стараться по возможности связывать задания с интересами учащегося, это один их главных принципов при работе с детьми с РАС. Основой при организации дидактических игр для детей с РАС должны стать стереотипная (как основа взаимодействия) и сенсорная (как возможность установления контакта) игры[6, с.53].

Другим способом развития познавательной активности детей с РАС является использование технологии разноуровневого обучения, учитывающей индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающей комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающей их мышление, самостоятельность. Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Особенно актуальна она в нашей школе, где обучаются дети с нарушением интеллектуального развития. Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся.Целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов, при проведении контрольных и проверочных работ (определяется, что ученик должен усвоить в конце темы и составляются разноуровневые задания для каждого учащегося)

Таким образом, применение разноуровневого обучения учитывает индивидуальные особенности учащихся, повышает удовлетворенность результатами обучения учителем и учениками, способствует активизации познавательной деятельности учащихся.

Использование здоровьесберегающих технологий обучения также способствует развитию познавательной активности детей с РАС. Успешность обучения детей с РАС, развитие их познавательных способностей во многом определяется состоянием их здоровья на сегодняшний день. В современных условиях проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер. Культивирование здорового образа жизни – приоритетная задача в программе модернизации российского образования. В своей работе мы используем разнообразные стимулирующие приемы здоровьесбережения, которые становятся перспективным средством активизации познавательных способностей детей с РАС, при этом способствуют предотвращению состояний переутомления, гиподинамии, развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности в течение всего занятия: физкультурные минутки, массаж, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения для развития мелкой моторики рук, кинезиологические упражнения, правильная рабочая поза во время занятий, положительные эмоции, благоприятное отношение с учителем.

Внедрение ИКТ при обучении детей с РАС прежде всего даёт возможность улучшить качество обучения, помогают обеспечить совершенствование и активизацию учебного процесса, способствуют развитию мелкой моторики и сенсорного восприятия, стимулируют развитие внимания, тактильной памяти, познавательной активности, помогает повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний обучающимся с РАС, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, внимания, недостаточные представления об окружающем мире. Компьютерные технологии способны помочь и в организации индивидуального обучения детей с особыми потребностями, позволяя учесть особенности обучающихся. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Использование компьютера является одной из возможностей организации процесса обучения[5]. Ребенок с РАС иногда отказываются брать ручку для письма, но может работать на клавиатуре компьютера, это обеспечивает взаимодействие, обратную связь ученика с учителем. Использование презентаций на уроках служит дополнительным источником мотивации ученика, активизирует его познавательную деятельность. При повторении или закреплении пройденного используются тесты, которые учитывают индивидуальные особенности обучающегося, его возможности. Умение осознанно совершать выбор из 2-3 вариантов ответов является свидетельством достижений ученика.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в процесс индивидуального обучения позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для активизации их познавательных процессов и развития индивидуальных качеств,предоставляет ребенку возможности для усвоения такого объема учебного материала, сколько он может усвоить.

Результатом проводимой нами работы по обучению детей с РАС является:

-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком; 
-развитие познавательных способностей;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Литература:

  1. Базарный, В.Ф. Здоровье и развитие ребенка [Текст] / В.Ф. Базарный. — М., 2005.

  2. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья.- М.:Вако, 2004.

  3. Кехтер Т.А. Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.kexter.ru

  4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. – М.: Теревинф, 2011.

  5. Руденко Н.Н. Использование ИКТ в процессе обучения в начальной школе.natalirudenko.ru

  6. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.:Теревинф, 2011.

Источник

Краткое описание документа:

В настоящее времячисло детей с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) увеличивается. В последнее время отмечается, что синдром аутизма нередко ходит в состав сложного дефекта и может сочетатьсяс выраженнойумственнойотсталостью.

РАС является достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношенийс динамичной меняющейсясредой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющемся в становлении его аффективно-волевойсферы, в когнитивном и личностном развитии.

Дляребенка с расстройствами аутистического спектра характерныследующие особенности развитияи поведения:

— трудности в общении,которые проявляются в потребности сохраненияпостоянства окружающего мира и стереотипности собственного поведения (попытки разрушить эти стереотипные условия жизни ребенка вызывают у него тревогу, агрессию либо самоагрессию);

— ребенок не вступает в обычное для его возраста общение. Зрительное внимание чаще всего избирательно либо фрагментарно. Характерна непереносимость взгляда глазав глаза. Глаза видят правильно, но ребенок не уделяет этому внимания, смотрит «сквозь людей» и относитсяк ним как у неодушевленным носителям отдельных интересующих его свойств; не замечает никого вокруг, не откликаетсяна вопрос, ничего не спрашивает сам;

— выявляютсянарушенияконцентрации внимания, его быстрая истощаемость. Бывают резкие скачкиактивного внимания, когда ребенок практически целиком выключается из ситуации;

— все видывосприятия сопровождает чувство неприятного. С раннего детства у такого ребенка отмечается сенсорная и эмоциональнаясверхчувствительность. Некоторые дети не переносят громких звуков или яркого света, сильным раздражителем может быть запах или прикосновение.

— интеллектуальнаянедостаточность не является обязательной при раннем детском аутизме. Некоторые дети с РАС имеют высокий интеллектуальный уровень, даже могут быть частично одаренными в различных областях. Однако для их интеллектуальной деятельности в целом типичны нарушенияцеленаправленности. У большинства детей с аутизмом интеллектуальное развитие происходит неравномерно; сильными сторонами являются зрительное восприятие, внимание к деталям, большой объем механическойпамяти; слабыми –непонимание общего смысла сказанного или прочитанного, фрагментарное восприятие устной речи.

— содержание игр монотонно, поведение в них однообразно. Такие дети годами могут играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки, совершать одни и те же стереотипные действия. Попытки взрослых прервать эти действия часто безуспешны. Дошкольник не может играть со сверстниками – играет «рядом», но не вместе. Характерно предпочтение манипуляциям с неигровыми предметами, в том числе предметами домашнего обихода, не имеющими игровых функций. Любимыми являются такие однообразные манипуляции как пересыпание песка, переливание воды. Монотонные игры могут продолжаться часами, без малейшего утомления.

— уже в первые два года жизни достаточно выражены и специфичны речевые расстройства. Особенно характерным является слабость или отсутствиереакции на речь взрослого (не отзываетсяна обращения, не фиксирует взгляда на говорящем). Часто встречаетсянепроизвольное повторение звуков, слов и фраз, мутизм. Местоимение «Я» отсутствует, ребенок, как правило, говорит о себе в третьем лице.

— в моторике характерны вычурность движений (особаяподпрыгивающаяпоходка, хождение на цыпочках, причудливые позы и гримасы). Движениялишены детской пластичности, неуклюжи, угловаты, плохо скоординированы, производят впечатление марионеточных.

— аутичному ребенку сложно установить контакт со сверстниками без помощи взрослого.

Иногда дети с РАС отличаются от других детей настолько мало, что их особенности заметны только специалистам. Но все такие чаще всего особенности детей с РАС отчетливо проявляютсяпри общении с ними.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих в процессе формированияличности ребенка с РАС. Историческийанализ убеждает в необходимости оказать ребенку квалифицированную помощь в сложном вхождении в мир людей. Первый опыт таких отношенийстановится тем фундаментом, на котором строитсявсе его дальнейшее развитие – как социального, так и личностного.

Цель программы: создание условиядляпозитивной социализации детей дошкольного возраста с РАС.

Задачи:

— ориентацияребенка с РАС во внешнем мире;

— преодоление негативизма при установлении контакта и общении;

— смягчение характерного для детей с РАС эмоционального и сенсорного дискомфорта;

— преодоление трудностей в поведении, развитие коммуникативных умений, необходимых для развития процесса общения; развитие основ взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;

— раскрытие потенциала ребенка с РАС;

— создание условийдля проявления интереса к познанию окружающего мира;

— развитие базовых познавательных навыков и способностей.

В основу создания программы положены следующие принципы:

— принцип индивидуализации – предполагает учет возраста, типа детско-родительских взаимоотношений, уровняактуального состояния ребенка;

— принцип доступности – реализуется с учетом уровня интеллектуальных ипсихологических особенностейребенка;

— принцип системности и последовательности — заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуютсязадачи коррекционно-развивающей работы;

— принцип научности лежит в основе всех технологий, помогающих развивать личность ребенка с РАС;

— принцип оздоровительной направленности – обеспечивает соблюдение и укрепление психологического здоровьяребенка с РАС, посещающего занятия.

В основе программы занятий лежит прием облегченнойкоммуникации. Это метод обучения для детей с речевыми нарушениями путем оказания им помощи в оперировании коммуникативными пособиями (карточками, пиктограммами, кубиками и пр.). При облегченной коммуникации психолог помогает ребенку преодолеть проблемы и развить определенные навыки, выбирая тот или иной визуальный объект.

Структура занятия. Каждое занятия являетсякомплексным и сочетает в себе три основных блока:

— блок I – адаптация ребенка к новым условиям (приветствие, налаживание контакта, «эмоциональнаяпривязка»);

— блок II- развитие эмоционально-поведенческойсферы;

— блок III – развитие познавательной сферы.

Продолжительность занятия – 45 минут, т.е. каждыйразвивающий блок длится 15 минут. Всего программа предусматривает реализацию занятий. Занятия проводятся два раза в неделю.

Ожидаемыми результатами реализации настоящей программы может стать адаптацияребенка к окружающемумиру, развитие целенаправленного поведения и основных психических процессов.

Использованнаялитература:

  • Ригина Н.Ф., Танцюра С.Ю. Организация работы с ребенком с аутизмом. Взаимодействие специалистом и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2018.
  • Спицина Т.И. Парциальная программа психолого-педагогической поддержки позитивнойсоциализации и индивидуализации развитияличности детей «Я открываю мир» (от 3 до 4 лет). – Волгоград: Учитель, 2018.
  • Иванова Е.В., Мищенко Г.В, Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ОВЗ. – М.: Национальный книжный центр, 2017.
  • Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения длязанятий с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
  • Горячева Т.Г., Никитина Ю.Б. Расстройство аутистического спектра у детей. Метод сенсомоторнойкоррекции. – М.: Генезис 2018.
  • Керре Н.Особенные дети. Как подарить счастливую жизнь ребенку с отклонениями в развитии. – М.: Альпина Паблишер, 2019.
  • Делани Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом. Эффективнаяметодика игровых занятий с особыми детьми. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2016.

Источник