Позднее и раннее развитие ребенка

Позднее и раннее развитие ребенка thumbnail

Раннее развитие — не только мода и огромная индустрия, но и реальный способ вовремя заметить отклонения у ребенка. Почему важно заниматься с детьми с пеленок, и можно ли делать это самостоятельно? На эти вопросы «Дэйли Бэби» ответила Елена Тимохина, создательница развивающих наборов для детей Landybox.

Сегодня о раннем развитии не говорит только ленивый: этому  посвящены отдельные полки в книжных магазинах, советы на тему дают профессиональные педагоги и популярные блогеры, стоит выйти из роддома, как повсюду начинает преследовать таргетированная реклама клубов, частных детских садов, кружков и курсов. Многие мамы с энтузиазмом берутся за штудирование разных методик, подготовку плана занятий, выбор развивающих игрушек. Но какой немедленный результат может дать грудничок трех-шести месяцев от роду? Раннее развитие —это процесс с отложенным результатом, естественно, что многие на этом пути теряют мотивацию.

Большинство мам задумываются о раннем развитии тогда, когда малыш начинает выходить в свет. Как правило, на детских площадках и в районных парках находятся юные вундеркинды, привлекающие восхищенные взгляды своими невероятными успехами. В редких случаях, это дело рук природы, чаще всего, за этими успехами стоит большой труд родителей и малышей, их совместные игры, развивающие занятия, правильная среда.

Раннее развитие — это не только возможность потешить свое самолюбие, но и реальный способ качественно проводить время с ребенком, поддерживать его естественный интерес к окружающему миру и даже своевременно выявлять возможные отклонения.

Давайте разберемся, в какие игры играть с малышами, и на какие особенности его развития обратить внимание, чтобы не упустить момент?

Поводы для беспокойства

Яна Штабкина, логопед, педагог раннего развития

«Чем раньше обнаружилась проблема, тем проще и вероятнее ее можно будет решить. И нарушения в развитии детей здесь не исключение: если какие-то тяжелые диагнозы врачи могут поставить даже не родившемуся плоду, то на выявление менее очевидных особенностей могут уйти годы.

В моей практике есть случай, где мама, рано взявшаяся за занятия, смогла добиться отличных результатов у своей дочки с синдромом Дауна. К 6 годам девочка читает слоги и очень чисто и понятно говорит. Большинство солнечных деток в этом возрасте еще на этапе нечленораздельной речи.

Итак, первое, на что стоит обращать внимание родителям — двигательная активность младенца. Если малыш не держит голову к месяцу, не переворачивается в четыре, не сидит в девять, переворачивается на живот, но не поднимает голову, в пять месяцев не старается упереться при наклоне вперед на ручки, не следит глазами за игрушкой, не реагирует на просьбу найти маму и на резкие звуки — есть повод для внеочередного похода к специалисту.

Менее заметные для родителей признаки возможных особенностей в развитии — понимание речи, говорение и сенсорные эталоны.

Как много родителей знают, что ребенок должен реагировать на свое имя уже в год, а в возрасте полутора лет хорошо понимать речь и произносить простейшие слова «агу», «биби», «мама»? К 1.8 у ребенка появляются сенсорные эталоны, он должен различать предметы по цветам, давать «кружочек или квадрат такого же цвета».

В 2 года малыш уже понимает предложения с двумя действиями: «Возьми со стола машинку, и принеси ее мне». Родители могут попросту не замечать подобных нюансов, и уж точно не знать наизусть таблицу норм развития малыша.

У меня учился мальчик, который в 4 года активно и много говорил. Меня смутила эта его гиперактивность, он не мог поддержать диалог, постоянно «прыгал» с мысли на мысль, употреблял много лишних слов из серии «ну это», «как это», забывал, с чего начал предложение. На наших занятиях он иногда путал цвета. Я посоветовала маме обратиться к неврологу, а тот направил ее к нейропсихологу. С помощью специальных занятий, прописанных специалистом, мальчик уже через полгода показал положительную динамику. Хорошо, что мама решила привести его на развивашки, а то могло бы все дотянуться и до школы.

Многие родители откладывают начало развивающих занятий, ждут, чтобы их ребенок пошел или заговорил. К сожалению, на практике у некоторых детей этот процесс может сильно затянуться. Вот несколько полезных занятий по самым простым игрушкам, которые помогут мамам в развитии малышей:

  • Шнуровка «Ежик» (входит в набор Landybox Классический 1-2 года): дополните игру звуками леса, покажите, как «говорит» ежик, стимулируйте ребенка повторять за вами звуки. Развитие речи и мелкая моторика.
  • Игра «Мемори» (входит в набор Landybox Классический, Продвинутый и Чемпионы 1-2 года): слушайте вместе звуки домашних животных, стимулируйте малыша рассказывать, кто из них как говорит. Нарисуйте разноцветные кружочки и попросите малыша найти «такой же» домик. Тут сразу и развиваем речь, и тренируем сенсорные ориентиры.
  • Игра «Черепашки» (входит в набор Landybox Продвинутый и Чемпионы 1-2 года, Landybox 2-2,5 года): попросите малыша найти самую большую и самую маленькую черепашек, помещайте черепашек в домик по цветам, считайте, сколько их всего, играйте с зеркалом в эмоции. Мелкая моторика, сенсорные ориентиры, величина, ориентация в пространстве».

Точки роста

Раннее развитие – это, конечно, не только возможность подтвердить или исключить какие-то особенности малыша, это, в первую очередь, новые знания и навыки ребенка, интересный досуг, поддержка естественного интереса маленького человека к познанию мира, умение вести себя: концентрироваться, сидеть на месте, ждать своей очереди, просить, делиться и пр.

Ребенку еще рано заниматься

Ребенок — это чистый лист, и только мы, родители, ставим ему границы. Конечно, многие вещи из взрослого мира ваш юный исследователь не сможет понять еще довольно долго, но никто не мешает уже сейчас говорить с ним как с полноценным человеком, объяснять сложные вещи, знакомить с искусством, литературой, водить по музеям. Дети впитывают очень много, порой, мы сами до конца не знаем, насколько.

Что, если мой ребенок и так развивается быстрее нормы?

Ребенок – это человек с невероятными возможностями. Природой заложено в нем желание узнать все вокруг. Даже если ваш малыш заговорил предложениями в два года, выучил все геометрические фигуры и считает до 100 в уме, ему все равно еще есть куда расти. Предлагайте ему новые знания, покупайте игрушки и пособия для старших детей.

Несколько полезных идей:

Начните изучать буквы с помощью красивого алфавита (входит в набор Landybox Продвинутый 3-4 года): составляйте из них слова или слоги, сделайте мемори с буквами, просите малыша найти ту, что пропала.

Поговорите о временах года. Игра «Диноленд» или «Времена года» (входят в наборы Landybox Классический и Продвинутый 3-4 года) — обсудите времена года, выучите основные признаки каждого, возвращайтесь к игре в начале каждого сезона, делайте вместе творчество (летом гербарий, осенью букет из желтых листьев, зимой – опыты со снегом), обсудите, как ведут себя животные и насекомые в каждый из сезонов.

Начните изучать географию с вкладышем «Фауна России» (входит в набор Landybox Продвинутый 3-4 года) — найдите Россию на карте, посмотрите, какими морями она омывается, какие животные в какой части страны живут. Посмотрите познавательные видео о животных, составляйте название животных из букв алфавита.

Развивайте логику с помощью «Квадратов Никитина» (входят в наборы Landybox Классический и Продвинутый 2,5-3 года, Landybox Продвинутый 3-4 года). Знакомьте ребенка со сложными фигурами (ромб, трапеция, параллелограмм), прячьте фигуру и просите малыша сказать, какая пропала.

Мы выросли без раннего развития, и наши дети смогут

А еще мы выросли без планшетов, смартфонов и Wi-Fi, а наши родители не знали даже, что такое ПК. Сегодняшние дети — другие. Технологии помогли нам накопить новые знания, провести исследования, понять больше о себе и наших детях. Странно не пользоваться этими новыми знаниями для пользы собственного ребенка.

Раннее развитие — доступно только людям с деньгами

Все родители, так или иначе, покупают игрушки для своих детей. Вопрос лишь в том, какие они? Это новая кукла и самая крутая машинка в песочнице или простая, но полезная игрушка, которая поможет ребенку в развитии. Если нет возможности водить ребенка в специальные клубы, можно заниматься самим. Есть коробочные решения, есть целые лекции по «развивашкам» своими руками. Это вопрос приоритетов.

Яна Штабкина: «Я тщательно выбираю развивающие игрушки, а их сегодня в магазинах масса. Если на одну игрушку можно придумать минимум три игры — значит, это хорошая покупка. В Landybox мы отобрали только самые полезные и эффективные. В конечном счете, важна не столько сама игрушка, сколько умение придумать правильные занятия с ней. Для этого мы и разработали собственную методичку с идеями для совместных занятий».

Позднее и раннее развитие ребенка

Источник

Сегодня сложно найти человека, который бы ничего не слышал о термине «раннее развитие ребенка».

Многих родителей интересует, что же это такое?

Что такое раннее развитие ребенка

Под понятием «раннего развития» понимается активное развитие способностей ребенка от рождения до 3-4- летнего возраста. Именно в этот период формируются интеллектуальные способности малыша.

Учеными доказано, что к 3 годам развитие клеток головного мозга составляет 70-80%, а к семилетнему возрасту – 90%. Стоит ли упускать возможность и не использовать потенциал малыша?

Способность мозга принимать и запоминать информацию – это основа, на которой держится дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. Мышление, творчество, способности развиваются после 3 лет, но используется основа, которая сформировалась к этому возрасту. Если она отсутствует, бессмысленно учить, как ее применять. (4)

Мечтой родителей является раскрыть возможности ребенка, вырастить его успешным и уверенным в себе. Для этого необходимо создать развивающую среду и немного потрудиться.

Итак, раннее развитие — это:

  • физическая активность ребенка без ограничений. Для этого следует выделить специальное место в доме, где он сможет заниматься, развивая ловкость, силу, навыки владения своим телом, при этом ощущая себя увереннее. Физическое развитие ребенка напрямую связано с интеллектуальным;
  • окружающая среда с увлекательными предметами, которые изучает и познает ребенок;
  • различные игрушки, дающие многообразие зрительных, звуковых, тактильных ощущений;
  • регулярные беседы, совместные темы для обсуждения, чтение, рисование, лепка из пластилина, музыка, прогулки и многое другое;
  • инициативность мамы по отношению к ребенку, ее постоянное присутствие и внимание. Получение радости от совместного творчества, желание сделать жизнь ребенка яркой, интересной и насыщенной.

Позднее и раннее развитие ребенка

Для чего необходимо раннее развитие. Цели и задачи

Исследования ученых доказали, что еще не родившийся ребенок способен воспринимать, запоминать информацию и даже принимать решения. Ребенок в утробе матери обладает удивительным диапазоном чувств и живых эмоций (3), а доктор психологических наук Г.А. Урунтаева отметила, что органы чувств новорожденного ребенка функционируют с момента рождения (1).

Детский организм уже с рождения начинает активную деятельность: развивается сенсорное восприятие, тактильные ощущения. Новорожденный приспосабливается к новым условиям существования, включаются мощные механизмы адаптации. Ребенку необходимо знать о мире, в который он пришел, все.

По мнению Г.А. Урунтаевой особенностью развития в этот период является то, что зрение и слух опережают развитие рук. Карточки Домана, кубики Зайцева, рамки Монтессори, доски Сегена, пособия, игры, игрушки, рисование, лепка, аппликация, игры с водой, с песком — все это необходимая информация в познании окружающего мира.

Позиция некоторых мамочек: « Я ничем не занималась с ребенком, и ничего — растет не хуже других» непонятна и неверна. Да, растет, а каково будет ребеночку в дальнейшем, например, в школе, когда на школьника навалится колоссальная нагрузка по чтению, счету, письму? Сможет он все успевать и легко ли будет совершенно неподготовленному ребенку? Требования в современных школах к нынешнему поколению жесткие. Кто позаботится о завтрашнем дне своего ребенка, как не собственные родители?

Позднее и раннее развитие ребенка

Помните, это будущее не только вашего малыша, но и ваше. Сегодня от родителей зависит, насколько легко и гармонично войдет и адаптируется в современном мире маленький человек.

Итак, цель раннего развития — расширить информационное пространство ребенка, дать знания об окружающем мире, развить творческий потенциал и способность принимать решения. Главная задача — воспитать успешную и гармоничную личность.

Как проводить занятия, основные правила

Заниматься с ребенком просто и интересно. Детки легко идут на контакт, ведь им все любопытно. Главное, ваше желание, а время всегда найдется. Полчаса пролетит весело и незаметно, а польза будет всем и результат — полноценное, раннее развитие.

Необходимо придерживаться несколько основных правил:

  • не перегружайте ребенка, можно отбить желание заниматься;
  • беседуйте постоянно, обсуждайте все и везде;
  • не заставляйте заниматься, если у ребенка нет настроения или он не здоров;
  • развивайте гармоничную личность, изучайте различные предметы и разносторонние явления;
  • упрощайте занятия, если малышу трудно;
  • оставляйте право выбора времени и деятельности за ребенком;
  • разнообразьте методические пособия: карточки, игры, книги, мультфильмы, музыкальные сопровождения;
  • создайте развивающую среду: карточки, кубики, книжки, игрушки пусть будут повсюду. Плакаты, календари, фотографии, картины украсят стены;
  • не ограничивайте ребенка в действиях;
  • разрешайте, под наблюдением взрослых, играть малышу с домашними предметами;
  • включайте музыку: классику, сказки, детские песенки;
  • предоставляйте самостоятельность с раннего возраста;
  • поощряйте навыки самообслуживания;
  • хвалите малыша за любой успех.

Благодаря занятиям развитие ребенка будет более ранним и полноценным, главное, он научится добывать знания самостоятельно.(2)

Позднее и раннее развитие ребенка

Не бойтесь перенасытить информацией детский мозг. На определенном этапе, когда он переполняется сведениями, мозг отключается. Информации не бывает много, наоборот, чтобы полноценно развить ребенка, ее оказывается слишком мало. (4)

Масару Ибука, известный как основоположник инженерных идей корпорации «Sony» и новаторской теории по обучению детей на первых этапах жизни, написавший ряд книг, одной из которых является «После трех уже поздно», рассказывает о присутствие потребности в раннем развитии у каждого ребенка. Успех будущей личности напрямую будет зависеть от удовлетворения этой потребности. (4)

Позднее и раннее развитие ребенка

Помните, для успешного результата следует любить малыша, уважать и знать — видеть его способности и интересы.

Выбор методики по раннему развитию и центра раннего развития остается за вами, ведь никто лучше вас не знает характера, темперамента и наклонностей вашего ребенка.

Видео по теме:

Литература

1. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.

2. Дмитриева В.Г. Методика раннего развития Марии Монтессори — М.: Эксмо, 2012- 224с.

3. Чемберлен: «О разуме не родившегося ребенка». Доклад на второй международной конференции по домашним родам, Барселона, Испания, 17 октября 2003 г.

4. Масару Ибука После трех уже поздно – М. , 2012 – 224с.

Источник

https://www.babyroom.narod.ru/rr.html

Раннее развитие: ошибки и заблуждения

Раннее развитие…. Какую картинку рисует ваше воображение при этих словах? Наверное, несчастный, бледный младенец в комнате, увешанной географическими картами, азбуками, периодической системой элементов Менделеева, и мама, рассказывающая ему перед сном таблицу умножения вместо колыбельной песенки? Похоже, этому крохе действительно не повезло. Я же вижу совсем иное: трехлетняя девчушка, крепенькая и загорелая, хохотушка и всеобщая любимица, вместе с мамой склонилась над божьей коровкой на травинке и считает точечки у нее на крылышках…

Что это такое?

Тема раннего развития малышей неоднократно освещалась на страницах прессы, об этом сняты телепрограммы, за круглыми столами спорят специалисты, родители доказывают друг другу нужность-ненужность ранних занятий с детьми… В чем причина таких жарких дебатов, почему диапазон мнений разнится от восторженных отзывов до полного неприятия? Основная проблема заключается в том, что многие оппоненты плохо ориентируются в предмете, о котором спорят: в словосочетание “раннее развитие” каждый из них вкладывает свой смысл, который часто отличается от реальности. И для того, что бы в дальнейшем у нас с вами не возникало разночтений одного и того же термина, необходимо сразу расставить все точки над “i”.

Давайте определимся

Формально под ранним развитием понимают обучение малыша чему-либо от рождения до трех лет. На практике все несколько иначе. Обучение у многих из нас ассоциируется со школьной партой, “вбиванием” знаний, зубрежкой и прочими неприятными моментами классической общеобразовательной школы. Часто именно этим мотивируют вред раннего развития. Дескать, сажают малышей за парты, навязывают им знания, а в будущем у них развивается стойкое отвращение к школе в частности и любой учебе вообще. Все верно: от такого обучения больше вреда, чем пользы. Однако мы забыли, что говорим о раннем РАЗВИТИИ, а не об ОБУЧЕНИИ. Проблема в том, что мы часто отождествляем эти понятия. Но на самом деле они несут совершенно разную смысловую нагрузку. Раннее развитие – это не только раннее чтение и счет, как думают многие. Прежде всего, это развитие основных психических функций: внимания, воображения, памяти, логического и пространственного мышления, умения анализировать и обобщать. Это не заполнение крошечной ребячьей головки ненужной информацией, а создание некой интеллектуальной базы, которая станет прочным фундаментом для дальнейшего успешного обучения, сделает психику ребенка более устойчивой к школьным стрессам. Однако нельзя забывать и об эмоциональном, социальном и физическом развитии. В идеале малыш должен развиваться всесторонне.

А что значит ранее развитие для меня? Это ежедневные маленькие и большие открытия, это удивление и восхищение способностями крошечного человечка, это огромный мир детства — такой забытый и близкий одновременно. Это доброта, чуткость, внимание и понимание. Это букашки на цветах, которые становятся большими, как когда-то в детстве, если лечь на траву и рассматривать их вместе с малышом. Это альбомы гербариев и звонкий голосок: “Папа, это же цикорий! Разве ты не знаешь?” Это звездное небо с огромной, таинственной луной и сказки о созвездиях. Это неумелые рисунки гуашью и акварелью, мелками и темперой. Это старые выгоревшие диафильмы в луче проектора и завораживающая темнота вокруг. Это первые опыты с водой и “вулкан” из соды и уксуса. Это походы в музеи и планетарий, прогулки по городу с рассказами о том, как жили люди раньше. Это то, что сближает родителей и детей, помогает им учиться друг у друга, делает их лучше и духовнее…

Мифы

А вот те заблуждения, которые часто отпугивают родителей от ранних занятий с малышами. Нет ли среди них и ваших?

1. Раннее развитие – модное новшество поэтому, как все новое, имеет множество неизученных негативных последствий.
Идеи раннего развития отнюдь не новы — некоторым методикам уже более 100 лет. Ученые из многих стран (Япония, США, Россия, Италия, Германия, Франция и др.) постоянно изучают это явление. Детское раннее развитие уже давно существует в Кении и Перу. А, например, в Ливане и других арабских странах, школьное обучение начинается с трех лет и никого это не удивляет.

2. Малыши, с которыми занимаются ранним развитием, развиваются быстрее своих сверстников-“неучей”.
Нет, такие дети развиваются быстрее, чем могли бы, если бы с ними не занимались! Для каждого конкретного ребенка свои сроки развития. Кто-то без всякого обучения начал бы читать в 3 года, кто-то в — 7. Так что и темпы раннего развития для этих малышей различны.

3. Я не хочу иметь ребенка-вундеркинда. Таким детям тяжело в обществе, они редко находят свое место в жизни.
При помощи раннего развития этого и не получится. Раннее развитие – не метод выращивания гениев. Вундеркинды (“чудо-дети”) имеют врожденные особенности строения мозга. Как правило, они проявляют свои таланты и без специального обучения.

4. Раннее развитие может перегрузить мозг ребенка и в дальнейшем привести к серьезным проблемам со здоровьем.
Мозг маленького непоседы надежно защищен от перегрузок. Еще бы, ежедневно кроха получает из разных источников такое огромное количество информации, что, не будь этой естественной защиты, и впрямь не далеко до беды. А так, только устал малыш – сразу начинает капризничать, отвлекаться, зевать. Это верный признак того, что пора отдыхать.

5. Раннее развитие – это обычные программы обучения, которые предлагают детям более раннего возраста.
Основа раннего развития – стимулирование познавательной деятельности малыша. Эта методика не имеет ничего общего с классическими системами обучения. Вокруг ребенка создают особую развивающую среду, наполненную интересными объектами для изучения, стимулирующую все органы чувств. В такой среде кроха имеет возможность интенсивно изучать окружающий мир, удовлетворять свой исследовательский интерес. Любое обучение проводят посредством игр. Основное условие — заинтересованность самого ребенка.

6. Мамы, занимающиеся с малышом ранним развитием – фанатки, полностью посвятившие себя ребенку.
Отнюдь, если речь идет об истинном раннем развитии. Как правило, это образованные женщины, с интересами, выходящими далеко за рамки одних лишь занятий с ребенком. Они много читают, увлеченно учатся, имеют широкий кругозор. Таким мамам приходится освежать в памяти весь школьный курс: вместе с малышом они заново проходят зоологию и ботанику, географию и историю. В результате они становятся более интересными людьми как для себя, так и для окружающих. В их действиях присутствует не фанатизм, а увлеченность, способствующая творческому и духовному росту. Иногда такие мамы свою дальнейшую трудовую деятельность так или иначе связывают с детьми.

7. Раннее развитие “крадет” у ребенка беззаботное детство.
Конечно, куда лучше, когда ребенок до 5 лет только и делает, что ковыряет совком в песочнице. Вот оно, счастливое,безоблачное детство! А если не утрировать? Для малыша желание учиться, познавать что-то новое необходимо, как воздух. Это, если хотите, его главная цель в первые годы жизни. Без этой врожденной способности он никогда не станет полноценным членом общества. Так почему же не поддержать и не развить естественное стремление, почему не дать крохе интересную информацию? А он пусть возьмет то, что в данный момент ему важнее всего. Если занятия с ребенком проводятся без принуждения в виде увлекательной игры, если они приносят радость и пользу малышу и родителям, какое же тут украденное детство? А вот отсутствие внимания как раз и делает ребенка глубоко несчастным.

8. Зачем учить чему-то с рождения, если можно в 5 лет научить ребенка читать и подготовить к школе.
Раннее развитие – не способ подготовки к школе. Повторюсь: чтение и математика – не первостепенная задача раннего развития. Цель — воспитание всесторонне развитой личности. А если мы начнем воспитывать ребенка в 5 лет, значит, мы опоздаем на 5 лет!

9. А как же сказки, обычные игрушки и игры? Может, для малыша это важнее, чем карточки с цифрами и буквами?
А разве это взаимоисключающие вещи? И сказки, и колыбельные, и нежные мамины руки, и ролевые игры со сверстниками, и куклы-машинки и все то, что необходимо любому малышу…

Здоровые принципы

Если вы сделали выбор в пользу раннего развития, помните об основных его правилах:

♦ Самый главный принцип – никакого насилия над ребенком. Любые занятия должны проводиться в игровой, интересной форме и только тогда, когда малыш в них заинтересован.
♦ Важно научиться определять момент, когда малышу стало не интересно и прекращать занятия за минуту до этого.
♦ Прежде, чем отдать предпочтение той или иной методике, внимательно прочитайте книги самих авторов, а не отрывочные статьи в журналах. Проанализируйте методику и подумайте, подойдет ли она вам и вашему малышу.
♦ Не бывает раннего развития вообще, бывает раннее развитие конкретного ребенка. Поэтому, методика, подошедшая, например, соседскому Саше, может “не сработать” с вашим малышом.
♦ Совсем необязательно следовать одной-единственной методике от корки до корки. Можно взять у нескольких авторов лучшее — то, что будет интересно вам и крохе. В результате у вас получится своя, совершенно оригинальная система.
♦ Не составляйте графиков занятий, не ставьте перед собой и ребенком никаких целей.
♦ Уделяйте больше внимания тому, что особенно понравилось малышу. Старайтесь подавать материал комплексно: картинки посмотрели, книжку почитали, в музей сходили, просмотрели фильм или мультик по теме, слепили из пластилина, нарисовали, сочинили историю…
♦ Старайтесь, что бы ваши занятия были разносторонними. Не злоупотребляйте интеллектуальным развитием в ущерб эмоциональному.
♦ Искренне радуйтесь даже самой маленькой победе малыша.
♦ Не стремитесь вырастить из ребенка банкира или президента.Постарайтесь просто воспитать настоящего ЧЕЛОВЕКА.

Так в чем проблема?

А проблема, в первую очередь, в нас с вами, дорогие родители. В наших неуемных амбициях, в нашем родительском тщеславии, в желании доказать всем и вся, что наш ребенок самый лучший, а, следовательно, мы – хорошие родители. Мы пытаемся самореализоваться за счет ребенка, воплотить в крохе то, чего не удалось когда-то нам самим. Хотим вырастить гения, стремимся к каким-то немыслимым планкам и результатам, взваливаем на хрупкие детские плечики непосильный груз. Бездумно следуем методикам, даже не прочитав внимательно первоисточник, и искажаем главный девиз раннего развития, который гласит: “Чудо — в самом ребенке”.

И если все это сказано не о вас – прекрасно! Значит, вы на верном пути. Для вас и малыша раннее развитие станет тем, чем оно и должно быть: радостью познания огромного и прекрасного мира, восторгом от взаимного общения, жаждой новых открытий.

К счастью, я вовремя поняла все это. И мои амбиции рассыпались, едва зародившись. Каюсь, покупая 6-месячной дочке кубики Зайцева, я представляла, как к двум годам она будет читать вывески на улицах, удивляя и умиляя прохожих. Но Машка категорически отказывалась даже слышать о буквах. Она с удовольствием слушала чтение любых книг, кроме… азбук в стихах. Не помогали никакие ухищрения. Плакаты сиротливо висели на стенах, холодильник пестрел невостребованной магнитной азбукой, под кроватью пылились буквы-паззлы и кубики Зайцева…

Но вот мы отпраздновали трехлетие, и ситуация в корне изменилась: чтение осваивается семимильными шагами, и Маша уже с удовольствием читает названия журналов и книг… И страшно даже представить, каких дров я могла наломать в стремлении доказать, что мой ребенок самый умный. Наверное, Маша зачитала бы в 2 года, но ценою чего? И, возможно, никогда не было бы сказки, рассказанной мне доверительно на ушко: “Жила была коза с козлятами. Но волка там не было… Просто мама очень любила своих козлят…”

На мой взгляд, существует лишь одна реальная проблема – дальнейшее школьное обучение. Поэтому подойти к выбору школы для маленького умницы нужно со всей ответственностью. К счастью, сейчас существуют специализированные школы с углубленным изучением того или иного предмета, нестандартным подходом к обучению, где развитому малышу скучать не придется. Кроме того, родители хорошо знают, как сложно школьникам выкроить время для занятий спортом, танцами, да просто для прогулок и игр со сверстниками. А вот ребенок, которому учиться легко и интересно здесь в явном выигрыше. Без проблем справляясь со школьной программой, он имеет возможность уделять больше времени дополнительному образованию, посещать интересные кружки и секции, рисовать, моделировать, творить…

И напоследок самое важное: только искренняя любовь к ребенку должна быть главным двигателем в любых ваших начинаниях и тогда все подводные камни раннего развития будут вам не страшны.

Юлия Каспарова
«Мир семьи»
октябрь 2004

Источник