Познавательно речевое развитие ребенка раннего возраста

Познавательно речевое развитие ребенка раннего возраста thumbnail

Александра Петченко
Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста

Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста.

Цель: Обобщить теоретические и практические знания по обогащению словаря в раннем возрасте.

Основные задачи познавательно-речевой деятельности:

1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через НОД, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения.

Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным, нужно уделять большое внимание развитию речи малыша. Именно в раннем возрасте наиболее благоприятная среда для закладывания основ грамотной, четкой речи. Поэтому задача обогащения словаря и активизация речи детей должна решаться ежеминутно.

Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны:

• Наглядные — наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

• Практические — упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательско-поисковая деятельность.

• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

На занятиях с сюжетными игрушками даю детям предметы разных размеров, цветов, обращаю внимание на сходство и различие. На занятиях обогащаю словарь существительными (предметы в комнате и вне ее, прилагательными (признаки предметов – величина, цвет, глаголами (спит, сидит, лежит, предлогами (в, на, чашка на столе, чай в чашке). Для этого даю изображения одинаковых предметов, но отличающиеся по цвету (ведро красное и синее, по размеру (яблоко большое и маленькое, по состоянию (собака лежит и сидит). Заменяю звукоподражательные слова общеупотребительными (киска – кошка). Учу называть предметы во множественном числе (мяч — мячи, предметы окружения в естественной среде и на картинках, узнавать и называть людей на картинках разного пола и возраста.Отвечать на вопросы: Кто? Что? Какой? Как? Кому? Кого? Подсказываю поводы для обращения (кошка грустная, спросите, что случилось? Пригласите в гости).

Особое место занимают игры с куклой,которые провожу в определенной последовательности: «Устроим кукле комнату», «Уложим куклу спать», «Кукла проснулась», «Девочка чумазая», «Постираем платье».

Кукла участвует на занятиях и приходит в свободное время, катаем ее на машине, строим дом, присутствует при приеме пищи.

Детям стараюсь ежедневно читать уже знакомые или новые произведения художественной литературы, а так же любые другие хрестоматии и книжки, адресованные детям младшего дошкольного возраста. В многочисленных сборниках литературы даны произведения,которые сделают общение с детьми в тот или иной отрезок времени в режиме дня более содержательным: при умывании, приеме пищи, во время игры, при подготовке ко сну, на прогулке, также и шуточные стихи. На прогулке дети под текст соответствующей потешки показывают, как шагают большие ноги (то-о-о-п, то-о-о-п) и бегают маленькие ножки (топ-топ-топ). Во время обеда читаю потешку для тех,кто плохо кушает:

Это — ложка,

Это — чашка.

В чашке — гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала —

Кашки гречневой не стало!

При умывании закрепляются слова: холодная, теплая, льется. При укладывании спать пою детям колыбельные, на прогулке часто поем «Ладушки, ладушки…», «Вышла курочка гулять» и т. д. Дети начинают петь песенки не только выученные в группе, но и домашний репертуар.

При одевании на прогулку закрепляю названия одежды и её цвет.

Так же важно правильно организовать наблюдение за трудом взрослых на прогулке, чтобы максимально использовать наблюдаемые объекты для развития различных сторон речи.

В моей младшей группе есть дети, которые плохо говорят или не говорят вообще. На них я обращаю особое внимание, больше общаюсь с ними, целенаправленно обогащаю их пассивный запас.

Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, поэтому, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия. Сенсорное развитие – это большой источник обогащения словаря.

Оформила уголок сенсорики,использую игры: «Лото», «Парные картинки», «Больше-меньше», «Цветочная поляна», «Пирамидка», «Вкладыши» и т. д.

Знакомясь с цветом, формой и величиной, ребенок обогащает свой словарный запас, звуковой анализ речи, музыкальный слух и так далее. Для этого я делаю пособия, помогающие ребенку лучше ориентироваться, разбираться в предметах.

Для полноценного речевого развития ребёнка играет роль семья. Я объясняю родителям, что речевая игра или упражнение, беседа с ребёнком — это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то пострадает их ребёнок. Я знакомлю родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями, отбирая и учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома рекомендуется «играть на кухне».

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:

«Помогаю маме» (перебрать рис, горох, гречку,

«Волшебные палочки» (из карандашей собрать простейшие геометрические фигуры).

Игры на обогащение словаря ребёнка:

«Давай искать на кухне слова» (какие слова можно вынуть из кухонного шкафа, борща и т. д. ,

«Угощаю» (давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок вспоминает «вкусное» слово и «кладёт» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока всё не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова).

Работая над развитием речи детей и планируя свою работу, мы не должны забывать главное, развитие языка детей, любви к родному языку — это самое важное приобретение ребёнка в дошкольном детстве.

В заключение еще раз напомним о том, что ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании родителей и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.

Источник

Развитие познавательно-речевой деятельности является одной из актуальных проблем умственного развития ребёнка особенно в настоящее время. Организация познавательно-речевого развития ребёнка–это гарантия успешного обучения в школе. В домашних
условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера, часто
свободное время старших дошкольников отведено посещению различных кружков и
студий. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и
энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается.
И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности в основном ложится на
плечи воспитателей.

Бедный словарный
запас ведет к агрессивному поведению по отношению к окружающим, т.к. ребенок не
может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достижения
ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в
его активной речи.

Современный
ребенок в старшем дошкольном возрасте обладает уникальными потенциальными
возможностями. Но чтобы они превратились в реальные силы, в личностные свойства
нужен целенаправленный воспитывающий, обучающий, формирующий, развивающий
педагогический процесс.

Шаблон в развитии
речи, механическое запоминание речевых штампов могут принести ребенку только
вред. Однако и стихийность тоже не допустима. Развитие речи – это
целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая
использование арсенала специальных методических методов и собственных речевых
упражнений ребенка.

Развивать речь
ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь
сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более
целенаправленной и осознанной.

1. Обогащать
познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения,
экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать
эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с
предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь
упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его
целостности.

4. Формировать
бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение
их проявлять.

5. Создать
условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления
самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

6. Поддерживать условия
для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах
деятельности.

Чтобы правильно
организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие
направления:

1. Речь самого
педагога
, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Дошкольник,
проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится
у него многому, в том числе и культуре речи. А еще ребенок воспринимает нашу
речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не
съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые
слова, вводимые в детский словарь.

2. Формирование
представлений
об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми
для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без
соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок
думает, что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки,
потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он
самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача педагога состоит в
последовательно увеличение у детей запаса знаний, их упорядочение,
систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом
представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах,
их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок
приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их
взаимосвязях и закономерностях.

3. Развитие
любознательности
. Любознательность — качество присущее всем детям. Оно
выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё
рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у ребёнка этого качество
свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача воспитателя поддерживать
любознательность ребёнка организуя занятия, наблюдения, стараясь вовремя и
доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские
мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.

4. Сенсорное
воспитание
. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира
начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче
возможности познания окружающего мира.

5. Игра. Одним из
самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является
игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок
получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об
окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти
единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на
познавательно-речевое развитие.

Сюжетно-ролевая игра
претерпевает ряд изменений:
режиссерская, театрализованная игра. В режиссерской игре
дети по ходу развертывания сюжета, передающего какое — либо событие, управляют
действиями игрушек, выполняющих соответствующие функции людей или предметов.
Это особый тип индивидуальной игры, когда ребенок еще не освоил навыки игры со
сверстниками либо по какой — то причине ограничен в контактах с ними. В этой
игре ребенок сам создает сюжет, пусть и очень простой; сам придумывает, чем что
будет и представляет в пространстве, кто где будет находиться, как будут друг с
другом взаимодействовать персонажи и что с ними в конце концов произойдет. В
ней ребенок сам исполняет все роли, действует и говорит от их лица,
сопровождает игру « дикторским » текстом, поясняя, что происходит. В этой игре,
как и в сюжетно-ролевой, ребенок начинает переносить функции с одного предмета
на другой, использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп,
эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.) для создания образа
персонажа. В режиссерской игре ребенок учится планировать замысел игры,
развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию
с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

Работая по
данному направлению, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Обогащать
познавательную сферу детей
информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную
деятельность, речь.

2. Обогащать
эмоционально – чувственный опыт
в процессе непосредственного общения с
предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь
упорядочить сведения об окружающем мире
, формировать представления его
целостности.

4. Формировать
бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение
их проявлять.

5. Создать
условия
, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления
самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

6. Поддерживать
условия
для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех
видах деятельности.

Учитывая,
актуальность проблемы развития познавательно-творческой активности каждого
ребенка, в образовательной деятельности использую проектно-исследовательскую
технологию, на основе которой была создана система работы “Удивительное рядом”,
построенная на использовании групповых и индивидуальных детских
исследовательских проектов: исследовательско-игровых,
творческо-исследовательских, информационно-исследовательских,
практико-ориентированных, которые, прежде всего, направлены на решение
исследовательской задачи, экспериментирование и поиск, помогают развивать
свободную творческую личность, способную активно действовать, нестандартно
мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

принцип интеграции позволяет знакомить детей с
разными областями знаний, тесно связанных между собой.

принцип деятельности
и интерактивности
предоставляет ребенку возможность реализовывать
разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу.

принцип научности подразумевает, что все сведения
должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же
время научном уровне.

принцип
природосообразности
позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого
возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для
раскрытия личностного потенциала ребенка;

принцип партнерства связан тесно с реализацией прав
ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.

В младшем
дошкольном возрасте в ходе разработки проекта решаются следующие задачи:

развивать навыки
вхождения детей в проблемную игровую ситуацию, здесь ведущая роль отводится
педагогу;

активизировать
желание искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом;

формировать
начальные предпосылки исследовательской деятельности, т. е посильное участие в
практических опытах.

В старшем
дошкольном возрасте ставятся более сложные задачи:

формировать
предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развивать умение
определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и
самостоятельно;

развивать желание
пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе
совместной исследовательской деятельности.

Такой подход в
итоге позволяет каждому ребенку:

  • научиться объединять сведения из различных областей знаний на основе
    единого проекта;
  • развить природную любознательность и интерес к самостоятельному
    приобретению знаний;
  • повысить уровень коммуникабельности.

Приемы,
используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны:

Наглядные–наблюдения,
рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

Практические–упражнения,
игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность,
исследовательно-поисковая деятельность.

Словесные –
рассказ
, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Основные задачи
познавательно-речевой деятельности:

1. Обогащать
познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения,
экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать
эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с
предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь
упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его
целостности.

4. Формировать
бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение
их проявлять.

5. Создать
условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности
в познавательно – речевой деятельности.

6. Поддерживать
условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех
видах деятельности.

Сюжетно-ролевые
игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого
диалога.

Игры-драматизации
способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и
активизируют речь.

Строительно-конструктивные
развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах
и пространственных отношениях.

Дидактические
игры
занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным
элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.
Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он
оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать,
воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Игры-эксперименты–особая
группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а
так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они
имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и
сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

В каждой группе
должна быть оформлена зона для познавательно-речевого развития детей. Эта зона
охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской
активности. Главный принцип её оформления–доступность. Всё, что в ней
представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны должен
обязательно содержать в себе: дидактические и настольно-печатные игры разной
направленности, иллюстративный материал, разнообразные коллекции,
демонстрационный материал, оборудование для экспериментальной деятельности и
проведения опытов, мини-библиотеку.

 Книжный уголок

 Игровая комната

Играем вместе

Список литературы

1.          
Калашникова,В.В.Методическая консультация для воспитателей«Познавательно-речевое развитие дошкольников» //Детсадклуб.ру:электрон.журнал.

2.          
Тугулева, Г.В. Активизация мыслительной деятельности будущих первоклассников //Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”

3.           Формирование познавательно-речевой активности у детей среднего возраста в ходе игровой деятельности (социализации) //Планета детства

4.         Кошкарова,И.Н. Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности // Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”

Источник